Инновационные формы работы с родителями и детьми в этнокультурном воспитании
методическая разработка (старшая группа)

Гордеева Вера Ивановна

Опыт работы содержит  современные подходы к образовательному процессу в дошкольном учреждении с включением отдельных элементов национальной культуры.

Скачать:


Предварительный просмотр:

        Инновационные формы работы с родителями в ДОУ в соответствии с ФГОС

Гордеева Вера Ивановна,    старший воспитатель,                

МБДОУ «Детский сад № 22 «Березка»   г. Кудымкара                                                    

 «При общем согласии можно и

глину в золото превратить».

                                                                                                  Древняя пословица

В настоящее время, когда в обществе происходит возрождение нации, культуры, языка, необходимо воспитать достойных наследников тех ценностей, которые завещали нам наши предки.

Современные подходы к образовательному процессу в нашем детском саду предполагают включение отдельных элементов национальной культуры в процесс развития ребенка.

 Цель: приобщение детей и родителей к культуре коми - пермяцкого народа и привитие любви к родному краю.

Задачи:

• создать условия для эффективного взаимодействия детского сада и семьи по ознакомлению дошкольников с культурой нашего народа;

• предоставить родителям теоретические знания и практические навыки позитивного взаимодействия с детьми в разных видах деятельности;

• воспитывать у детей любовь и уважение к родительскому дому, семье, своему краю;

• привлечь родителей к активному участию в деятельности ДОУ через организации интересных форм работы;

Актуальность: возрождение и сохранение традиций и языка коми-пермяков.

Воспитатели нашего детского сада душой болеют за сохранность коми-пермяцкого языка и культуры.

  Как показывают практика и итоги переписи, численность коми-пермяков с каждым годом снижается. По последним данным (2010 г.) в Коми округе проживает 54,2% коми-пермяков, тогда как восемь лет назад проживало 59%. Коми-пермяцким языком на сегодня в России владеют 63 тысячи человек. С каждым годом численность людей, проживающих на территории округа, становится меньше, одни уезжают, создавая семьи в других городах, а живущие на территории округа попросту не общаются со своими детьми на родном языке.
- Если мы сейчас не будем предпринимать мер по сохранению культуры, то через сто лет нас не будет, мы будем одной массой, 

Проблемы: недостаточные знания детей и их родителей о культуре, быте Коми народа и языка.

Работа дошкольного учреждения держится на трех китах: т. е. основных составляющих — педагог, родители, ребенок. Взаимодействие родителей и педагогов в воспитании дошкольников — это взаимная, ответственная деятельность взрослых участников воспитательно - образовательного процесса. Поэтому большое внимание в ДОУ уделяется работе с родителями. Именно в семье происходит первичная социализация, формируется первичное мировоззрение ребенка. Очень важно, чтобы родители это понимали и принимали непосредственное в образовательном процессе, а при необходимости не боялись обращаться за квалифицированной помощью в освоении способов построения детско-родительских отношений.

Основным направлением нашего дошкольного учреждения является создание единого пространства или алгоритма (триады) «родители — дети — педагоги».

Для достижения данной цели поставлены следующие задачи:

- создание условия для участия родителей в жизни ребенка в детском саду;

- установление партнерских, доверительных, уважительных отношений между педагогами и родителями;

- оказание психолого-педагогической поддержки родителям в воспитании ребенка и повышении компетентности в вопросах развития и воспитания, охраны и укрепления здоровья детей;

- непрерывное повышение компетентности педагогов в вопросах взаимодействия с семьей воспитанников.  

Сложность приобщения дошкольников к коми-пермяцкой культуре состоит в том, что родители не осознают значимости данной проблемы. В семьях исключено общение между взрослыми и детьми на родном языке. Анкета родителей показала низкий процент желающих разговаривать и обучать детей коми-пермяцкому языку. Вывод напрашивается, что необходимо улучшить качество работы с родителями через собрания, беседы, привлечения родителей к подготовке к праздникам и костюмам

     Работа по данному направлению развивает не только познавательные способности, но и нравственно - патриотическое, эстетическое, трудовое, умственное воспитание маленького человека и ведётся во всех образовательных областях ФГОС являясь региональным компонентом

Родительская активность, как и любое качество личности, имеет индивидуальный срок развития. Чем быстрее педагог заинтересует родителей, тем быстрее он приобретет помощников и единомышленников. В зависимости от поставленных задач используем разнообразные формы работы с родителями.

Наряду  с  традиционными (cобрания, конференции, беседы, консультации, папки передвижки, дни открытых дверей и др.) используем  нетрадиционные формы общения педагога с родителями дошкольников, суть которых - обогатить их педагогическими знаниями.

В настоящее время практикой накоплено многообразие нетрадиционных форм. Схему классификации нетрадиционных форм предлагает Т.В.Кротова. Автором выделяются следующие нетрадиционные формы: Информационно-аналитические, наглядно-информационные, досуговые, познавательные.

Информационно-аналитические формы направлены на выявление интересов, запросов родителей, установление эмоционального контакта между педагогами, родителями и детьми. Сюда относятся опрос, тесты, анкетирование, «почтовый ящик», куда родители могут помещать волнующие их вопросы.

Наглядно-информационные формы в нетрадиционном звучании позволяют правильно оценить деятельность педагогов, пересмотреть методы и приемы семейного воспитания. Наиболее эффективными формами вовлечения родителей в образовательный процесс, процесс социализации и формировании личности ребенка является:

- Использование видеозаписей наблюдений деятельности ребенка. В течение года ведется видеозапись образовательной деятельности.  Просмотр видеороликов, фотографий, презентаций, выставки детских работ. Используя мультимедийные средства, педагоги могут показать несколько фрагментов занятий с детьми, организации режимных моментов в ДОУ и таким образом сочетать разные формы взаимодействия. Это позволяет отследить достижения ребенка, рост его познавательной активности и самооценки, формирование смелости в высказывании своего мнения, рассуждениях.

- Информационные стенгазеты. Где с помощью фотосъемки представлены интересные моменты жизнедеятельности ребенка в детском саду. Здесь так же используются рубрики «Дети говорят», «Мы рассуждаем», «Интервью».., в которых раскрывается рассуждения детей о жизненных ситуациях, высказываются личностные отношения к тому или иному явлению, предмету, поступку и т. д.

Досуговые формы – совместные досуги, праздники, выставки – призваны устанавливать теплые неформальные, доверительные отношения, эмоциональный контакт между педагогами и родителями, между родителями и детьми. Досуги позволят создать эмоциональный комфорт в группе. Родители становятся более открытыми для общения. К досуговым формам относятся календарные праздники: встреча Нового года, масленица, 23 февраля,  День Космонавтики и др.

Супер-шоу "Мама года" где с каждой группы были выбраны творческие, активные мамы, которые соревновались между собой в различных конкурсах, они подготовили визитку группы, мастер-класс, приготовили блюдо, продемонстрировали и защитили костюм, который сшили своими руками.           "Минута Славы" - творческий конкурс, где вместе с детьми родители показали свои таланты в разных жанрах. Они пели, танцевали, показывали фокусы и др, таким образом раскрыли мир своих увлечений.

 Совместно с семьями воспитанников ежегодно мы организуем совместные походы в   лес,  где все вместе дети могут посидеть у костра, испечь картошку, поиграть в разные игры. Вместе  с родителями посещали каток, катались на лыжах,   родители  оказывают помощь в экскурсиях в краеведческий музей, этнокультурный,  центр.

Организовали поездки в Пермь, где посетили конфетную фабрику, а также   Аквапарк г. Казань, возложили цветы на памятник неизвестному солдату в г. Ижевске и посетили один из крупнейших зоопарков - Ижевский зоопарк.

Познавательные формы. Повышение психолого-педагогической культуры родителей. Их суть – ознакомление родителей с возрастными особенностями детей дошкольного возраста, формирование практических навыков воспитания детей. Стало доброй традицией проводить их в форме семейных гостиных, круглых столов.

Семинары – практикумы,  где выступают воспитатели,  родители, психолог и другие специалисты. Совместно с родителями происходит обыгрывание или решение проблемных ситуаций, могут присутствовать элементы тренинга.  

В семинаре-практикуме "Речевое развитие детей" было подготовлено небольшое  теоретическое сообщение, затем вместе с родителями были проиграны игры, в которые дети играют в детском саду, а также в которые можно  поиграть с детьми дома. Было предложено продумать, какие стороны речевого развития отрабатываются в данных играх. Вспомнить игры, в которые сами играли в детстве и которым они можно  обучить своих детей, их ценность с точки зрения развития речи.

 В детском  саду был проведен семинар - практикум для родителей "Сохранение семейных традиций", где родители:

-  рассказали о своих семьях, традициях, увлечениях, коллекциях,

- получили практические советы по составлению генеалогического древа, семейного герба;

- узнали, как лучше  провести праздники для детей, в какие коми-пермяцкие игры поиграть  в кругу семьи.

Активно используем в своей работе детско-родительские проекты, что представляет собой интересную современную форму работы по привлечению родителей к активному участию в воспитательно-образовательном процессе и способствует укреплению связи между дошкольным учреждением и семьями воспитанников. В результате неформального общения детей и взрослых создана не только внутрисемейная, но и межсемейная дружеская атмосфера, родители сплотились между собой, готовясь к мероприятиям, что послужило раскрытию творческих способностей детей и взрослых.

В рамках семейных  проектов были реализованы такие проекты, как: «Сельское хозяйство»,  где ребята смогли познакомиться с профессиями наших родителей, которые трудятся на селе, посетили ферму и гараж СПК «Россия». Там они увидели разнообразную технику, которая значительно упрощает труд человека, и решили сконструировать для игр макет «Сельское хозяйство». С этим макетом ребята выступили на муниципальном и краевом конкурсе «ИКаРенок».

«Коми-пермяцкая кухня», « В гостях у  сказки», « Быт коми пермяков», « Мои питомцы», « Одежда коми- пермяков», « Бабушка рядышком с дедушкой», «Генеалогическое древо семьи», « Сохраните семейный альбом», « Они сражались за Родину», « Герб моей семьи»

Организованы мини – выставки,  семейных коллекций и реликвий:

 "Колокольчики", «Артисты театра и кино", "Значки", «Игрушки детства моих родителей», «Новогодние игрушки моей семьи. Прошлое и настоящее»,

  «Старинные часы».

Мастер – классы, на которых родители демонстрируют свои достижения, умения в области воспитания детей.  

В заключении хочется сказать, семья и детский сад - два воспитательных феномена, каждый из которых по своему дает ребенку социальный опыт, но только в сочетании друг с другом,  они создают те условия, которые нужны для вхождения маленького человека в большой мир.

Взаимоотношения родителей и ДОУ редко возникают сразу. Это очень длительный процесс. Хочется верить, что нам это удастся, и мы не останавливаемся на достигнутом, ищем новые пути и сохраняем  наработанное.

Ведь у нас одна цель - воспитание будущих созидателей жизни.

Верю, что мои, наши дети, когда вырастут, будут любить и оберегать своих близких и родных.

.

Литература:

 

1. Беляев, В. И. Избранное. Сборник научных трудов / В. И. Беляев. — М.: «Ваш полиграфический партнер», 2010–430 с.

2. Доронова, Т. Н. Соловьева, Е. В. Жичкина, А. Е. Дошкольное учреждение и семья — единое пространство детского развития. Методическое руководство для работников дошкольных образовательных учреждений — М., 2001.- 125с.

3. Муляр Н. В., Черниговских Е. В., Кубышкина Н. Д. Инновационные формы работы с родителями в соответствии с ФГОС.

4. Осипова, Л. Е. Работа детского сада с семьей. – М.: «Издательство Скрипторий 2003», 2008. – 72с.;

5. Петрущенко Н.А., Зенченко Н.Е.  Детский сад и семья – взаимодействие и сотрудничество. /Воспитатель ДОУ, 2009, №9.

6. Трошина С.Н. Нетрадиционные формы общения педагогов с родителями. / Воспитатель ДОУ, 2010, №8.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Современные требования к родителям в воспитании детей и инновационные формы работы с родителями в ДОУ.

Изменения, которые произошли в нашей стране, повлекли за собой изменения привычного уклада жизни и не могли неотразиться на воспитательной среде в семье. В этой ситуации необходимо  внимание к се...

Методическая разработка "Инновационные формы работы с родителями по нравственно-патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста"

В данном материале содержатся инновационные формы работы с родителями по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников. Актуальность проблемы заключается в том, что современные дети мало знают о...

Использование инновационных форм работы с родителями в целях повышения их педагогического просвещения в области образования и воспитания детей.

Как сложно бывает достучаться до пап и мам! Как нелегко бывает объяснить родителям, что ребёнка надо не только накормить и красиво одеть, но и общаться с ним, научить его думать, размышлять.Как заинте...

"Инновационные формы работы с родителями по гражданско-патриотическому воспитанию дошкольников».

Создание благоприятного климата взаимодействия с  семьями  воспитанников, вовлечение родителей в процесс гражданско-патриотического воспитания дошкольников....

Формы работы с родителями и детьми по трудовому воспитанию в старшей группе детского сада.

Трудовое воспитание – важное средство всестороннего развития личности ребенка. Трудолюбие не дается от природы, а должно воспитывается с самого раннего детства. В детском саду жизнь детей н...

Выступление на Педагогическом совете №2 «Развитие системы взаимодействия детского сада и семьи посредством активных форм работы с родителями» Тема выступления «Инновационные формы работы с родителями в ДОУ».

laquo;Счастлив тот, кто счастлив дома».Эти слова принадлежат Л. Н. Толстому. Смысл их широкий: великий писатель имел в виду ту счастливость, которую творят в семье, прежде всего взрослые, помог...

Консультация для родителей на тему: "Инновационные формы работы с родителями по экологическому воспитанию в ДОУ ".

. Несмотря на то, что дети проводят очень много времени в детском саду, родители имеют преимущественное право на обучение и воспитание детей перед всеми другими лицами. Они обязаны заложить основы физ...