Доклад на тему: «Предметно-пространственная среда, как средство реализации театральных способностей ребенка»
материал (младшая группа)
Испокон веков театр всегда завораживал зрителей. Театральная игра – это исторически сложившееся общественное явление, самостоятельный вид деятельности, свойственный человеку.
Театральная деятельность в детском саду имеет свои особенности. «Это волшебный край, в котором ребенок радуется, играя, а в игре он познает мир». Почему именно театрализованная деятельность?
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
predmetno-prostranst.docx | 297.88 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
Детский сад комбинированного вида №43 «Колокольчик»
Доклад
на тему:
«Предметно-пространственная среда,
как средство реализации
театральных способностей ребенка».
Подготовила: воспитатель
первой квалификационной категории
Курако Елена Александровна
г. о. Электрогорск
2020 г.
«Предметно-пространственная среда,
как средство реализации театральных способностей ребенка»
«Театр – это волшебный мир,
он даёт уроки красоты,
морали и нравственности.
А чем они богаче, тем успешнее идёт
развитие духовного мира детей… »
Б. М. Теплов
Испокон веков театр всегда завораживал зрителей. Театральная игра – это исторически сложившееся общественное явление, самостоятельный вид деятельности, свойственный человеку.
Театральная деятельность в детском саду имеет свои особенности. «Это волшебный край, в котором ребенок радуется, играя, а в игре он познает мир». Почему именно театрализованная деятельность? Это один из самых эффективных способов воздействия на детей, в котором наиболее полно и ярко проявляется принцип обучения: учить играя. Известно, что дети любят играть, их не нужно заставлять это делать. Играя, мы общаемся с детьми на «их территории». Вступая в мир игры, мы многому можем научиться сами и научить наших детей. Основатель Московского кукольного театра Сергей Владимирович Образцов однажды высказал мысль о том, что каждому ребенку свойственно стремление к актёрству. А мы знаем, что знакомство с театром происходит в атмосфере волшебства, праздничности, приподнятого настроения, поэтому заинтересовать детей театром не сложно.
Театрализованная деятельность – это хорошая возможность раскрытия творческого потенциала ребенка, воспитания творческой направленности личности. Она активизирует мышление; способствует развитию игрового поведения, сценического творчества, музыкальных и артистических способностей детей; развивает эстетические чувства, способности творчески относиться к любому делу. Творчество помогает совершенствовать самого себя в духовной сфере, свою речь, развивать свои чувства, эмоции/Ребенок дошкольного возраста – настоящий слушатель, мечтатель, исследователь. Играя в сказку, дети используют различные виды театра. Вопрос создания предметно - развивающей среды ДОУ на сегодняшний день стоит особо актуально. Как известно, основной формой работы с дошкольниками и ведущим видом деятельности для них является игра. Именно поэтому многие педагоги - практики испытывают повышенный интерес к обновлению предметно - развивающей среды ДОУ.
Все дети, как известно, разные, и каждый дошкольник имеет право на собственный путь развития. Поэтому в детском саду должны быть созданы все условия для воспитания, обучения и развития детского коллектива в целом, а также каждому воспитаннику предоставлена возможность проявить индивидуальность и творчество.
Предметно-пространственная среда ДОУ является одним из основных средств, формирующих личность ребенка, источником получения знаний и социального опыта. Так как именно в дошкольном возрасте закладывается фундамент начальных знаний об окружающем мире, культура взаимоотношений ребенка с взрослыми и детьми. Важно понимать, что жизнь ребенка не ограничивается занятиями, поэтому в группах создается предметная среда, отвечающая развивающим целям и учитывающая интересы и потребности ребенка-дошкольника.
Для этого необходимы определенные условия. Одним из важных факторов реализации работы по театрализованной деятельности в группе является правильная организация предметно-развивающей среды. И сегодня мы поговорим о том, как правильно организовать театральный уголок в группе
- Принцип мобильности. Нужно предусмотреть возможность объединения различных уголков и зон группы детского сада, а также транспортабельность атрибутики театра.
- Принцип сменяемости материала. Как и любой элемент развивающей среды, театральный уголок нуждается в обновление репертуара, декораций и прочей атрибутики. Это будет зависеть от многих факторов, например, от времени года, возраста детей, тематики проводимых занятий и пр.
- Принцип многофункциональности. Он подразумевает, что один и тот же атрибут может выполнять множество задач.
- Принцип эстетичности. Театр должен развивать у детей чувства вкуса.
- Принцип доступности. Оснащение театрального уголка должно подходить детям по возрасту и совпадать с их зонами актуального и ближайшего развития.
Стандартная театральная зона включает в себя:
- Ширма
- Игрушки для разных видов театра (театра теней, пальчикового, бибабо, куклы на прищепках, ложках, тарелках, персонажи для коврографа и т.д.)
- Реквизит (в зависимости от возраста и от сказок)
- Маски-шапочки
- Костюмы или элементы костюмов
- Фонотека с разнообразной музыкой
- Афиши, билеты, программки.
- Декорации (для старших дошкольников)
Содержание уголков с учетом возраста детей.
Для младшего возраста:
Задача — научиться управлять движениями собственных пальчиков, тренировать координацию, мелкую моторику.
- пальчиковый театр;
- настольный театр (различные виды);
- театр мягкой игрушки;
- театр вязаной игрушки;
- театр игрушки из конуса.
- театр картинок.
Для среднего возраста:
Задача — согласовывать движения с сюжетом повествования, работать над развитием координации, мелкой моторикой. Осваивать азы кукловождения, знакомство с театральной ширмой.
- пальчиковый театр;
- настольный театр (различные виды);
- куклы на ложках или тарелках;
- куклы-картинки;
- би-ба-бо;
- кукла на гапите
- куклы-перчатки.
- театр картинок.
Театрализованная деятельность имеет большое значение для всестороннего развития ребенка. Именно поэтому так важно создавать условия для развития творческой активности детей в театрализованной деятельности, приобщать детей к театральной культуре, поощрять исполнительское творчество.
Занятия театрализованной деятельностью помогают развить интересы и способности детей, способствуют общему развитию, проявлению любознательности, стремлению к познанию нового, усвоению информации и новых способов действий, развитию ассоциативного мышления, настойчивости и целеустремлённости, проявлению общего интеллекта. Выступления на сцене способствуют реализации творческих и духовных потребностей ребёнка, раскрепощению и повышению самооценки. театральной деятельностью учат ребёнка точно формулировать свои мысли, чувствовать и познавать окружающий мир.
Оживит театрализованную деятельность, сделает ее более интересной и привлекательной наличие в театральных уголках всех групп «Волшебных вещей»:
Волшебные шкатулка, коробочка/мешочек (для обыгрывания появления героев, какой либо вещи, сюрпризного момента;
Волшебный колпачок (обладатель его становится невидимым, может незаметно наблюдать за всеми);
Волшебная палочка (используется для перевоплощения, снятия робости при исполнении роли, для изменения сюжета);
Волшебное зеркальце (ребенок превращается и видит себя в зеркале тем, кем захочет),
Можно организовать «мастерскую» для участия детей в изготовлении театральных атрибутов, масок, афиш, билетов и т. д. Дети с радостью примут в этом участие.
Создавая театральный уголок в группе, мы пробуждаем у детей любовь к искусству, воспитываем в них самостоятельность, активность, творчество, интерес к театру, раскрываем их индивидуальные способности и стремимся к сплочению их в дружную команду. Желаю вам проявлять фантазию, выдумку и изобретательность при оформлении своих групповых театральных уголков.
Творческих успехов!
Список используемой литературы:
- Караманенко, Т.Н., Караманенко, Ю.Г. Кукольный театр - дошкольникам. - М.: Просвещение, 2005. - 191 с.
- Антипина А.Е. Театрализованная деятельность в детском саду. - М.: ТЦ Сфера, 2006.
- Калинина Г. Давайте устроим театр! Домашний театр как средство воспитания. – М.: Лепта-Книга, 2007.
- Лебедев Ю.А. и др. Сказка как источник творчества детей /Пособие для педагогов дошкольных учреждений/. - М.: ВЛАДОС, 2001.
- Татаринцева А.Ю. Куклотерапия в работе психолога, педагога и логопеда. - СПб.: Речь, 2007.
- Генов, Г.В. Театр для малышей. - М.: Просвещение, 2011. - 154 с.
- Власенко О. П. Театр кукол и игрушек в детском саду: кукольные спектакли, эстрадные миниатюры для детей 3-7 лет. – Учитель, 2019
- Минина Т.П. Музыкальный театр в детском саду. - 2016
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Предметная пространственно-развивающая среда как условие реализации педагогического процесса
выступление на тему: «Предметная пространственно-развивающая среда как условие реализации педагогического процесса» на региональном семинаре «Инновационные подходы к организации предметно-развив...
Предметно-пространственная среда,как средство реализации театральных способностей ребенка.
Предметно-пространственная среда,как средство реализации театральных способностей ребенка....
Доклад на тему: "Предметно-пространственная среда в группе раннего возраста"
Предметно-пространственная среда в группе раннего возраста...
Доклад на тему"Предметно-пространственная среда в группе раннего возраста в соответствии с ФГОС ДО"
Создание условия для полноценного развития дошкольников по всем образовательным областям ФГОС ....
Презентация: "Предметно – пространственная среда, как средство реализации театральных способностей ребенка".
Виды театров, примеры оформления театрально-игровой зоны в группе....
Доклад по теме: «Предметно-пространственная среда ДОУ как средство создания психолого-педагогических условий развития ребёнка в соответствии с ФГОС ДО».
Районная научно – практическая конференция: «Развитие профессионально личностной компетентности педагога и её реализация в педагогической деятельности»...
Опыт работы на тему "Предметно - пространственная развивающая среда как необходимое условие реализации ФГОС ДО"
Предметно - пространственная развивающая среда - система условий, обеспечивающая возможность осуществления детской деятельности и предусматривающая ряд базовых компонентов, необходимых для полноценног...