"Коллекционрование как средство развития творческого потенциала дошкольников"
статья на тему
статья на тему 6 "Коллекционирование и дети"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 17.3 КБ |
Предварительный просмотр:
«Коллекционирование как средство развития творческого потенциала дошкольников дошкольников».
Некоторые ученые считают коллекционирование одним из основных рефлексов человека и важной характеристикой развития человеческого общества. Как процесс систематизации окружающего мира начинает определяться в государствах Древнего Востока, Древней Греции и Рима. В России первые упоминания о коллекционировании датируются X-XI веками. Это прежде всего собирание книжных и рукописных собираний в храмах и монастырях, сакральных и мемориальных памятников в ризницах, оружия в арсеналах.
Расцвет коллекционирования в Росси начинается в XVIII в., когда империя встала на путь освоения Европейских культурных форм. Появились множество универсальных и специализированных собраний, как частных, так и государственных.Кунсткамера в Петрограде, музей Академии художеств, коллекции Академии наук, они отражали эстетические приоритеты, развивающейся науки и культуры в стране
Наиболее популярные виды коллекционирования как среди детей, так и взрослых это: арктофелия (коллекционирование мягких игрушек, барбиофелия (коллекционирование барби и одежды к ним, библиофелия (коллекционирование книг и других печатных изделий, киндерфелия (коллекционирование «киндерсюрпризов» из шоколадных яиц, легография (коллекционирование игрушек лего, нумезматика (коллекционирование монет) .
Еще академик И. П. Павлов положительно отзывался о коллекционировании, говорил, что оно приучает человека к аккуратности, усидчивости, кропотливой работе с материалом, словом, воспитывает качества, нужные для исследовательской работы в любой области науки и производства.
Тяга к собирательству заложена в людях самой природой. Познавая мир, они приносят домой все, что их заинтересовало –листики, камешки, стеклышки, фантики от конфет и прочие всякие вещи, нужные с точки зрения ребенка. Родители же, как правило, не очень разделяют детскую страсть и просят малыша приносить с улицы поменьше мусора. Однако с такого невинного собирательства начинается полезное во всех отношениях хобби – коллекционирование. Именно оно может стать замечательным увлечением, объединяющим взрослых и ребенка.
Подбор «экспонатов» определяется индивидуальными, эмоционально-личностным смыслом, которые имеет для ребенка каждая вещица. Этот смысл сокровенен: он по-настоящему самим ребенком, равно как его невозможно до конца расшифровать постороннему человеку. Он всегда остается личной тайной.
В основу коллекции всегда заложен некий, пусть и несовершенный, интеллектуально-логический принцип подбора материала. Она систематизирована по каким-либо признакам. Склонность к такой систематизации одним из проявлений новой, более совершенной стадии развития логического мышления, которая наступает у детей после 7 лет. Если «сокровищница» индивидуальна, то коллекция социальна и больше обусловлена внешними факторами, связанными с жизнью ребенка в группе сверстников: модой, престижем, соперничеством, меновыми отношениями и т. д. Поэтому коллекции дети с удовольствием показывают друг другу, хвастаются, гордятся ими. То, что в «сокровищнице» было сугубо личной душевной ценностью, в коллекции становится ценностью социальной и даже имеющей материальную цену.
Само появление коллекции свидетельствует о том, что ребенок вступил в новую фазу социализации в детской субкультуре, обычно связанную с началом школьной жизни. Это фаза активного формирования самостоятельного опыта жизни «в миру», в гуще людей, когда ребенок учится подчиняться правилам групповой жизни, усваивает общепринятые модели поведения в соответствии с житейскими требованиями социальной среды, в которой он живет. Это период, когда глубинная душевная жизнь ребенка, которая раньше легко находила индивидуальное выражение в фантазиях и играх, сталкивается с давлением, влиянием и соблазнами, существующими в недрах детского общения.
Коллекционирование –доступный детям вид совместной со взрослым деятельности, учитывающий индивидуальные интересы каждого, и удовлетворяющий присущую детям потребность «собирательства чудесных сокровищ». С помощью коллекционирования можно решить целый ряд педагогических задач:
Коллекционирование – тип детского собирательства, в основу которого положен принцип объединения и систематизации материала. Коллекция социальна и связана с жизнью ребёнка в группе сверстников: модой, соперничеством, меновыми отношениями и т. п.
Что даёт коллекционирование ребёнку? Авторитет среди сверстников и уверенность в своих силах.
Сначала детей нужно научить формировать коллекции, познакомить их с разновидностями и объяснить смысл собирательства. Проводятся беседы типа «Что такое коллекция», «Какие бывают коллекции», организуются выставки «Что коллекционировали наши мамы, папы, бабушки, дедушки».
Коллекции, как правило, начинаются со случайно найденных и подаренных кем – то вещей и предметов, которые хранятся, используются хаотично, но однажды приходит мысль их упорядочить.
Виды коллекций: индивидуальные и коллективные.
1. Открытки
2. Магнитики
3. Модели машин
4. Игрушки из киндер – сюрпризов
5. Карточки и многое другое.
В логопедической группе коллекционирование способствует формированию и коррекции речи детей:
- расширяет активный и пассивный словарь
-помогает формировать грамматический строй речи
- способствует формированию связной речи
- закрепляются поставленные логопедом звуки
- развивает мелкую моторику руки, память, внимание, логическое мышление, восприятие
- формирует усидчивость, развивает познавательный интерес.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование нетрадиционных техник изобразительной деятельности как средство развития творческого потенциала дошкольников (консультация для родителей)
Развитие творческого потенциала -сложный процесс воспитания и обучения дошкольников, использование нетрадиционных техник рисования можно рассматривать как одно из средств....
![](/sites/default/files/pictures/2012/05/10/picture-84273.jpg)
Презентация:"Художественный труд- как средство развития творческого потенциала дошкольников".
Презентация педагогического опыта по теме: " Художественный труд- как средство развития творческого потенциала дошкольников"....
![](/sites/default/files/pictures/2016/03/21/picture-216180-1458584984.jpg)
Изобразительная деятельность как средство развития творческого потенциала дошкольников и младших школьников.
Материал конференции. 2012 год....
![](/sites/default/files/pictures/2013/06/27/picture-270800-1372351349.jpg)
Доклад нетрадиционные техники рисования как средство развития творческого потенциала дошкольников
Доклад нетрадиционные техники рисования как средство развития творческого потенциала дошкольников...
![](/sites/default/files/pictures/2014/09/16/picture-481933-1410863461.jpg)
Художественный труд, как средство развития творческого потенциала дошкольников. (из опыта работы)
Развивая творческий потенциал с раннего детства, мы не только совершенствуем познавательные процессы и способности к творчеству, но и формируем личность ребенка. Очень важно знакомить ребенка с окружа...
![](/sites/default/files/pictures/2020/04/23/picture-606789-1587637948.jpg)
Культурно-досуговая деятельность как средство развития творческого потенциала дошкольников
В данном реферате раскрывается содержание, виды и формы культурно-досуговой деятельности дошкольников в детских образовательных учреждениях....
![](/sites/default/files/pictures/2017/01/14/picture-877141-1484388481.jpg)
Статья: Профессиональная деятельность воспитателя в условиях требований ФГОС ДО «Изобразительная деятельность как средство развития творческого потенциала дошкольников»
Интенсивное изменение окружающей жизни, активное проникновение научно – технического прогресса во все сферы жизнедеятельности человека диктуют нам необходимость выбирать наиболее эффективные средства ...