Рабочая учебная программа по развитию познавательной сферы у старших дошкольников
рабочая программа (старшая группа)

Елсакова Диана Руслановна

Для успешного освоения программы школьного обучения ребёнку необходимо последовательно и доказательно мыслить, иметь элементарные навыки речевой культуры, владеть приёмами произвольного внимания и памяти, уметь выделить учебную задачу и превратить её в самостоятельную цель деятельности. Иными словами, важно не количественное накопление знаний, а их качественная сторона, способность ребёнка самому находить способы удовлетворения познавательных запросов. Соответственно, ещё в дошкольном детстве, задолго до поступления в школу необходимо вести работу по формированию психических процессов, которые в дальнейшем станут основой прочных школьных знаний.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon poznavatelnye_starshaya.doc691 КБ

Предварительный просмотр:

Приложение

к рабочей программе педагога-психолога

муниципального бюджетного образовательного учреждения

«Детский сад №18 «Звёздочка» г. Воркуты

РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА

по развитию познавательной сферы

старших дошкольников

Составитель: Елсакова Д.Р.

 педагог-психолог

Воркута, 2018г.


Содержание:

1. Целевой раздел

1.1. Пояснительная записка.

1.2. Принципы и подходы к формированию рабочий программы.

1.3. Характеристика возрастных и индивидуальных особенностей развития детей 5-6 лет.

1.4. Планируемые результаты освоения рабочей программы.

2. Содержательный раздел

2.1. Структура и содержание программы.

2.2. Организация образовательного процесса.

3.Организационный раздел

3.1. Материально-техническое обеспечение рабочей программы.

3.2. Учебно - методический комплекс реализации рабочей программы.

Приложения

  1. Примерное тематическое планирование занятий.
  2. Конспекты занятий по развитию познавательной сферы старших дошкольников.


1. Целевой раздел

  1. Пояснительная записка

Для успешного освоения программы школьного обучения ребёнку необходимо последовательно и доказательно мыслить, иметь элементарные навыки речевой культуры, владеть приёмами произвольного внимания и памяти, уметь выделить учебную задачу и превратить её в самостоятельную цель деятельности. Иными словами, важно не количественное накопление знаний, а их качественная сторона, способность ребёнка самому находить способы удовлетворения познавательных запросов. Соответственно, ещё в дошкольном детстве, задолго до поступления в школу необходимо вести работу по формированию психических процессов, которые в дальнейшем станут основой прочных школьных знаний.

Психический процесс дошкольника (память, внимание, мышление, воображение, и др.) не могут формироваться стихийно. Для их развития необходима целенаправленная систематическая работа, как специалистов дошкольных образовательных учреждений (ДОУ), так и родителей.

Таким образом, чтобы подготовка к школе носила плавный, логический характер,  без  перегрузки  в  течении  одного  учебного  года,  целесообразно планировать работу по подготовке к школе уже в старшей группе. Именно в этой возрастной группе необходимо целенаправленно вести работу по развитию всех психических процессов (ведь известно, что возраст 5 –6 лет является наиболее восприимчивым к различным педагогическим воздействиям, в т. ч. к развитию психических процессов).

Каждое занятие в рамках курса «Лаборатория профессора Ума» является самостоятельной единицей, но сохраняет общую логику проведения занятий и реализует задачи, поставленные перед всем курсом.

Комплекс занятий рассчитан на детей 5-6 лет. Каждое занятие состоит из  четырех  частей  и  занимает  20-25  мин,  что  соответствует  физическим  и психологическим возможностям детей данной возрастной группы. Цикл занятий по программе рассчитан на 12 недель (по одному занятию в неделю)

Цель программы: оказание старшим дошкольникам помощи в развитии школьно-значимых навыков и умений, волевой регуляции деятельности, предотвратить возможные трудности в общении с другими детьми.

Задачи программы:

  1. Привить ребенку умение подчинять свою работу (деятельность) на различных занятиях массе обязательных для всех правил. Так как подчинение правилам формирует у дошкольника умение регулировать свое поведение и тем самым формы произвольного управления им.
  2. Оказать помощь в развитии у детей школьно-значимых навыков и умений, а также таких психических функций, как мышление, речь, концентрация и переключение внимания, память, воображение, восприятие детьми задания на слух. Кроме того, программа занятий направлена на развитие у дошкольника самостоятельности, мелкой моторики рук, творческого мышления, чувства цвета.
  3. Развитие у воспитанников навыков общения со сверстниками.
  4. Привить дошкольникам морально-нравственные представления об организации общения друг с другом.

1.2. Принципы и подходы к формированию рабочий программы

Психологические принципы, на которых базируется разработка данной коррекционной программы, определяются основными теоретическими положениями возрастной и педагогической психологии, разработанными школой Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, Д.В. Эльконина, В.В. Давыдова, в нейропсихологии - А.Р. Лурия.

  1. Принцип безопасности
  2. Принцип многократного повторения материала для формирования у ребенка не просто умения, но и навыка
  3. Принцип положительного подкрепления
  4. Принцип доверия (откровенности) – мы доверяем друг другу, не боимся переспросить, если что-то непонятно, не боимся быть смешными.
  5. Принцип уважительного отношения друг к другу.

1.3. Характеристика возрастных и индивидуальных особенностей развития детей 5-6 лет

Возраст 5-6 лет — это старший дошкольный возраст. Он является очень важным возрастом в развитии познавательной сферы ребенка, интеллектуальной и личностной. Его можно назвать базовым возрастом, когда в ребенке закладываются многие личностные аспекты, прорабатываются все моменты становления «Я» позиции. Именно 90% закладки всех черт личности ребенка закладывается в возрасте 5-6 лет. Очень важный возраст, когда мы можем понять, каким будет человек в будущем.

В 5-6 лет ребенок как губка впитывает всю познавательную информацию. Научно доказано, что ребенок в этом возрасте запоминает столько материала, сколько он не запомнит потом никогда в жизни. В этом возрасте ребенку интересно все, что связано с окружающим миром, расширением его кругозора. Лучшим способом получить именно научную информацию является чтение детской энциклопедии, в которой четко, научно, доступным языком, ребенку описывается любая информация об окружающем мире. Ребенок получит представление о космосе, древнем мире, человеческом теле, животных и растениях, странах, изобретениях и о многом другом.

Этот период называют сензитивным для развития всех познавательных процессов: внимания, восприятия, мышления, памяти, воображения. Для развития всех этих аспектов усложняется игровой материал, он становится логическим, интеллектуальным, когда ребенку приходится думать и рассуждать.

В этом возрасте ребенок продолжает активно познавать окружающий мир. Он не только задает много вопросов, но и сам формулирует ответы или создает версии. Его воображение задействовано почти 24 часа в сутки и помогает ему не только развиваться, но и адаптироваться к миру, который для него пока сложен и малообъясним.

Желает показать себя миру. Он часто привлекает к себе внимание, поскольку ему нужен свидетель его самовыражения. Иногда для него негативное внимание важнее никакого, поэтому ребенок может провоцировать взрослого на привлечение внимания «плохими» поступками.

С трудом может соизмерять собственные «хочу» с чужими потребностями и возможностями и поэтому все время проверяет прочность выставленных другими взрослыми границ, желая заполучить то, что хочет.

Готов общаться со сверстниками, познавая через это общение правила взаимодействия с равными себе. Постепенно переходит от сюжетно-ролевых игр к играм по правилам, в которых складывается механизм управления своим поведением, проявляющийся затем и в других видах деятельности. В этом возрасте ребенку еще нужен внешний контроль — со стороны его товарищей по игре. Дети контролируют сначала друг друга, а потом — каждый самого себя.

Стремится к большей самостоятельности. Он хочет и может многое делать сам, но ему еще трудно долго сосредоточиваться на том, что ему неинтересно. Очень хочет походить на значимых для него взрослых, поэтому любит играть во «взрослые дела» и другие социальные игры.

1.4.Планируемые результаты освоения программы.

Основные знания, умения и навыки, сформированные в ходе реализации программы:

  • Умение подчинять свою деятельность системе обязательных для всех правил.
  • Умение рисовать и срисовывать по клеткам или по образцу.
  • Умение общаться друг с другом и с воспитателем в рамках морально-нравственной нормы нашего общества.
  • Умение отличать цвета и геометрические фигуры, комбинировать из них различные предметы.

Ожидаемый результат:

Дети становятся более активными и уверенными в своих силах и возможностях и на других занятиях. К концу учебного года улучшаются графические навыки и зрительно-моторные координации детей, формируется произвольность, улучшаются все познавательные процессы.

ІІ. Содержательный раздел

Данная программа разработана на основе программы интеллектуально-разивающих занятий со старшими дошкольниками «Лаборатория профессора Ума» под редакцией М.Р.Григорьевой (2009г).

2.1. Структура и содержание программы.

Каждое занятие в рамках курса «Лаборатория профессора Ума» является самостоятельной единицей, но сохраняет общую логику проведения занятий и реализует задачи, поставленные перед всем курсом.

Занятия оказывают огромное влияние на развитие психических процессов детей: развитие мышления (дети научатся анализировать, классифицировать, обобщать предметы и понятия); внимания (повысится уровень работоспособности); памяти (увеличится объем зрительного и слухового запоминания); творческого воображения, связной речи, и, в конечном итоге, полноценной подготовке детей к школе.

Данная программа носит комплексный интегрированный характер, т. к. ориентирует педагога на сотрудничество педагога с ребенком, настраивает детей на позитивный лад, формирует нравственные чувства и поступки, а так же отмечается более глубокое усвоение программного материала по разделам: «Развитие речи», «Математика», «Изобразительная деятельность».

Содержание программы

Тема занятия

Цель и задачи.

Формы работы

1

Добро пожаловать в лабораторию профессора Ума

Знакомство с программой занятий, изучение творческих мастерских. Формирование у детей интереса и положительного отношения к занятиям в группе. Развитие когнитивной сферы, внимания, произвольности поведения.

«Раскрась круги», «Дорисуй узоры по образцу», игра «Зеваки» (М. Чистякова).

2

Попробуй, разберись!

Развитие когнитивной сферы, концентрации и устойчивости внимания, произвольного внимания, умения действовать по правилам и быстро переключаться с одной деятельности на другую.

«Лабиринт», «Узнай по контуру», «Слушай хлопки» (М. Чистякова).

3

Наш первый эксперимент

Развитие наглядно-образного мышления, самоконтроля, умения действовать по правилу, формирование умения классифицировать предметы по одному или нескольким свойствам.

«Продолжи узор», «Игра с обручами», физкультминутка.

4

Ассоциации

Развитие когнитивной сферы, восприятия и произвольности поведения, мелкой моторики руки, умения действовать по правилам.

«Конкретизация абстрактного», активная игра «Кричалки – шепталки – молчалки» (И. Шевцова), «Раскрась по образцу».

5

 Что спрятано?

Развитие концентрации и устойчивости внимания, умения действовать по правилам выдержки и самоконтроля, развитие мелкой моторики руки.

«Что спрятано?», игра «Улитка» (Н. Кряжева), «Чего не хватает?».

6

Умники и умницы!

Развитие умения ориентироваться в пространстве, творческих способностей, воображения, выразительности движений, мелкой моторики руки. Развитие устойчивости внимания. его распределения и переключения

«Заполни пробел», активная игра «Зоопарк», ««Выбери команду».».

7

Царство геометрических фигур

Развитие когнитивной сферы, навыков комбинирования, мелкой моторики руки.

«Наводим порядок», «Собери по образцу», физкультминутка.

8

Тренируем память

Развитие когнитивной сферы.

«Запоминание слов», активная игра «Мы такие разные!»

9

Что на что похоже?

Развитие образного мышления, внимания, умения ориентироваться в пространстве, мелкой моторики руки.

«Что на что похоже?», «Повтори рисунок», активная игра «Ой, ой, ой».

10

Учимся думать.

Развитие когнитивной сферы, коммуникативных навыков, мелкой моторики руки.

«Назови одним словом», «Съедобное – несъедобное», «ЧП в лаборатории профессора Ума».

11

В Лаборатории Ума

Развитие когнитивной сферы, памяти, коммуникативных навыков.

«Найди закономерность», «Дорисуй картинку», «Место рядом со мной свободно…», физкультминутка.

12

Заключительное занятие 

Развитие творческих способностей, коммуникативных навыков. Создание коллективного подарка профессору Уму.

Подведение итогов курса.

2.2.  Организация образовательного процесса

Формы работы - групповые занятия.

Количество детей в группе – 6-8 человек.

Время занятия – 25 минут  

Занятия проводятся в помещениях с соблюдением санитарно – гигиенических норм и правил.

Оснащение занятий: доска, мел, губка, цветные карандаши или фломастеры, белые листы бумаги формата А4, клей, ножницы, мяч, колокольчик, карточки с изображением ладоней красного, синего и желтого цвета. ксерокопии бланков приложений, тетрадь в клеточку с заданием на каждого воспитанника.

Принципы проведения занятий: системность подачи материала; наглядность обучения; цикличность построения занятия; доступность; развивающий и воспитательный характер учебного материала.

Каждое занятие содержит в себе следующие этапы:

  1. Организационный момент - создание эмоционального настроя в группе; упражнения и игры с целью привлечения внимания детей;
  2. Основная часть. На эту часть приходится основная смысловая нагрузка всего занятия. В нее входят игры, упражнения, направленные на развитие и коррекцию эмоционально – волевой и познавательной сфер ребенка.
  3. Рефлексивный этап- обобщение нового материала; подведение итогов занятия.

Индивидуальная работа: включает в себя входную (в начале года) и контрольную (в конце года) диагностику с целью изучения уровня развития психических процессов на соответствие возрастным нормам, с помощью «Экспресс - диагностики в детском саду»  (автор Н.Н. Павлова, Л.Г. Руденко). Ее результаты могут быть использованы в индивидуальном подходе к ребенку на занятиях, в составлении коррекционной программы и в консультировании родителей и педагогов.

Работа с родителями детей - участников программы: предусматривает привлечение родителей к созданию условий в семье, способствующих наиболее полному усвоению знаний, умений и навыков, полученных детьми на занятиях и реализации их в повседневной жизни; просветительскую работу с родителями в форме лекций, семинаров-практикумов и круглых столов.

В процессе работы используются следующие методы и приемы:

  • игры с правилами на развитие высших психических функций, мелкой моторики руки, произвольной сферы.
  • игры и упражнения на сотрудничество, развитие навыков межличностного взаимодействия, объединение участников (игры-приветствия, игры-взаимодействия).
  • этюды на развитие эмоциональной выразительности, снятие напряжения, релаксационные игровые упражнения.
  • моделирование и анализ проблемных ситуаций.
  • совместная творческая деятельность (рисование, конструирование)

ІІІ. Организационный раздел

  1. Материально-техническое обеспечение программы

представлено:

- помещением кабинета психолога и сенсорной комнатой, оборудованными в соответствии с требованиями СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций»;

- детской мебелью, соответствующей росту и возрасту детей. Функциональные размеры используемой детской мебели для сидения и столов (учебных) соответствуют обязательным требованиям, установленным техническими регламентами и стандартами;

- оборудованием помещения кабинета психолога и сенсорной комнаты для проведения образовательной деятельности с воспитанниками, соответствующей Концепции построения развивающей среды, письму МО РФ от 26.05.1999г. № 109/23-16 «О введении психолого-педагогической экспертизы и критериях оценки детских игрушек», письму МО РФ от 17.05.1995г. № 61/19-12 «О психолого-педагогических требованиях к играм и игрушкам в современных условиях»;

- игровым и дидактическим материалом, иллюстративным материалом, альбомами и художественной литературой для обогащения детей впечатлениями;

- дидактическими играми, сюжетными игровыми наборами для развития детей в разных видах деятельности, конструкторами и игровыми строительными наборами, игровым оборудованием для игр малой подвижности.

  1. Учебно - методический комплекс реализации программы.

  1. Ануфрикв А.Ф. Как преодолеть трудности в обучении/ Ануфрикв А.Ф., Костромина С.Н. - М: Ось-89, 2003
  2. Арцишевская И.Л. Работа психолога с гипперактивными детьми в детскком саду/ И.Л.Арцишевская. - ("Серия психологическая служба"). - М.: Книголюб, 2005.
  3. Владимирова Н. Арифметка для малышей / Н.Владимирова, - М.: АСТ-ППРЕСС, 1999
  4. Волков С.Ю. Арифметика / С.Ю.Волков. - М.: Омега, 1998.
  5. Григорьева М.Р. Интеллектуально-развивающие занятия состаршими дошкольниками/ Григорьева М.Р.Учитель, 2009.
  6. Овчарова Р.В. «Практическая психология в начальной школе», М.: ТЦ «Сфера».- 1996
  7. Осипова А.А., Малашинская Л.И. Диагностика и коррекция внимания: Программа для детей 5-9 лет. М.: ТЦ Сфера, 2001.
  8. Пылаева Н.М.,. Ахутина Т.В «Школа внимания. Методика развития и коррекции внимания у детей 5-7 лет».. М.: ИНТОР.- 1997
  9. Сунцова А., Курдюкова С. Учимся ориентироваться в пространстве Формирование представлений о пространстве и времени. СПб: Питер, 2008.
  10. Сунцова А.В., Курдюкова. С.В. Развиваем память: игры, упражнения, советы специалиста. М.: Эксмо, 2010.
  11. Узорова, О.В. 350 упражнений для подготовки детей к школе: игры, задачи, основы письма ирисования / О.В.Узорова, Е.А. Нефедова. - М.: АСТ:Апреле, 2005
  12. Урунтаева Г. А. Практикум по психологии дошкольника. - М.: Академия, 2012.
  13. Образцова, Т.Н. Психологические игры для детей / Т.Н.Образцова. -М.: ООО "Этрол", 2005
  14. Шарохина В.Л. Коррекционно – развивающие занятия: старшая, подготовительная группы.- М.:ООО «Национальный книжный центр», 2015.
  15.  Широкова Г.А. Практикум детского психолога / Г.А.Широкова, Е.Г.Жадько, - 2-е изд. - (Серия "Психологический практикум"), - Ростов н/Д.:Феникс, 2005.

Приложение 1

Примерное тематическое планирование развивающих занятий

для детей от 5 до 6 лет (1 занятие в неделю по 25 минут, всего 12 занятий)

Месяц

Темя занятия

Кол-во часов

январь

1

Добро пожаловать в лабораторию профессора Ума

25 мин

2

Попробуй, разберись

25 мин

3

Наш первый эксперимент

25 мин

4

Ассоциации

25 мин

Февраль

5

Что спрятано?

25 мин

6

Умники и умницы!

25 мин

7

Царство геометрических фигур

25 мин

8

Тренируем память

25 мин

март

9

Что на что похоже?

25 мин

10

Учимся думать.

25 мин

11

В Лаборатории Ума

25 мин

12

Заключительное занятие

25 мин

Приложение 2

ДОБРО ПОЖАЛОВАТЬ В ЛАБОРАТОРИЮ
ПРОФЕССОРА УМА

Цели: познакомиться с детьми, создать благоприятный психологический климат в группе, познакомить дошкольников с особенностями занятий в группе и правилами поведения на них; сформировать у детей интерес и положительное отношение к занятиям в группе; развитие когнитивной сферы, внимания, произвольности поведения

Ход занятия

I. Организационный момент. Создание эмоционального настроя.

«Знакомство». Психолог представляется, говорит о том, что теперь его встречи с ребятами будут регулярными. Что им предстоит знакомство со знаменитым профессором Умом, которому очень нужна их помощь в многочисленных мастерских его лаборатории.

  • Есть Мастерская Ума, где работает сам профессор. Там он решает сложные логические задачи и примеры.
  • Есть Лаборатория работы с клетками, Мастерская узоров и фигур. Там проводят различные эксперименты с клетками, создают узоры из геометрических фигур и много, много интересного.
  • Есть Словотворческая мастерская, где из разных букв создают слова.
  • Есть Живая мастерская, где обитают животные и растения.
  • Есть Творческая мастерская, где воплощаются самые смелые идеи и фантазии учеников профессора Ума.

После того как дети сели на свои места, психолог объясняет правила поведения на занятиях, вывешивая на доску «знаки» (Приложении 1). Он обсуждает с ними, почему нужно вести себя в соответствии с этими правилами, и что будет, если не соблюдать эти правила.

Психолог рассказывает о линейках роста, которые оформлены в виде колб, в которые будут опускаться «капельки знаний». Эти капельки имеют разные достоинства: в +1 и +2 балла. Дети, которые работали очень хорошо и самостоятельно, получают после занятия капельку достоинством +2 балла; дети, которые старались, но допускали ошибки и выполняли задания с помощью, получат капельки достоинством +1 балл; дети, которые не старались, баловались и т. п. капельки не получают. Это необходимо для дополнительного мотивирования дошкольников и подведения итогов в конце курса.

II. Основная часть занятия.

1.Выполнение  заданий.

 Мы начнем наше путешествия с Мастерской профессора. Похоже, он приготовил для вас небольшое испытание. Тот, кто правильно выполнит это задание будет считаться его учеником.

Итак, перед вами пустая таблица. Нарисуйте в клеточках красные, желтые и зеленые круги так, чтобы в каждой строке и в каждом столбце не было одинаковых кружков.

Отлично! Молодцы! Теперь вы ученики профессора Ума. Поздравляю!

2. Путешествие  в Мастерскую узоров и фигур.

Профессор предлагает вам первое задание. Вам необходимо отправиться  в  Мастерскую   узоров  и  фигур  и  дорисовать по образцу следующие узоры:

3. Игра  «Зеваки».

Психолог. Вы, наверное, устали? Я предлагаю вам немного отдохнуть и поиграть. Игра называется «Зеваки» (М. Чистякова).

Описание игры. Дети становятся в круг и идут в какую-нибудь сторону. По сигналу, подаваемому колокольчиком, они разворачиваются, хлопают в ладоши 4 раза и идут в обратном направлении. Запоздавший с выполнением инструкции выбывает из игры.

III. Заключительная часть занятия. Подведение итогов.

Психолог. Что ж, сегодня у вас был важный день. Профессор Ум дал вам первое задание, с которым вы успешно справились. Поднаберитесь сил и терпения: впереди у вас много ответственных поручений.

ПОПРОБУЙ, РАЗБЕРИСЬ!

Цель: развитие когнитивной сферы, концентрации и устойчивости внимания, произвольного внимания, умения действовать по правилам и быстро переключаться с одной деятельности на другую.

Ход занятия

I. Организационный момент.

II. Основная часть занятия.

1. Упражнение «Лабиринт».

Психолог. Сегодня мы с вами отправимся в Мастерскую узоров и фигур. Там ведутся очень важные и засекреченные эксперименты. Поэтому путь туда преграждает непростой лабиринт и попасть в эту лабораторию сможет только тот, кто успешно его преодолеет. Итак, в путь! (Образец лабиринта см. в Приложении 2.)

2. Упражнение «Узнай по контуру».

Детям раздаются карточки с наложенными друг на друга изображениями предметов. Им нужно перечислить все изображенные предметы.

3.  Упражнение «Слушай хлопки» (М. Чистякова).

Описание игры. Дети свободно передвигаются по комнате, но по хлопку психолога они должны остановиться и превратиться в аиста (поднять одну ногу, руки – в стороны), на два хлопка они должны отреагировать превращением в лягушку (присесть, пятки вместе, носки врозь, между носками руки). Три хлопка разрешают снова двигаться свободно.

III. Заключительная часть занятия. Подведение итогов.

Психолог. Вам сегодня пришлось хорошенько потрудиться. Что понравилось на занятии? С какими трудностями столкнулись? До новых встреч.

НАШ ПЕРВЫЙ ЭКСПЕРИМЕНТ

Цели: развитие наглядно-образного мышления, самоконтроля, умения действовать по правилу; формирование умения классифицировать предметы по одному или нескольким свойствам.

Ход занятия

I. Организационный момент.

II. Основная часть занятия.

1. Упражнение  «Продолжи узор».

Психолог. Сегодня мы побываем в  Мастерской узоров и фигур. Там нас ждет непростая работа. Что-то в эксперименте профессора Ума пошло не так, и теперь у изображений елочки и дерева не хватает второй половинки. Необходимо ее дорисовать.

2. Физкультурная   минутка.

Для выполнения упражнений необходимо внимательно слушать задание и смотреть на карточки, демонстрируемые психологом. (Карточки см. в Приложении 3.)

• До пяти считаем, гирю выжимаем.

• Сколько клеток до черты, столько раз подпрыгни ты.

• Сколько точек будет в круге, столько раз поднимем руки.

• Сколько елочек зеленых, столько выполним наклонов.

• Приседаем столько раз, сколько бабочек у нас.

3. Упражнение  «Игра с обручами».

Психолог. Нам необходимо отправиться в Мастерскую узоров и фигур. Профессор дал нам первое самостоятельное задание – эксперимент по перемещению фигур. Необходимо расположить фигуры так, чтобы все округлые фигуры (и только они) оказались внутри обруча.

После расположения фигур, детям задаются следующие  в о п р о с ы:

– Какие фигуры лежат внутри обруча?

– Какие фигуры оказались вне обруча?

– Как вы думаете, что общего у предметов, лежащих в кругу? Вне круга?

III. Заключительная часть занятия.

Психолог. Вам нравится в лаборатории профессора Ума? Что нравится? В чем испытываете трудности?

С первым этапом эксперимента вы справились достойно. Но работа не закончена, поэтому – до новых встреч.

АССОЦИАЦИИ

Цель: развитие когнитивной сферы, восприятия и произвольности поведения, мелкой моторики руки, умения действовать по правилам.

Ход занятия

I. Организационный момент.

II. Основная часть занятия.

1. Упражнение  «Конкретизация абстрактного».

Психолог. Профессор доверил нам очень важное задание в Словотворческой мастерской. Сейчас мы будем искать ассоциации – это картинки, которые появляются у нас в голове, когда мы слышим то или иное слово. Давайте поэкспериментируем, попробуем представить себе ассоциацию. Закройте глаза. Я скажу вам слово, а вы запомните, какая картинка появилась у вас в голове сразу после этого.

Психолог называет слова и спрашивает у детей, что они видели, с чем у них ассоциируется это слово. Когда дети поняли принцип работы, психолог дает им задание: найти конкретные зрительные образы, которые могут ассоциироваться с каждым из приведенных в их тетрадях слов и записать их рядом со словами, которые даны.

Зима –

Свобода –

Танец –

Справедливость –

Нежность –

Время –

Жара –

Обед –

Энергия –

Скорость –

Виновность –

Бедность –

Терпение –

Болезнь –

Скука –

Надежда –

Счастье –

2. Активная игра «Кричалки – шепталки – молчалки» (И. Шевцова).

Описание игры. Изображения ладони – это сигналы, которым должны подчиняться дети: красная ладонь – «кричалка», она означает, что можно кричать и бегать; желтая ладонь – «шепталка», она разрешает тихо разговаривать и ходить; синяя – «молчалка», сигнализирует о том, что нужно замереть на месте и замолчать. Сигналы подаются без системы, но заканчивать игру нужно синей ладонью.

3. Посещение «Живой лаборатории».

Психолог. А сейчас мы с вами отправимся в лабораторию, которую еще ни разу не посещали. Как вы думаете, что это за лаборатория? Мы посетим Живую лабораторию. Дело в том, что сейчас там проходят эксперименты с животными. Профессор пытается вывести новую породу, но, к сожалению, все животные получаются черно-белые. Давайте сделаем профессору приятный сюрприз – мы их раскрасим. Но не так, как хочется, а так, как предписывает образец. Посмотрите, каждая область рисунка обозначена цифрой, а каждая цифра имеет свой цвет. Раскрасьте животных в соответствии с этими обозначениями.

III. Заключительная часть занятия. Подведение итогов.

ЧТО СПРЯТАНО?

Цель: развитие концентрации и устойчивости внимания, умения действовать по правилам, выдержки и самоконтроля, развитие мелкой моторики руки.

Ход занятия

I. Организационный момент.

II. Основная часть занятия.

1. Упражнение «Что спрятано?».

Психолог. Ребята, профессор приготовил для вас непростое задание. Перед вами ящик с геометрическими фигурами. Фигуры в нем не просто перепутаны, они зашифрованы. Вам необходимо разгадать эту загадку, но прежде, чем это сделать, раскрасьте все треугольники в зеленый цвет, а все четырехугольники – в желтый.

После того как дети раскрасили все фигуры, психолог спрашивает у них, что же зашифровал профессор Ум?

2. Игра  «Улитка» (Н. Кряжева).

Описание игры. Дети становятся в одну линию и по сигналу начинают медленно продвигаться к заранее оговоренному месту, причем нельзя останавливаться и разворачиваться. Побеждает пришедший к финишу последним.

Чтобы выполнить правила этой игры, детям требуется приложить немало усилий, так как они активны и подвижны.

3. Упражнение  «Чего не хватает».

Психолог. В Творческой мастерской ученики профессора разработали образец для выведения новой породы зайцев. Теперь необходимо сделать копии этого образца, чтобы отправить их в Живую лабораторию, где по этому образцу будет творить сам профессор. Итак, сделайте точную копию этого рисунка. Ведь от точности вашего рисунка будет зависеть то, какой зайчик получится у профессора Ума!

III. Заключительная часть занятия. Подведение итогов.

УМНИКИ И УМНИЦЫ!

Цель: развитие умения ориентироваться в пространстве, творческих способностей, воображения, выразительности движений, мелкой моторики руки.

Ход занятия

I. Организационный момент.

II. Основная часть занятия.

1. Упражнение «Заполни пробел».

Психолог. Сегодня мы помогаем профессору в Лаборатории работы с клетками. Для проведения экспериментов в этой лаборатории используют большие листы в клетку. Ах! Что это? В листах появились дырки? Наверное, это мыши постарались. Ну ничего, это можно поправить. Давайте продолжим линии в пустых местах так, чтобы вся пустая область тоже стала клетчатой».

2. Активная игра  «Зоопарк».

Описание игры. Дети становятся полукругом. Одному из детей психолог шепчет на ушко название животного, которого необходимо показать без слов, только при помощи мимики и жестов. Остальные дети должны угадать, что это за животное. Тот, кто первым догадался, будет изображать животное, которое придумывает тот, кто до этого изображал. Так дети меняются и изображают до тех пор, пока в роли изображающего не побывают все ребята.

3. Упражнение «Выбери команду».

Психолог. А теперь очень важное задание от профессора! На днях он улетает в экспедицию со своими студентами. Но он не может взять всех, а возьмет только определенных девочек. Помоги ему их  выбрать:.

Вам необходимо обвести кружком тех девочек, у которых волосы темного цвета, а бантик прозрачного. Квадратом тех девочек, у которых волосы прозрачного цвета, а бантик темного

III. Заключительная часть занятия. Подведение итогов.

ЦАРСТВО ГЕОМЕТРИЧЕСКИХ ФИГУР

Цель: развитие когнитивной сферы, навыков комбинирования, мелкой моторики руки.

Ход занятия

I. Организационный момент.

II. Основная часть занятия.

1. Упражнение  «Разложи по ящичкам».

Психолог. Сегодня мы будем наводить порядок в Мастерской узоров и фигур. Перед вами ящичек с ячейками, в которые мы будем складывать следующие фигуры:

– Что это за фигуры? (Дети называют их.) Но, мы будем складывать фигурки не просто так, а определенным образом! Послушайте внимательно! Нужно сложить фигуры так, чтобы порядок расположения фигур в ящичке ни в одном ряду не повторялся.

Психолог вместе с детьми выполняет задание на доске и попутно объясняет принцип работы. После чего второе аналогичное задание дети выполняют самостоятельно. После выполнения работы происходит совместная проверка результатов работы. Психолог приглашает одного из детей к доске и предлагает ему заполнить ящичек так же, как он выполнил в своей тетради.

2. Физкультурная минутка.

Дети повторяют вместе с ведущим слова и выполняют упражнения.

                Раз – подняться, потянуться,

                Два – согнуться, разогнуться.

                Три – в ладоши три хлопка,

                Головою три кивка.

                На четыре – руки шире,

                Пять – руками помахать

                И на место тихо встать.

3. Выполнение задания.

Детям раздаются листочки с изображением геометрических фигур. Задача – раскрасить все треугольники в желтый цвет, все четырехугольники – в синий, круги – в красный. После чего дети вырезают фигуры и комбинируют из них по образцу дом, машину, цветок.

III. Заключительная часть занятия. Подведение итогов.

ТРЕНИРУЕМ ПАМЯТЬ

Цель: развитие когнитивной сферы.

Ход занятия

I. Организационный момент.

II. Основная часть занятия.

1. Упражнение «Запоминание слов».

Психолог. Сегодня мы работаем в Словотворческой мастерской. Как вы думаете, легко ли сразу запомнить 10 слов? Я научу вас, как это можно сделать. Посмотрите, на доске написаны 10 слов: дерево, стол, река, корзина, расческа, мыло, ежик, резинка, книга, солнце. Для того чтобы запомнить эти слова, их нужно связать в рассказ.

Например, так: «Представьте себе большое дерево. Из его ствола можно напилить досок и сделать стол. Но для этого стволы деревьев сначала сплавляют по реке на лесопилку. Еще из мелких и гибких веток дерева можно плести корзины. Из древесины можно изготовить расческу или подставку под мыло, игрушечного деревянного ежика на колесиках или карандаши. Что нужно ученику, чтобы стереть след простого карандаша со страницы? Правильно, стирательная резинка. А знаете ли вы, что страницы тетрадей и книг тоже делают из древесины? А что нужно для получения древесины? Правильно, деревья. А что нужно дереву? Солнце, вода, хорошая почва и время, чтобы вырасти».

После этого детям предлагается перечислить слова, которые нужно было запомнить.

Сначала дети пытаются представить рассказ, составленный психологом, потом тренируются сами, используя эти или другие слова: огород, деревня, ведро, морковь, вода, бабушка, колоши, тропинка, солнце, мостик.

2. Активная игра  «Мы такие разные!»

Описание игры. Учащиеся выстраиваются в шеренгу. Выбирается ведущий, который ранжирует остальных учащихся по цвету глаз, следующий ребенок – по теплоте рук, следующий – по росту, другой – по цвету волос и т. д. Можно попросить двоих детей по очереди проранжировать остальных по одному и тому же признаку. Затем результаты сравниваются, и происходит обсуждение того, что все мы разные: мы по-разному воспринимаем окружающий мир, поэтому одних и тех же детей двое других учащихся проранжировали по-разному.

III. Заключительная часть. Подведение итогов.

ЧТО НА ЧТО ПОХОЖЕ?

Цель: развивать образное мышление, внимание, умение ориентироваться в пространстве, мелкой моторики рук.

Ход занятия

I. Организационный момент.

II. Основная часть занятия.

1. Упражнение «Что на что похоже?».

Психолог. В творческой мастерской множество интересных предметов. Посмотрите на них внимательно, на что они похожи?

Проявите свое творчество, дорисуйте эти предметы до… Что у вас случилось?

2. Упражнение «Повтори рисунок».

Психолог. Знаете, что творится в Лаборатории работы с клетками? Профессор придумал ракету для полетов в космос. Для того чтобы начать ее строительство, ему нужен точный чертеж. Сделайте точную копию этого образца в своих тетрадках.

3. Активная игра  «Ой, ой, ой».

Описание игры. Дети встают в круг, рассчитываются по порядку и запоминают свой номер. Ведущий встает в центре круга и называет 2 любых номера. Дети, чьи номера прозвучали, хлопают себя ладошками по коленям со словами: «Ой, ой, ой» и быстро меняются местами. Задача ведущего – успеть занять одно из их мест. Кто не успел занять место, становится ведущим.

III. Заключительная часть занятия. Подведение итогов.

УЧИМСЯ ДУМАТЬ

Цель: развитие когнитивной сферы, коммуникативных навыков, мелкой моторики руки.

Ход занятия

I. Организационный момент.

II. Основная часть занятия.

1. Упражнение  «Назови одним словом».

Психолог. Сегодня мы с вами будем учиться думать, заглянем в мастерскую профессора, где попытаемся решить логические задачи. Уметь думать и быть умным непросто, но я уверена, у вас все обязательно получится! Для начала нужно настроиться. Закройте глаза, расслабьтесь. Представьте себе свой мозг. Он похож на футбольный мяч, серый и весь покрыт бороздами, они называются извилинами. Представьте себе, как он начал просыпаться, наполняться энергией, шевелиться. Ваш мозг готов работать. Пошевелите им как следует, почувствуйте, как от его шевелений по всему телу бежит энергия. Вам тепло и приятно. Откройте глаза.

Давайте проверим, настроился ли ваш мозг на работу. Сейчас я буду называть вам слова. Ваша задача назвать их одним словом.

Психолог называет слова. Дети отвечают по очереди.

• Вера, Надежда, Любовь, Елена.

• Январь, март, июль, сентябрь.

• А, Б, С, В, Н.

• Понедельник, воскресенье, четверг.

• Стол, диван, кресло, кровать.

• Шлепки, сапоги, туфли, ботинки.

• Волк, медведь, ёж, лиса.

• Ручка, карандаш, тетрадь, учебник.

• Курица, цапля, голубь, ласточка.

• Корова, собака, коза, кот.

• Одуванчик, гвоздика, ромашка, клевер.

• Молоток, шуруп, пила, отвертка.

• Градусник, линейка, весы.

2. Игра  «Съедобное – несъедобное».

Описание игры. Дети становятся в круг, выбирают ведущего, который стоит внутри круга. Он в хаотичном порядке бросает мяч любому участнику и называет предмет. Если он съедобный – участник его ловит, если несъедобный – он его отбивает. Участник, допустивший ошибку, выбывает из игры. Побеждает тот, кто ни разу не ошибся.

3. Упражнение  «ЧП в лаборатории профессора Ума». Звучит сирена или колокольчик.

Психолог. Тревога! Тревога! В лаборатории профессора чрезвычайное происшествие! Профессор заколдован! Ему срочно нужна наша помощь. Он проводил химические опыты с опасными веществами. Ядовитые пары этих веществ парализовали и почти растворили профессора. Смотрите, его почти не видно! Чтобы спасти профессора, необходимо восстановить вещества в пробирках. В самой высокой пробирке нарисуйте жидкость желтого цвета, в самой пузатой – красного цвета, в пробирке, которая находится слева от самой высокой, нарисуйте жидкость зеленого цвета, а в той, что слева от самой пузатой – синюю жидкость. Теперь обведите простым карандашом по контуру все пунктирные линии.

III. Заключительная часть занятия. Подведение итогов.

В ЛАБОРАТОРИИ УМА

Цель: развитие когнитивной сферы, памяти, коммуникативных навыков.

Ход занятия

I. Организационный момент.

II. Основная часть занятия.

1. Упражнение «Найди закономерность».

Психолог. Мы снова в лаборатории профессора! Вот уже час он не может найти закономерность в этом задании. Помогите ему, найдите закономерность и дорисуйте недостающий рисунок.

Рассмотрите снежинки. Нарисуйте недостающие так, чтобы в каждом столбце и строке все снежинки были разными, т. е. не повторялись.

2. Физкультурная минутка.

Учащимся предлагается запомнить слова и движения.

                Утром стрекоза проснулась,

                Потянулась, улыбнулась.

                Раз – росой она умылась.

                Два – изящно покружилась.

                Три – нагнулась и присела,

                На четыре – полетела.

                У реки остановилась.

                Над водою закружилась.

3. Упражнение «Дорисуй картинку».

Психолог. В Живой лаборатории профессор создал медвежонка и зайчика. Он специально сделал только по одной половинке каждого животного, а вторую половинку дорисуете вы. Но помните, она должна быть точным зеркальным отображением уже готовой половинки!

4. Упражнение  «Место рядом со мной свободно…».

Дети и психолог садятся в круг, оставляя в кругу 1 пустой стул. Задача того, рядом с кем стоит пустой стул, закончить предложение: «Место рядом со мной свободно, и я хочу, чтобы его занял (а)…, потому что…», при этом назвав имя товарища и его качества, которые симпатичны этому участнику. Чтобы детям было легче, первым начинает психолог. Игра продолжается до тех пор, пока хоть раз не выскажется каждый ребёнок.

III. Заключительная часть занятия. Подведение итогов.






ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНОЕ ЗАНЯТИЕ

Цели: развитие творческих способностей, коммуникативных навыков; подведение итогов курса.

Ход занятия

I. Организационный момент.

II. Основная часть занятия.

1. Психолог говорит детям о том, что курс коррекционно-развивающих занятий подходит к концу и просит их перечислить, чему же они научились за это время? Где побывали? Что интересного и полезного узнали? Что больше всего им понравилось и запомнилось?

2. Далее психолог кладет на стол ватман и предлагает детям сделать на прощание подарок профессору Уму – нарисовать его лабораторию. Психолог объясняет, что все учащиеся будут вместе рисовать на одном ватмане, и для того чтобы рисунок получился красивым, им сначала нужно договориться между собой, кто, что и где будет рисовать.

Психолог вместе с детьми вспоминает названия всех имеющихся в лаборатории профессора мастерских и маленьких лабораторий, обсуждает с ребятами, как, на их взгляд, может выглядеть каждая лаборатория. После чего дети начинают самостоятельно работать. На эту работу им отводится 15–20 минут, время работы оговаривается сразу.

В конце работы психолог отмечает работу художников «капельками знаний», благодарит за картину, говорит о том, что обязательно передаст ее профессору, и о том, как он будет ей рад. Дальше он предлагает детям встать в круг.

3. Далее происходит подведение итогов и подсчет баллов по «капелькам знаний». Ребёнок, набравший максимальное количество баллов, получает памятный приз. Остальные дети получают утешительные подарки.

III. Заключительная часть занятия.

Упражнение   «Я желаю вам, ребята…».

Упражнение выполняется в кругу. Каждый ребенок по очереди желает остальным что-то хорошее. Последним высказывает свои пожелания психолог и благодарит детей за совместную работу, старания и приятное общение.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая учебная программа для детей 5-6 лет (старшая группа) на 2013-2014 учебный год

Пояснительная запискаРабочая учебная программа разработана на основе «Программы воспитания и обучения детей в детском саду» (Под редакцией М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой – четвертое из...

Рабочая учебная программа по ОО «Познавательное развитие: развитие познавательно-исследовательской деятельности для детей младшего возраста» (для детей 2-3 лет)

Рабочая учебная программа по  познавательно-исследовательской деятельности для детей младшего возраста» (для детей 2-3 лет)...

программа развития познавательной сферы детей старшего дошкольного возраста "Хочу все знать!"

программа  развития познавательной сферы детей старшего дошкольного возраста "Хочу все знать!"...

программа развития познавательной сферы детей старшего дошкольного возраста "Лаборатория профессора Ума"

программа развития познавательной сферы детей старшего дошкольного возраста "Лаборатория профессора Ума"...

Коррекционно- развивающая программа по развитию познавательной сферы «Школа будущих отличников» (Старший дошкольный возраст)

Коррекционно- развивающая программа  по развитию познавательной сферы «Школа будущих отличников» (Старший дошкольный возраст)...

Программа коррекции и развития познавательной сферы детей старшего дошкольного возраста

Старший дошкольный возраст – это сенситивный период в развитии познавательной сферы детей. Поэтому так важно в этом возрасте проводить с детьми специально организованные занятия, которые позволя...

ПРОГРАММА КОРРЕКЦИИ И РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ СФЕРЫ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА (подготовительная группа 6-7 лет)

Умственное развитие — важнейшее направление в формировании психики детей дошкольного возраста. Оно предполагает не только получение определенной суммы знаний, но, главным образом, развитие психи...