Экспериментирование как способ развития речи
статья (старшая группа)

Баева Марина Николаевна

Детское экспериментирование имеет огромный развивающий потенциал, так как  экспериментирование тесно связано с развитием речи.                            

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл eksperimentirovanie_kak_sposob_razvitiya_rechi.docx17.23 КБ

Предварительный просмотр:

Экспериментирование как способ развития речи.

 Детское экспериментирование имеет огромный развивающий потенциал, так как детское экспериментирование тесно связано с развитием речи.                            

              Во-первых,  исследовательская деятельность предполагает активизацию поисковой активности. А дошкольник   стремится узнать, «а что же там внутри».

              Во - вторых, формирует исследовательские способности, т. е учит ставить задачу исследования, выдвигать различные гипотезы, выбирать способы исследования, планировать свою работу, анализировать полученные результаты и соотносить их с собственными предположениями. 

Дошкольникам ещё сложно самим поставить задачу исследования, и на этом этапе я вижу свою роль в том, чтобы стимулировать их интерес к предметам и явлениям  «Почему нельзя сделать зонтик из бумаги?»«Почему нельзя пуститься в плавание на бумажном кораблике?».

             Заинтересовав детей, я перехожу к следующему этапу – выдвижению гипотез. Это самый благотворный этап для активизации речевой активности. Предположения самые разнообразные. («такого большого листа бумаги не бывает»«Зонтик нельзя сделать из бумаги, потому что она шуршит».) В любом случае, они ценны тем, что дети пытаются выразить свои мысли и, чаще всего, это попытки построить сложноподчинённые предложения.

         Определение способов исследования и планирование работы. На этом этапе  дети развивают умение последовательно выстраивать ход действий и проговаривать их вслух. («Мы сделаем кораблик из бумаги, опустим его в воду и посмотрим, что произойдёт») На этапе планирования хорошо помогает работа в парах, во время опытов дети общаются друг с другом, что хорошо сказывается на развитии диалогической речи, во всех её компонентах.

         Самый интересный для детей этап – это проведение исследования.   Дети с  интересом проделывают, кажется простые и привычные действия: переливают воду, чтобы убедиться в том, что она всегда принимает форму сосуда, «превращают» воду в лёд, мнут бумагу, надувают шары и т. д. Все эти действия, как правило, сопровождаются восторженными восклицаниями: «Ух, ты!»«Вот это да!»«Классно!», что говорит о положительном эмоциональном настрое. Провожу такие игры, как «Отгадай»«Что внутри» (Чудесный мешочек)«Трудные слова», которые учат детей давать правильные определения понятиям и классифицировать их.                              

        В процессе экспериментирования я пополняю словарь детей словами, обозначающими сенсорные признаки свойства, явления или объекта  (цвет, форма, величина: мнётся - ломается, высоко - низко - далеко, мягкий - твёрдый - тёплый и прочее).

        Далее идёт ответственный этап- анализ полученных результатов. Дети наперебой пытаются рассказать о том, что у них получилось или не получилось. И здесь важно не только послушать о результатах исследования, но выяснить, почему так произошло. Обращаю внимание на то, чтобы каждый ребёнок высказал своё мнение.  На этом этапе  развивается лексическая сторона речи. Обогащаю словарь детей прилагательными (лёд холодный, скользкий, гладкий; вода – жидкая, прозрачная, бесформенная, глаголами (ткань можно гладить, стирать, сушить, разрезать). Формирую представление о синонимах (тонуть – идти ко дну, погружаться в воду).  

       Есть слова разные по звучанию, но одинаковые по значению, важно учить детей  правильно пользоваться ими в различных высказываниях. Например, бусинка утонула в стакане; корабль пошёл ко дну, а водолаз начал погружаться в воду. Развиваю представление о родственных словах, провожу работу над лексическим значением слова. (Превращаться – переходить из одного состояния в другое,  менять свои свойства. Испаряться – превращаться в пар, исчезать).            

      Связь детского экспериментирования и развития речи имеет двухсторонний характер. Умение чётко выразить свою мысль облегчает проведение опыта, а пополнение знаний способствует развитию речи.    

       Каждому опыту предшествует подготовительная работа, это наблюдение, чтение художественной литературы, беседа, в ходе которой так же идёт развитие речи.

       Дети с удовольствием рассказывают о своих открытиях родителям и ставят свои небольшие опыты (или как они называют фокусы) дома, а затем рассказывают в саду детям о своих успехах.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт работы по теме "Дидактическая игра как способ развития речи детей в условиях ДОУ"

Есть множество методик обучения детей раннего возраста, детей дошкольного возраста и подготовки их к учебной деятельности.  Считаю, что полноценную учебную деятельность можно сформировать л...

Презентация на тему: "Экспериментирование как способ развития познавательной активности детей дошкольного возраста"

В дошкольном детстве очень важным для ребенка является познание окружающего мира, его предметов и явлений. Чтобы удовлетворить эту потребность в детях, педагоги используют различные средства и методы ...

Мастер-класс для воспитателей «Детское экспериментирование как способ развития творческих способностей дошкольников»

Тема: «Детское экспериментирование как способ развития творческих способностей детей дошкольного возраста»Цель мастер- класса: повышение профессиональной компетентности педагогов по исполь...

Мастер - класс для воспитателей «Детское экспериментирование как способ развития творческих способностей детей дошкольного возраста»

Цель мастер- класса: повышение профессиональной компетентности педагогов по использованию экспериментальной деятельности в работе с детьми дошкольного возраста.Задачи:Повысить профессиональное мастерс...

Мастер-класс для воспитателей Тема: «Детское экспериментирование как способ развития творческих способностей детей дошкольного возраста»

Цель мастер- класса: повышение профессиональной компетентности педагогов по использованию экспериментальной деятельности в работе с детьми дошкольного возраста.Задачи:Повысить профессиональное мастерс...