Тренинг для педагогов ДОУ « Толерантность - понимание и взаимодействие»
методическая разработка
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад общеразвивающего вида №26 «Кораблик» города Губкина Белгородской области.
Тренинг для педагогов ДОУ
« Толерантность- понимание и взаимодействие»
Подготовила: Бабенкова В.А.,
воспитатель МБДОУ «Детский
сад общеразвивающего вида
№26 «Кораблик»
Губкин, 2020
Тренинг для педагогов ДОУ
« Толерантность- понимание и взаимодействие»
Цель: формирование у педагогов навыков толерантного поведения.
Задачи: - познакомить с понятием « толерантность»;
- показать, что толерантность к себе и другим взаимосвязаны,
- создать условия для самопознания.
Материал: грецкие орехи по одному на каждого участника; игрушка «Сердце»; стакан с чистой водой, соль, перец, горстка земли; шкатулка, в которую заранее кладётся небольшое зеркало.
Ход игры- тренинга
Уважаемые коллеги! Сегодня мы с вами станем участниками тренинга толерантности.
Беседа о понятии «Толерантность».
В переводе с латинского языка ТОЛЕРАНТНОСТЬ (tolerantia) означает
ТЕРПЕНИЕ.
Это морально–нравственное качество личности, характеризующееся
способностью человека принимать другого человека во всём его
многообразии, признавать индивидуальность, уважать свои и чужие мнения
и взгляды. Толерантность выражается в стремлении достичь
взаимопонимания и согласия в процессе общения методами разъяснения и
убеждения.
Толерантность – это человеческая добродетель: искусство жить в мире
разных людей и идей, способность иметь права и свободы, при этом, не
нарушая прав и свобод других людей. В то же время, толерантность – это
не уступка, снисхождение или потворство, а активная жизненная позиция
на основе признания иного. Я предлагаю вам немного отвлечься от возможных рабочих и семейных забот, и настроиться на процесс общения, выполнив ряд незатейливых заданий:
- Скажите «здравствуйте!» все кто пришел сегодня на встречу.
- Хлопните три раза в ладоши те, у кого есть замечательные дочки.
- Хлопните три раза по коленкам те, у кого есть прекрасные сыночки.
- Топните три раза те, у кого когда-либо возникали проблемы в
воспитании детей.
- Скажите « У-у-у ». Кто хоть раз в жизни не знал, как поступить со
своим ребенком;
- Приложите руку к сердцу, кто готов что-то изменить в себе ради
воспитания счастливого, здорового ребенка.
1.Упражнение – разминка «Чем мы похожи»
Цель: повышение доверия участников группы друг к другу, формирование толерантных взаимоотношений.
Ход: Члены группы сидят в кругу. Ведущий приглашает в круг одного из участников на основе какого-либо реального или воображаемого сходства с собой. Например: «Света, выйди, пожалуйста, ко мне, потому что у нас с тобой одинаковый цвет волос (или мы похожи тем, что мы жители Земли, или мы одного роста и т, д.)». Света выходит в круг и приглашает выйти кого-нибудь из участников таким же образом. Игра продолжается до тех пор, пока все члены, группы не окажутся в кругу ( звучит музыка).
Оказывается мы с вами такие разные, и в тоже время мы все чем то, друг с другом похожи.
2. Упражнение "Карусель"
Цель: формирование навыков быстрого реагирования при вступлении в контакты.
В упражнении осуществляется серия встреч, причем каждый раз с новым
человеком. Инструкция: легко войти в контакт, поддержать разговор и
проститься.
Члены группы встают по принципу «карусели», т. е. лицом друг к другу и
образуют два круга: внутренний неподвижный и внешний подвижный.
Примеры ситуаций:
• Перед вами человек, которого вы хорошо знаете, но довольно долго не
видели. Вы рады этой встрече...
• Перед вами незнакомый человек. Познакомьтесь с ним...
• Перед вами маленький ребенок, он чего-то испугался. Подойдите к нему и
успокойте его.
• После длительной разлуки вы встречаете любимого (любимую), вы очень
рады встрече...
Время на установление контакта и проведение беседы 3-4 минуты. Затем
ведущий дает сигнал и участники тренинга сдвигаются к следующему
участнику.
Это упражнение поможет участникам почувствовать на себе особенности
установления контакта в различных культурах.
3. Игра «Орехи»
Цель: осознание и принятие собственной уникальности и неповторимости
каждого.
Количество орехов должно соответствовать числу участников. Каждый берет
себе один орех. Задание: в течение 1 минуты рассмотреть свой орех и
запомнить его особенности. Затем все орехи перемешиваются. После этого
каждый пытаетесь найти свой.
Обсуждение
Ведущий. Что помогло найти свой орех?
В толпе все люди одинаковые, как орехи, когда они лежали вместе. Чтобы
увидеть человека, нужно потратить время, присмотреться к нему. О ценности
ореха судят по тому, что у него внутри. Он может быть зрелым, зеленым,
гнилым, пустым, хорошим. Поэтому нельзя судить о человеке только по его
внешнему виду. «Встречают по одежке, провожают по уму». У ореха очень
жесткая скорлупа. Она нужна, чтобы защитить нежное ядро. Многие люди
тоже часто прячутся в скорлупу, чтобы чувствовать себя в безопасности. Они
не могут сразу открыться. Для этого должно пройти время.
Мы выяснили, что каждый человек – это уникальная и неповторимая
личность, одна – единственная в своём роде. Поэтому мы должны бережно, с
любовью и уважением относиться к себе и окружающим, дорожить своей
жизнью и жизнью каждого человека, принимать себя и других такими, какие
мы есть, то есть относиться к себе и другим с терпимостью.
4.Упражнение-демонстрация «Влияние слова на человека»
Материалы: стакан с чистой водой, соль, перец, горстка земли.
Ведущий. Возьмем стакан воды. Представим, что это человеческая душа – чистая, простая, наивная, способная впитывать в себя все и хорошее, и плохое.
Соль – грубые, соленые слова;
Перец – жгучие, обидные слова;
Ком земли – невнимательность, безразличие, игнорирование.
Когда мы это все смешаем – получим состояние человека. Сколько пройдет времени, пока все осядет, забудется? А стоит только легонько взболтать – и все поднимется на поверхность. А это стрессы, неврозы.
Обсуждение:
– Какие чувства у вас возникли во время этого упражнения-демонстрации?
Вывод: Когда мы с кем-то ссоримся и говорим что-то неприятное, мы оставляем в душе человека негативные следы. И не имеет значения, сколько раз мы потом попросим прощения. Словесные раны причинят такую же боль, как и физические. Поэтому свою терпимость, понимание мы можем проявлять по-разному: спокойно, выдержанно, доброжелательно, то есть толерантно.
5. Упражнение «Сердце»
Особенно важна толерантная культура в профессиональной деятельности педагога.
Вам необходимо будет передавать Сердце по кругу друг другу, при этом
описывая по одному слову толерантную личность:
- Сотрудничество, партнерство.
- Готовность мириться с мнением другого человека.
- Уважение чувства человеческого достоинства.
- Уважение прав других.
- Принятие другого таким, какой он есть.
- Способность поставить себя на место другого.
- Уважение права быть другим.
- Признание многообразия людей, мнений, религий и т.д..
- Признание равенства других.
- Терпимость к чужим мнениям, верованиям и поведению.
- Отказ от насилия и жестокости по отношению друг к другу.
- Доброжелательность
Я надеюсь, что все или большинство из этих качеств есть у вас.
6. «Волшебное озеро»
Для упражнения понадобится шкатулка, в которую заранее кладётся небольшое зеркало. Все участники садятся в круг и закрывают глаза.
Ход: «Сейчас Вы будете передавать друг другу шкатулку. Тот, кто получает эту шкатулку, должен открыть глаза и заглянуть внутрь. Там, в маленьком «волшебном» озере, Вы увидите самого уникального и неповторимого человека на свете. Улыбнитесь ему».
- Как вы понимаете значение слова «уникальный»?
Вопросы после выполнения упражнения:
1.Изменилась ли Ваша точка зрения о том, кто же самый уникальный и неповторимый человек на свете?
2. Как в ходе выполнения этого упражнения ответил Вам этот человек на Вашу улыбку?
3. Какого отношения Вы ждёте к себе как уникальной и неповторимой личности?
7. Упражнение Синквейн «Толерантность».
Цель: способность обобщить информацию после определенной
вдумчивой рефлексии.
Синквейн – это стихотворение, которое требует синтеза полученной
информации. Происходит от французского слова «5». Таким образом,
синквейн – это 5 строк:
1 – тема существительное (название тренинга), 2 – два прилагательных (познавательный, увлекательный. и т.д.), которые подходит к теме существительного, 3 – три глагола по теме (играли, обсуждали и т.д.), 4 – осмысленная фраза на данную тему (Мне это пригодится),
5 – резюме к теме (желательно 1 слово или словосочетание, свое отношение, например, здорово и т.д.).
8. Упражнение «Лучики толерантности»
Цель: систематизирование знаний о понятии «толерантность».
Перед вами «Солнышко», ему не хватает лучиков, а лучики это наша толерантность, из чего же она состоит? Ваша задача написать на лучике: «Что для Вас означает толерантность?» (подсказку распечатать).
Еще в качестве примера характеристик толерантной личности, приведем следующие:
- терпение,
- доверие,
- умение владеть собой,
- снисходительность,
- доброжелательность,
- умение не осуждать других,
- терпимость к различиям,
- способность к сопереживанию,
- умение слушать.
Общее обсуждение того, что получилось.
Притча
Жил в пустыне маленький кактус – прикольная, любопытная колючка. И мечтал он познакомиться с людьми. Другие кактусы его отговаривали: «У них нет колючек, и они не любят нас! Проходя мимо только и думают, как нас пнуть побольнее». Но малыш продолжал думать о встрече с людьми. И вот однажды проходил в пустыне караван. Все кактусы будто съежились, стараясь, стать незаметнее. И только наш малыш приветливо расправил свои колючки, приглашая к знакомству. К нему подошел человек, как водится, укололся и произнес: «Ты такой же уродец, как и остальные» и отошел. Огорчился наш кактусенок, заплакал, и вдруг его слезы стали превращаться в прекрасный цветок.
Обернулся человек, увидел такую красоту и подумал: «Надо же! И в таком уродце может быть красота!»
Давайте же учиться видеть в других и показывать в себе не колючки, а красоту и доброту коллеги!
Литература:
1. Безюлева Г.В., Шеламова Г.М. Толерантность. Взгляд – поиск - решение,
М., 2002.;
2. Зенич О.А. Тренинг толерантности. Кемерово, 2010;
3. Толерантное сознание и формирование толерантных отношений (теория и
практика). Сборник научно–методических статей, М., 2002.;
4. Фопель К. Сплоченность и толерантность в группе. Психологические игры
и упражнения [Текст] Пер. с нем. / К. Фопель. – М.: Генезис, 2006г.
Шаповаленко И.В.;
5. Веб – сайт «Толерантность». http://www.tolerance.ru/
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тренинг на тему: Толерантность - основа развития личности педагога.
Материал содержит пример тренингового зянятия по формированию толерантности у воспитетелей. Занятие представлено различными играми и тренинговыми упражнениями....
Семинар-тренинг с педагогами «Толерантность – важное условие эффективного взаимодействия»
Семинар-тренинг направлен на формирование установок педагогов на толерантное взаимодействие в сфере «ребенок – взрослый», «взрослый – взрослый» и необходимость создания толерантной среды в образовател...
Тренинг для родителей: «Толерантность как принцип взаимодействия между людьми»
Здравствуйте, уважаемые родители! Мне очень приятно видеть вас всех сегодня!Сегодня мы с вами поговорим о толерантности, о взаимопонимании и уважении.Добро воспитывается добром, а зло порождает ...
Конспект игрового тренинга для воспитателей «Толерантность к детям с ограниченными возможностями»
Игровой тренинг для воспитателей ДОУна декаду инвалидов...
Мини-тренинг по повышению толерантности: у детей подготовительной группы с элементами арт-терапии «Жить в мире с собой и другими».
Аннотация: Мини-тренинг предназначен для профилактики нетолерантного поведения среди детей; формированию толерантного и миролюбивого отношения к категориям детей и людей ОВЗ, разных национальнос...
Педагогический тренинг - "Способность к толерантности"
Методическое мероприятие в форме тренинга для педагогов МБДОУ для актуализации и развития толерантного самосознания педагогов....
Тренинг для педагогов «Толерантность к детям с ограниченными возможностями»
Толерантность – способность человека, сообщества, государства слышать и уважать мнение других, невраждебно встречать отличное от своего мнения; готовность и способность без протеста воспринимать...