Программа работы кружка по дополнительному образованию «Круг Монтессори»
материал

Баатырова Анна Анатольевна

 

 

 

Паспорт программы

 

Наименование программы

«Круг Монтессори"

Реквизиты образовательного учреждения

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Белоснежка»

629735, Российская Федерация, Ямало-Ненецкий автономный округ,  город Надым, улица Набережная, дом 30.

Контактные телефоны:+7 (3499) 52-20-26

E-mail: belosnezhka-ds@mail.ru

Основание для разработки Программы

1.                  Федеральный Закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»

2.                  Федеральная целевая программа развития образования на 2016-2020 годы, утвержденная постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2015 №497;

3.                  Приказ Минобразования и науки РФ № 655 от 23 ноября 2009 «Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования»;

4.                  Приказ Департамента Образования Администрации муниципального образования Надымский район №852 от16.09.2019 «Об организации проектной деятельности в системе образования Надымского района на 2019-2020 гг.»

Заказчик

Программы

Педагогический совет ДОУ

Автор-составитель

Баатырова Анна Анатольевна,воспитатель.

Цель программы:

Развивать способности детей к исследованию окружающего мира, абстрагированию, точности, оцениванию и сравнению, воображению и креативности.

Задачи программы

 

1. Предоставить каждому ребенку возможность развивать и утончать моторику, особенно пальцев и мускулатуры рук. В упражнениях соединять движение руки с работой интеллекта.

2. Развивать чувство цвета, ритма, формы.

3.  Развивать математическое мышление, навыки счета.

4. Развивать умение наблюдать, анализировать, сравнивать, выделять характерные, существенные признаки предметов и явлений, группировать их по этим признакам.

5. Создавать благоприятные условия для занятий, чему должны способствовать: позитивная позиция и поведение педагога; индиви дуальный подход к каждому ребенку в соответствии с его физическими и психическими особенностями, темпом развития.

Ожидаемые результаты реализации Программы

• самостоятельно взаимодействовать с предметами;

• реализовывать свое право на свободный выбор материала;

• выбирать рациональный способ работы с материалом, знать алго-

ритм действия с ним;

• получать социальный опыт, соответствующий ближайшей зоне

развития ребенка;

• находить свои ошибки и исправлять их;

• сосредоточенно выполнять работу, доводить до конца начатое де-

ло;

• самостоятельно убирать материалы на свое место.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma.docx88.78 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад «Белоснежка» г. Надыма»

МДОУ «Детский сад «Белоснежка» г. Надыма»

Программа работы кружка по дополнительному образованию «Круг Монтессори»

г. Надым

Содержание

1.

Паспорт программы

3

2.

Пояснительная записка

5

3.

Основные принципы программы кружка «Круг Монтессори»

6

4.  Цели и задачи программы

6

5.

Средства реализации программы

7

6.

Предполагаемый результат

8

7.

Специфические задачи обучения::

8

7.1.

Математическая зона

8

7.2.

Сенсорная зона

8

8. Тематическое планирование занятий

9

9.

Развивающие упражнения

11

10.  Критерии оценки знаний, умений и навыков

22

1.

Литература

24

2. Приложения

25

Паспорт программы

Наименование программы

«Круг Монтессори"

Реквизиты образовательного учреждения

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Белоснежка»

629735, Российская Федерация, Ямало-Ненецкий автономный округ,  город Надым, улица Набережная, дом 30.

Контактные телефоны:+7 (3499) 52-20-26

E-mail: belosnezhka-ds@mail.ru

Основание для разработки Программы

  1. Федеральный Закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
  2. Федеральная целевая программа развития образования на 2016-2020 годы, утвержденная постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2015 №497;
  3. Приказ Минобразования и науки РФ № 655 от 23 ноября 2009 «Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования»;
  4. Приказ Департамента Образования Администрации муниципального образования Надымский район №852 от16.09.2019 «Об организации проектной деятельности в системе образования Надымского района на 2019-2020 гг.»

Заказчик

Программы

Педагогический совет ДОУ

Автор-составитель

Баатырова Анна Анатольевна,воспитатель.

Цель программы:

Развивать способности детей к исследованию окружающего мира, абстрагированию, точности, оцениванию и сравнению, воображению и креативности.

Задачи программы

1. Предоставить каждому ребенку возможность развивать и утончать моторику, особенно пальцев и мускулатуры рук. В упражнениях соединять движение руки с работой интеллекта.

2. Развивать чувство цвета, ритма, формы.

3.  Развивать математическое мышление, навыки счета.

4. Развивать умение наблюдать, анализировать, сравнивать, выделять характерные, существенные признаки предметов и явлений, группировать их по этим признакам.

5. Создавать благоприятные условия для занятий, чему должны способствовать: позитивная позиция и поведение педагога; индиви дуальный подход к каждому ребенку в соответствии с его физическими и психическими особенностями, темпом развития.

Ожидаемые результаты реализации Программы

• самостоятельно взаимодействовать с предметами;

• реализовывать свое право на свободный выбор материала;

• выбирать рациональный способ работы с материалом, знать алго-

ритм действия с ним;

• получать социальный опыт, соответствующий ближайшей зоне

развития ребенка;

• находить свои ошибки и исправлять их;

• сосредоточенно выполнять работу, доводить до конца начатое де-

ло;

• самостоятельно убирать материалы на свое место.

Сроки реализации программы

2020-2022

Система организации контроля исполнения Программы

Контроль выполнения Программы осуществляют администрация

МДОУ

Помоги нам, о Боже, проникнуть в тайну ребенка, чтобы мы могли его узнать, любить и служить ему согласно Твоим законам справедливости и при этом следовать Твоей божественной воле

М. Монтессори «Креативный ребенок»

Воспитание детей  самое ответственное дело в жизни каждого челове-

ка. Мы растим будущее нашей страны, и от нас зависит, будет ли у них шанс стать счастливыми и успешными.

Пояснительная записка

В программе кружка «Круг Монтессори» использована методика Марии Монтессори — педагогика, которая удивительно технологична и продумана, она позволяет ребенку развиваться в его собственном темпе, соответственно его способностям.

Методика М. Монтессори является той находкой, которая позволяет безболезненно, с радостью для детей развивать самостоятельность, усидчи-вость, внимание. В программе представлена система работы по развивающе-му обучению с использованием методики М. Монтессори, в которую вошли основные принципы программы, тематическое планирование занятий в раз-ных возрастных группах, описание развивающих упражнений, а также кон-спекты занятий с дошкольниками.

Пособие предназначено для педагогов дошкольных учебных заведений, работающих по программе М. Монтессори. Пособие также поможет родите-лям, отдающим предпочтение этой развивающей программе.

Основной девиз методики — «Помоги мне это сделать самому».

  • программу кружка «Круг Монтессори» входят разработки занятий с ис-пользованием Монтессори - материала. Данная программа позволяетсисте-матизировать учебный материал по развивающему обучению через методику М. Монтессори.

Актуальность.

Каждый взрослый, находящийся в поле внимания ребенка, является для него образцом для подражания. Ребенок видит и понимает, что вызывает у нас негативные эмоции, как мы действуем, когда недовольны, и может с точ-ностью до нюансов повторить нашу модель реагирования в конфликте. Учи-тывая этот факт, становится понятна степень ответственности педагогов и ро-дителей.

Для того чтобы стать эффективным специалистом, педагогу необходимо обладать достаточно высоким уровнем стрессоустойчивости и научиться управлять своими эмоциями, поведением.

Пока ребенок маленький каждое слово, обращенное к нему, каждое действие, направленное на него откладывает неизгладимый отпечаток на личность малыша. Этот отпечаток может быть как позитивным, так и нега-тивным, поэтому в процессе воспитания важно не только то, что мы говорим и делаем,но и то, как мы это говорим и делаем.

Именно в дошкольном возрасте формируется основа личности малыша, его характер, отношение к себе, к другим людям и к миру в целом. От того, насколько здорова и сильна эта основа, зависит его будущее счастье и успех.

Основные принципы программы кружка«Круг Монтессори»

Программа кружка разработана на основе методики М. Монтессори и строится на следующих принципах:

  • единство обучающих, развивающих и воспитательных задач;

  • деятельный подход к реализации содержания программы;

  • интеграция совместной деятельности педагога и ребенка и его само-стоятельная деятельность;

  • психологическая комфортность — создание условий для раскованной деятельности, стимулирующей самостоятельную познавательную, творческую активность дошкольника;

  • креативный подход — воспитание у детей способности, потребности и умения самостоятельно делать выбор и принимать решения.

Цели и задачи программы

Главная цель:«Помоги мне это сделать самому».

Каждое упражнение имеет две цели — прямую и косвенную. Первая служит актуальному движению ребенка, вторая — работе на будущее.

Задачи:

  1. Предоставить каждому ребенку возможность развивать и утончать моторику, особенно пальцев и мускулатуры рук. В упражнениях соединять движение руки с работой интеллекта.

2. Через развитие сенсомоторик подойти к упражнениям развития речи. Совершенствовать и расширять активный словарный запас. Способ-

ствовать приобретению ребенком навыков письма и чтения.

3.Развивать математическое мышление, навыки счета.

4.Развивать умение наблюдать, анализировать, сравнивать, выделять характерные, существенные признаки предметов и явлений, группировать их по этим признакам.

5.Создавать благоприятные условия для занятий, чему должны спо-собствовать: позитивная позиция и поведение педагога; индивидуальный подход к каждому ребенку в соответствии с его физическими и психически-ми особенностями, темпом развития.

Средства реализации программы

I.Создание развивающей среды и распределение ее по зонам:

  1. Математическая зона.

  1. Сенсорная зона.

II.Обучение,направленное на усвоение правил поведения в группеМонтессори:

  • по группе не бегаем, а ходим;

  • не кричим, а говорим;

  • не мешаем друг другу;

•взял материал, поработал, положи его на место;

• начал дело, закончи его и т.д.

III.Деятельность детей с материалом. Трехступенчатый урок

IV.Демонстрация способов контроля и коррекция ошибок.

V.Свободная самостоятельная деятельность.

Предполагаемый результат

К концу обучения дети могут:

  • самостоятельно взаимодействовать с предметами;
  • реализовывать свое право на свободный выбор материала;

  • выбирать рациональный способ работы с материалом, знать алгоритм дей-ствия с ним;

  • получать социальный опыт, соответствующий ближайшей зоне развития ребенка;

  • находить свои ошибки и исправлять их;
  • сосредоточенно выполнять работу, доводить до конца начатое дело;
  • самостоятельно убирать материалы на свое место.

Специфические задачи обучения делятся на пять групп по зонам:

1. Математическая зона:

  • усвоение и закрепление понятий «количество» и «символ», связь между ними;

  • закрепление количественного счета предметов; умение логически сопостав-лять геометрическое изображение, называть его;

  • развитие пространственных представлений;

  • ознакомление с единицами веса;

  • знакомство с арифметическими действиями.

2. Сенсорная зона:

  • усвоение абстрактных понятий;

  • классификация собственных ощущений;

  • развитие моторики; координация движений; формирование порядковых структур;
  • развитие осязания, обоняния;

  • развитие слуховой памяти;

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ЗАНЯТИЙ ПО ГРУППАМ

Средняя группа /4-5 лет/

(2занятие в месяц продолжительностью 20 мин, всего 16 занятий)

1

«Упражнения с водой»

Знакомство с различными объемами сосудов. Развитие

координации движений, моторики, концентрации вни-

мания

2

«Классификация (тран-

Расширение словарного запаса, умения классифициро-

порт, овощи, фрукты

вать предметы и слова по обобщающим категориям

3

«Чья семья?»

Классификация домашних животных  с выделением од-

ной группы

4

«Солнышко, свети»

Развитие трех основных пальцев (большого, указатель-

ного и среднего)

5

«Штриховка»

Тренировка руки при обводке плоских фигур, штриховка

с соблюдением границы

6

«От шершавой до глад-

Развитие осязания (умение узнавать поверхности раз-

кой»

личного качества)

7

«Лоскутки тканей»

Развитие тактильных ощущений. Знакомство с понятия-

ми «гладкий — шерщавый» и со сравнительной степе-

нью прилагательных. Расширение словарного запаса

8

«Разбери зернышки»

Развитие тактильных ощущений и чувства объема

(3—4 вида)

9

«Чудесный мешочек»

Развитие тактильных ощущений и чувства объема. Рас-

ширение словарного запаса

10

«Определи на вкус»

Развитие умения обращаться с водой

11

«Определи по запаху»

Развитие чувства обоняния

12

«Шумовые баночки»

Развитие восприятия и дифференциации шумовых раз-

личий

13

«Разноцветные капли»

Развитие мелкой моторики, координации движения

14

«Перекладывание бус

Развитие мелкой моторики

пинцетом»

15

«Как режут ножницы»

Тренировка мышц кисти руки. Концентрация внимания.

Подготовка к письму

16

«Рамки и вкладыши»

Тренировка руки при обводке плоских фигур, штриховка

с соблюдением границы


Старшая группа /5-6 лет/

(2 занятие в месяц продолжительностью 25 мин, всего 16 занятий)

1

«От точки к точке»

Подготовка руки к письму.  Развитие мелкой моторики

2

«Картинка — слово»

Умение сопоставлять картинку со словом.

(интуитивное чтение

Интуитивное чтение с попыткой осмысления прочитан-

ного

3

«Число — цифра»

Закрепление количественного счета предметов. Соотне-

сение числа изображенных предметов с цифрой, обозна-

чающей это число.

4

«Длина — ширина —

Закрепление понятий «длина», «ширина», «высота»

высота»

5

«Строение человека»

Развитие умения составлять фигуру человека из отдель-

ных частей. Знакомство с частями тела человека. Разви-

тие умения различать части тела человека по характер-

ным признакам (мальчик, девочка)

6

«С утра до вечера»

Умение узнавать время. Закрепление понимания того, что день делится на части. Расширение словарного запаса.

7

«Коричневая лестница»

Формирование понятий «толстый — тонкий»

8

«Розовая башня»

Формирование понятий «большой  - маленький

9

«Сказочный круг»

Развитие логического мышления, связной речи. Развитие

цветового восприятия памяти

10

«Звездное небо — со-

Формирование знаний о том, что звезды соединяются в

звездия»

созвездия, знаний об основных созвездиях, умения моде-

лировать их и находить их на небе.

11

«Шершавый алфавит»

Развитие интереса к освоению названий букв. Обучение

чтению. Развитие речи. Развитие движений пальцев рук,

тактильных ощущений

12

«Письмо на манке»

Подготовка к письму, утончение движения пальцев рук

13

«Математическая баш-

Обучение счету до 10. Обучение составу числа первого

ня»

десятка, сложению и вычитанию в пределах первого де-

сятка. Развитие мелкой моторики, пространственного и

логического мышления

14

«Мой первый глобус

Развитие логического и конструктивного мышления.

Формирование простейших представлений о структуре

Земли.

Развитие речи (активизация словаря)

15

«Рамки с застежками»

Умение застегивать и расстегивать пуговицы, кнопки,

крючки, пряжки, завязывать и развязывать бантики.

Развитие мелкой моторики, координация движений

16

«Числовые штанги с

Знакомство с количествами 1 — 10.

табличками чисел»

Умение видеть взаимосвязь количества и символов


РАЗВИВАЮЩИЕ УПРАЖНЕНИЯ

Логика и счет

«Собери матрешку» (3– 5лет)

Цели: развитие глазомера,мелкой моторики,концентрации внимания;фор-мирование понятий «большой — маленький»; развитие умения сравнивать величины; подготовка к «ведению математических понятий.

Материал:комплект матрешек— 10шт.

Описание:

1) воспитатель показывает и называет: «Это — большая матрешка, это — маленькая». Ребенок исследует обе матрешки;

  1. воспитатель просит: «Дай мне большую, дай мне, пожалуйста, малень-кую». Ребенок учится правильно определять величину;

  1. все матрешки перемешаны, нужно построить их правильно. Далее можно экспериментировать с вариантами построения рядов.

«Розовая башня» (с3,5лет)

Цели:формирование понятий«большой—маленький»;развитие моторики,координации движений, умения упорядочивать предметы.

Материал: розовая башня из10кубов разных размеров(отIдо10см). Описание: начиная с большого куба,построить башню.Взять самый боль-шой куб и самый маленький, сравнить их, называя: «Это - большой, это - ма-ленький». Далее детям предлагается самостоятельно упорядочить кубы от большого к маленькому и наоборот.

«Коричневая лестница» (с3,5лет)

Цели:формирование понятий«толстый-тонкий»;развитие моторики,коор-динации движений; формирование порядковых структур.

Материал: 10деревянных коричневых призм,длина каждой10см,боковыестороны — квадраты от 1 до 10 см.

Описание: призмы лежат в беспорядке.Педагог берет самую толстую и са-мую тонкую, сравнивает, называет. Затем, начиная с самой толстой, прикла-дывает друг к другу одна за другой, соблюдая заданную закономерность по-строения ряда. Возникает ступенчатая структура — лестница.

«Красные штанги» (с3,5лет)

Цели:формирование понятий«длинный-короткий»;развитие моторики,ко-ординации движений, формирование порядковых структур, подготовка к ра-боте с числовыми штангами.

Материал: 10красных деревянных штанг:самая короткая— 10см,самаядлинная — 1м.

Описание:штанги лежат на ковре в беспорядке.Педагог сравнивает самуюдлинную и самую короткую, называя их. Начиная с самой длинной, кладет у верхнего края ковра, затем берет более короткую и кладет ее перед первой. При этом обращает внимание на то, чтобы левые концы штанги лежали на

одной прямой. Когда все штанги упорядочены, педагог проводит рукой по ступенькам получившейся лестницы.

«Числовые штанги с табличками» (с4-х лет)

Цели: знакомство с количествами1, 10;умение увидеть взаимосвязь количе-ства и символов.

Материал. 10штанг таких же размеров,что и красные штанги.Они отлича-ются тем, что разделены на красные и голубые промежутки длиной 10 см. Самая короткая — красная штанга. Таблички с числами от 1 до 10.

Описание: ребенок раскладывает штанги в том же порядке,который был ра-зучен на красных штангах. Предложить ребенку одну из штанг, пересчитать ее отрезки и назвать, какая это штанга или предложить: «Дай мне штангу 3». Далее ребенок подбирает к каждой штанге соответствующую табличку с цифрой.

«Число — цифра» (с4-х лет)

Цели: закрепление количественного счета предметов;соотнесение числаизображенных предметов с цифрой, обозначающей это число.

Материал: набор карточек с изображением различного числа предметов,набор цифр от 1 до 10.

Описание: ребенок кладет перед собой карточку с изображениями предметови подсчитывает их, затем находит соответствующую цифру и ставит ее к карточке.

«Математическая башня» (с4-х лет)

Цели: обучение счету до10;обучение составу числа первого десятка,сложе-нию и вычитанию в пределах первого десятка; развитие мелкой моторики, пространственного и логического мышления.

Материал: башня высотой30см,с боковых сторон-отверстия; 20цилин-дров (10 - с синими ручками, 10 - с красными).

Описание:

  1. разложить цилиндры с красной ручкой справа в порядке убывания (9, 8, 7 и т.д.). Разложить цилиндры с синей ручкой слева в порядке возрастания (1,

2, 3 и т.д.);

  1. собрать десятки различными способами (9 и 1, 8 и 2 и т.д.).

«Собери цепочку»

Цели: знакомство с числовым рядом до100;развитие умения обозначать де-сятки (1-й десяток, 2-й десяток и т.д.); развитие мелкой моторики. Материал: цепочки из бусин—от1до100шт.

Описание:сосчитать,сколько десятков в цепочке;обозначить каждый деся-ток.

«Фигурки из гвоздиков» (с4-х лет)

Цели:развитие логического мышления и воображения;развитие умения мо-делировать плоские фигуры от точки к точке.

Материал:пробковая доска,набор кнопок-гвоздиков,цветные резинки.Описание:ребенок выбирает карточку с геометрической фигурой,считает,сколько у фигуры вершин, и накалывает соответствующее число кнопок на доску. Затем натягивает на кнопки резинку таким образом, чтобы получилась похожая геометрическая фигура.

«Часы-вкладыши» (с4-х лет)

Цели: развитие умения сравнивать цифру с изображением на часах,указан-ным стрелками на вкладыше, развитие умения определять время, соотносить определенное время с изображением картинки на рамке; закрепление цифры и счета до 12; развитие умения обводить вкладыши.

Материал,комплект рамок и12частей-карточек,на каждой-нанесены вре-мя и внизу - цифра.

Описание:

  1. подобрать вкладыши согласно цифре, указанной на рамке;
  2. то же, только согласно заданию на карточке, а также по заданию на слух.

«Арифметическое домино» (с5лет)

Цели:закрепление арифметических действий.

Материал:картонные фишки.Каждая из них имеет изображения:на первой

— арифметическое действие с двумя числами: (8-5=), на второй - число, ре-зультат арифметического действия парной фишки Описание: ребенок берет одну фишку,производит арифметическое действиеи подбирает к ней парную, далее процесс повторяется.

«Кубики Никитина» (с4-х лет)

Цели:развитие умения логически сопоставить цветное геометрическое изоб-ражение, выстроить ряд или узор по образцу в одном или разном масштабе; развитие логического мышления через сенсорное восприятие.

Материал: набор кубиков Никитина(в наборе есть правила и варианты иг-ры).

«Шершавые цифры» (с3-х лет)

Цели: умение связывать названия и символы цифр0—9,знакомство с циф-рами; подготовка к написанию цифр.

Материал:набор карточек,на которых нанесены шершавые цифры.Наборное полотно.

Описание:обвести цифру пальчиком,нарисовать ее на манке,нарисовать ка-рандашом на листочке; определить цифру на ощупь с закрытыми глазами. Разложить цифры по порядку. Понимание окружающего мира

«Географическая матрешка» (5-7лет)

Цели: знание понятий«город», «страна», «континент»и их соподчинения;обогащение словаря; развитие мелкой моторики.

Материал,фигурки людей(мама,папа,ребенок),домики,картонное поле снадписью «город», большего размера - Россия», самое большое - с надписью «Евразия».

Описание:воспитатель объясняет,что мама,папа и малыш живут в доме,адом «живет» в городе, город «живет» в стране, страна - на материке. Пред-ложить ребенку самостоятельно собрать «матрешку».

«Глобус-конструктор» (от5лет)

Цели:развитие логического и конструктивного мышления;формированиепростейших представлений о структуре Земли; развитие речи (активизация словаря).

Материал: глобус,состоящий из8плоских кругов,которые разделены на4пазла.

Описание:разобрать глобус на столе,показать,как его собирать.Предло-жить самостоятельно собрать 8 плоских кругов; из кругов собрать шар, ори-ентируясь на очертания материков. Назвать материки, цвета, которыми они окрашены.

«Материки-вкладыши» (от5лет)

Цели:умение находить и называть материки;интуитивное чтение и подго-товка руки к письму.

Материал:планшет с объемными изображениями полушарий с разноцвет-ными материками-вкладышами.

Описание:предложить найти для каждого материка-вкладыша соответству-ющее место. Обвести материки по контуру, штриховать. Подобрать для каж-дого материка картинки или фигурки животных.

Критерии оценки знаний, умений и навыков

Математика

Средняя группа

Старшая группа

1. Умеет выстраивать ряд от 1 до 10.

1. Умеет выстраивать ряд от 1 до 10.

2.Знает и называет цифры от одного до десяти.

2.Знает и называет цифры от одного до десяти.

3.Знает и называет геометрические фигуры:

квадрат, круг, треугольник, прямоугольник.

3. Знает и называет геометрические фигуры:

квадрат, круг, треугольник, прямоугольник.

4.Различает количества, четные и нечетные числа.

5.Записывает цифровые задания

Рекомендуемая литература:

  1. Монтессори М. Помоги мне это сделать самому /Серия «Педагогика детства». Сост. М. В. Богуславский. — М.: ИД «Карапуз», 2002 г.

  1. Бауэр Б. Э. Организационно-правовая и педагогическая деятельность центра развития ребенка на примере дидактической системы Марии Монтес-

сори. — М., 2002.

  1. Гребенников Л. Работа на линии в Монтессори - группе Москва 1996г. Школа Монтессори. Часть 1 (Школа для малышей) / Под ред. Е. А. Хи-

лтунен. — М.: «Мастер», 1992.

  1. Сорокова  М. Г. Монтессори-педагогика. Вопросы теории и методики.

— СПб., «Дошкольное воспитание», 1999, №10; 2000, №10; 2000, №12.

  1. Сорокова М. Г. Математика по методу Монтессори // «Ребенок в дет-

ском саду». 2000, №5; 2000, №6.

  1. Костюк И. Гармоническая атмосфера Монтессори //«Дошкольное вос-

питание», 2000, №11.

  1. Побережникова А. Космическое воспитание // «Дошкольное воспита-

ние». 2000, №11.

  1. Любина Г. О формах и организациях работы по развитию речи // «Дошкольное воспитание». 2000, №11.

  1. Любина Г. Разговор как психотерапевтическое средство // «Дошколь-ное воспитание». 2000, №11.

  1. Любина Г. Монтессори-педагогика // «Ребенок в детском саду». 2003, №2. 11. Любина Г. Игра — это работа ребенка над самим собой // «Ре-бенок в детском саду». 2003, №6.

Приложение

«Знакомство с материками» (2—3занятия)

Цели:

  • знакомить детей с тем, как выглядит наша планета — Земля (демонстрация глобуса);
  • развивать логическое и конструктивное мышление;
  • формировать простейшие представления о структуре Земли;
  • учить детей находить и называть материки;
  • развивать речь, интуитивное чтение, готовить руку к письму.

Материал:вкладыши в форме материков,глобус(вода—суша),карта двух полушарий.

Ход занятия:

Занятие начинается с ходьбы по дорожке «ежик».

Педагог. Что вы чувствовали,когда шли по дорожке?На что это похоже?Дети. Дорожка колется,похоже,как-будто идешь,но травке.

Педагог.А теперь подойдите к столу и внимательно посмотрите:что это за шар? Дети.Глобус.

Педагог.Какой он формы?Дети. Глобус имеет форму шара.

Педагог.Так выглядит наша планета,она называется Земля.Посмотрите,как она враща-ется вокруг своей оси. Большая часть планеты покрыта водой — это мировой океан.

Суша на глобусе выглядит как шесть огромных глыб — это материки, я вам их назову и покажу: Антарктида, Африка, Австралия, Евразия, Северная Америка и Южная Америка. Самый большой материк — Евразия. Именно в Евразии находится наша родина — Россия.

(Рассмотреть каждый материк,предложить покрутить глобус.) А сейчас поиграем в игру «Каждый материк на свое место». (Предложить планшеты с разноцветными вкла-

дышами в форме материков.) Рассмотрите и запомните,где какой материк находится.За-кройте глаза (убрать все материки с планшеты). А теперь откройте и разложите все ма-

терики на свое место. Предложить один из материков обвести по контуру,заштрихо-

вать таким же цветом, как на вкладыше. Правильность выполнения заданий проверяет-ся с помощью контрольной карты.

«Коричневая лесенка»

Цели.

  • формировать понятия «толстый — тонкий»;

  • развивать моторику, координацию движений, умение упорядочивать предметы. Материал:коричневая лестница из десяти деревянных призм разной толщины.

Ход занятия

Дети сидят по кругу. Выполнить упражнение для пальцев«Домик»:

Раз, два, три, четыре, пять, Вышли пальчики гулять. Раз, два, три, четыре, пять, В домик спрятались опять.

Начать упражнение «Коричневая лесенка».

Вариант 1. Взять самую толстую призму и положить ее перед детьми,взять следующую,более тонкую, положить ее точно перед первой, так чтобы длинные стороны соприкаса-лись друг с другом. Призмы прикладывать друг к другу одну за другой при соблюдении заданной закономерности построения ряда. Охватывая призму рукой, ребенок понимает различие величины: толстая, тоньше, еще тоньше.., самая тонкая. Возникает ступенчатая структура — лестница. Предложить детям провести рукой по лестнице, начиная с самой высокой и кончая самой низкой ступенькой, и, наоборот, при этом проговаривая: «Высо-кая, низкая, низкая, высокая, выше, еще выше.., самая высокая». Проводя данный опыт, дети понимают закономерность изменения величины. Когда занятие заканчивается, дети возвращают материал на место.

Проводится упражнение«Куда полетела бабочка»: дети глазами следят за бабочкой. Вариант 2. Построить лестницу по тому же принципу,как в1-м варианте,но начиная ссамой тонкой призмы. Призмы класть друг за другом, чтобы они соприкасались с квад-ратными сторонами.

Можно поэкспериментировать:

  • упорядочить призмы, ставя их вертикально;

  • призмы класть друг за другом так, чтобы следующая, более тонкая, доходила до середи-ны грани предыдущей;

  • изменять заданный порядок: 10—5—9—4—8—3—7—2—6—

I или 1 0 - 1 - 9 - 2 - 8 - 3 - 7 - 5 - 6 - 4 ;

  • построить лестницу, если закономерность изменена. На-

пример: 10—8—6—4—2 или 1 - 3 - 5 - 7 - 9 ;

  • построить лестницу с закрытыми глазами;
  • узнать, в каком месте нарушена гармония 1 — 10 (вынимая какую-либо призму);

  • можно комбинировать игру с «Розовой башней», с «Красными штангами», с «Розовой башней» и «Красными штангами» — одновременно.

«Красные штанги» Цели:

  • формировать понятия «длинный — короткий»;
  • развивать моторику, координацию движений;

  • формировать порядковые структуры, готовить к работе с числовыми штангами.

Материал: десять красных штанг длиной от10см до100см(1м).

Ход занятия

Педагог предлагает поприветствовать друг друга, называя имя по-разному (Саша—Са-

шенька, Юля — Юленька, Наташа — Наташенька),улыбнуться друг другу.

Под  тихую  музыку  дети  проходят  круг,  садятся.  Педагог  проводитупражнение  для

пальцев «Прогулка»:

Пошли пальчики гулять,

  • вторые догонять. Третьи пальчики бегом,

  • четвертые пешком. Пятый пальчик поскакал И в конце пути упал.

Педагог предлагает посмотреть на ковер, где в беспорядке лежат красные штанги разной длины. Педагог берет самую длинную штангу, охватывает ее руками за концы и кладет у верхнего края ковра. Проводит правой рукой по всей длине штанги. Таким обра-зом, у детей возникает представление о длине палки-штанги. Затем педагог берет более короткую штангу, кладет ее перед первой, при этом обращает внимание на то, чтобы ле

вые концы штанги лежали на одной прямой. Когда все штанги упорядочены, проводит ру-кой по ступенькам получившейся лесенки. Таким образом дети интуитивно постигают понятие длины. Педагог предлагает детям повторить упражнение (штанги перед этим пе-рекладывает в беспорядке). Правильность промежутков между длинами ступеней «лест-ницы» проверяется самой короткой штангой (механический контроль). Для более старших детей упражнение усложняется: их просят упорядочить штанги с завязанными глазами.

Дидактическая игра «Кто скорее соберет (упорядочит) цветные счетные палочки».

Игра закрепляет последовательную зависимость палочек по длине.

«Геометрические тела»

Цели:

  • знакомить с геометрическими телами и их характерными особенностями;
  • развивать моторику, зрительную память.

Материал: коробка,салфетка,девять геометрических тел(шар,эллипс,яйцо,цилиндр,пирамида, конус, параллелепипед, куб, трехгранная призма).

Ход занятия

Педагог вносит игрушечного мишку — он «несет» коробку.

Педагог.Дети,мишка принес в коробке предметы,а что это—он не знает.Давайте по-

смотрим, что же там у него? Достает из коробки различные геометрические тела.Пово-рачивая их в руках, старается показать различия между ними, катая и опрокидывая их. Называет тела. Обращает внимание на искривленные и плоские поверхности. Постепен-но включая все тела, называет их. Дети повторяют хором: «Куб, цилиндр и т. д.» Затем педагог все складывает в коробку, накрывает салфеткой. Предлагает детям по очереди засовывать руку в коробку, ощупывать какое-либо тело, говорить, катается это тело или опрокидывается, и вытаскивать его наружу. Дети хором называют его.

Педагог.Найдите предметы похожей формы из своего окружения.Что похоже на шар? Дети. На шар похожи мяч,бусина,клубок.

Педагог. Что похоже на куб?

Дети. На куб похожи детские кубики, ящик для игрушек.

Педагог. Мишке очень понравилось,что вы ему помогли,он теперь всем друзьям расска-жет, какие вы молодцы.

Дидактическая игра «Раз, два, три, к кубику (к конусу) беги». Игра развивает внима-

ние, закрепляет названия геометрических тел.

«Составь слово»

Цели:

  • готовить детей к письму; научить связывать написание слов, букв с их звучанием. За-креплять знакомые буквы;

  • воспитывать усидчивость, желание научится читать.

Материал: набор букв,карточки с изображениями предметов и напечатанным словом,карточки с изображением предмета и составляющим словом; «Веселый алфавит», «Шершавый алфавит», магнитные доски.

Ход занятия: Дети входят,садятся.

Педагог.Дети,сегодня мы послушаем друг друга.Язадаю вопрос и называю имя того,кто мне ответит. Дима, как ты думаешь, какая это буква?

Показывает картонку с буквой «К».

Дима. Это буква «К».

Педагог. Вспомните песенку водички. Дети. Водичка поет: «С-с-с».

Педагог.Найди,Саша,букву«С».

Ребенок показывает карточку с буквой «С».

Педагог.А как звучит песенка жука? Дети.Жук жужжит: «Ж-ж-ж». Педагог.Женя,найди букву«Ж».

Ребенок показывает карточку с буквой «Ж». Далее экспериментируют с буквами и со звуками (используются магнитная доска, планшеты). Закрепляют буквы по алфавиту. Педагог предлагает посмотреть на картинку и прочитать то, что на ней написано, а затем найти такие же буквы (например, картинка «лиса»: дети находят эти буквы, а кто-то находит все слово на картинке-карточке). Под каждой картинкой — надпись пе-чатными и письменными буквами. Дети находят карточку с такой же надписью. Прого-варивают название картинки и надпись на картинке. К каждому ребенку — индивидуаль-ный подход; тем, кто уже умеет читать, — задание сложнее.

«Нанизывание бусин на шнурок, на леску»

Цели: развивать осязание,мелкую моторику;тренировать в счете до5;развивать речь,восприятие звуков (голоса).

Материал:бусины разного цвета,шнурок,леска.

Предварительная работа:индивидуально с каждым ребенком нанизывать бусины(ко-сточки, шарики).

Ход занятия: Педагог предлагает послушать,какие звуки наполняют группу. (Шумятлампы, чирикают птицы в клетке и т.д.)

Затем проводится игра с пальчиками:

Пальчик-мальчик, где ты был?

  • этим братцем в лес ходил,
  • этим братцем щи варил,
  • этим братцем кашу ел,
  • этим братцем песни пел.

(Дети поочередно разгибают пальцы.)

Педагог показывает, как пальчики будут собирать бусы: нанизывает бусины. Дает задание надеть на леску по 5 бусин. (Дети выполняют задание.) Педагог предлагает пересчитать: сколько бусин у Саши? У Миши? У Лены? (и т. д.) Кто собрал всю ниточку, подходит к воспитателю, он завязывает нитку, дети надевают бусы на себя. Педагог приглашает по-смотреться в зеркало: «Какие вы красивые, какие красивые собрали бусы!»

«Найди такую же картинку»

Цели:

  • развивать запоминание, мелкую моторику;
  • учить детей зрительному сравнению;
  • развивать слуховое внимание, чувство цвета, умение ориентироваться в пространстве;

  • активизировать словарь: познакомить с понятиями «похожие», «разные», «одинаковые». Материал:парные картинки.

Ход занятия: Дети сидят на ковре.Педагог предлагает каждому по очереди назвать своеимя. (Дети называют.) Сколько в группе Наташ? Никит? (и т.д.) (Дети отвечают.)Про-сит подойти к столу. (Дети встают,подходят.) Педагог смешивает картинки, предлагает взять по одной, рассмотреть и найти пару на соседнем столе, назвать, что нарисовано на картинке. Затем предлагает детям разбиться на пары и взять парные картинки. (Контро-

лировать соответствие картинок друг другу.)

Педагог раскладывает картинки на столе лицом вниз, на сигнал дети подходят, берут по картинке и быстро находят свою пару. Педагог спрашивает, у кого, что на картинке. (От-веты детей.) Затем интересуется,почему дети встали в пары. (Потому что у нас одина-

ковые картинки.)

Педагог вносит парные карточки с поверхностями различной структуры (гладкую, ше-роховатую, ребристую и т.д.) Предлагает детям с закрытыми глазами найти такую же на столе. Сняв повязку, ребенок должен проверить, правильно ли выполнено задание. По окончании занятия дети всё убирают на место.

«Знакомство с металлическим конструктором и магнитом»

Цели:

  • развивать координацию движений, моторику;
  • обучать целенаправленным действиям;
  • развивать чувство тяжести;

  • закреплять знания о свойствах металла (твердый, гладкий, тяжелый). Материал: конструктор металлический,магнит.

Ход занятия: Педагог предлагает детям пройти по кругу,расслабиться,почувствоватьсвое тело, испытать состояние покоя (звучит тихая спокойная музыка). Затем предлагает вспомнить потешку:

На базаре спозаранок Накупил баран баранок Для барашков, для овечек — Десять маковых колечек,

Девять сушек, восемь плюшек, Семь лепешек, шесть ватрушек, Пять коржей, четыре пышки,

Три пирожных, две коврижки,

  • один калач купил — про себя не позабыл.
  • для женушки — подсолнушки.

Дети подходят к столу, где под салфеткой лежат коробка с конструктором и магниты по количеству детей. Педагог спрашивает, какими свойствами обладает конструктор. Всегда ли магнит притягивает? Предлагает взять в руки магнит и поочередно поднести его к тем предметам, что лежат на столе. Предметы, которые притягивают магнит, просит положить в красную коробочку, а которые нет — в синюю (металлические предметы магнит при-

тягивает, а бумагу, дерево, ткань — нет).

Дети берут знакомые предметы и продолжают работать самостоятельно. После окончания занятий всё убирают на свои места. Педагог дает оценку работе детей.

«Разбери зернышки»

Цели:

  • закреплять знания детей о крупах; показать на картинке, как растут овес, рис, гречиха и др.; учить различать их по внешнему виду;

  • развивать мелкую моторику, координацию движений;
  • воспитывать усидчивость, желание справляться с трудным заданием.

Материал: четыре вида крупы,картинки со злаковыми растениями.

Ход занятия: Дети под музыку проходят по кругу,затем садятся.Педагог предлагаетвспомнить сказку «Золушка».

Педагог.Какая была Золушка?

Дети.Золушка была добрая,трудолюбивая. Педагог. Кто был в семье у Золушки?

Дети. У Золушки в семье были отец,злая мачеха и две ее дочки.

Педагог.Что мачеха заставила делать Золушку,когда они все поехали на бал? Дети. Мачеха заставила Золушку перебирать разную крупу.

Педагог вносит куклу Золушку.

Педагог.Сегодня вы поможете Золушке.Мачеха и сестры перепутали несколько круп,нужно их разобрать, чтобы Золушка могла попасть на бал.

Дети подходят к подносам, на которых рассыпаны крупы. На каждом подносе 4 вида крупы, участвуют 8 человек. Дети договариваются, кто какую крупу выбирает, и начи-нают работать. По окончании всё убирают на свои места.

Педагог. А теперь Золушке можно ехать на бал.Вы ей помогли.Что вы пожелаете Золуш-

ке? (Высказывания детей.)Свободные игры детей с дидактическим материалом.

«Рамки с застежками»

Цели:

  • учить завязывать и развязывать банты;
  • развивать моторику, координацию движений;
  • воспитывать усидчивость, желание справиться с трудным заданием;
  • развивать воображение.

Материал:рамки с различными видами застежек.

Предварительная работа:индивидуальное обучение застегиванию и расстегиванию пу-говиц, сандалий, шнуровке ботинок, завязыванию бантиков.

Ход занятия: Дети входят в комнату,встают по кругу под тихую музыку.Затем подходятк столам. Педагог показывает разные дверцы, предлагает посмотреть, какие они красивые

и обратить внимание на то, что запоры на них разные. Нужно их открыть, там ждет что-то интересное. Дети открывают половинки тканей, находят за ними какой - нибудь сюрприз: например, игрушки из бумаги - лодочку, лягушку и т. д. Педагог следит за действиями де-тей, помогает тем, кому трудно. Тому, кто справился быстро, меняет дверцы - рамки. Са-мое трудное - задание с бантами, здесь проводится индивидуальная работа. Педагог помо-гает детям - показывает, как нужно правильно завязывать бант: сначала делается узел, за-тем петелька и так до конца в медленном темпе, чтобы ребенок яснее понял ход действия. В конце занятия педагог делает обобщение, обращая внимание на одежду и обувь детей: у кого какие застежки, завязки.

«Знакомство с геометрическими формами»

Цели:

  • знакомить детей с геометрическими формами и их характерными особенностями;
  • учить узнавать геометрические фигуры;
  • развивать моторику руки, зрительную память.

Материал: дощечки с вкладышами различных геометрических форм.

Предварительная работа:знакомство детей с геометрическими формами,обследованиеих. Дидактическая игра «Что имеет похожую форму?» Ход занятия: Дети входят в группу,садятся по кругу.Педагог проводит игру«Пальчки»

Пальчики уснули,

В кулачок свернулись

Сжать пальцы правой руки в кулак

Раз, два, три, четыре, пять,

Захотели поиграть,

Отогнуть пальцы один за другим по очереди на счет.

Разбудили дом соседей

Пошевелить всеми пальцами.

Там проснулись,

Поднять левую руку, отогнуть

Шесть и семь

пальцы один за другим на счет

Восемь, девять, десять

Покрутить обеими руками

Веселятся все!

Но пора обратно всем:

Загнуть пальцы левой руки на счет

Десять, девять, восемь, семь

Шесть калачиком свернулся

Загибать пальцы правой руки

Пять зевнул и отвернулся

Четыре, три, два, один

Снова в домиках мы спим!

Поднять обе руки, сжатые в кулак

Педагог рассказывает о том, что сегодня все отправляются в страну, где живут раз-ные геометрические формы, но надо открыть много дверей, чтобы попасть в эту страну.

Подходят к месту, где нарисован круг. Педагог спрашивает: «Что это?» (Круг.) Дети идут в другие ворота в форме треугольника (квадрата, прямоугольника.) Дети называют их и проходят. Затем все берут по дощечке, обследуют ее и в коробке находят соответ-ствующий ей вкладыш, примеряют его, обследуют пальчиком. Дети берут листок бумаги,

подкладывают под дощечку и обводят вкладыш. Придерживая дощечки, заштриховывают. Проверяют, что получилось.

Затем педагог предлагает поменяться дощечками и повторить задание. Педагог обобщает и закрепляет знания геометрических форм, предлагая назвать каждую.

Дети убирают всё на место, встают в круг и спокойно шагают, затем садятся.

Вопросы к детям:

  • Какой сегодня день недели? (Ответы детей.)
  • Сколько пальчиков на руке? (Пять.)
  • Сколько у Иры глаз? (Два глаза.)
  • Сколько ушей? (Два уха.)
  • Сколько рук? (Две руки.)
  • А у меня два носа? (Нет,один.)

«Игра с двумя обручами». Нужно разложить фигуры так,чтобы внутри красного обручаоказались все красные фигуры, а внутри зеленого — все круглые. Дети поочередно выполняют ходы, причем каждым ходом кладут одну из имеющихся у них фигур на соот-ветствующее место. Обратить внимание детей на общую часть двух обручей: какие фигуры можно туда положить? Обратить внимание на то, что фигуры надо назвать с по-мощью двух свойств — цвета и формы (и красные, и круглые).

«Что такое глобус?»

Цели:

  • дать первоначальное представление о том, что планета Земля круглая;
  • формировать простейшие представления о структуре Земли;
  • развивать речь, активизировать словарь.

Материал: глобус-конструктор и глобус«вода—суша».

Ход занятия:

Педагог вносит глобус «вода — суша» и предлагает рассмотреть, потрогать.

Педагог.Чего на глобусе больше—суши или воды? Дети.На глобусе больше воды.

Педагог.Почему глобус круглый?

Дети. Глобус круглый,потому что наша планета круглая,а глобус — это макет Земли.

Педагог.Как называют сушу по-другому? Дети. Сушу еще называют материк. Педагог.Какие материки вы знаете?

Дети.Антарктида,Африка,Евразия,Северная Америка,Южная Америка, Австралия.

Педагог.Как называется наш материк? Дети. Наш материк называется Евразия.

Педагог. Посмотрите на другой глобус—это глобус-конструктор.Он состоит из10кру-гов, каждый круг — из 4 частей. Нужно собрать 8 плоских кругов из пазлов, ориентиру-ясь на рисунок внутреннего строения Земли. Собрать из плоских кругов шар, ориентиру-ясь на очертания материков. Назвать материки и цвет, которым они окрашены.

Контроль: сравнить с цельным глобусом.

«Различение размеров»

Цели:

  • формировать понятия «большой — маленький»;

  • развивать моторику, координацию движений;
  • развивать умение упорядочивать предметы;
  • развивать тактильные ощущения.

Материал:Монтессори-материал«Розовая башня» —десять кубов разных размеров сдлиной ребра от 1 до 10 см.

Ход занятия: Дети ходят по различным видам дорожек(«ежик»,пуговицы,макраме),

рассказывают о своих ощущениях (как–будто по камушкам,по асфальту,по песку и

т.д.). Дети садятся по кругу. Установка: расслабиться, закрыть глаза. Педагог предлагает послушать тишину группы. Тихим голосом называет детей по имени, они встают и прохо-дят по кругу. Затем садятся на ковер. Педагог предлагает коробку, в которой находится «Розовая башня». Вынимает по одному кубику, начиная с большого куба. Детям предла-гается по очереди доставать очередной кубик, называя его размер. Начиная с большого кубика, дети строят башню, заканчивая самым маленьким, называя при этом: «Большой, поменьше, еще меньше., самый маленький».

Затем детям предлагается подумать, как еще можно построить башню. Педагог предла-гает начать строить с 7-го, 6-го кубика, спрашивает: «Какой будет дальше?» Активизиро-вать речь детей, прося их называть размеры кубиков (большой, поменьше и т.д.). Постро-енную башню переносят на тумбочку. Детям предлагается посмотреть, какая она высокая, большая. Затем педагог предлагает всем пройти по кругу с предметом в руках: баночка с водой (не пролей), погремушка, звонок (не греми).

Упражнение для глаз «Проследи, куда полетела бабочка».

Поднять глаза кверху, книзу, вправо, влево.

«Шумовые баночки»

Цель: развивать восприятие и дифференциацию шумов.

Материал: двенадцать парных банок(коробочек)с одинаковым шумом:шесть—с крас-ной крышкой, шесть — с голубой; колокольчик, погремушка, свисток.

Предварительная работа: индивидуально проиграть все возможные варианты.

Ход занятия: Дети входят в комнату,садятся по кругу,закрывают глаза, 3секунды слу-шают тишину. Перед педагогом три вида звуковых предметов, знакомых детям ранее по внешнему виду и по звучанию. Педагог предлагает закрыть глаза и послушать, какой из предметов звучит. Дети угадывают. (Это колокольчик,это свисток,это погремушка.)

Педагог берет баночку, трясет ее и внимательно прислушивается к шуму, затем предлага-ет послушать и узнать, у кого из детей такая же баночка. Через поочередное сотрясение сравнивают их между собой. Повторяют до тех пор, пока не будет найдена баночка с та-ким же шумом. Поставить пару выбранных таким образом баночек на середину стола. Продолжать, пока всем баночкам не найдется пара.

Контроль над ошибками - по маркировке на нижней стороне баночки.

Игра делится на две ступени:

  1. «Дай мне баночку с громким шумом».

  1. «Дай мне баночку с тихим шумом».

Игра «Принеси баночку, шум которой тише (громче), чем у меня».  Игра продолжает-

ся, пока не будет выстроен весь ряд, таким образом, закрепляются понятия «тихий», «громкий», «самый громкий» и т.д. В конце занятия дети самостоятельно убирают мате-риал на свое место. Дополнительно можно поиграть в игру «Угадай голос»: водящему завязывают глаза, он угадывает, кто его позвал или (усложняя) что-то сказал.

«Цветные капельки»

Цели:

закреплять цвета; развивать мелкую моторику, глазомер, координацию движений;

  • помогать ориентироваться в окружающем мире. Материал: подставочки для воды,пипетки.

Ход занятия: Дети встают в круг,затем садятся.Педагог предлагает поприветствоватьдруг друга. (Здравствуй, Саша! Доброе утро, Ира! и т. д.) Педагог просит сесть всех удоб-но, не разговаривать, не двигаться. Выжидает паузу, затем закрепляет правила:

  • по группе не бегаем, а ходим;
  • не кричим, а говорим. (и т.д.)

Призывает занять рабочие места и начать опыт. Педагог показывает, как набрать в пипет-ку воду. Дает воду трех цветов: красную, синюю, желтую. Аккуратно, меняя цвет воды, капает на подставочку, стараясь при этом создать узор.

Нужно следить, чтобы дети аккуратно набирали воду в пипетку и большими порциями выпускали на подставочки. Отметить, у кого это получается ловко. После окончания опыта дети возвращают всё оборудование на место, проходят по кругу, затем садятся. Беседа на закрепление времен года, дней недели.

Вопросы к детям:

  • Скажи, Ира, сейчас зима или весна? А почему ты так думаешь?
  • Даша, какой сегодня день?
  • А какой, Ира, будет день завтра?
  • Саша, а какой день был вчера?
  • А что вы делали в субботу, в воскресенье?

«Перенос предметов»

Цели:

учиться носить предметы; развивать координацию движений; развивать самостоятель-ность; готовить к практической жизни.

Материал: стол,коробка с предметами.

Ход занятия: Дети входят в комнату,встают в круг.Играют в«ладушки».

Педагог. Смотрите,какую красивую посылку нам прислала бабушка.Посмотрим,что тамлежит.

Педагог достает из коробки по одному предмету, четко называя, что это. Затем предлагает детям принести на стол, покрытый красивой скатертью, тот или иной предмет. Дети при-носят названные предметы на стол, любуются ими.

Педагог. А теперь бабушка угощает вас чаем с сушками.Дети пьют чай, благодарят и уходят в группу.

«Игра в конструкторов»

Цели:

  • развивать у детей сообразительность, внимание и логическое мышление;

  • развивать моторику руки, зрительную память, тактильные ощущения, воспитывать усидчивость.

Материал: наборы игр и схемы: «Монгольская игра», «Архимедова игра», «Колумбово яйцо», головоломка Пифагора, танграм и др.

Ход занятия:

Педагог. Сегодня вы все будете конструкторами.Конструкторы—это люди,которыепридумывают новые машины, корабли, космические ракеты и другие механизмы. Вы бу-дете работать в конструкторском бюро. Я буду старшим конструктором. Когда придем в конструкторское бюро, не забудьте поздороваться. Вспомните разные формы приветствия. Дети. Здравствуйте,добрый день,привет.

Педагог.А теперь займите свои рабочие места.Внимательно изучите схемы,по которымвы будете конструировать, и приступайте к работе. Детям предлагаются готовые схемы, кто затрудняется можно предложить выкладывание фигуры путем наложения. Работа проходит по 3- 4 схемам. В дальнейшем предлагается выложить фигуру и срисовать с нее схему, закрепить, из каких геометрических форм построили фигуру.

Взял треугольник и квадрат, Из них построил домик.

И этому я очень рад: Теперь живет там гномик.

Занятие заканчивается уборкой рабочего места.

«Четвертый лишний» (от 5 лет)

Цели:

развивать речь; формировать умение классифицировать, выделять, что лишнее, расши-рять и активизировать словарь; развивать логическое мышление, умение точно и пра-вильно подбирать слова, характеризующие особенности предметов.

Материал: набор карточек.

Игровое действие: ребенок берет карточку, находит изображение, которое не подходит к остальным, закрывает его белой карточкой, объясняя, почему он так сделал с тем, который достали раньше.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа дополнительного образования "Игротека Монтессори"

Программа «Игротека Монтессори» предназначена для работы с детьми от 1,5 лет. Она способствует постижению маленькими детьми обыденной жизни, их самостоятельному развитию в окружении простых веще...

Программа кружка по дополнительному образованию «Волшебные пальчики» Во II младшей группе

Пояснительная записка            Вся история развития человечества доказывает, что движение руки тесно связаны с речью. Первой ...

Программа работы кружка дополнительного образования "Весёлый пластилин" с использованием нетрадиционной художественной техники изобразительного искусства - пластилинографии для детей 3-4 лет

Программа моего кружка включает в себя несколько разделов:1 Пояснительную записку, в которой подробно описаны:-актуальность программы,-цели и задачи кружка,-предполагаемые результаты освоения программ...

Рабочая программа кружка по дополнительному образованию

Рабочая программа кружка по дополнительному образованию для детей старшего дошкольного возраста«Раз ступенька, два ступенька»...

Программа работы кружка по дополнительному образованию "Развивай-ка" по методике Марии Монтессори

Программа направленна на развитие сенситивной сферы ребенка, мышления, самостоятельности в проявлении познавательной инициативы, на формирование системы эмоциональных представлений об окружающем мире....

Рабочая программа работы кружка дополнительного образования детей 4-5 лет «Пластилиновые фантазии»

Проблема развития ручной умелости и мелкой моторики рук важна и для личностного развития самого ребенка. Владея рукой, ребенок в процессе своего развития становится более самостоятельным, автономным и...