Игровой подход в обучении детей музыкально-ритмическим движениям
статья по музыке
Мир детства - это вечное движение. Двигаясь, дети ощущают радость жизни, красоту и гармонию окружающего мира, заключенную в самом ритме движения. Движения – это форма существования человека на земле, его жизнь, данная ему природой.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
muzykalnaya_igra_kak_sredstvo_osvoeniya_muzykalno-ritmicheskih_dvizheniy.docx | 24.78 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Музыкальная игра как средство освоения музыкально-ритмических движений
Красоту следует искать и находить
в детях: в свете их глаз и в красоте
их маленьких рук, вытянутых
в очаровательном движении.
Айседора Дункан
Мир детства - это вечное движение. Двигаясь, дети ощущают радость жизни, красоту и гармонию окружающего мира, заключенную в самом ритме движения. Движения – это форма существования человека на земле, его жизнь, данная ему природой.
Ребенок - душа и цветок природы. Как не могут цветы жить без света, тепла и воды, так и дети не могут быть лишены красоты движения. Воспитание красотой движения – одна из главных задач гармоничного развития ребенка и становление личности.
Подмечено, что специфической особенность танца является единство музыки и движения, объединенных ритмом. По мнению Э. Жак-Далькроза, создателя целой системы упражнений, отражающих тесную связь музыки, ритма с движением человека – «только органическая связь музыки, с языком движения обеспечивает гармонично-ритмическое воспитание»
Получая огромную радость и наслаждение от общения с красотой движения под музыку, ребенок счастлив, ведь танец и движение дают ему выразить себя, свои мироощущения и переживания.
Игра развивает индивидуальность, играя, ребенок учится воспроизводить свои впечатления и идеи, а также получая знания в игровой форме, он усваивает быстрее и легче.
Педагог должен стараться, чтобы в обучении музыкально-ритмическим движениям, все было прозрачно и понятно детям, что несомненно, стимулирует их интерес и более успешное воспроизведение движений на музыкальных занятиях.
Музыкальное воспитание детей дошкольного возраста очень важно, ведь в эти годы закладывается основа, на которой позже будет производиться знание художественных пристрастий человека, его представлений и вкусов. Музыкальное воспитание является одним из средств формирования личности ребенка. Дать знания, развить навыки и умения - не самоцель, гораздо важнее пробудить интерес детей к познанию.
Детство – это, прежде всего, игра. Если ребенок познает мир, получает знания в игровой форме, то эти сведения усваиваются им быстрее и легче.
Вот и на музыкальных занятиях игровые приемы должны использоваться во всех видах деятельности, тогда процесс обучения будет живым, интересным и, главное, результативным.
В своей работе с детьми я столкнулась с проблемой разучивания музыкально- ритмических движений. У многих детей, в силу их возрастных особенностей, ещё не развито чувство ритма, координация движений, пространственное воображение, а обучение по принципу: «повтори за мной» и «поставь ногу сюда, а эту вот так», не всегда успешно. Если у ребенка с самого начала не получилось то или иное движение, то он, порой начинает комплексовать, особенно если эта неудача произошла при ребятах, и на его ошибку обратили внимание и сделали замечание при всех. Индивидуальные занятия могут спасти ситуацию, но ребенок уже боится сделать не так, вдруг у него не получится и на следующем занятии? Кроме того, обучение музыкально-ритмическим движениям проходит неинтересно и скучно для детей – сухой неоднократный повтор гасит интерес к этому виду деятельности, потому столько времени приходится тратить на постановку танца: некачественное и невыразительное исполнение движений не может радовать ни детей, ни педагога.
Передо мной встал вопрос: как привить детям любовь к обучению музыкально - ритмическим движениям с младшего возраста? Как сделать процесс обучения интересным, занимательным?
Мне не хотелось отрабатывать с детками каждое движение способам
неоднократного, машинального повтора за взрослым. Ведь ещё Леонид Плетнев сказал: «Танцевать можно плохо, учить плохо – нельзя!»
Прежде чем углубленно заниматься этим вопросом и, изучив ряд методической литературы:
- «Ритмическая мозаика» А.И.Буренина, ЛОИРО С-Петербург 2000г.;
- Музыкально-двигательные фантазии И.Каплунова И.Новоскольцева, «Композитор», Санкт-Петербург 2003
- Журналы: «Музыкальная палитра»,
- «Музыкальный руководитель»,
- «Дошкольное вопитание»
- «От жеста к танцу» Е. В. Горшкова
- « Хореография для самых маленьких» Л.Н. Барабаш
- «Учимся петь и танцевать, играя!» А.А. Евтодьевой
я стала разрабатывать и находить игровые приемы, ситуации для обучения музыкально-ритмических движений в игре.
«Образная игровая форма позволяет поддерживать у детей интерес к любому виду музыкальной деятельности, осуществлять её более успешно и свободно», - отмечает Л.Н. Комисарова и Э.П. Костина.
Музыка может быть подобрана так интересно и образно, что объяснит всё сама, без скучных монологов-пояснений, но стоит отметить, что в усвоении музыкально-ритмических движений, развитии чувства ритма, музыка и наглядность в образной форме может оказать неоценимую услугу! Помимо чувства ритма, в музыкально-ритмических деятельности отрабатывается и восприятие образов, развивается выразительность движений в танце, хороводе, при передаче музыкально-игрового образа. Б.М. Теплов писал, что центром занятий по ритмике должна быть музыка в её образном проявлении.
Учить детей воспринимать развитие музыкальных образов и выражать их в движениях; развивать творческие способности, придумывать игровой образ, персонаж и «свой» танец – и есть цель обучения танцевального творчества. Но динамика развития детского творческого самовыражения должна осуществляться от простого к сложному: от детских кукол – к образам сказочных персонажей и образам фантазий и природы! Мною разработаны и подобраны упражнения, которые носят как игровую форму, так и образную форму обучения танцевальным движениям.
О. П. Радынова в своих научных рассуждениях убеждает, что занимательное обучение, в свою очередь, обогащается творческими проявлениями детей, приобретает развивающий характер.
« Интерес к музыке, музыкальным занятиям необходимо постоянно поддерживать и оживлять. Приёмы развития музыкального восприятия и необходимо варьировать, сочетать друг с другом», - пишет О. П. Радынова.
Так, пение может перейти в инсценирование и сочетаться с музыкально-ритмическими движениями; оркестровка может тоже сочетаться с передачей характера музыки в движении, слушание плавно перетекать в танцевальное творчество!
И все это даёт живость, непосредственность занятию, способствует развитию инициативы детей, проявлению выдумки, фантазии!
Методы и приёмы обучения музыкально-ритмическим движениям
На занятиях значительная часть времени отводится разучиванию различных движений под музыку.
Дети учатся ускорять и замедлять движения, непринужденно двигаться в соответствии с музыкальными образами, разнообразным характером, динамикой музыки.
В процессе систематических занятий по движению у ребят, развивается музыкально-слуховое восприятие. Детям постепенно приходится вслушиваться в музыку для того, чтобы одновременно точно выполнять движения.
Детям младшего возраста свойственны подражательные движения. Поэтому для малышей 2-х лет желательно использовать в игровых ситуациях разнообразные игрушки, с помощью которых можно побуждать детей к выполнению несложных действий под музыку.
Например: перед занятием педагог надевает на руку куклу (петрушку, зайчика и т.д.) и приглашает детей в музыкальный зал. Дети весело маршируют, подражают всем движениям петрушки, которые он показывает: хлопают в ладоши, приседают, кружатся и т.д. С куклой детям интересней выполнять движения (в упр. «Гулять, отдыхать» М.Красева) или плясать.
С первых занятий необходимо развивать стремление самостоятельно с творческими элементами выразительно двигаться под музыку.
Таким образом, надо активно развивать и обогащать двигательную реакцию детей. В этом большую помощь могут оказать игровые моменты. Например: в игре «Кто из лесу вышел?», дети должны не только определить, кто вышел из лесу: медведь, лиса, зайчик и др. но и передавать движением неуклюжего, медленно ступающего медведя, быстрого трусливого зайчишку. Каждый ребенок по-своему применяет умения и знания в этой игре.
Интересные игровые творческие задания мы проводим после повторного слушания нового музыкального произведения. Например: звучит мелодия незнакомой польки. Дети определяют веселый, бодрый, танцевальный характер музыки. Один говорит: «Это музыка-танец, она веселая и танцевать ее надо легко и весело» и начал выполнять поскоки. Другой придумал интересный ритмический рисунок хлопками. И вот уже знакомый вид польки можно было увидеть в движениях других детей. Один за другим ребята включились в танец. Танцует вся группа.
Таким образом, игровые приемы на занятиях музыки способствует более активному восприятию музыки дошкольниками, позволяет в доступной форме приобщать их к основам музыкального искусства.
Список литературы
- Пуртова Т. В., Беликова А. Н., Кветная О. В. Учите детей танцевать. – М.: Гуманит. изд. Центр ВЛАДОС, 2003.
- Практическое пособие по хореографии для музыкальных руководителей дошкольных учреждений и начальной школы/ Авт.-сост. Т. О. Шалар. – Мозырь: ООО ИД «Белый Ветер», 2002.
- Горшкова Е. В. Учимся танцевать. Путь к творчеству. – М.: Научно-практическое объединение психотехника, 1996.
- Методика музыкального воспитания в детском саду/ Н. А. Ветлугина, И. Л. Дзержинская, Л. Н. Комиссарова и др. – М.: Просвещение, 1982.
- Ирванцова О. В. Очарование движением. – Мозырь: ООО ИД «Белый ветер», 2007.
- Фирилева Ж. Е., Сайкина Е. Г. «СА-ФИ-ДАНСЕ». Танцевально-игровая гимнастика для детей. – СПб.: «Детство-пресс», 2000.
- Давыдова М. А. Музыкальное воспитание в детском саду: средняя, старшая и подготовительная группы. – М.: ВАКО, 2006.
- Агапова И. А., М. А. Развивающие музыкальные игры, конкурсы и викторины. – М.: ООО «ИД РИПОЛ классик», ООО Издательство «ДОМ. ХХI век», 2007.
- Евдотьева А. А. Методическое и практическое пособие по обучению дошкольников пению и движениям в игровой форме. – Калуга, 2007.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация по музыкальному воспитанию детей «Использование игровых приемов в процессе обучения детей музыкально - ритмическим движениям.»
В консультации представлен теоретический материал о музыкально-ритмических движениях, даны некоторые приемы для разучивания и закрепления ритмического рисунка, а также есть подборка двигательных упраж...
Творческий проект "Использование танцевальных и спортивных атрибутов в процессе обучения детей музыкально-ритмическим движениям (создание предметно-игровой среды в музыкальном зале)".
Творческий проект по созданию предметно-развивающей среды в музыкальном зале....
«Использование игровых приемов в процессе обучения детей музыкально - ритмическим движениям.»
Музыка для ребёнка - мир радостных переживаний. Чтобы открыть перед ним дверь в этот мир, вызвать интерес и любовь к музыке, надо развивать у него способности, и прежде всего музыкальный слух и эмоцио...
Использование игровых приемов в процессе обучения детей музыкально-ритмическим движениям
Музыкально-ритмическая деятельность детей проходит более успешно, если обучение элементов танцевальных движений осуществляется в сочетании с музыкальными играми и творческими заданиями. Систематическо...
Консультация «Игровые приемы в процессе обучения детей музыкально-ритмическим движениям» (Сентябрь 2020)
Консультация по музыкальному воспитанию детей для родителей и воспитателей...
Консультация на тему: " Взаимодействие воспитателя и музыкального руководителя в процессе обучения детей музыкально-ритмическим движениям"
Консультация будет полезна как для начинающих педагогов так и для педигогов стажистов. Так как поможет узнать или освежить отдельные аспекты такого важного направления как развитие музыкально ритмичес...
Рабочая программа к дополнительной общеразвивающей программе «Ритмическая мозаика» по обучению детей музыкально-ритмическим движениям физкультурно-спортивной направленности для детей 4 до 7 лет
Рабочая программа к дополнительной общеразвивающей программе «Ритмическая мозаика» по обучению детей музыкально-ритмическим движениям физкультурно-спортивной направленности для детей...