Доклад на тему: «Предметно-пространственная среда, как средство реализации театральных способностей ребенка»
материал (младшая группа)

Курако Елена Александровна

Испокон веков театр всегда завораживал зрителей. Театральная игра – это исторически сложившееся общественное явление, самостоятельный вид деятельности, свойственный человеку.

Театральная деятельность в детском саду имеет свои особенности. «Это волшебный край, в котором ребенок радуется, играя, а в игре он познает мир». Почему именно театрализованная деятельность? 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл predmetno-prostranst.docx297.88 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

Детский сад комбинированного вида №43 «Колокольчик»

Доклад

на тему:

«Предметно-пространственная среда,

как средство реализации

театральных способностей ребенка».

Подготовила: воспитатель

первой квалификационной категории

Курако Елена Александровна

г. о. Электрогорск

2020 г.

 «Предметно-пространственная среда,

как средство реализации театральных способностей ребенка»

 «Театр – это волшебный мир,

он даёт уроки красоты,

морали и нравственности.

А чем они богаче, тем успешнее идёт

 развитие духовного мира детей… »

Б. М. Теплов

Испокон веков театр всегда завораживал зрителей. Театральная игра – это исторически сложившееся общественное явление, самостоятельный вид деятельности, свойственный человеку.

Театральная деятельность в детском саду имеет свои особенности. «Это волшебный край, в котором ребенок радуется, играя, а в игре он познает мир». Почему именно театрализованная деятельность? Это один из самых эффективных способов воздействия на детей, в котором наиболее полно и ярко проявляется принцип обучения: учить играя. Известно, что дети любят играть, их не нужно заставлять это делать. Играя, мы общаемся с детьми на «их территории». Вступая в мир игры, мы многому можем научиться сами и научить наших детей. Основатель Московского кукольного театра Сергей Владимирович  Образцов однажды высказал мысль о том, что каждому ребенку свойственно стремление к актёрству. А мы знаем, что знакомство с театром происходит в атмосфере волшебства, праздничности, приподнятого настроения, поэтому заинтересовать детей театром не сложно.

Театрализованная деятельность – это хорошая возможность раскрытия творческого потенциала ребенка, воспитания творческой направленности личности. Она активизирует мышление; способствует развитию игрового поведения, сценического творчества, музыкальных и артистических способностей детей; развивает эстетические чувства, способности творчески относиться к любому делу. Творчество помогает совершенствовать самого себя в духовной сфере, свою речь, развивать свои чувства, эмоции/Ребенок дошкольного возраста – настоящий слушатель, мечтатель, исследователь. Играя в сказку, дети используют различные виды театра. Вопрос создания предметно - развивающей среды ДОУ на сегодняшний день стоит особо актуально. Как известно, основной формой работы с дошкольниками и ведущим видом деятельности для них является игра. Именно поэтому многие педагоги - практики испытывают повышенный интерес к обновлению предметно - развивающей среды ДОУ.

Все дети, как известно, разные, и каждый дошкольник имеет право на собственный путь развития. Поэтому в детском саду должны быть созданы все условия для воспитания, обучения и развития детского коллектива в целом, а также каждому воспитаннику предоставлена возможность проявить индивидуальность и творчество.

Предметно-пространственная среда ДОУ является одним из основных    средств, формирующих личность ребенка, источником получения знаний и социального опыта. Так как именно в дошкольном возрасте закладывается фундамент начальных знаний об окружающем мире, культура взаимоотношений ребенка с взрослыми и детьми. Важно понимать, что жизнь ребенка не ограничивается занятиями, поэтому в группах создается предметная среда, отвечающая развивающим целям и учитывающая интересы и потребности ребенка-дошкольника.

Для этого необходимы определенные условия. Одним из важных факторов реализации работы по театрализованной деятельности в группе является правильная организация предметно-развивающей среды. И сегодня мы поговорим о том, как правильно организовать театральный уголок в группе

  • Принцип мобильности. Нужно предусмотреть возможность объединения различных уголков и зон группы детского сада, а также транспортабельность атрибутики театра.
  • Принцип сменяемости материала. Как и любой элемент развивающей среды, театральный уголок нуждается в обновление репертуара, декораций и прочей атрибутики. Это будет зависеть от многих факторов, например, от времени года, возраста детей, тематики проводимых занятий и пр.
  • Принцип многофункциональности. Он подразумевает, что один и тот же атрибут может выполнять множество задач.
  • Принцип эстетичности. Театр должен развивать у детей чувства вкуса.
  • Принцип доступности. Оснащение театрального уголка должно подходить детям по возрасту и совпадать с их зонами актуального и ближайшего развития.

 

Стандартная театральная зона включает в себя:

  • Ширма
  • Игрушки для разных видов театра (театра теней, пальчикового, бибабо, куклы на прищепках, ложках, тарелках, персонажи для коврографа и т.д.)
  • Реквизит (в зависимости от возраста и от сказок)
  • Маски-шапочки
  • Костюмы или элементы костюмов
  • Фонотека с разнообразной музыкой
  • Афиши, билеты, программки.
  • Декорации (для старших дошкольников)

 

Содержание уголков с учетом возраста детей.

Для младшего возраста:

Задача — научиться управлять движениями собственных пальчиков, тренировать координацию, мелкую моторику.

  • пальчиковый театр;
  • настольный театр (различные виды);
  • театр мягкой игрушки;
  • театр вязаной игрушки;
  • театр игрушки из конуса.
  • театр картинок.

Для среднего возраста:

Задача — согласовывать движения с сюжетом повествования, работать над развитием координации, мелкой моторикой. Осваивать азы кукловождения, знакомство с театральной ширмой.

  • пальчиковый театр;
  • настольный театр (различные виды);
  • куклы на ложках или тарелках;
  • куклы-картинки;
  • би-ба-бо;
  • кукла на гапите
  • куклы-перчатки.
  • театр картинок.

          Театрализованная деятельность имеет большое значение для всестороннего развития ребенка. Именно поэтому так важно создавать условия для развития творческой активности детей в театрализованной деятельности, приобщать детей к театральной культуре, поощрять исполнительское творчество.

Занятия театрализованной деятельностью помогают развить интересы и способности детей, способствуют общему развитию, проявлению любознательности, стремлению к познанию нового, усвоению информации и новых способов действий, развитию ассоциативного мышления, настойчивости и целеустремлённости, проявлению общего интеллекта. Выступления на сцене способствуют реализации творческих и духовных потребностей ребёнка, раскрепощению и повышению самооценки. театральной деятельностью учат ребёнка точно формулировать свои мысли, чувствовать и познавать окружающий мир.

Оживит театрализованную деятельность, сделает ее более интересной и привлекательной наличие в театральных уголках всех групп «Волшебных вещей»:

Волшебные шкатулка, коробочка/мешочек (для обыгрывания появления героев, какой либо вещи, сюрпризного момента;

Волшебный колпачок (обладатель его становится невидимым, может незаметно наблюдать за всеми);

Волшебная палочка (используется для перевоплощения, снятия робости при исполнении роли, для изменения сюжета);

Волшебное зеркальце (ребенок превращается и видит себя в зеркале тем, кем захочет),

           Можно организовать «мастерскую» для участия детей в изготовлении театральных атрибутов, масок, афиш, билетов и т. д. Дети с радостью примут в этом участие.

 Создавая театральный уголок в группе, мы пробуждаем у детей любовь к искусству, воспитываем в них самостоятельность, активность, творчество, интерес к театру, раскрываем их индивидуальные способности и стремимся к сплочению их в дружную команду. Желаю вам проявлять фантазию, выдумку и изобретательность при оформлении своих групповых театральных уголков.

Творческих успехов!

 

Список используемой литературы:

  1. Караманенко, Т.Н., Караманенко, Ю.Г. Кукольный театр - дошкольникам. - М.: Просвещение, 2005. - 191 с.
  2. Антипина А.Е. Театрализованная деятельность в детском саду. - М.: ТЦ Сфера, 2006.
  3. Калинина Г. Давайте устроим театр! Домашний театр как средство воспитания. – М.: Лепта-Книга, 2007.
  4. Лебедев Ю.А. и др. Сказка как источник творчества детей /Пособие для педагогов дошкольных учреждений/. - М.: ВЛАДОС, 2001.
  5. Татаринцева А.Ю. Куклотерапия в работе психолога, педагога и логопеда. - СПб.: Речь, 2007.
  6. Генов, Г.В. Театр для малышей. - М.: Просвещение, 2011. - 154 с.
  7. Власенко О. П. Театр кукол и игрушек в детском саду: кукольные спектакли, эстрадные миниатюры для детей 3-7 лет. – Учитель, 2019
  8. Минина Т.П. Музыкальный театр в детском саду. - 2016

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Предметная пространственно-развивающая среда как условие реализации педагогического процесса

выступление на тему: «Предметная пространственно-развивающая среда как условие реализации педагогического процесса»  на региональном семинаре «Инновационные подходы к организации предметно-развив...

Предметно-пространственная среда,как средство реализации театральных способностей ребенка.

Предметно-пространственная среда,как средство реализации театральных способностей ребенка....

Доклад на тему: "Предметно-пространственная среда в группе раннего возраста"

Предметно-пространственная среда в группе раннего возраста...

Доклад на тему"Предметно-пространственная среда в группе раннего возраста в соответствии с ФГОС ДО"

Создание условия для полноценного развития дошкольников по всем образовательным областям ФГОС ....

Доклад по теме: «Предметно-пространственная среда ДОУ как средство создания психолого-педагогических условий развития ребёнка в соответствии с ФГОС ДО».

Районная научно – практическая конференция: «Развитие профессионально личностной компетентности педагога и её реализация в педагогической деятельности»...

Опыт работы на тему "Предметно - пространственная развивающая среда как необходимое условие реализации ФГОС ДО"

Предметно - пространственная развивающая среда - система условий, обеспечивающая возможность осуществления детской деятельности и предусматривающая ряд базовых компонентов, необходимых для полноценног...