«Технология портфолио как инструмент развития ребёнка».
методическая разработка
Каждый родитель старается уделить внимание развитию своего ребенка. С учетом его индивидуальных способностей подбирают ему кружки и секции, отдают в музыкальные и художественные школы, всячески стараясь развить его способности. А многие, трепетно стараются сохранить то, что так дорого им, то, что так отчетливо напоминает о вехах развития любимого чада.
Несомненно, особую роль в этом может сыграть технология портфолио или папка достижений ребенка.
Часто ребёнку и его родителям очень трудно представить и отследить весь путь пребывания в детском саду, сфокусировать свое внимание на положительных моментах жизни, запомнить все удачные, счастливые минуты общения со взрослыми и сверстниками. А ведь это, несомненно, способствует развитию уверенности в себе, повышает социальный статус каждого ребенка.
Портфолио дошкольника – это копилка личных достижений ребёнка в разнообразных видах деятельности, копилка его успехов, копилка его положительных эмоций, возможность ещё раз пережить приятные моменты своей жизни, это своеобразный маршрут развития ребенка. Портфолио дошкольника может быть как формой эффективного оценивания творческих достижений ребенка, так и способом развития его способностей. Ведение портфолио позволяет целенаправленно собирать,
систематизировать информацию о ребёнке, фиксировать индивидуальные неповторимые субъектные проявления детей.
Основную функцию, которое выполняет портфолио – это заметить что-то хорошее, положительное, а не акцентировать внимание на том, что ещё не можешь, не знаешь или не умеешь.
Для чего же и кому нужно это портфолио? Прежде всего, оно необходимо самому ребенку, для прослеживания динамики своих достижений. Также сбор материала для портфолио приобщает ребенка к творческому процессу, к некоторому созиданию и формированию своего имиджа. Для родителей портфолио представляет сборник ценной информации о своем ребенке, позволяющий судить о его развитии.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tehnologiya_portfolio_kak_instrument_razvitiya_rebyonka.doc | 57.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Проект «Технология портфолио как инструмент развития ребёнка».
Каждый родитель старается уделить внимание развитию своего ребенка. С учетом его индивидуальных способностей подбирают ему кружки и секции, отдают в музыкальные и художественные школы, всячески стараясь развить его способности. А многие, трепетно стараются сохранить то, что так дорого им, то, что так отчетливо напоминает о вехах развития любимого чада.
Несомненно, особую роль в этом может сыграть технология портфолио или папка достижений ребенка.
Часто ребёнку и его родителям очень трудно представить и отследить весь путь пребывания в детском саду, сфокусировать свое внимание на положительных моментах жизни, запомнить все удачные, счастливые минуты общения со взрослыми и сверстниками. А ведь это, несомненно, способствует развитию уверенности в себе, повышает социальный статус каждого ребенка.
Портфолио дошкольника – это копилка личных достижений ребёнка в разнообразных видах деятельности, копилка его успехов, копилка его положительных эмоций, возможность ещё раз пережить приятные моменты своей жизни, это своеобразный маршрут развития ребенка. Портфолио дошкольника может быть как формой эффективного оценивания творческих достижений ребенка, так и способом развития его способностей. Ведение портфолио позволяет целенаправленно собирать,
систематизировать информацию о ребёнке, фиксировать индивидуальные неповторимые субъектные проявления детей.
Основную функцию, которое выполняет портфолио – это заметить что-то хорошее, положительное, а не акцентировать внимание на том, что ещё не можешь, не знаешь или не умеешь.
Для чего же и кому нужно это портфолио? Прежде всего, оно необходимо самому ребенку, для прослеживания динамики своих достижений. Также сбор материала для портфолио приобщает ребенка к творческому процессу, к некоторому созиданию и формированию своего имиджа. Для родителей портфолио представляет сборник ценной информации о своем ребенке, позволяющий судить о его развитии.
Участники проекта: воспитатели, дошкольники и родители, педагоги дополнительного образования.
По срокам реализации: долгосрочный.
Цель проекта – создание портфолио дошкольника.
Задачи – определить форму и содержание портфолио;
- привлечь родителей воспитанников к активному взаимодействию
по оформлению портфолио;
- активизировать взаимодействие в системе « педагог-ребёнок-родитель»,
- обеспечить психологическое благополучие и здоровье детей в период адаптации к школе.
Условия достижения цели при создании портфолио:
1. Одно из главных условий – это добровольность. Если ведение портфолио сделать обязательным, то оно будет зачастую носить формальный характер. Это будет лишь лишняя нагрузка и для педагога и для детей. Создатель портфолио должен быть заинтересован в его создании. Даже отбор материала ребёнок должен делать самостоятельно. И если он не согласен разместить какой-либо материал в папке портфолио, то делать это не нужно. Ведь тогда теряется индивидуальность портфолио.
2. Необходимо чётко понимать цель сбора информации, цель создания самого портфолио. Она может быть различной:
для сбора достижений, которые отражают результаты работы по какому-то направлению (например, достижения в изобразительном искусстве, спортивные достижения и т. д.);
накопительной, когда информация собирается за определённый период. Таким образом, можно увидеть путь развития ребёнка за определенный отрезок времени;
тематическое портфолио; составляется исходя из темы. Например, «Моё домашнее животное», «Лето-весёлая пора» и т. д.
3. Количество разделов и рубрик, их тематика определяется индивидуально для каждого случая.
4. Удобство хранения. Весь собранный материал необходимо систематизировать и хранить так, чтобы было удобно его использовать.
5. Если портфолио дошкольника, то вид, структуру и содержание определяет, либо педагог, либо члены семьи. Нельзя сбор информации пускать на самотёк, но считаться с мнением ребёнка обязательно.
6. Систематичность в сборе информации. Портфолио подразумевает постоянное пополнение и анализ имеющихся материалов. Можно заранее определить периодичность работы (например, не реже 1 раза в неделю, 1 раза в месяц, 1 раза в квартал и т. д.).
В портфолио можно использовать следующие рубрики:
«Познакомьтесь со мной». Раздел пополняется данными о рождении, знаке зодиака, информацией, кто из знаменитостей родился в этот день. Можно разместить информацию о том, что означает имя ребёнка. А также генеалогическое древо.
«Я расту». Эту рубрику можно подразделить на две:
- «Вот какой я большой»: вес, рост, можно прорисовать ладошку ребёнка на разных возрастных этапах.
- «Чему я научился»: прописываются умения и навыки, которые ребёнок приобрёл за прошедший год.
«Моя семья»: помещаются фотографии членов семьи, рисунки ребёнка. Каждое изображение дополняется рассказом.
«Мои друзья»: аналогично рубрике «Моя семья».
«Мир вокруг нас»: фото или детские рисунки путешествий, семейного отдыха, прогулок, походов.
«Золотые ручки». Этот раздел может содержать работы детей, сделанные своими руками или фотографии.
«Расскажи обо мне»: рассказы о том, какой ребёнок на взгляд родителей, воспитателя детского сада и друга.
«Размышления вслух»: высказывания детей, интересные речевые обороты, слова, размышления.
«Мои достижения»: грамоты, благодарственные письма и т. д.
Разделы заполняются постепенно, в соответствии с возможностями и достижениями ребенка, наиболее полно отражают особенности роста и развития дошкольника. Даже за один год ведения такой папки-портфолио, у детей накопится достаточный материал, отражающий их жизни в детском саду и за его пределами.
Этапы работы над портфолио:
1. Постановка цели: автору должно быть понятно, для чего необходимо создавать портфолио.
- Определить вид портфолио.
- Определить временной отрезок, во время которого будет собираться информация.
- Определить структуру портфолио: количество, название рубрик.
5. Презентация портфолио.
Организационно-деятельностный этап по созданию портфолио.
Цель: реализация создания разделов портфолио дошкольника.
- разработать анкеты для родителей «Успешный ребёнок»;
-для развития социально – личностного общения детей оптимизировать работу в группе в системе социального партнёрства, обеспечивающего познавательный и эмоциональный компоненты;
- создать лист опроса для раздела «Мои успехи»;
- в целях повышения мотивации родителей как субъекта активизировать их участие для обеспечения комплексного сопровождения детей, внедрить инновационные формы для формирования портфолио.
Формы работы с детьми по формированию портфолио.
Виды детской деятельности | Взросло-детские взаимодействия | самостоятельная деятельность детей |
Коммуникативная | Беседы Литературная викторина Составление и отгадывание загадок Игры с правилами Сюжетные игры Составление сказок и загадок Обыгрывание ситуации Праздники Развлечения Творческие встречи | Беседа Словотворчество Ситуативный разговор Режиссерская игра |
Трудовая | Реализация проекта Изготовление поделок | Выполнение заданий Изготовление подарков |
Продуктивная | Мастер класс Реализация детских проектов | Изготовление по образцу Выжигание Вышивка |
Познавательно-исследовательская | Экскурсии Коллекционирование Моделирование Экспериментирование | Коллекционирование Моделирование Экспериментирование |
Музыкально-художественная | Театрализованные представления Открытые мероприятия Посещение театров | Игра на музыкальных инструментах Выступления |
Двигательная | Пешие прогулки Однодневные походы Участие в соревнованиях | Пантомима Организация подвижных игр |
Игровая | Сказкотерапия Сюжетные игры | Режиссёрская игра Сюжетные игры |
Результат работы по созданию портфолио дошкольника.
Увеличилось количество детей готовых раскрыться в общении со сверстниками и взрослыми;
Повышение интереса родителей к ребёнку, как личности;
Активизировано взаимодействие «педагог – ребёнок - родитель»;
Реализовано мониторинговое слежение за выполнением целей и задач;
Создана система комплексной оценки развития индивидуальных качеств и способностей ребёнка.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Театрализованная деятельность как инструмент всестороннего развития ребёнка раннего возраста.
Статья о развитии детей раннего возраста посредством вовлечения их в театрализованную деятельность....
Социо-игровая технология как средство коммуникативного развития ребёнка.
«Умение ребёнка позитивно общаться позволяет ему комфортно жить в обществе людей» Выготский Л. С....
Использование инновационных технологий в познавательно-речевом развитии ребёнка
Развивать речь ребенка, не включая ее в познавательную деятельность невозможно, т. к. речь сопровождает и совершенствует познавательную деятельность детей, делая ее более целенаправленной и осознанной...
Использование ИКТ-технологий в познавательно-речевом развитии ребёнка
Сейчас сложно представить качественное современное образование без использования информационно-коммуникационных технологий. ИКТ активно интегрируются в нашу жизнь и систему образования, дошкольного в ...
Технология портфолио дошкольника как инструмент реализации ФГОС ДО.
Портфолио позволяет осуществить индивидуальный подход к каждому ребенку и вручается при выпуске из детского сада как подарок самому ребенку и его семье....
Презентация на тему "Арт-технология как инструмент развития творческой сферы ребёнка"
Арт-технологии - это совокупность форм, методов и средств различных видов искусства, направленных на развитие творческого потенциала личности в образовательном процессе. Арт-технологии называют ...
Технология портфолио как средство развития успешности дошкольника
Технология портфолио - один из способов поддержки детской инициативы, направленный на повышение качества образовательного процесса, т. к. она нацелена на достижение положительных результатов деятельно...