Консультация «Использование педагогических приёмов в экологическом воспитании дошкольников».
консультация (старшая группа)

Консультация

«Использование педагогических приёмов

в экологическом воспитании дошкольников».

 

Все хорошее в людях из - детства!

Как истоки добра пробудить?

Прикоснуться к природе всем сердцем:

Удивиться, узнать, полюбить!

Мы хотим, чтоб земля расцветала,

И росли, как цветы, малыши,

Чтоб для них экология стала

Не наукой, а частью души!

Н. Луконин.

      Любовь к Родине начинается с любви к природе. Дело в том, что

заложить любовь к Родине, к родному краю, к родной природе, к людям

можно только в дошкольном  возрасте. Потом поменять мировоззрение,

изменить представления и взгляды человека на окружающее необычайно

сложно.

Таким образом, экологическое воспитание дошкольников - актуальная и

главная задача.

Одной из первых появилась программа С. Николаевой «Юный эколог». Далее выходит программа Рыжовой «Наш дом природа», которая нацелена на воспитание активной и творческой личности детей 5-6 лет, с целостным взглядом на природу, с пониманием места человека в ней.

 На сегодняшний момент существуют различные виды педагогических приёмов.

Одной из наиболее прогрессивных форм работы с дошкольниками  является применение компьютерных технологий и мультимедийных презентаций. Зачастую для проведения занятий по экологии недостаточно информации и наглядного материала. На помощь приходит компьютер. Ребенка многое интересует в окружающем его мире. Применяя принцип наглядности, становится возможным донести информацию в доступной для ребенка форме. В отличие от взрослого человека, детям, как нельзя лучше подходит поговорка «лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать».

Одной из новых наиболее эффективных инновационных технологий стал метод проектов. Этот метод дает ребенку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки. Проектная деятельность всегда разворачивается в проблемной ситуации, которая не может быть решена прямым действием. Проект может быть реализован в любом объединении дошкольников (в группе, подгруппе, одновременно в нескольких группах, по всему учреждению, между несколькими учреждениями, с привлечением родителей дошкольников.) Может быть различным по продолжительности (кратковременным — до трех недель, долговременным — до года).

Современной формой работы по экологическому воспитанию детей является использование моделирующей деятельности, использование графических моделей в процессе ознакомления с природой.

Модель – это предметное, графическое или действенное изображение чего - либо, а процесс создания модели называется моделирующей деятельности. Например, глобус – это предметная модель Земли, а его изготовление воспитателем вместе с детьми можно назвать моделирующей деятельностью. Географическая карта – это тоже модель Земли, но уже графическая, она отображает планету в плоскости бумаги. Глобус и карта – предметы, которые помогают ориентироваться в громадном пространстве, совершать путешествия по странам и континентам, не выходя из дома. С дошкольниками можно создавать и использовать самые различные модели. 1. Важнейшими из них являются календари природы – графические модели, которые отражают разнообразные явления и события в природе. Любой календарь природы имеет большое значение для экологического воспитания детей с двух точек зрения: сначала происходит его создание (моделирование явлений), затем – использование в учебном или воспитательном процессе.

2. Второй тип графического моделирования – создание календаря наблюдений за ростом и развитием растения. Во всех возрастных группах один раз в неделю можно фиксировать (рисовать на отдельных страницах) прорастающий в банках репчатый лук. Графическая модель будет особенно интересной, если несколько луковиц прорастают в разных условиях. Все рисунки делаются с помощью двух картонных трафареток – банки и луковицы. Дети с удовольствием их обводят, пририсовывают корни и зелень, т. е. легко воспроизводят натуру. Такая модель в виде календаря наблюдений за растущим луком может быть создана как с детьми младшего, так и старшего возраста. Со временем лук съедают, банку с луковицей ликвидируют, а модель остается – ее можно многократно рассматривать как в свободное время, так и на специальных занятиях.

В настоящее время в педагогической практике широко используются такие нетрадиционные приёмы организации образовательной деятельности по экологическому воспитанию дошкольников как КВН, «Блиц-игра», занятия с использованием социально-игровых методов обучения (когда дети учат друг друга).

Следующим приёмом экологического воспитания дошкольников являются экскурсии. На них ставятся и решаются образовательные, развивающие и воспитательные задачи. Экскурсии используются для ознакомления детей с природой. Экскурсии с детьми в природу дают детям ни с чем несравнимые живые и яркие впечатления о красоте и аромате цветов, травы, осенней листвы, о разноголосом пении птиц, о причудливой форме белых кучевых облаков и т. д.

Старших дошкольников можно включить в природоохранительные акции – социально значимые мероприятия, которые, могут быть проведены в дошкольном учреждении совместно сотрудниками и детьми, а также при участии родителей.

Акции можно приурочить к каким- либо датам, сообщениям, имеющим общественное значение. Дети старшего дошкольного возраста могут принять участие в таких акциях, которые им понятны, затрагивают их интересы, жизнедеятельность. К ним, например, относятся «Зеленая елочка – живая иголочка» - акция по сбережению живого дерева, против бессмысленной массовой их вырубки к Новому году. Доступные и понятные для детей акции можно провести к таким значительным международным событиям, как День воды, День земли, День птиц.

Экологическая тропа — это тоже один из приёмов обучения. Это специальный образовательный маршрут в природных условиях, где есть экологически значимые природные объекты. Цель создания такой тропы - обучение детей на примере конкретных природных объектов, общение с природой, воспитание бережного отношения к ней. Типы экологической тропы.

1. На территории дошкольного учреждения.

2. В природных условиях.

3. В здании детского сада.

Основные критерии выбора маршрута и объектов экологической тропы – это включение в нее как можно большего количества разнообразных и привлекающих внимание ребенка объектов, их доступность для дошкольников. В качестве объектов экологической тропы выбираются различные виды как дикорастущих, так и культурных растений (деревья, кустарники, травы, мхи, грибы, старые пни, гнезда птиц на деревьях), микроландшафты разных природных сообществ (луг, лес, клумбы, отдельно цветущие растения, места регулярного скопления насекомых, небольшие водоемы, огороды, отдельные камни и т. п).

Этапы создания экологической тропы.

Последовательность действий по созданию тропинки может быть следующей.

1. Детальное обследование территории и выделение наиболее интересных объектов.

2. Составление картосхемы тропинки с нанесением маршрута и ее объектов (в виде кружочков с цифрами или рисунков-символов). Картосхемы для детей должны содержать небольшое количество информации в виде понятных для ребенка рисунков объектов, стрелок, указывающих маршрут. Для малышей можно сделать яркие, крупные рисунки наиболее привлекательных объектов. Например, нарисовать в кружочках бабочку, яркий цветок, дерево и соединить эти рисунки линией-дорожкой, по которой они идут от одного объекта к другому.

3. Выбор вместе с детьми «хозяина» тропинки – сказочного персонажа.

4. Фотографирование объектов и описание всех точек по схеме, оформленное в виде альбома (паспорта).

5. Изготовление табличек с рисунками, надписями для видовых точек, природоохранных знаков.

6. Составление рекомендаций по использованию объектов тропинки для работы с детьми.  

Экологический марафон для детей включает в себя:

1. Путешествие по экологическому музею.

Цель: познакомить детей с природными явлениями, растениями и животными, недоступными для наблюдения в окружающей природной среде.

Экспонаты: творческие работы детей (плакаты, природоохранные знаки, рисунки), коллекции, гербарии, муляжи, макеты. Организация мини-музеев, в групповом помещении педагогу представляется возможность выстраивать материал постепенно, по мере поступления новой информации. Воспитатель в любое время может обратиться к материалам музея, а дети группы по желанию рассматривать экспонаты, обсуждать их особенности, задавать вопросы педагогу, проводить самостоятельные исследования.

2. Экологический тренинг

Цель: сформировать умения экологически грамотной деятельности в природе, способствовать развитию мотивации экологического поведения.

Экологический тренинг – форма взаимоотношений людей и природы путем ролевой игры и анализа с позиции экологических норм («Спасаем Зайчика», «Поможем речке», «Обновляем лес, поляну»).

3. Экологические диспуты.

Цель: закрепить правила поведения в природе.

Ситуации для обсуждения:

Дети сорвали большой букет цветов и подарили воспитателям. Воспитатели совсем не обрадовались подарку, а огорчились. Почему?

Ребята принесли в экологический центр маленькую беспомощную бабочку. Что ты скажешь им?

По одной ягодке собирать в лесу долго. Проще наломать веток с ягодами. Можно ли так поступать?

 4. Час экологического чтения

Цель: сформировать у детей интерес к книгам экологического содержания, научить применять полученные знания в разных видах детской деятельности.

Создание «Библиотеки экологических книг», которая постоянно пополняется педагогами и родителями, очень заинтересовала детей. Они с увлечением рассматривают иллюстрации и знакомятся с содержанием книг.

 5. Экологический букварь

Цель: пробудить интерес к слову, обозначающему объекты живой и неживой природы.

Содержание букваря: загадки, кроссворды, игры со словами, звуками, логические задачи.

 6. Выставки поделок из природного материала.

Цель: сформировать навыки исследовательской деятельности, научить видеть необычное в привычном, эмоционально реагировать на увиденное.

 

Нетрадиционным приёмом экологического образования является  использование сказки.

Еще одной из форм современных приёмов экологического образования дошкольников является экологический театр.

Задачи экологического театра:

 привлечение внимания к проблемам окружающей среды;

развитие творческих способностей детей;

вовлечение детей в активную природоохранную деятельность.

 В рамках экологического воспитания можно устраивать экологические конкурсы (рисунка, поделки и т. д.).

Работая по теме «Экологическое воспитание» педагоги учат каждого ребенка любить и беречь окружающий мир и считают, что достижение этой цели невозможным без помощи и поддержки семьи.

Экологический марафон для родителей

Цель: обеспечить взаимодействие в блоке «детский сад-семья», стимулировать творческую активность родителей.

1. Практикум доброты – совместная предметно-практическая деятельность детей и родителей в экологических зонах групп, на территории детского сада.

2. День открытых дверей.

Цель: знакомство родителей с системой организации экологического воспитания детей в ДОУ.

Содержание: консультации, индивидуальные встречи, открытые просмотры, совместные досуги по направлениям «экологического марафона».

 

В заключение следует отметить, что современные педагогические приёмы экологического образования — это целостная система экологического воспитания детей. Ее реализация на практике поднимает уровень экологической культуры воспитателя, обеспечивает сдвиг в уровне экологической воспитанности дошкольников. Применение приёмов требует от воспитателя вдумчивого подхода. Не меняя ее стержня и учитывая свой опыт, уровень развития детей, конкретное природное окружение,

воспитатель может привнести свои приемы педагогической работы, которые обеспечат нужный эффект в воспитании экологической культуры детей.

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_dlya_vos_priyomy_eko.docx22.62 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация

«Использование педагогических приёмов

в экологическом воспитании дошкольников».

Все хорошее в людях из - детства!

Как истоки добра пробудить?

Прикоснуться к природе всем сердцем:

Удивиться, узнать, полюбить!

Мы хотим, чтоб земля расцветала,

И росли, как цветы, малыши,

Чтоб для них экология стала

Не наукой, а частью души!

Н. Луконин.

      Любовь к Родине начинается с любви к природе. Дело в том, что

заложить любовь к Родине, к родному краю, к родной природе, к людям

можно только в дошкольном  возрасте. Потом поменять мировоззрение,

изменить представления и взгляды человека на окружающее необычайно

сложно.

Таким образом, экологическое воспитание дошкольников - актуальная и

главная задача.

Одной из первых появилась программа С. Николаевой «Юный эколог». Далее выходит программа Рыжовой «Наш дом природа», которая нацелена на воспитание активной и творческой личности детей 5-6 лет, с целостным взглядом на природу, с пониманием места человека в ней.

 На сегодняшний момент существуют различные виды педагогических приёмов.

Одной из наиболее прогрессивных форм работы с дошкольниками  является применение компьютерных технологий и мультимедийных презентаций. Зачастую для проведения занятий по экологии недостаточно информации и наглядного материала. На помощь приходит компьютер. Ребенка многое интересует в окружающем его мире. Применяя принцип наглядности, становится возможным донести информацию в доступной для ребенка форме. В отличие от взрослого человека, детям, как нельзя лучше подходит поговорка «лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать».

Одной из новых наиболее эффективных инновационных технологий стал метод проектов. Этот метод дает ребенку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки. Проектная деятельность всегда разворачивается в проблемной ситуации, которая не может быть решена прямым действием. Проект может быть реализован в любом объединении дошкольников (в группе, подгруппе, одновременно в нескольких группах, по всему учреждению, между несколькими учреждениями, с привлечением родителей дошкольников.) Может быть различным по продолжительности (кратковременным — до трех недель, долговременным — до года).

Современной формой работы по экологическому воспитанию детей является использование моделирующей деятельности, использование графических моделей в процессе ознакомления с природой.

Модель – это предметное, графическое или действенное изображение чего - либо, а процесс создания модели называется моделирующей деятельности. Например, глобус – это предметная модель Земли, а его изготовление воспитателем вместе с детьми можно назвать моделирующей деятельностью. Географическая карта – это тоже модель Земли, но уже графическая, она отображает планету в плоскости бумаги. Глобус и карта – предметы, которые помогают ориентироваться в громадном пространстве, совершать путешествия по странам и континентам, не выходя из дома. С дошкольниками можно создавать и использовать самые различные модели. 1. Важнейшими из них являются календари природы – графические модели, которые отражают разнообразные явления и события в природе. Любой календарь природы имеет большое значение для экологического воспитания детей с двух точек зрения: сначала происходит его создание (моделирование явлений), затем – использование в учебном или воспитательном процессе.

2. Второй тип графического моделирования – создание календаря наблюдений за ростом и развитием растения. Во всех возрастных группах один раз в неделю можно фиксировать (рисовать на отдельных страницах) прорастающий в банках репчатый лук. Графическая модель будет особенно интересной, если несколько луковиц прорастают в разных условиях. Все рисунки делаются с помощью двух картонных трафареток – банки и луковицы. Дети с удовольствием их обводят, пририсовывают корни и зелень, т. е. легко воспроизводят натуру. Такая модель в виде календаря наблюдений за растущим луком может быть создана как с детьми младшего, так и старшего возраста. Со временем лук съедают, банку с луковицей ликвидируют, а модель остается – ее можно многократно рассматривать как в свободное время, так и на специальных занятиях.

В настоящее время в педагогической практике широко используются такие нетрадиционные приёмы организации образовательной деятельности по экологическому воспитанию дошкольников как КВН, «Блиц-игра», занятия с использованием социально-игровых методов обучения (когда дети учат друг друга).

Следующим приёмом экологического воспитания дошкольников являются экскурсии. На них ставятся и решаются образовательные, развивающие и воспитательные задачи. Экскурсии используются для ознакомления детей с природой. Экскурсии с детьми в природу дают детям ни с чем несравнимые живые и яркие впечатления о красоте и аромате цветов, травы, осенней листвы, о разноголосом пении птиц, о причудливой форме белых кучевых облаков и т. д.

Старших дошкольников можно включить в природоохранительные акции – социально значимые мероприятия, которые, могут быть проведены в дошкольном учреждении совместно сотрудниками и детьми, а также при участии родителей.

Акции можно приурочить к каким- либо датам, сообщениям, имеющим общественное значение. Дети старшего дошкольного возраста могут принять участие в таких акциях, которые им понятны, затрагивают их интересы, жизнедеятельность. К ним, например, относятся «Зеленая елочка – живая иголочка» - акция по сбережению живого дерева, против бессмысленной массовой их вырубки к Новому году. Доступные и понятные для детей акции можно провести к таким значительным международным событиям, как День воды, День земли, День птиц.

Экологическая тропа — это тоже один из приёмов обучения. Это специальный образовательный маршрут в природных условиях, где есть экологически значимые природные объекты. Цель создания такой тропы - обучение детей на примере конкретных природных объектов, общение с природой, воспитание бережного отношения к ней. Типы экологической тропы.

1. На территории дошкольного учреждения.

2. В природных условиях.

3. В здании детского сада.

Основные критерии выбора маршрута и объектов экологической тропы – это включение в нее как можно большего количества разнообразных и привлекающих внимание ребенка объектов, их доступность для дошкольников. В качестве объектов экологической тропы выбираются различные виды как дикорастущих, так и культурных растений (деревья, кустарники, травы, мхи, грибы, старые пни, гнезда птиц на деревьях), микроландшафты разных природных сообществ (луг, лес, клумбы, отдельно цветущие растения, места регулярного скопления насекомых, небольшие водоемы, огороды, отдельные камни и т. п).

Этапы создания экологической тропы.

Последовательность действий по созданию тропинки может быть следующей.

1. Детальное обследование территории и выделение наиболее интересных объектов.

2. Составление картосхемы тропинки с нанесением маршрута и ее объектов (в виде кружочков с цифрами или рисунков-символов). Картосхемы для детей должны содержать небольшое количество информации в виде понятных для ребенка рисунков объектов, стрелок, указывающих маршрут. Для малышей можно сделать яркие, крупные рисунки наиболее привлекательных объектов. Например, нарисовать в кружочках бабочку, яркий цветок, дерево и соединить эти рисунки линией-дорожкой, по которой они идут от одного объекта к другому.

3. Выбор вместе с детьми «хозяина» тропинки – сказочного персонажа.

4. Фотографирование объектов и описание всех точек по схеме, оформленное в виде альбома (паспорта).

5. Изготовление табличек с рисунками, надписями для видовых точек, природоохранных знаков.

6. Составление рекомендаций по использованию объектов тропинки для работы с детьми.  

Экологический марафон для детей включает в себя:

1. Путешествие по экологическому музею.

Цель: познакомить детей с природными явлениями, растениями и животными, недоступными для наблюдения в окружающей природной среде.

Экспонаты: творческие работы детей (плакаты, природоохранные знаки, рисунки), коллекции, гербарии, муляжи, макеты. Организация мини-музеев, в групповом помещении педагогу представляется возможность выстраивать материал постепенно, по мере поступления новой информации. Воспитатель в любое время может обратиться к материалам музея, а дети группы по желанию рассматривать экспонаты, обсуждать их особенности, задавать вопросы педагогу, проводить самостоятельные исследования.

2. Экологический тренинг

Цель: сформировать умения экологически грамотной деятельности в природе, способствовать развитию мотивации экологического поведения.

Экологический тренинг – форма взаимоотношений людей и природы путем ролевой игры и анализа с позиции экологических норм («Спасаем Зайчика», «Поможем речке», «Обновляем лес, поляну»).

3. Экологические диспуты.

Цель: закрепить правила поведения в природе.

Ситуации для обсуждения:

Дети сорвали большой букет цветов и подарили воспитателям. Воспитатели совсем не обрадовались подарку, а огорчились. Почему?

Ребята принесли в экологический центр маленькую беспомощную бабочку. Что ты скажешь им?

По одной ягодке собирать в лесу долго. Проще наломать веток с ягодами. Можно ли так поступать?

 4. Час экологического чтения

Цель: сформировать у детей интерес к книгам экологического содержания, научить применять полученные знания в разных видах детской деятельности.

Создание «Библиотеки экологических книг», которая постоянно пополняется педагогами и родителями, очень заинтересовала детей. Они с увлечением рассматривают иллюстрации и знакомятся с содержанием книг.

 5. Экологический букварь

Цель: пробудить интерес к слову, обозначающему объекты живой и неживой природы.

Содержание букваря: загадки, кроссворды, игры со словами, звуками, логические задачи.

 6. Выставки поделок из природного материала.

Цель: сформировать навыки исследовательской деятельности, научить видеть необычное в привычном, эмоционально реагировать на увиденное.

Нетрадиционным приёмом экологического образования является  использование сказки.

Еще одной из форм современных приёмов экологического образования дошкольников является экологический театр.

Задачи экологического театра:

 привлечение внимания к проблемам окружающей среды;

развитие творческих способностей детей;

вовлечение детей в активную природоохранную деятельность.

 В рамках экологического воспитания можно устраивать экологические конкурсы (рисунка, поделки и т. д.).

Работая по теме «Экологическое воспитание» педагоги учат каждого ребенка любить и беречь окружающий мир и считают, что достижение этой цели невозможным без помощи и поддержки семьи. 

Экологический марафон для родителей

Цель: обеспечить взаимодействие в блоке «детский сад-семья», стимулировать творческую активность родителей.

1. Практикум доброты – совместная предметно-практическая деятельность детей и родителей в экологических зонах групп, на территории детского сада.

2. День открытых дверей.

Цель: знакомство родителей с системой организации экологического воспитания детей в ДОУ.

Содержание: консультации, индивидуальные встречи, открытые просмотры, совместные досуги по направлениям «экологического марафона».

В заключение следует отметить, что современные педагогические приёмы экологического образования — это целостная система экологического воспитания детей. Ее реализация на практике поднимает уровень экологической культуры воспитателя, обеспечивает сдвиг в уровне экологической воспитанности дошкольников. Применение приёмов требует от воспитателя вдумчивого подхода. Не меняя ее стержня и учитывая свой опыт, уровень развития детей, конкретное природное окружение,

воспитатель может привнести свои приемы педагогической работы, которые обеспечат нужный эффект в воспитании экологической культуры детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Инновационная деятельность в экологическом воспитании дошкольников. Консультация для воспитателей (В рамках реализации проекта «Хочу всё знать!» Использование современных педагогических технологий в экологическом воспитании дошкольников»)

Сегодня, как никогда экологическая проблема стала одной из актуальнейших проблем современного общества.  Спасти окружающую среду человечество сможет при условии осознания каждым ответственности з...

Консультация " Использование художественной литературы в экологическом воспитании дошкольников в семье."

Рассказать родителям какую роль играет художественная литература в экологическом воспитании детей....

Консультация «Использование проектной деятельности в экологическом воспитании дошкольников»

Методика работы с детьми в рамках экологического проекта разрабатывается на основе интегрированного подхода. В ходе работы по проекту дети ведут наблюдения, экспериментируют, рисуют, лепят, играют, сл...

Консультация "Использование инновационных методик в экологическом воспитании дошкольников "

Использование инновационных технологий при работе с дошкольниками в целом приводит к тому, что ребёнок получает знания, которые прочно закрепляются в его подсознании. ...