Обобщение опыта. Технология использования дидактической игры в воспитании дошкольников.
учебно-методический материал по теме
Предварительный просмотр:
Дидактическая игра представляет собой многоплановое, сложное педагогическое явление. Она является игровым методом обучения детей, формой обучения, самостоятельной игровой деятельностью, средством всестороннего воспитания личности, а также одним из средств развития познавательной активности детей старшего дошкольного возраста.
Познавательные (дидактические) игры – это специально созданные ситуации, моделирующие реальность, из которых дошкольникам предлагается найти выход.
Технология дидактической игры – это конкретная методика проблемного обучения (А.Н. Давидчук). При этом игровая деятельность детей старшего дошкольного возраста обладает важным свойством: в ней познавательная деятельность представляет собой самодвижение, поскольку информация не поступает извне, а является внутренним продуктом, результатом самой деятельности. Полученная таким образом информация порождает новую, которая, в свою очередь, влечет за собой следующее звено и так пока не будет достигнут конечный результат обучения.
Дидактическая игра как средство развития познавательной активности детей старшего дошкольного возраста содержит в себе большие потенциальные возможности:
- активизирует познавательные процессы; воспитывает интерес и внимательность детей старшего дошкольного возраста;
- развивает способности; вводит детей в жизненные ситуации;
- учит их действовать по правилам, развивает любознательность;
- закрепляет знания, умения.
Общая структура дидактической игры содержит следующие компоненты:
- мотивационный: потребности, мотивы, интересы, определяющие желания детей принимать участие в игре;
- ориентировочный: выбор средств игровой деятельности;
- исполнительный: действия, операции, позволяющие реализовать поставленную игровую цель;
- контрольно-оценочный: коррекция и стимулирование активности игровой деятельности.
Структурным элементом игры является игровая задача, осуществляемая детьми в игровой деятельности. Две задачи — дидактическая и игровая — отражают взаимосвязь обучения и игры. В отличие от прямой постановки дидактической задачи на занятиях в дидактической игре она осуществляется через игровую задачу, определяет игровые действия, становится задачей самого ребенка, возбуждает желание и потребность решить ее, активизирует игровые действия. Наличие дидактической задачи подчеркивает обучающий характер игры, направленность обучающего содержания на процессы познавательной деятельности детей старшего дошкольного возраста.
Занимательность условного мира игры делает положительно эмоционально окрашенной монотонную деятельность по запоминанию, повторению, закреплению или усвоению информации, а эмоциональность игрового действа активизирует все психические процессы и функции ребенка старшего дошкольного возраста. Другой положительной стороной дидактической игры является то, что она способствует использованию знаний в новой ситуации, таким образом, усваиваемый дошкольниками материал проходит через своеобразную практику, вносит разнообразие и интерес в педагогический процесс. Правильно построенная игра обогащает процесс мышления, развивает саморегуляцию, укрепляет волю ребенка. Игра ведет к его самостоятельным открытиям, решениям проблем.
Игра делиться на несколько стадий:
1 стадия
Характеризуется появлением у ребенка желания играть, активно действовать. Возможны различные приемы, с целью вызвать интерес к игре: беседа, загадки, считалочки, напоминание о понравившейся игре. Развивается общение, на основе которого формируются такие качества как товарищество, дружелюбие, взаимопомощь, соперничество. Педагог заинтересовывает детей игрой, создает радостное ожидание новой интересной игры, вызывает желание играть.
2 стадия
Ребенок учится выполнять игровую задачу, правила, действия игры. Педагог выступает не только как наблюдатель, но и как равноправный партнер, умеющий вовремя прийти на помощь, справедливо оценить поведение детей в игре
3 стадия
В этот период закладываются основы таких важных качеств как честность, целеустремленность, настойчивость, способность переживать горечь неудачи, умение радоваться не только своему успеху, но и успеху товарищей.
Так, с помощью игр выявляются индивидуальные особенности детей, посредством этих же игр педагог устраняет нежелательные проявления в характере своих воспитанников и развивает необходимые компоненты для успешного обучения:
- интеллектуальный (развитие умственных способностей детей);
- мотивационный (желание узнавать новое);
- практический (применять полученные знания и умения в жизни).
Дидактическая игра как средство всестороннего воспитания личности ребёнка.
Умственное воспитание. Содержание дидактических игр формирует у детей правильное отношение к явлениям общественной жизни, природе, предметам окружающего мира, систематизирует и углубляет знания о Родине, Армии, людях разных профессий и национальностей, представление о трудовой деятельности. Тесная связь воспитания с жизнью российского народа - источник направленности воспитания.
Знания об окружающей жизни даются детям по определённой системе. Так, ознакомление детей с трудом проходит в такой последовательности: детей сначала знакомят с содержанием определённого вида труда:(строителей, хлеборобов, овощеводов), затем - с машинами, помогающими людям в их труде, облегчающими труд, с этапами производства при создании необходимых предметов, продуктов (строительство дома, выращивание хлеба), после чего раскрывают перед детьми значение любого вида труда. Многие дидактические игры направлены на усвоение, уточнение, закрепление этих знаний. Такие игры, как «Кто построил этот дом?», «От зёрнышка до булочки», « Откуда стол пришёл?», « Кем рубашка сшита?», содержат дидактические задачи, при решении которых дети должны проявить конкретные знания о труде строителей, хлеборобов, плотников, ткачей. С помощью дидактических игр педагог приучает детей самостоятельно мыслить, использовать полученные знания в различных условиях в соответствии с поставленной задачей. Многие дидактические игры ставят перед детьми задачу рационально использовать имеющиеся знания в мыслительных операциях: находить характерные признаки в предметах и явлениях окружающего мира; сравнивать, группировать, классифицировать, предметы по определённым признакам, делать правильные выводы, обобщения. Дидактические игры развивают сенсорные способности детей. Процессы ощущения и восприятия лежат в основе познания ребёнком окружающей среды. Ознакомление дошкольников с цветом, формой, величиной предмета позволило создать систему дидактических игр и упражнений по сенсорному воспитанию, направленных на совершенствование восприятия ребёнком характерных признаков предметов. Дидактические игры развивают речь детей: пополняется и активизируется словарь, развивается связная речь, умение правильно выражать свои мысли. Дидактические задачи многих игр составлены так, чтобы научить детей составлять самостоятельные рассказы о предметах, явлениях в природе и общественной жизни.
Нравственное воспитание:
У дошкольников формируются нравственные представления о бережном отношении к окружающим их предметам, игрушкам как продуктам труда взрослых, о нормах поведения, о взаимоотношениях со сверстниками и взрослыми, о положительных и отрицательных качествах личности. В воспитании нравственных качеств ребёнка особая роль принадлежит содержанию и правилам игры.
В работе с детьми младшего возраста основным содержанием дидактических игр является усвоение детьми культурно-гигиенических навыков, культуры поведения. Это хорошо известные игры: «Уложим куклу спать», «Завтрак куклы», День рождения Машеньки», «Оденем куклу на прогулку». Само название игр направляет внимание воспитателя на то, чтобы дети, играя, усваивали культурно-гигиенические навыки, нормы поведения, чтобы у них развивались положительные игровые взаимоотношения.
Использование дидактических игр в работе с детьми более старшего возраста решает несколько иные задачи. В центре внимания педагога- воспитание у детей нравственных чувств и отношений: уважение к людям труда, защитникам нашей Родины, любви к Родине, родному краю. Наблюдая за поведением детей в играх, воспитатель отмечает их поступки. Например, играя в какую-либо настольную игру, один из играющих(назовём его Дима) всё время выигрывает. Затем ему становится неинтересно играть, и он хочет бросить игру. «Давай ещё раз сыграем,- просит его товарищ. Пожалуйста, Дима, поиграй ещё немного». И Дима снова включается в игру, помогает товарищу советом, как надо играть, чтобы стать победителем. Наконец, тот тоже стал победителем в игре. Оба довольны. Воспитатель рассказывает детям, как хорошо играли вдвоём два мальчика.
Трудовое воспитание:
Многие дидактические игры формируют у детей уважение к трудящемуся человеку, вызывают интерес к труду взрослых, желание самим трудиться. Например, в игре «кто построил этот дом?» дети узнают о том, что, прежде чем строить дом, архитекторы- проектировщики работают над чертежом, затем приступают к делу строители: каменщики, штукатуры, сантехники, маляры, и другие рабочие. Дети усваивают знания о том, какие машины помогают людям в строительстве дома. Так у детей пробуждается интерес к людям этих профессий, появляется желание играть в строительство домов, мостов, железной дороги. Некоторые навыки труда дети приобретают при изготовлении материала для дидактических игр. Старшие дошкольники отбирают иллюстрации, природный материал, изготавливают карточки, фишки, настольные игры для детей младших групп. Если ребята сами готовят атрибуты для игры, они потом бережнее к ним относятся. Так наряду с готовыми играми можно выполнять вместе с детьми полезные для работы материалы.
Кроме того, это является хорошим средством воспитания первоначального трудолюбия, бережного отношения к продуктам труда.
Эстетическое воспитание:
Дидактический материал должен соответствовать гигиеническим и эстетическим требованиям: игрушки должны быть разрисованы яркими красками, художественно оформлены, помещены в удобные для хранения коробки и папки. Яркие, красивые дидактические игрушки привлекают внимание детей, вызывают желание играть сними. Весь материал для дидактических игр храниться в группе в определённом месте, доступном детям для его использования.
Физическое воспитание :
Игра создаёт положительный эмоциональный подъём, вызывает хорошее самочувствие и вместе с тем требует определённого напряжения нервной системы. Двигательная активность детей во время игры развивает мозг ребёнка. Особенно важны игры с дидактическими игрушками, в процессе которых развивается и укрепляется мелкая мускулатура рук, что также благоприятно сказывается на умственном развитии детей, на подготовке руки ребёнка к письму, к изобразительной деятельности. Многие дидактические игры формируют культурно- гигиенические навыки. В игре дети ярко выражают социальные чувства, стремятся делать всё сообща. Игра укрепляет коллективные эмоции, коллективные переживания. В играх проявляются и такие черты характера ребёнка, которые могут служить примером для других: товарищество, отзывчивость, скромность, честность. Воспитатель обращает внимание играющих на эти качества, делая это очень осторожно. Так, с помощью игр выявляются индивидуальные особенности детей, посредством этих же игр педагог устраняет нежелательные проявления в характере своих воспитанников.
Виды дидактических игр.
Все дидактические игры можно разделить на три основных вида: игры с предметами (игрушками, природным материалом), настольно-печатные и словесные игры.
1 Игры с предметами.
В играх с предметами используются игрушки и реальные предметы. Играя с ними, дети учатся сравнивать, устанавливать сходство и различие предметов. Ценность этих игр в том, что с их помощью дети знакомятся со свойствами предметов и их признаками: цветом, формой, качеством. В играх решаются задачи на сравнение, классификацию, установление последовательности в решении задач. По мере овладения детьми новыми знаниями о предметной среде задания в играх усложняются: ребята упражняются в определении предмета по какому- либо одному качеству, объединяют предметы по этому признаку (цвету, форме, качеству, назначению), что очень важно для развития отвлечённого, логического мышления.
Детям младшей группы дают предметы, резко отличающиеся друг от друга по свойствам, так как малыши ещё не могут находить едва заметные различия между предметами.
В средней группе в игре используют такие предметы, в которых разница между ними становится менее заметной. В играх с предметами дети выполняют задания, требующие сознательного запоминания количества и расположения предметов, нахождения отсутствующего предмета. Играя, дети приобретают умения складывать целое из частей, нанизывать предметы (шарики, бусы), выкладывать узоры из разнообразных форм.
В играх с куклами у детей формируются культурно-гигиенические навыки и нравственные качества, заботливое отношение к партёру по игре- кукле, которое переносится затем и на своих сверстников, старших ребят.
В дидактических играх широко используются разнообразные игрушки. В них ярко выражены цвет, форма, назначение, величина, материал, из которого они сделаны. Это позволяет воспитателю упражнять детей в решении определённых дидактических задач, например отбирать все игрушки, сделанные из дерева (металла, пластмассы, керамики),или игрушки, необходимые для различных творческих игр: для игры в семью, в строителей, в колхозников, в больницу. В играх совершенствуются знания о материале, из которого делаются игрушки, о предметах, необходимых людям в различных видах их деятельности, которую дети отображают в своих играх. Используя дидактические игры с подобным содержанием, воспитателю удаётся вызвать у детей интерес к самостоятельной игре, подсказать им замысел игры с помощью отобранных игрушек.
Игры с природным материалом (семена растений, листья, разнообразные цветы, камушки, ракушки) воспитатель применяет при проведении таких дидактических игр, как «Чьи это детки?», «От какого дерева лист?», «Кто скорее выложит узор из разных листочков?», «Собери букет из листьев». Воспитатель организует их во время прогулки, непосредственно соприкасаясь с природой: деревьями, кустарниками, цветами, семенами, листьями. В таких играх закрепляются знания детей об окружающей их природной среде, формируются мыслительные процессы (анализ, синтез, классификация) и воспитывается любовь к природе, бережное к ней отношение.
2 Настольно-печатные игры.
Настольно-печатные игры - интересное занятие для детей. Они разнообразны по видам: парные картинки, лото, домино. Различны и развивающие задачи, которые решаются при их использовании.
Подбор картинок по парам. Самое простое задание в такой игре- нахождение среди разных картинок двух совершенно одинаковых: две шапочки, одинаковые по цвету, фасону, или две куклы, внешне ничем не отличающиеся. Затем задание усложняется: ребёнок объединяет картинки не только по внешним признакам, но и по смыслу: например, найти среди всех картинок два самолёта, два яблока. И самолёты, и яблоки, изображённые на картинке, могут быть разные и по форме, и по цвету, но их объединяет, делает их похожими принадлежность к одному виду предметов.
Подбор картинок по общему признаку (классификация). Здесь требуется некоторое обобщение, установление связи между предметами. Например, в игре «Что растёт в саду?» дети подбирают картинки с соответствующими изображениями растений, соотносят с местом их произрастания, объединяют по этому признаку картинки. Запоминания состава, количества и расположения картинок.
Игры проводят так же, как и с предметами. Например, в игре «Отгадай, какую картинку спрятали» дети должны запомнить содержание картинок, а затем определить, какую из них перевернули вниз рисунком. Эта игра направлена на развитие памяти, запоминания и припоминания. Игровыми дидактическими задачами этого вида игр является также закрепление у детей знаний о количественном и порядковом счёте, о пространственном расположении картинок на столе (справа, слева, вверху, сбоку, впереди), умение рассказать связно о тех изменениях, которые произошли с картинками, о их содержании.
Составление разрезных картинок и кубиков. Задача этого вида игр- учить детей логическому мышлению, развивать у них умение из отдельных частей составлять целый предмет. Усложнением в этих играх может быть увеличение количества частей, а также усложнение содержания, сюжета картинок. Если в младших группах картинки разрезаются на 2-4 части, то в средней и старших группах разрезают на 8-10 частей. При этом для игр в младшей группе на картинке изображается один предмет, то для более старших детей на картинке изображается уже сюжет из знакомых детям сказок, художественных произведений.
Описание, рассказ о картинке с показом действий, движений. В таких играх воспитатель ставит обучающую задачу: развивать не только речь, но и воображение, творчество. Часто ребёнок, для того чтобы играющие отгадали, что нарисовано на картинке, прибегает к имитации движений, скажем рабочего, или к подражанию движениям животного, по его голосу. В более старших группах решаются задачи посложнее: одни дети изображают действие, нарисованное на картине, другие отгадывают, кто нарисован на картине, что делают там люди, например маршируют пионеры, пожарники тушат пожар, моряки плывут по морю.
В этих играх формируются такие ценные качества личности ребёнка, как способность к перевоплощению, к творческому поиску в создании необходимого образа.
3 Словесные игры.
Словесные игры построены на словах и действиях играющих. В таких играх дети учатся на имеющиеся представления о предметах, углублять знания о них, так как в этих играх требуется использовать приобретённые ранее знания в новых связях, в новых обстоятельствах. Дети самостоятельно решают разнообразные мыслительные задачи; описывают предметы, выделяя характерные их признаки; отгадывают по описанию; находят признаки и сходства и различия; группируют предметы по различным свойствам, признакам; находят алогизмы в суждениях.
В старшем дошкольном возрасте, когда у детей начинает активно формироваться логическое мышление, словесные игры чаще используют для формирования мыслительной деятельности, самостоятельности в решении задач.
С помощью словесных игр у детей воспитывают желание заниматься умственным трудом. В игре сам процесс мышления протекает активнее, трудности умственной работы ребёнок преодолевает легко, не замечая, что его учат.
Обобщая вышеизложенное можно сделать следующие выводы:
- игра – это мощный стимул и разносторонняя, сильная мотивация в обучении детей старшего дошкольного возраста;
- в игре активизируются все психические процессы, она позволяет гармонично объединить эмоциональное и рациональное обучение дошкольников;
- игра способствует вовлечению каждого в активную работу;
- игра позволяет расширить границы жизни ребенка, который может представить себя по чужому рассказу то, чего в его непосредственном опыте не было;
- в игре происходит внутреннее раскрепощение: когда исчезает робость и возникает ощущение “я тоже могу”;
- игра позволяет гармонизировать и демократизировать отношения между педагогом и ребенком;
- дидактическая игра является средством развития познавательной активности детей старшего дошкольного возраста, формируя ее компоненты, необходимые для овладения учебной деятельностью (интеллектуальный, мотивационный и практический).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Обобщение опыта работы, презентация по теме: «Экологическое воспитание дошкольников младшего и среднего возраста»
Человек – творец, хранитель, но он же и разрушитель. Если судить по нынешней весьма напряжённой экологической обстановке, сложившейся в разных регионах нашей страны, мы мало думаем о своём благополучи...
Обобщение опыта работы «Роль дидактической игры в формировании элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста».
Обобщение опыта работывоспитателя Скобелкиной Н.С.по теме:«Роль дидактической игры в формировании элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста»....
Консультация для воспитателей "Технология использования сказки в экологическом воспитании дошкольников"
Сказка не только развлекает, но ненавязчиво воспитывает, знакомит ребёнка с окружающим миром, добром и злом. Если в сказку внесены некоторые биологические знания и понятия о взаимоотношениях живых орг...
Обобщение опыта работы по теме «Развитие экологического воспитания дошкольника через дидактические игры в условиях ФГОС»
В настоящее время экологическое образование является приоритетным направлением системы общего образования подрастающего поколения, в том числе дошкольников. Именно в этот период маленький ребенок позн...
Обобщение опыта на тему: «Дидактическая игра как средство экологического воспитания детей дошкольного возраста».
Формирование экологической культуры детей дошкольного возраста через дидактическую игру....