Проект на тему: «Мы – маленькие волшебники» для детей и родителей младшей группы
проект (младшая группа)

Фриккель Елизавета Викторовна

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №12 г.Калининска Саратовской области»

 

«Утверждаю»

Заведующий МБДОУ «Детский сад №12

г.Калининска Саратовской области»

________________    Трубанова Е.Н.

Приказ  № ______   от _______ 2019г.

 

 

 

Проект

на тему: «Мы – маленькие волшебники»   

для детей и родителей

 младшей группы

 

 

 

 

 

 

 

Составили:   Фриккель Е.В.

      Самойлова  Е.П.

 

2019г.

 

Проблема. Доказано, что лучше всех усваиваются ребенком те знания, которые ребенок приобрёл в практической деятельности. К сожалению, в дошкольных образовательных учреждениях экспериментирование применяется неоправданно редко, особенно в младшем дошкольном возрасте. Недооценивается значение самостоятельной исследовательской деятельности ребенка, несмотря на его положительные стороны, несмотря на активное развитие данного направления в дошкольном образовании. 

Несмотря на то, что в экспериментальной деятельности существует больше возможностей для самопознания и самоопределения ребенка, для личностного роста и раскрытия его индивидуальности, педагоги неохотно используют данный метод в повседневной деятельности, оставляя его для открытых занятий и массовых зрелищных мероприятий.

Актуальность проекта. Дошкольники – прирожденные исследователи. И тому подтверждение – их любознательность, постоянное стремление к эксперименту, желание самостоятельно находить решение в проблемной ситуации.

Экспериментирование даёт детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, обогащает память ребёнка, активизирует его мыслительные процессы, включает в себя активные поиски решения задач. Младшие дошкольники, знакомясь с окружающим миром, стремятся не только рассмотреть предмет, но и потрогать его руками, языком, понюхать, постучать им. Дети рвут бумагу, разбирают игрушки, играют с песком, водой и снегом. В обыденной жизни дети часто сами экспериментируют с различными веществами, стремясь узнать что-то новое. Они наблюдают за падающими в воду предметами (тонет – не тонет), пробуют языком в сильный мороз сосульки и т.д. Исследовательское поведение для дошкольника – главный источник получения представлений о мире. Мы, взрослые, должны активно помогать ему в этом.

Цель проекта: развивать культурные практики проявления интереса детей младшего дошкольного возраста к познанию и исследованию, поддерживать стремление к проявлению самостоятельности и инициативы, любознательности.

Задачи:

  1. Познакомить детей с некоторыми свойствами воды, воздуха, света, бумаги.
  2. Развивать собственный познавательный опыт.
  3. Поддерживать у детей инициативу, самостоятельность, сообразительность.
  4. Поощрять дружественные отношения во время исследовательской деятельности.
  5. Формировать культурную практику проявления интереса и желания расширять свой кругозор.

Вид проекта: информационно-исследовательский, групповой.

Участники: воспитатели, дети, родители.

Сроки реализации: краткосрочный (2 недели: с 15  по 30 сентября 2016 года).

Прогнозируемый результат: 

разработка содержания культурных практик для реализации задач проекта:

  • проявление устойчивого познавательного интереса к экспериментированию;
  • развитие умения осознанно выбирать предметы и материалы для самостоятельной деятельности;
  • проявление инициативы и творчества в решении поставленных задач;
  • проявление взаимопомощи, активное социальное взаимодействие;
  • качественное и заинтересованное участие родителей в реализации проекта.

Основной раздел программы: социально-коммуникативное развитие.

Организация деятельности в рамках проекта

Подготовительный этап:

  • формулирование проблемы;
  • определение актуальности, цели и задач;
  • подбор методической и художественной литературы;
  • подбор опытов по данному возрасту;
  • подбор оборудования для проведения опытов.

Основной этап:

  • организация предметно-развивающей среды,
  • проведение опытов, экспериментов в группе и на прогулке,
  • индивидуальная работа с детьми,
  • самостоятельная экспериментальная деятельность,
  • подвижные игры,
  • чтение художественной литературы,
  • беседы,
  • продуктивная деятельность детей.

Заключительный этап:

1. Оформление картотеки опытов.

2. Выставка поделок, изготовленных родителями с детьми.

Технологическая карта проекта

Социально-коммуникативное развитие

Культурные практики

Виды

Содержание

– практики игрового взаимодействия,

 

– познания мира и самопознания,

 

– коммуникативные практики

Игры:  «Узнай, кто позвал?», «Бывает – не бывает».

Д/упражнение: «Найди и принеси бумажный предмет».

Игровые упражнения: «Преврати круг в солнышко, яблоко, мяч, колесо и т.д.»

Проблемные ситуации:

  • «Игрушка потерялась в песке, надо её найти, копая совком и не рассыпая песок»
  • «Как и почему вода льётся?»

Беседа – упражнение «Вкус и свойства пищи».

Д/и «Догони свою тень»

 

Познавательное развитие

Культурные практики

Виды

Содержание

– познания мира и самопознания,

 

– свободные практики детской деятельности,

 

– коммуникативные практики,

 

– идентификации и взаимодействия ребёнка с окружающим социумом.

 Опытно-экспериментальная деятельность:

  • «Надувание мыльных пузырей»,
  •  «Запираем воздух в шарик»,
  • «Движение воздуха»,
  •  «У воды нет вкуса и запаха»,
  • «Прозрачная вода»,
  • «Пар тоже вода»,
  • «Вода без формы»,
  • «Вода бывает холодной, теплой, горячей»,
  • «Как убедиться что вода прозрачная»
  • «Бумага и вода»,
  • «Сравнение бумаги»,
  • «Может ли бумага быть опасной»
  • «Лёгкий – тяжёлый»
  • Игры с воздушным шариком и соломинкой

Игры-экспериментирования:

  •  «Умный нос»,
  •  «Язычок помощник»

Игра-опыт «Цветные льдинки»

  • Игра – опыт со снежинками

Исследование:

  •  «Что в коробке?», «Что в пакете?»
  • «Прокати шарик»
  • Эксперимент «Послушный ветерок» 
 

Речевое развитие

Культурные практики

Виды

Содержание

– коммуникативные практики,

 

– познания мира и самопознания

 

Беседы:

  •  «Волшебный воздух»
  • «Что ты знаешь о себе»
  • «Зачем нужна вода?»
  • «Что бывает из бумаги»
  • «О значении света»

Чтение:

  • стихотворение «Воздух»
  • Пермяк Е. «Про нос и язык».
  • Бойко Т.«Солнышко»
  • Сказка «В гостях у солнышка»
  • Козлов С. «Солнечный зайчик и медвежонок»
  • К.Ушинский «Солнце и радуга»

Эвристические беседы:

  •  «На что похожа ложка, тарелка, кусочек хлеба, салфетка?»
  • «В какой пище есть вода?»
 

Художественно-эстетическое развитие

Культурные практики

Виды

Содержание

– познания мира и – самопознания,

 

– свободные практики детской деятельности

 

 

Теневой театр 

  • «Сказка о глупом мышонке»
  • «Раскрасим радугу»
  • «Волшебная кисточка»
  • «Обведём ладошку и украсим её».

Конструирование. Тема: ««Будка для собачки» (из бумаги).

Продуктивная деятельность. «Белый медведь» (из ладошки).

Лепка «Воздушный шарик».

 

Физическое развитие

Культурные практики

Виды

Содержание

– здорового образа жизни,

 

– практики игрового взаимодействия

 

 

 

Пальчиковая гимнастика «Умелые руки», «Собачка и кошка».

Подвижные игры:

  • «Совушка,«Пузырь»,«Самолёты», «Мы – капельки!», «Беги туда, куда дует ветерок»
  • Дыхательная гимнастика «Ветер», «Подуй на цветок», «Прогони шмеля»

Гимнастика для глаз «Капля раз, капля два..».

Игры с бумажными самолётиками, султанчиками и вертушками.

Физкультминутка «Радуга-дуга».

Игра м/п: «Холодно-жарко». 

 

 

 

 

 

Взаимодействие с родителями

Культурные практики

Виды

Содержание

– познания мира и самопознания,

 

– коммуникативные практики

Ознакомление родителей с целью проекта и видами совместной деятельности для его успешной реализации.

Организация совместной с детьми деятельность в домашних условиях:

  • проводят дома с детьми простые опыты.
  • изготавливают поделки из бумаги.

Организация беседы с родителями «Что нельзя и что нужно делать для поддержания интереса детей к познавательному экспериментированию».
 

Рекомендовать родителям ознакомится с методическим материалом: «Роль семьи в развитии познавательных интересов дошкольника».

Привлекать родителей к пополнению центра экспериментирования новой познавательной литературой.

 

Распределение деятельности по центрам активности

Центр театрализованной деятельности: изготовление персонажей к теневому театру «Сказка о глупом мышонке».

Центр опытно-экспериментальной деятельности: подготовка всех материалов, необходимых для исследовательской деятельности (мыльные пузыри, бумага разных видов, бумажные кораблики, воздушные шарики, ёмкости для воды, соломинки, экран для теневого театра).

Результаты реализации проекта (итог):

Расширилось содержание культурных практик детей:

  • проявился устойчивый познавательный интерес к экспериментированию;
  • возросли умения осознанно выбирать предметы и материалы для самостоятельной деятельности
  • проявилась инициатива и творчество в решении поставленных задач, способность к взаимопомощи.
  • активизировалась заинтересованность родителей в принятии участия, в реализации проекта.
  • проведена рекомендация для родителей: «Роль семьи в развитии познавательных интересов дошкольника»
  • оформлена картотека опытов для практической деятельности.
  • организована выставка поделок из бумаги, изготовленных родителями с детьми.

 

 

 

 

Перечень литературы: 

1. А. Дитрих, Г. Юрман «Почемучка».

2. Ван. Клив Дж. «200 экспериментов»

3. Дыбина О.В., и др. Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников /О.В.Дыбина (отв.ред.).-М.:ТЦ «Сфера», 2001.

4. Л. Л. Сикорук «Физика для малышей».

5. Николаева С.Н. Методика экологического воспитания в детском саду.М., 1999.

6. Николаева С.Н. Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве. М., 1995.

7. Перельман Я.И. Занимательные задачи и опыты. Екатеринбург, 1995.

8. «Проектирование и организация культурных практик в дошкольном детстве»/ авт.М.В Корепанова - доктор пед.наук, профессор, зав.кафедрой педагогики дошкольного образования, декан факультета дошкольного и начального образования Волгоградского государственного социально-педагогического университета.

9. Рыжова Н. Н.А.Рыжова Волшебница- вода. М., Линка- Пресс, 1997г

10. Смирнов Ю.И. Книжка для талантливых детей и заботливых родителей. СПб., 1998

11. Что такое? Кто такой? М., 1996.

12. Интернет ресурсы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_mladshaya_gruppa.docx24.64 КБ

Предварительный просмотр:

Муни

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №12 г.Калининска Саратовской области»

«Утверждаю»

Заведующий МБДОУ «Детский сад №12

г.Калининска Саратовской области»

________________    Трубанова Е.Н.

Приказ  № ______   от _______ 2019г.

Проект

на тему: «Мы – маленькие волшебники»  

для детей и родителей

 младшей группы

Составили:   Фриккель Е.В.

      Самойлова  Е.П.

2019г.

Проблема. Доказано, что лучше всех усваиваются ребенком те знания, которые ребенок приобрёл в практической деятельности. К сожалению, в дошкольных образовательных учреждениях экспериментирование применяется неоправданно редко, особенно в младшем дошкольном возрасте. Недооценивается значение самостоятельной исследовательской деятельности ребенка, несмотря на его положительные стороны, несмотря на активное развитие данного направления в дошкольном образовании. 

Несмотря на то, что в экспериментальной деятельности существует больше возможностей для самопознания и самоопределения ребенка, для личностного роста и раскрытия его индивидуальности, педагоги неохотно используют данный метод в повседневной деятельности, оставляя его для открытых занятий и массовых зрелищных мероприятий.

Актуальность проекта. Дошкольники – прирожденные исследователи. И тому подтверждение – их любознательность, постоянное стремление к эксперименту, желание самостоятельно находить решение в проблемной ситуации.

Экспериментирование даёт детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, обогащает память ребёнка, активизирует его мыслительные процессы, включает в себя активные поиски решения задач. Младшие дошкольники, знакомясь с окружающим миром, стремятся не только рассмотреть предмет, но и потрогать его руками, языком, понюхать, постучать им. Дети рвут бумагу, разбирают игрушки, играют с песком, водой и снегом. В обыденной жизни дети часто сами экспериментируют с различными веществами, стремясь узнать что-то новое. Они наблюдают за падающими в воду предметами (тонет – не тонет), пробуют языком в сильный мороз сосульки и т.д. Исследовательское поведение для дошкольника – главный источник получения представлений о мире. Мы, взрослые, должны активно помогать ему в этом.

Цель проекта: развивать культурные практики проявления интереса детей младшего дошкольного возраста к познанию и исследованию, поддерживать стремление к проявлению самостоятельности и инициативы, любознательности.

Задачи:

  1. Познакомить детей с некоторыми свойствами воды, воздуха, света, бумаги.
  2. Развивать собственный познавательный опыт.
  3. Поддерживать у детей инициативу, самостоятельность, сообразительность.
  4. Поощрять дружественные отношения во время исследовательской деятельности.
  5. Формировать культурную практику проявления интереса и желания расширять свой кругозор.

Вид проекта: информационно-исследовательский, групповой.

Участники: воспитатели, дети, родители.

Сроки реализации: краткосрочный (2 недели: с 15  по 30 сентября 2016 года).

Прогнозируемый результат: 

разработка содержания культурных практик для реализации задач проекта:

  • проявление устойчивого познавательного интереса к экспериментированию;
  • развитие умения осознанно выбирать предметы и материалы для самостоятельной деятельности;
  • проявление инициативы и творчества в решении поставленных задач;
  • проявление взаимопомощи, активное социальное взаимодействие;
  • качественное и заинтересованное участие родителей в реализации проекта.

Основной раздел программы: социально-коммуникативное развитие.

Организация деятельности в рамках проекта

Подготовительный этап:

  • формулирование проблемы;
  • определение актуальности, цели и задач;
  • подбор методической и художественной литературы;
  • подбор опытов по данному возрасту;
  • подбор оборудования для проведения опытов.

Основной этап:

  • организация предметно-развивающей среды,
  • проведение опытов, экспериментов в группе и на прогулке,
  • индивидуальная работа с детьми,
  • самостоятельная экспериментальная деятельность,
  • подвижные игры,
  • чтение художественной литературы,
  • беседы,
  • продуктивная деятельность детей.

Заключительный этап:

1. Оформление картотеки опытов.

2. Выставка поделок, изготовленных родителями с детьми.

Технологическая карта проекта

Социально-коммуникативное развитие

Культурные практики

Виды

Содержание

– практики игрового взаимодействия,

– познания мира и самопознания,

– коммуникативные практики

Игры:  «Узнай, кто позвал?», «Бывает – не бывает».

Д/упражнение: «Найди и принеси бумажный предмет».

Игровые упражнения: «Преврати круг в солнышко, яблоко, мяч, колесо и т.д.»

Проблемные ситуации:

  • «Игрушка потерялась в песке, надо её найти, копая совком и не рассыпая песок»
  • «Как и почему вода льётся?»

Беседа – упражнение «Вкус и свойства пищи».

Д/и «Догони свою тень»

Познавательное развитие

Культурные практики

Виды

Содержание

– познания мира и самопознания,

– свободные практики детской деятельности,

– коммуникативные практики,

– идентификации и взаимодействия ребёнка с окружающим социумом.

 Опытно-экспериментальная деятельность:

  • «Надувание мыльных пузырей»,
  •  «Запираем воздух в шарик»,
  • «Движение воздуха»,
  •  «У воды нет вкуса и запаха»,
  • «Прозрачная вода»,
  • «Пар тоже вода»,
  • «Вода без формы»,
  • «Вода бывает холодной, теплой, горячей»,
  • «Как убедиться что вода прозрачная»
  • «Бумага и вода»,
  • «Сравнение бумаги»,
  • «Может ли бумага быть опасной»
  • «Лёгкий – тяжёлый»
  • Игры с воздушным шариком и соломинкой

Игры-экспериментирования:

  •  «Умный нос»,
  •  «Язычок помощник»

Игра-опыт «Цветные льдинки»

  • Игра – опыт со снежинками

Исследование:

  •  «Что в коробке?», «Что в пакете?»
  • «Прокати шарик»
  • Эксперимент «Послушный ветерок» 

Речевое развитие

Культурные практики

Виды

Содержание

– коммуникативные практики,

– познания мира и самопознания

 

Беседы:

  •  «Волшебный воздух»
  • «Что ты знаешь о себе»
  • «Зачем нужна вода?»
  • «Что бывает из бумаги»
  • «О значении света»

Чтение:

  • стихотворение «Воздух»
  • Пермяк Е. «Про нос и язык».
  • Бойко Т.«Солнышко»
  • Сказка «В гостях у солнышка»
  • Козлов С. «Солнечный зайчик и медвежонок»
  • К.Ушинский «Солнце и радуга»

Эвристические беседы:

  •  «На что похожа ложка, тарелка, кусочек хлеба, салфетка?»
  • «В какой пище есть вода?»

Художественно-эстетическое развитие

Культурные практики

Виды

Содержание

– познания мира и – самопознания,

– свободные практики детской деятельности

 

 

Теневой театр 

  • «Сказка о глупом мышонке»
  • «Раскрасим радугу»
  • «Волшебная кисточка»
  • «Обведём ладошку и украсим её».

Конструирование. Тема: ««Будка для собачки» (из бумаги).

Продуктивная деятельность. «Белый медведь» (из ладошки).

Лепка «Воздушный шарик».

Физическое развитие

Культурные практики

Виды

Содержание

– здорового образа жизни,

– практики игрового взаимодействия

 

 

 

Пальчиковая гимнастика «Умелые руки», «Собачка и кошка».

Подвижные игры:

  • «Совушка,«Пузырь»,«Самолёты», «Мы – капельки!», «Беги туда, куда дует ветерок»
  • Дыхательная гимнастика «Ветер», «Подуй на цветок», «Прогони шмеля»

Гимнастика для глаз «Капля раз, капля два..».

Игры с бумажными самолётиками, султанчиками и вертушками.

Физкультминутка «Радуга-дуга».

Игра м/п: «Холодно-жарко». 

Взаимодействие с родителями

Культурные практики

Виды

Содержание

– познания мира и самопознания,

– коммуникативные практики

Ознакомление родителей с целью проекта и видами совместной деятельности для его успешной реализации.

Организация совместной с детьми деятельность в домашних условиях:

  • проводят дома с детьми простые опыты.
  • изготавливают поделки из бумаги.

Организация беседы с родителями «Что нельзя и что нужно делать для поддержания интереса детей к познавательному экспериментированию».

Рекомендовать родителям ознакомится с методическим материалом: «Роль семьи в развитии познавательных интересов дошкольника».

Привлекать родителей к пополнению центра экспериментирования новой познавательной литературой.

Распределение деятельности по центрам активности

Центр театрализованной деятельности: изготовление персонажей к теневому театру «Сказка о глупом мышонке».

Центр опытно-экспериментальной деятельности: подготовка всех материалов, необходимых для исследовательской деятельности (мыльные пузыри, бумага разных видов, бумажные кораблики, воздушные шарики, ёмкости для воды, соломинки, экран для теневого театра).

Результаты реализации проекта (итог):

Расширилось содержание культурных практик детей:

  • проявился устойчивый познавательный интерес к экспериментированию;
  • возросли умения осознанно выбирать предметы и материалы для самостоятельной деятельности
  • проявилась инициатива и творчество в решении поставленных задач, способность к взаимопомощи.
  • активизировалась заинтересованность родителей в принятии участия, в реализации проекта.
  • проведена рекомендация для родителей: «Роль семьи в развитии познавательных интересов дошкольника»
  • оформлена картотека опытов для практической деятельности.
  • организована выставка поделок из бумаги, изготовленных родителями с детьми.

Перечень литературы: 

1. А. Дитрих, Г. Юрман «Почемучка».

2. Ван. Клив Дж. «200 экспериментов»

3. Дыбина О.В., и др. Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников /О.В.Дыбина (отв.ред.).-М.:ТЦ «Сфера», 2001.

4. Л. Л. Сикорук «Физика для малышей».

5. Николаева С.Н. Методика экологического воспитания в детском саду.М., 1999.

6. Николаева С.Н. Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве. М., 1995.

7. Перельман Я.И. Занимательные задачи и опыты. Екатеринбург, 1995.

8. «Проектирование и организация культурных практик в дошкольном детстве»/ авт.М.В Корепанова - доктор пед.наук, профессор, зав.кафедрой педагогики дошкольного образования, декан факультета дошкольного и начального образования Волгоградского государственного социально-педагогического университета.

9. Рыжова Н. Н.А.Рыжова Волшебница- вода. М., Линка- Пресс, 1997г

10. Смирнов Ю.И. Книжка для талантливых детей и заботливых родителей. СПб., 1998

11. Что такое? Кто такой? М., 1996.

12. Интернет ресурсы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация экологического проекта по теме: "Зелёный лук-наш верный друг!" во 2 младшей группе.

Предлагаю вашему вниманию презентацию экологического проекта по теме :"Зелёный лук-наш верный друг" во 2 младшей группе...

Проект на тему: «Опытно - экспериментальная деятельность по изучению неживой природы младшей группе».

В возрасте 3-х лет дети еще не могут оперировать знаниями в вербальной форме, без опоры на наглядность, поэтому они в подавляющем большинстве случаев не понимают объяснений взрослого и стремятся устан...

Проект на тему: «Путешествие по русским народным сказкам» во II младшей группе

Необходимость приобщения детей к чтению бесспорна. Книга совершенствует ум ребёнка, помогает овладеть речью, познавать окружающий мир. Для повышения интереса к книге, любви к чтению мной был разработа...

В рамках проекта "Всё начинается с чтения". Совместное развлечение детей и родителей младшей группы №3 "Почемучки": "Что за прелесть, эти сказки!" 26. 05. 2017 г.

Цель: Создание радостного настроения, доброжелательной обстановки для дальнейшего общения. Задачи: - Вспомнить с детьми героев знакомых русских народных сказок; - способствовать развитию свя...

Презентация для совместного досуга детей и родителей младшей группы "Новогодние приключения маленьких зверят"

Презентация для совместного досуга детей и родителей младшей группы "Новогодние приключения маленьких зверят"...

Консультация для родителей на тему «Роль сказки в воспитании детей 2-й младшей группы»

laquo;Сказка - это зернышко, из которогопрорастает эмоциональная оценка ребенком жизненных явлений»В. А. Сухомлинский...

Мастер-класс по развитию мелкой моторики - лепке из соленого теста. Тема «Игрушки из теста» для детей 1-й младшей группы и их родителей (законных представителей).

Мастер-класс  по развитию мелкой моторики - лепке из соленого теста.   Тема «Игрушки из теста» для детей 1-й младшей группы и их родителей (законных представителей). ЦЕ...