Необходимость развития эмоционального интеллекта в дошкольном возрасте
статья

В данной статье описывается важность и актуальность развития эмоционального интеллекта у ребенка в дошкольном возрасте для подготовки его к успешному обучению в дальнейшей его жизни.

Скачать:


Предварительный просмотр:

НЕОБХОДИМОСТЬ РАЗВИТИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА В ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ

Иванова М. А.

Воспитатель ГБДОУ д/сад № 32 Василеостровского района, г. Санкт-Петербург

Интерес к эмоциональному интеллекту возник в начале XX века из-за неспособности классических IQ-тестов (коэффициент интеллекта) объяснить особенности мотивации и поведения людей. Ученые после многочисленных исследований обнаружили, что между коэффициентом интеллекта человека (IQ) и его успехами нет особой связи. Поэтому часто люди с высоким коэффициентом умственного развития терпят неудачу. Когда, напротив, те, у кого выявлены скромные способности, оказываются на удивление успешными.

Люди с высоким уровнем развития эмоционального интеллекта способны управлять своей эмоциональное сферой. Поэтому их поведение более гибкое, им легче добиться своих целей при взаимодействии с другими людьми. Человек легче достигает успеха в жизни, если опирается не только на традиционный интеллект (IQ), но и на эмоциональный (EQ).

Эмоциональный интеллект – способность выражать и понимать эмоции, как собственные, так и других людей, а также управлять ими, умение с ними поладить, не поддаваться стрессу.

Когда ребенок обладает в равной степени и эмоциональным, и умственным интеллектом, то из такого ребенка становится эмоционально и духовно зрелый взрослый.

Что способствует развитию эмоционального интеллекта

  • Умение понимать и воспринимать свои эмоции (понимание себя). Это способность определять свои собственные эмоции, мысли и их влияние на поведение.

К старшему дошкольному возрасту ребенок начинает понимать, что за каждой эмоцией стоит событие, причина. Очень важно обсуждать с ребенком его эмоции, так как умение понимать и управлять простыми эмоциями дает возможность ребенку научиться не подавлять в себе самом эмоции, а честно принимать их и работать с ними. Осознавая свои эмоции ребенок уже может ими управлять.

  • Умение управлять своими эмоциями и управлять собой. Это способность эффективно регулировать свои собственные эмоции, мысли и поведение в различных ситуациях (управление стрессом).

Умея управлять своими эмоциями ребенку становится легче мотивировать себя на достижение личных и учебных целей, регулировать собственное поведение и снижать проблемные ситуации.

  • Наличие социальной компетентности, социальных навыков. Это способность понимать эмоции и чувства других людей, понимать социальные и этические нормы поведения в социальной системе.

Приобретение социальной компетентности позволяет ребенку адекватно ориентироваться в социальном окружении, осознавая самоценность свою и других людей, позволяет ему приобрести ценные для его последующей жизни умения и навыки коллективного поведения и деятельности для успешности его дальнейшей жизни.

  • Навыки установления и поддержания взаимоотношений. Это умение слушать, взаимодействовать, сопротивляться неуместному социальному давлению, умение вести себя в конфликтных ситуациях.

Содержательное общение со сверстниками – важный фактор полноценного формирования личности старшего дошкольника. Через общение со сверстниками происходит социализация ребенка. Межличностные отношения определяют положение человека в группе, коллективе. От того как складываются эти отношения, зависит эмоциональное благополучие.

  • Умение принимать ответственное решение (навыки использования эмоций). Это способность принимать конструктивные решения, уважительно относиться к интересам других людей в контексте личного поведения и социальных взаимодействий.

Ребенок уже может совершать поступки с учетом заботы о безопасности, социальных норм, реалистичной оценки последствий различных действий и благополучия себя самого и других.

Эмоциональный интеллект развивается там, где ребенок растет в атмосфере принятия его собственных эмоций и чувств. За счет этого дошкольник учится понимать и принимать многообразие эмоций и чувств других людей. Нельзя запретить ребенку испытывать, например, гнев. Но можно научить осознавать его и выражать социально приемлемым способом.

В дошкольном возрасте развитие эмоциональный сферы приобретает особую значимость, так как в этот период у ребенка происходит активное формирование его самосознания и самооценки.

Еще древние греки задумывались над эмоциональным интеллектом, полагая, что мудрый человек – это тот, который способен объединить ум, логику и эмоции.

Поэтому так важно уделить особое внимание развитию эмоционального интеллекта и социальной компетентности ребенка в дошкольном возрасте. Ведь это позволит ему уже в дошкольном возрасте научиться решать важные жизненные задачи, лучше понимать и владеть социальным миром, и тем самым подготовит его к успешному обучению в дальнейшей его жизни.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Информация для родителей "Развитие эмоционального интеллекта в дошкольном возрасте"

Все родители хотят видеть своих детей реализованными и успешными. Знаете ли вы, что если пару десятков лет назад во главу угла ставился интеллект, уровень образования и наличие максимального количеств...

Развитие эмоционального интеллекта детей дошкольного возраста

Раскрытие понятий "эмоции" и "эмоциональный интеллект", особенности развития эмоционального интеллекта в дошкольном возрасте....

Картотека игр и упражнений для развития эмоционального интеллекта детей дошкольного возраста

Развитие эмоционального интеллекта — одно из важнейших направлений дошкольной педагогики. От способности человека понимать чужие и собственные переживания, от его навыков контроля над своим эмоц...

Развитие эмоционального интеллекта детей дошкольного возраста

В настоящее время стала все более актуальной проблема изучения связи чувств и разума, эмоционального и рационального, их взаимодействия и взаимовлияния. Это связано с изменениями, происходящими ...

Развитие эмоционального интеллекта в дошкольном возрасте

И взрослый и ребенок, обладает эмоциями, очень проявляет их, но ребенок еще не может эти эмоции контролировать. Взрослые не всегда следят за тем, что и как говорят, в какой ситуации, в какое время, с ...

Картотека игр для развития эмоционального интеллекта детей дошкольного возраста.

В связи с теми изменениями, которые происходят в российском обществе и образовании,  проблема развития социального и эмоционального интеллекта детей дошкольного возраста в последние годы приобрел...