Трудовое воспитание дошкольников.
материал (старшая группа)

Виктория Cтягова

обмен опытом

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл trudovoe_vospitanie_doshkolnikov.docx26.37 КБ

Предварительный просмотр:

Трудовое воспитание дошкольников

Под трудовым воспитанием понимают совместную деятельность воспитателя и детей, нацеленную на формирование у детей общетрудовых умений и способностей, психологической готовности к труду, конструирование ответственного отношения к труду и его продуктам, на осознанное избрание профессии [2].

В соответствии с ФГОС ДО трудовое воспитание – одно из значимых в

деятельности дошкольных образовательных организаций, первостепенной целью которого выступает конструирование положительного отношения к труду.

Процесс трудового воспитания заключается в совершенствовании трудовых способностей, а также в расширении, углублении и обобщении представлений детей о труде взрослых, чему способствуют индивидуальные и групповые занятия, прогулки, экскурсии. Детям важно раскрыть значение труда, они должны осознать, что трудиться - означает заботиться о ком-то. Знакомлю дошкольников с пятью компонентами трудового процесса:

  1. замысел (что делать);
  2. материалы труда (из чего делать);
  3. инструменты труда (с помощью чего делать);
  4. последовательность действий (как делать);
  5. результат труда (который соответствует замыслу) [1].

До начала работы детей знакомлю с предметами, материалами и инструментами, необходимыми для её осуществления. Чтобы эмоционально вовлечь дошкольников в процесс, читаю стихотворения или поучительные рассказы о труде.

Решение задач трудового воспитания осуществляется посредством:

  • самообслуживания;
  • вовлечения в хозяйственно-бытовую деятельность;
  • работы в уголке природы;
  • ручного труда;
  • работы на природе.

Каждый из этих видов деятельности должен представлять интерес для детей, поскольку упущения в этом будет тяжело наверстать в будущем. В период младшего возраста дети особенно охотно выполняют поручения взрослых, нуждаясь в одобрении своих усилий. Помимо поручения, к методическим приёмам формирования навыков труда относятся: указание, объяснение, демонстрация, напоминание. Правильный подход способствует успешному приучению детей к самостоятельному наведению порядка и соблюдению чистоты, а также развитию трудолюбия, необходимого для дальнейшей жизни.

Процесс трудового воспитания. Детям младшего возраста в первую очередь важно привить культурно-гигиенические навыки и навыки самообслуживания. Помимо этого,  приучаю детей заботиться не только о себе, но и о других. С этой целью применяю следующие занятия:

  1. «Чистота - залог здоровья» - формирование культурно-гигиенических навыков;
  2. «Давайте познакомимся»- ознакомление с видами профессий;
  3. «Наши помощники» - ознакомление с бытовой техникой;
  4. «Зелёные друзья» - привлечение к уходу за растениями;
  5. «Живой уголок» - знакомство с уходом за животными (рыбками и т.д.);
  6. «Вкусная мастерская» - ознакомление с азами кулинарии, задействование в процессе приготовления простых блюд.

В ходе моей ежедневной работы с детьми они постепенно приучаются самостоятельно выполнять гигиенические процедуры, надевать одежду и обувь, приводить в порядок содержимое тумбочек, шкафов, полочек с одеждой и игрушками. В форме бесед и в игровой форме прививаю дошкольникам здоровый образ жизни, потребность в чистоте и правильном уходе за телом.

Детей важно задействовать в процессе регулярных и генеральных уборок в группе. Подключаю детей к участию разработки плана уборки и распределения задач, стимулируя выполнение элементарных трудовых заданий (убрать игрушки, привести в порядок книжные полки, помыть рабочий материал, протереть полочки и т.п.).

При благоприятных погодных условияхмо задействую детей в уходе за растениями, клумбами; они с удовольствием рыхлят почву, поливают растения, а также собирают природные материалы для занятий по ручному труду. Во время прогулок детей приучаю детей посильными способами поддерживать порядок на улице, где они могут убирать мусор, подметать песок вокруг песочниц, расчищать лавочки от снега и т.д.

Стоит учитывать, что наилучшие результаты в процессе группового обучения труду достигаются при распределении обязанностей с учётом индивидуальных особенностей каждого ребёнка и взаимоотношений между детьми. Объединение в процессе совместного труда разных по характеру детей, к примеру, нерешительных с активными, способствует хорошим результатам.

Знакомлю детей с работой воспитательного учреждения, профессиями, задействованными в его функционировании. Провожу экскурсии на кухню, в медицинский кабинет, прачечную; организовываю сюжетно-ролевые игры на тему различных профессиональных видов деятельности, к примеру, в больницу, стройку, магазин, салон красоты.

Своевременное и правильное приучение детей к труду играет важнейшую роль в их жизни. Грамотный подход к трудовому воспитанию детей дошкольного возраста закладывает основу их успешной трудовой деятельности во взрослой жизни и способствует их полноценному развитию.

Список литературы

  1. Комарова Т.С. Трудовое воспитание в детском саду: Книга для воспитателя детского сада. − М.: Мозаика-Синтез, 2015. − 48с.
  2. Буре Р.С. Дошкольник и труд: теория и методика трудового воспитания // Учеб.-метод. пособие. СПб.: Детство-Пресс, 2004. − 141с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Трудовое воспитание дошкольников

Трудовое воспитание дошкольников !...

трудовое воспитание дошкольников

перспективные планы по трудовому воспитанию дошкольников...

Трудовое воспитание дошкольников.

В данной презентации, представлены задачи трудового воспитания на основе классификации Ю.К.Бабанского, В.И.Логиновой, В.Г.Нечаевой, Р.С.Буре. Формы организации труда. Решение нравственных задач. Формы...

Трудовое воспитание дошкольников в семье. Консультация для родителей дошкольников.

Семья располагает благоприятными условиями для привлечения детей дошкольного возраста к труду. Именно в семье нравственный смысл и цель труда для дошкольника особенно наглядны. Трудовые поручения, кот...

Семинар "«Современные подходы к трудовому воспитанию дошкольников в свет реализации программы Воспитания»

Данный семинар был разработан по программе Воспитания и еще раз напомнил педагогам о формах, методах и приемах, технологиях, которые могут они могут использовать в своей деятельности по трудовому восп...