Проект "Мои права и обязанности"
методическая разработка (старшая группа)
Проект
«Мои права и обязанности»
Авторы – разработчики:
Кудряшова О. С.
Актуальность.
Актуальность темы «Мои права и обязанности» заключается в необходимости разъяснения правового статуса личности ребенка, так как они, обладая всеми основными правами и свободами человека, требуют по отношению к себе особой правовой защиты. Дети имеют меньше возможности для защиты своих прав, чем взрослые люди. У ребенка нет физической, психологической зрелости. Дети отличаются зависимостью от опеки взрослых. Поэтому и права детей в чем-то глубже, шире, значительнее, «заботливее», чем права взрослого. Ребенок нуждается в любви и понимании. Общество обязало осуществлять особую заботу о детях. Ребенок приходит в этот мир беспомощным и беззащитным. Его жизнь, здоровье, будущее, целиком зависит от мира на земле, от родителей, от действий других взрослых людей. Ребенок верит в их любовь и доброе отношение и очень надеется на их защиту. Проблема защиты прав детей существует во всем мире. Права ребенка, юридически ему предоставленные, далеко не в полном объеме и не на всех детей в равной мере реализуются. Во многих семьях наблюдаются ущемления прав ребенка, жестокое обращение родителей к детям.
Очень важно, чтобы дети росли в атмосфере уважения и не страдали от различных негативных последствий, ведь в слабых руках ребенка наше будущее.
Правовое воспитание дошкольника начинается с воспитания у него чувства собственного достоинства, уважения к самому себе. Только уважающий себя и свои права человек, способен по- настоящему уважать других людей и их права.
Цель проекта: создать условия для формирования представления о защите прав ребенка членами его семьи, понятие о том, что у каждого человека есть, не только права, но и обязанности; совершенствовать способы взаимоотношения с членами семьи;
Задачи:
1. Формировать у детей представления о правах человека, воспитывать уважение к общечеловеческим ценностям;
2. развивать коммуникативные навыки;
3. развивать эмоциональную отзывчивость;
4. Развивать я-сознание ребенка, свободу самовыражения и самопрезентации.
5. Реализовать модель информационно-просветительской работы по проблеме обучения и реализации прав ребенка в ДОУ, семье.
6. Сформировать модель единого культурного пространства «Ребенок – Семья – Социум».
Ожидаемые результаты: в результате реализации проекта у детей:
- Воспитание нравственных и эстетических чувств
- Понимание значимости семьи в воспитании ребенка
- Развитие личности ребенка, умение продуктивно взаимодействовать с другими людьми
- Расширение у детей представления о значении правах и обязанностях
- Формирование правильного и справедливого взгляда на жизненные ситуации
- Осознание родителями того, что дети имеют те же права, что и все люди.
у педагогов:
- -повысится компетентность в вопросах освоения технологии проектирования;
- -расширятся партнерские отношения с семьями воспитанников
у родителей:
- -повысится компетентность в вопросах воспитания детей
- -развивать активность родителей в совместном с воспитателями воспитании детей;
- -выявить характер семейных взаимоотношений, авторитет родителей, определить их влияние на ребенка;
Особенности проекта:
- по составу участников: детско-взрослый;
- по виду: творческий;
- по типу: познавательно-развивающий;
- по сроку реализации: долгосрочный.
Участники проекта:
- дети;
- педагоги;
- родители.
Стратегия реализации проекта
№ п/п | События, мероприятия | Цель и содержание события | Продукт, результат события
|
1 этап - подготовительный | Изучение методической литературы по теме проекта | Повышение компетентности в вопросах проектирования | Стратегия реализации проекта |
Анкетирование детей и родителей
| Выявление кругозора, знания родителей и детей по теме
| Анкеты, интерпретация результатов
| |
2 этап- практический |
| Формировать у детей желание самостоятельно знакомиться с правами и обязанностями людей, развивать навык культуры обращения друг с другом.
| Уголок правоведения в группе.
|
Изготовление книжки-малышки «Я и мои права»
| Прививать у детей интерес к созданию новых (авторских) книг |
| |
Подбор рисунков на выставку, стенгазету по теме «Я имею право». | Формировать у детей желание создавать рисунки по теме | Выставка рисунков | |
Сюжетно-ролевая игра «Если что у вас болит, вам поможет Айболит»
| Познакомить детей с профессией врача и его обязанностями | игры | |
Изготовление поздравительной открытки ко Дню матери.
| Познакомить с праздником – днем матери, закрепить знания о строении открытки | Выставка | |
Изготовление героев сказки в стиле оригами («Заюшкина избушка»)
| Формировать у детей желание создавать героев сказки своими руками | Детские творческие работы
| |
Рисование «Дом в котором я живу», «Как я с мамой или с папой иду из детского сада домой, «Цветные страницы» | Формирование умения передавать через рисунок свое настроение, эмоции, впечатления.
| Выставка | |
Развлечение «О правах – играя» | Продолжать знакомить детей правами человека, записанных в Декларации прав человека, в доступной для дошкольников форме.
| Развлечение | |
Изготовление «Умного ростомера» | Повысить правовой интерес у детей | Ростомер с иллюстрациями о правах детей | |
Литературные досуги Чтение сказки «Пчелкина семья» | Вспомнить о праве жить и воспитываться в семье. | Картотека произведений | |
Занятие «Знакомство с правами ребёнка» | Вызывать у детей интерес к познанию своих прав и обязанностей, повысить культуру ребенка.
| Сценарии занятий | |
Встреча в родительском клубе «Права ребенка – обязанности родителей». | Познакомить родителей с вопросами воспитания в соответствии с конвенцией | Сценарий клуба | |
Развлечение «Мама , папа, я дружная семья».
| Продолжать знакомить детей правами человека, записанных в Декларации прав человека, в доступной для дошкольников форме.
| Сценарий развлечения | |
Пение песен «Неразлучные друзья», «Наша дружная семья». | Обеспечить взаимодействие детского сада с семьей.
| Музыкальные занятия | |
Развлечение «О правах – играя» | Продолжать знакомить детей правами человека, записанных в Декларации прав человека, в доступной для дошкольников форме
| Развлечение |
3 этап- итоговый | Создание фильма «Проект «Мои права и обязанности»
| Обобщение результатов проектировочной деятельности | Фильм |
Презентация проекта на районном Фестивале проектов
| Повышение коммуникативной компетентности педагогов (умение публично представлять результаты своей деятельности) |
|
Технология реализации проекта
Деятельность по реализации нашего проекта строилась в три этапа: подготовительный этап, практический и итоговый.
На подготовительном этапе мы ознакомились с рекомендуемой методической литературой по данной теме, наметили стратегию дальнейших действий. Для того, чтобы проектировать и прогнозировать предстоящую работу, необходимо было провести анализ и изучить познавательный интерес и кругозор по теме ребят нашей группы.
Мониторинг выявления знаний по теме воспитанников и их родителей помог в выборе направления деятельности. познакомить детей с библиотекой, историей появления книги, с разнообразием материалов, используемых в древние времена для сохранения информации, с производством бумаги, с переплетным делом, закрепить знания о строении книги. Результатом стало оформление альбома «Как появилась книга», организовали выставку рисунков ребят об экскурсии в библиотеку.
Торжественное открытие в нашей группе мастерской «Книжкин мастер» позволило каждому малышу ощутить радость творчества в создании книги «Я и мои права», проявить оригинальность. В рамках работы мастерской наши воспитанники с большим интересом и удовольствием изготавливали открытки для мам. Их руками были созданы авторские книги, в которых дети и родители выступали писателями, поэтами и иллюстраторами.
Предложения по возможному распространению проекта: проект можно использовать в старшей группе детского сада.
Список используемой литературы:
Т.А. Шорыгина «Беседы о правах ребёнка», Москва, 2008 год.
Кардаш Е.Л. Занятие с детьми о правах
Блинова Г.М. Познавательное развитие детей 5 – 7 лет.
«Конвенция ООН о правах ребенка»
Семейный кодекс Российской Федерации (от 10.02.2003 год).
Закон РФ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (от 24.07.1998 год).
В.Антонов «Изучаем права человека», Москва, 1996.
Е.Рылеева «Как помочь дошкольнику найти свое место в мире людей», Москва, 2001.
«Социально – нравственное воспитание детей дошкольного возраста» Н. Мулько
Марковская И.М. Тренинг взаимодействия родителей с детьми.СПб.,2001
Солодянкига О.В. Сотрудничество дошкольного учреждения с семьёй. М.. 2005..Болотина Т.В. Конвенция о правах ребёнка и законодательство Российской Федерации в вопросах и комментариях. М. — 2003.
Маленьким детям – БОЛЬШИЕ ПРАВА Мячина Л.К, Зотова Л.М,Данилова О.В. ( Рабочая тетрадь).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
moi_prava_i_obyazannosti.docx | 25.65 КБ |
Предварительный просмотр:
Комитет по образованию администрации Индустриального района
г. Барнаула
МДОУ «Детский сад № 186»
Проект
«Мои права и обязанности»
Авторы – разработчики:
Кудряшова О. С.
Актуальность.
Актуальность темы «Мои права и обязанности» заключается в необходимости разъяснения правового статуса личности ребенка, так как они, обладая всеми основными правами и свободами человека, требуют по отношению к себе особой правовой защиты. Дети имеют меньше возможности для защиты своих прав, чем взрослые люди. У ребенка нет физической, психологической зрелости. Дети отличаются зависимостью от опеки взрослых. Поэтому и права детей в чем-то глубже, шире, значительнее, «заботливее», чем права взрослого. Ребенок нуждается в любви и понимании. Общество обязало осуществлять особую заботу о детях. Ребенок приходит в этот мир беспомощным и беззащитным. Его жизнь, здоровье, будущее, целиком зависит от мира на земле, от родителей, от действий других взрослых людей. Ребенок верит в их любовь и доброе отношение и очень надеется на их защиту. Проблема защиты прав детей существует во всем мире. Права ребенка, юридически ему предоставленные, далеко не в полном объеме и не на всех детей в равной мере реализуются. Во многих семьях наблюдаются ущемления прав ребенка, жестокое обращение родителей к детям.
Очень важно, чтобы дети росли в атмосфере уважения и не страдали от различных негативных последствий, ведь в слабых руках ребенка наше будущее.
Правовое воспитание дошкольника начинается с воспитания у него чувства собственного достоинства, уважения к самому себе. Только уважающий себя и свои права человек, способен по- настоящему уважать других людей и их права.
Цель проекта: создать условия для формирования представления о защите прав ребенка членами его семьи, понятие о том, что у каждого человека есть, не только права, но и обязанности; совершенствовать способы взаимоотношения с членами семьи;
Задачи:
1. Формировать у детей представления о правах человека, воспитывать уважение к общечеловеческим ценностям;
2. развивать коммуникативные навыки;
3. развивать эмоциональную отзывчивость;
4. Развивать я-сознание ребенка, свободу самовыражения и самопрезентации.
5. Реализовать модель информационно-просветительской работы по проблеме обучения и реализации прав ребенка в ДОУ, семье.
6. Сформировать модель единого культурного пространства «Ребенок – Семья – Социум».
Ожидаемые результаты: в результате реализации проекта у детей:
- Воспитание нравственных и эстетических чувств
- Понимание значимости семьи в воспитании ребенка
- Развитие личности ребенка, умение продуктивно взаимодействовать с другими людьми
- Расширение у детей представления о значении правах и обязанностях
- Формирование правильного и справедливого взгляда на жизненные ситуации
- Осознание родителями того, что дети имеют те же права, что и все люди.
у педагогов:
- -повысится компетентность в вопросах освоения технологии проектирования;
- -расширятся партнерские отношения с семьями воспитанников
у родителей:
- -повысится компетентность в вопросах воспитания детей
- -развивать активность родителей в совместном с воспитателями воспитании детей;
- -выявить характер семейных взаимоотношений, авторитет родителей, определить их влияние на ребенка;
Особенности проекта:
- по составу участников: детско-взрослый;
- по виду: творческий;
- по типу: познавательно-развивающий;
- по сроку реализации: долгосрочный.
Участники проекта:
- дети;
- педагоги;
- родители.
Стратегия реализации проекта
№ п/п | События, мероприятия | Цель и содержание события | Продукт, результат события |
1 этап - подготовительный | Изучение методической литературы по теме проекта | Повышение компетентности в вопросах проектирования | Стратегия реализации проекта |
Анкетирование детей и родителей | Выявление кругозора, знания родителей и детей по теме | Анкеты, интерпретация результатов | |
2 этап- практический | Формировать у детей желание самостоятельно знакомиться с правами и обязанностями людей, развивать навык культуры обращения друг с другом. | Уголок правоведения в группе. | |
Изготовление книжки-малышки «Я и мои права» | Прививать у детей интерес к созданию новых (авторских) книг | ||
Подбор рисунков на выставку, стенгазету по теме «Я имею право». | Формировать у детей желание создавать рисунки по теме | Выставка рисунков | |
Сюжетно-ролевая игра «Если что у вас болит, вам поможет Айболит» | Познакомить детей с профессией врача и его обязанностями | игры | |
Изготовление поздравительной открытки ко Дню матери. | Познакомить с праздником – днем матери, закрепить знания о строении открытки | Выставка | |
Изготовление героев сказки в стиле оригами («Заюшкина избушка») | Формировать у детей желание создавать героев сказки своими руками | Детские творческие работы | |
Рисование «Дом в котором я живу», «Как я с мамой или с папой иду из детского сада домой, «Цветные страницы» | Формирование умения передавать через рисунок свое настроение, эмоции, впечатления. | Выставка | |
Развлечение «О правах – играя» | Продолжать знакомить детей правами человека, записанных в Декларации прав человека, в доступной для дошкольников форме. | Развлечение | |
Изготовление «Умного ростомера» | Повысить правовой интерес у детей | Ростомер с иллюстрациями о правах детей | |
Литературные досуги Чтение сказки «Пчелкина семья» | Вспомнить о праве жить и воспитываться в семье. | Картотека произведений | |
Занятие «Знакомство с правами ребёнка» | Вызывать у детей интерес к познанию своих прав и обязанностей, повысить культуру ребенка. | Сценарии занятий | |
Встреча в родительском клубе «Права ребенка – обязанности родителей». | Познакомить родителей с вопросами воспитания в соответствии с конвенцией | Сценарий клуба | |
Развлечение «Мама , папа, я дружная семья». | Продолжать знакомить детей правами человека, записанных в Декларации прав человека, в доступной для дошкольников форме. | Сценарий развлечения | |
Пение песен «Неразлучные друзья», «Наша дружная семья». | Обеспечить взаимодействие детского сада с семьей. | Музыкальные занятия | |
Развлечение «О правах – играя» | Продолжать знакомить детей правами человека, записанных в Декларации прав человека, в доступной для дошкольников форме | Развлечение | |
3 этап- итоговый | Создание фильма «Проект «Мои права и обязанности» | Обобщение результатов проектировочной деятельности | Фильм |
Презентация проекта на районном Фестивале проектов | Повышение коммуникативной компетентности педагогов (умение публично представлять результаты своей деятельности) |
Технология реализации проекта
Деятельность по реализации нашего проекта строилась в три этапа: подготовительный этап, практический и итоговый.
На подготовительном этапе мы ознакомились с рекомендуемой методической литературой по данной теме, наметили стратегию дальнейших действий. Для того, чтобы проектировать и прогнозировать предстоящую работу, необходимо было провести анализ и изучить познавательный интерес и кругозор по теме ребят нашей группы.
Мониторинг выявления знаний по теме воспитанников и их родителей помог в выборе направления деятельности. познакомить детей с библиотекой, историей появления книги, с разнообразием материалов, используемых в древние времена для сохранения информации, с производством бумаги, с переплетным делом, закрепить знания о строении книги. Результатом стало оформление альбома «Как появилась книга», организовали выставку рисунков ребят об экскурсии в библиотеку.
Торжественное открытие в нашей группе мастерской «Книжкин мастер» позволило каждому малышу ощутить радость творчества в создании книги «Я и мои права», проявить оригинальность. В рамках работы мастерской наши воспитанники с большим интересом и удовольствием изготавливали открытки для мам. Их руками были созданы авторские книги, в которых дети и родители выступали писателями, поэтами и иллюстраторами.
Предложения по возможному распространению проекта: проект можно использовать в старшей группе детского сада.
Список используемой литературы:
Т.А. Шорыгина «Беседы о правах ребёнка», Москва, 2008 год.
Кардаш Е.Л. Занятие с детьми о правах
Блинова Г.М. Познавательное развитие детей 5 – 7 лет.
«Конвенция ООН о правах ребенка»
Семейный кодекс Российской Федерации (от 10.02.2003 год).
Закон РФ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (от 24.07.1998 год).
В.Антонов «Изучаем права человека», Москва, 1996.
Е.Рылеева «Как помочь дошкольнику найти свое место в мире людей», Москва, 2001.
«Социально – нравственное воспитание детей дошкольного возраста» Н. Мулько
Марковская И.М. Тренинг взаимодействия родителей с детьми.СПб.,2001
Солодянкига О.В. Сотрудничество дошкольного учреждения с семьёй. М.. 2005..Болотина Т.В. Конвенция о правах ребёнка и законодательство Российской Федерации в вопросах и комментариях. М. — 2003.
Маленьким детям – БОЛЬШИЕ ПРАВА Мячина Л.К, Зотова Л.М,Данилова О.В. ( Рабочая тетрадь).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Викторина "Мои права" (дошкольникам о правах и обязанностях)
Сценарий викторины "Мои права" посвящен знакомству детей старшего дошкольного возраста с основными правами (на неприкосновенность жилища, на здоровье, на жизнь, на безопасность и др.)....
Мои права. Дошкольникам о правах и обязанностях.
Мои права....
Конспект комплексного занятия. Тема: «Декларация прав ребенка. Права и обязанности ребенка» с детьми старшей группы.
Задачи: Формировать патриотизм и гражданственность. Формировать знания детей о своих правах и обязанностях. Формировать у детей гордость за свою страну. Учить уважать и помогать взрослым.Предвар...
ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ О ПРАВАХ И ОБЯЗАННОСТЯХ РОДИТЕЛЕЙ. ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ ДЕТЕЙ 2019-2020
ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ О ПРАВАХ И ОБЯЗАННОСТЯХ...
Памятка «Права ребенка. Обязанности. Органы, защищающие права детей»
Права ребёнка — свод прав детей, зафиксированный в международных документах по правам ребёнка. Согласно Конвенции о правах ребёнка, ребёнок — это лицо, не достигшее восемнадцати...
Методическая разработка ООД по ознакомлению детей дошкольного возраста 6 - 7 лет с правами и обязанностями Тема: «Я человек, а значит, есть права и обязанности»
Цель: формирование элементарных представлений у дошкольников о правах и обязанностях представленных в основном документе о «Правах ребёнка».Задачи:Помочь детям осознать, ...
Конспект родительского собрания «Права и обязанности ребенка – обязанности родителей»
Цель: Правовое просвещение родителей....