Конспект комплексного занятия "Космос"
план-конспект занятия (подготовительная группа)

Яковлева Наталья Алексеевна

Конспект занятия для детей 6-7 лет по теме  "Космос"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kompleksnoe_zanyatie_kosmos.doc70 КБ

Предварительный просмотр:

Комплексное занятие «Солнце, Земля и другие планеты» для детей подготовительной к школе группы

Цель:

Уточнять и расширять представление детей о космосе и солнечной системе. Способствовать развитию познавательных и интеллектуальных способностей. Закреплять полученные знания, расширять кругозор детей, а также развивать память и внимание.

Задачи:

- Развивать познавательный интерес детей, систематизировать и расширять представление детей о многообразии космоса, о планетах солнечной системы, их отличительных особенностях.

- Развивать социально-коммуникативные навыки (свободное общение со взрослыми и сверстниками, умение слушать).

- Расширять и активизировать словарь такими словами как «вселенная», «солнечная система», «орбита», «галактика», «кратер», «метеорит», названия планет и др.

- Развивать двигательную активность, физические качества (быстрота, ловкость движений), фантазию и творчество.

- Воспитывать желание воспринимать и различать музыку (музыку космоса), восхищаться её красотой.

- Воспитывать любознательность, интерес к космосу и к нашей планете Земля, проявлять любовь к ней, желание беречь её.

Программное содержание. Дать детям первоначальные элементарные представления о строении Солнечной системы.  (Солнце – это звезда: огромный горячий шар, имеет высокую температуру, посылает во все стороны большое количество тепла и света. Солнце постоянно вращается вокруг себя. Вокруг Солнца вращаются планеты – твердые холодные шары. Они тоже огромные, но значительно меньше Солнца. Ближе всех к Солнцу расположена планета Меркурий, затем идет Венера, потом наша Земля, далее Марс и другие планеты. Каждая планета вращается вокруг Солнца по своей орбите. Орбита – это путь планеты вокруг Солнца. У планеты Земля есть свой спутник – это планета Луна, которая вращается вокруг Земли.)

Оборудование и организация. Карта или графическая модель Солнечной системы, глобус и лампа для его освещения (или теллурий), две пластилиновые человеческие фигурки, шапочки с изображением Солнца и планет, мел, веревка, игрушечные бинокли. Занятие лучше провести в помещении (например, физкультурном зале), где на полу можно начертить мелом круги – орбиты планет.

Предварительная работа:

Беседы с рассматриванием иллюстраций на тему «Космос», рисование на тему «Инопланетные жители», «Загадочный космос», «Полёт на Луну», рассматривание иллюстраций, энциклопедий, книг о космосе, изготовление поделок, аппликаций по теме, дидактические игры, работа с макетом «Солнечная система», работа с лэпбуком, сюжетно-ролевые игры «Космодром», «Космическая столовая», «Выход в открытый космос» и тд., чтение художественной литературы по теме Я.К. Голованов «Дорога на космодром», О.А. Скоролупова «Покорение космоса», П.О. Клушанцев «О чем рассказал телескоп».

Ход занятия

1-я часть. Ребята, вы любите отгадывать загадки? Тогда послушайте меня внимательно:

По тёмному небу рассыпан горошек 
Цветной карамели из сахарной крошки, 
И только тогда, когда утро настанет, 
Вся карамель та внезапно растает.

Ответ: звёзды

Крыльев нет, но эта птица
Полетит и прилунится.
(Луноход)

Сверкая огромным хвостом в темноте,

Несется среди ярких звезд в пустоте.

Она не

 звезда, не планета,

Загадка Вселенной - ...

(комета)


Осколок от планеты

Средь звезд несется где-то.

Он много лет летит-летит,

Космический ...

(метеорит)

Специальный космический есть аппарат,

Сигналы на Землю он шлет всем подряд.

Как одинокий таинственный путник,

Летит по орбите искусственный ...

(спутник)

Освещает ночью путь,

Звездам не дает заснуть.

Пусть все спят, ей не до сна,

В небе светит нам ...

(Луна)

Планета голубая,

Любимая, родная,

Она твоя, она моя,

А называется.

(земля)

Океан бездонный, океан бескрайний,

Безвоздушный, темный и необычайный,

В нем живут Вселенные, звезды и кометы,

Есть и обитаемые, может быть, планеты.

(космос)

 

-Правильно, это космос. И все наши загадки были на какую тему?

-На тему «космос». Ребята, я предлагаю вам сегодня отправиться в космическое путешествие. Закройте глаза и откройте когда услышите музыку…

 Воспитатель включает на проекторе ролик «звездное - небо». - «Дети, перед вами Космос, Вселенная, космическое пространство – оно бесконечно и величественно! Посмотрите, сколько звезд, полюбуйтесь их сиянием, попробуйте их сосчитать – вы сразу запутаетесь! Вселенная бесконечна: одни звезды крупнее, светят ярче, другие – еле заметны, но все они огромны и находятся очень далеко от нас, от нашей Земли. Никто из людей пока не знает, есть ли на этих звездах жизнь, есть ли там какие-нибудь живые существа. Но все равно на звездное небо интересно смотреть, мечтать о космических путешествиях на межпланетных кораблях, думать про жизнь в других местах Вселенной!»

- Вот мы и переместились с вами в космическое пространство. Сейчас мы видим с вами солнечную систему (воспитатель демонстрирует карту Солнечной системы)

- Дети, вы видели вечернее звездное небо, как много звезд в Космосе, во Вселенной! Теперь давайте вспомним  с вами про нашу звезду – Солнце.

- Когда мы видим солнце?  ( Солнце, мы видим днем на безоблачном небе, которое нам светит и нас обогревает и с которым нам становится очень хорошо), 

Солнце – это звезда? (это такая же звезда, как и все другие звезды космического пространства).

- Почему же тогда солнце намного больше других звезд? (солнце намного ближе к нам, чем другие звезды, поэтому оно выглядит большим, круглым в сравнении со звездами ночного неба, не похоже на них).

-А можно ли полететь на солнце? (солнце – это огромный-преогромный раскаленный шар, к нему даже приблизиться невозможно – оно все плавит и сжигает, такая там высокая температура. На него тяжело смотреть – такое оно яркое, сверкающее и так много от него идет света).

Далее воспитатель рассматривает с детьми карту Солнечной системы, рассказывает о планетах, о том, как они вращаются вокруг Солнца, показывает их орбиты:  

- Солнце – это центральная звезда , вокруг которой вращаются планеты Всего в солнечной системе 9 планет:….Все планеты вращаются вокруг Солнца по орбите. Орбита – это воображаемая линия. Чем дальше от Солнца находится планета, тем длиннее её орбита.

   Наша планета Земля – часть Солнечной системы. Земля вращается вокруг звезды солнца. Ну и единственная планета, о которой известно, что на ней есть жизнь.  

   Один оборот вокруг Солнца Земля делает за один год. Кроме того, что Земля вращается вокруг Солнца, она вращается вокруг своей оси. Вращается Земля с запада на восток (против часовой стрелки). Полный оборот она совершает за 24 часа (за одни сутки).

 У земли есть планета-спутник-Луна, которая вращается вокруг Земли. 

2-я часть. 

Ребята, я предлагаю вам поиграть. Давайте превратимся в планеты и создадим солнечную систему. Для этого нам нужно разделиться на 2 группы: одна группа изображает астрономов-наблюдателей, другая – Солнце и планеты. Педагог намечает в центре помещения на полу круг для ребенка-Солнца, с помощью натянутой веревки чертит концентрические круги по числу планет. Расставляет детей по орбитам, шапочками обозначает их роли, объясняет, как они должны вращаться вокруг Солнца. Ребенок, изображающий Солнце, вращается на одном месте вокруг себя, все остальные дети-планеты движутся по своим орбитам. Вокруг Земли одновременно со всеми планетами вращается Луна (у ребенка, ее изображающего, будет сложное движение – вокруг Земли и вместе с ней вокруг Солнца). По сигналу воспитателя начинается общее движение Солнечной системы, дети-астрономы наблюдают за ней, иногда рассматривают ее в игрушечные бинокли. Воспитатель помогает планетам, Луне правильно двигаться по своим орбитам, поясняет астрономам, какое сложное движение звезд и планет происходит в Космосе. После 2—3 минут вращения Солнечной системы дети меняются ролями: планеты становятся астрономами, и наоборот.

3-я часть.

- Ребята, давайте подумаем, как на Земле происходит смена дня и ночи, почему в любом месте нашей планеты наступает то темная ночь, то светлый день?

 Пока дети думают, педагог готовит глобус и лампу-Солнце.

 Затем предлагает им внимательно рассмотреть освещенный глобус.

- Глобус – это модель чего? Правильно, земли. А лампа будет выполнять роль солнца. Может быть, кто-то из вас догадается, где на глобусе сейчас день, а где ночь. Воспитатель дает возможность высказаться детям.

- Посмотрите, одна часть глобуса освещена лампой-Солнцем – на ней день, а другая находится в тени – в это время там ночь.

- Как же происходит смена дня и ночи, почему то светло, то темно? Давайте прилепим человечка туда, где находится наш Барнаул и будем вращать глобус, а вы внимательно наблюдайте и сообщайте мне, когда наступает в Барнауле день, а когда ночь.

-  Что надо делать человечку – ложиться спать или вставать и делать дела.

- Теперь поставим человечка в  Африку  – может быть, там не происходит смены дня и ночи?  (снова демонстрирует вращение глобуса, а дети сообщают, что наступает в этом месте – день или ночь).

- Мы с вами уже нашли на глобусе  Барнаул, он находится в России, а на другой стороне земного шара - Соединенные Штаты Америки, когда в России день, в США ночь, и наоборот. Давайте в этом убедимся: ставит одного человечка в России – это Ваня, а другого в США – это Джон. Предлагает детям наблюдать за вращением глобуса и рассказывать, что делают мальчики (Джон спит, а Ваня играет, и, наоборот, у Джона – день, а у Вани – ночь).

- Значит, везде на Земле день сменяется ночью? Конечно! Это происходит потому, что планета Земля вращается вокруг себя и поворачивается к Солнцу то одной, то другой стороной. На стороне, освещенной Солнцем, наступает день, а в это же время на другой стороне планеты наступает ночь.

- Наше путешествие по вселенной заканчивается, скажите, вам было интересно? А что вам запомнилось больше всего?

 В заключение нашего путешествия посмотрите на экран и  послушайте стихотворение Вячеслава Астерова:

Звездный дом

Стартуют в космос корабли –
Вслед за мечтою дерзновенной!
Как здорово, что мы смогли
В просторы вырваться Вселенной!

Приятно всё же сознавать
Себя жильцами в Звёздном Доме,
В Миры как в комнаты шагать –
Через порог на космодроме.

В. Астеров

После занятия глобус и лампу воспитатель приносит в группу, дает детям возможность самим моделировать смену дня и ночи, играть с человечками, отвечает на вопросы ребят, участвует в их разговорах.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект комплексного занятия в средней группе по ознакомлению с окружающим и пластилинографией.

Довести до сознания детей, что всё движение на улице и машин, и пешеходов подчиняется правилам дорожного движения....

Конспект комплексного занятия "В гостях у дымковской барышни"

Занятие сочетает музыкальную и изобразительную деятельность. Рассчитан на работу с детьми старшего дошкольного возраста....

Конспект комплексного занятия по математике и конструированию во второй младшей группе Конспект комплексного занятия по математике и конструированию во второй младшей группе Конспект занятий

Познакомить детей с числом и цифрой 6.Совершенствовать навыки счета и сравнения совокупностей предмета.Формировать умение детей различать понятия вчера, сегодня, завтра.Закреплять знания о геоме...

Конспект Конспект комплексного занятия художественное творчество (аппликация) в младшей группе по теме: «Украсим ёлочку»

Цели: Создать праздничное настроение, передать в аппликации образ ёлочной игрушки, развивать воображение, творчество, закрепить правильные навыки наклеивания....

план-конспект Методическая разработка: Конспект комплексного занятия По развитию элементарных математических представлений в подготовительной группе на тему: «Как измерить удава»

Данная разработка предназначена для того, чтобы: 1) закреплять порядковый и обратный счет от 1 до 10; 2) закреплять пространственно-временные представления: дни недели, месяца, времена года; 3) развив...

Конспекты НОД. Конспект комплексного занятия по ознакомлению с окружающим и аппликации "Портрет Осени"

Конспект комплексного занятия по ознакомлению с окружающим и аппликации "Портрет Осени"...