Консультация для родителей на тему «Возрастные особенности развития детей раннего возраста»
консультация (младшая группа)
Консультация для родителей
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsultatsiya_dlya_roditeley_vozrastnye_osobennosti_detey_rannego_vozrasta.docx | 40.91 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное
учреждение «Центр развития ребенка - детский сад «Пчёлка» Козловского района Чувашской республики
Консультация для родителей на тему
«Возрастные особенности развития
детей раннего возраста»
Подготовила и провела:
Выйгетова А.И.., воспитатель
Дата: 24.10.2019 г.
Раннее детство - особый период становления органов и систем и прежде всего функций мозга. Доказано, что функции коры головного мозга не фиксированы наследственно, они развиваются в результате взаимодействия организма с окружающей средой. В этот период наблюдается максимальный темп формирования предпосылок, обуславливающих все дальнейшее развитие организма, поэтому важно своевременно закладывать основы полноценного развития и здоровья ребенка. Ни в каком периоде детства не наблюдается такого быстрого увеличения массы и длины тела, развития всех функций мозга. В этом возрасте ребенок при помощи взрослого усваивает основные способы использования предметов. У него начинает активно развиваться предметная деятельность.
Продолжается развитие всех органов и физиологических систем, совершенствуются их функции. Ребенок становится более подвижным и самостоятельным (позиция «Я сам»). Это требует от взрослого особого внимания к обеспечению его безопасности. Расширяется круг общения за счет менее знакомых взрослых и сверстников. Общение, овладение предметными действиями приводит ребенка к активному освоению языка, подготавливает его к игре. Под влиянием предметной деятельности, общения и игры в раннем возрасте развиваются восприятие, мышление, память и другие познавательные процессы.
Главные цели взрослого в отношении ребенка раннего возраста:
- организовывать предметную деятельность;
- обеспечивать полноценное физическое, в том числе двигательное развитие;
- формировать речь.
Ведущая деятельность – предметная:
Действуя с предметами, ребенок второго - третьего года жизни открывает для себя их физические (величину, форму, цвет) и динамические свойства, пространственные отношения (близко, далеко), разделение целого на части и составление целого из частей (разбирает и собирает пирамидку, матрешку). Однако сколько бы ребенок ни действовал с предметами, он самостоятельно никогда не откроет общественно выработанных способов их употребления: ложкой едят, мешают кашу, полотенцем вытирают руки, карандашом рисуют и т.д. Назначение предмета, способ его употребления открывает ребенку взрослый.
К концу второго - началу третьего года жизни у ребенка на основании повседневной практики действий с игрушками и бытовыми предметами складываются представления об их функциональном назначении, но он еще не вполне владеет способами действий с ними.
Постепенно ребенок начинает сравнивать свои действия с действиями взрослого.
В специальных обучающих играх-занятиях ребенок осваивает систему орудийных действий. Например, достает сачком шарик из воды или тянет за веревочку, чтобы придвинуть к себе машинку. Подобные игры имеют чрезвычайно важное значение для осознания ребенком общего принципа предметного опосредования.
Чтобы дети осваивали перенос способа действия в другие ситуации и на другие предметы, можно использовать сюжетное конструирование. Для этой цели хороши различные строительные наборы и простые конструкторы при условии, если детям одновременно дают сюжетные фигурки, сомасштабные с постройками из деталей конструктора.
Полезны совместные со взрослым сюжетно-дидактические игры, инсценировки, прослушивание сказок. Воспитатель показывает детям картинки, слайды, мультфильмы, водит их на тематические прогулки, что обогащает содержание игр.
Под влиянием предметной деятельности как ведущей в этом возрасте развиваются не только игра, но и другие виды деятельности: сюжетное конструирование, рисование, элементарное самообслуживание и др.
Развитие предметной деятельности подготавливает ребенка к игре. Он хочет все делать сам - в своей самостоятельной сюжетно- отобразительной игре воспроизводит с помощью предметов-заместителей (кубиков, палочек и игрушек) отдельные простые события повседневной жизни; много и разнообразно играет.
Вместе со взрослым ребенок участвует в несложных обучающих и подвижных играх, которые, в свою очередь, обогащают его самостоятельную сюжетно-отобразительную игру.
К концу раннего возраста возникают предпосылки развития ролевой игры.
Ребенок уже многое знает и умеет, хочет быть не просто «повелителем» вещей, но и «распорядителем» отношений, т .е. взять на себя роль другого человека, персонажа сказки.
В игре впервые проявляется инициатива ребенка в постановке и решении игровой задачи, а это является признаком творческого начала в его деятельности.
Базисные характеристики личности к концу возрастного периода
На третьем году жизни дети становятся самостоятельнее. Продолжает развиваться предметная деятельность, ситуативно-деловое общение ребёнка и взрослого; совершенствуется восприятие, речь, начальные формы произвольного поведения, игры, наглядно-действенное мышление.
Развитие предметной деятельности связано с условием культурных способов действия с различными предметами. Развиваются соотносящие и орудийные действия.
Умение выполнять орудийные действия развивает произвольность, преобразуя натуральные формы активности в культурные на основе предлагаемой взрослыми модели, которая выступает в качестве не только объекта для подражания, но и образца, регулирующего собственную активность ребёнка.
В ходе совместной с взрослыми предметной деятельности продолжает развиваться понимание речи. Слово отделяется от ситуации и приобретает самостоятельное значение. Дети продолжают осваивать названия окружающих предметов, учатся выполнять простые словесные просьбы взрослых в пределах видимой наглядной ситуации.
Количество понимаемых слов значительно возрастает. Совершенствуется регуляция поведения в результате обращения взрослых к ребёнку, который начинает понимать не только инструкцию, но и рассказ взрослых.
Интенсивно развивается активная речь детей. К трём годам они осваивают основные грамматические структуры, пытаются строить простые предложения, в разговоре с взрослыми используют практически все части речи. Активный словарь достигает примерно 1 000 – 1 500 слов.
К концу третьего года жизни речь становится средством общения ребёнка со сверстниками. В этом возрасте у детей формируются новые виды деятельности: игра, рисование, конструирование.
Игра носит процессуальный характер, главное в ней – действия, которые совершаются с игровыми предметами, приближёнными к реальности. В середине третьего года жизни появляются действия с предметами заместителями.
Появление собственно изобразительной деятельности обусловлено тем, что ребёнок уже способен сформулировать намерение изобразить какой-либо предмет.
На третьем году жизни совершенствуются зрительные и слуховые ориентировки, что позволяет детям безошибочно выполнять ряд заданий: осуществлять выбор из 2-3 предметов по форме, величине и цвету; различать мелодии; петь.
Совершенствуется слуховое восприятие, прежде всего фонематический слух. К трём годам дети воспринимают все звуки родного языка, но произносят их с большими искажениями.
Основной формой мышления становится наглядно-действенное. Её особенность заключается в том, что возникающее в жизни ребёнка проблемные ситуации разрешаются путём реального действия с предметами.
Для детей этого возраста характерна неосознанность мотивов, импульсивность и зависимость чувств и желаний от ситуации. Дети легко заражаются эмоциональным состоянием сверстников. Однако в этот период начинает складываться и произвольность поведения. Она обусловлена развитием орудийных действий и речи.
У детей появляются чувства гордости и стыда, начинают формироваться элементы самосознания, связанные с идентификацией с именем и полом.
На третьем году жизни совершенствуются зрительные и слуховые ориентировки, что позволяет детям безошибочно выполнять ряд заданий: осуществлять выбор из 2-3 предметов по форме, величине и цвету; различать мелодии; петь.
Совершенствуется слуховое восприятие, прежде всего фонематический слух. К трём годам дети воспринимают все звуки родного языка, но произносят их с большими искажениями.
Основной формой мышления становится наглядно-действенное. Её особенность заключается в том, что возникающее в жизни ребёнка проблемные ситуации разрешаются путём реального действия с предметами.
Для детей этого возраста характерна неосознанность мотивов, импульсивность и зависимость чувств и желаний от ситуации. Дети легко заражаются эмоциональным состоянием сверстников. Однако в этот период начинает складываться и произвольность поведения. Она обусловлена развитием орудийных действий и речи.
У детей появляются чувства гордости и стыда, начинают формироваться элементы самосознания, связанные с идентификацией с именем и полом.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для родителей на тему: "Возрастные особенности детей младшего возраста, адаптация их к условиям ДОУ"
Тема: Возрастные особенности детей младшего возраста, адаптация их к условиям ДОУ.Цель: информирование родителей детей младшего возраста об особенностях развития и адаптации к услови...
Консультация для родителей на тему :"Возрастные особенности детей дошкольного возраста 6-7 лет"
Консультация для родителей на тему :"Возрастные особенности детей дошкольного возраста 6-7 лет"...
Консультация для родителей на тему: «Возрастные особенности детей II группы раннего возраста»
Рассказать родителяо о возрастные особенностях детей 2-3 лет...
Консультация для родителей на тему: Возрастные особенности старшего дошкольного возраста
Консультация родителей на тему: Возрастные особенности детей старшего дошкольного возрастаВ современном мире многие родители имеют доступ к инновационным технологиям, которые используются в повседневн...
Конспект родительского собрания в группе раннего возраста №2 на тему «Возрастные особенности детей раннего возраста. Результаты адаптации»
Конспект родительского собрания...
Статья для родителей на тему: «Возрастные особенности детей раннего возраста или тонкости взаимодействия со своим ребенком»
Возрастные особенности детей раннего возраста или тонкости взаимодействия со своим ребенком....
Консультация для родителей на тему: «Возрастные особенности детей дошкольного возраста 6-7 лет»
laquo;Возрастные особенности детей дошкольного возраста 6-7 лет»...