"Проектная деятельность в ДОУ"
статья

Жданова Анастасия Сергеевна

«Метод проектов» возник на рубеже XIX–XX в США. Разработчик метода американский философ и педагог Джон Дьюи, а также его последователь В.Х.Килпатрик. Основная идея авторов заключается в организации обучения на активной основе, через целесообразную деятельность ребенка, основанную на его личном интересе и желании. С 1991 года теория Джона Дьюи, является современной теорией образования в России. Метод проектов пользуется популярностью во всем мире, т.к. он позволяет соединить теорию и практику в решении проблем.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokladproektnayadeyatelnost.docx25.61 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное учреждение «Управление образования Администрации города Лабытнанги»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД «ВОЛШЕБНИЦА»

(МАДОУ «Волшебница»)

Доклад на тему

«Проектная деятельность  ДОУ»

Подготовила воспитатель:

1 категории

Жданова А.С.

Лабытнанги

2019 г.

«Метод проектов» возник на рубеже XIX–XX в США. Разработчик метода американский философ и педагог Джон Дьюи, а также его последователь В.Х.Килпатрик. Основная идея авторов заключается в организации обучения на активной основе, через целесообразную деятельность ребенка, основанную на его личном интересе и желании. С 1991 года теория Джона Дьюи, является современной теорией образования в России. Метод проектов пользуется популярностью во всем мире, т.к. он позволяет соединить теорию и практику в решении проблем.

Одним из принципов дошкольного образования, прописанных в федеральном государственном стандарте дошкольного образования, является: «Построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования» [25]. Субъектность выражается в инициативе и проявлении самостоятельной детской активности.

Одним из перспективных методов построения образовательной деятельности, соответствующих данному принципу, является метод проектной деятельности. Основываясь на личностно-ориентированном подходе к обучению и воспитанию, он предоставляет возможность ребенку самостоятельно мыслить и действовать в соответствии со своими интересами и желаниями, опираясь на собственный опыт.

По определению Н.Ю. Пахомовой: проект – это возможность детям самостоятельно делать что-то интересное самому или в группе, используя свои знания и умения, и достичь определенного теоретического или 6 практического результата, решая интересную проблему при самостоятельно поставленных целях и задачах. Николай Евгеньевич Веракса считает, что одной из главных задач педагога при проведении проектной деятельности, является поддержка детской инициативы.

Основа технологии метод проектов заключается в самостоятельной деятельности ребенка: исследовательской, познавательной, продуктивной, в процессе которой ребенок познает окружающий мир и преобразует новые знания в реальные продукты. Эта деятельность специально организуется педагогом и самостоятельно выполняется детьми (в старшем дошкольном возрасте) или при небольшой помощи педагога (в младшем дошкольном возрасте). Цель метода проектов в дошкольном возрасте - развитие свободной творческой личности ребенка, направление деятельности дошкольников на определенный и запланированный результат, который получается при решении той или иной теоретически или практически значимой для ребенка проблемы [17]. Метод проектов является комплексным методом, так как предполагает использование совокупности других методов: - сотрудничества; - ролевой игры; 7 - проблемных методов; - дискуссий; - исследования, опытов; - обучение в малых группах, индивидуально; - рефлексии… Главным в проектной деятельности является самостоятельная деятельность старших дошкольников и совместная с воспитателем деятельность младших дошкольников: исследовательская, познавательная, продуктивная. В процессе различных детских деятельностей, ребенок активно познает окружающий мир, преобразовывает новые знания в реальные продукты, находит различные пути решения проблемных ситуаций, развивает творческие способности и коммуникативные навыки и умения, что позволит ему в дальнейшем, успешно адаптироваться к школе.

Для достижения данной цели требуется решение воспитательно- образовательных задач:

 1. Развивать познавательный интерес детей через создание проблемной ситуации.

Основное требование к организации проектной деятельности в дошкольном образовательном учреждении – это наличие проблемы, для решения которой требуется проведение исследования. Это может быть практически любая реальная проблема обыденной жизни. Нельзя навязывать проблему, она должна быть интересной детям.

2. Развивать комплексные умения и навыки: исследовательские, рефлексивные, самооценочные.

Формирование умения самостоятельно находить и выбирать подходящую информацию, использовать её. Требуется помочь ребенку научиться находить и извлекать необходимую информацию, усваивать ее в виде новых знаний

3. Формировать активную, самостоятельную и инициативную позицию дошкольников. Дошкольный возраст является фундаментом общего развития ребенка. Активность и позитивное отношение к созданию проекта, проявление воспитанниками инициативы, энтузиазма, заинтересованности, будут способствовать успешному обучению в школе. Главное, чтобы ребенок добровольно включался в проект.

4. Развивать систему продуктивного, эмоционально-положительного взаимодействия между участниками образовательного процесса.

В ходе проектной деятельности дети вовлекают в проект родителей, активно общаются друг с другом и с воспитателями. В процессе общения со 9 сверстниками, дети учатся учитывать мнение других детей, договариваться, решать спорные вопросы, принимать общее решение без участия взрослых. Учатся следить за соблюдением правил и адекватно реагировать на их нарушение. Развивается умение вовремя замечать и исправлять ошибки, оказывать помощь партнерам. Во время реализации проекта происходит развитие и детско-родительских отношений. Родителям интересно наблюдать за детьми и принимать участие в реализации и воплощении его различных идей, поскольку ребенок старается открыть новое в уже знакомых взрослым ситуациях.

5. Создание комфортной предметно-пространственной среды, для успешной реализации детьми поставленных задач.

Создание в группе условий для осуществления детских замыслов, является одной из главных задач воспитателя, т.к. реализация детских проектов происходит через различные виды деятельности (продуктивную, творческую, экспериментальную).

Предметно-пространственная среда в группе должна быть:

- насыщенной;

- вариативной;

- доступной;

- безопасной.

Чтобы предоставить ребенку возможность для активного исследования и решения задач, следует предоставить ему современные и увлекательные материалы и оборудование (конструкторы, наборы для экспериментирования, энциклопедии, природные и технические материалы и пр.). Природа и ближайшее окружение тоже являются важными элементами среды исследования, содержащие множество явлений и объектов, которые можно использовать в совместной проектной деятельности воспитателей и детей.

Л.А.Пьянкова описала задачи исследовательской деятельности в младшем и старшем дошкольном возрасте:

Младший дошкольный возраст:

- вхождение детей, при помощи педагога, в проблемную игровую ситуацию;

- активизация желания искать пути решения проблемы вместе с воспитателем;

- формирование начальных предпосылок поисковой деятельности.

Старший дошкольный возраст:

- формирование предпосылок поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы;

 - развитие умения находить возможные методы решения проблемы самостоятельно;

 - формирование умения применять данные методы решения проблемы, применяя различные варианты;

- развитие желания, использовать в речи специальную терминологию, вести конструктивную беседу в процессе совместной исследовательской деятельности

Выделяют 3 этапа развития проектных действий:

  1. Исполнительно-подражательный (возраст детей 3,5-5 лет).

 До 5 лет у ребенка отсутствует необходимый жизненный опыт, и он не может самостоятельно выделить проблему и найти пути её решения. На этом этапе взрослый координирует и направляет, а дети выполняют задания педагога или подражают его действиям. Воспитанники привлекаются к участию в планировании деятельности, совместно выполняют и анализируют выполнение проекта.

Внимательное изучение потребностей детей, помогут педагогу определить проблему, интересную детям. Следует поощрять попытки детей самостоятельно решить проблему.   Это поможет ребенку осознать свое поведение, выбор, что он сделал правильно, а где допустил ошибку. На данном этапе активная роль принадлежит воспитателю.

  1. Развивающий (возраст детей 5-6 лет).

К концу 5-го года жизни у детей накапливается определенный опыт, продолжает развивать самостоятельность, ребенок уже может внимательно выслушать педагога или своих сверстников, развивается самоконтроль и самооценка. Познавательная активность детей в данном возрасте очень высокая, дети реже обращаются к взрослому с вопросами или за помощью, а больше общаются со сверстниками. Активность взрослого на данном этапе несколько снижается.

 Педагог предлагает тему проекта. Совместно с детьми выделяется проблема, определяется цель. Дошкольники планируют деятельность при небольшой помощи взрослого и выбирают необходимые средства для достижения результата. Педагог подключает детей к реализации идей. Дети выполняют проект при небольшой помощи педагога, обсуждают результат и совместно определяют перспективы развития. На данном этапе дети уже могут адекватно оценивать свои действия и результат, а также действия и результат сверстников.

Такой подход помогает заинтересовать дошкольников и, как следствие, расширить проблему проектирования.

  1. Творческий (возраст детей 6-7 лет).

В данном возрасте формируются все стороны личности ребенка: нравственная, эмоционально-волевая, действенно-практическая и интеллектуальная. Педагог создает условия для самостоятельного творчества, совместно с детьми выделяет проблему. Остальные действия по реализации проекта дети выполняют самостоятельно. Также возможно участие взрослого как партнера при планировании деятельности. Взрослый может высказать свои предложения.

Участие взрослого определяется - как партнер. Данный этап 12 характеризуются повышенным интересом детей к новым знаниям, стремлением получить их самостоятельно.

Реализация любого проекта преследует какую-либо определенную цель, то есть то, ради чего и был создан проект. Цель – это путь решения поставленной проблемы.

Формулируя цель и задачи проекта, следует исходить не только из возрастных возможностей детей, но и из типологии проекта.

Цели в различных проектах:

- в исследовательском проекте,

- в творческом проекте:

- в информационно- практико-ориентированном проекте:

- в ролево-игровом:

Основные требования к использованию метода проектов:

  1. Наличие значимой в исследовательском и творческом плане проблемы, которая требует исследовательского поиска для ее решения.

Также решение проблемы требует не только использование разнообразных методов и средств обучения, но и интегрированных знаний, умения применять знания, опираясь на собственный опыт либо приобретая новый. Поэтому проблема должна быть из реальной жизни, знакомая и важная для ребенка.

2. Мотивация участников проектной деятельности. И педагог, и ребенок формулируют причину, для чего они включаются в проектную деятельность.

3. Деятельность старших дошкольников должна быть самостоятельной (при небольшой помощи взрослого), она может быть: групповой, индивидуальной, парной. Детям предоставляется право выбора: выполнить проект индивидуально, самостоятельно выбрать себе партнера.

 4. Использование целостной системы проектной деятельности, а не отдельных методов. Системы, которая предусматривает определенную последовательность действий: обозначение проблемы, определение цели и прогнозирование будущего результата, получение и обобщение информации, планирование деятельности, реализация проекта, обсуждение результата и хода работы, презентация результатов, совместное определение перспективы развития проекта.

Принципы педагогической технологии метод проектов, разработанные И.А. Колесниковой:

1. Принцип прогностичности. Обусловлен самой природой проектирования, ориентированного на будущее состояние объекта; т.е. знания дают возможность предсказать дальнейший ход событий

2. Принцип пошаговости. Проектная деятельность осуществляется плавным переходом от одного шага (этапа) к следующему: от проектного замысла к формулированию цели, подбору действий и средств и далее к их реализации. Причем, каждое последующее действие тесно связано с результатами предыдущего этапа. Проектная деятельность имеет четкое структурирование;

3. Принцип нормирования. Создание проекта требует обязательного прохождения всех этапов в первую очередь связанных с различными формами организации мыследеятельности воспитанников: проблематизации, целеполагания, планирования, самоанализа, представления результатов, практического применения;

 4. Принцип обратной связи. После прохождения каждого этапа следует получать информацию о его результате и при необходимости вносить соответствующие корректировки;

5. Принцип продуктивности. Подчеркивает прагматичность метода проектов, обязательность ориентации проектной деятельности на получение значимого и реального результата. Этот результат можно увидеть, осмыслить, применить в практической деятельности в реальной жизни или в ДОУ.

6. Принцип культурной аналогии. Указывает на адекватность результатов проектирования определенным культурным образцам. Чтобы быть включенным в процесс, необходимо научиться понимать и чувствовать своё место в нем, формулировать собственный взгляд на проблему;

7. Принцип саморазвития. Касается как субъекта проектирования, так и порождения новых проектов в результате реализации поставленных целей. Процесс обучения без саморазвития невозможен, так как каждый человек должен самостоятельно уметь совершенствовать знания, умения и навыки

Особенности педагогической технологии метод проектов:

  1. Проектная деятельность предоставляет ребенку возможность приобретать умение ставить и осознавать проблему, решать ее различными путями, так как она направлена на приобретение знаний практическими методами.

Педагоги незаметно помогают ребенку обнаружить, увидеть проблему, иногда способствуют её возникновению. Внимательное отношение к каждому ребенку, изучение их интересов помогут педагогу определить проблему, соответствующую потребностям детей.

Нужно постараться организовать детей в какое-то совместное «занимательное дело», но при этом помнить, что метод проектов всегда ориентирован на развитие самостоятельности и активности детей.

  1. В совместной проектной деятельности ребенка и взрослого, предоставляется возможность саморазвития и самореализации, что оказывает большое влияние на формирование социально-коммуникативной  компетентности воспитанников.

Проектная деятельность в ДОУ носит характер сотрудничества, непосредственными участниками являются дети, педагоги и родители. Проекты могут быть индивидуальными, парными, групповыми, семейными. Роль педагога в проекте – организатор и координатор деятельности, помощник. Участие педагога ненавязчивое, может выражаться в форме предложений, предположений, гипотез.

3. Позволяет осуществлять самостоятельный поиск и отбор информации, что влияет на развитие самостоятельности и инициативности, на формирование информационной и технологической компетентностей дошкольников. При этом педагогу следует создать такую предметную - пространственную среду, где будут определенные предметные и материальные условия, которые необходимы для реализации проекта. Процесс сбора информации должен быть увлекательным, не утомлять ребенка.

4. Имеет ярко выраженную социальную окраску. В ходе проектной деятельности дошкольник выражает своё отношение к чему – либо, он обращается к человеку и представляет ему своё высказывание, оформленное в виде продукта.

Успешность использования метода проектов заключается в том, что дошкольник стремится познать весь окружающий мир, желает участвовать во всех событиях окружающей жизни, любит фантазировать, сочинять и рассуждать.

В соответствии с принципами отечественной педагогики детское проектирование будет успешным, при четком соблюдении следующих условий:

- учёт интересов каждого ребенка – на всех этапах реализации проекта педагог учитывает потребности и способности каждого конкретного ребенка;

 - деятельность детей без принуждения, свобода выбора: партнера, материалов, способов

- предоставление детям самостоятельности и поддержка их инициативы; проектная деятельность позволяет ребенку наполнить свою деятельность личностным смыслом, т.к. деятельность подчинена интересам и потребностям ребенка, быть активным субъектом познания;

- совместное с взрослым поэтапное достижение цели;

- если проблема, тема проекта взята из ближайшего окружения дошкольника, адекватная его возрасту, подготовке ребенка;

- время для реализации проекта, выполнение задания, этапа, должно быть достаточным , чтобы дети могли спокойно найти решение проблемы и реализовать его;

 - результат и деятельность ребенка оцениваются позитивно, при оценке необходимо создать для ребенка «ситуацию успеха»;

- проекты разные по форме и содержанию, но с постоянно усложняющимися заданиями. Таким образом проектная  деятельность является самостоятельной деятельностью старших дошкольников и совместная с воспитателем деятельность младших дошкольников: исследовательская, познавательная, продуктивная. В процессе которой, ребенок активно познает окружающий мир, преобразовывает новые знания в реальные продукты, находит различные пути решения проблемных ситуаций, развивает творческие способности и коммуникативные навыки, что позволит ему в дальнейшем, успешно адаптироваться к школе. Принципы проектной технологии, разработанные И.А.Колесниковой: прогностичности, пошаговости, нормирования, обратной связи, продуктивности, культурной аналогии, саморазвития.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ФОРМИРОВАНИИ КУЛЬТУРНО – ГИГИЕНИЧЕСКИХ НАВЫКОВ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ФОРМИРОВАНИИ КУЛЬТУРНО – ГИГИЕНИЧЕСКИХ НАВЫКОВ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Известно, что самые прочные привычки, как полезные, так и вредные, формируются в детстве. Вот почему так важно с самого раннего возраста воспитывать у ребенка полезные для здоровья навыки, закреплять ...

Семенар - практикум "Организация проектной деятельности в условиях детского сада. Типы проектной деятельности"

В условиях Федерального образовательного стандарта к образованию предъявляются принципиально новые требования. Главным результатом образования должно стать его соответствие целям опережающего...

«Проектная деятельность в детском саду» Выступление: «Взаимодействие с родителями в ходе реализации проектной деятельности в детском саду (из опыта работы)»

В статье представлен опыт работы  по взаимодействию с родителями в ходе реализации проектной деятельности в детском саду....

Доклад для семинара «Проектная деятельность – как средство формирования познавательно-речевого развития дошкольника» на тему: «Продукты и результаты реализации проектной деятельности в ДОУ. Из опыта работы».

В настоящее время государство поставило перед образовательными учреждениями достаточно ясную и важную задачу: подготовить как можно более активное и любознательное молодое поколение. В основных програ...

Организация проектной и исследовательской деятельности воспитанников ДОУ в условиях реализации ФГОС ДО: проектная деятельность педагога

1 сентября 2013 года в действие нового «Закона об образовании в Российской Федерации» дошкольное образование становится первым уровнем  общего образования. Оно остается в отличие от общего образо...

Проектная деятельность в детском саду. Проектный метод в деятельности ДОУ.

С самого рождения ребёнок является первооткрывателем, исследователем того мира, который его окружает. Для него всё впервые: солнце и дождь, страх и радость. Всем хорошо известно, что пятилетних детей ...