План по самообразованию
материал (старшая группа)
Творческое становление дошкольников через театрализованную деятельность.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
plan_raboty_po_samoobrazovaniyu.docx | 28.16 КБ |
Предварительный просмотр:
План по самообразованию
Тема: Творческое становление дошкольников через театрализованную деятельность
Цель:
- Формировать на эмоциональном уровне представление о театре, как виде искусства.
- Развивать творческие способности детей через театрализованную деятельность.
Задачи:
- Последовательное знакомство детей с видами театра.
- Работы над выразительностью речи, интонации.
- Совершенствование артистических навыков детей.
- Раскрепощение детей.
- Коллективные действия, взаимодействия.
- Умение сочувствовать, сопереживать.
Актуальность:
В любом возрасте в сказках можно открыть нечто сокровенное и волнующее. Слушая их в детстве, человек бессознательно накапливает целый "банк жизненных ситуаций", поэтому очень важно, чтобы осознание "сказочных уроков" начиналось с раннего возраста, с ответа на вопрос: "Чему нас учит сказка?". В душе каждого ребенка таится желание свободной театрализованной игры. Именно это активизирует его мышление, тренирует память и образное восприятие, развивает воображение и фантазию, совершенствует речь. Воспитательные возможности театрализованной деятельности огромны: ее тематика не ограничена и может удовлетворить любые интересы и желания ребенка. Участвуя в ней, дети знакомятся с окружающим миром во всем его многообразии - через образы, краски, звуки, музыку, а умело, поставленные вопросы взрослого побуждают думать, анализировать, делать выводы и обобщать. Поэтому именно театрализованная деятельность позволяет решать многие воспитательные задачи, касающиеся формирования выразительной речи, интеллектуального и художественно-эстетического воспитания. Она неисчерпаемый источник развития чувств, переживаний и эмоциональных открытий.
Театрализация в первую очередь - это импровизация, оживление предметов и звуков. Она тесно связана с другими видами деятельности - пением, движением под музыку, слушанием, систематизируя все в единый процесс.
Театр – один из самых демократичных и доступных видов искусства для детей, он позволяет решить многие актуальные проблемы современной педагогики и психологии, связаны с:
- художественным образованием и воспитанием детей;
- формированием эстетического вкуса;
- нравственным воспитанием;
- развитием коммуникативных качеств личности;
- обучением вербальным и невербальным видам общения;
- воспитанием воли, развитием памяти, воображения, инициативности, фантазии, речи (диалога и монолога);
- созданием положительного эмоционального настроя, снятием напряженности, решением конфликтных ситуации через игру.
Театральная деятельность – это самый распространенный вид детского творчества. Входя в образ, ребенок играет любые роли, стараясь подражать тому, что видел и что его заинтересовало, и получая огромное эмоциональное наслаждение.
Занятия театрализованной деятельностью помогает развить интересы и способности детей: способствуют общему развитию; проявлению любознательности, стремление к познанию нового, усвоению новой информации и новых способов действия, развитию ассоциативного мышления: настойчивости, целеустремленности проявлению общего интеллекта, эмоций при проигрывании ролей.
В процессе работы используются следующие формы работы с детьми:
- Чтение и совместный анализ сказок.
- Проигрывание отрывка из сказок.
- Прослушивание сказок, потешек, стихотворений с использованием компьютера.
- Режиссерская игра (со строительным и дидактическим материалом).
- Рисование и раскрашивание наиболее ярких и эмоциональных событий из сказок с речевым комментарием и объяснением личностного смысла изображаемых событий.
- Словесные, настольные и подвижные игры.
- Пантомимические этюды и упражнения.
- Дыхательная гимнастика
- Артикуляционная гимнастика.
- Пальчиковые игры со словами.
- Разучивание чистоговорок.
Правила работы с детьми:
- Осуществлять выбор детей на роль с учетом их собственных желаний.
- Побуждать всех детей разыгрывать изучаемое художественное произведение.
- Прослеживать, какие роли были сыграны каждым ребенком, каковы его основные достижения.
- При неоднократном обыгрывании сказки, рассказа, истории помнить о необходимости сохранения свежести восприятия произведения детьми, для чего использовать различные виды театра, постановку новых художественных задач, избегать слишком частых репетиций.
Ожидаемые результаты, дети будут знать и уметь:
- Умение самостоятельно выбирать сказку, стихотворение, песню для постановки.
- Снимать напряжение с отдельных групп мышц.
- Научатся запоминать и описывать любого героя.
- Произносить одну и ту же скороговорку, фразу с разными интонациями, в разных темпах.
- Сочинять этюды по сказкам.
- Строить простейший диалог.
- Распределять между собой обязанности и роли.
- Использовать средства выразительности драматизации.
Занимаясь театрализованной деятельностью дети приобретут:
- Уверенность в себе.
- Умение играть в коллективе.
Работа над театрализованной деятельностью складывалась следующим образом:
1. Слушание и проигрывание коротких этических сказок, басен и стихотворений раскрывают перед детьми разные нравственные категории и моральные понятия. Дети эмоционально переживают содержание сказки, а затем творчески отображают через героев сказки, происходящие в ней события. Данный метод даёт мне возможность тонко воздействовать на личность старшего дошкольника, побуждать его к размышлению, выбору собственной позиции.
2. Творческие задания, направленные на разыгрывание жизненных ситуаций для формирования положительного образа девочки/женщины (доброй, умной, работящей, отзывчивой к чужому горю, заботящейся о близких) и мальчика/мужчины (сильного, смелого, ловкого, находчивого, способного защитить своих близких). Детям предлагалось выполнить различные творческие задания, например:
- покажите, как «папа» дарит «маме» цветы, говорит ей приятные слова;
- покажите, как «мама» наряжает «папу» к празднику;
- произнеси от лица «мамы» фразу: «Почему ты не убрала за собой игрушки?» – возмущённо, удивлённо, с грустью, тихо, громко, передай позой, что в данный момент делает мама и т.д.
3. Игры и упражнения, направленные на повышение значимости и уникальности каждого ребёнка. Например, предлагаю детям провести необычный «Конкурс хвастунов». Объясняю, что выиграет тот, кто лучше всех будет хвастаться но, не своими достоинствами, а успехами своего соседа справа. Предлагаю детям посмотреть внимательно на своего соседа справа, подумать, какой он? Что он умеет делать лучше всего? После того как все похвастались, мы выбрали победителя и обсудили, кому, что понравилось больше – хвастаться о соседе или слушать, как о нём самом рассказывают.
4. Для развития умения владеть собой в проблемных или травмирующих ситуациях использую театральные этюды, в которых ребёнок проигрывает роли слабых, напуганных, робких, смелых и уверенных: «Угадай и изобрази эмоцию», «Вредное колечко», «Смелый мальчик», «Змей Горыныч», «В тёмной норе».
5. Метод обратной связи или (рефлексия), который направлен на отражение эмоционального отношения детей к произошедшему событию в театральной группе через рисование, составление рассказов, высказывание своих впечатлений.
Успешность овладения детьми творческой инициативой во многом зависит от заинтересованности родителей. Повысить интерес родителей к театрализованной деятельности помогают театральные встречи, где родителям будет предложено участие и исполнение ролей в спектаклях, изготовление костюмов для детей.
Для реализации поставленной выше цели и задач было организовано наблюдение за развитием творческой инициативы детей. Результаты проведённой диагностики позволили убедиться в правильности выбранной линии развития, творческой инициативности детей старшего дошкольного возраста. В настоящее время дети активно откликаются на изготовление афиш, пригласительных билетов в театр, самостоятельно распределяют между собой обязанности по оформлению сцены, подбору костюмов, распределяют игровые роли, активно используют ролевую речь, пантомиму во время диалогов с партнёрами по театральной деятельности, в спокойном режиме могут заменить отсутствующего партнёра по театральной постановке.
Используемая литература:
1.Акулова О. Театрализованные игры // Дошкольное воспитание, 2005.-N4.
2.Антипина Е.А. Театрализованная деятельность в детском саду.-М., 2003.
3.Артемова Л. В. Театрализованные игры дошкольников.— М., 1990.
4.Буренина А.И. Театр всевозможного. Санкт-Петербург,. 2002.
5.Васильева Н.Н. Развивающие игры для дошкольников. – Ярославль, 1996.
6.Губанова Н.Ф. Театрализованная деятельность дошкольников.- М.:ВАКО, 2007
7.Ерофеева Т.И. Игра-драматизация // Воспитание детей в игре. – М., 1994.
8.Зверева О. Л. Игра-драматизация // Воспитание детей в игре.— М., 1994.
9.Зимина И.Театр и театрализованные игры в детском саду//Дошк.восп., 2005.-N4.
10.Игры-драматизации//Эмоциональное развитие дошкольника. – М., 1983.
11.Караманенко Т.Н., Ю.Г. Кукольный театр – дошкольникам.-М., 1982.
12.Козлова С.А., Куликова Т.А. Дошкольная педагогика.-М.: Академия, 2000.
13.Куцакова Л.В., Мерзлякова С.И. Воспитание ребенка-дошкольника.-М. 2004.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Перспективный план по самообразованию на 2015 -2016 г. Тема самообразования Радивиловой Елены Ивановны воспитателя средней группы №10: «Развитие сенсорных способностей дошкольников».
Перспективный план по самообразованию на 2015 -2016 г.Тема самообразования Радивиловой Елены Ивановны воспитателя средней группы №10: «Развитие сенсорных способностей дошкольников»....
План по самообразованию «НЕТРАДИЦИОННОЕ РИСОВАНИЕ» План по самообразованию
Название «Путешествие в мир красок и фантазии»Задачи:Развивать воображение, ассоциативное мышление, мелкую моторику, координацию движения рук.Сформировать у детей технические навыки рисова...
План по самообразованию на 2018-2019. Тема самообразования: «Духовно – нравственное воспитание детей в рамках реализации Программы «Социокультурные истоки»
Тема самообразования:«Духовно – нравственное воспитание детей в рамках реализации Программы «Социокультурные истоки»...
План по самообразованию педагога - психолога Тыриной Анастасии Ивановны на 2019 – 2020 учебный год Тема самообразования: «Профилактика и коррекция агрессивного поведения детей дошкольного возраста»
План по самообразованию педагога - психолога ДОУ по теме "Профилактика и коррекция агрессивного поведения детей дошкольного возраста"...
План по самообразованию по теме: «Дидактическая игра, как форма обучения детей дошкольного возраста»; Отчет по самообразованию по теме: «Дидактическая игра, как форма обучения детей дошкольного возраста»
Муниципальное дошкольное образовательное дошкольное учреждение детский сад №7 г. ХвалынскаУчебный год 2019-2020 г....
План по самообразованию Тема самообразования: «Развитие познавательно-исследовательской деятельности у детей старшего дошкольного возраста, через экспериментирование» на период с 01.09.2020. - 30.05.2021.
План по самообразованию Тема самообразования: «Развитие познавательно-исследовательской деятельности у детей старшего дошкольного возраста, через экспериментирование»на период с 01.0...
План по самообразованию. Тема самообразования "Развитие физических качеств дошкольников в рамках внедрения ВФСК ГТО в ДОУ
План по самообразованию для инструкоров по физической культуре в ДОУ...