Картотека хороводных игр для детей дошкольного возраста
картотека
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kartoteka_horovodnyh_igr.docx | 39.18 КБ |
Предварительный просмотр:
Картотека
хороводных игр
для детей
от 3 до 7 лет
В чем польза хороводных игр в детском саду?
Хороводные игры издревле любили на Руси. Это было самое популярное развлечение для детей взрослых. Хоровод отображал в себе всю жизнь народа: семейные хороводы, трудовые, обрядовые. Без них не обходился ни один праздник. Основой хоровода является исполнение хороводной песни всеми его участниками. Но участники не только поют, но и движутся, приплясывают и разыгрывают действие. Танец, игра и песня в хороводе неразрывно и органично связаны между собой. В хороводе всегда проявляется чувство единения, дружбы, товарищества. Участники его, как правило, держатся за руки, иногда за платок, пояс, венок.
Дошкольное детство – это начало познания жизни, человеческих взаимоотношений, начало формирования ребенка как личности, становление его характера. Взрослые ведут ребенка по пути познания мира, играя с ним. Игра для ребенка – это комфортное проживание детства. Поэтому хороводные игры всегда приходят на помощь, как важнейшая часть детского фольклора.
Каравай
Как на Машины именины
Испекли мы каравай:
Вот такой вышины! (дети поднимают руки как можно выше)
Вот такой нижины! (дети опускают руки как можно ниже)
Вот такой ширины! (дети разбегаются как можно шире)
Вот такой ужины! (дети сходятся к центру)
Каравай, каравай,
Кого хочешь, выбирай!
Я люблю, признаться, всех,
Ну, а…….. больше всех.
Шарик
Надуваем быстро шарик, (Дети расходятся, образуя круг.)
Он становится большой,
Вот какой! (Показываем руками.)
Вдруг шар лопнул – сссс (Сужаем круг к центру.)
Воздух вышел, (ручки вверх.)
Стал он тонкий и худой. (Показываем ручками, какой стал шарик.)
Мы не станем горевать, (Качаем головой.)
Будем надувать опять.
Надуваем быстро шарик, ( расходятся, образуя круг.)
Он становится большой,
Вот какой……
Заинька
Заинька, походи,
Серенький, походи.(Выбирается Заинька, дети вокруг, выполняются движения по тексту)
Вот так-этак походи.
Вот так-этак походи.
Заинька, покружись,
Серенький, покружись.
Вот так-этак покружись.
Вот так-этак покружись.
Заинька, топни ножкой
Серенький, топни ножкой.
Вот так-этак топни ножкой,
Вот так-этак топни ножкой.
Заинька, попляши,
Серенький, попляши.
Вот так-этак попляши,
Вот так-этак попляши.
Заинька, поклонись,
Серенький, поклонись.
Вот так-этак поклонись,
Вот так-этак поклонись!
( Движения по тексту)
Три веселых братца
Три веселых братца
гуляли по двору,
Три веселых братца
затеяли игру,
Делали головками ник-ник-ник, (киваем головой)
Пальчиками ловкими чик-чик-чик. (изображаем пальцами ножницы)
Хлопали ладошками
хлоп-хлоп-хлоп,
Топотали ножками топ-топ-топ.
Шел король
Шел король по лесу, по лесу, (Король в центе круга, дети вокруг)
Нашел себе принцессу, принцессу. (Король выбирает принцессу)
Давай с тобой попрыгаем, попрыгаем, (Выполняются движения по тексту, Король с принцессой в центре круга, а остальные дети по кругу)
И ножками подрыгаем, подрыгаем,
И ручками похлопаем, похлопаем,
И ножками потопаем, потопаем.
И хвостиком помашем, помашем, помашем.
А потом попляшем, попляшем.
Все!
Большая карусель
Эта игра выполняется с ленточной каруселью на палке, дети берут по одной ленте и движутся по кругу.
Еле-еле, еле-еле
Завертелись карусели.
А потом, потом, потом
Все бегом, бегом, бегом.
Тише, тише, не спешите,
Карусель остановите.
Раз-два, раз-два,
Вот и кончилась игра.
Пузырь.
Дети вместе с воспитателем берутся за руки и образуют небольшой кружок, стоя близко друг к другу. Вместе произносят: «Раздувайся, пузырь, Раздувайся, большой, Оставайся такой Да не лопайся». Играющие отходят назад и держатся за руки до тех пор, пока воспитатель не скажет: «Лопнул пузырь!». Тогда они отпускают руки и приседают на корточки, говоря при этом: «Хлоп!». Можно также предложить детям после слов «лопнул пузырь» двигаться к центру круга, по-прежнему держась за руки и произнося при этом звук «ш-ш-ш» ж – воздух выходит. Затем дети снова надувают пузырь – отходят назад, образуя большой круг.
Арина
Играющие встают в круг, в середине водящий – Арина. Ей завязывают глаза. Все поют: Дорогая Арина, встань выше овина, Рученьки сложи, чье имя укажи! Арина ходит, напевая: Хожу, гуляю вдоль караваю, Вдоль по караваю, кого найду, узнаю! Затем, коснувшись одного из играющих, старается отгадать его имя. Чье имя отгадает, тот будет Ариной.
Бабка Ёжка
В середине круга встает водящий – Бабка Ежка. В руках у нее «помело». Вокруг бегают играющие и дразнят ее: Бабка Ежка, Костяная ножка С печки упала, Ногу сломала, А потом и говорит: – У меня нога болит. Пошла она на улицу – Раздавила курицу. Пошла на базар – Раздавила самовар. Бабка Ежка скачет на одной ноге и старается кого-нибудь коснуться «помелом». К кому прикоснется – тот и замирает.
Солнышко и дождик
Дети идут по кругу и проговаривают: «Смотрит солнышко в окошко, Светит в нашу комнатку. Мы захлопаем в ладоши, Хлопают в ладоши. Очень рады солнышку. Топ-топ-топ-топ! Ритмично притоптывают на месте. Хлоп-хлоп-хлоп-хлоп! Ритмично хлопают в ладоши. На сигнал «дождь идет, скорей домой» дети бегут к воспитателю под зонтик. Воспитатель говорит: «Дождь прошел. Солнышко светит». Игра повторяется.
Ровным кругом
Дети, взявшись за руки, ритмично идут по кругу, говоря: «Ровным кругом Друг за другом Мы идем за шагом шаг, Стой на месте! Дружно вместе Сделаем вот так!» С окончанием слов останавливаются и повторяют движение, которое показывает воспитатель, например повернуться, наклониться, присесть
Подарки
Взявшись за руки, дети образуют кругу, один ребенок в центре. Играющие идут по кругу и говорят: «Принесли мы всем подарки. Кто захочет, тот возьмет – Вот вам кукла с лентой яркой, Конь, волчок и самолет» С окончание слов останавливаются, стоящий в кругу называет, какой из перечисленных подарков он хочет получить. Если назовет коня, дети скачут, если куклу – пляшут, если волчок – кружатся. Стоящий в кругу выбирает нового ведущего. Игра повторяется.
Колпачок и
палочка
Один из детей выходит в центр круга с палкой в руках, надевает на голову колпачок так, чтобы он спускался до самого носа, прикрывая глаза. Остальные дети держаться за руки, образуя круг. Идут по кругу, говоря: «Раз, два, три, четыре, пять – Ведущий стучит палочкой. Будет палочка стучать, Показывает палочкой на одного из детей, стоящего в кругу. - Скок, скок, скок. Тот говорит три последних слова Угадай, чей голосок» Говорят все дети, после этого ведущий отгадывает. Если угадал, выбирает, кто пойдет в середину.
Согревалочка
Идём-идём с тобой вдвоём (парами по кругу)
Идём дорогой длинною
К зайчишках, мишкам, снегирям
Идём дорогой зимнею
(поворачиваются друг к другу лицом и выполняют движения по тексту)
Мы руками хлоп-хлоп
И ногами топ-топ
Головою круть-круть
Постучали в грудь, в грудь
А на улице мороз
Отморозит деткам нос
Отморозит ушки
Щёчки, словно плюшки (надувают щёчки и "протыкают" пальчиками)
Не страшен холод и мороз,
Когда с тобою вместе мы
Мы в тёплый шарфик спрячем нос
И нам поможет песенка.
ЗАЙЦЫ И ЛИСА
Дети выполняют движения по тексту.
По лесной лужайке
Разбежались зайки.
Вот какие зайки,
Зайки-побегайки.
(Дети-зайчики легко бегают по залу.)
Сели зайчики в кружок,
Роют лапкой корешок.
Вот какие зайки,
Зайки-побегайки.
("Зайчики" присаживаются и выполняют имитационные движения по тексту.)
Вот бежит лисичка —
Рыжая сестричка.
Ищет, где же зайки,
Зайки-побегайки.
(Лиса бежит между детками, с окончанием песни догоняет малышей.)
Флажок
Цель : учить детей стоять в кругу и выполнять действия , подпевать песенку.
Слова: - дети встали в кружок
увидали флажок,
Кому дать, кому дать
Кому флаг передать
выйди, Саша в кружок,
Возьми Саша флажок
Движения:
дети стоят в кругу, в середине круга лежит флажок. Воспитатель с детьми идет по кругу и произносит текс. Выходит ребенок по тексту, поднимает флажок, затем, машет им и кладет на место. Затем игра продолжается
Ходит Ваня
Цель: учить стоять в кругу, подпевать песни, воспитывать доброжелательное отношения друг к другу.
ходит Ваня. ходит Ваня
ищет Ваня, ищет Ваня,
для себя дружочка
Нашел Ваня. Нашел Ваня
для себя дружочка
Дети и воспитатель становятся в круг Воспитатель, и дети ходят по кругу и приговаривают слова. Один ребенок находится в кругу и выбирает себе дружочка на слова: Нашел Ваня, нашел Ваня для себя дружочка. Стоя в кругу они танцуют, а остальные дети хлопают в ладоши. Затем воспитатель меняет ведущего , игра продолжается.
Пузырь
Цель : учить детей стоять в кругу и выполнять действия, подпевать песенку. упражнять в согласовании приседания со словами и проговаривании слов – раздувайся пузырь, звука ш-ш-ш.
Раздувайся пузырь
раздувайся большой
Оставайся такой
Да не лопайся
он летел, летел, летел
Да за веточку задел
ш-ш-ш. лопнул пузырь
Дети и воспитатель становятся в круг. Воспитатель, и дети ходят по кругу и приговаривают слова, до тех пор пока не скажут «Лопнул пузырь» .Тогда они опускают руки и присаживаются, произнося при этом звук ш-ш-ш.
Зайка
Цель: Учить двигаться по кругу , хлопать в ладоши .
Зайка, зайка, что с тобой
Ты совсем сидишь дольной
Встань попрыгай, по пляши.
Твои ножки хороши
Движения: Дети и воспитатель становятся в круг. Воспитатель и дети ходят по кругу и приговаривают, выполняя при этом движения по тексту.
Колпачок
Цель : учить детей браться за руки, выполнять движения, согласно тексту игры.
Колпачок, колпачок
тоненькие ножки,
красные сапожки
мы тебя кормили,
мы тебя поили
на ноги поставили
танцевать заставили.
Дети и воспитатель становятся в круг. Воспитатель выбирает одного из детей, он будет колпачком. Воспитатель, и дети ходят по кругу и приговаривают по тексту. Когда произносятся слова «мы тебя кормили, мы тебя поили», круг сужается, затем снова дети расходятся назад образую большой круг и хлопают в ладоши. Ребенок стоящий в круге танцует.
Мы матрешки
Цель игры. Учить выполнять движения по тексту, показывать ладошки, сапожки.
Ход игры. Дети становятся в круг. Воспитатель и дети ходят по кругу и приговаривают:
Мы матрешки, вот какие крошки.
А у нас, как у нас чистые ладошки.
Мы матрешки, вот какие крошки.
А у нас, как у нас новые сапожки.
Мы матрешки, вот какие крошки.
А у нас, как у нас новые платочки.
Мы матрешки, вот какие крошки.
Побежали. побежали все мы по дорожке.
Заинька
Цель: Учить детей согласовывать слова стихотворения с действиями.
Ход: Дети становятся в круг. Воспитатель считалкой выбирает зайчика, он становится в центр круга. Воспитатель и дети ходят по кругу и приговаривают:
Заинька, по сеничкам
Гуляй, погуливай!
Серенький, по новеньким
Погуливай, гуляй!
Некуда заиньке выскочити,
Некуда серому выпрыгнути.
Заинька, поскачешь —
Выскочешь,
Серенький, попляшешь —
Выпустят.
Воспитатель с детьми напевает мелодию плясовой, все хлопают в ладоши, а зайчик пляшет. После этого зайчика выпускают из круга и выбирают нового.
Овес
Все становятся в круг и поют:
«Кто хочет знать, как сеют овёс
Мой батюшка сеял так…
Показывают движениями рук вперёд:
«Потом отдыхал вот так…
Становятся сложив руки крест – накрест. Потом кружатся в хороводе, припевая:
-Овёс, овёс, давай бог, чтоб ты рос!
Новый куплет:
- Кто хочет знать, как жнут овёс?
- Отец мой жинал его так
( показывают)
- Потом отдыхал он вот так
( показывает)
После припева изображают, как вяжут овёс, как его молотят
(при молотьбе, каждый колотит своего соседа).
Большие и маленькие ножки
Возьмитесь с детьми за руки и идите по кругу, то медленно, громко топая ногами и высоко их поднимая, то ускоряя ход и часто перебирая ногами.
Большие ноги
Шли по дороге
Топ-топ, топ-топ
Маленькие ножки
Бежали по дорожке
Топ топ топ то топ,
Топ топ топ то топ
Мы по лесу идем
Возьмитесь за руки и ходите по кругу:
Мы по лесу идем,
Зверей найдем.
Зайца громко позовем: ( можно каждый раз звать разного зверя)
«Ау-ау-ау!»
Никто не откликается,
Лишь эхо отзывается,
Тихо: «Ау-ау-ау!»
Кот и мыши
Дети встают в круг и зовут «кота»:
Котик, в круг забегай,
нами вместе поиграй.
(поднимают соединенные руки вверх, через эти «воротики» «кот» забегает в круг, ложится и «засыпает». Ребята поют:
Мыши водят хоровод. - Идут по кругу.
На лежанке дремлет кот.
Тише, мыши, не шумите,
(подходят к «коту», сужая круг.)
Кота Ваську не будите.
Вот проснется Васька-кот,
(Расширяют круг)
Разобьет весь хоровод!
(Громко говорят, стоя на месте. «Кот» ловит мышей, они стараются от него убежать на стулья)
Кто у нас хороший?
Дети стоят в кругу, поют и хлопают в ладоши. «Ванечка» выходит на середину круга:
Кто у нас хороший, кто у нас пригожий?
Ванечка хороший, Ванечка пригожий.
«Ванечка» едет на лошади, машет плеточкой.
На коня садится, конь завеселится
Плеточкой помашет – конь за ним запляшет.
«Ванечка» ходит за детьми, стоящими в кругу, поднимая ноги (как бы «едет» на коне шагом).
Мимо сада едет, садик зеленеет
Цветы расцветают, птички распевают
«Ванечка» возвращается в круг, подходит к «Олечке». По окончании песни они танцуют вдвоем под хлопки детей.
К дому подъезжает, со коня слезает
Со коня слезает, Олечка встречает.
Веселей детвора
Веселей детвора начинается игра
(дети, взявшись за руки, идут по кругу)
Рыжая лисица по траве идет
И хвостом пушистым за собой метет.
(идут друг за другом, осторожно ступая, показывая сзади рукой лисий хвост)
Веселей детвора.
Продолжается игра
(взявшись за руки, идут по кругу)
Ежики колючие хлопают в ладоши,
Радуются солнышку
день такой хороший.
(хлопают в ладоши)
Веселей детвора завершается игра
(взявшись за руки, идут по кругу)
Мишенька-топтышка
Пляшет и поет
(кружатся, переваливаются с ноги на ногу)
Кружится и топает
Радостно ревет
(кланяются и рычат)
Ровным кругом |
Дети, взявшись за руки, ритмично идут по кругу, говоря: «Ровным кругом Друг за другом Мы идем за шагом шаг, Стой на месте! Дружно вместе Сделаем вот так!» С окончанием слов останавливаются и повторяют движение, которое показывает водящий, например, повернуться, наклониться, присесть. |
Мы топаем ногами
Цель. Учить детей выполнять движения в соответствии с текстом.
Мы топаем ногами.
Мы хлопаем руками,
Киваем головой.
Мы руки поднимаем,
Мы руки опускаем.
Мы руки подаем. (Берут друг друга за руки.)
И бегаем кругом,
И бегаем кругом.
По сигналу взрослого «Стой!» малыш должен остановиться. Игру можно повторить с выполнением бега в другую сторону.
Солнышко и дождик
Цель. Учить детей ходить и бегать врассыпную, не наталкиваясь друг на друга, приучать их действовать по сигналу воспитателя.
Описание. Дети сидят на стульчиках или скамейках. Воспитатель говорит: "Солнышко! Идите гулять!" Дети ходят и бегают по всей площадке. После слов "Дождик! Скорей домой!" они бегут на свои места. Когда воспитатель снова произносит: "Солнышко! Можно идти гулять", игра повторяется.
Указания к проведению. В игре участвует сначала небольшое число детей, затем может быть привлечено 10-12 человек. Вместо домиков-стульев можно использовать большой пестрый зонтик, под который дети прячутся по сигналу "Дождик!". Во время прогулки можно предложить детям собирать цветы, ягоды, попрыгать, походить парами.
При повторении игру можно усложнить, разместив домики (по 3-4 стула) в разных местах комнаты. Дети должны запомнить свой домик и по сигналу бежать в него.
Мишка косолапый
Цель. Учить детей выполнять движения в соответствии с текстом.
Мишка косолапый
По лесу идет,
(1. Бодро шагаем)
Шишки собирает,
Песенки поет.
(2. Приседаем - собираем шишки)
Шишка отскочила
Прямо мишке в лоб.
(3. Держимся ручками за лоб)
Мишка рассердился
И ногою - топ!
(4. Топаем ногой)
Бубен
(на мотив русской народной песни «Как у наших у ворот»)
Ход игры: Дети встают в круг. Ведущий – воспитатель поет, и проходит возле каждого ребенка. Возле кого музыка заканчивается, того имя воспитатель называет.
Бубен, бубен, позвени, Ведущий ходит перед детьми, встряхивая
Ребятишек весели. бубен.
Деточки играют,
В бубен ударяют.
Хлопай – раз и хлопай – два! Держит бубен перед ребенком.
Интересная игра. Малыш ударяет в него ладошкой.
Танечка (имя ребенка) играет,
В бубен ударяет.
Снег – снежок
Дети встают в круг.
Снег – снежок, снег – снежок Постепенно опускают руки.
По дорожке стелется.
Снег – снежок, снег – снежок,
Белая метелица.
Снег – снежок, снег – снежок, Плавно качают руками
Вправо и влево
Замело дорожки.
Снег – снежок, снег- снежок, Вместе поиграем
И друг в друга снежки
Весело бросаем. Бросают снежки.
Но тепло во дворе, Хлопают в ладоши.
Не замерзли ушки. Потирают уши.
Накатаем мы снег. Вращают кистями рук перед грудью.
Белый ком большущий
Разводят руки в стороны
В белый ком большущий.
Танец – игра «На дворе мороз и ветер»
Ход игры:
На дворе мороз и ветер, Идут свободно
На дворе гуляют дети.
Ручки, ручки потирают, потирают руки, ладошка об ладошку.
Ручки, ручки согревают.
Не замерзнут ручки-крошки, Хлопают в ладоши.
Мы похлопаем в ладошки.
Вот как хлопать мы умеем,
Вот как ручки мы согреем.
Чтоб не зябли наши ножки,
Мы потопаем немножко. Топают ногами.
Вот как топать мы умеем,
Вот как ножки мы согреем.
На лугу, на лугу
На лугу, да на лугу Дети, взявшись за руки, идут по
Пляшет (имя) в кругу кругу, внутри противоходом идет
А мы песенку поем ребенок.
И в ладоши громко бьем.
(Имя), веселей! Ритмично хлопают в ладоши.
Своих ножек не жалей! (Имя) произвольно танцует,
Поклониться не забудь, Кланяется и приглашает любого
Выбирай кого-нибудь, ребенка..
Прогулка в лес
В лес отправимся гулять -- маршируют
Будем весело шагать.
По тропиночке пойдем, - ходят «змейкой» между
Друг за дружкою гуськом. «кочками».
На носочки встали - бегут на носочках.
И к лесу побежали.
ноги выше поднимаем, - Ходят высоким шагом,
перешагивая через «кочки».
На кочки мы не наступаем.
И снова по дорожке - маршируют
Мы весело шагаем.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Картотека хороводных игр для младшего дошкольного возраста.
Планирование хороводных игр для младшего возраста в течении учебного года....
картотека хороводных игр для старшего дошкольного возраста
подборка хороводных игр для старшего дошкольного возраста...
Картотека хороводных игр для детей дошкольного возраста. Практический материал для студентов специальности "Дошкольное образование"
Картотека хороводных игр...
Картотека хороводных игр для младшего дошкольного возраста
Упражнять детей в правильном согласовании действий и текста, развивать речевую и двигательную активность....
Картотека хороводных игр для детей дошкольного возраста 4 – 7 лет
Упражнять детей в правильном согласовании действий и текста, воспитывать понимание различной величины предмета, развивать речевую и двигательную активность.Источник: https://doshvozrast.ru/igra/igra12...
Методические материалы: "Картотека хороводных игр для детей дошкольного возраста"
Развитие эмоций и чувств дошкольника, его раскрепощение, создание максимально комфортной ситуации общения детей друг с другом и с педагогом – приоритетная задача каждого педагога, любого дошкольного о...
Картотека хороводных игр для старшего дошкольного возраста
Картотека хороводных игр для старшего дошкольного возраста...