«Театрализованная деятельность как средство развития творческого потенциала дошкольников»
материал (средняя группа)

Иванова Екатерина Геннадьевна

Театрализованная деятельность  как средство раскрытия творческого потенциала дошкольников

“Театр – это волшебный мир.Он дает уроки красоты, моралии нравственности.А чем они богаче, тем успешнееидет развитие духовного мирадетей…”(Б. М. Теплов)

В дошкольном образовательном учреждении театрализованная деятельность одна из самых  доступных  видов  искусства для  детей, она  дает  возможность ребенку удовлетворить его любые желания  и интересы, знакомиться с окружающим миром во всем его многообразии,  активизировать  словарь и звуковую культуру речи. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл teatralizovannaya_deyatelnost.docx25.02 КБ

Предварительный просмотр:

МДОУ №49 «Росинка»

г.Канск

Выступление на тему:

«Театрализованная деятельность  как средство развития творческого потенциала дошкольников»

Воспитатель:

Иванова Е.Г

Театрализованная деятельность  как средство раскрытия творческого потенциала дошкольников

“Театр – это волшебный мир.Он дает уроки красоты, моралии нравственности.А чем они богаче, тем успешнееидет развитие духовного мирадетей…”(Б. М. Теплов)

В дошкольном образовательном учреждении театрализованная деятельность одна из самых  доступных  видов  искусства для  детей, она  дает  возможность ребенку удовлетворить его любые желания  и интересы, знакомиться с окружающим миром во всем его многообразии,  активизировать  словарь и звуковую культуру речи. Театрализованная   деятельность  является  неисчерпаемым  источником развития чувств, переживаний и эмоциональных открытий ребенка.

Известно, что дети любят играть, их не нужно заставлять это делать. Играя, мы общаемся с детьми на «их территории». Вступая в мир игры, мы многому можем научиться сами и научить наших детей. И слова, сказанные немецким психологом Карлом Гроссом, являются в связи с этим актуальными: «Мы играем не потому, что мы дети, но само детство нам дано для того, чтобы мы играли».

Мы знаем, что знакомство с театром происходит в атмосфере волшебства, праздничности, приподнятого настроения, поэтому заинтересовать детей театром не сложно.

В условиях перехода на ФГОС ДО один из основных принципов дошкольного образования, отраженный в Стандарте: «Реализация Программы в формах, специфических для детей данной возрастной группы, прежде всего в форме игры, познавательной и исследовательской деятельности, в форме творческой активности, обеспечивающей художественно-эстетическое развитие ребёнка».

Театрализованная деятельность в детском саду – это прекрасная возможность раскрытия творческого потенциала ребенка, воспитание творческой направленности личности.

Содержание работы с детьми по театрализованной деятельности в ДОУ организуется следующим образом

  • Упражнения по дикции (артикуляционная гимнастика);
  • Задания для развития речевой интонационной выразительности;
  • Игры-превращения, образные упражнения;
  • Логоритмические минутки;
  • Пальчиковая гимнастика;
  • Упражнения на развитие выразительной мимики, элементы пантомимы;
  • Разыгрывание мини-диалогов, потешек, песенок, стихов;
  • Просмотр кукольных спектаклей.

Начиная работу по данной теме, я изучила литературу по театральной деятельности дошкольников: задачи, средства, методы работы. Используя театрализованную деятельность в системе обучения детей в ДОУ, я стараюсь решать комплекс взаимосвязанных задач во всех образовательных областях по ФГОС ДО.

Социально-коммуникативное развитие

• формирование положительных взаимоотношений между детьми в процессе совместной деятельности;

• воспитание этически ценных способов общения в соответствии с нормами и правилами жизни в обществе.

Познавательное развитие

• развитие разносторонних представлений о действительности (разные виды театра, профессии людей, создающих спектакль);

• наблюдение за явлениями природы, поведением животных (для передачи символическими средствами в игре–драматизации);

Речевое развитие

• содействие развитию монологической и диалогической речи;

• обогащение словаря: образных выражений, сравнений, эпитетов, синонимов, антонимов и пр.;

• овладение выразительными средствами общения: словесными (регулированием темпа, громкости, произнесения, интонации и др.) и невербальными (мимикой, пантомимикой, позами, жестами);

Художественно-эстетическое развитие

• приобщение к высокохудожественной литературе, музыке, фольклору;

• развитие воображения;

• приобщение к совместной дизайн-деятельности по моделированию элементов костюма, декораций, атрибутов;

• создание выразительного художественного образа;

• формирование элементарных представлений о видах искусства;

• реализация самостоятельной творческой деятельности детей.

Физическое развитие

• согласование действий и сопровождающей их речи;

• развитие общей и мелкой моторики: координации движений, мелкой моторики руки, снятие мышечного напряжения, формирование правильной осанки.

Для организации детского театра нужны куклы различных систем, формирующие у детей определенные умения и навыки, стимулирующие детское творчество (песенное, танцевальное, игровое), побуждающие к импровизации на детских музыкальных инструментах.

В своей работе я использую разные виды театра:

  1. Пальчиковый театр – способствует лучшему управлению движениями собственных пальцев.
  2. Театр кукол на столе – способствует владению техникой управления куклами настольного театра (куклы из бумажных конусов, цилиндров, коробочек, игрушки из ткани, меха, поролона и т.д.)
  3. Театр кукол на гапите, кукол бибабо) – знакомство детей с театральной ширмой, основами кукловождения.

Театрализованная деятельность – один из любимых видов детской деятельности, занятия театром всегда несут детям радость, пользуются у них неизменной любовью, но не только в этом их ценность. Театрализованные представления способствуют формированию выразительности речи и движений, формирует привычку к публичным выступлениям, необходимую современному члену общества, позволяет формировать опыт социальных навыков поведения благодаря тому, что каждое литературное произведение или сказка для детей всегда имеют нравственную направленность (дружба, доброта, честность, смелость и т.д.). Благодаря сказке ребенок познает мир не только умом, но и сердцем. И не только познает, но и выражает свое собственное отношение к добру и злу. Театрализованная деятельность позволяет ребенку решать многие проблемные ситуации опосредованно от лица какого-либо персонажа. Это помогает преодолевать робость, неуверенность в себе, застенчивость. Таким образом, театрализованные занятия помогают всесторонне развивать ребенка.

В своей работе по театрализованной деятельности я активно привлекаю родителей и других членов семей воспитанников, так как считаю это сотрудничество необходимым и эффективным в воспитании и образовании детей.

Родители принимают активное участие в создании развивающей среды для своих детей.Поставив перед собой задачу – заинтересовать родителей в создании развивающей театрализованной среды, я предлагаю им помочь в пошиве костюмов для детей и взрослых, изготовлении различных атрибутов, головных уборов, декораций.

Практически в каждом мероприятии (будь то праздник, досуг  или развлечение)  роли некоторых персонажей исполняют родители или дети старших групп. Мы практикуем постановки спектаклей, как силами взрослых, так и совместно с детьми. Подготовка  к спектаклям всегда проходит весело, на эмоциональном подъёме.Это нас сплачивает, родители и педагоги полны оптимизма, заинтересованности, дети получают от процесса колоссальное удовольствие.Просмотр таких постановок и участие в них даёт детям возможность в полном объёме перенимать опыт взрослых. Это позволяет эффективнее решать поставленные педагогические задачи, развивать художественно – эстетический вкус и творческие способности детей, а также поддерживать взаимосвязь детского сада с родителями в общем деле воспитания, образования и развития ребёнка.

Результаты моей работы:

Дети овладевают навыками выразительной речи, правилами поведения, этикета общения со сверстниками и взрослыми.

Проявляют интерес, желание к театральному искусству.

Умеют передавать различные чувства, используя мимику, жест, интонацию.

Самостоятельно исполняют и передают образы сказочных персонажей.

Дети стараются уверенно чувствовать себя во время выступлений.

Предметно-пространственная развивающая среда ДОУ дополнилась разными видами театров, пособиями, рисунками, картотеками творческих игр.

В новом учебном году я планирую, проведение  театрального кружка «Театр и дети» в младшей разновозрастной группе 1 раз в неделю по 10 минут. В этом возрасте акцент делается на пальчиковый, настольный театры, а также театр картинок на фланелеграфе. Куклы бибабо и другие игрушки  также применяю для проведения музыкальных занятий. Куклы приходят в гости  к ребятам, создают сказочную атмосферу, применяются для проведения муз-дидактических игр. (Например, «Кошка и Котята», «Кто идет к теремку»)

Занимаясь с детьми театром, я ставлю перед собой цель – сделать жизнь наших детей интересной и содержательной, наполнить ее яркими впечатлениями, интересными делами, радостью творчества. Стремлюсь к тому, чтобы навыки, полученные в театрализованной деятельности, дети смогли использовать в повседневной жизни.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование нетрадиционных техник изобразительной деятельности как средство развития творческого потенциала дошкольников (консультация для родителей)

Развитие творческого потенциала -сложный процесс воспитания и обучения дошкольников, использование нетрадиционных техник рисования можно рассматривать как одно из средств....

Презентация:"Художественный труд- как средство развития творческого потенциала дошкольников".

Презентация педагогического опыта по теме: " Художественный труд- как средство развития творческого потенциала дошкольников"....

Доклад нетрадиционные техники рисования как средство развития творческого потенциала дошкольников

Доклад  нетрадиционные техники рисования как средство развития творческого потенциала дошкольников...

Художественный труд, как средство развития творческого потенциала дошкольников. (из опыта работы)

Развивая творческий потенциал с раннего детства, мы не только совершенствуем познавательные процессы и способности к творчеству, но и формируем личность ребенка. Очень важно знакомить ребенка с окружа...

Культурно-досуговая деятельность как средство развития творческого потенциала дошкольников

В данном реферате раскрывается содержание, виды и формы культурно-досуговой деятельности дошкольников в детских образовательных учреждениях....