Развитие умения давать определения понятиям у детей_загадкоопределения_А.И.Савенков
методическая разработка (средняя, старшая, подготовительная группа)

Понарошкин Мир ® Горшкова  Татьяна Евгеньевна

Загадки как определения понятий

Важным средством развития умений давать определения понятиям у детей являются обычные загадки. Таковыми они становятся тогда, когда мы смотрим на них не просто как на забаву, а как на веселое, но все же вполне серьезное задание. Отгадка загадки — это ее определяемая часть, а формулировка — это вторая половина определения, его определяющая часть.

А.И. САВЕНКОВ

из статьи "Детское исследование как метод обучения старших дошкольников"

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zagadki_kak_opredeleniya_ponyatiy_savenkov_a_i.docx96.94 КБ

Предварительный просмотр:

Загадки как определения понятий

Важным средством развития умений давать определения понятиям у детей являются обычные загадки. Таковыми они становятся тогда, когда мы смотрим на них не просто как на забаву, а как на веселое, но все же вполне серьезное задание. Отгадка загадки — это ее определяемая часть, а формулировка — это вторая половина определения, его определяющая

А.И. САВЕНКОВ

Детское исследование как метод обучения старших дошкольников часть.Приведем несколько примеров загадок­определений:

 Чернокрылый,

Красногрудый,

И зимой найдет приют:

Не боится он простуды —

С первым снегом

Тут как тут!

(Г.Абрамов)

Отгадка: Снегирь.

Бываю я черным,

Бываю я белым,

Румяным бываю

И чуть подгорелым — иногда,

Да ведь то не беда!

(Я.Аким)

Отгадка: Хлеб.

Круглолица, белолица,

Любит вдоволь пить водицу.

У нее листочки с хрустом,

А зовут ее… (капуста).

(Н.Артемова)

Он из тыквенной родни,

На боку лежит все дни,

Как зеленый чурбачок

Под названьем… (кабачок).

(Н.Артемова)

Стоит он задумчивый,

В желтом венце,

Темнеют веснушки

На круглом лице.

(Т.Белозеров)

Отгадка: Подсолнух.

Пучеглазая особа

Из болота смотрит в оба.

«Кваква­ква» да «ква­ква­ква» —

Вот и все ее слова.

(Е.Брегер)

Отгадка: Лягушка.

Ее скрывает, словно маска,

От всех защитная окраска,

Размечена, как переход,

Она по Африке идет.

(Е.Брегер)

Отгадка: Зебра.

У кого короткий

Хвост крючком?

Кто копает землю

Пятачком?

(Н.Берендгоф)

Отгадка: Поросенок.

С рогами, а не коза,

Есть седло, а не лошадь,

С педалями, а не рояль,

Со звонком, а не дверь.

(В.Беспалов)

Отгадка: Велосипед.

Где сладко, там она кружит,

Как пчела.

Она и жалит, и жужжит,

Как пчела.

И попадается в компот,

Как пчела.

Вот только меду не дает,

Как пчела.

(В.Викторов)

Отгадка: Оса.

Желтый, а внутри он бел.

Даст пучок зеленых стрел.

Лишь порежь его, тотчас

Слезы выступят из глаз.

(А.Волобуев)

Отгадка: Лук.

Желтокожая, она

Ароматна и вкусна.

Хорошо под солнцем ныне

На бахче живется… (дыне).

(А.Волобуев)

На носу рога торчат,

Неприветлив, мрачен взгляд, —

Очень вспыльчив, очень строг

Африканский… (носорог).

(А.Волобуев)

Он заметен среди веток

В ярких перьях всех расцветок.

Если в клетке приручен —

Говорить умеет он.

С ним нетрудно подружиться —

Привыкает к людям птица.

Эту птицу не пугай.

Эта птица… (попугай).

(А.Волобуев)

Под сосною

У тропинки

Кто стоит среди травы?

Ножка есть,

Но нет ботинка,

Шляпка есть —

Нет головы.

(И.Гамазкова)

Отгадка: Гриб.

Король с королевою

Без корон,

Ладья без весел,

Без хобота слон,

Конь без копыт, седла и уздечки,

А рядовые — не человечки.

Белые латы, черные латы…

Что за солдаты?

(Л.Гулыга)

Отгадка: Шахматы.

Синий глазок,

Глянет разок —

Да и спрячется

За колосок.

(И.Никульшина)

Отгадка: Василек.

Крохотная девочка

Вышла на лужок:

Желтая головушка,

Беленький венок.

(И.Никульшина)

Отгадка: Ромашка.

У кого усатая

Морда полосатая?

Спинка — словно мостик?

За мосточком — хвостик?

(Г.Лагздынь)

Отгадка: Котенок.

Белый камушек разбился —

Богатырь на свет родился.

Богатырь на курьих ножках

В красных кожаных сапожках.

(И.Мазнин)

Отгадка: Цыпленок, который вылупился из яйца.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Музейная педагогика. Определение понятия, история, формы работы, перспективы развития.

В последние годы в связи с общей демократизацией культурной жизни в отечественном музейном деле активно ставятся теоретические проблемы, возрастает необходимость исследований, связанных с обновлением ...

Реферат "Проблема определения понятия культура" презентация

Реферат "Проблема определения понятия культура" презентация...

Основные подходы к определению понятия “семья” в психологической, социальной и педагогической литературе.

Анализ теоретических исследований показал, что традиционно понятие семья трактуется как социальный институт воспитания, где осуществляется преемственность поколений, социализация детей, что включает в...

Определение понятия «готовность к школьному обучению», критерии и виды психологической готовности к школьному обучению

Готовность к школе - совокупность психологических, личностных, морфологических особенностей ребенка, обеспечивающая успешный переход к школьному обучению.Основные виды готовности к школьному обучению....

Современные подходы к определению понятия «Познавательное развитие» и «Социально-коммуникативного развитие»

Современные подходы к определению понятия «Познавательное развитие» и «Социально-коммуникативного развитие» Современное общество живет в постоянном изменяющемся мире в век...


 

Комментарии

Понарошкин Мир ® Горшкова  Татьяна Евгеньевна

Материал курса «Детское исследование как метод обучения старших
дошкольников»: Лекции 1–4. — М.: Педагогический университет «Первое
сентября» 2007.

Понарошкин Мир ® Горшкова  Татьяна Евгеньевна

Составление загадок
Литература:
Ушакова, О.С. Теория и практика развития морфологической стороны речи дошкольника Москва, 2014.
Нестеренко, А.С. Страна загадок: программа и условия ее реализации в детском саду _Москва: Мозаика-Синтез- 2015.
Григорович, Л.А. Формирование творческого мышления в дошкольном возрасте_Дошкольное воспитание_2015_№ 7

Понарошкин Мир ® Горшкова  Татьяна Евгеньевна

Составление загадок
Литература:
Воробьева, В.К. Методика развития связной речи у детей с использованием технологии ТРИЗ _Дошкольное воспитание. – 2016.(№ 3).
Андриянова Т. Н., Гуткович И. Я., Самойлова О.Н. Учимся системно думать. Сборник игровых заданий по формированию системного мышления дошкольников Ульяновск_2014

Понарошкин Мир ® Горшкова  Татьяна Евгеньевна

Составление загадок
Литература:
Илларионова, Ю.Р. Учите детей отгадывать загадки_Дошкольное воспитание_2016(№ 1)
Аман Т. С., Ведерникова Т. И. Загадка как средство развития речи детей дошкольного возраста журнал «Концепт»_2016

Понарошкин Мир ® Горшкова  Татьяна Евгеньевна

Составление загадок
Литература:
Корзун, А.В. Веселая дидактика: Использование элементов ТРИЗ и РТВ в работе с дошкольниками_2000г

Чудеснова Наталья Анатольевна

спасибо за подборку интересных загадок, буду использовать их в своей работе.