Программа дополнительного образования «Умелые ручки». группа раннего возраста детского сада.
методическая разработка (младшая группа)
Программа дополнительного образования «Умелые ручки» учитывает потребности, интересы и мотивы детей, членов их семей и педагогов и ориентирована на развитие мелкой моторики рук детей младшей группы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
motorika_antonova.docx | 77.95 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад № 1 «Светлячок» г.о. Спасск – Дальний.
ПРИНЯТА УТВЕРЖДЕНА
Решением педагогического совета Приказом заведующего МБДОУ
Детского сада №1 «Светлячок» Детского сада №1 «Светлячок»
Г.о. Спасск – Дальний г.о. Спасск – Дальний
Протокол №1 от 30.08.2018г. Приказ№93 от 30.08 2018г
Программа дополнительного образования «Умелые ручки».
группа раннего возраста детского сада.
Подготовлена:
Антоновой Валентиной Сергеевной – воспитателем детского сада,
первой квалификационной категории.
Спасск – Дальний
2020г
Разделы Программы | стр. | |
Титульный лист | 1 | |
Содержание | 2 | |
I | Целевой раздел | 3 |
1 | Пояснительная записка | |
| 3 | |
| 3 | |
| 4 | |
| 4 | |
| 4 | |
| 4 | |
| 4 | |
| 5 | |
| 5 | |
2 | Планируемые результаты | |
| 5 | |
| 6 | |
II | Содержательный раздел. | 6 |
Описание содержания образовательной деятельности с детьми | 6 | |
| 8-9 | |
| 9-18 | |
Методы, используемые при проведении занятий: | 19 | |
III | Организационный раздел. | |
Методическое и техническое оснащение. | 19 | |
Принципы, лежащие в основе программы | 20 | |
Литература для педагога и детей | 20 |
«Источники способностей и дарований детей - на кончиках их пальцев.
От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают
источник творческой мысли»
В. А. Сухомлинский
Пояснительная записка
Программа дополнительного образования «Умелые ручки» учитывает потребности, интересы и мотивы детей, членов их семей и педагогов и ориентирована на развитие мелкой моторики рук детей младшей группы. Разработана программа с учетом авторской программой Безруких М.М. «Тренируем пальчики »
Мелкая моторика – это совокупность скоординированных действий нервной, мышечной
и костной систем, часто в сочетании со зрительной системой в выполнении мелких
и точных движений кистями и пальцами рук.
Развитие мелкой моторики необходимо не только для выполнения каких-либо повседневных действий, но и стимуляции мозговой деятельности и для развития интеллектуальных способностей.
Развитие у ребенка мелкой моторики важно еще и потому, что ему в дальнейшем потребуется использовать точные скоординированные движения: одеваться и обуваться, рисовать и писать, держать в руках ложку, кисточку или карандаш. Мелкая моторика напрямую развивает такие необходимо важные процессы, как воображение, внимание, наблюдательность, память (зрительную и двигательную), мышление, словарный запас ребенка, координация движений. В соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (ФГОС ДО ), программа дополнительного образования «Умелые ручки » также предоставляет определенные возможности для развития ребенка и его интеллектуальных способностей. Насколько ребенок сможет управлять своими пальчиками в раннем возрасте, в дальнейшем зависит его развитие и, конечно, качество жизни.
Цель:
развитие и укрепление мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста в играх, упражнениях и разных видах продуктивной деятельности.
Задачи:
- сформировать навыки самоконтроля и саморегуляции движения рук под контролем зрения, осязания, тактильно- двигательных ощущений;
- создать условия для накопления ребенком практического двигательного опыта, развития навыка ручной умелости;
- способствовать умению целенаправленно управлять движениями пальцев, рук в бытовых ситуациях, приобретать навыки самообслуживания и действий с бытовыми предметами, орудиями (ложка, совок, лопатка и пр.)
- развивать речь, произвольное внимание, зрительное и слуховое восприятие детей через стимуляцию мелкой моторики рук,
- прививать усидчивость, нравственные качества по отношению к окружающим
( доброжелательность, чувства товарищества) посредством игр, упражнений на развитие мелкой моторики рук.
Направленность программы.
Данная программа направлена на всестороннее развитие ребенка, на развитие осязания и мелкой моторики, необходимых для выполнения предметно-практических действий. Методика программы позволяет детям интенсивно заниматься, не утомляясь за счет постоянной смены видов деятельности и переключения внимания. Занятия направлены на развитие познавательных процессов, коммуникативных навыков, эмоционально- волевой сферы и мелкой моторики. Занятия по данной программе проводятся в игровой форме. Во время игры, максимально реализуется ситуация успеха, следовательно работа происходит естественно, не возникает психического напряжения. Все игры и задания безопасны для жизни и здоровья детей.
Условия реализации программы.
Образовательный процесс осуществляется на основе учебного плана, для детей
подобраны дидактические развивающие игры: мозаика, пазлы, игры с прищепками, пуговицами, вкладышами, пальчиковые бассейны с различными наполнителями - направленные на овладение детьми практических навыков развития мелкой моторики. Оформление в приемной группы консультаций для родителей по развитию у детей мелкой моторики рук.
Срок реализации программы: 1 год.
Кружковая работа рассчитана на 1 занятие в неделю. Занятия проводятся в группах
(8 человек) по 10 минут и предполагают использование следующих форм: беседа, дидактическая игра, ролевые, коммуникативные игры, физические упражнения, коллективное творчество, анкетирование, индивидуальная корректировка действий.
Возрастные особенности детей, участвующих в реализации программы.
В начале учебного года в группу приходят дети, большинство которых не владеет тонкими движениями рук, у них наблюдается мышечная напряженность, нарушение мелкой моторики. Этих детей отличает общая скованность и медлительность в выполнении даже простых упражнений, направленных на развитие моторики рук, у большинства детей не развита речь. Многие дети не владеют навыками самообслуживания. Все эти навыки и умения формируются у ребенка чаще всего посредством развития мелкой моторики пальцев рук.
Целевые ориентиры образования
Работа в кружке «Умелые ручки» направлена на всестороннее развитие ребёнка. Методика позволяет детям интенсивно заниматься и не утомляться за счет постоянной смены видов деятельности и переключения внимания. Занятия в кружке отличаются комплексным подходом, направлены на развитие всех необходимых психологических компонентов ребёнка: познавательных процессов, коммуникативных навыков, эмоционально-волевой сферы и мелкой моторики.
Осуществление интеграции
Данная предметная дисциплина интегрируется по содержанию с другими предметными дисциплинами: рисование, лепка, формирование целостной картины мира, а также видами детской самостоятельной деятельности, способствует формированию интеллектуальных способностей, речевой деятельности, психического и физического развития ребёнка. Программа предназначена для детей 1,5- 2 года (младшая группа) и рассчитана
на 35 занятий в год, составлена с учётом интеграции образовательных областей:
1. Социально-коммуникативное развитие
2. Познавательное развитие.
3. Речевое развитие
4. Художественно-эстетическое развитие
Режим
образовательной деятельности: 1 занятие в неделю, 35 в год, длительность: 8-10 минут, физкультминутка. Содержание детской деятельности распределено по месяцам и неделям и представляет систему, рассчитанную на один учебный год.
Планируемые результаты как продукт образовательной деятельности
К концу курса обучения по программе «Умелые ручки» дети должны
Знать:
- воспроизводить кистевые и пальчиковые движения вслед за воспитателем;
- манипулировать мелкими предметами;
- застегивать и расстегивать пуговицы, застежки, молнии;
- справляться со шнуровкой и нанизыванием пуговиц, шариков на тесьму;
- владеть приемами работы с пластилином (прямые движения, сплющивание, отщипывание), бумагой;
- развивается речь: ребенок использует речь как средство общения, связно объясняет свои действия, запоминает и произносит стихи, потешки и т.д.;
- владеть приёмами работы с карандашом, кистью ,пластилином, бумагой.
Знания, умения и навыки, полученные на занятиях развития мелкой моторики, отслеживаются педагогом с целью выявления качества усвоенных детьми знаний, умений и навыков в рамках программы обучения.
Выделяются следующие виды контроля:
текущий - осуществляется на каждом занятии
промежуточный - осуществляется по результатам первого полугодия через мониторинговое исследование
итоговый - осуществляется по результатам года через мониторинговое исследование
Мониторинг
Ф.И. ребенка | Кистевые и пальчиковые движения | Манипуляция мелкими предметами | Застегивание и растягивание | Нанизывание на веревочку |
|
|
|
|
|
Низкий уровень — ребенок на неоднократные предъявления взрослого отказывается участвовать в игровой ситуации.
Средний уровень — ребенок выполняет задание с помощью взрослого, который рассказывает стихотворение и показывает движения, а ребенок выполняет вслед за ним, включаясь в движения.
Высокий уровень — ребенок по первому предъявлению взрослого включается в игровую ситуацию и самостоятельно читает стишок и выполняет руками
Выделяются следующие виды контроля:
текущий - осуществляется на каждом занятии
промежуточный - осуществляется по результатам первого полугодия через мониторинговое исследование
итоговый - осуществляется по результатам года через мониторинговое исследование
Содержательный раздел.
Описание содержания образовательной деятельности с детьми
Тематический план курса «Умелые ручки»
Раздел | Общее количество часов | Из них на выполнение работ, определяющих степень освоения программы |
«Пальчиковая гимнастика» Массаж | 35 | 1 |
«Работа с сыпучими материалами» | 4 | 1 |
«Работа с бумагой» | 4 | 1 |
«Работа со шнурками, нитками» | 7 | 1 |
«Рисование» | 5 | 1 |
«Лепка, изготовление поделок из различных материалов» | 6 | 1 |
Моделирование | 5 | 1 |
Диагностика | 4 | |
Итого: | 35 |
В разделе «Работа с бумагой» - представлены такие виды художественного труда как конструирование из бумаги. Дети знакомятся с различными видами и свойствами бумаги, развивают мелкую моторику, воображение, а также тренируют произвольное внимание и пространственные представления.
Раздел «Работа со шнурками, нитками» - направлен на развитие мелкой моторики рук, совершенствование знаний, умений, навыков детей, расширение их представлений о декоративно-прикладном искусстве, развитие психических познавательных процессов, таких как воображение, восприятие, память, внимание, развитие цветовых ощущений, развитие личностных качеств – усидчивости, терпения, старательности, аккуратности, трудолюбия, умения доводить начатое дело до конца.
В разделе «Рисование» - дети знакомятся с различными техниками рисования, с особенностями изобразительных материалов, основами композиции. Занятия рисованием развивают эстетическое восприятие, творческие способности, совершенствуют сложно координированные движения руки.
В разделе «Лепка, изготовление поделок из различных материалов» - используются предметы различные по размеру, материалу, фактуре, структуре. Раздел включает в себя разные виды лепки (пластилин, соленое тесто, налеп), а также изготовление поделок из пластилина, природного и бросового материала.
В разделе «Моделирование» - подобраны задания для формирования тонких движений рук, развития мускульной и тактильной памяти, совершенствования двигательных навыков, развития моторных координаций и оптико-пространственных представлений. Занятие моделированием развивает внимание, память, пространственное мышление.
В разделе «Пальчиковая гимнастика» - дети знакомятся с различными пальчиковыми играми, которые сочетают в себе музыкальное сопровождение, сопровождение художественным словом, гимнастику с предметами. В ходе пальчиковых игр дети, повторяя движения взрослых, активизируют моторику рук. Тем самым вырабатывается ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности.
В разделе «Массаж» - одной из активных форм развития мускулатуры кисти является пальчиковый массаж. Он усиливает кровообращение мышц, делает их более эластичными, улучшает контроль центральной нервной системы за состоянием мышечно-связочного аппарата.
Тематическое планирование
№ | Тема занятия | Основные образовательные задачи | Основные понятия | Основные виды образовательной деятельности |
1 | Пальчиковая гимнастика Массаж | Развитие и формирование мелкой моторики рук, укрепление мышц пальцев и кистей рук, ловкости, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности. | Пальчики, ладошка, кулачок. Поглаживание, похлопывание, поколачивание, массаж. | Выполняют задание с помощью взрослого, который рассказывает стихотворение и показывает движения, а ребенок выполняет вслед за ним, включаясь в движения. |
2 | Работа с бумагой | Знакомить с различными видами и свойствами бумаги, развивать мелкую моторику, воображение, а также тренировать произвольное внимание и пространственные представления. | свойства бумаги (тонкая, толстая, мягкая, жесткая); | Рассматривают бумагу; Сминают бумагу в комочки: Отрывают, скатывают, сминают, раскладывают. |
3. | «Работа с сыпучими материалами» | Создать условия для нормализации мышечного тонуса; стимуляции активных ощущений, увеличению объёма и амплитуды движения пальцев рук. Формирование произвольных, координированных движений пальцев рук. | Сухой бассейн, сжимать, разжимать; мешать кулачки пальчики и ладошки | Рассматривают сухой бассейн; Опускают руки в бассейн; Сжимают и разжимают пальчики. |
4. | «Работа со шнурками, нитками» | Развивать мелкую моторику рук, воображение, память, внимание, цветовые ощущения, Формировать личностные качества – усидчивость, терпение, старательность, аккуратность, трудолюбие, умения доводить начатое дело до конца. | Шнурки ,короткий, длинный, | Рассматривают, выполняют словесные указания воспитателя, принимают участие в игре, выполняют работу. Подбирают материал по образцу. |
5. | «Рисование» | Знакомить детей с карандашами, красками правилами пользования ими, способами владения карандашом и кистью: держать их в правой руке, не нажимать сильно на бумагу. Формировать умение рисовать прямые линии | Цветные карандаши, лист бумаги, краска, кисть, правая рука. Основные формы штриховки (вертикальная, горизонтальная); | Рассматривают карандаши, краски, выполняют словесные указания, рисуют. Принимают участие в игре. |
6. | «Лепка, изготовление поделок из различных материалов» | Развивать у детей умение отщипывать маленькие кусочки пластилина от куска и скатывать из них шарики, надавливать указательным пальцем на пластилиновый шарик, прикрепляя его к основе. Формировать интерес к работе с пластилином, развить мелкую моторику. | Пластилин, разминать, пальчики, ладошки. Размазывать, вдавливать, сплющивать; некоторые приемы лепки (шарик, колбаска и.т.п.); | Рассматривают, показывают пальчиками .выполняют словесные указания воспитателя, принимают участие в игре, выполняют работу. |
7. | «Моделирование» | Формировать движений рук, развивать мускульную и тактильную память, совершенствовать двигательные навыки, развивать моторную координацию и оптико-пространственные представления. | Пластина, кирпичик, палочки | Рассматривают, выполняют словесные указания воспитателя, принимают участие в игре, выполняют работу. |
Календарно-тематическое планирование
Дата | Тема | Основные образовательные задачи | Основные понятия | Основные виды образовательной деятельности |
СЕНТЯБРЬ | ||||
1.Массаж: «Крутись, карандаш» Пальчиковая игра «Зайчики» | Сделать массаж ладоней ребенка. Развивать мелкую моторику пальцев. Развивать координацию рук, эмоциональное отношение к результату своей деятельности. | Пальчики, ладошка, кулачок. Поглаживание, похлопывание, поколачивание, массаж. | Проводим массаж с карандашами, дети повторяют движения за воспитателем. Выполняют задание с помощью взрослого, который рассказывает стихотворение и показывает движения. | |
2.Массаж: «Этот мячик не простой» Пальчиковая игра «Моя семья» | Развивать мелкую моторику рук Развивать координацию движения. | Пальчики, ладошка, кулачок, вращение, массаж. | Проводим массаж с мячиками, дети повторяют движения за воспитателем. Выполняют задание с помощью взрослого, который рассказывает стихотворение и показывает движения. | |
3. Массаж: «Не боюсь колючек» Пальчиковая игра: «Спрячь в ладошке» | Развивать тактильные ощущения. Укреплять мышцы пальцев и кистей рук, умение загибать пальчики в порядке очередности, начиная с большого пальца; | Пальчики, ладошка, кулачок. Сжимаем и разжимаем пальчики. | Проводим массаж суджоки , дети повторяют движения за воспитателем. Выполняют задание с помощью взрослого, который рассказывает стихотворение и показывает движения. | |
4.Массаж: «Этот мячик не простой» Пальчиковая игра «тесто» | Развивать мелкую моторику рук учить воспроизводить движения пальцев в соответствии с текстом. | Пальчики, ладошка, кулачок. Круговые движения ладошками. | Проводим массаж с мячами, дети повторяют движения за воспитателем. Выполняют задание с помощью взрослого, который рассказывает стихотворение и показывает движения, затем ребенок выполняет вслед за воспитателем, включаясь в движения. | |
ОКТЯБРЬ | ||||
1.Массаж «Колючий ёжик»- -Пальчиковая гимнастика «Капуста». -Дидактическая игра «Сорока» | Развитие мелкой моторики рук ,тактильной чувствительности, координацию движений | Пальчики, ладошка, кулачок, круговые движения . | Проводим массаж суджоки , дети повторяют движения за воспитателем. Выполняют задание с помощью взрослого, который рассказывает стихотворение и показывает движения, Ребенок выполняет вслед за воспитателем, включаясь в движения. | |
2. Массаж пальчиков грецким орехом; -Пальчиковая игра «Стол» Дидактическая игра «Подбери крышку» | Активизировать движение пальцев рук, учить закручивать и откручивать пробки, крышки и пр. | Пальчики, ладошка, кулачок, Сжимаем и разжимаем пальчики. | Проводим массаж с грецким орехом, дети повторяют движения за воспитателем. Выполняют задание с помощью взрослого, который рассказывает стихотворение и показывает движения. Ребенок выполняет вслед за воспитателем, включаясь в движения. | |
3. -Массаж «Мы погладим наши пальчики»( поглаживание пальцев в разных направлениях ); -Пальчиковая гимнастика «Зайка серенький сидит»; -Дидактическая игра «Бумажный мяч» | Развивать моторику обеих рук, развитие образного мышления. Учить детей рвать салфетки и скатывать мелкие шарики. Развивать мелкую моторику рук, умение воспроизводить движения в соответствии с текстом. Активизировать словарь. Учить разрывать лист бумаги на мелкие кусочки, подбрасывать их вверх. | Поглаживание пальцев в разных направлениях; круговые движения. | Проводим массаж пальчиков, дети повторяют движения за воспитателем. Выполняют задание с помощью взрослого, который рассказывает стихотворение и показывает движения. Ребенок разрывает лист бумаги на мелкие кусочки, подбрасывать их вверх за воспитателем. | |
4. Массаж пальчиков карандашами; -Пальчиковая гимнастика «Рыбки»; - Дидактическая игра «Рисуем пальчиком по манке» | Активизировать движение пальцев рук обогащение словарного запаса. Учить изображать простейшие предметы с помощью пальчиков. Стимулирование тактильных ощущений. | Пальчики, ладошка, кулачок. Сжать пальцы рук, растопырить в стороны, полоски, круги. | Проводим массаж с карандашами, дети повторяют движения за воспитателем. Выполняют задание с помощью взрослого, который рассказывает стихотворение и показывает движения. Рисуют пальчиком по манке дорожки, с воспитателем и самостоятельно. | |
НОЯБРЬ | ||||
1. Массаж пальчиков «Сильные пальчики» (нажимаем на резиновый мяч с силой); - Пальчиковая гимнастика «Пальчик - мальчик» -Дидактическая игра «Цветные вкладыши» | Развивать моторику рук, учить вкладывать одну форму в другую, развивать сообразительность. Развивать зрительное внимание, мелкую моторику. Развивать координацию движений. | Пальчики, ладошка, кулачок. Сжать пальцы рук. | Проводим массаж с мячом, дети повторяют движения за воспитателем. Выполняют задание с помощью воспитателя, который читает стихотворение и показывает движения. Затем ребенок выполняет задание за воспитателем и самостоятельно. | |
2. Массаж пальчиков грецким орехом; - Пальчиковая гимнастика «Рыбка»; - Дидактическая игра «Сухой бассейн» (перебираем пальчиками фасоль, горох). | Учить определять на ощупь предметы, развивать тактильные ощущения, речь. Учить детей действовать по указанию педагога, брать большим и указательным пальцем фасоль. Развивать гибкость пальцев. Стимулировать тактильные ощущения. | Массаж, пальчики, ладошка, кулачок. Ритмично стучат кулачками по коленям. | Проводим массаж с грецким орехом, дети повторяют движения за воспитателем. Выполняют задание с помощью взрослого, который показывает движения. Затем ребенок выполняет задание за воспитателем и самостоятельно. Рассматривают сухой бассейн; Опускают руки в бассейн; перебирают фасоль. | |
3. Массаж пальчиков мячиком- ёжиком; - Пальчиковая гимнастика «Кормушка» - Шнуровка «Пришей пуговицу» | Развивать мелкую моторику, общую координацию и пластичность движений в соответствии с текстом потешки. Формировать умение рисовать прямые линии. | Пальчики, ладошка, кулачок. Ритмично сжимать и разжимать кулачки. Нанизывать на шнурок пуговицы. | Проводим массаж суджоки, дети повторяют движения за воспитателем. Выполняют задание с помощью взрослого, который показывает движения. Затем ребенок выполняет задание за воспитателем и самостоятельно. Рассматривают пуговицы. шнуровку, включаются в движения. | |
4. Массаж пальчиков «Сухой бассейн» (дети перебирают пальчиками фасоль), - Пальчиковая гимнастика «Этот пальчик хочет спать»; - Дидактическая игра «Собери бусы». | Учить детей сгибать пальчики поочередно; знакомить с цветом. Развивать у детей движения всей кисти и пальцев рук, нанизывать деревянные (или любые другие) бусы на нити. Закрепить умение чередовать предметы по цвету. Развивать моторику пальцев рук. | Нанизывать на шнурок деревянные бусы. Бассейн, фасоль. | Проводим массаж сухой бассейн, дети повторяют движения за воспитателем. Выполняют задание с помощью взрослого, который рассказывает стихотворение и показывает движения, Ребенок выполняет вслед за воспитателем, включаясь в движения. Рассматривают и нанизывают деревянные (или любые другие) бусы на нити. | |
ДЕКАБРЬ | ||||
1. Массаж пальчиков карандашами; - Пальчиковая гимнастика «Утром пальчики проснулись»; - Пальчиковая живопись «Снег идёт» | Развивать моторику обеих рук, учить нанизывать предметы на тесьму. Учить изображать простейшие предметы с помощью пальчиков. Стимулирование тактильных ощущений. | Пальчики, ладошка, кулачок. Сжать пальцы рук, рисовать полоски. | Проводим массаж с карандашами, дети повторяют движения за воспитателем. Выполняют задание с помощью взрослого, который рассказывает стихотворение и показывает движения. Ребенок выполняет за воспитателем, включаясь в движения. Рисуют с воспитателем и самостоятельно. | |
2. Массаж пальчиков ( поглаживание пальцев в разных направлениях ); - Пальчиковая гимнастика «Быстро тесто замесили»; -Шнуровка | Развитие мелкой моторики рук, гибкости, подвижности пальцев, совершенствование знаний, умений, навыков детей, развитие личностных качеств – усидчивости. | Пальчики, ладошка, кулачок. Ритмично сжимать и разжимать кулачки. Нанизывать на шнурок пуговицы. | Проводим массаж- поглаживаем пальчики, дети повторяют движения за воспитателем. Выполняют задание с помощью взрослого, который показывает движения. Затем ребенок выполняет за воспитателем и самостоятельно. Рассматривают пуговицы, шнуровку, включаются в движения. | |
3. Массаж пальчиков мячиком- ёжиком; - Пальчиковая гимнастика «Прятки»; -Штриховка «Яблоко», «Груша» | Развитие мелкой моторики рук, гибкости, подвижности пальцев. Совершенствовать мелкую моторику рук. Упражнять детей в умении ритмичному нанесению штрихов. Закреплять умение проводить прямые горизонтальные линии. | Пальчики, ладошка, кулачок; сгибать и разгибать пальцы. | Проводим массаж суджоки, дети повторяют движения за воспитателем. Выполняют задание с помощью взрослого, который рассказывает стихотворение и показывает движения. Ребенок выполняет за воспитателем, включаясь в движения. Проводят прямые линии с воспитателем и самостоятельно. | |
4. Массаж пальчиков грецким орехом; - Пальчиковая гимнастика «Мишка»; -Лепка из пластилина с использованием семян гороха, дыни и.т.д. | Развитие мелкой моторики рук, гибкости, подвижности пальцев. Учить детей выкладывать из семян украшение, развитие эстетического вкуса. | Пальчики, ладошка, кулачок, вращение, массаж; топаем, хлопаем пальчиками. | Выполняют задание с помощью взрослого, который рассказывает стихотворение и показывает движения. Ребенок выполняет за воспитателем, включаясь в движения. Знакомятся с пластилином, вдавливают семена. | |
ЯНВАРЬ | ||||
1. Массаж пальчиков «Катаем карандашики»; - Пальчиковая гимнастика «Сидели два медведя»; - Дидактическая игра «Чудесный мешочек» | Развитие мелкой моторики рук, умение воспроизводить движения в соответствии с текстом. Учить детей определять на ощупь предметы, развивать тактильные ощущения. Развивать речь ребенка. | Пальчики, ладошка, кулачок, вращение, массаж; | Проводим массаж с карандашами, повторяя движения за воспитателем. Выполняют задание с помощью взрослого, который рассказывает стихотворение и показывает движения. Ребенок выполняет за воспитателем, включаясь в движения. | |
2. Массаж пальчиков «Сильные пальчики» (нажимаем на резиновый мяч с силой); - Пальчиковая гимнастика «Вот кулак, а вот ладошка»; - Дидактическая игра «Ежики и ежата» (втыкание спичек в большой и маленький пластилиновый комочек) | Совершенствовать мелкую моторику пальцев и рук; развивать зрительное внимание и пространственную ориентацию. Развитие мелкой моторики рук, тактильной чувствительности пальцев рук. Отрабатывать ритмичность в выполнении действий (сильно, слабо надавливание указательным пальцем на шарик) | Пальчики, ладошка, кулачок, вращение, массаж; нажать, большие и маленькие. | Проводим массаж с мячиками, повторяя движения за воспитателем. Выполняют задание с помощью взрослого, который читает стихотворение и показывает движения. Ребенок выполняет за воспитателем, самостоятельно. Ритмично выполняют действий (сильно, слабо надавливание указательным пальцем на шарик) | |
3. Массаж пальчиков –катание деревянных палочек по столу; -Пальчиковая гимнастика «Киска»; - Дидактическая игра «Весёлый круг» | Развитие мелкой моторики пальцев рук. Учить застегивать и расстегивать пуговицы, молнии, липучки. Формировать произвольные, координированные движения пальцев рук. | Вращение руками, ладонь, кулачок; вверх и низ. | Проводим массаж с палочками, повторяя движения за воспитателем. Выполняют задание с помощью взрослого, который читает стихотворение и показывает движения. Ребенок выполняет за воспитателем, самостоятельно. | |
ФЕВРАЛЬ | ||||
1. Массаж пальчиков (поглаживание пальцев в разных направлениях); - Пальчиковая гимнастика «Большие и маленькие шары»; - Игра «Снежные хлопья» | Развитие мелкой моторика пальцев рук. Побуждать к заучиванию наизусть коротких стихотворных текстов. Приучать слушать речь, понимать, о чем говориться в потешке, соотносить слова с действиями пальцев, развивать речь. Развивать мелкую моторику рук и пальцев. Учить отрывать бумагу мелкими кусочками. | Поглаживание пальцев | Проводим массаж, поглаживание пальцев, в разных направлениях повторяя движения за воспитателем. Выполняют задание с помощью взрослого, который читает стихотворение и показывает движения. Ребенок выполняет за воспитателем, самостоятельно. Ребенок выполняет игровые движения за воспитателем, включаясь в движения. | |
2. Массаж пальчиков мячиком- ёжиком; - Пальчиковая гимнастика «Бычок»; - Дидактическая игра «Спрячь в ладошку» | Развитие мелкой моторики рук, гибкости, подвижности пальцев. Активизировать движения пальцев рук координацию движений. | Пальчики, ладошка, кулачок; сгибать и разгибать пальцы. | Проводим массаж суджоки, дети повторяют движения за воспитателем. Выполняют задание с помощью взрослого, который рассказывает стихотворение и показывает движения. Ребенок выполняет за воспитателем, включаясь в движения. Проводят прямые линии с воспитателем и самостоятельно. | |
3. Массаж пальчиков грецкими орехами; - Пальчиковая гимнастика «Этот пальчик хочет спать»; - Игра наматывание нитки на катушку и сматывание ее в клубок | Развитие мелкой моторики рук, гибкости, подвижности пальцев. Развитие точности движений, внимания и контроля собственных действий. | Пальчики, ладошка, кулачок, вращение, массаж; топаем, хлопаем пальчиками. | Выполняют задание с помощью взрослого, который рассказывает стихотворение и показывает движения. Ребенок выполняет за воспитателем, включаясь в движения. Знакомятся с пластилином, вдавливают семена. | |
4. Массаж пальчиков карандашами; - Пальчиковая гимнастика «Паучок»; - Игра-шнуровка | Развитие мелкой моторика пальцев рук. Формировать у детей положительный эмоциональный настрой на совместную с воспитателем работу, развивать ощущение собственных движений, развивать речь детей, мелкую моторику пальцев рук. | Пальчики, ладошка, кулачок, вращение, массаж; | Проводим массаж с карандашами, повторяя движения за воспитателем. Выполняют задание с помощью взрослого, который рассказывает стихотворение и показывает движения. Ребенок выполняет за воспитателем, включаясь в движения. | |
МАРТ | ||||
1. Массаж пальчиков «Сильные пальчики» ( нажимаем на резиновый мяч с силой); - Пальчиковая гимнастика «Наша мама»; - Рисуем пальчиками «Мимоза для мамы» | Развивать мелкую моторику рук, внимание, координацию пальцев рук, воспитание заботы о близких. Учить детей рисовать пальчиками - окунать в краску кончики пальцев и ставить на бумаге отпечатки. Вызвать интерес к рисованию. Развить чувство цвета и ритма | Пальчики, ладошка, кулачок, вращение, массаж; нажать, большие и маленькие. | Проводим массаж с мячиками, повторяя движения за воспитателем. Выполняют задание с помощью взрослого, который читает стихотворение и показывает движения. Ребенок выполняет за воспитателем, самостоятельно. Учатся рисовать пальчиками с воспитателем и самостоятельно. | |
2. Массаж пальчиков «Сухой бассейн» (перебираем фасоль); - Пальчиковая гимнастика «Стираем платочки»; - Дидактическая игра «Развесь белье » | Способствовать развитию тонко координированных движений рук, различение цвета. Учить детей выполнять движение рук, сопровождая чтением потешки. Развивать мелкую моторику рук. | Пальчики, ладошка, кулачок; сжимать и разжимать пальчики. | Проводим массаж сухой бассейн, дети повторяют движения за воспитателем. Выполняют задание с помощью взрослого, который рассказывает стихотворение и показывает движения. Ребенок выполняет вслед за воспитателем, играя с прищепками, включаясь в движения. | |
3. Массаж пальчиков ( поглаживание пальцев в разных направлениях); - Пальчиковая гимнастика «Ой, ладушки»; -Дидактическая игра «Тучки» (рваная бумага) | Развивать моторику обеих рук, развитие образного мышления. Учить детей рвать салфетки и скатывать мелкие шарики. Развивать мелкую моторику рук, умение воспроизводить движения в соответствии с текстом. Активизировать словарь. Учить разрывать лист бумаги на мелкие кусочки, подбрасывать их вверх.. | Поглаживание пальцев | Проводим массаж, поглаживая пальцы в разных направлениях. Выполняют задание с помощью взрослого, который рассказывает стихотворение и показывает движения. Ребенок разрывает лист бумаги на мелкие кусочки, складывая в определённом порядке. | |
4. Массаж пальчиков –катание деревянных палочек по столу; - Пальчиковая гимнастика «Лодочка»; - Выкладывание из палочек геометрических фигур | Развивать координацию пальцев рук, внимание, воображение. Учить детей работать по образцу, выкладывая палочки. Развивать мелкую моторику пальцев рук. | Вращение руками, ладонь, кулачок; вверх и низ. | Проводим массаж с палочками, повторяя движения за воспитателем. Выполняют задание с помощью взрослого, который читает стихотворение и показывает движения. Ребенок раскладывает палочки за воспитателем, самостоятельно. | |
АПРЕЛЬ | ||||
1. Массаж пальчиков грецкими орехами; - Пальчиковая гимнастика «Ладошки»; - Мягкие пазлы «Поезд», «Самолет», «Корабль» | Способствовать развитию внимания, четкости координации движений пальцев, пространственного мышления. Развивать зрительное внимание, мелкую моторику, координацию движений. | Пальчики, ладошка, кулачок, массаж; верх, низ, бочок. | Проводим массаж с грецкими орехами. Выполняют задание с помощью взрослого, который рассказывает стихотворение и показывает движения. Ребенок выполняет за воспитателем, включаясь в движения. Складывают пазлы. | |
2. Массаж пальчиков карандашами; - Пальчиковая гимнастика «Котик»; - Лепка «Червячки для грачей» | Формировать контроль над мышечными ощущениями пальцев. Учить детей раскатывать пластилин прямыми движениями ладоней. | Пальчики, ладошка, кулачок, массаж; Носик, ухо, ротик. | Проводим массаж с карандашами. Выполняют задание с помощью взрослого, который рассказывает стихотворение и показывает движения. Ребенок выполняет за воспитателем, включаясь в движения. Продолжают работу с пластилином, раскатывая его прямыми движениями. | |
3. Массаж пальчиков «Сильные пальчики» (нажимаем на резиновый мяч с силой); - Пальчиковая гимнастика «Две веселые лягушки»; - Дидактическая игра «Дорожка короткая и длинная » | Способствовать точной точечной координации рук, развитию мышления. Развивать силу рук, соотносящие движения рук, дифференцированные движения пальцев; формировать тонкие движения рук, развития мускульной и тактильной памяти. | Пальчики, ладошка, кулачок, вращение, массаж; нажать, большие и маленькие. | Проводим массаж с мячиками, повторяя движения за воспитателем. Выполняют задание с помощью взрослого, который читает стихотворение и показывает движения. Ребенок выполняет за воспитателем, самостоятельно. Учатся рисовать пальчиками с воспитателем и самостоятельно. | |
4. Массаж пальчиков мячиком- ёжиком; - Пальчиковая гимнастика «Тесто»; - Дидактическая игра «Помоги ёжику собрать все грибы на полянке» | Развитие мелкой моторики рук, гибкости, подвижности пальцев. Активизировать движение пальцев рук, учить закручивать и откручивать пробки, крышки и пр. | Пальчики, ладошка, кулачок; сгибать и разгибать пальцы. | Проводим массаж суджоки, дети повторяют движения за воспитателем. Выполняют задание с помощью взрослого, который рассказывает стихотворение и показывает движения. Ребенок выполняет за воспитателем, включаясь в движения ,помогая ёжику собрать грибы. | |
МАЙ | ||||
1. Массаж пальчиков ( поглаживание пальцев в разных направлениях); - Пальчиковая гимнастика «Рыбка»; - Штриховка «Животные» | Воспитание усидчивости. Развивать мелкую моторику рук, совершенствовать знания, умения, навыки детей, расширять их представлений о декоративно-прикладном искусстве. Совершенствовать мелкую моторику рук. Упражнять детей в умении ритмичному нанесению штрихов | Поглаживание пальцев | Проводим поглаживание пальцев в разных направлениях, дети повторяют движения за воспитателем. Выполняют задание с помощью взрослого, который рассказывает стихотворение и показывает движения. Проводят прямые линии с воспитателем и самостоятельно. | |
2. Массаж пальчиков грецкими орехами; - Пальчиковая гимнастика «Счёт»; - Рисование «Коврик» | Совершенствование координации и движений пальцев рук. Совершенствовать мелкую моторику пальцев и рук; развивать зрительное внимание и пространственную ориентацию. Вызвать интерес к рисованию. Развить чувство цвета и ритма | Пальчики, ладошка, кулачок, массаж; Сжимаем и разжимаем пальчики. | Проводим массаж с грецкими орехами. Выполняют задание с помощью взрослого, который рассказывает стихотворение и показывает движения. Ребенок выполняет за воспитателем, включаясь в движения. Учатся рисовать вертикальные полосы с воспитателем и самостоятельно. | |
3. Массаж с мячиком ( нажимаем на резиновый мяч с силой); - Пальчиковая гимнастика «Апельсин»; Дидактическая игра -«Бусы для мышки» | Совершенствование мелкой моторики пальцев, Развивать мелкую моторику рук. учить детей нанизывать деревянные (или любые другие) бусы на нити. Закрепить умение чередовать предметы по цвету. Развивать моторику пальцев рук. | Пальчики, ладошка, кулачок, массаж; нажать, большие и маленькие. | Проводим массаж с мячиками, повторяя движения за воспитателем. Выполняют задание с помощью взрослого, который читает стихотворение и показывает движения. Ребенок выполняет за воспитателем, самостоятельно. Учатся рисовать пальчиками с воспитателем и самостоятельно. | |
4.Массаж пальчиков грецкими орехами; - Пальчиковая игра: «Зайки» - Дидактическая игра: «Заборчик для Зайки» | Развивать силу рук, соотносящие движения рук, дифференцированные движения пальцев; формировать тонкие движения рук, развития мускульной и тактильной памяти. | Кирпичики. Пальчики, ладошка, кулачок, массаж. | Проводим массаж с грецкими орехами. Выполняют задание с помощью взрослого, который рассказывает стихотворение и показывает движения. Ребенок выполняет за воспитателем, включаясь в движения. Строят заборчик из кирпичиков. |
Методы, используемые при проведении занятий:
Для успешной реализации данной программы используются современные методы и приёмы занятий, которые помогают сформировать у детей устойчивый интерес к данному виду деятельности:
Методы, в основе которых лежит способ организации занятия:
словесный (рассказ, объяснение, т.д.);
наглядный (показ видео и мультимедийных материалов, иллюстраций, просмотр фотографий )
практический ( дидактические, подвижные игры, пальчиковая гимнастика, массаж )
Методы, в основе которых лежит уровень деятельности детей:
объяснительно-иллюстративный – дети воспринимают и усваивают готовую информацию;
репродуктивный – дети воспроизводят полученные знания и освоенные способы деятельности;
исследовательский – самостоятельная работа детей.
Организационный раздел.
Методическое и техническое оснащение.
Художественные средства:
методические пособия и книги по развитию мелкой моторики;
литературные произведения (тематические).
Наглядные средства:
иллюстрационный тематический материал, презентации.
Технические средства:
видео-аудио материалы
компьютер
проектор
телевизор
магнитофон
Принципы, лежащие в основе программы:
- принцип системности (от простого к сложному, от частного к общему);
- принцип насыщенной предметно-игровой среды по сенсомоторному воспитанию детей;
- принцип взаимосвязи сенсорного, умственного и физического развития;
- принцип интеграции воспитательных, образовательных и развивающих задач;
- принцип обеспечения активной познавательно-сенсорной практики.
К концу года занятий в кружке дети должны знать:
свойства бумаги (тонкая, толстая, мягкая, жесткая);
основные формы штриховки (вертикальная, горизонтальная);
понятие «конструктор»; «мозаика»;
некоторые приемы лепки (шарик, колбаска и.т.п.);
пальчиковые игры в комплексе со стишками.
Литература:
1. Безруких М.М. Тренируем пальчики. – М.: ООО “Дрофа”, 2000.
2. Белая А.Е. Пальчиковые игры. - М.: “Астрель”, 2001.
3. Гаврина С.Е. Развиваем руки – чтоб - учиться и писать, и красиво рисовать. – Ярославль: “Академия Холдинг”, 2002. 200с.
4. Узорова О.В. Пальчиковая гимнастика. – М.: “Астрель”, 2006.
5. Цвынтарный В.В. Играем пальчиками и развиваем речь.–Санкт – Петербург: 2005.40 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Визитная карточка группы раннего возраста детского сада № 32 "Рябинка"
Оснащение группы, оборудование, основная деятельность....
Конспект непосредственно образовательной деятельности во второй группе раннего возраста детского сада. Тема «Дома маленькие и большие» (конструирование)
Беседа о городе Санк-петербурге. Соружения домов больших и маленьких из строительного материала....
Протокол родительского собрания в группе раннего возраста детского сада
Протокол родительского собрания в группе раннего возраста детского сада...
Конспект непосредственно организованной деятельности детей во второй группе раннего возраста детского сада « Лучок».
Цели: Закрепление у детей знания обобщённого понятия «Овощи»...
КОМПЛЕКСНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ В ГРУППЕ РАННЕГО ВОЗРАСТА ДЕТСКОГО САДА
«Зимующие птицы» Цель: Воспитывать у детей любовь и бережное отношение к птицам; желание помогать им, подкармливать зимой; расширять знания о птицах, их внешнем виде и повадках...
Адаптация в группе раннего возраста детского сада.(консультация для родителей)
Приветствую Вас, дорогие подписчики и гости сайта.В этой статье речь пойдёт об адаптации детей раннего возраста в яслях. Даже если вы серьезно подошли к вопросу подготовки своего ребёнка к яслям,...
Рабочая программа образовательной деятельности детей группы раннего возраста. (Группа раннего возраста детского сада общеразвивающей направленности, полного дня пребывания).
Рабочая программа образовательной деятельности детей группы раннего возраста...