Проект "Чудеса из бумаги"
проект (подготовительная группа)

Галина Михайловна Новикова

Проект для подготовительной к школе группе с подробными доп.материалами

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt.docx18.66 КБ
Файл dop_material.docx54.98 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное  учреждение

 города Смоленска «Детский сад «Соловушка»  79»

                        Проект «Чудеса из бумаги»

                           Вид проекта: познавательно-творческий

                           Участники: дети, воспитатель, родители.

                           Возраст детей: 6-7лет.

                           Сроки реализации: долгосрочный проект.

                           Воспитатель: Новикова Г.М.

Истоки творческих способностей и дарования детей на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли… ,чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок. Сухомлинский В. А.

Участники проекта:

Дети подготовительной группы, воспитатель, родители детей.

Актуальность проекта:

В период дошкольного детства у ребёнка возникают первые представления об окружающем мире, формируется умение устанавливать простейшие взаимосвязи и закономерности о явлениях окружающей жизни, а также самостоятельность в применение полученных  знаний в доступной практической действительности. Дети шестого-седьмого года жизни уже обладают довольно обширными знаниями об окружающем мире. Сформированные навыки и умения в сравнении и сопоставлении, нахождении одинакового и отличительного, выделении главного способствуют ускоренному развитию аналитико-синтетических процессов, способности к комбинированию, преобразованию, что является одним из компонентов успешного обучения ребёнка в школе. Занятия аппликацией при направленном руководстве и при использовании соответствующих возрасту методов и приёмов дают большой обучающий и развивающий эффект.

Цель проекта:

- Формирование знаний о происхождении бумаги;

 - Понимания значимости в жизни людей, бережного отношения к ней;

 - Выявление технических навыков и умений в процессе аппликации;

Задачи проекта:

- Формировать у детей 6 – 7 лет элементарные представления о бумаге;

 - Расширять знания о значении бумаги в жизни человека

- Развивать творческие способности дошкольников;

- Активизировать и обогащать словарь детей;

 - Консультировать родителей по вопросам развития у детей способностей к аппликации;

 - Воспитывать любознательность, инициативность, интерес к аппликации, самостоятельность, активность, уверенность в себе.

 - Обучать техническим навыкам (обрывание, скатывание, скручивание и складывания бумаги) и умениям. Синхронизировать работу обеих рук, координировать работу обеих рук и глаз.

Предполагаемый результат:

Дети должны:

 - получить представления о бумаге, ее свойствах, назначении;

- различать виды бумаги;

- овладеть техническими навыками работы с бумагой;

 - развитие мелкой моторики рук;

Этапы реализации проекта:

Подготовительный этап

Составление перспективного плана работы по реализации проекта. Разработка критериев оценивания умений и навыков детей

 Основной этап

Планирование работы. Формирование тем для занятий. Проведение занятий.

Заключительный этап

 Выставки детских работ.

Формы  занятий: 

Занятия;

Эксперименты.

Средства занятий:

Художественное слово;

Динамические паузы,

Физкультминутки;

Дидактические игры.

Консультация для родителей «Бумагопластика»

«Бумагопластика и моделирование из бумаги»

План реализации проекта:

1-2месяц.

1. Тематическая беседа "Откуда пришла бумага"

2. Стихи и загадки о бумаге

 3. Д/игра “Что лишнее ”                                                                                                

 4. Свойство бумаги(скручивание)          

5.Выполнение работы  «Цветы в корзинке»

6.Замачивание бумаги(яичные лотки)в кипятке

информационный материал в родительский уголок:

"Значение развития мелкой моторики"

3-4 месяц.

1. Тематическая беседа "Как делают бумагу. "

2. Д. игра "Что бывает из бумаги"

3. Чтение Суханов А. С. "Сказка о листке бумаги"

4. Опыт "Разрывание бумаги".

5.Изготовление теста из замоченной бумаги, заполнение форм тестом.

6. Создание из бумажного теста  поделок (папье-маше)

информационный материал в родительский уголок:

"Бумажные фантазии (бумагопластика)"

5-6 месяц.

1. Тематическая беседа " Свойства бумаги. "

2. Дидактическая игра «Бывает – не бывает»

Воспитатель называет предмет с прилагательным «бумажный», а дети отвечают «бывает» или «не бывает»

3.Выбивание поделок из форм и просушка изделий

4.. Опыт «Сминание бумаги» 

5. Изготовление поделки из гофробумаги . «Дерево». 

6. Проведение занятия по оригами «Машинки».

информационный материал в родительский уголок:

 "Деятельное познание мира средствами оригами".

7-8 месяц.

1. Чтение стихотворения Михалков С. М. "Лист бумаги".

2. Опыт с водой и бумагой

3. Дыхательная гимнастика

Детям предлагается подуть на бумажные комочки. Понаблюдать за их движением в зависимости от силы, с которой на них дуют. 

4. Творческая деятельность (аппликация) "В лесу".

информационный материал в родительский уголок:

"Аппликация. Хорошо или плохо?"

9-10 месяц.

1. Беседа на тему "Что мы знаем о бумаге(подведение итогов)

2. Подвижная игра с бумагой "Мумия"

3.Раскрашивание поделок из папье-маше

4. Обсуждение выставки "Чудеса из бумаги"

Выставка детских работ.

Подведение итогов

Результат:

Дети:

- проявление интереса к поисковой деятельности в процессе проведения элементарных опытов;

- повышение уровня мотивации по развитию у детей познавательной сферы об окружающем мире, повышение эрудиции;

- применение знаний в практической деятельности;

- проявление интереса к декоративно-прикладному искусству и дизайну из бумаги.

Родители:

- обогащение родительского опыта приемами взаимодействия и сотрудничества с ребенком в семье.

Педагоги:

-повышение систематизации качества работы с детьми по развитию творческих и познавательно-практических способностей;

- внедрение метода сбережения в учебно-воспитательный процесс.



Предварительный просмотр:

                                    Дополнительный материал

                                  История бумаги

Воспитатель:Ребята,что бы узнать откуда к нам пришла бумага,нужно визуально переместиться в Африку. А точнее в Египет.

Физ.минутка

Египтяночка: Здравствуйте, дети! Я знаю, зачем вы пришли в прошлое. Идемте! Раньше в Греции писали на сырых глиняных плитках, на дощечках, залитых воском, выдавливая буквы острой палочкой, (дает дощечки) Напишите на таких дощечках свое имя, мне на память. (Дети пишут свое имя на плитах). Затем на берегах Нила – реки, мы нашли растение – папирус. Стебли папируса разрезаем на тонкие полоски и укладываем их друг на друга, смазываем клеем, проглаживаем деревянной гладилкой, сушим на солнце и свертываем в трубку. Длина такой книги 100 шагов. (Показывает папирус). В Пергами придумали материал, который назвали пергамент в честь города. Из чего его делали? (Показывает картину телят и овец)

Дети: Из шкур телят и овец.

Египтяночка: Стоил пергамент дороже папируса, т.к. приходилось истреблять целые стада телят и овец. Были даже целые книги, написанные на пергаменте. Иногда такая книга стоила дороже дома. На что она была похожа?

Дети: Книга напоминала сундук.

Воспитатель: Спасибо вам большое за интересный рассказ, до свидания.

Воспитатель: Наши русские предки в то время писали на бересте. Это чисто русское изобретение. Береста березовая кора. Сначала на них писали грамоты, а потом и книги. Как вы думаете, чем писали?

Дети: Процарапывали костяным или железным писалом.

Воспитатель: Затем появился новый материал, который намного тоньше пергамента. На нем очень было просто писать. Это – бумага. Рецепт изготовления бумаги придумали в Китае. Этой диковинной восхищались все страны, но китайцы держали в тайне чудесный способ. Только через века Европа узнала, как делать это чудо. Чтобы узнать, как делают бумагу нам необходимо отправиться на бумажную фабрику в Китай. (Под музыку выходит китаец)

Китаец: Здравствуйте! На бумажную фабрику привозят бревна. А вы знаете, какие деревья используются для бумаги?

Дети: Сосна, ель, пихта, сейчас береза, осина.

Китаец: (картинки) На фабрике с них сдирают кору, измельчают на щепки, которые отправляют на варку. Потом древесину помещают в специальную машину, у которой много валиков.

Дети: Одни валики отжимают, другие высушивают, третьи полируют.

Китаец: Правильно! Так переходя с валика на валик, древесина превращается в белую бумагу. Что добавляют, чтобы бумага была белой, гладкой, плотной?

Дети: Серу, соду, известь, каолин, тальк, а чтобы была цветной – красители.

Китаец: Из чего состоит бумага?

Дети: Из мелких растительных волокон, которые связаны между собой.

Китаец: Давайте сейчас возьмем и порвем лист бумаги. Если порвать бумагу вдоль волокон, то лист рвется ровно, а теперь поперек волокон – рвется не ровно. (Дети делают опыт)

Воспитатель: Спасибо за интересный рассказ. До свидания.Теперь  визуально перемещаемся домой.

Физ.минутка

                                    Беседа – Эксперементирование «Свойства бумаги»

Воспитатель загадывает загадку:

- Склеить корабль, солдата

Паровоз, машину, шпагу,

А поможет вам ребята

Разноцветная … (бумага)

Сегодня мы с вами поговорим о бумаге. Посмотрите, что лежит у меня на столе?

- Это камень, береста и лист бумаги, что в них общего? (ответы детей)

- Попробуйте нарисовать на камне, процарапать буквы на бересте и написать карандашом на бумаге (дети пытаются писать)

- Раньше люди использовали эти материалы для письма, а теперь бумагу.

- Посмотрите вокруг и назовите предметы, в изготовлении которых используют бумагу (ответы детей)

- А сейчас представьте, что бумага исчезла, как изменится наша жизнь?

- Сейчас мы узнаем какой бывает бумага. (С помощью ящика ощущений дети трогают и описывают свойства бумаги)

Проводится серия опытов с бумагой. Дети складывают разные виды бумаги (салфеточная складывается легче, ее можно сложить несколько раз, альбо- мная несколько сложнее,  картон  сгибается с трудом)

- Кусочки бумаги мнут, сравнивая какую бумагу легче смять, а какую труднее.

- Кусочки бумаги опускают в воду и наблюдают, какая намокнет быстрее.

- Бумагу разрывают, отмечая какую легче разорвать.

- Бумагу подбрасывают и следят, какая падает быстрее.

После экспериментирования составляется карта опасностей.

Итог беседы:

- Ребята, что нового вы узнали о бумаге?

- C какими свойствами бумаги вы сегодня познакомились?

Вы сегодня узнали много нового о бумаге и ее свойствах, я уверена, что теперь, вы будете бережно относится к бумаге. Чем экономнее мы будем относится к бумаге, тем больше леса сохраним.

                                                     «Бумажные секреты»-эксперименты

Динамическая пауза «Бумажные фантики»

Мы фантики бумажные,

Конфетки в нас сидели.

А детки-сладкоежки

Конфеты дружно съели.

(Дети сидят на корточках в кругу, в руках держат фантики. Имитируют поедание конфет)

Ветер вдруг набежал

И все фантики поднял.

(Встают и, кружась, машут руками, затем бегают врассыпную)

Закружились, полетели

И на землю тихо сели.

(Садятся на корточки)

Мы все фантики возьмем

(Складывают фантики в коробку)

И в коробку отнесем.

Секрет -Опыт «Бумага умеет петь?»

- Ребята, как вы думаете, может ли бумага петь, или издавать звуки?

- Давайте проверим. Берем в руки бумагу, выполняем движения «стирка белья». Что же мы слышим?

- Правильно, мы слышим звук, оказывается, бумага может петь.

Этот секрет раскрыли: Бумага может издавать звуки, петь. (Выставляю на магнитную доску карточку с опытом).

Секрет – Опыт: «Бумагу можно резать»

- Ребята, как вы думаете, можно ли бумагу разрезать?- Давайте проверим. У вас на столах лежат картон и цветная бумага: из картона вырезаем рукавичку, из цветной бумаги - девочки цветочки, мальчики машинки. Тот, кто не уверен в аккуратном собственном изображении, может использовать шаблон. Затем берём ножницы и по контору вырезаем. Что произошло? (картон и бумага режутся).А какой материал(картон, бумага) вырезался труднее? Как вы думаете ,почему?

Секрет раскрыт: бумагу можно резать. (Выставляю на магнитную доску карточку с опытом).

Секрет -Опыт «Бумага склеивается»

- Ребята, как вы думаете, может ли бумага склеиваться? — Давайте проверим. У вас на столах лежат бумажные рукавички из картона и цветные цветочки для девочек, а для мальчиков машинки. Намажьте цветочки и машинки клеем и приклейте к рукавичке. Что произошло? (машинка и цветочки приклеились). Значит, что можно делать с бумагой, склеивать.

Секрет раскрыт: бумагу можно склеивать. (Выставляю на магнитную доску карточку с опытом).

В: Дети вам понравилось раскрывать секреты бумаги? (ответы детей). Какие бумажные секреты мы сегодня узнали, если затрудняетесь, посмотрите на картинку.

В: Мне с вами было очень интересно, и я очень рада, что у вас получилось раскрыть секреты бумаги но Бумажные истории на этом не заканчиваются и мы обязательно ещё к ним вернёмся.

Спасибо!!!!!

Тема: «Красивые узоры на посуде (на тарелочках)».

 Задачи:

Развивать у детей чувство цвета, желание украсить готовые формы узором, способность замечать красивые предметы в быту. Закреплять навыки работы с красками: отжимать лишнюю, хорошо споласкивать.  Продолжать развивать воображение и эстетическое восприятие. Активизация словаря. Развитие связной речи.

Материал:

 Настоящие блюдца, тарелки заранее разрисованные разным рисунком, украшенные образцы, на отдельных листках. Лист с различными узорами: прямые, широкие линии; узкие волнистые, примакивание, точки

(синего, голубого цветов). Готовые силуэты блюдца, гуашь (белая, синяя, голубая), мягкие кисти  3.

Предшествующая работа:

Рассматривание узоров на посуде, чтение рассказа «Где работают художники», рассматривание набора «Посуда». Лепка тарелок из папье-маше. Окрашивание их и сушка.

Д/и «Найди пару»

Ход занятия:

Ребята входят в группу. В группе они видят волшебную коробку, а в ней лежит письмо.

Воспитатель: Ребята, посмотрите, что это у нас в группе появилось, пока нас не было?

Дети: Коробка.

Воспитатель: Обратите внимание, здесь есть не только коробка, но и …

Дети: Письмо!

Воспитатель: Давайте прочтем его.

Берет письмо, разворачивает и читает:

«Здравствуйте, дорогие ребята! Я прислал вам разные расписные тарелки, которые необходимо отправить на выставку в волшебную страну Каляки-Маляки. Если внимательно посмотрите, то заметите, что тарелки все с рисунками времен года … Вот только не хватает зимних рисунков. Пожалуйста, помогите. А в награду мой волшебный коробок приготовит вам подарки.

Ваш верный друг Цветной Карандашик.»

Воспитатель: Ребята давайте поможем Цветному Карандашику.

Дети: Давайте!

Достают тарелки из коробки, выставляют на выставку и рассматривают.

Воспитатель: Посмотрите, все тарелки имеют разный узор (показываю и рассматриваем узоры на посуде). Как вы думаете, кто придумывает эти разные узоры для посуды?

 Дети: Художники.

Воспитатель:Сначала художники рисуют придуманный узор на бумажных силуэтах посуды. Давайте и мы сегодня будем маленькими художниками. Мы на прошлом развлечении приготовила тарелочки из папье-маше (показываю). Вы можете выбрать свое блюдце, и придумать для неё узор. Помните, Цветной Карандашик просил изобразить зиму? Давайте посмотрим в окно. Какое время года? Как вы думаете, какие цвета характеризуют зиму?

Дети:Варианты ответов детей.

Физкультминутка:

 «Найди, где спрятано?»

Цель: развивать у детей выдержку, наблюдательность, четность.

Описание игры:

дети сидят вдоль стены. Воспитатель показывает детям флажок и говорит, что он его спрячет. Затем воспитатель предлагает детям встать и отвернуться к стене. Убедившись, что никто из детей не смотрит, воспитатель прячет флажок, после чего говорит «пора». Дети начинают искать спрятанный флажок. Кто первый найдет – тот его прячет. Повторить игру 3-4 раза.

Воспитатель: Дайте теперь пройдем за столы и начнем украшать тарелки.

Сначала показываю детям образцы приёмов рисования, кисточкой. Показываю как нарисованы, а затем на горизонтальной поверхности, кисточкой, показываю «как рисую»

Демонстрирую  украшенный образец, кисточкой поверх показываю, как рисовала узор.

Перед рисованием вспоминаем:

1.Как держать кисть

2.Что делать с лишней краской

3.Как  и из чего делали тарелки

    Дети поочередно выбирают свои тарелки (как договорились). И начинают наносить рисунок.

Пальчиковая гимнастика:

Рисовали, рисовали,

Наши пальчики устали,

А теперь мы отдохнем

 Рисовать опять начнем!

Воспитатель: Молодцы, все справились с заданьем. Ребята, помните, в письме Цветной Карандашик обещал нам подарки за хорошую работу?

Дети:  Да!!!

Воспитатель: Так давайте же еще раз заглянем в волшебную коробку.

Дети с удовольствием заглядывают в коробку и находят там конфеты.

Самостоятельная работа детей.

Оценка:

1. Работы выставляются, желающие выбирают понравившийся узор, рассказывают почему, смотрим «маленького художника» - хвалим.

2.3 – 4 человека выбирают понравившиеся узоры, рассказывают что понравилось, кто «Художник».

Итог:

Воспитатель:-Что нового и интересного вы узнали об узорах? Какие приемы мы использовали при нанесении краски кисточкой? Что больше всего понравилось и запомнилось?

Дети:Предлагают свои варианты ответов.

Воспитатель: Спасибо Цветной Карандашик. И вам, спасибо, ребята. Думаю, мы помогли нашему другу, и он теперь вовремя организует выставку тарелок со всеми временами года.

                          Консультация для родителей "Бумажные фантазии (бумагопластика)"

                                                                                          «Ум ребенка находиться на кончиках пальцев».

                                                                                                                                                 В. А. Сухомлинский

 Каждый взрослый человек, у которого есть самая драгоценная жемчужина на свете – ребенок, мечтает видеть его талантливым, умным, удачливым, а самое главное счастливым!

   Счастье многократно и многолико, но невозможно быть счастливым, потеряв чувство цвета, стремление к созиданию, гармонии, желанию творить прекрасное. Учить этому человека следует с раннего возраста, развивая образное восприятие и пространственное мышление, а если занятие – увлекательное путешествие в бумажную страну, то восторженные глаза ребенка будут великой наградой взрослому.

   Первые шаги бумагопластики настолько просты, что не требуют от ребенка больших усилий. Он с удовольствием открывает для себя возможности бумаги: рвет, мнет, сгибает, режет, образует спирали, пластичные формы. Как из всего этого сделать красивую работу, чтоб она приносила чувство удовольствия, гордости за свой труд?

Любая работа с бумагой: складывание, вырезание – дает возможность проявить свою индивидуальность; развивает творческое мышление, воображение, мелкую и крупную моторику; помогает приобщиться к миру прекрасного; помогает приобретать навыки конструкторской, учебно-исследовательской работы, опыт работы в коллективе, умение выслушивать и воспринимать чужую точку зрения. Ребенок знакомится с «бумагопластикой» еще в 2 – 3 года – это занятия аппликацией.

Таким образом, можно говорить, что все работы, связанные с изменением формы листа бумаги – это уже техника «бумагопластика».

Поэтому видами работ в технике «бумагопластика» являются (начнем самых простых и доступных форм для детей):

1. Простая аппликация

(от лат. «прикладывание») – наклеивание готовых деталей из цветной бумаги на плотную основу – картон (это для детей раннего возраста; для более старших детей – процесс вырезания деталей – самостоятельная работа).

2. Обрывная аппликация или бумажная мозаика-  это процесс заполнения контура рисунка. Всё просто и доступно, как в выкладывании мозаики. Основа — лист картона, на котором нарисован контур рисунка, который необходимо заполнить кусочками цветной бумаги. При этом цветная бумага разрывается руками.

3. Объемная аппликация – сминание целого листа бумаги или части, с дальнейшим расправлением ее и выкладыванием по контуру рисунка, нанесенного на картон. При этом края бумаги подворачиваются внутрь. Для дошкольников удобно пользоваться цветными салфетками. При определенной практике - в ход идет цветная бумага. Объемную аппликацию часто называют просто «бумагопластикой».

Разновидностью объемной аппликации являются:

- скручивания салфеток в жгуты и выкладывание рисунка;

- скатывание шариков из салфеток и выкладывание рисунка.

Любой вид аппликации связан с познавательной деятельностью и огромное влияние оказывает на развитие умственных и творческих способностей детей.

Этот вид аппликации наиболее любим детьми.

4. Торцевание– выполняется так: из гофрированной цветной бумаги вырезают небольшой квадратик, на середину квадратика ставят торцом стержень (например: не заточенный карандаш) и закручивают бумагу вокруг стержня. Получившуюся маленькую торцовку, не снимая со стержня, приклеивают клеем ПВА на рисунок, нанесённый на плотную бумагу или картон, и только тогда вынимают стержень. Каждую следующую торцовку приклеивают рядом с предыдущей плотно друг к другу, чтобы не оставалось промежутков.

Торцевание бывает:

- контурное (торцовки выкладываются по контуру изображения);

- плоскостное (торцовки располагаются плотно друг к другу по всей поверхности рисунка);

- объёмное (торцовки приклеиваются под разным углом наклона к поверхности листа, что позволяет создать объёмное изображение;

- многослойное (торцовки вклеивают друг в друга).

5. Папье-маше(с фр. «жёваная бумага») — легко поддающаяся формовке масса, получаемая из смеси бумаги клеящим веществом (как правило – ПВА). Из папье-маше изготавливают муляжи, маски, игрушки. Со старшими дошкольниками легко делать простые формы (мисочки, блюдца, бокальчики). Работа идет в два этапа:

1. непосредственно изготовление формы из папье – маше;

2. раскрашивание высохшей формы.

Выполняя поделки в этой технике, дети приобретают навыки графического и пластического изображения предметов, овладевают умением в силуэтной форме, образно, творчески перерабатывать свои впечатления.

6. Оригами(с японского «сложенная бумага») — древнее искусство складывания фигурок из бумаги. Искусство оригами своими корнями уходит в древний Китай, где и была открыта бумага. Традиционным, классическим способом считается работа с квадратом, взятым за основу. Любая фигура выполняется из квадрата большего или меньшего размера путем сгибания бумаги. Определенная цепочка взаимопревращений исходного листа-квадрата от начала работы и до полного ее завершения - это и есть техника выполнения оригами. Это - игровая технология, бумажный конструктор, способствующий формированию устойчивого интереса к учебной деятельности, обеспечивающий преемственность между учебой и игрой.

Для изготовления сложных фигур оригами используют базовые элементы: квадрат, треугольник, книжка, дверь, блин, рыба, лягушка, птица и др. С их помощью можно создавать более сложные фигуры. В последнее время разновидность модульное оригами выделяют в отдельный вид. Поэтому и мы будем придерживаться этого.

7. Модульное оригами - одной из популярных разновидностей оригами является модульное оригами, в котором целая фигура собирается из многих одинаковых частей (модулей). Каждый модуль складывается по правилам классического оригами из одного листа бумаги, а затем модули соединяются путём вкладывания их друг в друга. Эта разновидность работ в технике «бумагопластики» для дошкольников сложновата, поэтому выполняются очень простые формы (например: «Рождественский венок» - работа, выполненная с детьми старшего дошкольного возраста на занятии, образец и мастер – класс можно увидеть у меня в блоге).

8. Киригами(с японского – «резать бумагу») - разрезая, вырезая, сгибая и скручивая, получаем из обычного листа бумаги различные фигуры и образы. Примером промтого «киригами» являются снежинки. В дополнение к снежинкам можно вырезать различные цветы, паутинки и другие элементы декоративного оформления.

9. Квиллинг(«птичье перо») - искусство скручивать длинные и узкие полоски бумаги в спиральки, видоизменять их форму и составлять из полученных деталей объемные или плоскостные композиции.

В отличие от оригами, родиной которого является Япония, искусство бумагокручения возникло в Европе в конце 14 — начале 15 века. В средневековой Европе монахини создавали изящные медальоны, закручивая на кончике птичьего пера бумагу с позолоченными краями. При близком рассмотрении эти миниатюрные бумажные шедевры создавали полную иллюзию того, что они изготовлены из тонких золотых полосок. В 15 веке это считалось искусством. В 19 — дамским развлечением. Большую часть 20 века оно было забыто. И только в конце прошлого столетия квиллинг снова стал превращаться в искусство. В России искусство квиллинга считается корейским и известно как бумагокручение. Технику квиллинга со старшими дошкольниками можно применять для изготовления объёмных открыток, создания декоративных панно. Каждая композиция в квиллинге состоит из бумажных элементов различной формы, приклеенных к основе или склеенных между собой. Обычно для этого тонкие полоски бумаги скручиваются в рулончики (роллы, которым затем дают немного развернуться и придают форму.

10. Айрис фолдинг(«радужное складывание») - рисунок заполняется тонкими бумажными полосками, которые, накладываясь друг на друга под определённым углом на айрис - шаблон, создают интересный эффект закручивающейся спирали. Для работы с дошкольниками используется крайне редко.

11. Бумажная скульптура- это искусство художественного моделирования из бумаги объемных композиций и создания на основе моделей трехмерных бумажных скульптур. Это новый современный вид искусства – «бумагопластика» (появился к концу 20 – го столетия). В основе техники лежат приемы: биговка, фальцовка, высечка и вырубка, склейка. В настоящее время широко используют в дизайне интерьеров, создании авангардной моды и других направлениях.

                                                         Консультация для родителей

                     «Значение мелкой моторики в развитии  речи детей дошкольного возраста»

Развитие мелкой моторики рук детей важно для общего развития ребёнка, так как ему понадобятся точные координированные движения, чтобы писать, одеваться, а также выполнять различные бытовые и прочие действия. Речевая способность ребенка зависит не только от тренировки артикулярного аппарата, но и от движения рук. Мелкая моторика очень важна, поскольку через неё развиваются такие высшие свойства сознания, как:

- внимание;

- мышление;

- координация;

- воображение;

- наблюдательность;

- зрительная и двигательная память;

- речь.

Следовательно, движения руки всегда тесно связаны с речью и способствуют её развитию. Тренировка пальцев рук влияет на созревание речевой функции. Иначе говоря, если у малыша ловкие, подвижные пальчики, то и говорить он научится без особого труда, речь будет развиваться правильно.

Недаром педагог В. Сухомлинский писал: «Ум ребенка находится на кончике его пальцев». Ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него развиты память, внимание, связная речь. И эту работу нужно начинать с раннего возраста.

Слушая чужую речь, ребенок получает возможность звукоподражания, а в процессе звукоподражания он учится артикулировать слоги. Очень хорошую тренировку движений для пальцев дают народные игры-потешки. Недаром из поколения в поколение передаются забавные народные потешки, пальчиковые игры, такие как:

- «Сорока-сорока...»,

- «Ладушки-ладушки...»,

- «Идет коза рогатая...»,

- «Пальчик-мальчик, где ты был?...»,

- «Этот пальчик дедушка...» и другие.

Игры с пальчиками создают благоприятный эмоциональный фон, развивают умение подражать взрослому, учат вслушиваться и понимать смысл речи, повышают речевую активность ребенка. Если ребенок, выполняя упражнения, сопровождает их короткими стихотворными строчками, то его речь становится более четкой, ритмичной, яркой.

Упражнения и занятия, в которых участвуют маленькие пальчики ребенка, важных для умственного и психического развития. Важной частью являются «пальчиковые игры» и игры «Расскажи стихи руками». Они увлекательны и способствуют развитию речи, творческой деятельности. В ходе «пальчиковых игр» дети, повторяя движения взрослых, активизируют моторику рук. Тем самым вырабатывается ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности.

«Пальчиковые игры», игры «Расскажи стихи руками» - это инсценировка каких-либо рифмованных историй, сказок при помощи пальцев. Многие игры требуют участия обеих рук, что дает возможность детям ориентироваться в понятиях: «вправо», «влево», «вверх», «вниз». Эти упражнения направлены на улучшение подвижности пальцев, развитие их силы и гибкости и, как следствие, улучшение почерка. Так же эти игры позволяют детям раскрепоститься, почувствовать себя уверенными, способствуют налаживанию доверительных отношений с взрослыми.

Какова же методика проведения этих игр?

Сначала взрослый читает стихотворение, затем читает еще раз и одновременно выполняет движения, потом взрослый еще раз читает стихотворение и показывает его вместе с ребятами.

Например, стихотворение «Машина».

Би-би-би - постукивать кулачком о кулачок

Гудит машина.

Тук-тук-тук - хлопки руками

Мотор стучит.

Едем, едем, едем, едем - топать ногами

Он так быстро говорит.

Шины трутся о дорогу - потереть ладошки

Шу-шу-шу - они шуршат.

Быстро крутятся колеса - «вертушка» руками

Та-та-та - вперед спешат

Стихотворение «Зайка».

Заинька - зайка - прыжки на месте, поджав руки

Маленький зайка - садятся на корточки

Длинные ушки - ладошки к голове

Быстрые ножки - бег на месте

Деток боишься - обхватить себя руками,

Зайка-трусишка - изображая страх.

Когда дети поймут принцип игры, они сами начнут выдумывать движения - это необходимо поощрять. Следующие стихотворения, прочитав один раз, можно предложить изобразить самим детям, что обычно вызывает бурю восторга и море фантазии.

Уровень развития мелкой моторики - один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению. Дети с плохо развитой ручной моторикой неловко держат ложку, карандаш, не могут застёгивать пуговицы, шнуровать ботинки. Им трудно работать с мелким конструктором и другими мелкими предметами. В этом случае очень хорошо зарекомендовала себя разнообразная предметная деятельность:

- застегивание и расстегивание пуговиц;

- всевозможные шнуровки;

- нанизывание колец на тесьму;

- игры с мозаикой;

- игры с конструктором;

- сортировка круп, зёрен (гречка - горох, фасоль бобы).

Хорошими помощниками для развития мелкой моторики у детей являются развивающие игрушки:

- игрушки-шнуровки - дают возможность придумать множество игр;

- деревянная пирамидка - помогает развивать мелкую моторику, логическое мышление, освоение новых форм, размеров, цвета; изготовленная из дерева несет в себе положительную энергию, приятно держать в руках, всегда теплое на ощупь;

- кубики - развитие не только мелкой моторики и пространственного мышления, но и развитие внимания и логики;

- конструкторы - развивают пространственное мышление, моторику, творческие способности;

- рамки и вкладыши - способствуют развитию мелкой моторки рук, самостоятельности, внимания, цветового восприятия предмета, логического и ассоциативного мышления;

- фигурки на магнитах - развивают мелкую моторику, координацию движений, пространственного мышления;

- пазлы - развитие внимания, сообразительности, логического мышления, координированной работы глаз и кистей рук;

- мозаика - способствует развитию мелкой моторики, сообразительности и творческих способностей ребенка.

Чем «умнее» руки, тем умнее ребенок. Приобретая игрушки для развития мелкой моторики у детей, важно помнить, что только совместная деятельность взрослого и ребенка даст положительный результат.  Умелыми пальцы становятся не сразу.

Главное помнить золотое правило: игры и упражнения, пальчиковые разминки должны проводиться систематически.

                                              Консультация для родителей:

                              «Деятельное познание мира средствами оригами».

Искусство оригами возникло в Японии примерно в IХ веке нашей эры.

В далекой древности оригами имело религиозное предназначение, было храмовым искусством. Изготовление красочных фигурок являлось священным ритуальным действием. Ими украшали статую «многоликой» и«тысячерукой» богини милосердия Каннон, чтобы задобрить её и попросить покровительства.

Японцы видели мистическую связь между религиозными ритуалами и изделиями из сложенной бумаги. Ведь«ори» означает «сложенный», а «ками» - «бумага» и «бог» одновременно.

Утратив со временем своё ритуальное предназначение, оригами вышло за пределы храмов и достигло императорского двора. Умение складывать из бумаги считалось у придворных одним из признаков хорошего образования и изысканных манер. Аристократы соревновались в умении складывать в форме бабочки, журавля или цветка важные послания и дружеские записки.

Фигурки оригами служили гербом и печатью в некоторых семьях. Именно тогда было изобретено множество моделей, ставших в последствии классическими. Среди них – японский журавлик (цуру) – традиционный символ счастья и долголетия.

В те времена бумага была материалом редким и дорогим. Лишь спустя несколько столетий оригами стало достоянием каждого японца, украшением японского быта, карнавальных шествий, народных праздников.

Во второй половине XIX века оригами постепенно распространилось по всему миру. Тогда же оригами стало одним из любимых занятий детей в России. Оригами увлекались многие известные люди, среди которых Леонардо да Винчи, Льюис Кэрролл, Гарри Гудини, Лев Толстой.

Значение оригами для развития ребёнка.

Многое должен знать и уметь ребёнок, вступая в незнакомую, но такую притягивающую школьную жизнь. Подготовить ребёнка к этому важному моменту в жизни поможет ОРИГАМИ – искусство, близкое и доступное.

Не перечислить всех достоинств оригами в развитии ребёнка. Доступность бумаги как материала, простота её обработки привлекают детей. Они овладевают различными приёмами и способами действий с бумагой, такими, как сгибание, многократное складывание, надрезание, склеивание.

Оригами развивает у детей способность работать руками под контролем сознания, у них совершенствуется мелкая моторика рук, точные движения пальцев, происходит развитие глазомера.

Оригами способствует концентрации внимания, так как заставляет сосредоточиться на процессе изготовления, чтобы получить результат.

Оригами имеет огромное значение в развитии конструктивного мышления детей, их творческого воображения, художественного вкуса.

Оригами стимулирует и развитие памяти, так как ребёнок, чтобы сделать поделку, должен запомнить последовательность её изготовления, приёмы и способы складывания.

Оно знакомит детей с основными геометрическими понятиями (угол, сторона, квадрат, треугольник и т. д., одновременно происходит обогащение словаря специальными терминами.

Оригами активизирует мыслительные процессы. В процессе конструирования у ребёнка возникает необходимость соотнесения наглядных символов (показ приёмов складывания, со словесными (объяснение приёмов складывания) и перевод их значения в практическую деятельность (самостоятельное выполнение действий).

Оригами совершенствует трудовые умения ребёнка, формирует культуру труда.

Оригами способствует созданию игровых ситуаций. Сложив из бумаги маски животных, дети включаются в игру-драматизацию по знакомой сказке, становятся сказочными героями, совершают путешествие в мир цветов и т. д.

Эстетическое значение от того, как на глазах ребёнка и его руках простой лист бумаги превращается в красивую и изящную вещь.

Совместное изучение схем складывания вместе с родителями и получение ребёнком положительных эмоций, когда из листа бумаги получается фигурка.

Бумажная розочка или журавлик может стать оригинальной игрушкой на новогодней ёлке, служить украшением праздничного стола на дне рождения ребёнка или стать хорошим подарком родителям или друзьям.

Оригами – это вид деятельности, в котором задействованы одновременно обе руки. Это занятие способствует повышению активности и левого, и правого полушария мозга. Таким образом, активная работа рук, наряду с работой интеллекта создаёт очень интересные условия для развития психических способностей человека. Пластичность детского мозга и минимальное доминирование одного полушария над другим в детстве является очень благоприятной почвой для развития обеих половин мозга и для выработки стратегии взаимодействия полушарий.

Итак, занятия оригами влияют на психическое состояние человека следующим образом:

1. Повышается активность правого (творческого) полушария головного мозга и уравновешивается работа полушарий.

2. Повышается уровень интеллекта (комплекс таких психических процессов, как внимательность, восприятие, воображение, смышленость, логичность).

3. Активизируется творческое мышление: растёт скорость, гибкость и оригинальность.

4. Повышается, стабилизируется на высоком уровне психоэмоциональное состояние.

5. Снижается тревожность, что позволяет легче адаптироваться к психотравмирующим ситуациям.

6. Улучшаются двигательные способности рук (повышение качества складываемых моделей позволяет говорить о развитии тонкой моторики рук в процессе занятий оригами).

7. Улучшается глазомер.

                       История возникновения техники папье-маше.

Творения мастеров, владеющих папье-маше, дошли до нас в виде огромных колон с лепниной в Эрмитаже, в виде скульптур богов в буддийских храмах, в виде лаковых шкатулок с миниатюрами.

Из-за французского названия считается, что искусство папье-маше зародилось во Франции, однако это не совсем верно: изделий из папье-маше (фр. «жеваная бумага») во Франции не было до самой середины XVII века, а родиной этого вида искусства является Китай, где была изобретена бумага. При раскопках на территории Древнего Китая были обнаружены шлемы, изготовленные методом папье-маше, и год создания этих шлемов колеблется между 202-м и 220-м годом до н.э.

Далее увлечение папье-маше распространилось на территорию Японии и Персии, где таким методом изготавливались маски для специальных церемоний.

Религиозное учение буддистов требовало от своих приверженцев аскетического образа жизни. Исходя из этого, восьмой сегун династии Токугава - Ёсимунэ, правивший в XVIII веке, издал ряд указов, согласно которым в стране вводились ограничения на роскошь. Никаких дорогих материалов при изготовлении одежды, кухонной утвари и даже игрушек. Так и получилось, что в обиход вошли изделия из папье-маше, которые изготавливались из самого доступного и дешевого сырья - макулатуры.

Харико - так в Японии называются изделия из папье-маше, просты в изготовлении, стоят дешево и выглядят не менее эффектно, чем настоящие дорогостоящие произведения искусства из фарфора, кости, дерева, создание которых требует от мастера больших трудов.

Новые законы способствовали широкому распространению папье-маше. Однако было бы неверно считать, что харико появилось именно благодаря сегуну и его нововведениям. Открытие этого интересного вида искусства, принадлежит китайцам, изобретшим бумагу. При изготовлении бумажных листов использовалась пульпа из целлюлозы, из которой, при желании, можно было слепить фигурки разной формы. Специально подготавливая заготовки из дерева, мастера заполняли их предварительно смоченной пульпой, в результате получая статуэтки. Уже позже такая технология использовалась для изготовления муляжных шлемов и крышек для кухонной утвари.

Японские мастера переняли эту технику еще в VIII веке. Ими было создано множество статуэток на религиозную тематику. Конечно, по качеству и, соответственно, цене, они не могли сравниваться с творениями из бронзы, резного дерева, но, тем не менее, изделиями из папье-маше украшались дома небогатых людей и бедные храмы. Более того, были созданы вещи, которые можно было сравнить с настоящими произведениями искусства, причем некоторые из них оказались настолько прочными, что сохранились и по сегодняшний день. Так статуэтка бодхисаттвы Мондзю - Мондзю-босацу была изготовлена в 1269 год и в настоящее время она хранится в сокровищнице буддийского храма Тюгудзи (Икаруга, преф. Нара).

Изначально, японские мастера следовали схеме, которую использовали китайцы. Так, они сначала подготавливали форму, а затем заполняли ее целлюлозной пульпой, предварительно вымоченной в воде. После этого будущая поделка хорошо просушивалась, промазывалась раствором клея и, уже после этого, на нее наносился рисунок. Со временем японцы нашли несколько иной способ работы. Они в течение двадцати дней вымачивали в воде нарезанные бумажные полоски. Причем использовали для этого не дорогостоящую бумагу васи, а уже использованные и исписанные листы, что позволяло пускать в ход вторсырье. Обкладывая бумагой форму, мастера промазывали клеем каждый проложенный слой, в результате добиваясь прочности изделия. Если будущее изделие имело сложную форму его делали из двух половинок, которые соединялись уже после того как были хорошо высушены. Специально для того, чтобы даже со временем форма изделия оставалась неизменной, фигурка заполнялась бумагой.

Данная техника изготовления различных вещей распространилась по всей стране. Причем в каждой провинции мастера придумывали собственные способы изготовления харико. Одни делали деревянные формы, другие использовали для этого глину, а были и такие, кто работал с бамбуковой основой. Так, изделия иккамбари, родиной которых считается Сикоку, создавались именно на форме из бамбука и, для их изготовления, использовалась рукодельная бумага васи, а также специальный состав - танин хурмы, благодаря которому изделие не боялось воды. Финальным шагом в процессе являлось лакирование.

Пик популярности папье-маше пришелся на XVIII век. Бедные слои населения, которым не по карману были дорогостоящие изделия из керамики, фарфора, бронзы и резного дерева, с удовольствием приобретали недорогие поделки, даже, несмотря на то, что их качество было ниже.

Традиционно, японские праздники - мацури, проходили с использованием масок, которые были изготовлены из папье-маше. Согласно древним преданиям, именно маска позволяла людям стать ближе к небожителям. По этой причине театральные постановки, а также торжественные церемонии и события в Японии не обходятся без использования главного атрибута - маски.

Не меньшей популярностью в древней Японии пользовались амулеты. Жители этой страны очень серьезно относятся к астрологии и поэтому каждый, согласно своему знаку Зодиака, имеет собственного покровителя.

Иногда оберегом становился амулет ину -харико (собака из папье-маше) или символ мужества тора-харико - бумажный тигр. Символом исполнения желаний, который в Японии принято покупать к Новому году, стало изображение основателя дзэн-буддизма Бодхидхармы - Дарумы. Фигурка красного цвета должна исполнить желание и если она не справится с заданием, ей уготовано быть сожженной. Если же все произойдет именно так, как и было загадано, фигурка похожая на неваляшку будет храниться как важный сувенир. Дарум может быть изготовлен их различных материалов, что касается папье-маше, то этот вариант самый недорогой.

Кошки из папье-маше, именуемые – манэки -нэко должны приманивать в дом хозяина достаток и денежное благосостояние. А для хранения денежек сгодится копилка -  свинья -харико [3. C. 27].

Только в 70-е годы XVII века папье-маше стали известны во всем мире, в том числе и во Франции. В 1740 г. началось производство лакированных изделий из папье-маше по образцам, которые были привезены из Японии. Бизнес оказался настолько удачным, что начали изобретаться все более новые клеящие составы и техники, благодаря которым изделия обладали такой же прочностью, как дерево.

Чаще всего папье-маше использовалось для изготовления кукол. Во Франции было налажено их массовое производство, и нынче эти куклы в большой цене среди коллекционеров. По сей день техника папье-маше используется в театрах при изготовлении декораций. Они получаются очень легкими и их без усилий можно перемещать по сцене. А если подобное изделие не подвергать воздействию влаги, оно может прослужить очень долго.

В России папье-маше появилось два века назад, когда московский купец Петр Иванович Коробов, изучивший технологию немецких лаков, изготовляющихся фабрикой Иоганна Штобвассера в городе Брауншвейге, основал в 1795 году в селе Даниловке (часть современного села Федоскино) небольшую фабрику.

 Местные крестьяне с помощью вывезенных из Германии мастеров быстро освоили технологию изготовления папье-маше, материала, из которого и поныне создают лаковые шкатулки, украшаемые красочной миниатюрой. Поначалу зародившееся в России лаковое производство выпускало лакированные козырьки для военных головных уборов, потом - круглые табакерки, модные в начале XIX века.

В 1818 году Федоскинская фабрика перешла к зятю Коробова Петру Васильевичу Лукутину (1784-1863), затем к сыну Александру.

Техника изготовления папье-маше отличает русские лаки самим материалом от более древних - японских и китайских лаков с основой на дереве.

Нарезанные ленты картона смазываются мучным клейстером и навиваются на деревянные или металлические болванки нужных форм: шкатулки, ларцы, коробочки для мелочей, чайницы и прочие изделия. После прессования заготовку снимают и пропитывают льняным маслом, сушат в специальных шкафах при температуре до 100?С.

Потом приделывают крышку и приделывают донышко. После чего изделие обрабатывается стамесками, наждаками с целью достижения нужного контура формы, шпаклюется и просушивается. После шлифовки накладывается черный лак в несколько слоев. Внутренняя поверхность коробки окрашивается в красный цвет и покрывается бесцветным лаком. Прежде чем приступить к миниатюре черная поверхность пемзуется, отчего она становиться матовой. На нее наноситься рисунок путем перевода или прочерчивания, и начинается сложный процесс живописи. Традиционно в Федоскине пишут масляными красками, соответственно применяя метод реалистической живописи, воспринятый от традиции искусства XVIII-XIX веков.

                      Особенности технологии изделий из папье-маше.

В настоящее время существует несколько техник изготовления изделий из папье-маше.

Первый - изделие послойно склеивается на модели из маленьких кусочков мокрой бумаги на заранее приготовленной модели. В классической технике наносится от нескольких до 100 слоев бумаги. Сейчас для этого часто используют поливинилацетатный клей, а раньше применяли крахмальный клейстер.

Второй метод - изделия формируются из жидкой бумажной массы. Бумага, разрезанная на мелкие кусочки, заливается горячей водой и на сутки помещается в теплое место. Затем она подвергается кипячению, отжимается, разрыхляется и высушивается. Полученная бумажная масса тщательно перемешивается с мелом. В бумажно-меловую смесь при постоянном помешивании добавляют клей до получения пластичного сметанообразного теста. В качестве клея используют смесь крахмального клейстера и столярного клея. Тесто выливают в приготовленную форму или наносят слоем на ее поверхности и выдерживают до полного высыхания.

Папье-маше из бумажной массы

Материалы: салфетки; туалетная бумага; кассеты из под яиц (или старые газеты); клей ПВА или клейстер, который варится из крахмала (1 ч. л. крахмала на 1 стакан холодной воды).

Инструменты: пластиковый лоток, миксер, марля.

Порядок работы:

. Порвите бумажные салфетки на небольшие кусочки и как следует сомните (салфетки удобней и быстрее рвать по волокнам, также как и бумагу). Сложите бумагу в лоток, залейте водой и оставьте на некоторое время.

. После того как бумага размокнет, слейте лишнюю воду. Хорошо перемешайте бумажную массу миксером.

. Смешайте получившуюся «кашицу» с клеем ПВА в пропорции 2 части бумажной массы на 1 часть клея. Вымесите массу как тесто, продолжая измельчать отдельные комочки бумаги до однородной массы.

. Заверните бумажное «тесто» в марлю и немного отожмите. Также можно отжать просто руками. По пластичности масса должна напоминать глину. Для проверки пластичности можно использовать технологию кольца. Скатайте в ладонях колбаску и обверните вокруг пальца, проверти наличие разрывов и трещин в образовавшемся кольце. Если кольцо осталось цельным, масса готова для лепки.

Третий метод - изделия склеиваются подобно фанере под давлением из пластин твердого плотного картона.

Склеивание плотного картона под прессом.

Материалы: плотный картон (или гофрированный картон), клей ПВА, скрепки, скобы с маркировкой для конкретного степлера

Инструменты: ножницы, пробойники, резак для бумаги, лезвие, степлер.

Порядок работы:

1. Вырежи из картона достаточное количество нужных форм. Количество зависит от нужной плотности, толщины и жесткости изготовляемого изделия. Я обычно в этой технике делая доспехи и мне достаточно 8 - 10 слоев картона.

2. После того как картон вырезан, он склеивается поочередно друг с другом. Вся поверхность детали равномерно покрывается тонким слоем клея и под давлением прижимается друг к другу. Для плотного и ровного склеивания картонных пластин рекомендую использовать канцелярские скрепки и степлер. Для создания нужного давления используйте груз. Можно поместить изделие под домашний ковер и домотчатци сами создадут нужное давление. В особых случаях, когда мы хотим придать изделию вогнутую форму, придется в виде пресса использовать гири, банки с водой, веревку.

3. Дайте изделию хорошо высохнуть, если нужно проделайте дополнительные отверстия с помощью пробойников.

Прогрунтуйте и прошкурите поверхность, после чего можно приступить к декорированию изделия. Очень часто одной технологией изготовления папье-маше дело не ограничивается. В одном изделие встречается несколько технологий один из которых является основным. а другой вспомогательным. Например, для декорирования меча, по готовой поверхности рукоятки наносится объемный декор с помощью бумажной массы, а при изготовлении маскарадной маски с помощью бумажной массы мы используем традиционный способ оклеивания формы кусочками рваной бумаги для придания изделию повышенной прочности.

Высушенные изделия, шпатлюют, шлифуют, грунтуют, а затем подвергаются росписи.

Модели для формования изделий выполняют традиционно из пластилина, глины, дерева и гипса.

В производстве изделий из папье-маше для интенсификации процессов и повышения плотности изделий можно использовать давление и температуру, так же, как мы это делаем при изготовлении твердых ДВП.

Привлекательность папье-маше для современного человечества основывается скорее в применении натуральных материалов и использовании классической художественной традиции .

Технология изготовления папье-маше из бумаги

Вся премудрость техники папье-маше заключается в оклеивании какой-нибудь формы кусочками мягкой бумаги в несколько слоев. Само по себе это несложно, но требует терпения и аккуратности. А в результате можно создать такие замечательные произведения, что вы не пожалеете потраченного времени. В 80 года в любом детском саду, школе дети знакомились с техникой папье-маше и с любовью вспоминают эти уроки. Я хочу поделиться своим опытом и своими открытиями и ноу-хау в этой технике. Могу утвердительно сказать что техника папье-маше с одной стороны насчитывает историю четырех веков а с другой стороны стремительно развивается и занимает все большее пространство в современном искусстве, благодаря новым материалом декорирования (акрил, кожа, стеклярус и т.д.).

Работать с папье-маше удобнее всего на большом столе. Обязательно застелите стол газетами или старой клеенкой. Во время работы ваши руки будут пачкаться в клее, поэтому их надо чаще протирать большой сухой или немного влажной тряпочкой.

Если рассчитываете, что форма, которую вы оклеиваете, останется внутри изделия, смажьте ее клеем (воздушный шарик, пластиковая тара, картонные коробки и т.д.). Если же форму придется потом извлекать, надо смазать ее вазелином (растительным маслом или обернуть в целлофановый пакет) и клеить первый слой мокрой бумаги на него.

Разрывая газету руками (ни в коем случае не режьте ножницами!) на маленькие кусочки, оклейте ими всю поверхность формы.

Смажьте первый слой бумаги клеем и наклейте второй слой. Чтобы не запутаться, где какой слой, возьмите для второго слоя бумагу другого цвета (со шрифтом, белые поля газеты).

Таким образом, оклейте форму несколькими слоями бумаги.

Куски бумаги могут быть и крупнее, тогда дело пойдет быстрее. Но в этом случае сначала опустите куски в миску с клеем, дайте им намокнуть и помните в руках. Только тогда большие куски бумаги плотно покроют поверхность формы, собираясь в складки. Складки хорошенько разгладьте руками.

В этом случае форму не надо предварительно смазывать клеем.

В качестве форм для папье-маше рекомендуется использовать различные поверхности, например воздушные шары, с помощью которых можно делать карнавальные маски. Стеклянные банки подойдут для изготовления емкостей под любые мелочи. Жестяные банки и коробки пригодятся в процессе выполнения шкатулок для пуговиц, канцелярских принадлежностей, бижутерии и пр. Банки из-под консервов также могут стать формой для любых емкостей или цветочных горшков. Чтобы создать оригинальную основу, можно воспользоваться пластилином, вылепив нужную для изделия фигуру, например, замок, дом, модель автомобиля, сердечко и др.

Когда папье-маше снимут с формы, его поверхность может быть недостаточно ровной и гладкой. Чтобы этого избежать, ее необходимо загрунтовать любой строительной шпатлевкой на водной основе. Грунт наносят на поверхность и тщательно размазывают, заделывая все неровности и трещины. Дают грунтовке высохнуть, после чего обрабатывают изделие мелкой наждачной бумагой.

Чтобы изделие из папье-маше стало красивым и оригинальным его нужно декорировать. Для этого подойдет техника декупаж, которая позволит создать изящные вещи для домашнего интерьера. Для декупажа можно использовать трехслойные бумажные салфетки с красивым рисунком или вырезать любую понравившуюся картинку из глянцевого журнала. Бумажный элемент для декупажа можно выполнить и самостоятельно, нарисовав любой узор или орнамент. Далее его прикрепляют к поверхности изделия клеем ПВА, яичным белком, клеящим карандашом или специальным клеем для декупажа. Затем обязательно покрывают несколькими слоями лака, давая каждому из них хорошо просохнуть.

Покрывать папье-маше красками также уместно, но желательно использовать акриловые или масляные краски, которые не стираются от прикосновений к предмету. Гуашь и акварель непременно следует покрыть лаком. При росписи гуашью лучше всего добавить в краску немного клея ПВА, тогда она будет хорошо ложиться на поверхность.

Готовое изделие из папье-маше можно украшать объемными фигурками, создавая композицию или орнамент. Для их изготовления используют соленое тесто или затвердевающую массу для лепки. Соленое тесто является простым и дешевым способом декорирования поверхности папье-маше.

Для приготовления теста необходимо смешать 1 часть муки с 1 частью мелкой соли, добавить немного кипяченой воды и замесить эту смесь. Влить 1 ч. л. растительного масла, чтобы масса стала более эластичной. Фигурки из соленого теста можно просто вылепить или вырезать острым ножом из тонкого раскатанного пласта. Особенно удачно и красиво смотрятся орнаменты, составленные из фигурок, которые выполнены из тонких жгутиков.

Поверхность папье-маше будет выглядеть очень красиво, если украсить ее бисером, приклеенным на клей ПВА и покрытым лаком для прочности.

Бумажная аппликация является одним из способов декорирования поверхности изделий из папье-маше. Из цветной бумаги можно выполнить аппликацию в стиле квилинг, например, на шкатулке или рамке для фотографий. Тонкие полоски бумаги скручивают в тугие спирали, придавая им разнообразные формы. Затем заготовки из полосок наклеивают на поверхность, создавая причудливые узоры или орнаменты, изящные цветы или красочных бабочек. Самый простой способ бумажной аппликации - это приклеивание различных фигур (цветов, кружков, полосок) на предмет из папье-маше. Например, обычный стакан может легко превратиться в оригинальную подставку для карандашей и ручек, если на нем будет выполнена простая аппликация из кружков и квадратов.

Настенное блюдо из папье-маше можно украсить тканью, приклеенной на его поверхность. Для декорирования подходят разные виды ткани, например, особенно удачно и изящно будут смотреться гипюр или органза, а также пестрые ситец, сатин и атлас. Как правило, рекомендуется выбирать тонкие материалы с красивыми рисунками и фактурой. Крупные элементы узора на ткани обычно вырезают по контуру, а затем приклеивают клеем и покрывают работу лаком после высыхания.

Макаронные изделия отличаются оригинальной формой, поэтому они также являются подходящим материалом для украшения изделий из папье-маше. Например, бантики, звездочки, спирали, ракушки способны оказаться необычными деталями узора на рамке для фотографий или банке для сыпучих продуктов. Кроме того, макароны можно окрасить в любой цвет и покрыть лаком [4. C. 36].

Крупы и семена растений - еще один из вариантов декора изделий из папье-маше. С их помощью создается интересная фактура поверхности или выкладывается красивый узор. Для работы подойдут гречневая, манная, пшеничная крупы, рис, просо, семена подсолнечника и тыквы, горох и фасоль. Крупу и семена, выложенные в виде оригинальных узоров, также легко покрыть красками.

                                  Консультация для родителей

                             «Аппликация. Хорошо или плохо?»

Аппликация - один из любимых видов изобразительной деятельности детей. Детей радует яркий цвет бумаги, удачное ритмическое расположение фигур, большой интерес у них вызывает техника вырезания и наклеивания.

Аппликация - один из самых доступных и понятных видов детского творчества. Ведь аппликация развивает моторику у детей, мышление, эстетический вкус и воображение.

Аппликация - тесно связана с сенсорным восприятием. Развитию сенсорного восприятия способствует операции по обработке бумаги : сгибание, резание, разрывание и обрывание, наклеивание.

Аппликация из бумаги для детей может стать очень интересным и развивающим занятием.

Аппликация связана с познавательной деятельностью и огромное влияние оказывает на развитие умственных и творческих способностей детей. В аппликации  можно показать  ребёнку новые способы создания образов : симметричное вырезание из сложенной вдвое бумаги для изображения симметричных или парных предметов, силуэтное вырезание по нарисованному или воображаемому контуру для изображения несимметричных предметов; накладная аппликация для получения многоцветных образов, несложный прорезной декор (круги, полукруги, ромбы, ёлочки) для изготовления ажурных изделий (салфетки, занавески, кукольная одежда) ; в коллективной работе создавать орнаментальные аппликации (панно, фризы, коллажи). В действительности делать аппликацию не сложно, подготовиться можно за несколько минут или в процессе занятия с ребенком.

Аппликация связана с познавательной деятельностью и огромное влияние оказывает на развитие умственных и творческих способностей детей.

Попробуйте дома с ребёнком

Из салфеток: нарисуйте контур картины на листе бумаги, мелко порвите салфетку, вместе скатайте комочки из салфеток, налейте клей ПВА в неглубокую емкость. Пусть ребёнок берет шарик из салфетки и макает в клей и наклеивает на изображение, стараясь приклеивать шарик к шарику. В итоге получиться объемная и красивая картина.

Обрывная аппликация : в этом случае мы разрываем бумагу на кусочки и составляем из них изображение.

Накладная аппликация: эта техника позволяет получить многоцветное изображение. Задумывая образ и последовательно создаем его и накладывая и наклеивая детали слоями так, чтобы каждая следующая деталь была меньше предыдущей по размеру.

Объёмная аппликация - это вид поделок с детьми, который не требует обучения, специальных инструментов или владения какими-то особенными навыками. Для того чтобы сделать красивую объемную аппликацию вам потребуются ножницы, клей, цветная бумага и желание сделать красивую поделку. У детей занимающихся объёмной аппликацией повышается уровень внимания, терпения и усидчивости, а также развивается моторика рук.

Аппликация из семян и круп: в этом случае вам потребуются семечки (арбузные или тыквенные, крупа, карандаш, картон, клей ПВА. На картоне делаем рисунок с помощью карандаша, затем рисунок промазываем клеем ПВА и посыпаем крупой или семечками. Аппликация из круп дают вашему ребёнку массу приятных тактильных ощущений.

Аппликацию можно делать, используя другие материалы :

КОРУ, ХВОЮ, СОЛОМУ, ПЕРЬЯ, ВЕТОЧКИ, ТРАВУ, МОХ, СПИЧКИ, ПРЯЖУ, ВАТУ, ПЛАСТИЛИН, РАКУШКИ, КАМУШКИ, СУХИЕ ЯГОДЫ, БУСИНКИ И СТРАЗЫ, ЯИЧНУЮ СКОРЛУПУ, ФОЛЬГУ.

Дайте волю вашей фантазии и у вас будет множество идей для аппликаций, чудесные поделки и масса положительных эмоций у вас и вашего ребёнка.

Проведите свой досуг с вашим ребёнком. Фантазируйте и творите!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по экспериментированию с бумагой «Волшебница бумага» (старшая группа)

Цель:         Обратить внимание детей на значение и разнообразие бумаги в нашей жизни. Познакомить с производством бумаги. Научить отличать вещи, сделанные из б...

Конспект занятия по конструированию из бумаги на тему МЕБЕЛЬ из БУМАГИ на основе складывания прямоугольника

Конспект занятия по конструированию из бумаги на тему  МЕБЕЛЬ из БУМАГИ на основе складывания прямоугольника...

Конспект занятия по экспериментированию с бумагой «Волшебница бумага» (старшая группа)

Цель: Обратить внимание детей на значение и разнообразие бумаги в нашей жизни. Познакомить с производством бумаги. Научить отличать вещи, сделанные из бумаги, определять ее качество (цвет, гладкость, ...

Видеофильм о производстве бумаги «Так рождается бумага»

Видеофильм о производстве бумаги «Так рождается бумага»                                    [[{"type":"med...

Мастер-классы для родителей, воспитанников и воспитателей: «Волшебный мир бумаги и великолепных цветов из крепа» (гофрированной бумаги) гиацинты. Подмосковье. г.Красногорск 2016г.

Мастер – классы – это организованная деятельность, которая развивает художественный вкус, фантазию и воображение, мелкую моторику рук, что в свою очередь, влияет на развитие речи и мышления детей, уси...

Бумага. Применение бумаги

Мастер - класс для педагогов и родителей....