Инновационные формы работы с родителями и детьми в этнокультурном воспитании
методическая разработка (старшая группа)
Опыт работы содержит современные подходы к образовательному процессу в дошкольном учреждении с включением отдельных элементов национальной культуры.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
innovatsionnye_formy_raboty_s_roditelyami_v_dou_v_sootvetstvii_s_fgos.docx | 25.97 КБ |
Предварительный просмотр:
Инновационные формы работы с родителями в ДОУ в соответствии с ФГОС
Гордеева Вера Ивановна, старший воспитатель, МБДОУ «Детский сад № 22 «Березка» г. Кудымкара |
«При общем согласии можно и
глину в золото превратить».
Древняя пословица
В настоящее время, когда в обществе происходит возрождение нации, культуры, языка, необходимо воспитать достойных наследников тех ценностей, которые завещали нам наши предки.
Современные подходы к образовательному процессу в нашем детском саду предполагают включение отдельных элементов национальной культуры в процесс развития ребенка.
Цель: приобщение детей и родителей к культуре коми - пермяцкого народа и привитие любви к родному краю.
Задачи:
• создать условия для эффективного взаимодействия детского сада и семьи по ознакомлению дошкольников с культурой нашего народа;
• предоставить родителям теоретические знания и практические навыки позитивного взаимодействия с детьми в разных видах деятельности;
• воспитывать у детей любовь и уважение к родительскому дому, семье, своему краю;
• привлечь родителей к активному участию в деятельности ДОУ через организации интересных форм работы;
Актуальность: возрождение и сохранение традиций и языка коми-пермяков.
Воспитатели нашего детского сада душой болеют за сохранность коми-пермяцкого языка и культуры.
Как показывают практика и итоги переписи, численность коми-пермяков с каждым годом снижается. По последним данным (2010 г.) в Коми округе проживает 54,2% коми-пермяков, тогда как восемь лет назад проживало 59%. Коми-пермяцким языком на сегодня в России владеют 63 тысячи человек. С каждым годом численность людей, проживающих на территории округа, становится меньше, одни уезжают, создавая семьи в других городах, а живущие на территории округа попросту не общаются со своими детьми на родном языке.
- Если мы сейчас не будем предпринимать мер по сохранению культуры, то через сто лет нас не будет, мы будем одной массой,
Проблемы: недостаточные знания детей и их родителей о культуре, быте Коми народа и языка.
Работа дошкольного учреждения держится на трех китах: т. е. основных составляющих — педагог, родители, ребенок. Взаимодействие родителей и педагогов в воспитании дошкольников — это взаимная, ответственная деятельность взрослых участников воспитательно - образовательного процесса. Поэтому большое внимание в ДОУ уделяется работе с родителями. Именно в семье происходит первичная социализация, формируется первичное мировоззрение ребенка. Очень важно, чтобы родители это понимали и принимали непосредственное в образовательном процессе, а при необходимости не боялись обращаться за квалифицированной помощью в освоении способов построения детско-родительских отношений.
Основным направлением нашего дошкольного учреждения является создание единого пространства или алгоритма (триады) «родители — дети — педагоги».
Для достижения данной цели поставлены следующие задачи:
- создание условия для участия родителей в жизни ребенка в детском саду;
- установление партнерских, доверительных, уважительных отношений между педагогами и родителями;
- оказание психолого-педагогической поддержки родителям в воспитании ребенка и повышении компетентности в вопросах развития и воспитания, охраны и укрепления здоровья детей;
- непрерывное повышение компетентности педагогов в вопросах взаимодействия с семьей воспитанников.
Сложность приобщения дошкольников к коми-пермяцкой культуре состоит в том, что родители не осознают значимости данной проблемы. В семьях исключено общение между взрослыми и детьми на родном языке. Анкета родителей показала низкий процент желающих разговаривать и обучать детей коми-пермяцкому языку. Вывод напрашивается, что необходимо улучшить качество работы с родителями через собрания, беседы, привлечения родителей к подготовке к праздникам и костюмам
Работа по данному направлению развивает не только познавательные способности, но и нравственно - патриотическое, эстетическое, трудовое, умственное воспитание маленького человека и ведётся во всех образовательных областях ФГОС являясь региональным компонентом
Родительская активность, как и любое качество личности, имеет индивидуальный срок развития. Чем быстрее педагог заинтересует родителей, тем быстрее он приобретет помощников и единомышленников. В зависимости от поставленных задач используем разнообразные формы работы с родителями.
Наряду с традиционными (cобрания, конференции, беседы, консультации, папки передвижки, дни открытых дверей и др.) используем нетрадиционные формы общения педагога с родителями дошкольников, суть которых - обогатить их педагогическими знаниями.
В настоящее время практикой накоплено многообразие нетрадиционных форм. Схему классификации нетрадиционных форм предлагает Т.В.Кротова. Автором выделяются следующие нетрадиционные формы: Информационно-аналитические, наглядно-информационные, досуговые, познавательные.
Информационно-аналитические формы направлены на выявление интересов, запросов родителей, установление эмоционального контакта между педагогами, родителями и детьми. Сюда относятся опрос, тесты, анкетирование, «почтовый ящик», куда родители могут помещать волнующие их вопросы.
Наглядно-информационные формы в нетрадиционном звучании позволяют правильно оценить деятельность педагогов, пересмотреть методы и приемы семейного воспитания. Наиболее эффективными формами вовлечения родителей в образовательный процесс, процесс социализации и формировании личности ребенка является:
- Использование видеозаписей наблюдений деятельности ребенка. В течение года ведется видеозапись образовательной деятельности. Просмотр видеороликов, фотографий, презентаций, выставки детских работ. Используя мультимедийные средства, педагоги могут показать несколько фрагментов занятий с детьми, организации режимных моментов в ДОУ и таким образом сочетать разные формы взаимодействия. Это позволяет отследить достижения ребенка, рост его познавательной активности и самооценки, формирование смелости в высказывании своего мнения, рассуждениях.
- Информационные стенгазеты. Где с помощью фотосъемки представлены интересные моменты жизнедеятельности ребенка в детском саду. Здесь так же используются рубрики «Дети говорят», «Мы рассуждаем», «Интервью».., в которых раскрывается рассуждения детей о жизненных ситуациях, высказываются личностные отношения к тому или иному явлению, предмету, поступку и т. д.
Досуговые формы – совместные досуги, праздники, выставки – призваны устанавливать теплые неформальные, доверительные отношения, эмоциональный контакт между педагогами и родителями, между родителями и детьми. Досуги позволят создать эмоциональный комфорт в группе. Родители становятся более открытыми для общения. К досуговым формам относятся календарные праздники: встреча Нового года, масленица, 23 февраля, День Космонавтики и др.
Супер-шоу "Мама года" где с каждой группы были выбраны творческие, активные мамы, которые соревновались между собой в различных конкурсах, они подготовили визитку группы, мастер-класс, приготовили блюдо, продемонстрировали и защитили костюм, который сшили своими руками. "Минута Славы" - творческий конкурс, где вместе с детьми родители показали свои таланты в разных жанрах. Они пели, танцевали, показывали фокусы и др, таким образом раскрыли мир своих увлечений.
Совместно с семьями воспитанников ежегодно мы организуем совместные походы в лес, где все вместе дети могут посидеть у костра, испечь картошку, поиграть в разные игры. Вместе с родителями посещали каток, катались на лыжах, родители оказывают помощь в экскурсиях в краеведческий музей, этнокультурный, центр.
Организовали поездки в Пермь, где посетили конфетную фабрику, а также Аквапарк г. Казань, возложили цветы на памятник неизвестному солдату в г. Ижевске и посетили один из крупнейших зоопарков - Ижевский зоопарк.
Познавательные формы. Повышение психолого-педагогической культуры родителей. Их суть – ознакомление родителей с возрастными особенностями детей дошкольного возраста, формирование практических навыков воспитания детей. Стало доброй традицией проводить их в форме семейных гостиных, круглых столов.
Семинары – практикумы, где выступают воспитатели, родители, психолог и другие специалисты. Совместно с родителями происходит обыгрывание или решение проблемных ситуаций, могут присутствовать элементы тренинга.
В семинаре-практикуме "Речевое развитие детей" было подготовлено небольшое теоретическое сообщение, затем вместе с родителями были проиграны игры, в которые дети играют в детском саду, а также в которые можно поиграть с детьми дома. Было предложено продумать, какие стороны речевого развития отрабатываются в данных играх. Вспомнить игры, в которые сами играли в детстве и которым они можно обучить своих детей, их ценность с точки зрения развития речи.
В детском саду был проведен семинар - практикум для родителей "Сохранение семейных традиций", где родители:
- рассказали о своих семьях, традициях, увлечениях, коллекциях,
- получили практические советы по составлению генеалогического древа, семейного герба;
- узнали, как лучше провести праздники для детей, в какие коми-пермяцкие игры поиграть в кругу семьи.
Активно используем в своей работе детско-родительские проекты, что представляет собой интересную современную форму работы по привлечению родителей к активному участию в воспитательно-образовательном процессе и способствует укреплению связи между дошкольным учреждением и семьями воспитанников. В результате неформального общения детей и взрослых создана не только внутрисемейная, но и межсемейная дружеская атмосфера, родители сплотились между собой, готовясь к мероприятиям, что послужило раскрытию творческих способностей детей и взрослых.
В рамках семейных проектов были реализованы такие проекты, как: «Сельское хозяйство», где ребята смогли познакомиться с профессиями наших родителей, которые трудятся на селе, посетили ферму и гараж СПК «Россия». Там они увидели разнообразную технику, которая значительно упрощает труд человека, и решили сконструировать для игр макет «Сельское хозяйство». С этим макетом ребята выступили на муниципальном и краевом конкурсе «ИКаРенок».
«Коми-пермяцкая кухня», « В гостях у сказки», « Быт коми пермяков», « Мои питомцы», « Одежда коми- пермяков», « Бабушка рядышком с дедушкой», «Генеалогическое древо семьи», « Сохраните семейный альбом», « Они сражались за Родину», « Герб моей семьи»
Организованы мини – выставки, семейных коллекций и реликвий:
"Колокольчики", «Артисты театра и кино", "Значки", «Игрушки детства моих родителей», «Новогодние игрушки моей семьи. Прошлое и настоящее»,
«Старинные часы».
Мастер – классы, на которых родители демонстрируют свои достижения, умения в области воспитания детей.
В заключении хочется сказать, семья и детский сад - два воспитательных феномена, каждый из которых по своему дает ребенку социальный опыт, но только в сочетании друг с другом, они создают те условия, которые нужны для вхождения маленького человека в большой мир.
Взаимоотношения родителей и ДОУ редко возникают сразу. Это очень длительный процесс. Хочется верить, что нам это удастся, и мы не останавливаемся на достигнутом, ищем новые пути и сохраняем наработанное.
Ведь у нас одна цель - воспитание будущих созидателей жизни.
Верю, что мои, наши дети, когда вырастут, будут любить и оберегать своих близких и родных.
.
Литература:
1. Беляев, В. И. Избранное. Сборник научных трудов / В. И. Беляев. — М.: «Ваш полиграфический партнер», 2010–430 с.
2. Доронова, Т. Н. Соловьева, Е. В. Жичкина, А. Е. Дошкольное учреждение и семья — единое пространство детского развития. Методическое руководство для работников дошкольных образовательных учреждений — М., 2001.- 125с.
3. Муляр Н. В., Черниговских Е. В., Кубышкина Н. Д. Инновационные формы работы с родителями в соответствии с ФГОС.
4. Осипова, Л. Е. Работа детского сада с семьей. – М.: «Издательство Скрипторий 2003», 2008. – 72с.;
5. Петрущенко Н.А., Зенченко Н.Е. Детский сад и семья – взаимодействие и сотрудничество. /Воспитатель ДОУ, 2009, №9.
6. Трошина С.Н. Нетрадиционные формы общения педагогов с родителями. / Воспитатель ДОУ, 2010, №8.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Современные требования к родителям в воспитании детей и инновационные формы работы с родителями в ДОУ.
Изменения, которые произошли в нашей стране, повлекли за собой изменения привычного уклада жизни и не могли неотразиться на воспитательной среде в семье. В этой ситуации необходимо внимание к се...
Методическая разработка "Инновационные формы работы с родителями по нравственно-патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста"
В данном материале содержатся инновационные формы работы с родителями по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников. Актуальность проблемы заключается в том, что современные дети мало знают о...
Использование инновационных форм работы с родителями в целях повышения их педагогического просвещения в области образования и воспитания детей.
Как сложно бывает достучаться до пап и мам! Как нелегко бывает объяснить родителям, что ребёнка надо не только накормить и красиво одеть, но и общаться с ним, научить его думать, размышлять.Как заинте...
"Инновационные формы работы с родителями по гражданско-патриотическому воспитанию дошкольников».
Создание благоприятного климата взаимодействия с семьями воспитанников, вовлечение родителей в процесс гражданско-патриотического воспитания дошкольников....
Формы работы с родителями и детьми по трудовому воспитанию в старшей группе детского сада.
Трудовое воспитание – важное средство всестороннего развития личности ребенка. Трудолюбие не дается от природы, а должно воспитывается с самого раннего детства. В детском саду жизнь детей н...
Выступление на Педагогическом совете №2 «Развитие системы взаимодействия детского сада и семьи посредством активных форм работы с родителями» Тема выступления «Инновационные формы работы с родителями в ДОУ».
laquo;Счастлив тот, кто счастлив дома».Эти слова принадлежат Л. Н. Толстому. Смысл их широкий: великий писатель имел в виду ту счастливость, которую творят в семье, прежде всего взрослые, помог...
Консультация для родителей на тему: "Инновационные формы работы с родителями по экологическому воспитанию в ДОУ ".
. Несмотря на то, что дети проводят очень много времени в детском саду, родители имеют преимущественное право на обучение и воспитание детей перед всеми другими лицами. Они обязаны заложить основы физ...