Тренинг для педагогов ДОУ « Толерантность - понимание и взаимодействие»
методическая разработка

Бабенкова Валентина Алексеевна

Тренинг для педагогов  ДОУ

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tolerantnost_trening.docx26.04 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение                    «Детский сад общеразвивающего вида №26 «Кораблик»                                                  города Губкина Белгородской области.

           

Тренинг для педагогов  ДОУ

« Толерантность- понимание и   взаимодействие»

     

                                         

                                                            Подготовила:  Бабенкова В.А.,

                                             воспитатель МБДОУ «Детский

                                                      сад общеразвивающего вида

                                                                   №26 «Кораблик»

                                                       

   

                                     

                                Губкин, 2020

            Тренинг для педагогов  ДОУ

« Толерантность- понимание и взаимодействие»

Цель: формирование  у педагогов навыков толерантного поведения.

Задачи: - познакомить с понятием « толерантность»;  

             - показать, что толерантность к себе и другим взаимосвязаны,      

            - создать условия для самопознания.    

  Материал: грецкие орехи по одному на каждого участника; игрушка «Сердце»; стакан с чистой водой, соль, перец, горстка земли; шкатулка, в которую заранее кладётся небольшое зеркало. 

           

                                    Ход игры- тренинга    

    Уважаемые коллеги!  Сегодня мы с вами станем участниками тренинга толерантности.

       Беседа о понятии «Толерантность».

В переводе с латинского языка ТОЛЕРАНТНОСТЬ (tolerantia) означает

ТЕРПЕНИЕ.

Это морально–нравственное качество личности, характеризующееся

способностью человека принимать другого человека во всём его

многообразии,  признавать индивидуальность, уважать свои и чужие мнения

и взгляды. Толерантность выражается в стремлении достичь

взаимопонимания и согласия в процессе общения методами разъяснения и

убеждения.

Толерантность – это человеческая добродетель: искусство жить в мире

разных людей и идей, способность иметь права и свободы, при этом, не

нарушая прав и свобод других людей. В то же время, толерантность – это

не уступка, снисхождение или потворство, а активная жизненная позиция

на основе признания иного. Я предлагаю вам немного отвлечься от возможных рабочих и семейных забот, и настроиться на процесс общения, выполнив ряд незатейливых заданий:

- Скажите «здравствуйте!» все кто пришел сегодня на встречу.

- Хлопните три раза в ладоши те, у кого есть замечательные дочки.

- Хлопните три раза по коленкам те, у кого есть прекрасные сыночки.

- Топните три раза те, у кого когда-либо возникали проблемы в

воспитании  детей.

- Скажите « У-у-у ». Кто хоть раз в жизни не знал, как поступить со

своим ребенком;

- Приложите руку к сердцу, кто готов что-то изменить в себе ради

воспитания счастливого, здорового ребенка.

          1.Упражнение – разминка «Чем мы похожи»

Цель: повышение доверия участников группы друг к другу, формирование толерантных взаимоотношений.

Ход: Члены группы сидят в кругу. Ведущий приглашает в круг одного из участников на основе какого-либо реального или воображаемого сходства с собой. Например: «Света, выйди, пожалуйста, ко мне, потому что у нас с тобой одинаковый цвет волос (или мы похожи тем, что мы жители Земли, или мы одного роста и т, д.)». Света выходит в круг и приглашает выйти кого-нибудь из участников таким же образом. Игра продолжается до тех пор, пока все члены, группы не окажутся в кругу ( звучит музыка).

Оказывается мы с вами  такие разные,  и в тоже время мы все чем то, друг с другом похожи.

             2. Упражнение "Карусель"

Цель: формирование навыков быстрого реагирования при вступлении в контакты.

В упражнении осуществляется серия встреч, причем каждый раз с новым

человеком. Инструкция: легко войти в контакт, поддержать разговор и

проститься.

Члены группы встают по принципу «карусели», т. е. лицом друг к другу и

образуют два круга: внутренний неподвижный и внешний подвижный.

Примеры ситуаций:

• Перед вами человек, которого вы хорошо знаете, но довольно долго не

видели. Вы рады этой встрече...

• Перед вами незнакомый человек. Познакомьтесь с ним...

• Перед вами маленький ребенок, он чего-то испугался. Подойдите к нему и

успокойте его.

• После длительной разлуки вы встречаете любимого (любимую), вы очень

рады встрече...

Время на установление контакта и проведение беседы 3-4 минуты. Затем

ведущий дает сигнал и участники тренинга сдвигаются к следующему

участнику.

Это упражнение поможет участникам почувствовать на себе особенности

установления контакта в различных культурах.

            3. Игра «Орехи»

Цель: осознание и принятие собственной уникальности и неповторимости

каждого.

Количество орехов должно соответствовать числу участников. Каждый берет

себе один орех. Задание: в течение 1 минуты рассмотреть свой орех и

запомнить его особенности. Затем все орехи перемешиваются. После этого

каждый пытаетесь найти свой.

Обсуждение

Ведущий. Что помогло найти свой орех?

В толпе все люди одинаковые, как орехи, когда они лежали вместе. Чтобы

увидеть человека, нужно потратить время, присмотреться к нему. О ценности

ореха судят по тому, что у него внутри. Он может быть зрелым, зеленым,

гнилым, пустым, хорошим. Поэтому нельзя судить о человеке только по его

внешнему виду. «Встречают по одежке, провожают по уму». У ореха очень

жесткая скорлупа. Она нужна, чтобы защитить нежное ядро. Многие люди

тоже часто прячутся в скорлупу, чтобы чувствовать себя в безопасности. Они

не могут сразу открыться. Для этого должно пройти время.

Мы выяснили, что каждый человек – это уникальная и неповторимая

личность, одна – единственная в своём роде. Поэтому мы должны бережно, с

любовью и уважением относиться к себе и окружающим, дорожить своей

жизнью и жизнью каждого человека, принимать себя и других такими, какие

мы есть, то есть относиться к себе и другим с терпимостью.

           4.Упражнение-демонстрация «Влияние слова на человека»

Материалы: стакан с чистой водой, соль, перец, горстка земли.

Ведущий. Возьмем стакан воды. Представим, что это человеческая душа – чистая, простая, наивная, способная впитывать в себя все и хорошее, и плохое.

Соль – грубые, соленые слова;

Перец – жгучие, обидные слова;

Ком земли  – невнимательность, безразличие, игнорирование.

Когда мы это все смешаем – получим состояние человека. Сколько пройдет времени, пока все осядет, забудется? А стоит только легонько взболтать – и все поднимется на поверхность. А это стрессы, неврозы.

Обсуждение:

– Какие чувства у вас возникли во время этого упражнения-демонстрации?

Вывод: Когда мы с кем-то ссоримся и говорим что-то неприятное, мы оставляем в душе человека негативные следы. И не имеет значения, сколько раз мы потом попросим прощения. Словесные раны причинят такую же боль, как и физические. Поэтому свою терпимость, понимание мы можем проявлять по-разному: спокойно, выдержанно, доброжелательно, то есть толерантно.

          5. Упражнение «Сердце»

Особенно важна толерантная культура в профессиональной деятельности педагога.

Вам необходимо будет передавать Сердце по кругу друг другу, при этом

описывая по одному слову толерантную личность:

 - Сотрудничество, партнерство.

 - Готовность мириться с мнением другого человека.

 - Уважение чувства человеческого достоинства.

 - Уважение прав других.

 - Принятие другого таким, какой он есть.

 - Способность поставить себя на место другого.

 - Уважение права быть другим.

 - Признание многообразия людей, мнений, религий и т.д..

 - Признание равенства других.

 - Терпимость к чужим мнениям, верованиям и поведению.

 - Отказ от насилия и жестокости по отношению друг к другу.

 - Доброжелательность

Я надеюсь, что все или большинство из этих качеств есть у вас.

       

            6. «Волшебное озеро»

Для упражнения понадобится шкатулка, в которую заранее кладётся небольшое зеркало. Все участники садятся в круг и закрывают глаза.

Ход: «Сейчас Вы будете передавать друг другу шкатулку. Тот, кто получает эту шкатулку, должен открыть глаза и заглянуть внутрь. Там, в маленьком «волшебном» озере, Вы увидите самого уникального и неповторимого человека на свете. Улыбнитесь ему».

- Как вы понимаете значение слова «уникальный»?

Вопросы  после выполнения упражнения:

1.Изменилась ли Ваша точка зрения о том, кто же самый уникальный и неповторимый человек на свете?

2. Как  в ходе выполнения этого упражнения ответил Вам этот человек на Вашу улыбку?

3. Какого  отношения Вы ждёте к себе  как уникальной и неповторимой личности?

        7. Упражнение  Синквейн «Толерантность».

Цель: способность обобщить информацию после определенной

вдумчивой рефлексии.

Синквейн – это стихотворение, которое требует синтеза полученной

информации. Происходит от французского слова «5». Таким образом,

синквейн – это 5 строк:

1 – тема существительное (название  тренинга), 2 – два прилагательных (познавательный, увлекательный. и т.д.), которые подходит к теме существительного, 3 – три глагола по теме (играли, обсуждали и т.д.),             4 – осмысленная фраза на данную тему (Мне это пригодится),

5 – резюме к теме (желательно 1 слово или словосочетание, свое отношение, например, здорово и т.д.).

     8. Упражнение «Лучики толерантности»

Цель: систематизирование знаний о понятии «толерантность».

Перед вами «Солнышко», ему не хватает лучиков, а лучики это наша толерантность, из чего же она состоит? Ваша задача написать на лучике: «Что для Вас означает толерантность?» (подсказку распечатать).

Еще в качестве примера характеристик толерантной личности, приведем следующие:

   - терпение,

   - доверие,

  - умение владеть собой,

  - снисходительность,

  - доброжелательность,

  - умение не осуждать других,

  - терпимость к различиям,

  - способность к сопереживанию,

  - умение слушать.

Общее обсуждение того, что получилось.

          Притча

Жил в пустыне маленький кактус – прикольная, любопытная колючка. И мечтал он познакомиться с людьми. Другие кактусы его отговаривали: «У них нет колючек, и они не любят нас! Проходя мимо только и думают, как нас пнуть побольнее». Но малыш продолжал думать о встрече с людьми. И вот однажды проходил в пустыне караван. Все кактусы будто съежились, стараясь, стать незаметнее. И только наш малыш приветливо расправил свои колючки, приглашая к знакомству. К нему подошел человек, как водится, укололся и произнес: «Ты такой же уродец, как и остальные» и отошел. Огорчился наш кактусенок, заплакал, и вдруг его слезы стали превращаться в прекрасный цветок.

Обернулся человек, увидел такую красоту и подумал: «Надо же! И в таком уродце может быть красота!»

Давайте же учиться видеть в других и показывать в себе не колючки, а красоту и доброту  коллеги!

         Литература:

1. Безюлева Г.В., Шеламова Г.М. Толерантность. Взгляд – поиск - решение,

М., 2002.;

2. Зенич О.А. Тренинг толерантности. Кемерово, 2010;

3. Толерантное сознание и формирование толерантных отношений (теория и

практика). Сборник научно–методических статей, М., 2002.;

4. Фопель К. Сплоченность и толерантность в группе. Психологические игры

и упражнения [Текст] Пер. с нем. / К. Фопель. – М.: Генезис, 2006г.

Шаповаленко И.В.;

5. Веб – сайт «Толерантность». http://www.tolerance.ru/



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тренинг на тему: Толерантность - основа развития личности педагога.

Материал содержит пример тренингового зянятия по формированию толерантности у воспитетелей. Занятие представлено различными играми и тренинговыми упражнениями....

Семинар-тренинг с педагогами «Толерантность – важное условие эффективного взаимодействия»

Семинар-тренинг направлен на формирование установок педагогов на толерантное взаимодействие в сфере «ребенок – взрослый», «взрослый – взрослый» и необходимость создания толерантной среды в образовател...

Тренинг для родителей: «Толерантность как принцип взаимодействия между людьми»

Здравствуйте, уважаемые родители!  Мне очень приятно видеть вас всех сегодня!Сегодня мы с вами поговорим о толерантности, о взаимопонимании и уважении.Добро воспитывается добром, а зло порождает ...

Мини-тренинг по повышению толерантности: у детей подготовительной группы с элементами арт-терапии «Жить в мире с собой и другими».

Аннотация:  Мини-тренинг предназначен для профилактики нетолерантного поведения среди детей; формированию толерантного и миролюбивого отношения к категориям детей и людей ОВЗ, разных национальнос...

Педагогический тренинг - "Способность к толерантности"

Методическое мероприятие в форме тренинга для педагогов МБДОУ для актуализации и развития толерантного самосознания педагогов....

Тренинг для педагогов «Толерантность к детям с ограниченными возможностями»

Толерантность – способность человека, сообщества, государства слышать и уважать мнение других, невраждебно встречать отличное от своего мнения; готовность и способность без протеста воспринимать...