Предметно-развивающая среда для экспериментирования в ДОУ (консультация для воспитателей)
материал

Цывунина Елена Леонидовна

Предварительный просмотр:

Администрация муниципального образования муниципального района «Сыктывдинский»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное

учреждение «Детский сад №7 общеразвивающего вида» с.Выльгорт

«Челядьöс сöвмöдан 7 №-а видзанiн»

школаöдз велöдан Выльгорт сиктса муниципальнöй сьöмкуд учреждение

Предметно-развивающая среда для экспериментирования в ДОУ

(консультация для воспитателей)

 

Выполнили воспитатели:

Сямтомова М.И., Цывунина Е,Л.

с .Выльгорт, 2019-2020 у. г.


 

Экспериментирование является особой формой поисковой деятельности, в которой ярко выражены процессы возникновения и развития новых целей и мотивов личности, лежащих в основе самодвижения и саморазвития дошкольников.

 

Высказывания российских ученых А.Н.Леонтьева, С.Л. Новоселовой, Н. Н. Поддъякова  

На протяжении всего дошкольного детства, наряду с игровой деятельностью, огромное значение в развитии личности ребёнка, имеет познавательно-исследовательская деятельность, которая понимается не только как процесс усвоения знаний, умений и навыков, а, главным образом, как поиск знаний, приобретение знаний самостоятельно или под тактичным руководством взрослого.

Одним из эффективных методов познания закономерностей и явлений окружающего мира является метод экспериментирования.

Основная задача ДОУ поддержать и развить в ребенке интерес к исследованиям, открытиям, создать необходимые для этого условия.

Одним из условий решения задач по опытно-экспериментальной деятельности в детском саду является организация развивающей среды. Предметная среда окружает и оказывает влияние на ребенка уже с первых минут его жизни. Основными требованиями, предъявляемыми к среде как развивающему средству, является обеспечение развития активной самостоятельной детской деятельности.

Для этого обратимся к ФГОС ДО: «Организация образовательного пространства и разнообразие материалов, оборудования и инвентаря должны обеспечивать игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех воспитанников, экспериментирование с доступными детям материалами (в том числе с песком и водой)».  В соответствии с требованиями ФГОС воспитателям в детском саду рекомендуется ежедневно организовывать ситуации, провоцирующие познавательную активность воспитанников. Одной из форм такого воздействия является экспериментирование в ДОУ.

Экспериментирование в детском саду – это эффективная деятельность, направленная на развитие познавательной активности дошкольников.

Актуальность детского экспериментирования обусловлена тем, что для развития личности дошкольника особое значение имеет усвоение им представлений о взаимосвязи природы и человека. Овладение способами практического взаимодействия с окружающей средой обеспечивает становление мировидения ребенка, его личностный рост. Существенную роль в этом направлении играет поисково-познавательная деятельность дошкольников, протекающая в форме экспериментальных действийЭкспериментирование побуждает детей к самостоятельному поиску причин, способов действий, проявлению творчества.

Цель:

- развитие познавательных процессов и развитие потребности в самостоятельной поисковой деятельности на базе обогащенного и сформированного эмоционально-чувственного опыта.

Задачи:

- вызвать у детей интерес к поисковой деятельности;

- расширять представления детей о физических свойствах окружающего мира;

- развивать личностные качества ребёнка, такие как любознательность, наблюдательность.

Что же такое предметно - развивающая среда для экспериментирования в дошкольном учреждении. Одно из важных условий воспитательно-образовательной работы в дошкольном учреждении – правильная организация предметно-развивающей среды. Под развивающей средой следует понимать естественную комфортабельную уютную обстановку, рационально организованную, насыщенную разнообразными сенсорными раздражителями и игровыми материалами. В такой среде возможно одновременное включение в активную познавательно-творческую деятельность всех детей группы.

Определяющим моментом создания среды является педагогическая

идея, цель.

Экспериментальная деятельность способствует формированию у детей познавательного интереса, развивает наблюдательность, мыслительную деятельность. По мнению академика Н. Н. Поддъякова, когда ребёнок экспериментирует, то он выступает как своеобразный исследователь, который самостоятельно воздействует различными способами на окружающие его предметы и явления для более полного их познания и освоения. В ходе эксперимента создаются ситуации, которые ребенок разрешает с помощью проведения опыта и, анализируя, делает вывод, умозаключение, самостоятельно овладевая представлением о том или ином законе или явлении. Основная задача ДОУ поддержать и развить в ребенке интерес к исследованиям, открытиям, создать для этого условия.

В каждой группе детского сада необходим центр экспериментирования.

Задачи центра:

- развитие наблюдательности, мыслительных операций (анализ, сравнение, обобщение, классификация, наблюдение); первичных естественнонаучных представлений, любознательности, активности.

- формирование умений комплексно обследовать предмет.

В центре экспериментальной деятельности должны быть выделены следующие места:

- хранения материалов (природного, «бросового»)

- проведения опытов

- неструктурированных материалов (песок, вода, опилки, стружка, пенопласт и др.)

- место, где размещают различные предметы(раковины, камни, кристаллы, перья и т. п.)

Материалы, находящиеся в центре экспериментированияраспределяются по разделам«песок и вода»«звук»«магниты»«бумага»«свет», которые расположены в доступном для свободного экспериментирования месте и в достаточном количестве.

Так же необходимо иметь основное оборудование:

1. Приборы – помощники: увеличительные стекла, весы, песочные часы, магниты;

2. Технические материалы: гайки, скрепки, болты, гвозди, винтики, шурупы, детали конструктора и т. д.;

3. Разнообразные сосуды из различных материалов (пластмасса, металл) разного объема и формы;

4. Природный материал: камешки, глина, песок, ракушки, птичьи перья и т. д;

5. Технические материалы: гайки, скрепки, болты, гвозди, винтики, шурупы, детали конструктора и т. д.;

6. Утилизированный материал: проволока, кусочки кожи, меха, ткани, пластмассы, дерева, пробки и т. д.;

7. Разные виды бумаги: обычная, картон, наждачная, копировальная и др.;

8. Красители: пищевые и непищевые (гуашь, акварельные краски и др.);

9. Медицинские материалы: пипетки, колбы, деревянные палочки, шприцы (без игл, мерные ложки, резиновые груши и др.;

10. Прочие материалы: воздушные шары, масло, мука, соль, сахар, сито, свечи и др.

И необходимо дополнительное оборудование:

- детские халаты, клеенчатые фартуки, полотенца, контейнеры для хранения сыпучих и мелких предметов.

- карточки – схемы проведения экспериментов оформляют на плотной бумаге и ламинируют; на оборотной стороне карточки описывается ход проведения эксперимента.

В каждом разделе на видном месте вывешивается правила работы с материалом. Они очень просты и легко запоминаются:

- бери только нужные для работы материалы;

работай с сыпучими материалами, с водой;

- пробовать на вкус вещество можно только под присмотром взрослого;

- любить порядок: клади на место все материалы по окончании работы.

Правила работы с материалом в процессе экспериментальной деятельности были предложены детям в стихотворной форме:

С песком:

Если сыплешь ты песок –

Рядом веник и совок.

С огнем:

Помни правило: огонь

Никогда один не тронь!

С водой:

Коль с водой имеем дело,

Рукава засучим смело.

Пролил воду – не беда:

Тряпка под рукой всегда.

Фартук – друг: он нам помог,

И никто здесь не промок.

Со стеклом:

Со стеклом будь осторожен –

Ведь оно разбиться может.

А разбилось – не беда,

Есть ведь верные друзья:

Шустрый веник, Брат-совок

И для мусора бачок –

Вмиг осколки соберут,

Наши руки сберегут.

По окончании работы:

Ты работу завершил?

Все на место положил?

Материал, находящийся в центре экспериментирования, должен быть рассчитан на детей с разным уровнем развития.  уголок постоянно пополняется новыми материалами в соответствии с возрастом детей и их интересами.

Методические рекомендации по проведению занятий с использованием экспериментирования встречаются в работах разных авторов Ф. А. Сохина, Н. Н. Поддъякова, С. Н. Николаевой. Авторами предлагается организовать работу таким образом, чтобы дети могли повторить опыт, показанный взрослым, могли наблюдать, отвечать на вопросы, используя результат опытов. При такой форме ребенок овладевает экспериментированием как видом деятельности и его действия носят репродуктивный характер. Экспериментирование не становится самоценной деятельностью, так как возникает по инициативе взрослого. Для того чтобы экспериментирование стало ведущим видом деятельности, оно должно возникать по инициативе самого ребенка.

Основными требованиями, предъявляемыми к среде и к оборудованию уголка это:

Безопасность для жизни и здоровья детей.

Соответствует возрасту воспитанников

Наполненность.

Доступность.

Несколько важных советов:

1. Проводить опыты лучше утром, когда ребенок полон сил и энергии;

2. Нам важно не только научить, но и заинтересовать ребенка, вызвать у него желание получать знания и самому делать новые опыты.

3. Объясните ребенку, что нельзя пробовать на вкус неизвестные вещества, как бы красиво и аппетитно они не выглядели;

4. Не просто покажите ребенку интересный опыт, но и объясните доступным ему языком, почему это происходит;

5. Не оставляйте без внимания вопросы ребенка – ищите ответы на них в книгах, справочниках, Интернете;

6. Там, где нет опасности, предоставляйте ребенку больше самостоятельности;

7. Предложите ребенку показать наиболее понравившиеся опыты друзьям;

8. И самое главное: радуйтесь успехам ребенка, хвалите его и поощряйте желание учиться. Только положительные эмоции могут привить любовь к новым знаниям.

Заключение.

В результате создания предметно-развивающей среды для экспериментирования в дошкольном образовательном учреждении   можно сделать вывод, что у детей развивается познавательная активность, появляется интерес к поисково-исследовательской деятельности.

Расширяется кругозор, в частности обогащаются знания о живой природе, о взаимосвязях, происходящих в ней; об объектах неживой природы (воде, воздухе, солнце и т. д.) и их свойствах; о свойствах различных материалов (резине, железе, бумаге, стекле и др., о применении их человеком в своей деятельности.

У детей появляются навыки планирования своей деятельности, умения выдвигать гипотезы и подтверждать предположения, делать выводы.

Развиваются качества личности: самостоятельность, инициативность, креативность, познавательная активность и целеустремленность.

 Литература:

1. Дыбина О. В Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников /Текст/ О. В. Дыбина, Н. П. Рахманова, В. В. Щетинина. – М.: ТЦ «Сфера», 2005.

2. Иванова А. И. Естественнонаучные наблюдения и эксперименты в детском саду. Растения. /Текст/: детская энциклопедия/ А. И. Иванова –М.: ТЦ «Сфера», 2004.

3. Рыжова Н. А. Волшебница – вода /Текст/ Н. А. Рыжова. – М.: Линка-Пресс, 1997 .

4. Рыжова Н. А. Игры с водой и песком// Обруч, 1997. — № 2.

5. Рыжова Н. А. Опыты с песком и глиной// Обруч, 1998. — № 2.

6.Рыжова, Л. В. Методика детского экспериментирования /Рыжова Л. В. – СПб: Детство-Пресс, 2015. – 208 с.

7.Дыбина, О. В. Неизведанное рядом. Опыты и эксперименты для дошкольников / О. В. Дыбина, Н. П. Рахманова, В. В. Щетинина. – М.: Наука, 2010. – 362 с.

8.Мартынова, Е. А. Организация опытно-экспериментальной деятельности детей 2-7 лет / Е.А. Мартынова, И.М. Сучкова. – М.: Академия, 2011. – 256 с.

10.Дыбина, О. В. Из чего сделаны предметы. Игры-занятия для дошкольников. - М.: Сфера, 2010г.

11. Интернет ресурсы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

предметно-развивающая игровая среда в дошкольном образовательном учреждении

Игра -это ведущий вид деятельности дошкольников и один из способов проявления и выражения себя, своих чувств, мыслей, отношения к окружающему миру....

Предметно-развивающая игровая среда самых маленьких

особености организации предметно-развивающей игровой среды для детей 2-3 лет...

Консультация для педагогов ДОУ "Построение предметно-развивающей эстетической среды"

Театрализованный центр - центр сюжетно-ролевых игр, игр-драматизаций – важный объект развивающей среды, с которого можно начать оснащение группы, поскольку именно театрализованная деятельность по...

Консультация для родителей " Создание эффективной предметно-развивающей речевой среды в домашних условиях для детей старшего дошкольного возраста"

Данный материал будет полезен учителю - логопеду для  оснащения  как  группового  речевого уголка ,а  также  в виде консультации  для родителей массовых групп....

Как организовать предметно-развивающую детскую среду в семье для детей 4-5 лет с тяжелым нарушением речи. Консультация для родителей.

Консультация для родителей на тему "Как организовать предметно-развивающую детскую среду в семье для детей 4-5 лет с тяжелым нарушением речи". ...

Методические рекомендации для воспитателей по организации предметно – развивающейся, игровой среды в группе раннего возраста

Методические рекомендации для воспитателей по организации предметно - развивающейся среды. Среда является важным фактором воспитания и развития ребенка. Программа предусматривает выделение микро- и ма...