Статья "Формирование личности ребенка"
статья
В статье описаны акторы, влияющие на формирование личности ребека.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_formirovanie_lichnosti.docx | 18.95 КБ |
statya_formirovanie_lichnosti.docx | 18.95 КБ |
Предварительный просмотр:
Статья «Формирование личности ребенка»
Кузнецова Юлия Алексеевна,
Тихова Елена Петровна –воспитатели
МАДОУ «Детский сад №196» г. Барнаул
Полноценное формирование личности ребенка напрямую зависит от его умений общаться, выражать свои мысли. Отстаивать свою точку зрения.
Личность закладывается в детстве. Возраст от трех до семи лет является первоначально становлением личности ребенка.
Из чего же складывается личность? В основу личности ложится генерация мотивов. Она не стабильна, она меняется. Так сначала - человек, затем -индивидуальность, а уж потом - иерархия побудителей мотивов(1).
В дошкольном возрасте мотивы и желания ребенка начинают образовывать иерархию, появляется произвольность, на смену импульсивным действиям приходит поведение, опосредованное нормами, правилами и самооценкой.
Возникновение эмоционального предвосхищения последствий своего поведения, самооценки, усложнение и осознание переживаний, обогащение новыми чувствами – вот неполный перечень особенностей, характерных для личностного развития ребенка.
Личность сегодня:
- специфически индивидуальная;
- с высокими коммуникативными способностями;
- готовая к включению в разнообразные виды деятельности;
- умеющая гибко ориентироваться в меняющихся условиях;
- способная не стандартно и творчески мыслить.
На формирование личности ребенка влияют следующие факторы:
- воспитание (нравственное);
- среда (социализация);
- наследственность.
Нравственное воспитание – целенаправленный перманентный процесс формирования активно действенного отношения к нравственным ценностям общества(3).
Формирование нравственности,или нравственной воспитанности есть не что иное, как перевод моральных норм, правил и требований в знания, навыки и привычки поведения личности и как неуклонное их соблюдение. Нравственное воспитание личности должно быть направлено на свободу и внутреннюю ответственность. Ребенок сам принимает решение « Я сам(а)»(1). Эта идея лежит в понимании свободы и ответственности.
В условиях, обновляющихся в стране социальных обстоятельств, демократизации и свободы общества, исключительно важно, чтобы сама личность стремилась быть нравственной, чтобы она выполняла нравственные нормы правила не благодаря внешним общественным стимулам или принуждению, а в силу внутреннего влечения к добру, справедливости, благородству и глубокого понимания их необходимости.
Выработка таких взглядов и убеждений и соответствующих им привычек поведения и составляет глубинную сущность нравственного воспитания.
Компоненты социализации личности в дошкольном образовании таковы:
- адаптация к миру людей;
- усвоение и присвоение опыта общественных отношений;
- формирование потребностей в преобразовании окружающего мира.
Социализация - это процесс формирования человека посредством обучения, воспитания, образования, защиты и адаптации(2). Данный процесс – это последовательность действий, в результате которых из родившегося существа формируется человек, способный принимать участие в социальной жизни. В процессе социализации принимает участие все окружение: семья, соседи, сверстники в детском саду т.д.
Для успешной социализации необходимо действие трех факторов: ожидания, изменения поведения и стремления соответствовать этим ожиданиям.
Процесс формирования личности, по мнению Д. Смелзера, происходит по трем различным стадиям:
- стадии подражания и копирования детьми поведения взрослых;
- игровой стадии, когда дети осознают поведение, как исполнение роли;
- стадии групповых игр, на которой дети учатся понимать, что от них ждет целая группа людей.
Многие психологи и социологи подчеркивают, что процесс социализации продолжается в течение всей жизни человека, но социализация у детей формирует ценностные ориентации и в большей мере имеет дело с мотивацией поведения.
И последний фактор, влияющий на формирование личности ребенка-это наследственность. Наследственность – это генетическая программа биологических признаков, получаемая ребенком от родителей при рождении(2). Она предполагает формирование определенных способностей к какой-либо области деятельности на основе природных задатков ребенка. Согласно данным физиологии и психологии, врожденными у человека являются не готовые способности, а лишь потенциальные возможности для их развития, т.е задатки. Проявление и развитие способностей ребенка во многом зависит от условий его жизни, образования и воспитания. Яркое проявление способностей принято называть одаренностью или талантом.
Итак, можно сделать вывод: формирование личности – очень сложный процесс. Он происходит под влиянием, как внешних воздействий, так и внутренних сил, которые свойственны человеку, как всякому живому и растущему организму.
Литература:
- Асмолов Л.Г Личность как предмет психологического анализа. М. 1988.
- Божович Л.И Проблемы формирования личности. М. 1997.
- Лихачев Б.Т Педагогика М. 1999.
Предварительный просмотр:
Статья «Формирование личности ребенка»
Кузнецова Юлия Алексеевна,
Тихова Елена Петровна –воспитатели
МАДОУ «Детский сад №196» г. Барнаул
Полноценное формирование личности ребенка напрямую зависит от его умений общаться, выражать свои мысли. Отстаивать свою точку зрения.
Личность закладывается в детстве. Возраст от трех до семи лет является первоначально становлением личности ребенка.
Из чего же складывается личность? В основу личности ложится генерация мотивов. Она не стабильна, она меняется. Так сначала - человек, затем -индивидуальность, а уж потом - иерархия побудителей мотивов(1).
В дошкольном возрасте мотивы и желания ребенка начинают образовывать иерархию, появляется произвольность, на смену импульсивным действиям приходит поведение, опосредованное нормами, правилами и самооценкой.
Возникновение эмоционального предвосхищения последствий своего поведения, самооценки, усложнение и осознание переживаний, обогащение новыми чувствами – вот неполный перечень особенностей, характерных для личностного развития ребенка.
Личность сегодня:
- специфически индивидуальная;
- с высокими коммуникативными способностями;
- готовая к включению в разнообразные виды деятельности;
- умеющая гибко ориентироваться в меняющихся условиях;
- способная не стандартно и творчески мыслить.
На формирование личности ребенка влияют следующие факторы:
- воспитание (нравственное);
- среда (социализация);
- наследственность.
Нравственное воспитание – целенаправленный перманентный процесс формирования активно действенного отношения к нравственным ценностям общества(3).
Формирование нравственности,или нравственной воспитанности есть не что иное, как перевод моральных норм, правил и требований в знания, навыки и привычки поведения личности и как неуклонное их соблюдение. Нравственное воспитание личности должно быть направлено на свободу и внутреннюю ответственность. Ребенок сам принимает решение « Я сам(а)»(1). Эта идея лежит в понимании свободы и ответственности.
В условиях, обновляющихся в стране социальных обстоятельств, демократизации и свободы общества, исключительно важно, чтобы сама личность стремилась быть нравственной, чтобы она выполняла нравственные нормы правила не благодаря внешним общественным стимулам или принуждению, а в силу внутреннего влечения к добру, справедливости, благородству и глубокого понимания их необходимости.
Выработка таких взглядов и убеждений и соответствующих им привычек поведения и составляет глубинную сущность нравственного воспитания.
Компоненты социализации личности в дошкольном образовании таковы:
- адаптация к миру людей;
- усвоение и присвоение опыта общественных отношений;
- формирование потребностей в преобразовании окружающего мира.
Социализация - это процесс формирования человека посредством обучения, воспитания, образования, защиты и адаптации(2). Данный процесс – это последовательность действий, в результате которых из родившегося существа формируется человек, способный принимать участие в социальной жизни. В процессе социализации принимает участие все окружение: семья, соседи, сверстники в детском саду т.д.
Для успешной социализации необходимо действие трех факторов: ожидания, изменения поведения и стремления соответствовать этим ожиданиям.
Процесс формирования личности, по мнению Д. Смелзера, происходит по трем различным стадиям:
- стадии подражания и копирования детьми поведения взрослых;
- игровой стадии, когда дети осознают поведение, как исполнение роли;
- стадии групповых игр, на которой дети учатся понимать, что от них ждет целая группа людей.
Многие психологи и социологи подчеркивают, что процесс социализации продолжается в течение всей жизни человека, но социализация у детей формирует ценностные ориентации и в большей мере имеет дело с мотивацией поведения.
И последний фактор, влияющий на формирование личности ребенка-это наследственность. Наследственность – это генетическая программа биологических признаков, получаемая ребенком от родителей при рождении(2). Она предполагает формирование определенных способностей к какой-либо области деятельности на основе природных задатков ребенка. Согласно данным физиологии и психологии, врожденными у человека являются не готовые способности, а лишь потенциальные возможности для их развития, т.е задатки. Проявление и развитие способностей ребенка во многом зависит от условий его жизни, образования и воспитания. Яркое проявление способностей принято называть одаренностью или талантом.
Итак, можно сделать вывод: формирование личности – очень сложный процесс. Он происходит под влиянием, как внешних воздействий, так и внутренних сил, которые свойственны человеку, как всякому живому и растущему организму.
Литература:
- Асмолов Л.Г Личность как предмет психологического анализа. М. 1988.
- Божович Л.И Проблемы формирования личности. М. 1997.
- Лихачев Б.Т Педагогика М. 1999.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ОТ ЛИЧНОСТИ РОДИТЕЛЕЙ —К ЛИЧНОСТИ РЕБЕНКА
Информация для родителей...
Журнал динамики развития ребенка дошкольного возраста по показателям развития личности ребенка в образовательных областях.
ФГОС ДО п.3.2.3. При реализации Программы может проводится оценка индивидуального развития детей. Такая оценка проводится педагогическим работником в рамках педагогической диагностики(оценки индивидуа...
Зайдуллина Юлия. Анализ научно - исследовательской работы «Общение ребенка старшего дошкольного возраста со сверстниками как важный фактор развития личности ребенка» МБДОУ «Центр развития ребенка - детский сад №7 «Елочка» Ханты-Мансийск.
Ребенок развивается в коллективе сверстников. Становление его личности определяет потребность в общении со взрослыми и сверстниками. Между детьми могут возникать разные формы взаимоотношений....
Личность педагога – мощный фактор формирования личности ребенка.
Личность педагога – мощный фактор формирования личности ребенка....
Личность педагога – мощный фактор формирования личности ребенка.
Личность педагога – мощный фактор формирования личности ребенка....
Консультация «Влияние личности педагога на развитие личности ребенка дошкольника»
Нет более гуманной, творческой, серьёзной, нужной профессии, как профессия – педагог. Именно она является фундаментом всех профессий в мире. Эта профессия по состоянию души, по зову с...
Выступление на районных педагогических чтения «Развитие личности ребенка в условиях школьного и семейного воспитания» Доклад: «Музыкально-театральная деятельность, как средство развития креативности и личности у детей старшего дошкольного возраста»
29 ноября 2019 года проходили районные педагогические чтения "Развитие личности ребенка в условиях школьного и семейного воспитания».Я выступала с докладом и презентацией на тему:...