Перспективное планирование по самообразованию с родителями и детьми на тему: « Формирование основ патриотического воспитания детей старшего
учебно-методическое пособие (подготовительная группа)
Предварительный просмотр:
Перспективное планирование
по самообразованию
с родителями и детьми на тему:
« Формирование основ патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста
посредством виртуальных экскурсий»
Воспитатель :Болатчиева Ф.А
2020-2021г.
Актуальность
Любовь к родному краю, родной культуре,
родной речи начинается с малого – любви к своей семье,
к своему жилищу, к своему детскому саду.
Постепенно расширяясь, эта любовь переходит в любовь к родной стране,
к ее истории, прошлому и настоящему, ко всему человечеству.
Д.С. Лихачев
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования ставит перед ДОО задачу: формирование у детей первичных представлений о малой родине и Отечестве, о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках». Федеральный закон РФ «Об образовании в РФ» призывает воспитывать в детях взаимоуважение, гражданственность, патриотизм. В «Концепции духовно-нравственного воспитания гражданина РФ» говорится о том, что подрастающее поколение формирует будущее страны.
В дошкольном возрасте закладываются основы личности. Именно дошкольное детство, которому характерно эмоционально-чувственное восприятие действительности, является благоприятным возрастом для патриотического воспитания. В этот период происходит бурное накопление жизненного опыта: нравственного, социального, духовного. Человек за первые 7 лет жизни приобретает столько, сколько не может приобрести за всю последующую жизнь и упущения в этом возрасте не наверстываются впоследствии. Именно в этом возрасте нельзя пропустить время для формирования первичных представлений о Родине.
В настоящее время в российских семьях происходит смещение акцентов в развитии детей на сторону ранней интеллектуализации, что не способствуют духовному развитию. В современном мире наблюдается утрата ценностного отношения к семье, девальвация традиционного для русской культуры отношения к материнству и мужским достоинствам как святыне, отказ от проверенных веками форм воспитания девочек как будущих заботливых матерей и мальчиков, как защитников отечества. Русская традиционная культура, как хранительница лучших образцов человеческой сущности, эталонов мужественности и женственности, позволяет детям легко ориентироваться в мире мужчин и женщин, выступает одним из основных средств развития индивидуальности ребенка. Без знания своих корней, традиций своего народа, нельзя воспитать полноценного человека. Знакомство с традициями, обычаями русского народа помогает формировать чувство толерантности, уважения к другим народам, их традициям.
Цель проекта
Цель: Формирование духовности, нравственно-патриотических чувств у детей дошкольного возраста.
Задачи реализации проекта
Задачи:
1.Воспитание у ребёнка любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, улице, Родине;
2.Формирование бережного отношения к природе и всему живому;
3.Развитие интереса к русским традициям и промыслам;
4.Развитие у детей интереса к доступным явлениям общественной жизни;
5.Воспитание любви и уважения к армии;
6.Формирование толерантности, чувства уважения к другим народам.
Срок реализации проекта
1 учебный год.
Вид проекта
Познавательно-творческий.
Участники проекта
Дети подготовительной группы, родители, педагоги.
Социальные партнеры проекта (виртуальной экскурсии)
Государственный Эрмитаж, Детский театр, библиотека.
Ресурсная база проекта
- Обеспечение материально-технических условий (оформление группы, музыкального зала).
- Подбор литературы по теме; произведений русского народного творчества; наглядного материала (иллюстрации, фотографии, репродукции, лепбук), медиатеки музыкальных фольклорных произведений;
- Подготовка материала для продуктивной деятельности.
- Составление картотеки народных игр.
- Использование мультимедийного комплекса и презентаций к занятиям.
Формы взаимодействия
Формы взаимодействия с детьми:
образовательная деятельность;
совместная деятельность детей и педагогов;
экскурсии и целевые прогулки;
рассказы о православных праздниках, великих людях России;
чтение художественной литературы;
беседы, ситуативные разговоры;
слушание музыки;
праздники и развлечения;
игры (дидактические, хороводные, подвижные, сюжетно-ролевые).
Формы взаимодействия с родителями:
участие в реализации проектов;
совместные праздники и досуги;
совместные экскурсии и целевые прогулки;
консультации по проблемам воспитания детей;
стендовая информация;
родительские собрания, анкетирование;
мастер-классы.
Перспективный план работы с детьми и родителями
Время проведения | Тема, форма организации, задачи |
Сентябрь | 1.Родительское собрание «Как воспитать будущего патриота». 2.Анкетирование родителей на предмет выявления уровня осведомленности по вопросу формирования у дошкольников представлений о нравственно-патриотическом воспитании ребенка. 3.Диагностирование детей на определение уровней сформированности нравственно-патриотических качеств. 4.Беседа «Дымковская игрушка». Знакомство с русским народным декоративно- прикладным искусством. 5. НОД «Страна, в которой мы живём». Закрепить знания детей о названии страны. Продолжать давать детям знания о богатствах России, воспитывать стремление беречь и приумножать их. Воспитывать в детях чувство гордости за свою страну. 6. Презентация для детей «История возникновения Санкт-Петербурга» Познакомить с историей возникновения города, его названия, древними постройками. Воспитывать интерес к истории города. 7. Фото-выставка: «Город Санкт- Петербург прежний и сейчас». |
Октябрь | 1.Мастер-класс для детей и родителей «Народная игрушка»- кукла самоделка. 2. НОД «Как выращивают хлеб». Закрепить знания детей о различиях города и села, дома, транспорт, труд людей. Закрепить знания детей о том, что хлеб - это одно из самых главных богатств России, его очень трудно вырастить. Познакомить детей с трудом хлеборобов. Воспитывать в детях чувство уважения к труду людей и к хлебу. 3. Развивающий мультфильм «Уроки доброты». 4. Беседа «С чего начинается Родина». Формировать чувство патриотизма путём осмысления таких понятий как род, родители, Родина. Пробудить интерес к истории своей Родины. 5. Создание в группе с помощью родителей мини-музея «Загадки русской старины». 6. Беседа « О чём рассказывают улицы». Закреплять знания детей об улицах поселка в котором они живут. Воспитывать любовь к своему городу. 7. Консультация в уголке для родителей «Роль семьи в воспитании патриотических чувств у дошкольников». |
Ноябрь | 1.Беседа «Моя семья». Установление и обозначение родственных отношений. Обобщающее слово «семья». Воспитывать любовь и уважение к близким людям; вызвать интерес к их профессии и деятельности. 2.Составление коллективного рассказа «Я расскажу вам о своей семье». 3.Составление родословного древа семьи. 4. Досуг для родителей к Дню Матери «Мама- это слово дорогое». 5 Создание коллективного панно ко Дню матери «Сердечный букет для мамочки». 6.НОД «Россия на карте мира» . Дать первые представления о планете Земля; познакомить с глобусом, с помощью которого определить поверхность нашей планеты; определить место нахождения России, города, в котором мы живём; уточнить, что такое Родина. Расширять кругозор детей, воспитывать патриотические чувства. 7. Беседа «Наша добрая Матрёшка». Воспитывать интерес к быту и изделиям народно-прикладного искусства, к фольклору России. |
Декабрь | 1.Мастер-класс для детей и родителей «Новогодний талисман». 2.Участие родителей в организации и наполнении выставок «Раритетное елочное украшение», «Рождественская поделка». 3. Беседа «Визитная карточка города по выбору на глобусе ». Закреплять и углублять знания детей о гербе, флаге, достопримечательностях родного города. 4. НОД «Символика страны». Закрепить знания о природе России. Познакомить их с историей возникновения страны, с её символикой. Воспитывать интерес к истории. 5. Беседа «Новый год шагает по планете». Познакомить детей с традициями русского народа, вызвать интерес детей к народным праздникам. 6. Выполнение с детьми новогоднего панно «Вместе встретим Новый год!». 7.Презентация «Бело синее чудо» (Гжель). Знакомство с русским народным декоративно- прикладным искусством. |
Январь | 1. Консультация для родителей на тему: «Как знакомить детей с городом». 2. Беседа «Река- Нева». Расширять знания детей о том, что наш город стоит на одной из самых больших и красивых рек нашей страны. Дать детям представления о том, как велико значение Невы для жизнедеятельности людей нашего города. 3. НОД «День снятия блокады Ленинграда». Обогатить знания детей о героическом прошлом нашего города. Экскурсия в дни блокады. 4. Беседа «Зимние праздники: Рождество, Святки, Крещение». Знакомить детей с зимними праздниками народного календаря, обычаями русского народа. Вызвать интерес к народным праздникам. 5. Составление письма заболевшему товарищу. Воспитывать сопереживание, готовности помочь, порадовать товарища, побуждать детей открыто и искренне выражать свои чувства. 6. Совместный поход в детский театр. |
Февраль | 1.Игра-путешествие «Москва – главный город нашей Родины» 2.Беседа Красногвардейский район и его достопримечательности. Познакомить детей с тем что, наш город поделён на районы. Пополнить знания детей о достопримечательностях нашего района. Воспитывать интерес к своему городу, развивать любознательность. 2.НОД «Богатыри земли русской». Приобщение детей к истокам русской народной культуры. Рассказ пап о службе в армии. 3.Подготовка и участие пап и мальчиков в спортивном празднике «Богатыри земли русской». 4.Музыкально-дидактическая игра «Сказка о народных инструментах». 5Сюжетно-ролевая игра «На границе». Формировать представления о воинах пограничниках. Способствовать военно-патриотической подготовке дошкольников. 6.Фотоколлаж к 23 февраля «Папа может все, что угодно» 7.Развлечение «Масленица». Знакомство с хороводными играми. Воспитывать дружеские взаимоотношения. |
Март | 1.Коллективное панно «При солнышке – тепло, при матушке – добро» 2.Досуг для мам и бабушек «Вместе с мамой поиграем». 3. Составление коллективного рассказа «Моя мама лучше всех». 4.Конкурс кулинарного мастерства с участием мам и бабушек «Самый вкусный каравай». Обмен любимыми рецептами разных национальностей и экскурсия в данный город откуда предоставлен рецепт. 5. НОД «Мамы всякие важны, мамы всякие нужны». 6. Беседа « Откуда к нам пришла книга». Дать детям знания о том, как делается книга. Подвести к пониманию того, что к книгам нужно относиться бережно, чтобы книги жили как можно дольше. 7. Совместный поход в музей «Встреча с прекрасным». Формировать интерес к культурному наследию своего народа. |
Апрель | 1.Лепбук «Путешествие по городам героям». Систематизировать знания детей о городах героях. 2. Беседа «Какие народы живут в России». Познакомить детей с тем, что в России живут разные народы: русские, татары, карелы, буряты и др. У них свой родной язык, свои песни, сказки, игры. Но все они говорят на русском языке, любят общую Родину. Развивать интерес к своей стране, чувство гордости за неё. 3.НОД «Герои космоса». Познакомить детей с российским праздником-Днем космонавтики. 4.Организация и наполнение с помощью родителей выставки поделок «Космос». 5.Мастер-класс для родителей «Поделка к Пасхе». 6. Беседа «Праздник светлой Пасхи». Вызвать интерес к народным праздникам. 7.Презентация «Хохлома». Знакомство с русским народным декоративно- прикладным искусством. |
Май | 1.Беседа с детьми «Героями не рождаются» 2.НОД «День Победы». Расширить знания детей о Великой Отечественной войне, празднике Победы. 3.Проведение праздника с участием ветеранов ВОВ «Спасибо деду за Победу» (конкурс чтецов, вручение гостям памятных сувениров, сделанных детьми; виртуальная экскурсия в музей боевой славы с детьми в роли экскурсоводов, рассказы ветеранов о подвиге русского народа) Присутствие гостей: педагогов и родителей. 4.Мини- музей собор информации о бабушках и дедушках, участвующих в Великой Отечественной Войне (фото, ксерокопии писем, грамот). Создание альбома «Они прославили Россию». Участие родителей с детьми во всероссийской акции «Бессмертный полк». 6.Итоговая диагностика детей. 5.Родительское собрание: подведение итогов проекта. Анкетирование родителей. Организация создания видеофильма о реализации проекта. |
Заключение:
Сегодня вопросы нравственно-патриотического воспитания дошкольников снова становятся актуальными и приоритетными, их основой служит преемственность поколений и национальная культура. Это гордость за свой народ, любовь к родине, стремление сохранить ее богатства и приумножить их, ощущение неразрывной связи с окружающим миром.
Привлечение семьи к патриотическому воспитанию детей требует от воспитателя особого такта, внимания и чуткости к каждому ребенку. Добровольность участия каждого — обязательное требование и условие данного проекта.
Используемая литература:
1.О.В.Дыбина «Ознакомление с предметным и социальным окружением» М. Мозаика-Синтез 2012г.
2.Маханёва М.Д. «Нравственно-патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста» М. Мозаика-Синтез 2004г.
3.С.А.Козлова «Мой мир» М. Линка -Пресс 2000г.
4.Н.Ф.Виноградова «Дошкольникам о родной стране» М.Просвещение.2009г., «Моя страна Россия»М. Просвещение2005г.
5.Л.А.Кондрыкинская «С чего начинается Родина» М.Сфера 2003г.
6.Т.В. Смирнова «Дошкольникам о Москве о родной стране» Скрипторий 2010г.
7.ВострухинаТ.Н. «Воспитание толерантности» Школьная пресса 2010г.
8.В.Степанов «Мы живем в России» Оникс2008г
9.Н.В.Алешина «Ознакомление дошкольников с окружающей действительностью»
10.Г.Н. Данилина «Дошкольнику- об истории и культуре России» Москва 2003г.
11.Н.Г.Зеленова «Мы живем в России М:«Изд. Скрипторий 2003г».
12.Ветохина А.Я. «Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста»
13.Микляева Н.В. Социально- нравственное воспитание детей то 5 до 7 лет М.2009г.
14. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. [Текст] / Издательство: Перспектива, 2014 г. — 32 с.
15. Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 23.07.2013) «Об образовании в
Российской Федерации».
16.Кондукторова Н. В. Исторические взгляды и современные подходы патриотического воспитания дошкольников // Вопросы дошкольной педагогики. — 2017. — №1. — С. 3-7. Концепция патриотического воспитания граждан Российской Федерации [Текст] // Управление ДОУ. — 2005. — № 1. — С. 36 -46
17. От рождения до школы. Основная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой.-Мозаика-синтез,2010. - 304с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методические рекомендации для воспитателей по формированию основ патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста.
Патриотическое воспитание старших дошкольников...
ФОРМИРОВАНИЕ ОСНОВ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ ОЗНАКОМЛЕНИЯ С РОДНЫМ ГОРОДОМ
Ознакомление дошкольников с родным городом позволяет обогащать представления детей о прошлом и настоящем родного города, воспитать чувство любви и гордости, побудить детей проявлять естественный интер...
Самообразование "Формирование основ патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста посредством виртуальных экскурсий.»
для воспитателей...
Формирование интереса к истории родного города Нижнего Новгорода, как одна из основ патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста
Проблема формирования патриотических чувств у детей дошкольного возраста актуальна и значима....
Консультация для родителей "Консультации и рекомендации для родителей по теме «Формирование нравственно-патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста»
В данной разработке представленны материалы для работы с родителями по формировнаию нравственно-патриотического воспитания детей....