Методика познавательного развития
методическая разработка

Скрябина Танзиля Шайхануровна

Песпективный план "игры с куклой" для детей раннего возраста

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon "Игры с куклой"86 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

детский сад №19 «Ручеёк» города Дубны Московской области

МЕТОДИКА ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА

Воспитатель: первой квалификационной категории

Скрябина Т.Ш.

г. Дубна

2017г.

ПОЯНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Задачи:

- развитие продуктивной (конструктивной) деятельности.

- знакомство детей с деталями (кубик, кирпичик, трехгранная призма, пластина, цилиндр), с вариантами расположения строительных форм на плоскости в процессе игр с настольным строительным материалом.

- развитие умения детей сооружать элементарные постройки по образцу, поддержание желания строить что-то самостоятельно.

- формирование представлений о пространственных соотношениях.

- побуждение к использованию дополнительных сюжетных игрушек, соразмерных масштабах построек.

- привлечение к совместному с взрослым конструированию.

- формирование представлений о простейших связях между предметами ближайшего окружения.

К концу года дети могут:

- различает основные формы деталей строительного материала.

- с помощью взрослого сооружает разнообразные постройки, используя большинство форм.

- разворачивает игру вокруг собственной постройки.

- различает и называет предметы ближайшего окружения.

- имеет первичные представления о себе: знает свое имя, свой пол, имена членов семьи.

Важнейшей характеристикой и показателем развития предметной деятельности является познавательная активность детей, которая проявляется в любознательности, стремлении к получению новых впечатлений, инициативном поиске новой информации об окружающем мире. Задача познавательной деятельности развития у детей  восприятия и мышления. Формирование у детей самостоятельности. Нацеленность на результат, настойчивость в достижении цели, стремление к самостоятельности становятся важнейшими характеристиками не только деятельности ребенка, но и его личности взрослого.

Наиболее эффективным способом развития у детей познавательных способностей является организация совместной предметной деятельности взрослого и ребенка. Включение детей в повседневные дела также способствует познавательному развитию ребенка и овладению предметными действиями. Для развития познавательной активности нужно обогащать жизнь детей новыми впечатлениями, создавать условия для детского экспериментирования. Важно поддерживать природное любопытство детей, поощрять любое проявление интереса к окружающему миру.

ИГРЫ-ЗАНЯТИЯ С ДИДАКТИЧЕСКОЙ КУКЛОЙ

 В ГРУППЕ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА

ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

СЕНТЯБРЬ

  1. «Новая кукла»

Цель:  вызвать у детей интерес к игре с куклой. Уточнить их знания о строении тела человека:  руки, ноги, голова, уши и т.д. Дать элементарные представления о гостеприимстве. Воспитывать доброжелательность.

Материал: дидактическая кукла в нарядной одежде, набор чайной посуды, столик, стульчик.

План занятия: 1. Внести куклу в нарядной красивой одежде. 2. Уточнить знания о строении тела человека. 3. Игра «Чаепитие с куклой».                                            

  1. «Устроим кукле комнату»

Цель: продолжать учить детей игре с куклой. Расширять и уточнять их представления о мебели, ее назначении. Активизировать словарь: шкаф, диван, кровать, кресло, стол, вешать, класть, ставить. Воспитывать умение играть с другими детьми.

Материал: дидактическая кукла, мебель: диван, кровать, кресло, шкаф, стол, одежда для куклы.

План занятия: 1. Вносим куклу. 2. Знакомство с мебелью. 3. Игра «Кукла идет на прогулку».

                                                                       Октябрь

  1. «Уложим куклу спать»

Цель: закрепить и уточнить знания о предметах одежды и порядке раздевания. Учить правильно складывать одежду на стульчик. Обогащать  и активизировать словарь: колготки, платье, туфли, простынка, подушка, одеяло, вешать, ставить, мягкий, чистый. Воспитывать аккуратность.

Материал: дидактическая кукла, одежда для куклы, кровать, постельные принадлежности.

План занятия: 1. Знакомство детей с постельными принадлежностями. 2. Игра «Уложим куклу спать».

  1. «Кукла проснулась»

Цель: закрепить знания детей о предметах одежды и порядке их надевания. Продолжать учить различать и называть цвета. Активизировать словарь: носки, юбка, блузка, вставай, постель, умойся. Формировать умение договариваться в ходе игры.

Материал: дидактическая кукла, кровать, стульчик, одежда для куклы, полотенце, мыло, тазик.

План занятия: 1. Закрепить знания о спальных принадлежностях. 2. Уточнить знания об одежде для куклы. 3. Знакомство с полотенцем, мылом.

                                                Ноябрь

  1. «Кукла делает зарядку»

Цель: закрепить знания детей о частях тела человека. Формировать представление о направлении движения: вверх, вниз, вперед, назад. Закрепить знания о порядке надевания одежды. Учить объединять  несколько игровых действий в один сюжет. Воспитывать доброжелательность.

Материал: дидактическая кукла, одежда для куклы, стульчик.

План занятия: 1. Закрепить знания о частях тела человека. 2. Знакомство с направлениями движений: вверх, вниз. 3. Закрепить порядок надевания одежды.

  1. «Кукла ждет гостей к обеду»

Цель: Закрепить знания детей о посуде и мебели, их назначении. Продолжать учить объединять в сюжет несколько игровых действий. Расширять представления детей о процессе приготовления пищи. Побуждать к использованию в речи развернутых предложений. Воспитывать заботливость.

Материал: дидактическая кукла, посуда, мебель, игрушки.

  1.  «Научим куклу мыть посуду»

Цель: закрепить и уточнить представления детей о посуде и ее назначении. Познакомить  с процессом мытья посуды. Активизировать словарь: губка, мыть, полоскать, сушить. Вызвать желание помогать другим.

Материал: дидактическая кукла, посуда, губка, мыло.

Предварительная работа: наблюдение за трудом няни.

  1. « Кукла заболела»

Цель: продолжать учить детей объединять несколько игровых действий в один сюжет. Закрепить и расширить представления о враче, его действиях, инструментах, которыми он пользуется. Обогатить словарь понятиями: лечить, компресс, пожалеть, приласкать, градусник. Воспитывать чуткость.

Материал: дидактическая кукла, ее кроватка, постельные принадлежности, телефон, набор атрибутов для игры в «Больницу», белый халат и шапочка врача для воспитателя, чайная посуда, столик, стульчик, знакомая детям книжка.

Предварительная работа: наблюдение за трудом врача и медицинской сестры.

Декабрь

  1. «Лечение куклы»

Цель: продолжать воспитывать у детей участливое отношение к кукле, желание заботиться о ней. Учить брать на себя игровые роли мамы, врача сестрички. Способствовать усложнению игры в «Больницу». Активизировать словарь: болит, лечить, больница, микстура.

Материал: тот же, что и в занятии «Кукла заболела».

Связь с другими занятиями: посещение медицинского кабинета в детском саду, рассматривание машины «скорой помощи»,  лепка угощения для куклы.

  1. «Покажем кукле  картинки  и почитаем стихи».

Цель: побуждать детей рассказывать знакомые стихотворения. Учить передавать содержание картинок, используя в речи полные предложения. Учить детей сочувствовать больному, вызвать желание сделать кому-то приятное. Воспитывать умение сопереживать.

Материал: дидактическая кукла, картинки с изображением больницы.

Связь с другими занятиями: беседы по картинкам, чтение стихотворений и потешек.

Январь

  1. «Наташины гости»

Цель: продолжать учить детей игре с куклой. Помочь разнообразить игровые действия, побуждать к использованию в игре знаний, полученных на занятии. Закреплять и уточнять знания о домашних животных. Воспитывать доброжелательность.

Материал: дидактическая кукла, фигурки домашних животных, столик, стульчик, чайная посуда.

Связь с другими занятиями: знакомство с домашними животными и их детенышами.

  1. «Оденем куклу на прогулку»

Цель: закрепить и уточнить знания детей о предметах верхней одежды и порядке их надевания. Обогащать сюжет детской игры. Воспитывать желание помогать другим.

Материал: дидактическая кукла в верхней одежде, столик, стульчик.

Февраль

  1. «Кукла идет в магазин»

Цель: дать детям представление об игре в магазин. Формировать навыки поведения в общественных местах. Закреплять использование в речи слов вежливости. Повторить названия предметов верхней одежды и порядок их надевания. Вырабатывать навыки культуры поведения.

Материал: дидактическая кукла в верхней одежде, атрибуты для игры «Магазин».

  1. «День рождения куклы»

Цель: закрепить знания детей о посуде, продуктах, мебели. Продолжать учить объединить в один сюжет несколько игровых действий. Дать представление о сервировке стола. Активизировать словарь: поздравить, угостить, принять гостей, порадовать. Воспитывать умение сопереживать.

Материал: дидактическая кукла нарядная, посуда, продукты, мебель, игрушки.

Связь с другими занятиями: лепка угощения для куклы. Рисование подарка для куклы. Знакомство на занятиях с посудой и мебелью.

Март

  1. «Девочка чумазая»

Цель: учить детей купать куклу, запоминать последовательность игровых действий. Побуждать к использованию в игре предметов-заместителей. Обогащать игру новыми сюжетами. Активизировать словарь: купаться, мыть, теплая, мыльная. Воспитывать добрые чувства, заботливое отношение к кукле.

Материал: дидактическая кукла, ванночка, мыло, мочалка, вода теплая.

  1. «Постираем кукле платье»

Цель: способствовать обогащению игр новыми сюжетами. Воспитывать интерес к труду, желание принимать в нем посильное участие. Закрепить представление о необходимости содержать одежду в чистоте.

Материал: дидактическая кукла, тазик, мыло, платье куклы.

Связь с другими занятиями: посещение прачечной детского сада.

Апрель

  1. «Кукла проснулась»

Цель: помочь детям вспомнить последовательность процесса одевания. Закрепить названия предметов одежды. Воспитывать заботливое отношение к кукле-партнеру по игре. Активизировать словарь: майка, трусики, колготки, платье, туфли, ночная рубашка, снять, свернуть, положить, одеть, застегнуть, завязать.

План занятия: 1. Педагог обращает внимание детей на проснувшуюся куклу и читаем потешку «Тяги-тяги-потягушки…» (предложить детям помочь кукле встать с постели). 2. Совместная деятельность педагога с детьми: застилание кукольной постели. 3. Напомнить детям, что кукле надо умываться. Умывание куклы и чтение потешки «Водичка, водичка…». 4. Одевание куклы (побуждение детей к проговариванию). 5. Завтрак. 6. Самостоятельные игры с куклой.

  1. «Накроем стол к обеду».

Цель: познакомить детей с названиями предметов столовой посуды. Активизировать их речь. Воспитывать культуру поведения во время еды, заботливое отношение к кукле. Активизировать словарь: скатерть, посуда, салфетка, накрыть, постелить, поставить.

План: 1. Предложить детям покормить Катю обедом (поставить перед детьми вопрос: «А что для этого надо?». Выслушать предложения детей).2. Совместная деятельность детей и взрослого: выбор и рассматривание столовой посуды, обговаривание ее  предназначения (побуждать детей к проговариванию). 3. Сервировка стола. 4. Обед. Пожелание приятного аппетита кукле.

  1. «Мы встречаем гостей».

Цель: 1. Учить детей правильно называть отдельные предметы посуды, формировать представления о их функциях. 2. Закреплять некоторые правила и навыки культуры поведения во время еды. 3. Воспитывать приветливость, заботливость.

Обогащение словаря. Чистая, отглаженная, красивая, нарядный, праздничный, здравствуй, пожалуйста, мы рады, угощайся.

Активизация словаря. Чайная посуда, чашка, скатерть, блюдце, сахарница, чайник, хлебница, салфетка, салфетница, вазочка.

План.

  1. Сообщение детям о приходе к нам в гости куклы Кати.
  2. Обсуждение встречи куклы: что и как необходимо сделать, с чего начать, какие слова приветствия использовать при встрече.
  3. Предложить детям накрыть праздничный стол для куклы Кати.
  4. Рассматривание и расстановка предметов посуды, обговаривание ее предназначения (побуждать детей к проговариванию слов).
  5. Приход и встреча куклы, угощение с проговариванием действий. Активация вежливых слов.

Май

  1. «Оденем куклу на прогулку»

Цель: формировать навык последовательных действий одевания на прогулку. Закрепить представления детей об одежде, назначении вещей. Воспитывать аккуратность, бережное отношение к одежде. Активизировать словарь: колготки, кофта, шапка, шарф, штаны, пальто, обувь., надеть, застегнуть, завязать.

План: 1. Чтение стихотворения Е. Благининой «Новая одежда»:

Наденем на ножки

Новые сапожки,

Пустим по дорожке.

Будет Катенька ходить,

Сапожки новые носить.

Сообщение взрослого о том, что Катя уже позавтракала и хочет гулять (подвести детей к выводу: «Надо одеть куклу на прогулку»). 2. Показ и рассматривание новой одежды куклы Кати. 3. Совместная деятельность педагога с детьми: последовательное одевание куклы на прогулку (чтение потешек: «Моя Катя маленька…», «На дворе большой мороз…», «Вот они сапожки…»).

Моя Катя маленька,

На ней шубка аленька,

Опушка бобровая,

Катя чернобровая.

На дворе большой мороз,

Отморозит кукла нос,

Теплый шарфик нужен ей,

Чтоб укрыться потеплей.

  1. «Научим куклу раздеваться»

Цель: помочь детям запомнить последовательность раздевания; учить их аккуратно вешать и складывать одежду. Активизировать словарь: снять, повесить, положить, поставить; шарф, шапка, пальто, обувь, кофта, штаны.

План: 1. Взрослый говорит, что кукла Катя вернулась с прогулки (подвести детей к выводу: «»Надо помочь кукле Кате раздеться после прогулки»). 2. Побудить детей рассказать кукле, в каком порядке надо раздеваться и складывать вещи в шкаф (раздевание сопровождать чтением стихотворения З. Александровой «Катя в яслях»; а складывание – чтением стихотворения А. Барто «Маша-растеряша»).

  1. «Научим куклу Катю играть с пальчиками».

Цель: приучать детей слушать речь, понимать, о чем говорится в потешке; соотносить слова с действиями пальцев.

План: 1. Предложить детям научить куклу Катю играть с пальчиками. 2. Рассказ взрослого о том, что все пальчики живут рядышком, как родные братья. Предложить сказать и показать, что умеют делать пальчики (погрозить, попрыгать, похлопать в ладошки и т.п.). 3. Чтение взрослым потешки «Пальчик-мальчик», (побуждать детей повторять действие с пальцами за взрослым и проговаривать слова потешки) «Этот пальчик дедушка…», «Этот пальчик хочет спать…»

КОНСПЕКТ  ЗАНЯТИЯ С ДЕТЬМИ РАННЕГО ВОЗРАСТА

С ДИДАКТИЧЕСКОЙ КУКЛОЙ.

«КУКЛА ЗАБОЛЕЛА»

         Программное содержание:

Закрепить и расширить представления детей о работе врача, его действиях и инструментах, которыми он пользуется. Дать понятие о том, что больному нужно пригласить доктора, проявить сочувствие, заботиться о лечении. Обогатить словарь детей понятиями: лечить, компресс, пожалеть, приласкать, градусник, лекарство.

Стимулировать использование в речи законченных предложений. Воспитывать умение сочувствовать. Способствовать развитию сюжетной игры.

         Материалы для занятия:

- дидактическая кукла, ее кроватка и постельные принадлежности;

- телефон;

- набор атрибутов для игры в «Больницу»;

- белый халат и шапочка доктора – для воспитателя;

- чайная посуда, столик, знакомая детям книжка.

Ход занятия.

- Посмотрите, ребята, кто это  к нам пришел?

Это кукла наша, зовут её Наташа.

Любят куклу все ребятки:

Таня с ней играет в прятки,

Даша кормит куклу кашей,

Молоком поит из чашки,

Соня ванну принесла –

Куклу вымыла она.

Будет чистою Наташа.

Спать её уложит Саша.

Станет кукла засыпать,

Детки будут напевать:

«Баю-бай, баю-ьбай,

Спи, Наташа, засыпай».

Нравится вам наша куколка? Давайте с нею поздороваемся, скажем: «Здравствуй, Наташа». (Дети здороваются). Хотите пригласить Наташу с нами поиграть? Скажи, Дима: «Наташа, иди с нами играть» (ребёнок повторяет).

            Игра «Хлопать куколка умеет» (А. Ануфриева).

           В конце игры кукла падает на пол.

Ой! Упала Наташенька! Ей больно! Она плачет. Давайте ее пожалеем:

           Не плачь, не плачь – куплю калач!

           Не плачь, не кричи – куплю тебе три!

Дети жалеют куклу, гладят ее по голове.

- Наташа сильно ударилась, она заболела, надо уложить ее в постель и вызвать врача. Вот кроватка, а где матрасик? Дай, Даша, матрасик. Принеси, Настя, простынку. Теперь что нужно? Верно, подушечку. Принеси, Лёша, подушечку.

            Вот тебе под спинку мягкую перинку,

             Сверху на перинку – чистую простынку.

             Вот тебе под ушки – мягкую подушку…

    Чтобы куколку уложить, её нужно раздеть. Что сначала снимем? Да, платье. Снимем и аккуратно повесим на стульчик. (Раздеваем куклу и укладываем в кроватку, укрываем одеялом). Чтобы Наташенька быстрее выздоравливала, надо пригласить к ней врача. Вот у нас телефон. Давайте позвоним и скажем: «Доктор, приезжайте быстрее: у нас кукла заболела». (Дети говорят по телефону.) Врач приедет к Наташе на машине. Пока он едет, давайте споем песенку про машину.

            Песня «Машина» (Муз. Т. Потапенко; сл. Найденовой)

Надеваю шапочку и халат доктора.

- Здравствуйте, кто у Вас болен? Я врач. Приехал к вам на машине. (Дети объясняют, что случилось).Сначала давайте измерим температуру. Где у вас градусник? Помоги мне, Лена, поставить градусник. Что мы с тобой сделали? (выслушиваю ответ). А еще нужно Наташе поставить компресс. (Показываю). Что  я делаю? Правильно, я поставила компресс. И голова у Наташи болеть не будет.

    Теперь нужно дать куколке чай и следить, чтобы она не вставала с постели. (Дети приносят чай, угощают Наташу). Чтобы наша малышка не скучала, давайте, почитаем ей книгу. (Вместе с детьми «читаем» знакомую книгу). Наташенька уснула. Не будем ей мешать. Пока она спит, мы пойдем погуляем.

Вечером к игре надо вернуться.

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ

С ДИДАКТИЧЕСКОЙ КУКЛОЙ.

«ЕДЕМ К КУКЛЕ В ГОСТИ»

Программное содержание.

Закрепить и уточнить знания детей об основных цветах спектра, умение узнавать и называть их. Закрепить и расширить представления о домашних животных и их детенышах. Уточнить понятие «чайная посуда», стимулировать использование в речи слов: чашка, чайник, сахарница. Развивать слуховое внимание, упражнять в правильном произношении гласных и простых согласных звуков. Учить узнавать персонажи по звукоподражанию. Воспитывать доброжелательность. Отзывчивость.

Материалы для занятия:

- нарисованный петух с неокрашенным хвостом и набор разноцветных перьев к нему;

- фигурки для фланелеграфа: корова с теленком, коза с козленком, лошадь с жеребёнком, кошка с котёнком, собака со щенком;

- фанерный домик для настольного театра;

- кукла Наташа.

- Наташин дом, кукольный столик, набор посуды (включая столовую).

                               Ход занятия.

- Ребята, что-то к нам давно уже не приходила наша кукла Наташа. Давайте сами поедем к ней в гости. Она будет рада нас видеть. На чем мы сегодня поедем? На машине? Большие машины громко гудят: «У-у-у» и сигналят: «Би-би». А теперь мы поедем на маленьких машинах, они тихо гудят и сигналят (имитация).

Стоп! Остановка! Куда это мы приехали? Здесь живет петушок. Давайте позовем его:

Петушок, петушок – золотой гребешок,

Выгляни в окошко, дам тебе горшку!

Как петушок кричит? Давайте поможем ему спеть: «Кукареку!» Знаете, наш Петушок очень хочет иметь красивый хвостик. Он просит вас подарить ему пёрышки. Подарим? Конечно. Надо помочь Петеньке. Смотрите сколько здесь пёрышек. Кто первым сделает подарок нашему другу? Какого цвета пёрышко ты, Катя, хочешь подарить? (выбранное ребёнком пёрышко прикрепляю к хвосту петушка с помощью двухстороннего скотча). Дима, Петушок просит, чтобы ты подарил ему жёлтое пёрышко. Таким образом прикрепляют все перышки. Какой красивый хвостик теперь у нашего Петушка!

Петушок у нас горластый,

По утрам кричит он: «Здравствуй!»

На ногах его сапожки,

А в ушах висят серёжки,

На головке гребешок –

Вот какой наш гребешок!

                                   Г. Бойко

Петя говорит вам спасибо. А мы ему что ответим. Конечно, пожалуйста. Нам пора двигаться дальше, Наташа нас ждет. Теперь поедем на поезде. (Дети становятся «паровозиком»).

«Чу-чу-чу, у-у-у» -

Вот поезд наш едет,

Колеса стучат,

А в поезде нашем

Ребята сидят.

                      А. Ануфриева

Приехали. Что это? Это Наташины друзья – домашние животные. Кого мы тут знаем? (Дети называют и показывают животных). Ребята, все эти животные ищут своих деток. Давайте им поможем. Детки на столике гуляют. Убежали далеко. Заблудились. Подскажите: кого ищет корова? (Дети находят детеныша животного, называют его и относят к маме). Вот и нашлись все малыши. И они хотят с вами поиграть. Сейчас они спрячутся в домик и станут вам «петь свои песенки», а вы должны отгадать, кто это «поет». (Дети угадывают).

Как интересно мы поиграли. Пора ехать дальше. На самолете полетим? Заводите моторы, проверьте крылья, полетели. (Летим с песенкой «самолет» Муз. Е. Тиличеевой; сл. Н. Найденовой). Самолёты, на посадку!

Вот и Наташин домик. Здравствуй, куколка! (Кукла здоровается с детьми, предлагает им чаю). Конечно, Наташа, мы с удовольствием выпьем чаю. Давайте, ребята, поможем Наташе накрыть на стол. Смотрите, сколько посуды. Что нам понадобиться? Верно: чайник, чашки, сахарница, ложечки, блюдца. Это- чайная посуда. Давайте накроем стол, скатертью и красиво расставим чайную посуду. Наливай, Даша, чай. (Дети «пьют» чай, далее игра переносится в кукольный уголок).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методика организации и проведения кружковой работы по познавательному развитию во 2 младшей группе

Пояснительная запискаЭкспериментирование – эффективный метод познания закономерностей и явлений окружающего мира. Детское экспериментирование имеет огромный развивающий потенциал. Главное его достоинс...

Модульный семинар: «Особенности содержания и методики работы по основным направлениям развития ребенка в программе «Мир открытий». Область «Познавательное развитие»

Материал способствует интерактивному взаимодействию педагогов ДОО с целью повышения педагогической компетентности в вопросах реализации ФГОС ДО....

Особенности методики проведения занятий по ОО «Познавательное развитие» в разных возрастных группах

Особенности методики проведения занятий по ОО "Познавательное развитие" в разных возрастных группах...

Мастер-класс «Музыкальные игры как средство развития эмоционально-познавательной деятельности дошкольников» (по методике раннего развития Железновых)

Мастер-класс построен с использованием элементов развивающей методики Железновых, основанной на музыкально-ритмической деятельности и игровой форме подачи материала, развивающем память, слуховые, зрит...

Сборник диагностических методик познавательного развития детей дошкольного возраста

Материал предназначен для воспитателей и специалистов ДОУ...

Сборник диагностических методик познавательного развития детей дошкольного возраста

Сборник диагностических методик познавательного развития детей дошкольного возраста...