проект "Ловкие пальчки"
проект (средняя, старшая, подготовительная группа)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_lovkie_palchiki.docx | 45.71 КБ |
Предварительный просмотр:
Наименование педагогического опыта | Педагогический проект по развитию мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста «Ловкие пальчики» |
Авторы – разработчики педагогического опыта | Камалетдинова Найля Аллямутдиновна – воспитатель высшей категории |
Период формирования и функционирования педагогического опыта | 2017-2020 гг. |
Адрес педагогического опыта | 62883, Российская федерация, Ханты- Мансийский автономный округ- Югра, г. Пыть – Ях, 3-й мк.Кедровый, д. 40 «А», МДОАУ ЦРР - д\с «Фантазия» Т. 8(3463)46-51-16 Элекронный адрес: mdou fantaziya@mail/ru |
Педагогический проект по развитию мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста «Ловкие пальчики»
«Ум ребёнка находится на кончиках его пальцев».
В. А. Сухомлинский
1. Актуальность проекта
Уже давно ни для кого не секрет, что развитие мелкой моторики (гибкости и точности движений пальцев рук) и тактильной чувствительности - мощный стимул развития у детей восприятия, внимания, памяти, мышления и речи. Дети, у которых лучше развиты мелкие движения рук, имеют более развитый мозг, особенно те его отделы, которые отвечают за речь. Пальцы рук наделены большим количеством рецепторов, посылающих импульсы в центральную нервную систему человека. Многочисленными исследованиями педагогов доказано, что движения пальцев рук стимулируют развитие центральной нервной системы и ускоряют развитие речи ребенка. Таким образом, развивая мелкую моторику у ребенка, и тем самым стимулируя соответствующие отделы мозга, а точнее его центры, отвечающих за движения пальцев рук и речь, которые расположены очень близко друг к другу, педагог активизирует и соседние отделы, отвечающие за речь. Именно с помощью тактильно-двигательного восприятия складываются первые впечатления о форме, величине предметов, их расположении в пространстве. Поэтому работа по развитию мелкой моторики должна начаться задолго до поступления в школу. Поэтому очень важно уже с самого раннего возраста развивать у ребёнка мелкую моторику. Но просто делать упражнения малышу будет скучно – надо обратить их в интересные и полезные игры. Очень хорошо, когда дома много разнообразных игрушек, в которые детям и родителям интересно вместе играть. Но очень немногие не задумываются, что огромный потенциал развития мелкой моторики, тактильной чувствительности дает малышам сама жизнь. Можно развивать гибкость пальчиков и тактильную чувствительность детей, организуя развивающие игры для малышей при помощи обычных предметов домашнего обихода. Самое главное – для того, чтобы играть с ребенком, нам не нужно ничего покупать специально – у нас все под рукой: пуговицы, баночки, тюбики, крышки, крупа, полотенца, тряпочки, бумага. И непосредственно не забывать о рисовании и лепке что не только развивает моторику но и воображение и творческие способности. Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности к обучению. Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память и внимание, связная речь.
Обоснование необходимости проекта Сегодня, во времена развития и внедрения нанотехнологий и Интернета, дети стали двигаться гораздо меньше, чем раньше. Во многом это связано с тем, что часть работы за людей выполняет бытовая техника. Раньше многое приходилось делать руками, тем самым улучшая их моторику: вязать, вышивать, штопать, стирать и отжимать белье вручную. Нам нужно было чистить ковры не пылесосом, а губкой или веником; резать овощи ножом, а теперь эту работу выполняют кухонные комбайны.
В школе на первом этапе, многие дети, как правило, испытывают затруднения с письмом. У детей быстро устает рука, теряется рабочая строка, не получается правильное написание букв, ребенок не укладывается в общий темп работы. Эти затруднения обуславливаются в первую очередь неразвитостью мелкой моторики пальцев руки.
3. Цель Создание условий для развития мелкой моторики и координации движений пальцев рук, через использование разнообразных игр, методов и приемов.
4. Задачи:
Развивающие:
- создать условия для ситуативно-делового, личностно - организационного общения на основе общего дела ребенка и родителя:
- формировать представления об искусстве как виде творческой деятельности людей;
- развивать умение выражать в речи свои впечатления, высказывать суждения, оценки; развивать эстетические чувства, эмоции, переживания;
- учить самостоятельно создавать художественные образы в разных видах деятельности;
- воспитывать интерес к искусству.
Образовательные:
- создать педагогические условия для развития речи у детей с тяжёлыми нарушениями речи через укрепление мелкой моторики пальцев рук путем приобщения ребенка к декоративно- прикладному искусству посредством взаимодействия всех специалистов детского сада.
Воспитательные:
- развивать мелкую моторику рук в разнообразных видах деятельности.
- воспитывать внимание, аккуратность, целеустремлённость, творческую самореализацию
- воспитывать трудолюбие и желание добиваться успеха собственным трудом.
Гипотеза: Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности к обучению. Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память и внимание, связная речь
5. Вид проекта (творчески – информационный)
6. Продолжительность проекта долгосрочный (сентябрь 2017-май 2020)
7. Участники проекта: - дети
- воспитатели
- педагог психолог
- руководитель театральной студии
- родители
- педагог логопед
8. Форма работы по проекту
Развитие умения производить точные движения кистью и пальцами рук. Развитие способности координированной работы со зрительным восприятием.
Проект составлен на основе знания педагогом возрастной психологии, физиологических особенностей детей данного возраста.
Принципы, лежащие в основе проекта:
Принцип доступности - обучение и воспитание ребенка осуществляется в доступной, привлекательной и соответствующей его возрасту форме: игры, экскурсии, чтения литературы, рассматривание предметных и сюжетных картинок.
Принцип гуманистичности- предполагает индивидуально- ориентированный подход и всестороннее развитие личности ребенка.
Принцип деятельности - развитие мелкой моторики осуществляется через различные виды детской деятельности.
Принцип интеграции - необходимость взаимодействия всех субъектов педагогического процесса в данном направлении.
Принцип системности - решение задач в системе всего учебно- воспитательного процесса и всех видах деятельности в рамках ДОУ.
Пути и средства реализации проекта
Реализация данного проекта осуществляется через индивидуальную и совместную деятельность педагогов и детей, создание творческих групп (совместно с родителями). Время занятия как в специально организованной так и в свободной деятельности детей в дошкольном учреждении и дома.
Для развития графического навыка используем:
- рисование линий: прямые дорожки, фигурные дорожки;
- рисование: по точкам, по контурам, по клеточкам;
- выполнение штриховок: с различным направлением движения руки, силуэтных штриховок;
- графические диктанты.
9. Предварительная работа:
- Проведение рекламной акции по привлечению педагогов, родителей, детей к участию в данном проекте.
- Создание творческой группы.
- Подбор и изучение литературы по теме проекта.
- Постановка цели и задач, составление плана работы.
- Анкетирование родителей.
- Совместная деятельность педагога с детьми.
- Диагностический срез знаний детей.
10. Материально-техническое обеспечение:
Мультимедийная установка, литературные произведения, интернет-ресурсы, канцелярские принадлежности, прописи, тетради, музыкальный центр.
11. Ожидаемые результаты
К концу реализации проекта дети старшего дошкольного возраста должны уметь:
кисти рук приобретут хорошую подвижность и гибкость,
скованность движений рук исчезает.
научатся работать в тетрадях, ориентироваться в пространстве,
рисовать по клеткам и срисовывать по образцу.
повысится уровень произвольного внимания, зрительное и слуховое
восприятие, логическое мышление, память.
повысится уровень произвольного внимания, зрительное и слуховое
восприятие, логическое мышление, память.
проявляют интерес к пальчиковой гимнастике;
увеличился словарный запас детей.
речь детей более эмоциональна и выразительна.
возросла речевая активность детей в различных видах деятельности;
дети используют пальчиковую гимнастику в повседневной жизни;
у детей стала более развита мимика, моторика пальцев рук,
внимание, память, воображение, речь.
Для родителей: Родители становятся единомышленниками с педагогами ДОУ по использованию пальчиковых игр и пальчиковой гимнастики в работе с детьми; родители получат необходимые знания по данной теме, станут более информированными в вопросе проведения игр с детьми дома;
12. Продукт проектной деятельности:
Изготовление нестандартного оборудования;
Методический комплекс по проведению пальчиковых гимнастик;
Презентация «Работа с детьми по данной теме»;
Выставки работ детей по данной теме;
Выставка пособий для развития мелкой моторики рук.
13. Презентация по данной теме.
14. Литература
1. «Программа воспитания и обучения в детском саду» под ред.
М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой
Москва «Мозаика – синтез» 2010 г.
2. А Е Антипина «Театрализованная деятельность в детском саду»,
Москва 2003 г.
3. Л. В. Артёмова «Театрализованные игры дошкольников»,
Москва» Просвещение» 1991 г.
4. М. Д. Маханева «Театрализованные занятия в детском саду»,
Москва, 2001 г.
5. О. А. Шорохова «Играем в сказку», М «Творческий центр»
6.Алянский Ю.Л. Азбука театра. М., 1998г.
7.Артемова Л.В. Театральные игры дошкольников. – М.: 1983г.
8.Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. – М.: 1991г.
9.Давыдов В.Г. От детских игр к творческим играм и драматизациям. Театр и образование: Сборник научных трудов. – М.: 1992г.
10.Ершова А.П., Букатов В.М. Возвращение к таланту. Красноярск, 1999г.
11.Козлянцова И.Л., Чарели Э.М. речевой голос и его воспитание. – М.: 1985г.
12.Самоукина Н.В. Игры в школе и дома: психотехнические упражнения и коррекционные программы. - .: 1995г.
13.Чистякова М.А. Психогимнастика. – М.: 1990г.
14.Чурилова Э.Г. Методика и организация театральной деятельности дошкольников и младших школьников. – М.: 2001г.
15.Швайко Г.С. Игры и игровые упражнения для развития речи. – М.: 1983г.
16.Шилъгави В.П. Начнем с игры. – М.: 1980г.
17.Якимова М., Бибекина О.. Региональная система дошкольного образования: Театрализованная деятельность в практике детского сада. Новокузнецк 2010г.
Этапы работы по проекту.
№ п/п | Этапы работы | Дата проведения |
1. | Этап планирования: Подбор и изучение литературы по теме проекта. Постановка цели и задач, составление плана работы. Анкетирование родителей. Составление перспективного плана «Основы графомоторных навыков» по ознакомлению дошкольников с письмом. Подборка упражнений для пальчиковой гимнастики. | 22.08-31.08.2018 |
2. | Аналитический этап: сбор наглядного материала, сбор информации; привлечь детей к новой методике графический диктант, информирование и ознакомление родителей с темой и планом проекта. | 03.09-31.09.2018 |
3. | Выполнение проекта: Изготовление альбомов по сказкам, потешкам, карточек-пиктограмм. Рисование пальчиками гуашью «Медвежонок», «осьминожки» … Рисование линий: прямые дорожки, фигурные дорожки; рисование: по точкам, по контурам, по клеточкам; выполнение штриховок: с различным направлением движения руки, силуэтных штриховок. Дидактические игры для развития тактильного ощущения "Цифры называем, пальцы укрепляем" "Разрезные картинки", "Шагаем пальчиками". Театрализованные игры Вместе с детьми изготовление атрибутов, декораций, элементов для пальчикого театра. | Сентябрь 2018-май 2020 |
4. | Подведение итогов. Анализ результатов реализации проекта Внесение необходимых изменений и корректив в работу над проектом. Презентация проекта. | Май 2020 |
План проекта
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Из опыта работы воспитателя МБДОУ ЦРР №5 Усть-Лабинский район Палий Анны Ивановны
Конспект интегрированной организованной образовательной деятельности (занятия)по социально-личностному направлению для детей младшего дошкольного возраста . Тема: «Помощь солнышку»....
Индивидуальный план повышения профессионального уровня на межаттестационный период 2015-2020г. Демидовой Оксаны Петровны, вос-питателя муниципального дошкольного образовательного учреждения «Детский сад общеразвивающего вида №13 г.Нижнекамска» муници-паль
Тема инновационной деятельности: Использование технологий развития детского речевого творчества.Цели повышения профессионального уровня:1. Повышение своего профессионального уровня в условиях введения...
Дидактическая настольная игра по познавательному развитию для детей дошкольного возраста «Зимующие и перелетные птицы Удмуртии» ( «Толйись но шуныт пала кошкись тылобурдоос»)
Дидактическая игра «Зимующие и перелетные птицы Удмуртии»Цель: Систематизировать и обобщать у детей представления о зимующих и перелетных птицах. Развивать познавательный интерес, логическ...
Презентация "Весенние палы"
Материал о пожаре...
Консультация "Чем грозят весенние палы травы"
Осмысленное понимание важности сохранения Флоры и Фауны....
Акция "Нет весенним палам"
Акция "Нет весенним палам" в младшей разновозрастной группе....
мастерская пальчков
мастерская пальчиков...