Консультация для родителей "На пути к школе"
консультация (подготовительная группа)

Кирилова Валентина Геннадьевна

Памятка для родителей

«На пути к школе»

 

Влияние игры на формирование коммуникативной готовности детей к обучению в школе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_na_puti_k_shkole_gotovo.docx572.51 КБ

Предварительный просмотр:

Памятка для родителей

«На пути к школе»

Влияние игры на формирование коммуникативной готовности детей к обучению в школе.

Ребенок идет в школу. Это переломный момент в его жизни, в формировании его личности. Отечественные ученые Е. Тнхеева, Р. Буре, Г. Петроченко, Ш. Амонаилми, Л. Выготский, Л. Журова отмечали, что с переходом к систематическому обучению в школе завершается дошкольное детство и начинается период школьного возраста. Изменяет» образ жизни ребенка, устанавливается новая система отношений с окружающими людьми, выдвигаются иные задачи, складываются новые формы деятельности. И для подготовки к другому образу жизни, к успешному выполнению школьных обязанностей необходимо так организовать воспитание, чтобы к концу дошкольного возраста дети достигли определенного уровня физического и психического развития.

С точки зрения отечественных психологов и педагогов П. Блонского, В. Давыдова, П. Кээс, У. Ульенковой, готовность ребенка к школьному обучению рассматри­вается в широком социально-психологичес­ком контексте. В понятие «готовность к школе» включены все жизненно важные сферы созревания: личностно -интеллектуальная, коммуникативная, нравственно-во­левая, эмоциональная, эстетическая, физи­ческая, мотивационная.

В исследованиях М. Лисиной. Е. Смир­новой показано, что в старшем дошкольном возрасте появляются новые «внеситуационные» формы общения ребенка со взрос­лыми и сверстниками.

Наука отводит общению роль специфи­ческой сферы социальной жизни, которая создает внешние и внутренние условия для развития личности ребенка. В процессе об­щения происходит осознание духовных и материальных ценностей, познание природ­ного, предметного и социального миров, развитие межличностных отношений, становление эмоциональной и волевой культу­ры. Умение общаться обеспечивает ребенку чувство психологической защищенности, создает ощущение комфорта, помогает адаптации в социуме.

В педагогике дошкольного детства широ­ко распространен подход, согласно которо­му общение рассматривается как коммуни­кативная деятельность. Для этого ребенку необходим широкий круг соответствующих умений. Анализ психолого-педагогических исследований позволил определить комму­никативные умения как основные комму­никативные действия, основанные на теоре­тической подготовленности ребенка к об­щению. Определенный уровень развития коммуникативных умений способствует улучшению социального статуса в группе, помогает понимать и принимать другого че­ловека, передавать информацию, выражать эмоции.

От того, как сформированы навыки об­щения в детском возрасте, отмечает Г, Лав­рентьева, во многом зависит характер будущих отношений в семье, в учебном и трудо­вом коллективах. В свою очередь умение ус­танавливать и поддерживать доброжела­тельные отношения с окружающими свиде­тельствует о высоком уровне нравственной зрелости.

Как установили исследователи, главная проблема дошкольника - неумение уста­навливать взаимоотношения как со сверст­никами, так и со взрослыми. Отсутствует коммуникативная готовность дошкольника к обучению в школе.

Важна для нас точка зрения Е. Щербако­вой, которая отмечает, что в сферу общест­венных отношений и деятельности человек включается с детского возраста, и под воз­действием этих отношений осуществляется процесс его социального, нравственного, умственного, физического, эстетического воспитания.

В результате общения ребенок овладева­ет важнейшими средствами умственной де­ятельности, среди которых первое место принадлежит развитию речи, которое про­исходит в контактах со взрослыми и ровес­никами как овладение важнейшей комму­никативной операцией, а затем она начина­ет применяться в сфере познавательной де­ятельности.

Общение со сверстниками побуждается особыми, специфическими коммуникатив­ными потребностями. Особенность состоит в возможностях для ребенка сравнить себя с ровесником путем прямого наложения све­дений о себе на образ равного себе, в то вре­мя как взрослый для ребенка - идеал, ре­альный и недостижимый. Развитие обще­ния дошкольников со сверстниками пред­стает как процесс качественных преобразо­ваний структуры коммуникативной дея­тельности.

В период 6-7 лет ребёнок растет «не по дням, а по часам».

Происходит существенное изменение пропорций тела, что свидетельствует об определённом созревании организма. Совершенствуется работа сердечно-сосудистой системы.

В 6-7 лет интенсивно развивается опорно-двигательная система (скелет, суставно-связочный аппарат, мускулатура). В этом возрасте каждая из 206 костей скелета значительно изменяется по форме, размерам, внутреннему строению.  Становится ясным, почему 6-7 летнему ребёнку так трудно долго сидеть в неподвижной позе, понятно, почему неправильная поза (долго удерживаемая) легко приводит к нарушениям осанки. ПОЭТОМУ

Соблюдайте двигательный режим ребенка, ведь потребность в движении – главная потребность возраста! Не загружайте ребенка длительными  «занятиями». Максимальное время 15-20 мин в день. Помните, что мышцы руки еще недостаточно развиты, что приводит к быстрому утомлению руки.

Поведение ребёнка начинает регулироваться   представлениями о том, что хорошо и что плохо.  Ребёнок испытывает чувство удовлетворения, радости, когда поступает правильно, хорошо, и смущение, неловкость, когда нарушает правила, поступает плохо. Ребенок стремится качественно выполнить какое-либо задание, сравнить с образцом и переделать, если что-то не получилось.  Дети начинают предвосхищать последствия своих действий. Это существенно влияет на эффективность произвольной регуляции поведения - ребёнок может не только отказаться от нежелательных действий или хорошо себя вести, но и выполнять неинтересное задание, если будет понимать, что полученные результаты принесут кому-то пользу, радость и т. п. ПОЭТОМУ

Анализируйте с ребенком результаты работы, которую он выполнил (как в быту, так и в познавательном развитии), моральные поступки. Обсуждайте значение моральных понятий («Добрый человек - это такой, который, всем помогает, защищает слабых»)

    Помните, поведение родителей является  примером поведения ребенка.

Сложнее и богаче по содержанию становится общение ребёнка со взрослым. По-прежнему нуждаясь в доброжелательном внимании, уважении взрослого и сотрудничестве с ним, ребёнок стремится как можно больше узнать о нём, причём круг интересов выходит за рамки конкретного повседневного взаимодействия. ПОЭТОМУ

Чаще   рассказывайте  о том, что у вас  произошло на работе, с какими людьми познакомились и т. п. Для ребенка чрезвычайно важно делать всё правильно и быть хорошим в глазах взрослого.

Большую значимость для детей 6-7 лет приобретает общение между собой. Их избирательные отношения становятся устойчивыми, именно в этот период зарождается детская дружба. Дети продолжают активно сотрудничать, вместе с тем у них наблюдаются и конкурентные отношения — в общении и взаимодействии они стремятся в первую очередь проявить себя, привлечь внимание других к себе.

К 7 годам дошкольники испытывают чувство удовлетворения, собственного достоинства в отношении своей гендерной (половой) принадлежности, аргументированно обосновывают её преимущества. Они начинают осознанно выполнять правила поведения, соответствующие гендерной роли в быту, общественных местах, в общении и т. д., определяют перспективы взросления в соответствии с  полом. ПОЭТОМУ

   

 

Поощряйте любые проявления гендерного поведения  и обучайте различным способам его проявления. А для этого ребенок должен видеть дома как мама и папа заботятся друг о друге и членах семьи.

Попытки самостоятельно придумать объяснения различным явлениям свидетельствуют о новом этапе развития познавательных способностей. Ребенок активно интересуется познавательной литературой, символическими изображениями, графическими схемами, делает попытки использовать их самостоятельно. ПОЭТОМУ

Читайте с ребенком занимательную энциклопедическую литературу, развивайте кругозор; предлагайте задания  с головоломками, зашифрованными посланиями, лабиринтами – их очень много в детских журналах.

Для 6-7 лет характерна в основном   завышенная самооценка. Постепенно она становится более адекватной. Ребёнок способен удерживать в сознании негативные и положительные оценки. Обнаруживается чёткое проявление чувства стыда. Оно возникает уже при отвлечении от конкретной ситуации при одном лишь представлении о нежелательном поступке. ПОЭТОМУ

Важно оценивать полученный ребенком результат, а не его личность в целом. Использование порицаний и замечаний при обучении детей этого возраста должно быть ограничено.

К концу дошкольного возраста существенно увеличивается устойчивость непроизвольного внимания, что приводит к меньшей отвлекаемости детей. Вместе с тем, их возможности сознательно управлять своим вниманием, весьма ограничены. Сосредоточенность и длительность деятельности ребёнка зависит от её привлекательности для него.

В 6-7 лет у детей увеличивается объём памяти, что позволяет им непроизвольно (т. е. без специальной цели) запоминать достаточно большой объём информации. Из 10-15 картинок запоминает 6-7.

Воображение детей данного возраста становится, с одной стороны, богаче и оригинальнее, а с другой - более логичным и последовательным, оно уже не похоже на стихийное фантазирование детей младших возрастов.

 Детям 6-7 лет по-прежнему нравится и хочется играть! В играх дети 6-7 лет способны отражать достаточно сложные социальные события — рождение ребёнка, свадьба, праздник, война и др.  Нельзя запрещать ребенку играть! Тем самым вы нарушаете его естественное развитие. Активно принимайте участие в играх с правилами, которые развивают произвольность ребенка и тем самым готовят его к школе. ПОЭТОМУ

Избегайте «перекосов» в обучении детей. Ребенок должен сначала играть, а потом «заниматься в тетрадках». Играйте всей семьей в игры с карточками. Сейчас их великое множество. Это весело и увлекательно для всех!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей "На пути к школе"

Вот и подросли наши с вами дети. Это их последний год в детском саду. Впереди их ждет школа. Наша с вами общая задача – продолжить воспитывать и развивать детей так, что бы они наилучшим образом были ...

Консультация для родителей или родительское собрание "На пути к школе".

Цели: организация совместной работы детского сада и семьи по формированию готовности ребенка к школе и благополучной адаптации его к школьному обучению; построение единой содержательной линии, обеспеч...

Консультация для родителейна тему «Пришла весна»

Весенние прогулки полезны для здоровья и развития малыша. Пройдитесь с ребенком по улице, парку, посмотрите, какие изменения происходят в природе: как набухают почки, пробиваются первые листья, трав...

Консультация для родителей подготовительной к школе группы «На пути к школе»

Консультация для родителей подготовительной к школе группы «На пути к школе»Ребенок учится тому, что видит у себя в дому. Родители пример тому. Коль видят все и слышат дети,...

Консультация для родителей подготовительной к школе группы «На пути к школе»

Консультация для родителей подготовительной к школе группы «На пути к школе»Ребенок учится тому, что видит у себя в дому. Родители пример тому. Коль видят все и слышат дети,...

Консультация для родителей подготовительной к школе группы «На пути к школе»

Консультация для родителей подготовительной к школе группы «На пути к школе»Ребенок учится тому, что видит у себя в дому. Родители пример тому. Коль видят все и слышат дети,...