Познавательно-исследовательский проект "Воздух-невидимка"
опыты и эксперименты (подготовительная группа)
Воздух – это волшебник, который способен совершать много чудес. Он может поднять с морского дна затонувший корабль, сделать возможным плавный полет дирижабля и стремительное движение самолетов. Дошкольник прожил на свете уже несколько лет и привык встречаться с воздухом везде. Но научиться самостоятельно, изучать его свойства, узнавать то, о чем раньше не задумывался или не догадывался ребенку еще не по силу. В моей группе дети разного возраста: от 5 до 7 лет. Разрабатывая этот проект, я учитывала разный возраст детей, ставила разные задачи. В настоящее время в связи с пересмотром приоритетных форм и методов обучения в дошкольном образовании преобладают именно методы, развивающие у детей способности к начальным формам обобщения, умозаключения, абстракции. А таким методом и является экспериментирование.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_polovaya_a.i._vozduh.docx | 146.51 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ –
детский сад №7 «Светлячок» им. П.С. Гапоненко
Познавательно – исследовательский проект
в разновозрастной группе
«ВОЗДУХ – НЕВИДИМКА»
Подготовила:
Воспитатель
Половая А.И.
г.Черепаново 2020г.
Проект «Воздух – невидимка»
Девиз проекта: Все интересно - что неизвестно!
Актуальность: Воздух – это волшебник, который способен совершать много чудес. Он может поднять с морского дна затонувший корабль, сделать возможным плавный полет дирижабля и стремительное движение самолетов. Дошкольник прожил на свете уже несколько лет и привык встречаться с воздухом везде. Но научиться самостоятельно, изучать его свойства, узнавать то, о чем раньше не задумывался или не догадывался ребенку еще не по силу. В моей группе дети разного возраста: от 5 до 7 лет. Разрабатывая этот проект, я учитывала разный возраст детей, ставила разные задачи. В настоящее время в связи с пересмотром приоритетных форм и методов обучения в дошкольном образовании преобладают именно методы, развивающие у детей способности к начальным формам обобщения, умозаключения, абстракции. А таким методом и является экспериментирование.
Задача взрослых помочь детям сформировать у ребенка активное желание экспериментировать; создавать оптимальные условия для развития творческой, самостоятельной и совместной активности воспитанников через разнообразную экспериментальную, художественную деятельность.
Цель: формировать представления детей о воздухе и его свойствах средствами поисково-исследовательской деятельности, учитывая возраст детей.
Задачи:
Обучающие:
- познакомить детей с воздухом, с его свойствами и ролью в жизни человека и животных;
- углублять и расширять знания детей о воздухе посредством опытов;
Развивающие:
- создать условия для проведения опытов и экспериментов, используя приборы и материалы центра экспериментирования;
- развивать у детей речевую активность, наблюдательность, умение делать выводы, прогнозировать результаты;
- формировать привычку задавать вопросы и искать на них ответы опытным путём (подготовительная группа);
Воспитательные:
- воспитывать бережное отношение к окружающей среде, безопасное поведение во время опытов и в природе;
- учить оказывать помощь детям младше себя, заботиться об их безопасности во время проведения опытов и экспериментов;
Социально-коммуникативное развитие:
- развитие у детей речевой активности, наблюдательности, умение делать выводы, прогнозировать результаты;
Художественно-эстетическое развитие:
- совершенствовать навыки работы с бумагой, клеем;
Физическое развитие:
- формирование координации движения, крупной и мелкой моторики обеих рук.
Ожидаемый результат:
- дети обогатят свои представления о некоторых свойствах воздуха;
- научатся самостоятельно ставить задачу (подготовительная группа);
- придумывать и ставить опыты из предметов – заместителей; от замысла идти к конкретному результату (подготовительная группа);
- воспитание бережного отношения к воздуху, взаимопомощи в разновозрастной группе.
Участники проекта: дети старшей и подготовительной групп, воспитатели, родители.
Возраст детей: 5-7 лет
Тип проекта: исследовательский, опытно-экспериментальный, краткосрочный (с 17.08 – 03.09).
Предмет исследования: воздух.
Содержание работы над проектом по этапам:
Подготовительный этап.
Определение цели и задач проекта.
Составление плана основного этапа проектирования.
Основной этап.
Реализация основных видов деятельности по направлениям проекта.
Заключительный этап.
Включает в себя сбор и обработку методических, практических материалов, соотнесение поставленных и прогнозируемых результатов с полученными; обобщение материалов проекта.
Планирование и организация деятельности:
1-й этап – подготовительный.
№ п/п | Содержание деятельности | Ответственный | Сроки выполнения |
1 | Определение темы проекта: знакомство детей с основными понятиями. | Воспитатель | 1-й день |
2 | Составление плана работы по реализации проекта «Воздух - невидимка». | Воспитатель родители | 1-й день |
3 | Оформление родительского уголка: размещение статей, консультаций, изготовление буклетов. | Воспитатель | 2-й день |
4. | Подбор наглядно – дидактических пособий, игр, демонстративного материала для занятий. | Воспитатель | 2-й день |
2-й этап – основной
№ п/п | Содержание деятельности | Ответственный | Сроки выполнения |
1 | Беседа на тему: «Что такое воздух?», «Как услышать воздух?». Чтение стихотворения С. Маршака «Мыльные пузыри». Опыты: «Мыльные пузыри», «Поиск воздуха», «Почувствуй воздух». | Воспитатель | 3-й день |
2 | Беседа на тему: «Нос — орган дыхания и обоняния». Изготовление веера (ветерка) из бумаги. Игровое упражнение «Ветер дует нам в лицо». Опыт: «Загадочные пузыри». | Воспитатель | 4-й день |
3 | Наблюдение за ветром. П/и «пузырь». Опыт «Как работает воздух?», «Упрямый воздух». Аппликация на тему: «Воздушный шар». | Воспитатель | 5-й день |
4 | Консультация для родителей: «Экспериментируем дома». Чтение сказки Ирис Ревю «Добрый воздух». Игровое упражнение: «Надуваем шарик». Раскраски «Тучка» . | Воспитатель | 6-й день |
5 | Беседа на тему: «Роль воздуха в жизни человека, животных, растений». Рисованию с использованием нетрадиционной техники (рисование способом выдувания) «Осенне дерево». | Воспитатель | 7-й день |
6 | Чтение И. Токмакова «Ветрено, ветрено». Опыт «Плавающие предметы». Просмотр презентации «Воздух». | Воспитатель | 8-й день |
7 | Беседа: «Как работают вещи благодаря воздуху» просмотр презентации: «Воздушный транспорт». НОД по худ. эст. развитию (конструирование): «Вертушка». Опыт «Буря в стакане», «Ветер - это движение воздуха». | Воспитатель | 9-й день |
8 | Опыт «Воздух имеет вес». Просмотр мультфильма «Формула ума». Игровое упражнение «Гонки гусениц». | Воспитатель | 10-й день |
9 | Беседа «Охрана воздуха». Загадки о воздушном транспорте. НОД по художест. эстетическому развитию (конструирование) «Воздушный змей». | Воспитатель | 11-й день |
3-й этап – заключительный
№ п/п | Содержание деятельности | Ответственный | Сроки выполнения |
1 | Выставка фотографий «Экспериментируем дома». | Воспитатель, родители, дети | 12-й день |
2 | Коллективная работа: «Давайте будем беречь планету» | Воспитатель, родители | 12-й день |
3 | Обработка и оформление материалов проекта. | Воспитатель | 13-й день |
4 | Анализ результативности. Оформление презентации «». | Воспитатель | 14-й день |
Итог проекта «Воздух – невидимка».
В разновозрастной группе реализовался проект «Воздух - невидимка», который длился 2 недели. Учитывая возраст детей от 5 до 7 лет, мы сделали такой вывод: после проведения всех опытов, бесед и презентаций, посвященных изучению воздуха, у детей стойко сформировалось представление о понятии воздух, его свойствах, причинах возникновения ветра. Многочисленные опыты вызвали у детей познавательную активность, любознательность и стремление к самостоятельному познанию и размышлению. Дети подготовительной группы научились самостоятельно проводить опыты и эксперименты, показывали детям старшей группы. Заботились о безопасности и здоровье детей меньшего возраста, объясняли правила поведения во время опытов и экспериментов. Также дети 7 лет научились после проведения опыта или эксперимента объяснять и делать вывод.
Подтверждены следующие высказывания детей: «Воздух можно поймать, он может двигать предметы, может быть холодным и теплым, ветер – это движение воздуха». Дети уяснили и закрепили для себя, что все пространство вокруг заполнено воздухом и что без него не будет жизни на Земле, воздух есть жизнь. Мы добились поставленной цели, воспитанники узнали много нового и интересного, у них повысился уровень развития познавательных процессов, мелкой моторики, творческих способностей.
Продуктом нашего проекта является презентация по теме «Воздух».
В перспективе и дальше работать по теме экспериментирование и разработать детские проекты.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Доклад «Методы организации познавательно-исследовательской деятельности на прогулке» к педагогическому совету на тему «Развитие познавательно-исследовательской деятельности через организацию детского экспериментирования»
Доклад «Методы организации познавательно-исследовательской деятельности на прогулке» к педагогическому совету на тему «Развитие познавательно-исследовательской деятельности через организацию детского ...
Использование технологии исследовательского обучения в развитии познавательно- исследовательской деятельности старших дошкольников
В ФГОС отмечено, что комплексное оснащение образовательного процесса строится на использовании образовательных технологий деятельностного типа. Суть технологий деятельностного типа заключаются как раз...
Познавательно - исследовательский проект «Формирование опытно-исследовательской активности дошкольников в совместной деятельности с семьёй»
Создание условий для развития экспериментальной деятельности детей во взаимодействии с семьёй....
ПЛАН-КОНСПЕКТ непосредственно образовательной деятельности по познавательно-исследовательской деятельности "Кёрлинг" (исследовательская деятельность по методике А.И. Савенкова) в старшей группе
Цель: учить детей организации и проведению самостоятельной исследовательской деятельности.Задачи:Образовательные:познакомить детей с общей схемой исследовательской деятельности;развивать исследователь...
Семинар-практикум для воспитателей "Развитие познавательно-исследовательской деятельности детей дошкольного возраста в контексте ФГОС ДО" . Доклад на тему: " «Развитие познавательно-исследовательской деятельности детей дошкольного возраста» 22 октября 2
На протяжении дошкольного возраста, на ряду с игровой, огромное значение в развитии личности ребенка имеет исследовательская деятельность, в процессе которой идет обогащение памяти ребенка, активизиру...
Конспект по познавательно - исследовательской деятельности в подготовительной группе по познавательно-исследовательской деятельности на тему: «Тайны снега и льда».
Создание условий для развития познавательной активности детей в процессе экспериментирования со снегом и льдом....
План проведения познавательного ликбеза по теме "Развитие познавательно-исследовательской деятельности в форме организации исследовательской лаборатории"
Документы, подтверждающие организацию и проведение познавательного ликбеза...