Консультация для педагогов «Развитие поисково – исследовательской деятельности дошкольников »
консультация

Елисеева Татьяна Анатольевна

      Своеобразие исследовательской деятельности определяется ее целью: исследование предполагает получение ответа на вопрос о том, почему существует то или иное явление и как оно объясняется с точки зрения современного знания.

       Чтобы исследовательская деятельность вызывала у детей интерес, необходимо подбирать содержание, доступное их пониманию. Окружающий мир, природа наиболее близки и понятны ребёнку. В процессе исследования знания об окружающем мире постепенно обогащаются и систематизируются, детские фантазии замещаются реальным объяснением неизвестного и непонятного.

         Ребенок  – природный исследователь окружающего мира. Мир открывается ребёнку через опыт его личных ощущений, действий, переживаний. «Чем больше ребёнок видел, слышал и переживал, тем больше он знает, и усвоил, тем большим количеством элементов действительности он располагает в своём опыте, тем значительнее и продуктивнее при других равных условиях будет его творческая, исследовательская деятельность»,- писал классик отечественной психологической науки Лев Семёнович Выгодский.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 65 общеразвивающего вида» Консультация «Развитие поисково – исследовательской деятельности дошкольников» Разработала и провела воспитатель 1 к.в категории Елисеева Т.А

Слайд 2

В современном обществе одной из актуальных задач воспитания детей дошкольного возраста признается развитие интеллектуально-творческого потенциала личности ребенка дошкольного возраста путем совершенствования навыков исследовательского поведения и развития исследовательских способностей. Основные направления: формирование у детей и воспитателей представления об исследовательском обучении, как ведущем способе познавательной деятельности; содействие развитию и распространению образовательных программ и педагогических технологий проведения учебных исследований с дошкольниками; содействие развитию творческой исследовательской активности детей; стимулирование у дошкольников интереса к фундаментальным и прикладным наукам; содействие формированию у детей научной картины мира; популяризация лучших методических разработок по учебно-исследовательской работе дошкольников.

Слайд 3

Что понимается под исследовательским методом обучения дошкольников? • Ребёнок воспринимает и усваивает материал в результате удовлетворения возникшей у него потребности в знаниях. • Познавательная деятельность детей состоит в поиске и решении сложных вопросов, требующих актуализации знаний, умения анализировать, видеть за отдельными фактами закономерность. Основные составляющие процесса исследования: выявление проблемы формулирование гипотез , наблюдения , опыты, эксперименты, умозаключения.

Слайд 4

Ребенок – природный исследователь окружающего мира. Мир открывается ребёнку через опыт его личных ощущений, действий, переживаний. «Чем больше ребёнок видел, слышал и переживал, тем больше он знает, и усвоил, тем большим количеством элементов действительности он располагает в своём опыте, тем значительнее и продуктивнее при других равных условиях будет его творческая, исследовательская деятельность»,- писал классик отечественной психологической науки Лев Семёнович Выгодский .

Слайд 5

В ходе исследовательской деятельности формируются у детей начально-ключевые компетентности: Социализация (через опыты, наблюдения дети взаимодействуют друг с другом); Коммуникация (проговаривание результатов опыта, наблюдений) Информационная (через опыты, наблюдения дети получают знания) Здоровьесберегающая (через беседы о пользе фруктов и овощей) Деятельностная (идёт подборка материалов для опытов и последовательность их проведения)

Слайд 6

В освоении опытно-экспериментальной деятельности детей большое значение имеет - Наблюдение - его помощью дети познают не только внешние параметры объектов природы (окрас, строение, запах и д. р., но и приобретают различные навыки, направленные на познание или практическое преобразование природы (труд по уходу за растениями и животными, ИЗО деятельность и рассказы детей на основе наблюдений ). - Экскурсии и целевые прогулки - происходит ознакомление с многообразием органического мира, проводятся наблюдения за объектами и явлениями природы в разные времена года; дети учатся ориентироваться на местности. - Прогулка – это замечательное время, когда воспитатели могут постепенно приобщать детей к тайнам природы – живой и неживой, рассказывать о жизни самых различных растений и животных, а у них появляется возможность экспериментировать в естественных условиях.

Слайд 7

Для успешного взаимодействия необходимо : установить партнёрские отношения с семьёй каждого воспитанника и объединить усилия для развития и воспитания детей; создать атмосферу общности интересов; активизировать и обогащать воспитательские умения родителей; формирование у родителей ответственного отношения за природу родного края через воспитание ребенка .

Слайд 8

Эксперименты можно классифицировать по разным принципам. 1. По характеру объектов, используемых в эксперименте : опыты с растениями; опыты с животными; опыты с объектами неживой природы; опыты , объектом которых является человек. 2. По месту проведения опытов : в групповой комнате; на участке и т. п. 3. По количеству детей : индивидуальные (1—4 ребенка) ; групповые (5—10 детей) ; коллективные (вся группа) . 4. По причине их проведения : случайные . Специальной подготовки не требуют. запланированные . Подготовка к проведению запланированных наблюдений и экспериментов начинается с определения целей и задач. поставленные в ответ на вопрос ребенка. Выслушав вопрос, воспитатель не отвечает на него, а советует ребенку самому установить истину, проведя несложное наблюдение .

Слайд 9

5. По характеру включения в педагогический процесс : эпизодические (проводимые от случая к случаю) ; систематические. 6. По продолжительности : кратковременные (от 5 до 15 минут) ; длительные (свыше 15 минут) . 7. По количеству наблюдений за одним и тем же объектом : однократные; многократные , или циклические. 8. По месту в цикле : первичные ; повторные ; заключительные и итоговые. 9. По характеру мыслительных операций : констатирующие (позволяющие увидеть какое-то одно состояние объекта или одно явление вне связи с другими объектами и явлениями) сравнительные (позволяющие увидеть динамику процесса или отметить изменения в состоянии объекта) ; обобщающие (эксперименты, в которых прослеживаются общие закономерности процесса, изучаемого ранее по отдельным этапам) .

Слайд 10

10. По характеру познавательной деятельности детей: иллюстративные (детям все известно, и эксперимент только подтверждает знакомые факты) ; поисковые (дети не знают заранее, каков будет результат) ; решение экспериментальных задач. 11. По способу применения в аудитории : демонстрационные ; фронтальные . Структура эксперимента В каждом эксперименте можно выделить последовательность сменяющих друг друга этапов. 1. Осознание того, что хочешь узнать. 2. Формулирование задачи исследования. 3. Продумывание методики эксперимента. 4. Выслушивание инструкций и критических замечаний. 5. Прогнозирование результатов. 6. Выполнение работы. 7. Соблюдение правил безопасности. 8. Наблюдение результатов. 9. Фиксирование результатов. 10. Анализ полученных данных. 11. Словесный отчет об увиденном. 12. Формулирование выводов.

Слайд 11

Опыты сопровождаются у детей проговариванием и выдвижением множества гипотез-догадок, попытками предугадать ожидаемые результаты. Э лементарность опытов заключается : Во - первых, в характере решаемых задач : они неизвестны только детям. Во – вторых, в процессе этих опытов не происходит научных открытий, а формируются элементарные понятия и умозаключения. В - третьих, они практически безопасны. В - четвертых, в такой работе используется обычное бытовое, игровое и нестандартное оборудование . Таким образом, в работе по опытно-экспериментальной деятельности детей необходимо использовать разные формы и методы в комплексе, правильно сочетать их между собой. Выбор методов и необходимость комплексного их использования определяется возрастными возможностями дошкольников и характером воспитательно -образовательных задач, которые решают воспитатели .


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Практическая консультация для педагогов «Развитие познавательно-исследовательской деятельности дошкольников через организацию детского экспериментирования»

Дети,  по природе своей,  исследователи. Неутолимая жажда новых впечатлений, любознательность, постоянное стремление экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о ми...

Консультация для педагогов «Значение поисково-исследовательской деятельности в развитии ребенка»

Консультация для педагогов «Значение поисково-исследовательской деятельности в развитии ребенка»...

Консультация для воспитателей "Развитие поисково-исследовательской деятельности дошкольников в процессе экспериментирования"

Кконкретные педагогические действия, содержание,методы и формы, приёмы воспитания и обучения...

Мастер-класс «Развитие поисково – исследовательской деятельности дошкольников в процессе экспериментирования» для педагогов и родителей

Цель: представить опыт работы  по познавательно-исследовательской деятельности с   детьми дошкольного возрастаЗадачи: Познакомить педагогов с исследовательской деятельностью в ДОУ,...

Консультация для педагогов Роль экспериментирования в развитии поисково-исследовательской деятельности дошкольников

В системе дошкольного образования в настоящее время приоритетными являются такие методы и формы, которые развивают у детей дошкольного возраста способности к начальным формам обобщения, умозаключения,...

Мастер класс для педагогов «Развитие поисково-исследовательской деятельности дошкольников в процессе экспериментирования»

Мастер класс для педагогов «Развитие поисково-исследовательской деятельности дошкольников в процессе экспериментирования»Цель – заинтересовать коллег в проведении...