Технология исследовательской деятельности (А.И. Савенков)
методическая разработка (подготовительная группа)
Исследовательская деятельность – это инновационное движение в дошкольном образовании, интерактивный метод, эффективная система организации познавательной деятельности ребенка.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tehnologiya_issledovatelskoy_deyatelnosti.docx | 48.05 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад №55 «Кузнечик»
Технология
исследовательской деятельности
(А.И. Савенков)
Воспитатель
Столярская Е.В.
г.о. Подольск
2018г.
Пояснительная записка
Исследование - это бесконечный поиск истины, и функция воспитателя как партнера совместной поисковой деятельности должна заключаться в том, чтобы вместе с ребенком эту истину искать и находить.
А.И. Савенков
Исследовательская деятельность – это инновационное движение в дошкольном образовании, интерактивный метод, эффективная система организации познавательной деятельности ребенка. Исследовательская деятельность дает большой простор для развития творческого, критического мышления, речи ребенка, расширяет его кругозор, создавая ему условия для активного изучения самой разной проблематики.
Учеными доказано, что ребенок активно познает окружающий мир, очень восприимчив к образовательному влиянию. Именно в детские годы закладываются основы активного познавательного отношения к действительности. Ребенок совершает первые самостоятельные исследования и открытия, переживает радость собственных возможностей.
Дошкольное образование призвано обеспечить саморазвитие и самореализацию ребенка, способствовать развитию исследовательской активности и инициативы дошкольника (Н.Н.Поддьяков, А.Н.Поддьяков, О.В.Дыбина, О.Л.Князева). Следует отметить, что именно в старшем дошкольном возрасте создаются важные предпосылки для целенаправленного развития исследовательской активности детей: развивающиеся возможности мышления (А.Н.Поддьяков, И.С.Фрейдкин, О.М.Дьяченко). Становление познавательных интересов (Л.М.Маневцова, Н.К.Постникова, Е.В.Боякова, М.Л.Семенова). Развитие продуктивной (Т.С.Комарова, Н.П.Саккулина, Н.А.Ветлугина) и творческой деятельности (Д.Б.Богоявленская, A.M.Матюшкин,Н.Б.Шумакова).
Расширение взаимодействия старших дошкольников с окружающим миром (Л.С. Римашевская, О.В.Афанасьева). Становление элементарного планирования и прогнозирования (Л.А.Регуш, Г.И.Вергелес). Все это создает реальную основу развития исследовательских умений дошкольника и совершенствования его познавательной активности. Исследовательские умения, согласно теоретическим положениям психологов и педагогов (С.Л.Рубинштейн, Савенков, Н.Н. Поддьяков, А.Н.Поддьяков, С.П.Арсенова) обеспечивают оптимальные условия для приобретения практического опыта и развития их творческого потенциала, а также личности в целом.
Актуальность
Развитие исследовательских умений и навыков у детей дошкольного возраста - одна из актуальных проблем современности. Чтобы избежать развития у дошкольников интеллектуальной пассивности, необходимо развивать у них продуктивные формы мышления. Чем она разнообразнее и интенсивнее, тем больше новой информации получает ребенок, тем быстрее и полноценнее он развивается. В работах многих отечественных педагогов говорится о необходимости включения дошкольников в осмысленную деятельность, в процессе которой они сами смогли бы обнаруживать все новые и новые свойства предметов, их сходство и разли-чия, о предоставлении им возможности приобретать знания самостоятельно (Г.М. Лямина, А.П. Усова, Е.А. Панько и др.). Проведение исследовательского поиска требует специальных знаний, умений, навыков. И ребенка необходимо целенаправленно обучать, давать ему эти знания, развивать и совершенствовать необходимые в исследовательском поиске умения и навыки.
Причины встречающейся интеллектуальной пассивности детей часто лежат в ограниченности интеллектуальных впечатлении, интересов ребенка. Вместе с тем, будучи не в состоянии справиться с самым простым учебным заданием, они быстро выполняют его, если оно переводится в практическую плоскость или в игру. В связи с этим особый интерес представляет изучение детского экспериментирования.
Каждый из обозначенных типов материала постепенно вводится в арсенал детской деятельности. С возрастом расширяется диапазон материалов, он изменяются от простого к сложному, что в конечном итоге на каждом возрастном этапе создает возможность для полноценной и разнообразной познавательно-исследовательской деятельности. В связи с этим особый интерес представляет изучение детского экспериментирования.
Цель: сформировать у дошкольников основные ключевые компетенции, способность к исследовательскому типу мышления.
Задачи:
- Создание развивающей предметно-пространственной среды
- Формировать у детей дошкольного возраста диалектическое мышление, т.е. способности видеть многообразие мира в системе взаимосвязей и взаимозависимостей.
- Расширять представления детей о физических свойствах окружающего мира. ·
- Обучать дошкольников специальным знаниям, необходимым для проведения самостоятельных исследований и проектирования.
- Формировать навыки постановки элементарных опытов, умение делать выводы на основе полученных результатов -Формировать опыт выполнения правил техники безопасности при проведении экспериментов, умение работать в коллективе.
- Развивать собственный познавательный опыт с помощью наглядных средств: символов, моделей, схем, условных знаков.
- Развивать речь детей в процессе развития умений анализировать, сравнивать, обобщать, ставить цель, планировать свои действия, делать выводы. ·
- Формирование социальных компетенций: толерантности, способности к сотрудничеству, повышение адаптивных способностей детей.
-Приобщать детей к многообразию и красоте окружающего мира, воспитывать экологическую культуру поведения.
Вся работа по исследовательской деятельности строится на следующих
принципах:
- принцип интеграции позволяет знакомить детей с разными областями знаний, тесно связанных между собой;
- принцип деятельности и интерактивности предоставляет ребенку возможность реализовывать разные виды детской деятельности, поддерживать детскую инициативу;
- принцип научности подразумевает, что все сведения должны достоверно объяснять различные процессы, явления на доступном и в то же время научном уровне;
- принцип природосообразности позволяет учитывать психофизиологические особенности детей каждого возраста, следовать объективным законам их развития и создавать условия для раскрытия личностного потенциала ребенка;
- принцип партнерства связан тесно с реализацией прав ребенка, обеспечивает тесное сотрудничество взрослых и детей.
Исследовательская деятельность дошкольникатак же, как и исследование, проводимое взрослым, неизбежно включает в себя следующие основные
этапы:
-выделение и постановка проблемы (выбор темы исследования);
- выработка гипотез, предположений;
- поиск ипредложение возможных вариантов решения;
- пактическая часть (проведение эксперементов, наблюдений)
- обобщение полученных данных; сбор материалов
- подготовка материалов исследованияк защите (сообщение, доклад, макет и др.);
- защита.
Формы работы:
- Образовательная деятельность с детьми (опыты, эксперементирование)
- Организация совместной деятельности с детьми (дидактические игры, наблюдения, экскурсии и целевые прогулки, труд, художественное творчество)
- Самостоятельная деятельность детей ( работа в лаборатории, просмотр иллюстраций, альбомов, составление коллекций, работа с лепбуком и т.д)
- Взаимодействие с родителями (участие в различных исследовательских проектах, пополнение развивающей среды).
Ожидакмый результат:
-Повысился уровень познавательный уровень воспитанников
- Расширился кругозор детей и представлние об окружающем мире
- Повысилась мотивация детей к опытно – исследовательской деятельности
- Сформировались навыки постановкиэлементарных опытов, умений выводы на основе полученных результатов
- Сформировались коммуникативные навыки и партнерские взаимоотношения
- Развились мыслительные и творческие способности.
По результатам проведенного мониторинга наблюдается положительная динамика в позновательной активности воспитанников и снижение процентов детей, имеющих затруднения, посредством использования исследовательской технологии .
При организации деятельности с внедрением технологии
14
12
10
8
6
4
2
0
н
с
определение целеполагание партнерские выявление путей организация..
проблемы взаимодействия решения
При организации деятельности с использованием технологии на текущий момент
10 | ||
9 | ||
8 | ||
7 | ||
6 | ||
5 | ||
4 | ||
3 | ||
2 | н | |
1 | с | |
0 |
в
Итоговые показатели использования технологии исследовательской деятельности
На начало использования технология | На текущий момент использования технологии | ||
н.у. | 47% | н.у. | 6% |
с.у. | 53% | с.у. | 50% |
в. у. | 0% | в. у. | 44% |
Итоговые график показатели использования технологии
исследовательской деятельности
60%
50%
40%
30%
20%
10%
0%
начало текущее
использования использование
технологии технологии
н.у.
с.у.
в.у.
Приложение:
Конспект ООД Воздух и его свойства
Консультация для родителей Опыты и эксперименты
Мини-лаборатория в детском саду
Организация экспериментально-исследовательской деятельности детей старшего дошкольного возраста
Консультация для воспитателей Детское экспериментирование в ДОУ
Конспект ООД Эта удивительная бумага
Список используемой литературы:
1.Савенков Александр Ильич 2007 «Детское исследование, как метод обучения старших дошкольников» Москва.
- Дыбина О.В. Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников. М., 2005.
- Л.Н. Прохорова 12.06.2015 Организация экспериментальной деятельности дошкольников.
4. .Рыжова Н. Игры с водой и песком. // Обруч, 1997. - №2
- Экспериментальная деятельность детей 4-6 лет: из опыта работы/авт.-сост. Л.Н. Мегнщикова. – Волгоград: Учитель, 2009. – 130с.
интернет – ресурсы
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Познавательно-исследовательская деятельность у дошкольников с использованием авторской тетради "Маленький исследователь" (А.И. Савенков)
«Маленький исследователь» - это необычная авторская тетрадь, она создана специально для того, чтобы развивать детскую любознательность, учить ребёнка с удовольствием ис...
Методика «Карта одарённости» (Савенков А.И.)
Экспресс-диагностика...
Методики по выявлению способностей у дошкольников, авторы - Савенков А.И., Лосева А.А.
С помощью методики Савенкова А.И. вы можете количественно оценить степень выраженности у ребёнка различных видов одарённости и определить, какой вид одарённости у него преобладает в настоящее время. С...
А.И. Савенков "Детское исследование как метод обучения старших дошкольников"
Для формирования у ребенка основ культуры мышления и развития умений и навыков исследовательского поведения можно использовать самые разные приемы. Они позволят понять общее направление работы и показ...
Развитие умения давать определения понятиям у детей_загадкоопределения_А.И.Савенков
Загадки как определения понятийВажным средством развития умений давать определения понятиям у детей являются обычные загадки. Таковыми они становятся тогда, когда мы смотрим на них не просто как на за...
Карта Одаренности Савенков
Создание условий для творческого развития детей....