"Коллекционрование как средство развития творческого потенциала дошкольников"
статья на тему
статья на тему 6 "Коллекционирование и дети"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kollektsionirovanie_kak_sredstvo_razvitiya_kreativnosti_doshkolnikov.docx | 17.3 КБ |
Предварительный просмотр:
«Коллекционирование как средство развития творческого потенциала дошкольников дошкольников».
Некоторые ученые считают коллекционирование одним из основных рефлексов человека и важной характеристикой развития человеческого общества. Как процесс систематизации окружающего мира начинает определяться в государствах Древнего Востока, Древней Греции и Рима. В России первые упоминания о коллекционировании датируются X-XI веками. Это прежде всего собирание книжных и рукописных собираний в храмах и монастырях, сакральных и мемориальных памятников в ризницах, оружия в арсеналах.
Расцвет коллекционирования в Росси начинается в XVIII в., когда империя встала на путь освоения Европейских культурных форм. Появились множество универсальных и специализированных собраний, как частных, так и государственных.Кунсткамера в Петрограде, музей Академии художеств, коллекции Академии наук, они отражали эстетические приоритеты, развивающейся науки и культуры в стране
Наиболее популярные виды коллекционирования как среди детей, так и взрослых это: арктофелия (коллекционирование мягких игрушек, барбиофелия (коллекционирование барби и одежды к ним, библиофелия (коллекционирование книг и других печатных изделий, киндерфелия (коллекционирование «киндерсюрпризов» из шоколадных яиц, легография (коллекционирование игрушек лего, нумезматика (коллекционирование монет) .
Еще академик И. П. Павлов положительно отзывался о коллекционировании, говорил, что оно приучает человека к аккуратности, усидчивости, кропотливой работе с материалом, словом, воспитывает качества, нужные для исследовательской работы в любой области науки и производства.
Тяга к собирательству заложена в людях самой природой. Познавая мир, они приносят домой все, что их заинтересовало –листики, камешки, стеклышки, фантики от конфет и прочие всякие вещи, нужные с точки зрения ребенка. Родители же, как правило, не очень разделяют детскую страсть и просят малыша приносить с улицы поменьше мусора. Однако с такого невинного собирательства начинается полезное во всех отношениях хобби – коллекционирование. Именно оно может стать замечательным увлечением, объединяющим взрослых и ребенка.
Подбор «экспонатов» определяется индивидуальными, эмоционально-личностным смыслом, которые имеет для ребенка каждая вещица. Этот смысл сокровенен: он по-настоящему самим ребенком, равно как его невозможно до конца расшифровать постороннему человеку. Он всегда остается личной тайной.
В основу коллекции всегда заложен некий, пусть и несовершенный, интеллектуально-логический принцип подбора материала. Она систематизирована по каким-либо признакам. Склонность к такой систематизации одним из проявлений новой, более совершенной стадии развития логического мышления, которая наступает у детей после 7 лет. Если «сокровищница» индивидуальна, то коллекция социальна и больше обусловлена внешними факторами, связанными с жизнью ребенка в группе сверстников: модой, престижем, соперничеством, меновыми отношениями и т. д. Поэтому коллекции дети с удовольствием показывают друг другу, хвастаются, гордятся ими. То, что в «сокровищнице» было сугубо личной душевной ценностью, в коллекции становится ценностью социальной и даже имеющей материальную цену.
Само появление коллекции свидетельствует о том, что ребенок вступил в новую фазу социализации в детской субкультуре, обычно связанную с началом школьной жизни. Это фаза активного формирования самостоятельного опыта жизни «в миру», в гуще людей, когда ребенок учится подчиняться правилам групповой жизни, усваивает общепринятые модели поведения в соответствии с житейскими требованиями социальной среды, в которой он живет. Это период, когда глубинная душевная жизнь ребенка, которая раньше легко находила индивидуальное выражение в фантазиях и играх, сталкивается с давлением, влиянием и соблазнами, существующими в недрах детского общения.
Коллекционирование –доступный детям вид совместной со взрослым деятельности, учитывающий индивидуальные интересы каждого, и удовлетворяющий присущую детям потребность «собирательства чудесных сокровищ». С помощью коллекционирования можно решить целый ряд педагогических задач:
Коллекционирование – тип детского собирательства, в основу которого положен принцип объединения и систематизации материала. Коллекция социальна и связана с жизнью ребёнка в группе сверстников: модой, соперничеством, меновыми отношениями и т. п.
Что даёт коллекционирование ребёнку? Авторитет среди сверстников и уверенность в своих силах.
Сначала детей нужно научить формировать коллекции, познакомить их с разновидностями и объяснить смысл собирательства. Проводятся беседы типа «Что такое коллекция», «Какие бывают коллекции», организуются выставки «Что коллекционировали наши мамы, папы, бабушки, дедушки».
Коллекции, как правило, начинаются со случайно найденных и подаренных кем – то вещей и предметов, которые хранятся, используются хаотично, но однажды приходит мысль их упорядочить.
Виды коллекций: индивидуальные и коллективные.
1. Открытки
2. Магнитики
3. Модели машин
4. Игрушки из киндер – сюрпризов
5. Карточки и многое другое.
В логопедической группе коллекционирование способствует формированию и коррекции речи детей:
- расширяет активный и пассивный словарь
-помогает формировать грамматический строй речи
- способствует формированию связной речи
- закрепляются поставленные логопедом звуки
- развивает мелкую моторику руки, память, внимание, логическое мышление, восприятие
- формирует усидчивость, развивает познавательный интерес.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование нетрадиционных техник изобразительной деятельности как средство развития творческого потенциала дошкольников (консультация для родителей)
Развитие творческого потенциала -сложный процесс воспитания и обучения дошкольников, использование нетрадиционных техник рисования можно рассматривать как одно из средств....
Презентация:"Художественный труд- как средство развития творческого потенциала дошкольников".
Презентация педагогического опыта по теме: " Художественный труд- как средство развития творческого потенциала дошкольников"....
Изобразительная деятельность как средство развития творческого потенциала дошкольников и младших школьников.
Материал конференции. 2012 год....
Доклад нетрадиционные техники рисования как средство развития творческого потенциала дошкольников
Доклад нетрадиционные техники рисования как средство развития творческого потенциала дошкольников...
Художественный труд, как средство развития творческого потенциала дошкольников. (из опыта работы)
Развивая творческий потенциал с раннего детства, мы не только совершенствуем познавательные процессы и способности к творчеству, но и формируем личность ребенка. Очень важно знакомить ребенка с окружа...
Культурно-досуговая деятельность как средство развития творческого потенциала дошкольников
В данном реферате раскрывается содержание, виды и формы культурно-досуговой деятельности дошкольников в детских образовательных учреждениях....
Статья: Профессиональная деятельность воспитателя в условиях требований ФГОС ДО «Изобразительная деятельность как средство развития творческого потенциала дошкольников»
Интенсивное изменение окружающей жизни, активное проникновение научно – технического прогресса во все сферы жизнедеятельности человека диктуют нам необходимость выбирать наиболее эффективные средства ...