Петербургская Палитра
рабочая программа (подготовительная группа)
Рабочая программа на 2020 – 2021 учебный год к дополнительной общеобразовательной программы туристско-краеведческой направленности «Петербургская Палитра» для детей 6-7- лет социально педагогической направленности составлена на основе учебно-методического пособия «Город сказка, город быль. Знакомим дошкольников с Санкт-Петербургом» издательство «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2020 г. Программа модифицированная, направленная на создание условий для ознакомления детей с Санкт-Петербургом, через организацию восприятия архитектурно-скульптурной среды городского пространства.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 62.79 КБ |
Предварительный просмотр:
администрация красногвардейского района санкт - петербурга
государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад № 26 красногвардейского района санкт – петербурга
«ПРИНЯТО» «УТВЕРЖДЕНО»
Заведующий ГБДОУ № 26
на заседании Педагогического Совета приказ от _____ № _______
протокол от ___________№ _______ Семёнова А.В.___________
Тихонова О.С._______________________
Рабочая программа на 2020-2021 учебный год дополнительной общеобразовательной программа туристско-краеведческой направленности
«ПЕТЕРБУРГСКАЯ ПАЛИТРА»
Социально – педагогической направленности
(1 год обучения)
Программа составлена на основе учебно-методического пособия «Город сказка, город быль». Знакомим дошкольников с Санкт-Петербургом.
Издательство «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2020 г.
Составитель:
Воспитатель первой квалификационной категории
Тиганова К.Ю.
Санкт – Петербург
2020 г.
Паспорт рабочей программы на 2020-2021 учебный год к дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе «Петербургская Палитра»
Тип программы | Дополнительная общеобразовательная программа туристско-краеведческой направленности |
Наименование | «Петербургская Палитра» |
Педагог исполнитель | Тиганова Ксения Юрьевна |
Номер группы воспитанников | Группа № 5 «Совята» |
Направленность | Социально-педагогическая направденность |
Адресат программы: | Дошкольники 6-7 лет |
Характеристика контингента по уровню подготовленности и по составу | Группа одного возраста, с разным (низким, средним, высоким) уровнем подготовки, требует коррекционной работы. Обучающиеся разного социального статуса, большинство девочек, есть гиперактивный ребёнок |
Цель: |
|
Задачи: |
|
Форма и режим занятий: | занятия групповые, подгрупповые, проводятся 1 раза в неделю по 25 – 30 минут во второй половине дня (после дневного сна) |
Объём и срок реализации: | программа «Петербургская Палитра» рассчитана на 1 год обучения, З6 часов в год. Сроки реализации программы: с 01.09.2020г по 25.05.2021г |
Описание материально- технического и учебно-обеспечения | Учебный кабинет; комплекты игрушек по тематике занятий;; видеоматериалы; интерактивная доска; google презентации; макеты архитектурных зданий Санкт-Петербурга; 3-D пазлы; картотека альбомов по достопримечательностям Санкт-Петербурга |
Формы проведения итогов | Фотовыставка продуктивной детской деятельности, детских индивидуальных и групповых поделок; Открытые занятия. |
Ожидаемые результаты: |
- ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа на 2020 – 2021 учебный год к дополнительной общеобразовательной программы туристско-краеведческой направленности «Петербургская Палитра» для детей 6-7- лет социально педагогической направленности составлена на основе учебно-методического пособия «Город сказка, город быль. Знакомим дошкольников с Санкт-Петербургом» издательство «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2020 г. Программа модифицированная, направленная на создание условий для ознакомления детей с Санкт-Петербургом, через организацию восприятия архитектурно-скульптурной среды городского пространства.
Актуальность
Перед дошкольными образовательными учреждениями в числе наиболее важных стоят задачи формирования базовой культуры личности ребёнка, основ гражданственности, любви к Родине, бережного отношения к её историческому и культурному наследию. Процесс социокультурного развития ребёнка дошкольного возраста начинается с вхождения в ближайшую культуру, воплощением которой является родной город. Многочисленные материальные объекты культурного окружения (предметы, вещи, городские объекты) – видимый, обоняемый, осязаемый, звучащий мир, сотворенный гением и трудом человека, – являются идеальным пространством, в котором индивидуальное развитие ребенка находит и реальные стимулы, и безграничные возможности самореализации. Обращение к подобным объектам позволяет как расширить представления детей о закономерностях развития культуры, о роли человека - творца и наследника, так и научить дошкольников новым алгоритмам исследования. Ведь анализ памятников архитектуры и скульптуры, садово-паркового и декоративно-прикладного искусства требует иных подходов и решений, так как все перечисленные объекты представляют собой единство утилитарного смысла и символических значений.
Краеведческое образование детей дошкольного возраста может рассматриваться, как процесс и результат целенаправленного приобщения детей к ценностям культурного наследия Санкт-Петербурга, ориентированный на формирование интереса к культурному наследию города и процессу его познания, развитие творческой деятельности на основе представлений, впечатлений, ассоциаций, связанных с индивидуальным восприятием родного города.
Новизна
Новизна данной программы заключается в форме организации работы по ознакомлению детей с культурным наследием города, а именно вводится понятие «встреча с Санкт-Петербургом». Это основная форма совместной деятельности воспитателя и детей, предоставляющая детям возможность увидеть объекты культурного наследия Санкт-Петербурга, узнать их, проникнуться отношением к ним и выразить его в творческой деятельности, рисовании, речевом творчестве и т.д.
Встречи с Санкт-Петербургом для детей дошкольного возраста организуются преимущественно в виртуальном пространстве с использованием компьютерной презентации. Это обусловлено рядом причин и требований современных тенденций. Так же необходимо учитывать, что многие детали городского убранства труднодоступны для обозрения даже с высоты роста взрослого человека. Ребенок не может рассмотреть то, что видно взрослому, часть объектов городской среды закрыта на реставрацию, а куда-то просто трудно доехать. Поэтому на помощь ребенку и педагогу могут прийти компьютерные технологии. Мультимедиапрезентация позволяет не только приблизить объект городской среды к ребенку, рассмотреть его с разных точек зрения, но и дает возможность кругового обзора, что необходимо например, для правильной организации рассматривания скульптуры. Мультимедиапрезентация помогает в формировании у ребенка зрительного ассоциативного ряда, который необходим для понимания специфики воспринимаемого объекта.
«Встреча с Санкт-Петербургом» имеет трехчастную форму.
Начало встречи обеспечивает первоначальную заинтересованность детей в проблеме, вызывает интелектуальные эмоции (удивлени, предвкушение)
Основная часть встречи посвящена разгадыванию смыслов архитектурных сооружений и городской символики, построению «диалога» с ними. «Диалог» осуществляется через организацию восприятия декоративных элементов, скульптурного убранства зданий, раскрытия их смысла.
Завершение встречи направлено на формулирование итогового вывода, создание мотивации к дальнейшему познанию.
Каждая встреча имеет сюжетную канву, которая постепенно развертывается. Дети переходят от одного маленького открытия к другому. Происходит развитие и активизация интересов детей, творческих способностей, воображения. Создание эмоционально положительного фона познания, организация поисковой деятельности ребенка позволяют высказывать предположения, догадки и проверять их.
Основой построения диалога между педагогом и ребенком по ходу «Встречи…» выступает проблемное обсуждение. Проблемное обсуждение позволяет педагогу выстроить процесс визуального восприятия культурного наследия города ребёнком, делает его интерактивным, вербализует создаваемые ребёнком образы и гипотезы. У ребенка развивается способность высказывать предположения и догадки, сравнивать приобретаемые знания с высказываемыми ранее предположениями.
Встреча имеет открыты конец, который позволяет продолжать делать открытия и после её завершения.
Программа «Петербургская Палитра» разработана с учетом приоритетов, обозначенных в нормативно – правовых документов в области дополнительного образования:
- Федеральном законе от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», приказа Минобрнауки России от 17.10.2013 № 1155 «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» (Зарегистрировано в Минюсте России 14.11.2013 N 30384)
- Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам// Приказ Министерства образования и науки РФ от 29.08.2013 №1008
- Концепция развития дополнительного образования детей в Российской Федерации// Распоряжение Правительства РФ от 04.09.2014 №1726
(Комментарий: Концепция направлена на воплощение в жизни миссии дополнительного образования как социокультурной практики, развития мотивации подрастающих поколений к познанию, творчеству, труду и спорту)
- Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025г.// Распоряжение Правительство РФ от 29.05.2015 №996-р
(Комментарий: Определение приоритетов государственной политики в области воспитания и социализации детей, основных направлений и механизмов развития институтов воспитания)
(Комментарий: Проект ставит цель - охватить дополнительным образованием как можно больше детей от 5 до 18 лет и сделать общеобразовательные программы максимально разнообразными и интересными, увеличить доступность дополнительного образования в регионах)
- Национальный проект Развитие образования
- СанПин 2.4.4.3172-14
- Национальная доктрина образования в Российской Федерации на период до 2025//от 04.10.2000 №751
- Об образовании в Санкт - Петербуре // Закон СПБ от 17.07.2013 г. №461 - 83
- Государственная программа Спб "Развитие образования в Санкт - Петербурге" на 2015 - 2020г.// Постановление правительства Спб от 04.06.2014 г. №453
- Комплекс мер по реализации в Спб Концепции развития дополнительного образования детей на 2015 - 2020г.// Распоряжение Комитета по образованию от 25.06.2015
- Об утверждении методических рекомендаций по проектированию дополнительных общеразвивающих программ в ГОО Санкт - Петербурга
При разработке Программы были изучены:
- Боголова С.Ю. Художественно-творческое развитие детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с архитектурой: автореф. Дис. …канд. Пед.наук. – М., 1996
- Борчанинова К.В. Развитие интереса старших дошкольников к архитектуре Санкт Петербурга в условиях дошкольного образовательного учреждения: автореф. Дис. …канд. Пед. Наук. – СПб., 2009
- Гревс И.М. Город как предмет школьного краеведения // Краеведение. – 1924. - №3
- Гурович Л. Петербургские истории // Дошкольное воспитание. – 2003. - №5
- Зинкевич – Квстигнеева Т.Д. Практикум по сказкотерапии. – СПб.: Речь, 2000
- Канн П.Я. Прогулки по Петрбургу. – СПб., 1994.
- Современный словарь-справочник по искусству. – М., 1999
- Солнцева О.В., Коренева - Леонтьева Е.В. Особенности профессиональной компетентности воспитателя в области краеведческого образования детей дошкольного возраста // Современный детский сад. Методика и практика: журнал. – М.: Аркти, 2010. - №2
Возраст детей, участвующих в реализации данной образовательной Программы составляет 6-7 лет.
Группы комплектуются по одновозрастному принципу, без предварительной подготовки с любым уровнем сформированности интересов и мотивации к данному виду деятельности.
Принимаются все желающие, наполняемость группы 15-20 человек.
Cроки реализации и особенности организации образовательного процесса
Продолжительность обучения по данной программе составляет:
1 год | |
для обучающихся 5 (6) лет | |
количество часов в неделю | 1 |
количество учебных часов по программе | 36 |
Программой не предусмотрен каникулярный отдых.
Формы и режим организации занятия
Форма занятий - групповая совместная игровая-познавательная, практическая, продуктивная деятельность взрослого и детей.
Режим занятий составлен в соответствии СанПиН 2.4.4.3172-14. и годовым учебным календарным графиком ГБДОУ №26. Основной формой организации учебного процесса являются групповые занятия, которые проводятся 1 раз в неделю (СРЕДА) в учебном кабинете, во второй половине дня по 25 -30 минут.
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ
Цель: Развитие и поддержка интереса к культурному наследию Санкт-Петербурга у детей старшего дошкольного возраста.
Задачи:
- Развивать у детей эмоционально-ценностное отношение к городу.
- Развивать способность чувствовать красоту города и эмоционально откликаться на неё.
- Содействовать становлению желания принимать участие в традициях города и петербургской семьи; поддерживать традиции, чувствовать свое единство с петербуржцами.
- Развивать чувство гордости, сопереживание деяниям великих петербуржцев, бережное отношение к родному городу.
- Развивать у детей способность воспринимать и понимать архитектурно-скульптурный облик города, символику Санкт-Петербурга.
- Включить детей в активную познавательную и практическую деятельность, способствующую «расшифровыванию» символов и смыслов, заложенных в архитектурно-художественных памятниках Санкт-Петербурга.
- Развивать познавательные умения: находить ассоциации, связанные с раскрытием символики городского пространства, выдвигать и проверять гипотезы, экспериментировать сравнивать, сопоставлять.
- Способствовать развитию воображения и фантазии детей в процессе восприятия архитектурно-скульптурного облика города.
- Развивать у детей способность обосновывать свои суждения, составлять рассказы о достопримечательностях Санкт-Петербурга.
- Создать условия для становления у детей первоначальных представлений о памятниках культурного наследия Санкт-Петербурга.
- формировать у детей представления об улицах и архитектурных особенностях ближайшего окружения, их неповторимости и красоте.
- Расширять представления детей о том, что делает город красивым, декоративном убранстве городских строений.
- Познакомить детей с основными архитектурными ансамблями исторического центра Санкт-Петербурга, раскрыть единство архитектурно-скульптурного облика города.
- Познакомить детей с жизнью и творчеством знаменитых петербуржцев.
- Обогащать и активизировать словарь детей за счет слов-топонимов петербургской тематики, названий некоторых деталей архитектурных сооружений.
- Содействовать развитию художественно-творческих способностей детей в продуктивной деятельности, содержанием которой являются представления о Санкт-Петербурге
- Способствовать отражению представлений о Санкт-Петербурге и знаменитых петербуржцах в рисунках, играх-фантазиях, сказках, загадках.
- Развивать опыт участия в проектной деятельности, содержанием которой являются представления о Санкт-Петербурге.
- Включать детей в создание коллекций, связанных с культурным наследием Санкт-Петербурга.
Целевые ориентиры.
- ребенок овладевает основными культурными способами деятельности по восприятию культурного наследия Санкт-Петербурга; проявляет инициативу и самостоятельность играх краеведческого содержания, общении и познавательно-исследовательской деятельности на содержании культурного наследия Санкт-Петербурга, конструировании компонентов городской среды и др.; способен выбирать себе род занятий по ознакомлению с культурным наследием города, работать над освоением культурных способов деятельности в коллективе;
- ребенок реализует развитое воображение в изобразительной деятельности и конструировании, содержанием которой являются представления о Санкт-Петербурге;
- ребенок может выражать свои мысли, строить речевое высказывание в ситуации общения на содержании культурного наследия Санкт-Петербурга;
- ребенок проявляет любознательность, задает взрослым и сверстникам вопросы о культурном наследии Санкт-Петербурга, интересуется причинно-следственными связями и пытается самостоятельно придумывать объяснения и выстраивать культурноисторические параллели, осваивая представления о культурном наследии Санкт-Петербурга
ПРИМЕРНОЕ ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
МЕСЯЦ | НАЗВАНИЕ ТЕМЫ | ЗАДАЧИ | ||
Сентябрь | «Сказки и были петропавловской крепости» | |||
1 неделя 01.09 – 4.09 | Встреча «Что такое крепость? Тайна имени крепости» |
| ||
2 неделя 7.09 – 11.09 | Встреча « Очем расссказывают скульптуры богини Афины у Петровских ворот?» |
«Петровские ворота», «богиня Афина». | ||
3 неделя 14.09 – 18.09 | Встреча «Тайны Царского ботика» |
| ||
4 неделя 21.09 – 25.09 | Встреча «Легенды ангела Петропавловского собора» |
| ||
5 неделя 28.09 – 02.10 | Встреча «О чем рассказывают фонари Иоанновского моста» |
| ||
Октябрь | «Сказки и были адмиратейства» | |||
1 неделя 05.10 – 09.10 | Встреча «Тайна адмиралтейского кораблика» |
| ||
2 неделя 12.10 – 16.10 | Встреча «Адмиралтейская набережная. Легенды львов» |
| ||
3 неделя 19.10 – 23.10 | Встреча «Тайны Медного всадника. Легенды памятников Петру I в Санкт-Петербурге» |
| ||
| ||||
4 неделя 26.10 – 30.10 | Встреча «Сказки воробья Адмиралтейства: О чем может рассказать здание Адмиралтейства и его окрестностей?» |
| ||
ноябрь | «Грифоны, сфинксы, обитатели водной стихии, сказочные животные и птицы в нашем городе». | |||
1 неделя | Встреча «Миф о грифоне. Грифоны Банковского моста» |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2021/10/15/picture-11897-1634283871.jpg)
Сценарий весеннего праздника "Петербургский фестиваль"
праздник для дошкольников старшего возраста....
![](/sites/default/files/pictures/2011/12/19/picture-42821.jpg)
Петербургский этикет "Белый ночи"
Сценарий итогового праздника для детей 6-7 лет по ознакомлению с городом Санкт-Петербургом, к разделу Петербуговедения....
Мини-музей "Петербургские фонари"
Викторина: «Мы юные петербуржцы» (Совместная работа с детьми и родителями) Задачи. Прививать интерес к нашему городу.Развивать фантазию память, воображение,Расс...
![](/sites/default/files/pictures/2015/09/18/picture-668661-1442601976.png)
Методическая разработка «Петербургские фонари». Рисование на тему «Петербургские фонари». Подготовительная к школе группа.
Расширяем представления детей о родном городе - Санкт-Петербург, о его достопримечательностях. Знакомство детей с историческим прошлом, с историей появления "Волшебных фонарей" любимого горо...
![](/sites/default/files/pictures/2021/12/16/picture-1371531-1639684751.jpg)
Игра – путешествие «Петербургские фонари». Рисование на тему «Петербургские фонари». Подготовительная к школе группа.
Расширяем представления детей о родном городе - Санкт-Петербург, о его достопримечательностях. Знакомство детей с историческим прошлом, с историей появления "Волшебных фонарей" любимого горо...
![](/sites/default/files/pictures/2017/11/05/picture-557854-1509911990.jpg)
Конкурс "Многогранье" ("Осенняя палитра"). Номинация "Палитра красок"
Конкурс «МНОГОГРАНЬЕ» («Осенняя палитра»). Номинация «Палитра красок»...