Рабочая программа по доп. образованию"Умелые ручки"
календарно-тематическое планирование (старшая группа)

Растрыгина Любовь Рафаиловна

 

Цель программы –  развитие мелкой моторики ребенка средствами ручного труда.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_nadezhda_28_dop_obr.docx65.7 КБ

Предварительный просмотр:

 

муниципальное бюджетное  дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 28 « Надежда»

города Смоленска

 

Согласовано:

На педагогическом совете

МБДОУ «Детский сад № 28

«Надежда»

Протокол №__  

от «__» _________ 2019 г

Утверждаю: 

Приказ № ______

от «__» _________ 2019г.  

Заведующий  МБДОУ

« Детский сад № 28»Надежда»  

____________ /В.А.Кузнецова/  

 

.            

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

дополнительного образования

 «Умелые ручки» 

для детей 5 -6 лет

срок реализации 1 год

Составлена воспитателем

Группы «Лучики»

Растрыгиной Л.Р.

Смоленск, 2019 г.

Пояснительная записка.

В настоящее время педагоги настаивают на том, что развитие интеллектуальных и мыслительных процессов необходимо начинать с развития движения рук, а в частности с развития движений в пальцах кисти. Это связано с тем, что развитию кисти руки принадлежит важная роль в формировании головного мозга, его познавательных способностей, становлению речи. Значит, чтобы развивался ребенок и его мозг, необходимо тренировать руки. Развитие навыков мелкой моторики важно еще и потому, что вся дальнейшая жизнь ребенка потребует использования точных, координированных движений руки и пальцев, которые необходимы, чтобы одеваться, рисовать и писать, а также выполнять множество разнообразных бытовых и учебных действий.

      Проблема развития мелкой моторики, ручной умелости весьма актуальна, так как способствует развитию сенсомоторики – согласованности в работе глаза и руки, совершенствованию координации движений, гибкости, силе, точности в выполнении действий, коррекции мелкой моторики пальцев рук. Дети овладевают навыками и умениями работы с инструментами (в аппликации – ножницы и кисть, в лепке – стека).

Учитывая, что все дети посещающие данную группу имеют ЗПР, то считаю приоритетной задачу развития активной речи детей, через тренировку мелкой моторики в рамках программы дополнительного образования «Умелые ручки», в которую включены продуктивные виды деятельности по пластилинографии, аппликации и оригами.

Пластилинография – это нетрадиционная техника работы с пластилином. Понятие «пластилинография» имеет два смысловых корня: «графия»- создавать, изображать. А первая половина слова «пластилин» подразумевает материал, при помощи которого осуществляется исполнение замысла. Принцип данной техники заключается в создании лепной картины с изображением более или менее выпуклых, полу объёмных объектов на горизонтальной поверхности.

«Аппликация» в переводе означает прикладывание, это создание рисунка путем приклеивания к основе кусочков бумаги. Специфика этих занятий позволяет получать знания о цвете и форме предметов, их величине, о композиции. Занятия аппликацией развивают у детей композиционные знания и умения.

Оригами – различные приемы и способы действия с бумагой (складывание, сгибание, надрезание, склеивание). В процессе конструирования ребенок словесно сопровождает свои действия (объясняет приемы складывания), поэтому дети учатся правильно обозначать направления складывания бумаги (к себе, от себя, сложить противоположные углы, найти правый верхний угол и т.д.), закрепляют сведения о строение геометрических фигур (стороны, вершины, диагонали и т.д.).

Педагогической целесообразностью программы «Умелые ручки» является интеграция предметных областей знаний. Темы непосредственной образовательной деятельности тесно переплетаются с жизнью детей с опорой на тематический план логопедических занятий. 

Весь подбираемый материал для занятий с детьми, имеет практическую направленность, максимально опирается на имеющийся у них жизненный опыт, помогает выделить сущность признаков изучаемых объектов и явлений, активизирует образы и представления, хранящиеся в долговременной памяти.

      Знакомятся с художественными произведениями, стихами, потешками, пальчиковыми играми. У детей появляются первые элементарные математические представления о счете, размере, величине.  Развивают сенсорные эталоны, воспитываются тактильные и термические чувства пальцев.

     Непосредственный контакт ребенка с бумагой, в ходе выполнения оригами и аппликации позволяют узнать её свойства, качества, возможности, пробуждают любознательность, обогащают яркими образами окружающего мира.

Дети учатся правильно располагать предметы на плоскости листа, устанавливать связь между предметами, расположенными в разных частях фона (ближе, выше, ниже, рядом).

Цель программы –  развитие мелкой моторики ребенка средствами ручного труда.

Задачи программы:

Обучающие:

  • Формировать умения следовать устным инструкциям.
  • Обучать различным приемам работы.
  • Знакомить детей с основными геометрическими понятиями: круг, квадрат, треугольник, угол, сторона, вершина и т.д.
  • Обогащать словарь ребенка специальными терминами.


Развивающие:
 

  • Развивать внимание, память, логическое и пространственное воображения.
  • Развивать мелкую моторику рук и глазомер.
  • Развивать воображение, творческие способности и фантазии детей.
    Развивать у детей способность работать руками, приучать к точным движениям пальцев, совершенствовать мелкую моторику рук, развивать глазомер.
  • Развивать пространственное воображение.

Воспитательные:

  • Воспитывать интерес к искусству.
  • Расширять коммуникативные способностей детей.
  • Формировать культуру труда и совершенствовать трудовые навыки.
  • Способствовать созданию игровых ситуаций, расширять коммуникативные способности детей.
  • Совершенствовать трудовые навыки, формировать культуру труда, учить аккуратности, умению бережно и экономно использовать материал, содержать в порядке рабочее место.

В реализации данной дополнительной образовательной         программы, рассчитанной на 1 год, участвуют дети 5-6 лет. Для успешного освоения программы оптимальная численность детей не должна превышать 7 человек. Образовательная деятельность проводится  1  раз в неделю, с октября по май, по 25 минут.

Общее количество образовательных ситуаций

 в год

Количество организованных образовательных ситуаций в неделю

Длительность образовательной ситуации

Форма организации образовательного процесса

диагностические

практические

2

60

2

25 минут

подгрупповая и индивидуальная работа.

Методы и приёмы: Наглядный, практический, словесный, метод сенсорного насыщения и эстетического выбора, метод сотворчества, поисковых, игровых и творческих ситуаций.

Средства: пластилин, бумага и бросовый материал, стека, ножницы, кисточка, клей, салфетки (бумажная, тканевая), клеёнка для аппликационных работ, доска для лепки, технические средства, ИКТ.

Принципы построения и реализации программы:  

  • Принцип систематичности и последовательности: постановка или корректировка задач «от простого к сложному», «от хорошо известного к малоизвестному и незнакомому»;
  • Принцип развивающего характера художественного образования;
  • Принцип сезонности: построение или корректировка познавательного содержания программы с учётом природных особенностей в данный момент времени;
  • Принцип природосообразности: постановка или корректировка задач художественно- творческого развития детей с учётом «природы» детей – возрастных особенностей и индивидуальных способностей.
  • Принцип интереса: построение или корректировка программы с опорой на интересы детей.
  • Принцип обогащения сенсорно-чувственного опыта.

Методы работы:

  • Метод сенсорного насыщения (без сенсорной основы немыслимо приобщение к художественной культуре).
  • Метод эстетического выбора («убеждение красотой»), направленный на формирование эстетического вкуса.
  • Метод разнообразной художественной практики.
  • Метод сотворчества (с педагогом, сверстниками).
  • Метод эвристических и поисковых ситуаций.
  • Метод игровых, творческих ситуаций.

 

Программой рекомендуется использование информационных компьютерных технологий (ИКТ). Применение их необходимо для разработки презентаций, наглядного и раздаточного материала, различных схем. Именно наглядно-образное мышление является отличительной чертой детей дошкольного возраста, в связи с этим, очень действенно использование презентаций, наглядности, которые позволят педагогу, опираясь на знание особенностей детского мышления, привлечь их внимание к объяснению новой, достаточно сложной информации, внести в занятие сюрпризный момент.

Предполагаемый результат:

Занятия в кружке будут способствовать развитию психических процессов: внимания, памяти, мышления, восприятия, пространственной ориентации, сенсомоторной координации, а также творческих способностей.

Дети научатся планировать свою работу и доводить её до конца.

Занимаясь у ребенка разовьётся умелость рук, движения обеих рук станут более согласованными, а движения пальцев дифференцируются.

В ходе творческой работы дошкольник научится наблюдать, размышлять, сравнивать, анализировать и делать выводы.

В интересной игровой форме обогащается словарь. Ребенок знакомится с художественными произведениями, стихами, потешками, пальчиковыми играми.

Появляются первые элементарные математические представления о счете, размере, величине.

Содержание:

Содержание работы направлено на использование нетрадиционной техники работы с пластилином, для создания лепной картины с изображением выпуклых, полуобъёмных объектов на горизонтальной поверхности и бумагой как художественного способа конструирования.  

Работа с родителями

Предусматривает регулярное индивидуальное консультирование, проведение открытых занятий.

Формы подведения итогов реализации программы

  • Составление альбома лучших работ.
  • Проведение выставок детских работ.
  • Мониторинг развития. 

Продолжительность мониторинга:

 стартовый : октябрь;

итоговый : май.

Качественная характеристика и показатель уровня сформированности мелкой моторики детей старшего дошкольного возраста .

Уровень

развития

Качественная характеристика уровней

Показатель

уровня

1

Высокий

Ребёнок умеет точно передавать движения пальцев рук, быстрое и правильное находит позу; Свободно застёгивает и расстёгивает пуговицы, шнурует ботинки. Выполнение движений происходит произвольно, выполняет упражнения синхронно, умеет переключаться с одного движения на другое, изменять положение рук. Умеет управлять своими движениями, движения рук координированы. Умеет удерживать позу определённое количество времени.

I

от 80 до 60 баллов

2

Средний

Ребёнок не умеет точно передавать движения пальцев рук, находит позу с увеличением времени. Ребёнок с трудом переключается с одного движения на другое, не может одновременно изменять положение обеих рук, движения каждой руки изолированы, движение неловкое, с помощью другой руки. Движения рук не координированы. Не удерживает позу определённое количество времени. Застёгивает и расстёгивает пуговицы, шнурует ботинки, используя помощь взрослого.

II

от 59 до 35 баллов

3

Низкий

Ребёнок не может найти нужный набор движений, перебирает пальцы, помогает другой рукой, ошибается, не умеет переключаться с одного движения на другое.

Не умеет застёгивать и расстегивать пуговицы, не использует помощь взрослого.

III

от 34 до 0 баллов

Методика проведения мониторинга.

Упражнение

Результат

1

Предлагается повторить серию движений руками, сохраняя скорость. Повторение допускается до 3 раз.

Примеры движений:

1- обе руки вверх, 2- правая рука вверх, левая - на пояс, 3 – обе руки вперед, 4 – обе руки вниз.

1 – левая рука в сторону, 2 – обе руки на пояс, 3 –правая рука в сторону, левая – за спину, 4 – обе руки вниз.

«высокий» - результат достигнут с 1 раза. (8-10 бала).

«средний» - результат достигнут со 2-3 раза после дополнительного показа.(5-7 бала).

«низкий» - результат, достигнут с 4 и более раз после дополнительного показа и повторения инструкции. Темп выполнения замедлен или ускорен. (1-4 бала).

2

Повторять движения за исключением одного, «запретного» (руки на плечи).

«высокий» - «запрет» не нарушается ребенком (8-10 бала).

«средний» - «запрет» нарушается, но ребенок самостоятельно исправляет ошибку.

«низкий» - ребенок ошибается даже при многократном повторении инструкции.

3

"Шофер". 

На столе раскладываются мелкие предметы на расстоянии 5-7 см друг от друга. Ребенок, передвигая фишку одним пальцем, должен «объехать» все препятствия, ничего не задев.

«высокий» - ребенок выполнил задание самостоятельно, не ошибаясь. (8 – 10 бала).

«средний» - ребенок задевает предметы. (7-5 бала).

«низкий» - ребенок задевает все предметы, темп замедлен. (4 -1 бала).

4

"Шнуровка".

Берётся большая карточка, на которой по краям, а также в центре, в определённой последовательности сделаны отверстия. При помощи длинной толстой нитки ребёнок выполняет следующее задание: протянуть нитку в каждое отверстие, начиная с верхнего правого угла.

«высокий» - ребенок выполнил задание самостоятельно. Темп ускорен. (8-10 бала)

«средний» - результат, достигнут со 2 раза. (7 – 5 бала).

«низкий» - результат, достигнут с 3 раза после дополнительного повторения инструкции и дополнительного показа. (4-1 бала).

5

"Разорви лист по линиям".

Лист бумаги произвольно расчерчивается на части. Нужно разорвать его точно по линиям, двумя руками, пальцы правой и левой руки работают одновременно

«высокий» - ребенок выполнил все задания, не прибегая к помощи взрослого. (8-10 бала).

«средний» - у ребенка пальцы правой и левой руки работают не одновременно.  (7-5 бала).

«низкий» - результат, достигнут co 2-3 раза после дополнительного показа. Темп замедлен. У ребенка пальцы правой и левой руки работают не одновременно. (4-1 бала).

6

"Перебираем крупу".

Необходимы две пустые коробки и одна с крупными и мелкими бусинами. Работая двумя руками, ребенок должен разделить смесь на две части.

«высокий» - ребенок разделил смесь на две части, не прибегая к помощи взрослого. (8-10 бала).

«средний» - ребенок не полностью разделил смесь. (7-5 бала).

«низкий» - ребенок не справился с заданием. Не разделил смесь на две части. Темп замедлен. (4-1 бала).

7

«Попади в цель».

На столе стоит корзина, а с обеих сторон от нее кладут несколько шариков. Взрослый берет один шарик, который находится с правой стороны от ребенка, и бросает его в корзину, а потом предлагает ребенку сделать так же. Шарики забрасывают попеременно правой и левой рукой.

«высокий» - ребенок справился с заданием самостоятельно. Закинул шарик в корзину. (8-10 бала).

«средний» - ребенок не точно попадает в корзину. (7-5 бала).

«низкий» - ребенок не попал в корзину. Бросает шары только одной рукой. Темп замедлен. (4-1 бала).

8

Работа с карандашом.

- Плавно вращать карандаш большим и указательным пальцами левой и правой руки.

- Перебор карандаша всеми пальцами левой и правой руки.

- Вращение карандаша ладонями обеих рук.

- Зажимание карандаша между двумя пальцами обеих рук (указательным и средним, средним и безымянным и т.д.).

«высокий» - ребенок выполнил все задания. Правильно держит карандаш. (8-10).

«средний» - ребенок неправильно держит карандаш. (5-7 бала).

«низкий» - ребенок не умеет правильно держать карандаш. Движения не точны. Темп выполнения замедлен. Результат достигнут с 4 и более раз после дополнительного показа. (4 -1 бала).

Сводная таблица мониторинга развития мелкой моторики у детей .

№ п/п

Упражнения

ФИ

о

м

о

м

о

м

о

м

о

м

о

м

1.

Серия движений

2.

«Запретное движение»

3.

«Шофер»

4.

"Шнуровка".

5.

"Разорви лист по линиям".

6.

"Перебираем крупу".

7.

«Попади в цель».

8.

Работа с карандашом.

Итоговый балл/ показатель развития

    – мониторинг в октябре,

   – мониторинг в мае

Показатели развития.

Высокий уровень

Средний уровень

Низкий уровень

абс.

%

абс.

%

абс.

%

о

м

о

м

о

м

о

м

о

м

о

м

Календарно-тематический план

Месяц

Неделя

Вид работы

Тема

Цель/ задачи

Кол-во часов

октябрь

I

 № 1,2

МОНИТОРИНГ РАЗВИТИЯ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ У ДЕТЕЙ

1

Конструирование из бумаги

«Волшебные превращения бумажного квадрата».

Познакомить детей с искусством оригами; показать разнообразие видов бумаги, ее свойств; закрепить основные геометрические понятия, свойства квадрата, определить нахождение углов, сторон; учить складывать прямоугольный лист бумаги по диагонали, отрезать лишнюю часть, получая квадрат.

1

II

№ 3,4

Аппликация

Вводное занятие, техника безопасности.

Познакомить с правилами техники безопасности при работе с ножницами, клеем, бумагой.

1

Пластилинография

"Грибы, грибочки выросли в лесочке".

Формировать у детей обобщенное понятие о грибах. Развивать умение находить связи между формами настоящих и изображаемых грибов, передавать их природные особенности, цвет. Напомнить детям о свойствах пластилина: мягкий, податливый, способный принимать заданную форму

1

III

№ 5,6

Конструирование из бумаги

 «Грибок».

Учить работать с бумагой, сгибать ее по линиям. Воспитывать трудолюбие, интерес к работе.

1

Аппликация

«Ежик»

Учить детей создавать яркий образ; учить правильно отбирать материал для поделки по предложенной теме; развивать творческое воображение; развитие мелкой моторики рук.

1

IV

№ 7,8

Пластилино-графия

«Гусеница на листочке»

Учить прикреплять готовые формы к поверхности основы в определенном порядке (друг за другом); закреплять умение расплющивать пластилиновый диск на основу; развивать согласованность в работе обеих рук;  закреплять навыки аккуратной работы с пластилином; активизировать речь.

1

Конструирование из бумаги

Ёжик

Продолжать учить детей складывать квадрат пополам «книжкой». Понимать термины: «верхний угол», «нижний угол». Развивать глазомер детей. Воспитывать бережное отношение к бумаге.

1

ноябрь

I

№ 9,10

Аппликация

«Грузовик везет урожай овощей и фруктов» (коллективная работа)

Учить определять содержание аппликации, совместно и творчески выполнять его, устанавливая взаимосвязи между разными предметами; радоваться результатам коллективной деятельности

1

Пластилино-графия

 «Яблоки поспели».

Вызвать у детей желание делать лепные картины. Продолжать работу над техникой рельефной лепки. Развивать чувство формы и композиции

1

II

№ 11,12

Конструирование из бумаги


«Фигурка лисы».


Учить детей складывать квадратный лист бумаги по диагонали, загибать углы. Дорисовывать глаза, нос, рот до завершения образа.

1

Аппликация

«Полосатый коврик».

Учить работать ножницами, сжимать и разжимать кольца, нарезать полоски из прямоугольного листа бумаги, подбирать гармоничные цветовые оттенки, чередовать полоски разного цвета; составлять коллективную композицию.

1

III

№ 13,14

Пластилино-графия

«Дождь – проказник».  

Рисование капелек дождя путём отщипывания и размазывания маленьких комочков пластилина. Развитие чувства ритма, цвета. Обрабатывание приёма «скатывания». Добавление в композицию дополнительных изображений по желанию детей: травка, лужи, опавшие листья. Воспитание творческого восприятия окружающего мира.

1

Конструирование из бумаги

«Хлопушка».

Учить делать игрушку на основе прямоугольника, складывать его пополам; тренировать в аккуратном и последовательном выполнении работы по схеме.

1

IV

№ 15,16

Аппликация

«Цыпленок».

Продолжать учить детей работать с бумагой, создавая объемную аппликацию, передавать в работе характерные черты цыпленка.

1

Пластилино-графия

"Гроздь винограда".

Ознакомить детей с техникой пластилинографии, приемами выполнение декоративных налепов разной формы

1

декабрь

I

№ 17,18

Конструирование из бумаги

 «Снежинка».

Учить детей вырезать полоски из бумаги; складывать их гармошкой, соединять, развивать чувство композиции.

1

Аппликация

«Снеговик».

Тренировать в умении вырезать круги разного размера; учить выполнять аппликацию в определенной последовательности; развивать мелкую моторику рук, воображение, усидчивость.

1

II

№ 19,20

Пластилино-графия

 «Ёлочка».

Закрепить использование в творческой деятельности детей технического приема – пластилинографии, комбинированных способов работы с пластилином.

1

Конструирование из бумаги

«Шапка Деда Мороза».

Совершенствовать умения и навыки при выполнении базовой формы «двойной треугольник». Вызвать у детей желание передать волшебство новогоднего праздника.
Развивать конструктивные способности.

1

III

№ 21,22

Аппликация

«Варежки для Снегурочки».

Учить вырезать различные элементы узора и украшать ими силуэты варежек, вырезанных из разноцветной бумаги. Развивать творчество

1

Пластилино-графия

«Елочные шары на ветке».

Уточнить знание детей о круглой форме предметов. Закреплять знание о цвете, развивать чувство ритма, тренировать детей в раскатывании жгутиков.

1

IV

№ 23,24

Конструирование из бумаги

Ёлочка

       

Учить детей складывать квадрат пополам, совмещая противоположные углы, перегибать полученный треугольник. Учить составлять из треугольников елочку, начиная снизу с самой большой детали. Воспитывать аккуратность в работе с клеем.

1

Аппликация

«Конфетка».

Учить нарезать квадраты путем складывания полосы в несколько раз, разрезать их по диагонали на два равных треугольника: активизировать понятия “вертикально”, “горизонтально”.

1

январь

I

№ 25.26

Пластилино-графия

«Кудряшки для овечки»

Учить пользоваться круглой стекой для создания кудряшек у овечки; закреплять умение прикреплять пластилиновые шарики рядом друг с другом; развивать согласованность работы обеих рук; воспитывать навык аккуратной работы с пластилином; актуализировать словарь (овечка, белые кудряшки, шерсть – шерстка).

1

Конструирование из бумаги

«Мышка»

Продолжать учить детей складывать квадрат пополам «книжкой». Понимать термины: «верхний угол», «нижний угол». Развивать глазомер детей. Воспитывать бережное отношение к бумаге.

1

II

№ 27.28

Аппликация

«Белочка».

Упражнять в вырезывании круга; учить вырезать овал путем срезания углов прямоугольника, последовательно наклеивать части задуманного образа на бумагу; учить доводить начатое дело до конца.

1

Пластилино-графия

«Веселый клоун».  

учить детей выполнять изображение клоуна нетрадиционной технике исполнения – пластилинографии; развивать чувство цвета; воспитывать интерес детей к цирковому искусству, уважение к необычной профессии клоуна – веселить людей, доставлять им радость своей работой.

1

III

№ 29.30

Конструирование из бумаги

Колобок

.  

Учить детей у прямоугольника сгибать все углы равномерно. Продолжать учить оформлять поделку деталями (рот, нос, глаза). Воспитывать радость от подарков, сделанными своими руками

1

Аппликация

«Строим дом».

Формировать умение выполнять работу в определенной последовательности; упражнять в умении аккуратно наклеивать готовые формы; развивать эстетические чувства.

1

IV

31,32

Пластилино-графия

«Снежинка».

Учить лепить детей плоскостное изображение снежинки из отдельно слепленных колбасок.

Развивать мелкую моторику, конструктивные способности.

1

Конструирование из бумаги

«Зайчик»

Закрепить умение перегибать квадрат «книжкой» и дважды «косынкой», опускать противоположные углы к центру квадрата, получая «конфетку». Продолжать учить детей внимательно слушать инструкции воспитателя. Воспитывать самостоятельность и внимание.

1

февраль

I

№ 33,34

Аппликация

«Цветные мячики».

Учить вырезать круги из квадратов, срезая углы, разрезать получившиеся круги на полукруги, составлять круг из полукругов разного цвета, аккуратно работать с клеем и бумагой; развивать эстетическое восприятие.

1

Пластилино-графия

"Яблоки на тарелочке"

Ознакомить детей с понятием "натюрморт". Продолжать учить отражать в изобразительной деятельности природные особенности фруктов: оригинальную форму и расцветку. Развивать глазомер и цветовосприятие.

1

II

№ 35,36

Конструирование из бумаги

«Самолетик».

Продолжить учить делать игрушку на основе прямоугольника, дополнять ее способом аппликации, активизировать понятие “симметрия”.

1

Аппликация

«Подарок для Мурки».

Закрепить приемы вырезания геометрических элементов (круг, полукруг, треугольник).

Упражнять детей в составлении изображения из геометрических фигур,  

Учить детей нетрадиционным способам: сжатие, скручивание бумаги.

1

III

№ 37,38

Пластилино-графия

«Самолет летит».

Учить детей составлять на плоскости предмет, состоящий из нескольких частей. Продолжать формировать интерес детей к работе пластилином на горизонтальной плоскости.  

1

Конструирование из бумаги

 «Солдатская пилотка».

Продолжать учить складывать из бумаги, проглаживать все сгибы. Принести детям радость от примерки пилоток.

1

IV

№ 39,40

Аппликация

«Машина».

Закреплять умение складывать машину из геометрических форм и знакомых предметов. Развивать воображение, чувство ритма и цвета.

1

Пластилино-графия

«Зимующие птицы. Снегири».

Закреплять работать пластилином на горизонтальной поверхности, использовать его свойства при скатывании, расплющивании, разглаживании поверхностей в создаваемых предметах.

1

март

I

№ 41,42

Конструирование из бумаги

«Кошка».

Продолжать учить детей мастерить поделки в технике оригами. Воспитывать аккуратность, самостоятельность.

1

Аппликация

«Сумочка».

Учить детей создавать яркие образы из материала на свое усмотрение; учить правильно отбирать материал для поделки по предложенной теме; развивать творческое воображение; развитие мелкой моторики рук.

1

II

№ 43,44

Пластилино-графия

«Весна. Душистая мимоза».

Учить лепить мимозу приёмом скатывания маленьких жёлтых шариков, равномерно распределять вдоль стебля.

1

Конструирование из бумаги

«Сова».

Напомнить, как складывается базовая форма «воздушный змей». Учить перегибать верхний треугольник вперед и возвращаться в исходное положение. Делать надрезы по линии сгиба.  Сгибать концы складкой. Воспитывать аккуратность в работе с бумагой и ножницами.

1

III

№ 45,46

Аппликация

«Натюрморт».

Совершенствовать технику вырезания по контуру (фруктов и ягод, вазы для фруктов). Подвести детей к пониманию, что красивый натюрморт получается при сочетании разных цветов, форм. Формировать аппликативные умения детей. Развивать творчество детей.

1

Пластилино-графия

«Перелётные птицы.  Лебеди».

Закреплять умение работать пластилином по горизонтальной поверхности, использовать его свойства при скатывании, расплющивании, разглаживании поверхностей в создаваемых предметах.

1

IV

№ 47,48

Конструирование из бумаги

«Лиса»

Продолжать учить детей слушать устные инструкции педагога. Познакомить на практике с основными геометрическими понятиями. Воспитывать аккуратность в работе с бумагой

1

Аппликация

«Овечки».

Учить детей создавать яркие образы из материала на свое усмотрение; учить правильно отбирать материал для поделки по предложенной теме; развивать творческое воображение; развитие мелкой моторики рук.

1

апрель

I

№ 49,50

Пластилино-графия

«Пароход».

 

 

Научить детей лепить плоскостное изображение на горизонтальной поверхности. Учить передавать форму, характерные детали внешнего вида транспорта способом пластинографии.

1

Конструирование из бумаги

«Волк»

Продолжать учить детей сгибать квадрат «косынкой», отгибать один из уголков к верху наискосок. Закрепить умение приклеить голову, рисовать глаза. Развивать глазомер. Воспитывать усидчивость.

1

II

№ 51,52

Аппликация

«Космический корабль летит к звездам».

Учить вырезать космический корабль, складывая прямоугольник пополам; украшать его иллюминаторами и другими деталями, помещая среди небесных светил

1

Пластилино-графия

«Звездное небо».

 

 

Учить детей передавать образ звездного неба посредствам пластилинографии. Развивать композиционное и пространственное восприятие.

1

III

№ 53,54

Конструирование из бумаги

«Ракета».

Учить складывать заготовку, используя разные знакомые детали базовой формы «воздушный змей». Продолжать учить соединять детали накладывая друг на друга соединяя стороны.

1

Аппликация

«Белочка».

Упражнять в вырезывании круга; учить вырезать овал путем срезания углов прямоугольника, последовательно наклеивать части задуманного образа на бумагу; учить доводить начатое дело до конца.

1

IV

№ 55,56

Пластилино-графия

«Насекомые. Божья коровка».

Закреплять умение лепить шарик большого размера, сдавливая его между ладонями и маленьких шариков приёмом лепки тонкого жгутика и деление его на части.

1

Конструирование из бумаги

«Медведь»

Учить детей перегибать косынку пополам, понимать , что детали головы и туловища выполняются по отдельности из квадрата разной величины. Воспитывать и развивать способности контролировать с помощью мозга движения рук и пальцев.

1

май

I

№ 57,58

Аппликация

«Гвоздики»

Знакомство с явлением осевой симметрии и освоение техники объемной симметричной аппликации: складывания квадрата (прямоугольника) пополам, вырезание половины изображения (линия сгиба – это середина цветка) по нарисованному или воображаемому контуру и получение симметричного силуэта. Обогащение и расширение возможностей освоенной техники

1

Пластилино-графия

«Подсолнух».

Учить создавать выразительное, полуобъёмное изображение подсолнуха.

Закреплять умение детей работать с пластилином, использовать его свойства при скатывании, расплющивании, разглаживании поверхностей в создаваемых предметах.

1

II

№ 59,60

Конструирование из бумаги

 «Фигурка голубя».

Совершенствовать технику оригами, воспитывать трудолюбие, интерес к работе.

1

Аппликация

«Бабочка».

Продолжать учить вырезать круг, сворачивать его на две равные части, разрезать по линии сгиба на два полукруга; дорисовывать недостающие элементы аппликации; развивать художественный вкус; воспитывать любовь к природе.

1

III

№ 61,62

Пластилино-графия

«Ландыши».

Учить детей создавать лепную картину с выпуклым изображением, добиваться выразительности создаваемого предмета (формы, цвета).

1

Конструирование из бумаги

Курочка

  Учить складывать квадрат дважды «косынкой», продолжать учить детей внимательно слушать инструкции воспитателя, воспитывать самостоятельность и внимание.

1

IV

№ 63,64

Пластилино-графия

«Мышка норушка и золотое яичко»

Учить изображать с помощью пластилина сказочных героев. Развивать сюжетно-игровой замысел.  

1

МОНИТОРИНГ РАЗВИТИЯ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ

1

ИТОГО:

64

   

   

Список литературы

  1. Анищенкова Е.С. Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников. – М.: АСТ: Астрель, 2006.

  1. Давыдова Г.Н. «Пластилинография» - 1,2. – М.: Издательство «Скрипторий 2003г», 2006.

  1. Мусиенко С.И., Бутылкина Г.В. Оригами в детском саду. Издательство: Линка-Пресс, 2010

  1. Соколова С.В. Оригами для дошкольников: Методическое пособие для воспитателей ДОУ. – СПб: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2010

  1. Богатеева З.А. Занятия аппликацией в детском саду. Издательство: Просвещение, 1998

  1.  И.А. Лыкова Изобразительное творчество в детском саду. Путешествия в тапочках, валенках, ластах, босиком, на ковре самолете и в машине времени. Конспекты занятий в ИЗОстудии. – М.: Издательский дом «Карапуз», 2008

  1. Новиковская О. А. Ум на кончиках пальцев. – М.: Аст; СПб: Сова, 2006.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по художественному развитию "Умелые ручки"

Данная программа может быть использована воспитателями ДОУ по работе с детьми.Имеется тематический план,работа кружка....

Рабочая программа по ручному труду «Умелые ручки»

Рабочая программа по ручному труду "Умелые ручки" для детей 4-5 лет....

Рабочая программа по ручному труду «Умелые ручки»

Рабочая программа по ручному труду "Умелые ручки" для детей 3-4 лет....

Рабочая программа кружка дополнительного образования «Умелые ручки» ( 4 -5 лет)

Кружок рассчитан для детей от 4 до 5 лет.Цель:ü     Создать благоприятные условия для развития у детей творческих способностей.ü     Помочь ребёнку ощутить себя...

Рабочая программа по дополнительному образованию "Умелые ручки"

Программа по дополнительному образованию "Умелые ручки" (ручной труд)...

Программа по дополнительному образованию «Умелые ручки» для детей дошкольного возраста

Данная образовательная программа носит художественно-эстетическую направленность, ориентирована на развитие мотивации личности к познанию, творчеству и способствует воспитанию художественного вкуса....

Рецензия на программу по дополнительному образованию "Умелые ручки"

Рецензия на программу по дополнительному образованию "Умелые ручки"...