Презентация на тему "Проблемы музыкального воспитания детей на современном этапе"
презентация
Проблемы музыкального воспитания детей на современном этапе
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 21.27 КБ |
![]() | 2.19 МБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
ПРОБЛЕМЫ МУЗЫКАЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ
В своём докладе, я хочу рассмотреть построение содержания музыкального образования дошкольников как организация музыкальной предметноразвивающей среды.
Начиная с далеких времен люди стремились к прекрасному. Гармония природы, ее красота, звуки всегда привлекали человека и являлись источником вдохновения. Ведь природа и человек связаны друг с другом. Человек есть сама природа.
Музыка окружает нас повсюду и имеет возможность воздействовать. Недаром ученые провели исследования, где подтвердились священные писания о том, что наш мир создан из звука. Например, музыка Моцарта и Вивальди воздействует благоприятно на человека, а тяжелый рок разрушает клетки организма и приводит к болезням. Так средства массовой информации обрушивают на детей примитивную, безнравственную, агрессивную музыку. Это приводит к безнравственному, примитивному обществу! Как говорил Конфуций: «Разрушение государства начинается именно с разрушения его музыки. Не имеющий светлой и чистой музыки народ обречен на вырождение».
Поэтому очень важно, чтобы не только мы педагоги, но и родители уделяли больше внимание музыкальному воспитанию детей, так как музыкальное искусство является одним из богатейших и действенных средств эстетического воспитания, она обладает большой силой эмоционального воздействия, воспитывает чувства человека, формирует вкусы.
Отсутствие полноценных музыкальных впечатлений в детстве с трудом восполнить впоследствии. Поэтому музыкальное воспитание нужно начинать в дошкольном возрасте. Музыка имеет сходную с речью интонационную природу. Подобно процессу овладения речью, для которой необходима речевая среда. Чтобы полюбить музыку, ребенок должен иметь опыт восприятия музыкальных произведений разных эпох и стилей, привыкнуть к ее интонациям, сопереживать настроения. Известный фольклорист Г.М. Науменко писал: «... у ребенка, попадающего в социальную изоляцию, происходит задержка умственного развития, он усваивает навыки и язык того, кто его воспитывает, общается с ним. И какую звуковую информацию он впитает в себя в раннем детстве, та и будет основным опорным поэтическим и музыкальным языком в его будущем сознательном речевом и музыкальном интонировании. Становится понятным, почему те дети, которых укачивали под колыбельные, воспитывали на потешках, развлекали прибаутками и сказками, с которыми играли и пели, по многочисленным наблюдениям, наиболее творческие дети, с развитым музыкальным мышлением...».
Музыкальное развитие оказывает ничем не заменимое воздействие на общее развитие: формируется эмоциональная сфера, совершенствуется мышление, воспитывается чуткость к красоте в искусстве и жизни. «Только развивая эмоции, интересы, вкусы ребенка, можно приобщить его к музыкальной культуре, заложить ее основы. Дошкольный возраст чрезвычайно важен для дальнейшего овладения музыкальной культурой. Если в процессе музыкальной деятельности будет сформировано музыкально-эстетическое сознание, это не пройдет бесследно для последующего развития человека, его общего духовного становления» писала (О.П. Радынова).
Занимаясь музыкальным воспитанием, важно помнить и об общем развитии детей. Дошкольники имеют небольшой опыт представлений о чувствах человека, существующих в реальной жизни. Как говорил Аристотель: «По средствам мелодии и ритма можно вызывать любые чувства. Следовательно, при помощи музыки, человек приучается испытывать правильные чувства, таким образом, музыка обладает силой формировать характер». Слушая музыку, дети получают воспитание и понятие о добре и зле, о героизме и трусости.
Помимо нравственного аспекта, музыкальное воспитание имеет большое значение для формирования у детей эстетических чувств: приобщаясь к культурному музыкальному наследию, ребенок познает эталоны красоты, присваивает ценный культурный опыт поколений.
Помимо разнообразных сведений о музыке, имеющих познавательное значение, беседа о ней включает характеристику эмоционально-образного содержания, следовательно, словарь детей обогащается образными словами и выражениями, характеризующими чувства, переданные в музыке. Умение представить и воспроизвести высоту звуков в мелодии так же предполагает умственные операции: сравнение, анализ, сопоставление, запоминание, что так же влияет не только на музыкальное, но и на общее развитие ребенка.
Рис. 1
Значимость музыкального воспитания пытались обосновать еще в прошлом веке члены Петербургского общества содействия дошкольному воспитанию, считавшие, что главное заключается в формировании у дошкольников музыкальности, чувства ритма и слуха. В 1873 году появился «Сборник статей и материалов для бесед и занятий дома и в детском саду, для чтения в гимназиях, учительских семинариях и городских училищах», где его автор, И. Белов, попытался разработать методы знакомства с играми под пение. В музыкальном сборнике «Подвижные игры с пением» (автор Н. Филитис) были подобраны игры, популярные по сей день в музыкальной работе с детьми («Теремок», «Дождик», «Каравай», «Ладушки»).
Создатель модели «идеального детского сада» К.Н. Вентцель предложил свою систему музыкального воспитания, состоящую из разнообразных видов деятельности: пение, слушание, танцев, игры на детских музыкальных инструментах. Основное назначение музыкального воспитания, с его точки зрения, не формирование навыков копирования и механического воспроизведения, а развитие творческих сил ребенка. Поэтому, считал он, надо опираться на свободную активность детей, исходить из природы ребенка, смотреть на него как на «маленького художника».
В музыкальной работе, по моему мнению , должно быть два этапа:
первый - воспринимающая деятельность, когда малышу поют, играют на инструменте, а он слушает;
второй - строится на методе «освобождения творческих сил», благодаря этому ребенок творит в музыке, импровизируя мелодии голосом или на музыкальном инструменте.
Развитию художественно - творческих представлений детей помогает воспитатель, который создает соответствующую атмосферу, подбирает музыкальный репертуар, учитывая при этом потребности, переживания, желания детей.
Третьим направлением в развитии теории и практики музыкального воспитания можно считать работу детского сада супругов Шацких.
Эстетическое воспитание было основообразующим и интегрирующим элементом педагогической концепции С.Т. Шацкого. Оно строилось на культурологическом подходе, когда происходит введение искусства в жизнь и организация жизни в искусстве, поэтому девиз С.Т. Шацкого «музыка должна быть!».
По мнению автора, необходимо учитывать следующее:
музыкальная жизнь должна быть организована в соответствии с возрастом и потребностями детей;
опираться на личный опыт ребенка;
должны быть созданы условия для развития музыкального слуха, музыкального языка, творческого восприятия.
Важно систематически обследовать степень музыкального развития детей, выявляя при этом их потребности и интерес к музыке, творческие способности, а также уровень музыкальных знаний. Только благодаря такому подходу можно создать необходимую музыкальную атмосферу на концертах, вечерах, специальных занятиях.
В детском саду Шацких музыкальное воспитание осуществлялось наиболее системно и последовательно, поэтому не случайно, что книга В.Н. Шацкой «Музыка в детском саду», до сих пор считается первым методическим пособием по музыкальному воспитанию дошкольников.
Музыкальное искусство, его особенности выдвигают передо мной необходимость решения ряда специфических задач:
воспитывать любовь и интерес к музыке. Только развитие эмоциональной отзывчивости и восприимчивости дает возможность широко использовать воспитательное воздействие музыки;
обогащать впечатления детей, знакомить их с разнообразными музыкальными произведениями и используемыми средствами выразительности;
приобщать детей к разнообразным видам музыкальной деятельности, формируя восприятие музыки и простейшие исполнительские навыки в области пения, ритмики, игры на детских инструментах. Знакомить с начальными элементами музыкальной грамоты. Все это позволит им действовать осознанно, непринужденно, выразительно.
Развивать общую музыкальность детей (сенсорные способности, ладовы- сотный слух, чувство ритма), формировать певческий голос и выразительность движений. Если в этом возрасте ребенка обучают и приобщают к активной практической деятельности, то происходит становление и развитие всех его способностей.
Музыкальная деятельность включает в себя: восприятие, исполнительство, творчество, музыкально-образовательная деятельность. Виды музыкальной деятельности реализуются на занятиях, в повседневной жизни детского сада, в процессе досуговой деятельности (во время отдыха, вечеров развлечений, праздников, самообразования, в процессе творчества, а также в быту).
Структура, виды музыкальной деятельности и их взаимодействие отражены в схеме, которая составлена О.П. Радыновой на основе схемы Н.А. Вет- лугиной (рис. 2).
Как видно из приведенной схемы, все виды деятельности взаимосвязаны и взаимодействуют между собой. Каждый вид деятельности служит средством развития какой-либо музыкальной способности. С помощью восприятия музыки, различения эмоциональной окраски формируется ладовое чувство. Звуковысотный слух (музыкально-слуховые представления) развивается с помощью тех видов деятельности, в которых эта способность проявляется, а именно в двух видах исполнительства - пении и игре на музыкальных инструментах по слуху. Ритмическое чувство находит выражение в первую очередь в музыкально-ритмических движениях, воспроизведении ритмического рисунка в хлопках, на музыкальных инструментах, в пении.
Эмоциональная отзывчивость на музыку развивается в процессе всех видов музыкальной деятельности.
В то же время в развитии музыкальных способностей различные виды деятельности могут взаимозаменять друг друга. Например, звуковысотный слух может быть развит в пении или игре на музыкальных инструментах; чувство ритма - в музыкально-ритмических движениях и т. д. Таким образом, все виды музыкальной деятельности являются средствами музыкального воспитания и развития детей.
Так, через музыкальные занятия у ребенка развиваются чувство прекрасного, эстетический вкус, а также через музыку ребенок познает мир, поведение людей, жизненные ситуации, которые отражены в музыке. Не зря Платон говорил: «Музыкальное воспитание - намного более действенный инструмент, чем любой другой, потому что и ритм, и гармония проникают в самые сокровенные уголки души, закрепляются там и при правильном воспитании придают душе человека привлекательность и изящество».
Список литературы
Алиев Ю.Б. Настольная книга школьного учителя-музыканта. - М., 2000. - С. 169
Грибкова О.В. Качество как базовый принцип и критерий эффективности организации профессиональной подготовки студентов в современном вузе // Научные проблемы гуманитарных исследований. - 2010. - №8. - С. 142-148.
Башарина Н.М. Работаем по программе «Путешествие в прекрасное» / Н.М. Башарина // Начальная школа плюс До и После. - 2004. - №4.
Булатова Е.А. Музыкально-эстетическое образование в социокультурном развитии личности. - Екатеринбург, 2001. - С. 145.
Зацепина М.Б. Музыкальное воспитание в детском саду. Программа и методические рекомендации. - М.: Мозаика-Синтез, 2006. - С. 89
Иванченко Г.В. Психология восприятия музыки. - М.: Смысл, 2001. - С. 264.
Картушина М.Ю. Проблемы современного музыкального воспитания дошкольников / М.Ю. Картушина // Управление ДОУ. - 2005. - №5. - С. 42-46.
Костина Э.П. Музыкальная среда как средство развития креативности ребенка / Э.П. Костина // Дошкольное воспитание. - 2006. - №11. - С. 37.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Музыка В.Моцарта и А.Вивальди благоприятно влияет на человека
Тяжелый рок разрушает клетки организма и приводит к болезням
«Разрушение государства начинается именно с разрушения его музыки. Не имеющий светлой и чистой музыки народ обречен на вырождение» Конфуций
Музыкальное воспитание нужно начинать в дошкольном возрасте Известный фольклорист Г.М. Науменко писал: «... у ребенка, попадающего в социальную изоляцию, происходит задержка умственного развития, он усваивает навыки и язык того, кто его воспитывает, общается с ним. И какую звуковую информацию он впитает в себя в раннем детстве, та и будет основным опорным поэтическим и музыкальным языком в его будущем сознательном речевом и музыкальном интонировании.
«Только развивая эмоции, интересы, вкусы ребенка, можно приобщить его к музыкальной культуре, заложить ее основы. Дошкольный возраст чрезвычайно важен для дальнейшего овладения музыкальной культурой. Если в процессе музыкальной деятельности будет сформировано музыкально-эстетическое сознание, это не пройдет бесследно для последующего развития человека, его общего духовного становления» (О.П. Радынова ).
Игры под пение («Теремок», «Каравай», «Ладушки)
Виды деятельности в музыкальном воспитании ПЕНИЕ СЛУШАНИЕ ТАНЦЫ ИГРА НА ДЕТСКИХ МУЗЫКАЛЬНЫХ ИНСТРУМЕНТАХ
Два этапа в музыкальной работе: -воспринимающая деятельность, когда малышу поют, играют на инструменте, а он слушает -строится на методе «освобождения творческих сил», благодаря этому ребенок творит в музыке, импровизируя мелодии голосом или на музыкальном инструменте
Девиз С.Т.Шацкого «Музыка должна быть!» музыкальная жизнь должна быть организована в соответствии с возрастом и потребностями детей; опираться на личный опыт ребенка; должны быть созданы условия для развития музыкального слуха, музыкального языка, творческого восприятия.
Музыкальное искусство, его особенности выдвигают ряд специфических задач: воспитывать любовь и интерес к музыке; обогащать впечатления детей; приобщать детей к разнообразным видам музыкальной деятельности; развивать общую музыкальность детей; формировать певческий голос и выразительность движений.
Музыкальная деятельность включает в себя: восприятие; исполнительство; творчество; музыкально-образовательная деятельность.
« Музыкальное воспитание – намного более действенный инструмент, чем любой другой, потому что и ритм, и гармония проникают в самые сокровенные уголки души, закрепляются там и при правильном воспитании придают душе человека привлекательность и изящество». ПЛАТОН.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2011/10/17/picture-25112.jpg)
Проблема музыкального воспитания детей дошкольного возраста на современном этапе.
Гуманистический потенциал музыкального искусства.Концепция музыкального воспитания детей дошкольного возраста.Построение содержания музыкального образования дошкольников.Организация музыкальной ...
![](/sites/default/files/pictures/2019/02/26/picture-101679-1551203585.jpg)
ПРОБЛЕМА МУЗЫКАЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ
Музыкальное искусство является одним из богатейших и действенных средств эстетического воспитания, она обладает большой силой эмоционального воздействия, воспитывает чувства человека, формирует вкусы....
![](/sites/default/files/pictures/2020/12/20/picture-493406-1608454035.jpg)
презентация для родителей "Музыкальное воспитание детей в семье"
презентация для родителей о музыкальном воспитании детей в семье...
Презентация "Коррекционно-развивающее музыкальное воспитание детей".
Презентация предназначена учителям-логопедам, воспитателям, музыкальным работникам. В ней описано для чего нужны музыкальные занятия детям с проблемами в развитии....
![](/sites/default/files/pictures/2021/12/19/picture-398155-1639928226.jpg)
Духовно-нравственное воспитание детей на современном этапе
Нравственное воспитание подрастающего поколения имеет черезвычайную значимость для страны...
![](/sites/default/files/pictures/2018/02/14/picture-1012147-1518636215.jpg)
МУЗЫКАЛЬНОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ
Музыкальная среда раскрывает свои возможности в процессе общения детей с взрослым в этой среде. От компетентности взрослого, его доброжелательности и заинтересованного отношения к детям зависит, стане...
![](/sites/default/files/pictures/2020/04/17/picture-1241503-1587136242.jpg)
Консультация " Особенности патриотического воспитания детей на современном этапе"
Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста на современном этапе...