Проект "Мои права и обязанности"
методическая разработка (старшая группа)

Кудряшова Ольга Сергеевна

 

Проект

«Мои права и обязанности»

 

 

 

 

                                                                              Авторы – разработчики:

Кудряшова О. С.            

                                                    

Актуальность.

Актуальность темы «Мои права и обязанности» заключается в необходимости разъяснения правового статуса личности ребенка, так как они, обладая всеми основными правами и свободами человека, требуют по отношению к себе особой правовой защиты. Дети имеют меньше возможности для защиты своих прав, чем взрослые люди. У ребенка нет физической, психологической зрелости. Дети отличаются зависимостью от опеки взрослых. Поэтому и права детей в чем-то глубже, шире, значительнее, «заботливее», чем права взрослого. Ребенок нуждается в любви и понимании. Общество обязало осуществлять особую заботу о детях. Ребенок приходит в этот мир беспомощным и беззащитным. Его жизнь, здоровье, будущее, целиком зависит от мира на земле, от родителей, от действий других взрослых людей. Ребенок верит в их любовь и доброе отношение и очень надеется на их защиту. Проблема защиты прав детей существует во всем мире. Права ребенка, юридически ему предоставленные, далеко не в полном объеме и не на всех детей в равной мере реализуются. Во многих семьях наблюдаются ущемления прав ребенка, жестокое обращение родителей к детям.

 Очень важно, чтобы дети росли в атмосфере уважения и не страдали от различных негативных последствий, ведь в слабых руках ребенка наше будущее.

 Правовое воспитание дошкольника начинается с воспитания у него чувства собственного достоинства, уважения к самому себе. Только уважающий себя и свои права человек, способен по- настоящему уважать других людей и их права.

 

Цель проекта: создать условия для формирования представления о защите прав ребенка членами его семьи, понятие о том, что у каждого человека есть, не только права, но и обязанности; совершенствовать способы взаимоотношения с членами семьи;

Задачи:

1. Формировать у детей представления о правах человека, воспитывать уважение к общечеловеческим ценностям;

 2. развивать коммуникативные навыки;

 3. развивать эмоциональную отзывчивость;

 4. Развивать я-сознание ребенка, свободу самовыражения и самопрезентации.

 5. Реализовать модель информационно-просветительской работы по проблеме обучения и реализации прав ребенка в ДОУ, семье.

 6. Сформировать модель единого культурного пространства «Ребенок – Семья – Социум».

Ожидаемые результаты: в результате реализации проекта у детей:

  1. Воспитание нравственных и эстетических чувств
  2. Понимание значимости семьи в воспитании ребенка
  3. Развитие личности ребенка, умение продуктивно взаимодействовать с другими людьми
  4. Расширение у детей представления о значении правах и обязанностях
  5. Формирование правильного и справедливого взгляда на жизненные ситуации
  6. Осознание родителями того, что дети имеют те же права, что и все люди.

у педагогов:

  1. -повысится компетентность в вопросах освоения технологии проектирования;
  2. -расширятся партнерские отношения с семьями воспитанников

у родителей:

  1. -повысится компетентность в вопросах воспитания детей
  1. -развивать активность родителей в совместном с воспитателями воспитании детей;
  2. -выявить характер семейных взаимоотношений, авторитет родителей, определить их влияние на ребенка;

 

Особенности проекта: 

  1. по составу участников: детско-взрослый;
  2. по виду: творческий;
  3. по типу: познавательно-развивающий;
  4. по сроку реализации: долгосрочный.

 

Участники проекта: 

  1. дети;
  2. педагоги;
  3. родители.

 

Стратегия реализации проекта

п/п

События,

мероприятия

Цель и содержание

события

Продукт,

результат

события

 

1 этап - подготовительный

Изучение методической литературы по теме проекта

Повышение компетентности в вопросах проектирования

Стратегия реализации проекта

Анкетирование детей и родителей

 

 

 

 

Выявление кругозора, знания родителей и детей по теме

 

Анкеты, интерпретация

результатов

 

2 этап- практический

 

Формировать у детей желание самостоятельно знакомиться с правами и обязанностями людей, развивать навык культуры обращения друг с другом.

 

Уголок правоведения в группе.

 

Изготовление книжки-малышки «Я и мои права»

 

Прививать у детей интерес к созданию новых (авторских) книг

 

Подбор рисунков на выставку, стенгазету по теме «Я имею право».

Формировать у детей желание создавать рисунки по теме

Выставка рисунков

Сюжетно-ролевая игра «Если что у вас болит, вам поможет Айболит»

 

 

Познакомить детей  с профессией врача и его обязанностями

игры

Изготовление поздравительной открытки ко Дню матери.

 

Познакомить с праздником – днем матери, закрепить знания о строении открытки

Выставка

Изготовление героев сказки в стиле оригами («Заюшкина избушка»)

 

Формировать у детей желание создавать героев сказки своими руками

Детские творческие работы

 

Рисование «Дом в котором я живу», «Как я с мамой или с папой иду из детского сада домой, «Цветные страницы»

Формирование умения передавать через рисунок свое настроение, эмоции, впечатления.

 

 

Выставка

Развлечение «О правах – играя»

Продолжать знакомить детей правами человека, записанных в Декларации прав человека, в доступной для дошкольников форме.

 

Развлечение

Изготовление «Умного ростомера»

Повысить правовой интерес у детей

Ростомер с иллюстрациями о правах детей

Литературные досуги Чтение сказки «Пчелкина семья»

Вспомнить о праве жить и воспитываться в семье.

Картотека произведений

Занятие «Знакомство с правами ребёнка»

Вызывать у детей интерес к познанию своих прав и обязанностей, повысить культуру ребенка.

 

Сценарии занятий

Встреча в родительском клубе «Права ребенка – обязанности родителей».

Познакомить родителей с вопросами воспитания в соответствии с конвенцией

Сценарий клуба

Развлечение «Мама , папа, я дружная семья».

 

Продолжать знакомить детей правами человека, записанных в Декларации прав человека, в доступной для дошкольников форме.

 

Сценарий развлечения

Пение песен «Неразлучные друзья», «Наша дружная семья».

Обеспечить взаимодействие детского сада с семьей.

 

Музыкальные занятия

Развлечение «О правах – играя»

Продолжать знакомить детей правами человека, записанных в Декларации прав человека, в доступной для дошкольников форме

 

Развлечение

3 этап- итоговый

Создание фильма «Проект «Мои права и обязанности»

 

 

Обобщение результатов проектировочной деятельности

Фильм

Презентация проекта на районном Фестивале проектов

 

 

 

 

Повышение коммуникативной компетентности педагогов (умение публично представлять результаты своей деятельности)

 

 

Технология реализации проекта

Деятельность по реализации нашего проекта строилась в три этапа: подготовительный этап, практический и итоговый.

    На подготовительном этапе мы ознакомились с рекомендуемой методической литературой по данной теме, наметили стратегию дальнейших действий. Для того, чтобы проектировать и прогнозировать предстоящую работу, необходимо было провести анализ и изучить познавательный интерес и кругозор по теме ребят нашей группы.

       Мониторинг выявления знаний по теме воспитанников и их родителей помог в выборе направления деятельности. познакомить детей с  библиотекой, историей появления книги, с разнообразием материалов, используемых в древние времена для сохранения информации, с производством бумаги, с переплетным делом, закрепить знания о строении книги. Результатом стало оформление альбома «Как появилась книга», организовали выставку рисунков ребят об экскурсии в библиотеку.

   Торжественное открытие в нашей группе мастерской «Книжкин мастер» позволило каждому малышу ощутить радость творчества в создании книги «Я и мои права», проявить оригинальность. В рамках работы мастерской наши воспитанники с большим интересом и удовольствием изготавливали открытки для мам. Их руками были созданы авторские книги, в которых дети и родители выступали писателями, поэтами и иллюстраторами.

      Предложения по возможному распространению проекта: проект можно использовать в старшей группе детского сада.

Список используемой литературы:

Т.А. Шорыгина «Беседы о правах ребёнка», Москва, 2008 год.

 Кардаш Е.Л. Занятие с детьми о правах

Блинова Г.М. Познавательное развитие детей 5 – 7 лет.

«Конвенция ООН о правах ребенка»

Семейный кодекс Российской Федерации (от 10.02.2003 год).

Закон РФ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (от 24.07.1998 год).

В.Антонов «Изучаем права человека», Москва, 1996.

Е.Рылеева «Как помочь дошкольнику найти свое место в мире людей», Москва, 2001.

«Социально – нравственное воспитание детей дошкольного возраста» Н. Мулько

Марковская И.М. Тренинг взаимодействия родителей с детьми.СПб.,2001

Солодянкига О.В. Сотрудничество дошкольного учреждения с семьёй. М.. 2005..Болотина Т.В. Конвенция о правах ребёнка и законодательство Российской Федерации в вопросах и комментариях. М. — 2003.

Маленьким детям – БОЛЬШИЕ ПРАВА Мячина Л.К, Зотова Л.М,Данилова О.В. ( Рабочая тетрадь).

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл moi_prava_i_obyazannosti.docx25.65 КБ

Предварительный просмотр:

 Комитет по образованию администрации Индустриального района

г. Барнаула

МДОУ «Детский сад № 186»

Проект

«Мои права и обязанности»

                                                                              Авторы – разработчики:

Кудряшова О. С.            

                                                           


Актуальность.

Актуальность темы «Мои права и обязанности» заключается в необходимости разъяснения правового статуса личности ребенка, так как они, обладая всеми основными правами и свободами человека, требуют по отношению к себе особой правовой защиты. Дети имеют меньше возможности для защиты своих прав, чем взрослые люди. У ребенка нет физической, психологической зрелости. Дети отличаются зависимостью от опеки взрослых. Поэтому и права детей в чем-то глубже, шире, значительнее, «заботливее», чем права взрослого. Ребенок нуждается в любви и понимании. Общество обязало осуществлять особую заботу о детях. Ребенок приходит в этот мир беспомощным и беззащитным. Его жизнь, здоровье, будущее, целиком зависит от мира на земле, от родителей, от действий других взрослых людей. Ребенок верит в их любовь и доброе отношение и очень надеется на их защиту. Проблема защиты прав детей существует во всем мире. Права ребенка, юридически ему предоставленные, далеко не в полном объеме и не на всех детей в равной мере реализуются. Во многих семьях наблюдаются ущемления прав ребенка, жестокое обращение родителей к детям.

 Очень важно, чтобы дети росли в атмосфере уважения и не страдали от различных негативных последствий, ведь в слабых руках ребенка наше будущее.

 Правовое воспитание дошкольника начинается с воспитания у него чувства собственного достоинства, уважения к самому себе. Только уважающий себя и свои права человек, способен по- настоящему уважать других людей и их права.

Цель проекта: создать условия для формирования представления о защите прав ребенка членами его семьи, понятие о том, что у каждого человека есть, не только права, но и обязанности; совершенствовать способы взаимоотношения с членами семьи;

Задачи: 

1. Формировать у детей представления о правах человека, воспитывать уважение к общечеловеческим ценностям;

 2. развивать коммуникативные навыки;

 3. развивать эмоциональную отзывчивость;

 4. Развивать я-сознание ребенка, свободу самовыражения и самопрезентации.

 5. Реализовать модель информационно-просветительской работы по проблеме обучения и реализации прав ребенка в ДОУ, семье.

 6. Сформировать модель единого культурного пространства «Ребенок – Семья – Социум».

Ожидаемые результаты: в результате реализации проекта у детей:

  1. Воспитание нравственных и эстетических чувств
  2. Понимание значимости семьи в воспитании ребенка
  3. Развитие личности ребенка, умение продуктивно взаимодействовать с другими людьми
  4. Расширение у детей представления о значении правах и обязанностях
  5. Формирование правильного и справедливого взгляда на жизненные ситуации
  6. Осознание родителями того, что дети имеют те же права, что и все люди.

у педагогов:

  1. -повысится компетентность в вопросах освоения технологии проектирования;
  2. -расширятся партнерские отношения с семьями воспитанников

у родителей:

  1. -повысится компетентность в вопросах воспитания детей
  1. -развивать активность родителей в совместном с воспитателями воспитании детей;
  2. -выявить характер семейных взаимоотношений, авторитет родителей, определить их влияние на ребенка;

Особенности проекта: 

  1. по составу участников: детско-взрослый;
  2. по виду: творческий;
  3. по типу: познавательно-развивающий;
  4. по сроку реализации: долгосрочный.

Участники проекта: 

  1. дети;
  2. педагоги;
  3. родители.

Стратегия реализации проекта

п/п

События,

мероприятия

Цель и содержание

события

Продукт,

результат

события

1 этап - подготовительный

Изучение методической литературы по теме проекта

Повышение компетентности в вопросах проектирования

Стратегия реализации проекта

Анкетирование детей и родителей

Выявление кругозора, знания родителей и детей по теме

Анкеты, интерпретация

результатов

2 этап- практический

Формировать у детей желание самостоятельно знакомиться с правами и обязанностями людей, развивать навык культуры обращения друг с другом.

Уголок правоведения в группе.

Изготовление книжки-малышки «Я и мои права»

Прививать у детей интерес к созданию новых (авторских) книг

Подбор рисунков на выставку, стенгазету по теме «Я имею право».

Формировать у детей желание создавать рисунки по теме

Выставка рисунков

Сюжетно-ролевая игра «Если что у вас болит, вам поможет Айболит»

Познакомить детей  с профессией врача и его обязанностями

игры

Изготовление поздравительной открытки ко Дню матери.

Познакомить с праздником – днем матери, закрепить знания о строении открытки

Выставка

Изготовление героев сказки в стиле оригами («Заюшкина избушка»)

Формировать у детей желание создавать героев сказки своими руками

Детские творческие работы

Рисование «Дом в котором я живу», «Как я с мамой или с папой иду из детского сада домой, «Цветные страницы»

Формирование умения передавать через рисунок свое настроение, эмоции, впечатления.

Выставка

Развлечение «О правах – играя»

Продолжать знакомить детей правами человека, записанных в Декларации прав человека, в доступной для дошкольников форме.

Развлечение

Изготовление «Умного ростомера»

Повысить правовой интерес у детей

Ростомер с иллюстрациями о правах детей

Литературные досуги Чтение сказки «Пчелкина семья»

Вспомнить о праве жить и воспитываться в семье.

Картотека произведений

Занятие «Знакомство с правами ребёнка»

Вызывать у детей интерес к познанию своих прав и обязанностей, повысить культуру ребенка.

Сценарии занятий

Встреча в родительском клубе «Права ребенка – обязанности родителей».

Познакомить родителей с вопросами воспитания в соответствии с конвенцией

Сценарий клуба

Развлечение «Мама , папа, я дружная семья».

Продолжать знакомить детей правами человека, записанных в Декларации прав человека, в доступной для дошкольников форме.

Сценарий развлечения

Пение песен «Неразлучные друзья», «Наша дружная семья».

Обеспечить взаимодействие детского сада с семьей.

Музыкальные занятия

Развлечение «О правах – играя»

Продолжать знакомить детей правами человека, записанных в Декларации прав человека, в доступной для дошкольников форме

Развлечение

3 этап- итоговый

Создание фильма «Проект «Мои права и обязанности»

Обобщение результатов проектировочной деятельности

Фильм

Презентация проекта на районном Фестивале проектов

Повышение коммуникативной компетентности педагогов (умение публично представлять результаты своей деятельности)

Технология реализации проекта

Деятельность по реализации нашего проекта строилась в три этапа: подготовительный этап, практический и итоговый.

    На подготовительном этапе мы ознакомились с рекомендуемой методической литературой по данной теме, наметили стратегию дальнейших действий. Для того, чтобы проектировать и прогнозировать предстоящую работу, необходимо было провести анализ и изучить познавательный интерес и кругозор по теме ребят нашей группы.

       Мониторинг выявления знаний по теме воспитанников и их родителей помог в выборе направления деятельности. познакомить детей с  библиотекой, историей появления книги, с разнообразием материалов, используемых в древние времена для сохранения информации, с производством бумаги, с переплетным делом, закрепить знания о строении книги. Результатом стало оформление альбома «Как появилась книга», организовали выставку рисунков ребят об экскурсии в библиотеку.

   Торжественное открытие в нашей группе мастерской «Книжкин мастер» позволило каждому малышу ощутить радость творчества в создании книги «Я и мои права», проявить оригинальность. В рамках работы мастерской наши воспитанники с большим интересом и удовольствием изготавливали открытки для мам. Их руками были созданы авторские книги, в которых дети и родители выступали писателями, поэтами и иллюстраторами.

      Предложения по возможному распространению проекта: проект можно использовать в старшей группе детского сада.

Список используемой литературы:

Т.А. Шорыгина «Беседы о правах ребёнка», Москва, 2008 год.

 Кардаш Е.Л. Занятие с детьми о правах

Блинова Г.М. Познавательное развитие детей 5 – 7 лет.

«Конвенция ООН о правах ребенка»

Семейный кодекс Российской Федерации (от 10.02.2003 год).

Закон РФ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (от 24.07.1998 год).

В.Антонов «Изучаем права человека», Москва, 1996.

Е.Рылеева «Как помочь дошкольнику найти свое место в мире людей», Москва, 2001.

«Социально – нравственное воспитание детей дошкольного возраста» Н. Мулько

Марковская И.М. Тренинг взаимодействия родителей с детьми.СПб.,2001

Солодянкига О.В. Сотрудничество дошкольного учреждения с семьёй. М.. 2005..Болотина Т.В. Конвенция о правах ребёнка и законодательство Российской Федерации в вопросах и комментариях. М. — 2003.

Маленьким детям – БОЛЬШИЕ ПРАВА Мячина Л.К, Зотова Л.М,Данилова О.В. ( Рабочая тетрадь).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Викторина "Мои права" (дошкольникам о правах и обязанностях)

Сценарий викторины "Мои права" посвящен знакомству детей старшего дошкольного возраста с основными правами (на неприкосновенность жилища, на здоровье, на жизнь, на безопасность и др.)....

Конспект комплексного занятия. Тема: «Декларация прав ребенка. Права и обязанности ребенка» с детьми старшей группы.

Задачи: Формировать патриотизм и гражданственность. Формировать знания детей о своих правах и обязанностях. Формировать у детей гордость за свою страну.  Учить уважать и помогать взрослым.Предвар...

Памятка «Права ребенка. Обязанности. Органы, защищающие права детей»

Права ребёнка — свод прав детей, зафиксированный в международных документах по правам ребёнка. Согласно Конвенции о правах ребёнка, ребёнок — это лицо, не достигшее восемнадцати...

Методическая разработка ООД по ознакомлению детей дошкольного возраста 6 - 7 лет с правами и обязанностями Тема: «Я человек, а значит, есть права и обязанности»

Цель: формирование элементарных представлений у дошкольников о  правах и обязанностях представленных  в основном документе  о «Правах ребёнка».Задачи:Помочь детям осознать, ...