Методическое объединение
методическая разработка (старшая группа)
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение
детский сад комбинированного вида №1 «Ручеек»
Барабинского района Новосибирской области
Выступление на методическом объединении
Тема: «Театральные куклы - как средство развития творческих способностей детей»
Подготовили: Воспитатели ВКК
Первухина Л.В.
Контарева А.Н.
Барабинск 2019г
1 часть-выступление
Театральная деятельность – это самый распространённый вид детского творчества. Всякую выдумку, впечатление из окружающей жизни ребёнку хочется воплотить в живые образы и действия. Входя в образ, он играет в любые роли, стараясь подражать тому, что видел и что его заинтересовало, и получая огромное эмоциональное удовольствие.
Чаще всего, сюжет игр-драматизаций представляют наши сказки. Они знакомы и деткам и любимы многими взрослыми. Во время игры ребёнок примеряет на себя все возможные роли, проигрывает роли позитивных персонажей и негативных, испытывает оттенки добра и зла, а также последствия хороших и плохих поступков. Не всегда нужно чётко следовать сюжету выбранной сказки, в игре всегда есть место творчеству. Всегда необходимо поддерживать ребёнка в творческих начинаниях, это поможет заложению основы формирования созидательного восприятия мира.
Особое влияние на развитие личностных качеств детей, в том числе и творческих способностей, оказывает кукольный театр, как искусство, обладающее большими возможностями воспитания у них желания не только потреблять, но и творить, смотреть и видеть, образно мыслить, слушать и слышать.
Самое ценное в играх, включающих элемент перевоплощения, — а все дети любят «примерять» на себя роль различных героев, — это возможность напрямую взаимодействовать с другими участниками. Ребенок приобретает важный опыт, когда ставит себя на место другого человека, животного или игрушки. Ему приходится решать необычные задачи, например, передавать их характер, повадки и т.д. Ребенок приобретает в театрализованных играх новые выразительные средства: изменение интонации, тембра и силы голоса, знаковые жесты и движения и т.д. Ребёнок, «оживляя» куклу, впервые в жизни ощущает взрослую ответственность за её действия, слова, поведение; учится находить адекватное выражение своим эмоциям, чувствам, состояниям; у него развивается произвольное внимание и способность к концентрации.
Цель моей деятельности: развитие творческих способностей воспитанников посредством кукольного театра.
Данную цель реализуем через решение следующих задач:
1.Создание условий для творческого, интеллектуального и личностного развития детей через основы такого вида искусства как кукольный театр.
2.Знакомство воспитанников с основами кукольной театрализации (театральная игра и актерское мастерство, приемы кукловождения, сценическое движение, сценическая речь, музыкальное оформление пьесы, декорации, история кукольного театра).
3.Создание предпосылок к выявлению, развитию индивидуальных способностей у детей и совершенствованию их в практике работы с куклами.
4.Развитие устойчивого интереса к театрально-игровой деятельности
Для успешной работы создана предметно-пространственная среда: в группе своими руками и с помощью родителей оборудованы театральные уголки для самостоятельной деятельности детей с различными видами театров, изготовлены элементы костюмов, декорации, наглядно-дидактические пособия, включающие в себя мимические изображения эмоций, пиктограммы, карточки с изображением сказочных персонажей для работы над пантомимикой, сделана картотека театральных этюдов.
В своей работе применяем различные виды кукол: пальчиковые, теневые, плоскостные, перчаточные и знакомить нужно согласно возрастным особенностям детей.
Знакомить детей с театральной куклой, начинаем в первой младшей группе. Малыши смотрят кукольные спектакли, которые показывают воспитатели.
Со второй младшей группы начинаем обучать малышей простейшим приемам кукловождения. Для этого используют различные виды настольных театров. Дети разыгрывают хорошо им знакомые сказки, работа над спектаклем начинаем со знакомства с куклами, даем детям поиграть с ними. Стараемся не заучивать с детьми текст, чтобы они могли проявлять творчество- сами придумывали диалоги. Для этого пытаемся разбудить фантазию ребенка, помогаем только наводящими вопросами, не давая готового образца для подражания. Разучиваем сценки маленьких фрагментов, чтобы каждый ребенок мог попробовать себя во всех ролях.
В средней группе необходимо знакомить детей с театральной ширмой, с новым для них видом кукол на гапите. Ребята сочиняют небольшие сказки, песенки для кукольных персонажей. Постепенно вводиться в спектакли детские шумовые инструменты, которые обогащают сочиненную ребенком песенку новым звучанием, создает праздничную атмосферу, развивает чувство ритма.
В старшей группе знакомим с театром марионеток. Управление несложно, но требует от ребят собранности, внимания, как любое неосторожное движение разрушает иллюзию действия живых персонажей. Чтобы дети освоили технику кукловождения, предлагаем им несложные этюды. Во второй половине года дети обучаются кукловождению настольных кукол с несложной механикой. Управляя этими куклами ребенок учиться переключать и распределять внимание. Развиваются чувство ритма и мелкая моторика рук.
В подготовительной группе решаются более сложная задача. Мы знакомим детей с плоскостными, ростовыми куклами. Эти виды кукольных театров дают возможность проявить себя в песенном, игровом, танцевальном и даже в импровизации на детских музыкальных инструментах. С этими куклами начинаем знакомить детей во второй половине года. Данные куклы удобны для танцевальных импровизаций, дает ребенку возможность пластики своего тела. Создать образ определенного персонажа.
Кукла дает ребенку ту «ширму», за которую на первых порах он может спрятаться. Многим детям кукольный театр поможет повысить и стабилизировать самооценку, воспитывать волю и характер, развить черты лидера. Не следует забывать, что основной закон детского творчества заключается в том, что ценность его не в результате, не в продукте творчества, а в самом процессе творчества.
Предлагаю посмотреть различные виды театра на слайдах.
Игра в кукольный театр развивает такие навыки и умения:
1. Мелкую и крупную моторику. Мелкая моторика развивается, когда ребёнок примеряет кукол на пальчики и ручки, когда изучает куклу, ощупывая каждую её деталь, когда учится управлять куклой во время спектакля, когда сам мастерит куклу для представления.
Крупная моторика развивается когда, когда ребёнок полностью задействован в постановке, и его задача — не просто привести куклу в движение, а уже быть полноценным участником представления (перемещаться «на сцене», управлять куклой, выполнять определённые действия под музыкальное сопровождение, двигаться синхронно с другими участниками спектакля и так далее). Всё это помогает ребёнку более чётко координировать свои движения, гармонично управлять своим телом.
2. Память. Знакомство с героями, заучивание отдельных слов и целых ролей способствует развитию памяти у младших школьников. Ребёнок учится не только запоминать, но и выстраивать логические и речевые последовательности, так как кукольный спектакль — это определённая цепочка слов и действий.
3. Образное мышление.
Ребёнку, участвующему в представлении кукольного театра, важно видеть полную картину действия. Очень важны репетиции спектакля, так как ребёнку трудно сразу запомнить ход пьесы. На репетициях дети мысленно представляют свой ход действия, последовательность появлений героев, воображают звуковые и световые эффекты, представляют как им будут аплодировать зрители в конце спектакля.
4. Чувства уважения и такта, навыки общения.
Когда ребёнок участвуют в связке с другими детьми, ему приходится встраиваться в общепринятые социальные рамки. Быть тактичным, уважительным по отношению к другим детям, сдерживать свои эмоции.
5. Творческие способности.
Творчеством пронизан весь процесс создания кукольного представления. От идеи создания куклы до игры в спектакле, от сценарного плана до декораций. Дети с радостью принимают участие во всех видах игровой активности.
Работа по театрально-игровой деятельности ведётся в тесном контакте: педагогическим коллективом:
- с музыкальным руководителем, учителем-логопедом, педагогом-психологом:
- с музыкальным работником, поскольку без развития музыкальных способностей, без умения ритмично и выразительно двигаться, без определённых вокальных навыков добиться значительных результатов в театральном творчестве невозможно.
- с учителем-логопедом, в необходимости добиваться чёткой дикции, силы голоса, правильного произношения, необходимостью грамотно изъясняться.
- С педагогом-психологом, работа ведётся с застенчивыми и малоактивными детьми.
Работая по данному направлению, мы участвуем в конкурсах различного уровня.
Таким образом, работа с детьми, с использованием различных видов кукол дала положительный результат. Речь детей стала более интонированной, в ролевых играх и драматизациях отмечались не только высказывания ориентировочного типа, но и высказывания с элементами планирования.
Коррекционная роль театрализованных игр состоит в том, что они развивают не только языковые компоненты речи, но и умение применять их на практике. Участие в инсценировках обогащает словарный запас детей, активизирует их познавательную деятельность, эмоционально-волевую сферу, формирует личность.
2 часть - мастер класс по изготовлению кукол
Сейчас мы с вами проведем мастер-класс по изготовлению театральных кукол, которые нужны будут в нашей сказке. Театральные куклы создадим из различного вида театра и предложим небольшой театр- экспромт. Посмотрим, как можно применять различные виды театров в разыгрываемой сказке.
Театральная мастерская (смотрите на слайдах)
Игрушки из конусов. С помощью циркуля, трафаретов или шаблонов дети вырезают круги разного диаметра, складывают их пополам, разрезают по линиям сгиба и склеивают из полукругов конусы. Затем каждый конус превращают в зверюшку, птичку, человечка, приклеив к нему соответствующие детали.
Куклы из воздушных шаров. Для изготовления таких кукол понадобятся воздушные шары, бумага, ткань и др. материалы. Голова делается из надутого шара. Нос можно сделать так: отделить часть слабо надутого шара и перетянуть ниткой; получится на большом шаре маленький. Шарик привязывается к палочке, затем из ткани изготавливают туловище. Ткань сшивается крупными стежками швом «вперед иголку», собирается на сборку, стягивается и прикрепляется к шее. К плечам куклы пришиваются руки – полосы ткани, собранные на конце в резинку. Резинки дети надевают себе на запястья. Куклой действуют вдвоем. Один левой рукой держит палочку в том месте, где шея. Другой действует правой рукой. Головы для таких кукол дети оформляют сами, используя в работе разные материалы.
Театр ложек. Берутся большие деревянные или пластмассовые ложки. Они разрисовываются либо персонажи, вырезанные из бумаги, наклеиваются на тыльную сторону ложек. Затем кукол дополняют одеждой.
Игрушки из коробок. Сделать такие игрушки не трудно. Нужно научить ребенка отбирать коробки разной формы и размера, склеивать друг с другом, обклеивать кусочками бумаги, ткани и оформлять вырезанными элементами.
Пальчиковый театр. Персонажи для пальчикового театра могут быть сделаны из бумаги. Это миниатюрные фигурки из конусов и цилиндров, которые одевают на пальцы. Можно предложить детям нарисовать фигурки или только головки зверюшек и человечков и приклеить их к картонным колечкам, они то и надеваются на пальцы. Персонажи для театра можно изготовить из маленьких коробочек, в которых делаются отверстия для пальцев.
Игрушки из поролона. Дети могут вырезать из него головки различных персонажей. В том месте, где у головки должна быть шея, делается углубление для пальца. Детали сшиваются. Персонажи пальчикового театра могут быть сделаны из различных видов тканей. Несыпучие ткани сшиваются швом «вперед иголку» с лицевой стороны или обметочным швом «через край», или сшивать детали с изнанки, затем вывернуть на лицевую сторону. Пришиваются детали, пуговицы, шерстяные нитки, тесьма, кружево.
Теневой театр. Вырезаются из бумаги силуэты животных, людей, желательно с двигающимися головками, конечностями, хвостами. В деталях делаются проколы, вдевается отрезок проволоки в оболочке и с двух сторон закручивается по спирали. Вырезаются глазки, другие детали. Затем покрывают черной краской, добавив клей или клейстера. Для показа теневого театра нужен экран, который делается из любого полупрозрачного материала (ткани, кальки). Экран натягивается на рамку из фанеры или картона и устанавливается как обычная ширма. Экран должен быть хорошо освещен, поэтому сзади него устанавливают источник света.
Куклы на гапите. Размер таких кукол небольшой, как обычные куклы. Из палочек делают крестовину (туловище, плечи). Голову можно изготовить из папье-маше или прикрепить голову обычной куклы. Надевают голову на стержень, дополняют одеждой.
Куклы – марионетки. Персонажи делаются из разного материала. Детали можно сшить по принципу изготовления мягкой игрушки. Даются шаблоны – выкройки, накладывают выкройку на ткань, обводят ее мелом, кроят, сшивают несложные детали. Управление осуществляется при помощи крестовины и лески, прикрепленной к ней.
Куклы из варежек, перчаток. Старые варежки и перчатки могут оказаться хорошим материалом для изготовления кукол. Головки можно нарисовать или сшить и прикрепить на варежку или на средний палец перчатки. Такие куклы могут ходить и плясать. Варежка может изображать голову куклы, при этом большой палец варежки служит персонажу носом. Варежку можно превратить в целую зверюшку, тогда большой палец варежки будет хвостиком, а сама варежка – туловищем, к нему пришиваются голова и другие детали.
Тростевые куклы. Это довольно сложные куклы, но в то же время дети могут оказать значительную помощь воспитателю в их изготовлении. Делаются они обычно больших размеров. Голова у таких кукол прикрепляется к палке, руки действуют с помощью тростей (толстой проволоки, палочек). Голову можно сделать из папье-маше, сшить из ткани. Платье украшают тесьмой, кружевом, ленточками, аппликацией. Эти отделочные детали могут быть приклеены и пришиты. Хороши и плоские тростевые куклы, выполненные из картона. Принцип изготовления такой же, как для кукол теневого театра, только делаются они крупных размеров и расписываются красками или оформляются аппликацией из бумаги, ткани.
Большие куклы (живой руки). Куклы больших размеров (по высоте ребенка могут быть и плоскими и объемными из разных материалов (поролона). Детям показывают уже готовую куклу, объясняют принцип ее действия. Ребенок завязывает у себя на шее сзади ленточки, которые прикреплены к голове куклы, затем ленточки на поясе за спиной (как фартук). Эти ленточки прикреплены у пояса куклы. Руки и ноги куклы ребенок прикрепляет к запястьям и щиколоткам, надев резиночки, пришитые к ногам и рукам куклы.
Куклы – люди. Голова, руки, ноги, обувь делаются из поролона и расписываются. Ребенок надевает на себя эти части и играет роль персонажа.
«Би – ба – бо». Способ их действия заключается в том, что они надеваются на руку. На указательный палец надевается головка куклы, а большой и средний палец служит кукле руками. Для таких игрушек шьются платья. Головку можно изготовить из разных материалов: поролон, бумажная масса, ткань, папье-маше.
3 часть. Разыгрывание фрагмента сказки
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
итоговый буклет для педагогов о проведении городского методического объединения в форме "методическая неделя"
Предлагается вариант оформления итогового буклета по деятельности городского методического объединения в форме "Методическая неделя". (темы встреч, фото, тезисы, рекомендации)...
Методическая разработка по теме «Радостное познание в совместном творчестве – условие успешного развития ребенка». Выступление на городском методическом объединении воспитателей МДОУ.
Методическая разработка по теме «Радостное познание в совместном творчестве – условие успешного развития ребенка». Выступление на городском методическом объединении воспитателей МДОУ.Автор-разработчик...
Выступление на методическом объединении учителей начальных классов. Методы проблемного обучения детей предшкольного возраста. Выступление на методическом объединении учителей начальных классов. Методы проблемного обучения детей предшкольного возрас
С данным материалом я выступала на методическом объединении учителей начальных классов. В нём методы проблемного обучения детей предшкольного возраста. Выступление сопровождается презентацией....
«Родительское объединение, как эффективная форма партнерства с родителями в воспитании нравственно – патриотических качеств дошкольников старшего возраста» сообщение из опыта работы на городском методическом объединении воспитателей групп старшего возр
laquo;Родительское объединение, как эффективная форма партнерства с родителями в воспитании нравственно – патриотических качеств дошкольников старшего возраста»сообщение из опыта ра...
Музыкальная пауза на методическом объединении для воспитателей младших и средних групп по теме «Музыкальные игры с родителями для объединения родительской общественности»
Музыкальная пауза на методическом объединении для воспитателей младших и средних групп по теме «Музыкальные игры с родителями для объединения родительской общественности»...
заседание методического объединения воспитателей «Сказки» и педагогов групп компенсирующей направленности МБДОУ ЦРР ДС №58, ставших в этом учебном году участниками поофессионального объединения.
1 июня в МБДОУ ДС №53 состоялось очередное заседание методического объединения воспитателей «Сказки» и педагогов групп компенсирующей направленности МБДОУ ЦРР ДС №58, ставших в этом учебном году участ...
КРИТЕРИЙ 4. ПУНКТ 4.1.2. Участие в работе методических объединений: выступление на педагогических советах ОО, семинарах, заседаниях методических объединений по вопросам повышения качества образования.
4.1.2. Участие в работе методических объединений: выступление на педагогических советах ОО, семинарах, заседаниях методических объединений по вопросам повышения качества образования, совершенствование...