Картотека подвижных игр, физкультминуток. Физкультминутки
материал
Предварительный просмотр:
Картотека подвижных игр, физкультминуток.
Физкультминутки
001 Дождик
Капля раз, Капля два,
Очень медленно сперва.
А потом, потом, потом
Все бегом, бегом, бегом.
Мы зонты свои раскрыли,
От дождя себя укрыли.
Прыжок на носочках, руки на поясе.
Еще один прыжок.
4 прыжка.
8 прыжков.
Развести руки в стороны.
Сомкнуть руки над головой полукругом.
____________________________________________________________________________
002 Листья
Листья осенние тихо кружатся,
Листья нам под ноги тихо ложатся.
И под ногами шуршат, шелестят,
Будто опять закружиться хотят.
Н. Нищева
Дети кружатся, расставив руки в стороны.
Приседают.
Движения руками влево-вправо. Снова кружатся на носочках.
___________________________________________________________________________
003 Летний сад
В Летнем саду листопад.
Листья в саду шелестят.
В канавке Лебяжьей купаются листья
Газоны от листьев дворники чистят.
Грустные статуи в тихих аллеях.
В тихих аллеях осенью веет.
Н. Нищева
Дети кружатся на месте.
Приседают, водят руками по полу.
Снова кружатся.
Машут воображаемой метлой.
Встают на носочки и замирают.
Снова кружатся.
__________________________________________________________________________
004 Туман
Туман повис клоками
в саду и во дворе,
Поймать туман руками
решил я на заре.
Я взял его ладошкой
и крепко-крепко сжал.
Но прыткий он как кошка.
Он взял… и убежал.
Висит туман над речкой
и дышит как живой,
Как белая овечка с кудрявой головой.
И маленькие рожки на этой голове.
Но поутру остались лишь капли на траве…
Н. Нищева
Дети присели на карточки, выполняют ритмичные удары ребром ладони и кулачками по полу.
Ритмично сжимают и разжимают кулачки.
Медленно крепко сжимают кулачки.
«Бегают» пальчиками по полу.
Встают, поднимают руки и качают ими из стороны в сто рону
Смыкают руки над головой.
Показывают «рожки».
Выполняют ритмичные прыжки на носочках.
_____________________________________________________________________________
005 Осенью
Вдруг закрыли небо тучи,
Начал капать дождь колючий
Долго дождик будет плакать,
Разведет повсюду слякоть.
Грязь и лужи на дороге,
Поднимай повыше ноги.
Н. Нищева
Дети встают на носочки, поднимают вверх перекрещенные руки.
Прыгают на носочках, держа руки на поясе.
Приседают, держа руки на поясе.
Идут по кругу, высоко поднимая колени.
_____________________________________________________________________________
006 Осень
Осень. По утрам морозы.
В рощах желтый листопад.
Листья около березы
Золотым ковром лежат.
В лужах лед прозрачно-синий.
На листочках белый иней.
Е. Головин
Дети встают на носочки и поднимают руки вверх, а потом приседают.
Кружатся на носочках. Руки на поясе.
Приседают, делают плавные движения руками перед собой влево-вправо.
Бегут по кругу на носочках. Останавливаются, приседают.
_____________________________________________________________________________
007 Ветер и листья
Ветер по лесу летал,
Ветер листики считал.
Вот дубовый,
Вот кленовый,
Вот рябиновый резной,
Вот с березки золотой.
И последний лист с осинки
Ветер бросил на тропинку.
Ветер по лесу кружил,
Ветер с листьями дружил.
Вот дубовый,
Вот кленовый,
Вот рябиновый резной,
Вот с березки золотой.
И последний лист с осинки
Ветер кружит над тропинкой.
К ночи ветер-ветерок
Рядом с листьями прилег.
Вот дубовый,
Вот кленовый,
Вот рябиновый резной,
Вот с березки золотой.
И последний лист с осинки
Тихо дремлет на тропинке.
Н. Нищева
Дети бегут по кругу на носочках и взмахивают руками.
Встают лицом в круг, загибают по одному пальцу на обеих руках на каждую строку.
Опускают руки, приседают.
Снова бегут по кругу на носочках и взмахивают руками.
Встают лицом в круг, загибают по
одному пальцу на обеих руках на каждую строку.
Кружатся на носочках на месте.
Приседают, опустив руки.
Сидят лицом в круг и загибают по одному пальцу
на обеих руках на каждую строку.
Ложатся на спину, расслабляются, за крывают глаза.
____________________________________________________________________________
008 За грибами
Все зверюшки на опушке
Ищут грузди и волнушки.
Белочки скакали,
Рыжики срывали.
Лисичка бежала,
Лисички собирала.
Скакали зайчатки,
Искали опятки.
Медведь проходил, Мухомор раздавил.
Н. Нищева
Дети идут в хороводе.
Скачут вприсядку, срывают воображаемые грибы.
Бегут по кругу, собирают воображаемые грибы.
Скачут стоя, срывая воображаемые грибы.
Идут вразвалку, затем топают правой ногой.
___________________________________________________________________________
Считалочки
Дора, дора, помидора,
Мы в саду поймали вора.
Стали думать и гадать,
Как нам вора наказать.
Мы связали руки-ноги
И пустили по дороге.
Он шел, шел, шел
И корзиночку нашел.
В этой маленькой корзинке
Была помада и духи,
Ленты, кружева, ботинки,
Что угодно для души.
Говори поскорей,
Не задерживай добрых
И честных людей.
Катилась торба
С высокого горба
В этой торбе
Хлеб, соль, пшеница.
С кем ты хочешь
Поделиться?
Говори поскорей,
Не задерживай добрых
И честных людей.
Я вчера летал в ракете,
На далекой был планете,
Там обедал в синеве,
А под вечер был в Москве.
Из ракеты той, друзья,
Самым первым вышел я.
Ехал мужик по дороге,
Сломал колесо на пороге.
Сколько нужно гвоздей?
Говори поскорей,
Не задерживай наших людей.
– Пять!
Раз, два, три, Четыре, пять.
(Пятый выходит.)
Стакан, лимон —
Вышел вон!
На золотом крыльце сидели
Царь, царевич,
Король, королевич,
Сапожник, портной…
Кто ты будешь такой?
Говори поскорей,
Не задерживай добрых
И честных людей.
Раз, два —
Кружева,
Три, четыре —
Нос в черниле,
Пять, шесть —
Кашу есть,
Семь, восемь —
Сено косим,
Девять, десять —
Акулина тесто месит.
Позвала кота домой,
Налила ему помой.
Динь-динь, динь-динь,
Ты зачем кувшин разбил?
Кувшин стоит пятачок,
А за это – кулачок.
Шла машина темным лесом
За каким-то интересом.
Инте-инте-интерес,
Выходи на букву «эс».
Шишель, мышель —
Этот вышел!
Раз, два, три, четыре, пять,
Вышел зайчик погулять.
Вдруг охотник выбегает,
Прямо в зайчика стреляет.
Пиф-паф! Ой-ой-ой!
Умирает зайчик мой.
Привезли его в больницу —
Он украл там рукавицу.
Привезли его в буфет
Он украл кулек конфет.
Привезли его домой —
Оказался он живой.
Бах-бух,
Тих-тюх,
Зайчик – ух,
Во весь дух,
Полетел от зайки пух.
Хуп-хоп,
Зайке в лоб,
Шум, звон,
Поди вон!
Над горою солнце встало,
С неба яблоко упало,
По лазоревым лугам
Покатилось прямо к нам!
В речку с мостика свалилось
Кто увидел – не дремли,
Поскорей его лови!
Кто поймал, тот молодец,
Ведь считалочке конец!
Раз, и два, и три, четыре.
Меня грамоте учили —
Не читать и не писать,
Только по полу скакать.
Я скакала да скакала,
Себе ноженьку сломала.
Меня мама увидала
И веревкой отхлестала.
Меня папа увидал
И за доктором послал.
Доктор едет на коне,
Балалайка на спине,
А гитара на носу:
Доктор любит колбасу.
Раз, два, три, четыре,
Жили мошки на квартире.
К ним повадился сам-друг,
Крестовик – большой паук.
Пять, шесть, семь, восемь,
Паука мы просим:
Ты, обжора, не ходи!
Ну-ка, Мишенька, води.
Шел баран
По крутым горам,
Вырвал травку,
Положил на лавку,
Кто ее возьмет —
Тот и вон пойдет.
– Заяц белый, Куда бегал?
– Лыко драл.
– Куда клал?
– Под колоду, Под пенек,
Под передний уголок.
Раз, два, три,
Четыре, пять —
Тебе в космос улетать!
Шли бараны по дороге,
Промочили в луже ноги.
Стали ноги вытирать:
Кто платочком,
Кто тряпицей,
Кто дырявой рукавицей.
Аты-баты, шли солдаты,
Аты-баты, на базар.
Аты-баты, что купили?
Аты-баты, самовар.
Аты-баты, сколько стоит?
Аты-баты, три рубля.
Аты-баты, он какой?
Аты-баты, золотой.
Вышел месяц из тумана,
Вынул ножик из кармана.
Буду резать, буду бить —
Все равно тебе водить!
Тара-бара,
Домой пора —
Ребят кормить,
Телят поить,
Коров доить,
Тебе водить!
Бегал заяц по болоту,
Он искал себе работу,
Да работы не нашел,
Сел, заплакал и пошел.
Из-под горки катится
Голубое платьице,
На боку зеленый бант,
Тебя любит музыкант!
Я садовником родился,
Не на шутку рассердился,
Все цветы мне надоели,
Кроме Мишеньки!
Таря-Маря
В лес ходила,
Шишки ела —
Нам велела.
А мы шишки
Не едим,
Таре-Маре
Отдадим!
Раз, два, три, четыре, пять,
Шесть, семь, восемь, девять, десять.
Выплывает белый месяц,
А за месяцем луна —
Мальчик девочке слуга.
Ты, слуга, подай карету,
А я сяду и поеду
В Солнцеград, в Солнцеград —
Покупать себе халат.
Красный, синий, голубой —
Выбирай себе любой.
Ехали цыгане, кошку потеряли.
Кошка сдохла, хвост облез.
Кто слово скажет, тот ее и съест.
Игры для детей 5–6 лет
Волшебница
В начале игры дети выбирают ведущего и злую волшебницу.
«Волшебница» садится на стул, ей завязывают глаза, а дети становятся в колонну по одному друг за другом. По команде ведущего они должны по очереди обойти стул, на котором сидит «волшебница», так, чтобы она не услышала даже малейшего шороха.
Если «волшебница» услышала чьи-то шаги, она должна назвать имя проходящего мимо нее. Если она угадала, то игрок становится новой «волшебницей».
___________________________________________________________________________
Укротитель зверей
Для этой игры понадобятся стулья, количество которых должно быть на один меньше, чем игроков.
Участники игры занимают стулья, стоящие по кругу, а один из них становится «укротителем зверей». Каждый игрок выбирает, каким животным он будет. «Укротитель» медленно идет по кругу и называет подряд всех животных. Тот, чье животное названо, встает и медленно идет за «укротителем». Как только «укротитель» произносит «Внимание, охотники!», все игроки, включая «укротителя», стараются занять пустые стулья.
Игрок, которому не хватило стула, становится новым «укротителем».
____________________________________________________________________________
Водяной
В начале игры с помощью считалки выбирается игрок, который будет «водяным». Дети ходят вокруг водящего, который сидит или стоит с закрытыми глазами, и напевают песенку: «Водяной, водяной, что сидишь ты под водой! Выгляни хоть на чуточку, на минуточку!». После этих слов «водяной» встает, выбирает любого игрока, дотрагивается до него и пытается угадать, кто это.
Если «водяной» верно назвал имя ребенка, до которого дотронулся, угаданный становится новым «водяным».
____________________________________________________________________________
Веселый поезд
В начале игры с помощью считалки выбирается водящий. Затем все игроки встают в круг, а водящий – в его центр. Дети представляют, что с места сдвигается тяжелый железнодорожный состав. Колеса начинают медленно стучать на стыках рельсов (этот стук отмечается хлопками). Первым громко хлопает ведущий, а в паузах между его хлопками по очереди хлопают остальные игроки. Направление хлопков должно идти по часовой стрелке. Затем поезд разгоняется и ведущий постепенно повышает скорость хлопков, убыстряя темп. В ходе игры водящий может изменить направление движения поезда, громко сказав: «Стоп!». С этого момента хлопки в прежнем темпе должны идти против часовой стрелки. Участник, сбившийся с ритма, назначается новым водящим. Он начинает заново разгонять поезд.
____________________________________________________________________________
Лабиринт
Перед тем как начать играть в эту игру взрослый рассказывает ребенку, что такое лабиринт и как по нему передвигаются. Например, читает ему какую-нибудь сказку, где встречается сюжет с прохождением героя через лабиринт.
После этого мелом на асфальте рисуется какой-нибудь лабиринт – или прямоугольный, или круговой. Взрослый показывает ребенку, как нужно правильно по нему ходить. Затем он предоставляет малышу самому освоить хождение по лабиринту. Когда ребенок доберется до конца лабиринта, ему нужно той же дорогой вернуться обратно к взрослому.
В эту игру можно играть коллективно – каждый малыш по очереди проходит через лабиринт, а потом выбирается победитель.
Победителю вручается какой-нибудь приз, например медаль «Лучшему покорителю лабиринтов».
____________________________________________________________________________
Ладонь в ладонь
Это упражнение делается в парах. Один ребенок в паре прижимает свои ладошки к ладошкам другого и дети таким образом, не отрывая ладошки друг от друга, двигаются по комнате, где они преодолевают или обходят различные препятствия. Это могут быть стул или стол, а также другие движущиеся пары. При этом останавливаться нельзя, если пара остановилась, она приседает.
Более сложный вариант этого упражнения – движение пары с зажатым между лбами листком бумаги, который полностью закрывает лица. Двигаться нужно так, чтобы зажатый листок не упал.
____________________________________________________________________________
Развей скуку
Для этой игры понадобятся стулья.
Перед началом игры вдоль противоположных стен комнаты ставятся стулья. Дети садятся на них около одной из стен и читают следующий стишок:
Скучно, скучно так сидеть,
Друг на друга все глядеть.
Не пора ли перебраться
И местами поменяться?
Как только эти слова произнесены, все дети бегут к противоположной стене и стараются занять свободные стулья, которых на один меньше, чем участников игры. Ребенок, оставшийся без стула, выбывает.
После этого ведущий убирает еще 2 стула. Все повторяется до тех пор, пока последний игрок не займет единственный оставшийся стул. Он объявляется победителем.
____________________________________________________________________________
Птички в домиках
В начале игры ее участники делятся на 2 команды. Дети первой команды разбиваются на пары и берутся за руки – это «домики». Дети второй команды – «птички», их больше, чем «домиков». Звучит музыка, «птички» «летают». Музыка замолкает – закапал дождик, «птички» занимают «домики». Тот, кому не хватило «домика», выбывает из игры.
____________________________________________________________________________
Робот
Один участник – робот, другой – тот, кто им управляет. Сначала игрок, который управляет роботом, прячет в комнате какой-либо предмет или игрушку.
«Робот» может двигаться только по указанию другого участника, который, например, говорит: «Прямо: стоп!», «Влево: стоп!», «Вправо: стоп!». Согласно этим указаниям, «робот» должен добраться до того места, где спрятан предмет.
____________________________________________________________________________
Шарик-повелитель
Для игры понадобится воздушный шарик.
Ведущий подбрасывает воздушный шар. Пока он летит, дети могут двигаться, но как только шар коснется пола, все должны застыть, не улыбаясь. Тот, кто нарушил это правило, выбывает из игры.
____________________________________________________________________________
Нарисуй солнышко
Для этой игры понадобятся гимнастические палки, количество которых соответствует числу участников, и 2–3 обруча. На полу рисуется стартовая линия, рядом с которой кладутся гимнастические палки. Дети делятся на 2–3 группы, каждая из которых выстраивается рядом со стартовой линией в колонну по одному. Впереди на расстоянии 8-10 м перед каждой колонной кладется обруч. Игроки всех команд поочередно по стартовому сигналу выбегают с палками и складывают их вокруг своего обруча в виде лучей, изображая тем самым солнышко.
Побеждает та команда, которая быстрее всего справится с заданием.
____________________________________________________________________________
Слепой и поводырь
Упражнение выполняется в парах. Один из участников – «слепой», второй – его «поводырь», который сопровождает первого, позволяя ему двигаться и знакомиться с окружающими предметами на ощупь самостоятельно, в то же время обеспечивая его безопасность. У «слепого» завязаны глаза.
Это упражнение способствует развитию доверия друг к другу, а также чувства безопасности в отношениях и развитию тактильных ощущений. После упражнения можно обсудить с ребенком, что он чувствовал, когда был «слепым» и «поводырем», что хотел сделать во время выполнения упражнения, как думал изменить ситуацию.
____________________________________________________________________________
Угадайка
С помощью считалки выбирают водящего. Ему завязывают глаза и поворачивают спиной к остальным игрокам. Кто-нибудь из детей легонько задевает водящего рукой. Ребенок с завязанными глазами должен угадать, кто до него дотронулся. Новым водящим становится тот, кого угадали.
____________________________________________________________________________
Съедобное – несъедобное
В эту игру лучше играть с несколькими детьми. Кидая мяч ребенку, ведущий называет предмет. Если он съедобный, ребенок должен поймать мяч, если несъедобный – отбить.
Допустивший ошибку выходит из игры.
____________________________________________________________________________
Галки летают
Это коллективная игра, перед ее началом нужно сформировать команды и построить участников в шеренги.
Ведущий спрашивает игроков, перечисляя птиц, насекомых, механизмы, летают ли они. Поднятием рук дети должны подтвердить, что летают. Но если в этом перечне присутствует нечто нелетающее, то руки поднимать нельзя, а нужно присесть. За ошибку участник получает штрафное очко.
Побеждает та команда, у которой меньше всего ошибок.
_____________________________________________________________________________
Кто сказал «мяу»?
Это игра для небольшой группы детей. Один ребенок поворачивается спиной к остальным. Кто-то из группы подходит и произносит какую-нибудь фразу или звук. После чего ребенок поворачивается и должен определить по голосу, кто к нему подходил.
Более сложный вариант: подходит не один, а 2–4 человека, которые одновременно произносят какую-то фразу. Необходимо определить количество подошедших (потом можно угадывать, кто это был).
____________________________________________________________________________
Пустое место
Эта коллективная игра. Она начинается с того, что ведущий говорите детям: «Давайте проверим, кто из вас быстрее всех бегает!». После этого он предлагает всем взяться за руки и построить красивый ровный круг. Затем дети опускают руки и садятся на пол лицом внутрь круга, а ведущий, находясь за кругом, обходит его, приговаривая:
Огонь горит, вода кипит,
Тебя сегодня буду мыть,
Не буду я тебя ловить!
Затем ведущий повторяет этот текст еще раз вместе с детьми. На последнем слове ведущий дотрагивается до кого-нибудь из ребят, просит его встать и повернуться к нему лицом, после чего говорит: «Раз, два, три – беги!», показывая, в каком направлении нужно бежать за кругом, чтобы первым занять освободившееся место. Ведущий и ребенок с разных сторон обегают круг, при этом ведущему нужно дать малышу возможность первому занять свободное место.
После этого ведущий еще раз обходит круг и повторяет слова, предоставив детям возможность запомнить их и усвоить правила новой игры. Выбрав второго ребенка, ведущему следует на этот раз постараться первым занять место в кругу. Теперь малыш становится водящим и сам выбирает себе партнера. Каждого победителя нужно наградить аплодисментами.
В этой игре следует соблюдать следующие правила:
– выбирать в партнеры нужно того, кто еще ни разу не бегал;
– бежать по кругу можно только в противоположные стороны;
– тот, кто не успел занять место в кругу, становится водящим.
_____________________________________________________________________________
Горелки с платочком
Для этой игры понадобится красивый платочек.
Дети встают парами друг за другом. Впереди находится водящий, он держит в руке над головой платочек. Все участники хором поют:
Гори, гори ясно,
Чтобы не погасло.
Глянь на небо,
Птички летят,
Колокольчики звенят!
После этих слов последняя пара игроков бежит вдоль колонны (один ребенок справа, другой слева). Тот, кто добежит до водящего первым, берет у него платочек и встает с ним впереди колонны, а прибежавший вторым выбывает из игры.
____________________________________________________________________________
Зайцы в огороде
Перед началом игры нужно начертить 2 концентрических круга диаметрами 8 и 4 м. Затем с помощью считалки выбирается «сторож», который встает в малый круг – «огород». Остальные играющие – это «зайцы», которые должны разместиться за линией большого круга. По сигналу ведущего «зайцы» прыжками на двух или одной ноге (по указанию ведущего) стремятся попасть в «огород». «Сторож», не выходя за пределы большого круга, старается поймать «зайцев» (коснуться их рукой). Пойманные «зайцы» отходят в строну. После того как поймано 3–5 «зайцев», они возвращаются в игру, а из непойманных «зайцев» выбирается новый «сторож».
Побеждают те игроки, которые не были ни разу пойманы, а также лучшие «сторожа», сумевшие поймать установленное число «зайцев».
Ягоды
В начале игры ее участники делятся на 2 команды. На игровой площадке чертится 2 линии на расстоянии 7 м одна от другой.
Каждая команда выстраивается в шеренгу за линией лицом к игрокам другой команды, при этом участники каждой команды берутся за руки. Одна из команд получает название «Зеленая ягода», а другая – «Красная ягода». Игроки хором спрашивают у ведущего: «Какую ягодку берете? С какого куста сорвете?». Если был назван красный цвет, игрок команды «Красная ягода» разбегается и пытается прорвать цепь противника. Если ему это удалось, он берет к себе в команду одного из детей команды-соперницы. Если попытка осталась безуспешной, этот игрок остается в противоположной команде.
Побеждает команда, в которой через установленное перед началом игры время окажется больше игроков. Однако победа может оказаться очевидной и раньше, если команда сохранит не более двух игроков.
____________________________________________________________________________
Игра с воздушным шариком
Для игры понадобится обычный воздушный шарик. Участники игры равномерно располагаются на площадке. Игроки начинают перекидывать шарик друг другу, не двигаясь при этом с места и не отрывая ступней от пола. Участник игры, сдвинувшийся с места или последним коснувшийся шарика перед тем, как тот упал на пол, получает штрафное очко. Получивший 3 штрафных очка выходит из игры.
Победителями становятся 3 игрока, последними оставшиеся на площадке.
___________________________________________________________________________
Ловля бабочек
Для этой игры понадобятся сачки и воздушные шары.
Участники игры берут по сачку, в который они кладут шарик. Задачей игроков является как можно быстрее поймать соперника в сачок, стараясь при этом не потерять шарика.
____________________________________________________________________________
Утка и гусь
Участники этой игры встают в круг и кладут руки за спину. Водящему, стоящему за кругом, выдают маленький мячик. Он идет мимо стоящих к нему спиной детей и говорит: «Утка, утка, утка». Затем он внезапно произносит слово «гусь» и кладет в руки одному из игроков мячик. После этого водящий и игрок с мячиком в руках расходятся в разные стороны. Они идут шагом вдоль круга, а во время встречи говорят друг другу: «Доброе утро!», кивают головой и продолжают идти до того места, с которого начали движение. Победителем становится тот, кто приходит первым.
Проигравший становится новым водящим.
Краски
В начале игры с помощью считалки выбирают двух человек: одного – на роль хозяина лавки, торгующего красками, а другого – на роль покупателя. Остальные играющие выступают в роли красок. Каждый из них решает, какой краской он будет – золотой, синей, фиолетовой, желтой и т. п. «Хозяин» сторожит краски. К лавке подходит «покупатель» и стучит в воображаемую дверь:
– Тук-тук!
«Хозяин»:
– За чем пришел?
– За краской.
– За какой?
– За голубой!
– Такой нет (если такой краски действительно нет). Скачи по голубой дорожке, найди голубые сапожки, поноси и нам принеси.
Если такая краска есть, то игрок быстро вскакивает и убегает. «Покупатель» должен догнать убегающего. Если он ловит «краску», то она становится новым покупателем.
Поезда идут в депо
Для игры понадобится свисток и мел.
В начале игры с помощью считалки выбирается водящий. Он становится «паровозом», а все остальные игроки – «вагончиками».
На асфальте каждый игрок чертит мелом вокруг себя небольшой круг. Это его «депо». Водящий стоит в стороне. «Паровоз» свистит первый раз в свисток и начинает собирать «вагончики», заходя в «депо» каждого. Собрав все «вагончики», «паровоз» движется еще какое-то время, а затем свистит во второй раз. Все «вагончики» и сам «паровоз» бегут к «депо», стараясь их занять. Кто не успел и остался без «депо», становится новым «паровозом».
___________________________________________________________________________
День и ночь
Перед началом игры нужно начертить поперек площадки 2 параллельные линии на расстоянии 1,5 м одна от другой, а по обе стороны от них на расстоянии 20 м параллельно им – линии «домов». Ведущий делит детей на 2 равные команды и выстраивает их у своих средних линий спиной друг к другу и лицом к своим «домам». После этого нужно кинуть жребий, чтобы определить, какая из команд «День», а какая – «Ночь».
Игра начинается с того, что ведущий встает сбоку у средней линии и неожиданно произносит: «День!». По этому сигналу дети из команды «Ночь» убегают в свой дом, а игроки команды «День» догоняют и осаливают их. Пойманных игроков подсчитывают и отпускают. Затем команды встают в прежнее положение. Ведущий снова подает сигнал «День» или «Ночь». Перед сигналом, чтобы отвлечь внимание играющих, ведущий может предложить им делать различные упражнения, например поднимать руки вверх, подняться на носки, попрыгать и т. п.
Игра может проводиться в несколько этапов, после каждого из которых нужно подсчитать количество пойманных в каждой команде. Ведущий должен стараться отдавать команды неожиданно, при этом строгое чередование команд «День» и «Ночь» нежелательно.
Побеждает команда, поймавшая большее количество игроков.
В этой игре необходимо соблюдать следующие правила:
– нельзя убегать в свой «дом» до того, как прозвучала команда «День» или «Ночь»;
– осаливать убегающих игроков можно только до линии «дома».
_____________________________________________________________________________
Воробьи и вороны
Перед началом игры все ее участники делятся на две команды. Одна команда – это команда «воробьев», а другая – «ворон». После этого ведущий говорит: «Вороны». По этому сигналу «вороны» должны убегать, а «воробьи» их ловить. Если ведущий скажет: «Воробьи», – то, наоборот, «воробьи» убегают, а «вороны» их ловят.
Побеждает команда, которая сумеет поймать больше игроков из команды-соперницы.
_____________________________________________________________________________
Звонарь
В начале игры с помощью считалки выбирается водящий. Дети встают в круг. Водящий идет по кругу и приговаривает:
Дили-дон, дили-дон,
Отгадай, откуда звон.
В это время игроки приплясывают под музыку на месте. Как только произнесено слово «звон», водящий поворачивается к игроку, стоящему возле него и, хлопнув 3 раза в ладоши, кланяется. Этот игрок тоже хлопает 3 раза в ладоши, кланяется и встает за водящим. Теперь они идут вдвоем по кругу, приговаривая:
Дили-дон, дили-дон,
Отгадай, откуда звон.
При слове «звон» водящий опять хлопками и поклоном приглашает следующего игрока. Игра продолжается таким же образом до тех пор, пока позади водящего не окажется 4–6 человек.
После этого дети, оставшиеся в кругу, хлопают в ладоши, а водящий и выбранные им игроки приплясывают под музыку. Внезапно ведущий выключает музыку. По этому сигналу водящий и другие участники игры должны встать парами. Кому не хватило пары, становится новым водящим.
____________________________________________________________________________
Ветер
Участники этой игры садятся в круг. С помощью считалки выбирается водящий, он становится в центр круга. Водящий произносит: «Подул ветер и сдул всех, на ком были белые ботинки». После этой фразы все, кто обут в белые ботинки, должны соскочить со своих мест и занять любое освободившееся место. Если кто-то не успел занять свободное место или забыл, что он в белых ботинках, то он становится новым водящим. Новый водящий придумывает свой признак, по которому ветер сдувает игроков. Например, светлые волосы, красная футболка, очки, банты на голове и т. п. При этом необходимо помнить, чтобы названный признак должен отличать, как минимум, двух человек.
__________________________________________________________________________
Волшебные ворота
Двое участников этой игры встают лицом друг к другу и поднимают вверх руки – это «ворота». Остальные игроки берутся за руки так, чтобы получилась цепочка. Пара, изображающая ворота, читает следующий стишок:
Волшебные ворота
Пропускают не всегда.
Первый раз – прощается,
Второй – запрещается.
А на третий раз
Не пропустим вас!
В то время как звучат стихи, цепочка быстро проходит между воротами. Как только прозвучали слова «Не пропустим вас!», руки опускаются и «ворота» захлопываются. Дети, оказавшиеся пойманными, становятся дополнительными «воротами». Игра продолжается таким же образом, только цепочка игроков должна пройти уже через двойные «ворота». «Ворота» побеждают, если им удалось поймать всех игроков.
Воздушные штаны
Для этой игры понадобятся воздушные шары и большие штаны по количеству участников.
Перед началом игры по всему залу раскидывают воздушные шары. Игроки надевают штаны огромного размера. Под веселую музыку они бегают, собирают шары и кладут их в штаны.
Выигрывает игрок, в штанах которого оказалось наибольшее количество шаров.
_____________________________________________________________________________
Берегись, мышка!
Участники игры становятся в круг, взявшись за руки, – это мышеловка. Один или двое детей – мышки, которые находятся вне круга. Игроки, изображающие мышеловку, взявшись за руки и подняв их вверх, двигаются по кругу со словами:
Ой, как мыши надоели,
Все погрызли и поели!
Берегитесь же, плутовки,
Доберемся мы до вас!
Вот захлопнем мышеловку
И поймаем мышек враз!
Во время чтения стишка «мышки» вбегают и выбегают из круга. С последними словами «мышеловка» захлопывается – дети опускают руки и садятся на корточки. Не успевшие выбежать из круга «мышки» считаются пойманными и встают в круг. На их место выбираются новые. Если какая-то «мышка» «спаслась», то она продолжает играть свою роль.
___________________________________________________________________________
Почта
Перед началом игры с помощью считалки выбирается водящий.
Водящий громко произносит:
– Динь, динь, динь! Кто-нибудь из игроков спрашивает:
– Кто там?
– Почта.
– Откуда?
– Из города N.
– А чем там занимаются?
После этих слов водящий говорит все, что ему заблагорассудится, – поют, скачут, танцуют, плачут и т. п.
Когда водящий перечислит, что делают в городе N, игроки должны начать делать то же самое, а с того, кто не делает, берется фант (какой-нибудь небольшой предмет).
После этого владельцы фантов исполняют по заказу игроков их желания, например прыгают на одной ноге, подражают голосом лошади, кричат петухом, делают смешные лица ит.п.
_____________________________________________________________________________
Поймай мяч
Эта игра способствует развитию у детей ловкости и быстроты реакции.
Участники игры делятся на 2 команды с равным количество игроков – команду мальчиков и команду девочек. Все игроки встают в круг так, чтобы чередовались через один мальчики и девочки.
Водящий, выбранный с помощью считалки, подбрасывает мяч вверх. Если мяч поймают игроки одной команды, то они начинают его перебрасывать друг другу так, чтобы игроки другой команды не могли его захватить. Бросать мяч можно только руками.
Победит та команда, которая дольше всего удержит мяч.
Игра наоборот
В этой игре все движения делаются наоборот. Желательно, чтобы в роли ведущего выступал взрослый.
Ведущий выходит на середину площадки и встает перед игроками, стоящими в шеренге. Затем он показывает какое-нибудь движение, а все игроки делают все наоборот. Например, если ведущий поднял руку, то игроки опускают, если он развел ладони, то все складывают, если он поднял правую ногу, то все поднимают левую и т. п. Тот, кто ошибается, выходит из игры.
__________________________________________________________________________
Эстафета со связанными ногами
Участники игры делятся на две равные команды с четным количеством игроков. Каждая команда разбивается на пары. Пары встают спиной друг к другу и берут друг друга под руки. Ноги у каждого из соревнующихся связаны. По сигналу ведущего каждая пара бежит к финишной черте и обратно, передавая таким образом эстафету следующей паре.
Выигрывает команда, сумевшая первой передать эстафету от первой до последней пары.
___________________________________________________________________________
Игра с большим мячом
Для этой игры понадобится большой надувной мяч. Игроки встают в круг и берут друг друга за руки. Водящий, выбранный с помощью считалки, встает в середину круга с мячом. Затем он выбивает мяч из круга ногами, а остальные участники мешают ему это сделать. Брать мяч в руки не разрешается, его можно отбивать только ногами. Тот, кто пропустил мяч, становится новым водящим. Если кто-то из игроков прикоснулся к мячу руками, он получает штрафное очко. Игрок, у которого набирается 3 штрафных очка, выбывает из игры.
___________________________________________________________________________
Займи место
Перед началом игры ставятся в ряд стулья. Водящий, выбранный с помощью считалки, берет длинную палку и начинает обходить игроков, сидящих на стульях. Если около какого-либо игрока он стукнет палкой об пол, играющий должен встать со стула и пойти за водящим. Водящий продолжает ходить вокруг стульев то тут то там и собирает целую цепочку игроков. Затем он ходит змейкой, а остальные повторяют за ним. Вдруг, в неожиданный для всех момент, водящий дважды стучит по полу. По этому сигналу все должны немедленно занять места на стульях. Сам водящий старается занять место первым. Новым водящим становится тот, кому не досталось места.
__________________________________________________________________________
Эстафета с кубиком
Участники игры делятся на 2 команды. Игроки каждой команды выстраиваются в колонну по одному. На некотором расстоянии от команд кладется по кубику.
Первый игрок каждой команды допрыгивает на одной ноге до кубика, берет его, возвращается таким же образом обратно и передает кубик следующему игроку. Это задание должны выполнить все игроки.
Побеждает команда, которая окажется самой резвой.
_____________________________________________________________________________
Прыжки в мешках
Для этой игры понадобится два больших мешка, в которых может свободно поместиться по одному игроку. Перед началом игры все участники делятся на 2 команды и выстраиваются в колонны по одному. Первые номера влезают в мешки, прыгают до линии финиша, а затем возвращаются и передают мешки вторым номерам.
Побеждает команда, которая быстрее всех справится с заданием.
_____________________________________________________________________________
Схвати фигурку
Перед началом игры на полу расставляются разнообразные фигурки или игрушки. Участники игры ходят по кругу под музыку за ведущим. Затем по сигналу ведущего дети разбегаются и хватают по одной фигурке. Тот, кому не досталась игрушки, выходит из игры. Количество фигурок уменьшается каждый раз на одну.
____________________________________________________________________________
Волк во рву
Эта игра коллективная. Перед началом игры посреди площадки или зала нужно провести 2 параллельные линии на расстоянии 70–10 см одна от другой. Пространство между линиями будет обозначать ров. Линии можно сделать и не параллельными: с одной стороны расстояние между ними может быть поуже, а с другой – пошире. Выбираются 1–2 водящих, которые будут «волками», они встают во «рву». Остальные играющие – «козы» размещаются по одну сторону ото «рва», в своем «доме». По другую сторону ото «рва» располагается «пастбище».
По сигналу ведущего «козы» бегут из дома на «пастбище» и по дороге перепрыгивают через «ров». «Волки», не выбегая из «рва», стараются осалить как можно больше «коз». Пойманные отходят в сторону, их считают, и они опять вступают в игру. После этого по сигналу «козы» снова перепрыгивают на другую сторону, в «дом», а «волки» их ловят во время их прыжка через «ров». После 2–4 перебежек выбираются новые «волки» и игра возобновляется.
Выигрывают «козы», которых ни разу не поймали, и те «волки», которые во время перебежек поймали больше всего «коз».
В этой игре нужно соблюдать следующие правила:
– «коза», пробежавшая по «рву», а не перепрыгнувшая через него, считается пойманной;
– если «коза» задержалась у рва, боясь «волков», ведущий считает до трех, после чего «коза» обязана перепрыгнуть через «ров». В противном случае она считается пойманной.
____________________________________________________________________________
Что игрушка расскажет о себе
В эту игру можно играть как с одним ребенком, так и с группой детей. Для игры понадобится два одинаковых комплекта игрушек – один находится в коробке, а игрушки из второго расставлены по комнате так, чтобы они не бросались в глаза.
Один из детей – «рассказчик» – заглядывает в коробку и, выбрав одну игрушку, начинает рассказывать от ее лица о том, что она умеет делать, какого она цвета, формы, величины, какой у нее характер. Слушатели при этом не должны видеть ее, но могут задавать наводящие вопросы.
Выслушав рассказ, остальные дети отправляются на поиски такой же игрушки по комнате. Тот, кто найдет игрушку, о которой шла речь в рассказе, приносит ее. «Рассказчик» достает из коробки свою и проверяет, ту ли игрушку нашли.
Затем «рассказчиком» становится победитель, делая предметом своего рассказа уже другую игрушку.
Игру можно повторять многократно, усложняя форму рассказа об игрушке, например, задавая ей жанровые рамки веселой или грустной истории, сказки, характерного поступка или переживания. Можно также добавлять новые игрушки.
____________________________________________________________________________
Ходьба по бумаге
Для этой игры понадобятся листы бумаги размером с газету. Все участники делятся на 2 команды. По сигналу ведущего первые игроки команд начинают движение к финишной черте и обратно. Для этого каждый из них встает сначала обеими ногами на один листок, а второй кладет перед собой. Затем игрок наступает на листок, лежащий перед ним, поднимает листок, находящийся позади, и кладет его впереди себя, опять наступает на него обеими ногами. Таким способом игроки передвигаются до финишной линии и обратно к своей команде. Побеждает команда, первой справившаяся с заданием.
Море волнуется
Это коллективная игра. Один из участников игры становится водящим. Он произносит слова: «Море волнуется – раз, море волнуется – два, море волнуется – три, любая фигура на месте замри!» В это время остальные участники игры сначала прыгают и пляшут, качают руками, изображая волны, а при слове «Замри!» застывают на месте в той позе, в которой их застала команда. Кто пошевелится, тот выходит из игры. Ведущий проходит мимо фигур и выбирает ту, что больше всех понравилась. Именно этот выбранный участник игры становится водящим в следующий раз.
Спустя некоторое время водящий произносит: «Раз, два, три. Фигура отомри!» Все снова начинают двигаться и плясать. После этого игра повторяется.
____________________________________________________________________________
Птички и филин
Перед началом игры с помощью считалки определятся тот участник, который будет «филином». Остальные игроки – «птички», которые изображают голосом и движениями куриц, петухов, ворон, гусей и т. п. В игре каждая «птичка» находит себе «дом» – какое-нибудь укрытие или уголок. По сигналу ведущего все «птички» начинают летать, махать крыльями, кружиться, кричать. По сигналу «Филин!» «птички» пытаются занять свои «домики», а «филин» их ловит. Если ему это удается, то он должен определить, что за «птичку» он схватил. Только верно названная «птичка» становится новым «филином».
__________________________________________________________________________
Плетень
Участники игры берутся за руки и строятся в 4 шеренги (одна напротив другой). Под медленную музыку каждая из шеренг по очереди идет навстречу противоположной шеренге и кланяется.
После поклона игроки возвращаются на свое место. Звучит веселая плясовая мелодия, дети выходят из своих шеренг и расходятся по всей комнате и танцуют. Как только музыка заканчивается, каждая шеренга занимает свое первоначальное место, при этом дети быстро берутся за руки крест-накрест, изображая плетень.
____________________________________________________________________________
Белые медведи
Для игры необходимо очертить площадку размером примерно 10 x 12 м, которая будет изображать море. В стороне нужно ограничить небольшое пространство, которое будет «льдиной». Выбирается один из водящих, он будет «белым медведем», остальные играющие – «медвежатами». «Медведь» идет на «льдину», а «медвежата» произвольно бегают по площадке. «Медведь» кричит: «Иду ловить!», бежит со «льдины» в «море» и начинает ловить «медвежат».
После того как «медведь» поймает «медвежонка», он отводит его на льдину и ловит следующего. Два пойманных «медвежонка» берутся за руки и начинают ловить остальных «медвежат», а «медведь» уходит на «льдину». Настигнув кого-нибудь из своих собратьев, пара «медвежат» соединяет свободные руки так, чтобы пойманный очутился между ними. После этого они кричат: «Медведь, помоги!». «Медведь» подбегает и дотрагивается до пойманного. Осаленный «медвежонок» идет на «льдину».
Когда на «льдине» очутятся еще двое пойманных, они также берутся за руки и начинают ловить «медвежат».
Игра продолжается до тех пор, пока не будут пойманы все «медвежата». Последний пойманный «медвежонок» становится «медведем».
В этой игре нужно соблюдать следующие правила:
– при ловле нельзя хватать игроков и тащить их силой;
– игроки, выбежавшие за границу площадки, считаются пойманными и идут на «льдину»;
– «медвежонок», пойманный парой, может выскользнуть, пока его не осалил «медведь».
Продавец горшков
Участники игры садятся на корточки по кругу – это «горшки». Один из игроков – «продавец», он кричит: «Продаю горшки, продаю горшки!» Появляется «покупатель», который сначала бежит по кругу, а затем останавливается у одного из «горшков». «Продавец» нахваливает «горшок»: «Посмотри, какой красивый и удобный горшок, в нем удобно держать и кашу, и молоко, и сметану! Покупай!»
«Покупатель» и «горшок» обегают круг, при этом «покупатель» старается занять место «горшка». Если ему это удается, «горшок» становится «покупателем». Игра повторяется.
_____________________________________________________________________________
Овощи, фрукты, ягоды
Это коллективная игра. Ведущий просит встать детей в круг лицом к центру. Троим малышам следует дать по большому резиновому мячу разных цветов. Цвет каждого мяча соответствует названию ягод, фруктов и овощей. Например, красный цвет обозначает ягоды, зеленый – овощи, желтый – фрукты. По сигналу ведущего мячи передаются по кругу из рук в руки. Внезапно ведущий произносит одно из названий плодов, например «клубника». В этот момент передача мячей прекращается, а игрок, держащий в руках красный мяч, должен поднять его над головой. Затем передача мячей продолжается, и вы называете другой овощ, ягоду или фрукт. Каждый раз тот, кто перепутает цвет мяча, выходит в центр круга, затем вновь вступает в игру, а его место занимает новый проигравший.
_____________________________________________________________________________
Плыви, рыбка!
Для этой игры понадобятся бумажные рыбки.
В начале игры ее участники делятся на 2 команды. Команды строятся в цепочку. Расстояние между командами составляет 2–4 м. Ведущий вручает первым номерам команд по рыбке. Звучит музыка, игроки передают рыбку друг другу головой вперед (как она плывет). Внезапно музыка смолкает. Те игроки, в руках которых оказалась рыбка, выбывают из игры. Если в момент остановки игры рыбу держат двое, выбывает тот, кто держится за ее голову. Вновь звучит музыка, игра возобновляется. Когда рыбка «доплыла» до конца цепочки, она начинает «плыть» в другую сторону. Так продолжается до тех пор, пока в каждой команде не останется по одному игроку.
В финале проводится соревнование между оставшимися игроками для определения победителя.
____________________________________________________________________________
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Картотека подвижных игр, физкультминуток....
Картотека подвижных игр, физкультминуток......
Подвижные игры, упражнения, физкультминутки
Во всех возрастных логопедических группах подвижныеигры, упражнения, физкультминутки подбираются для каждой недели работы и выдержаны в рамках изучаемой на этой неделе лексической темы. Это спо...
Картотека физкультминуток во второй младшей группе; Картотека гимнастики после сна во второй младшей группе; Картотека подвижных игр во второй младшей группе; Картотека утренней гимнастики во второй младшей группе.
Картотека физкультминуток во второй младшей группе; Картотека гимнастики после сна во второй младшей группе; Картотека подвижных игр во второй младшей группе; Картотека утренней гимнастики...
Картотека подвижных игр и физкультминуток по закреплению математических представлений у дошкольников.
Данная картотека включает в себя подвижные игры и физкультминутки, направленные на формирование и закрепление математических представлений у дошкольников....
картотека подвижных игр, физкультминуток и пальчиковой гимнастики по теме космос
картотека подвижных игр, физкультминуток и пальчиковой гимнастики по теме космос...
Картотека подвижных игр и физкультминуток
В картотеке представлены подвижные игры и физкультминутки разных авторов, основанные на движениях, сочетаемых с речью. Материал систематизирован согласно лексико-тематическому планированию и удобен в ...