Методическая копилка
проект (старшая группа)

Проект "Белая ладья"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Проект 30.92 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

Детский сад №31 «Медвежонок»

 

 

Проект

 «Белая ладья»

для детей  старшего дошкольного возраста от 5 до 7 лет

                                                    Воспитатели: Королева И.Ю.

Боровских Н.Б.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Проект «Белая ладья» направлен на интеллектуальное развитие детей, способствует совершенствованию психических процессов, становление которых особенно активно в дошкольном возрасте.

Начальный курс по обучению игре в шахматы максимально прост и доступен. Важное значение при изучении шахматного курса имеет специально организованная игровая деятельность, использование приема обыгрывания учебных заданий, создания игровых ситуаций. В игровой форме вводит детей в мир шахмат: знакомит дошкольников с историей развития шахмат. В простой и доходчивой форме рассказывает о шахматных фигурах, «волшебных» свойствах и загадочных особенностях доски, об элементарных правилах игры и некоторых ее принципах, знакомит дошкольников со своеобразным миром шахмат, прививает им любовь к древней и мудрой игре. «Чтобы переварить знания, надо поглощать их с аппетитом», – любил повторять А. Франс. Поэтому в программе широко используются шахматные сказки, ребусы, загадки шарады, занимательные задачи и викторины, которые будут интересны  дошкольникам.

Цель проекты - формировать у детей старшего дошкольного возраста (5-7 лет) интерес к интеллектуальной игре и развивать практические навыки и умения игры в шахматы

Задачи проекта:

  • научить детей играть в шахматы;
  • развивать логическое мышление, сообразительность,
  • внимание, память в процессе игры в шахматы;  развивать зрительное восприятие;
  • развивать в процессе игры социальную и коммуникативную
  • компетентность ребенка; развивать способности детей к осознанию себя и своих
  • возможностей; активизировать просвещение родителей по вопросам
  • обучения детей игре в шахматы на основе партнерства

Проект составлен на возраст детей 5-7 лет. Особенностями данного возраста являются: проявление произвольности всех психических процессов, переход к младшему школьному возрасту, проявление кризиса 7 лет, повышенная чувствительность. Ведущим продолжает оставаться наглядно – образное мышление.

Требований к состоянию здоровья нет.

План освоения составлен с учетом психо–физиологических особенностей детей 5 – 7 лет.

Объем: Продолжительность занятия составляет 1 академический час (для первого года обучения для детей 5 – 6 лет – 25 минут; для второго года обучения для детей 6- 7 лет – 30 минут).

Формы организации образовательного процесса: Применяются групповые, парные формы проведения занятий.

Срок реализации проекта составляет 2 учебных года.

Режим занятий: Занятия проводятся 1 раз в неделю, во вторник, во вторую половину дня.

Тематический план

Первый год обучения

Основные разделы 

Кол – вочасов

1

Диагностика

5

2

Теоретическая часть

7

3

Практическая часть

7

4

Теоретико – практическая часть

17

5

Всего часов

36

№раздела

Наименование тем

Кол – во часов

Форма организации занятия

Форма контроля

1

1

мониторинг  

1

индивидуальная

анализ

2

1

мониторинг

1

индивидуальная

анализ

3

2

Общее понятие о шахматах

1

групповая

-

4

2

 Шахматная доска

1

групповая

-

5

4

Шахматная доска «Проспекты, улицы, переулки шахматной доски» 

1

групповая

-

6

4

Шахматная доска «Проспекты, улицы и переулки волшебной страны» 

1

групповая

-

7

3

Шахматная доска

1

групповая

наблюдение

8

2

Шахматные фигуры

1

групповая

-

9

4

Шахматные фигуры  

1

групповая

-

10

2

Ладья

1

групповая

-

11

4

Ладья

1

групповая

-

12

4

Слон

1

групповая

-

13

4

Слон против слона

групповая

-

14

4

Ладья против слона

групповая

-

15

3

Ладья против слона

групповая

наблюдение

16

4

Белый ферзь

групповая

-

17

4

Черный ферзь

групповая

-

18

4

 Ферзь против ладьи и слона

групповая

-

19

3

Ферзь против ладьи и слона

1

групповая

наблюдение

20

4

Конь

1

групповая

-

21

3

Конь

1

групповая

наблюдение

22

4

Конь против ферзя, ладьи, слона

1

групповая

-

23

4

Конь против ферзя, ладьи, слона

1

групповая

-

24

2

Пешка

1

групповая

-

25

4

Пешка

1

групповая

-

26

4

Пешка против ферзя,ладьи, слона, коня

1

групповая

-

27

3

Пешка против ферзя, ладьи, слона, коня

1

групповая

наблюдение

28

2

Король

1

групповая

-

29

4

Король

1

групповая

-

30

4

Бей, король

1

групповая

-

31

3

Бей, король

1

гррупповая

наблюдение

32

4

Начальное положение

1

гррупповая

наблюдение

33

3

Шахматная викторина

1

групповая

-

34

1

Мониторинг

1

индивидуальная

анализ

35

1

Мониторинг

1

индивидуальная

анализ

36

1

Мониторинг

1

индивидуальная

анализ

Второй год обучения

Основные разделы

Кол – вочасов

1

Диагностика

5

2

Теоретическая часть

2

3

Практическая часть

10

4

Теоретико – практическая часть

19

5

Всего часов

36

№раздела

Наименование тем

Кол – во часов

Форма организации занятия

Форма контроля

1

1

мониторинг  

1

индивидуальная

анализ

2

1

мониторинг

1

индивидуальная

анализ

3

3

В стране шахматных чудес

1

групповая

-

4

4

 Превращение пешки в другие фигуры

1

групповая

-

5

4

 Бьем наискосок

1

групповая

-

6

4

Игра продолжается

1

групповая

-

7

4

Ферзь, король, ладья и слон против пешки

1

групповая

-

8

3

Ферзь, король, ладья и слон против пешки

1

групповая

-

9

4

Конь против коня

1

групповая

-

10

4

Ферзь, ладья и слон против коня

1

групповая

-

11

3

Ферзь, ладья и слон против коня

1

групповая

наблюдение

12

4

Король и пешка против коня

1

групповая

-

13

4

Шах

групповая

-

14

4

Ставим шах

групповая

-

15

4

Не иди король под шах

групповая

-

16

4

Защита от шаха

групповая

-

17

4

«Рокировка»

групповая

-

18

4

Мат

групповая

-

19

4

Ничья

1

групповая

-

20

4

Ферзь, ладья и слон дают мат в один ход

1

групповая

-

21

4

Слабые и сильные поля

1

групповая

-

22

4

Связка

1

групповая

-

23

4

Избавление от связки

1

групповая

-

24

4

Вилка

1

групповая

-

25

4

Открытое нападение

1

групповая

-

26

3

Короткие партии

1

занятия в парах

наблюдение

27

3

Короткие партии

1

занятия в парах

наблюдение

28

3

Практические задания

1

занятия в парах

наблюдение

29

3

Практические задания

1

занятия в парах

наблюдение

30

3

Практические задания

1

занятия в парах

наблюдение

31

4

Практические задания

1

занятия в парах

наблюдение

32

2

Великие гроссмейстеры

1

гррупповая

-

33

3

Шахматный турнир

1

работа в парах

наблюдение

34

1

Мониторинг

1

индивидуальная

анализ

35

1

Мониторинг

1

индивидуальная

анализ

36

1

Мониторинг

1

индивидуальная

анализ

Планируемые результаты:

- У дошкольников сформирован устойчивый интерес к игре в шахматы.

- Дети знают шахматные фигуры, их названия и игровые возможности.

- Дети знакомы с начальной расстановкой фигур на шахматном поле.

- У детей сформированы игровые умения приемов игры в шахматы.

- Дети умеют играть в шахматы не нарушая правил.

- Дети умеют строить внутренний план действий для достижения цели шахматной партии.

 Взаимодействие с родителями

Общепризнанно, что семья, где воспитывается ребенок, является одним из наиболее существенных факторов, влияющих на интеллектуальное и личностное развитие ребенка. Поэтому очень важно выстраивать с семьями партнерские отношения, основанные на доверии и взаимной информации о ребенке.

С целью популяризации шахматного образования при выстраивании взаимодействия с семьями воспитанников используются традиционные формы взаимодействия:

  • родительские собрания;
  • консультации;
  • информационные стенды.

Интерактивные, которые на данный момент практика определила наиболее оптимальными:                                                                     

«Творческая мастерская», целью которой является привлечь родителей к обогащению развивающей среды для дошкольников. И в ходе практической деятельности передать опыт изготовления дидактических игр и пособий для интеллектуального развития ребенка. В мастерской развивается креативность родителей. Умение видеть в обыденных, практически не нужных вещах, интересные, занимательные  объекты для обыгрывания с детьми. В процессе вовлеченности в общее дело родители убеждаются, насколько многому дети учатся через игру.

Выпуск газеты «Шахматное обозрение», «Мастер-класс» позволяют родителям быть всегда в курсе событий, посвящённых обучению шахматной игре. Помочь своему ребенку запомнить стихотворение, считалочку, проиграть дома ту или иную ситуацию.

В силу своей профессии педагог обязан позитивно влиять на развитие детей. Но необходимо, что бы его мастерство, советы были искренне разделены и приняты родителями на основе сформированного доверия и продуктивного взаимодействия. Все эти задачи позволяет решить организация и проведение «Интерактивной площадки», где родители сами могут открыться воспитателю.

Рассказать что для них важно, в чем они могут поучаствовать, что они готовы сделать. Ведь одним из важных аспектов интеллектуального развития ребенка является творчество — детское или же совместно с родителями. Особенно это важно для дошкольного возраста. Так как интеллектуальное развитие ребенка начинается в семье: с простых игр, со сказок, которые  рассказывают ему на ночь, с отношениями между малышом и взрослым…

Это накладывает отпечаток на его дальнейшее развитие, образ мышления. Если внимательно наблюдать за ребенком, в какие сюжетно-ролевые игры он предпочитает играть, можно определить тип отношений семьи, в которой он воспитывается. Поэтому все взрослые своим поведением должны подавать малышу достойный пример для подражания.

Так, в семье, где царит спокойная доверительная атмосфера, где никто не препятствует всестороннему развитию ребенка, где каждый член семьи всячески поддерживает друг друга, будет расти любознательный, умный ребенок.

Для решения поставленных задач составлен перспективный план взаимодействия с родителями, в котором прописана работа в рамках реализации проекта «Белая Ладья».

Материально-техническое оборудование.

 

Обеспечение

Наименование

Количество на группу (4 группы)

Кадровое

Педагог, умеющий играть в шахматы, прошедший курсовую подготовку по обучению детей игре в шахматы, занимающийся самообразованием

1

Информационное

Методические пособия:

— методические разработки занятий

— специальная литература для работы педагога с детьми

— периодическая печать

Материалы для детей:

1. Раскраски, лабиринты, кроссворды

2. Карточки с заданиями и упражнениями

3. Фрагменты  шахматной доски

4. Наглядные пособия (альбомы, портреты выдающихся шахматистов, тренировочные диаграммы, иллюстрации, фотографии)

З2 занятия

8 пособий

5 статей

по количеству детей

15 шт.

около 30

Материально-техническое

— Центр шахматного образования «Белая ладья» на территории зимнего сада в детском саду;  

— шахматные доски с набором шахматных фигур;  

— демонстрационная шахматная доска с набором магнитных фигур;

— шаблоны горизонтальных, вертикальных и диагональных линий (изготовленные из цветной бумаги или картона);

— мнемосхемы для заучивания правил игры в шахматы;

— мешочек, сшитый из ткани, для игры «Чудесный мешочек»;

— деревянные кубики черно-белые;

-цветные карандаши; 

— фломастеры;

— альбомы для рисования;

-акварельные краски;

— картотека дидактических игр и упражнений;

— настольные шахматы разных видов;

— напольные пластмассовые шахматы;

— виниловые доски;

— напольная шахматная доска из мягкого материала;

-шахматные часы;

— обучающие видеоролики по шахматам;

— обучающие компьютерные игры;

— дидактические игры по обучению игре в шахматы.

1

по одному комплекту на  2-х детей

две

10

2 набора

10 наборов

10 наборов

На каждого

10 наборов

1

5 шт.

1 набор

10

1

1

2

10 шт.

1 уголок в группе

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая копилка воспитателя ДОУ при работе с детьми и родителями

Представленные мною разработки  заинтересуют воспитателей детского сада, работающих по инновационной технологии « Приобщение детей к истокам русской народной культуры». Б...

Электронная методическая копилка к программе "Цвета радуги" 1. Стихи о цветах 2. Цветные загадки 3. Физминутки 4. Пальчиковые игры 5.Слайдовые презентации "Учим цвета"

В Электронную методическую копилку к программе "Цвета радуги" вошли следующие материалы: 1. Стихи о цветах 2. Цветные загадки 3. Физминутки 4. Пальчиковые игры 5.Слайдовые презентации "Учим ...

Методическая копилка

Рекомендации для старших воспитателей ,окажут помощь в организации методического кабинета в ДОУ. Методический кабинет должен стать «копилкой традиций детсада», центром сбора педагогической информации,...

Моя методическая копилка

Из моего портфолио...

Активные формы методической работы в МБДОУ детский сад «Булжамуур». методическая копилка старшего воспитателя

           Методическая работа в ДОУ – важное условие повышения качества педагогического процесса....

Методическая разработка на тему: «Методическая копилка пособий для развития речевого дыхания»

laquo;Методическая копилка пособий для развития речевого дыхания»...