Духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста
статья
Молодое поколение забывает русскую народную культуру, народные игры. Наблюдается взаимоотчуждение детей и родителей, разрыв тёплых, эмоциональных связей между старшим и подрастающим поколением.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста | 54.5 КБ |
Предварительный просмотр:
«Знакомство с русской национальной культурой как средство воспитания нравственно-патриотических чувств дошкольников»
Дейч Г.Н., воспитатель МБДОУ «Детский сад № 40»
Проблема патриотического воспитания подрастающего поколения сегодня сохраняет свою актуальность. Молодое поколение забывает русскую народную культуру, народные игры. Наблюдается взаимоотчуждение детей и родителей, разрыв тёплых, эмоциональных связей между старшим и подрастающим поколением.
Изучение отеческого наследия воспитывает уважение, гордость за землю, на которой живёшь. Человек, живущий в России, обязан знать её культуру и историю.
В дошкольном возрасте чувства господствуют над всеми сторонами жизни ребенка. Именно этот отрезок жизни человека является наиболее благоприятным для эмоционально-психологического воздействия на ребенка, так как его образы очень ярки и сильны, и поэтому они остаются в памяти надолго, а иногда и на всю жизнь, что очень важно в воспитании патриотизма.
По данному вопросу имеется опыт работы педагогов, выпускаются методические пособия. Однако мало научных исследований именно по дошкольному возрасту. Особенно при знакомстве с народными праздниками, традициями, так как они зачастую имеют религиозную основу.
Организуя работу, мы в первую очередь определили уровень сформированности нравственно-патриотических чувств у дошкольников, были определили компоненты:
1.Показателем когнитивного компонента, как результата познавательной деятельности, служит наличие представлений о культуре, обычаях, традициях русского народа.
2. Показателем эмоционально-мотивационного компонента служит наличие интереса к культуре русского народа, наличие желания изучать культуру русского народа.
3. Показателем поведенческого - служит проявление уважительного отношения к другим людям, отсутствие отрицательного отношения к ним, умение регулировать свое поведение в зависимости от ситуаций взаимодействия.
При изучении данной проблемы была поставлена цель: «Воспитание у дошкольников патриотических чувств в процессе ознакомления с культурой русского народа». Для достижения поставленной цели мы определили задачи:
- Создать мотивацию детей к проявлению патриотических чувств в разных видах деятельности.
- Проектировать и реализовать вариативные формы организации образовательной деятельности, вовлекать детей в различные мероприятия группы, МБДОУ, города.
- Создать условия для социального партнерства с родителями по проблемам патриотического воспитания.
- Обеспечить преемственность МБДОУ и школы
по взаимодействию с семьями воспитанников и учреждениями города.
Работа по ознакомлению детей с русскими народными предметами и традициями начинается уже в раннем возрасте. Учитывая возрастные особенности, большое внимание уделяется фольклору, знакомству с русскими народными играми, игрушками-забавами. Хороводы с платочками, кокошники и полушалки, народные игрушки, уголки ряжения с элементами русских костюмов вносят в игры детей яркость, побуждают к деятельности.
В средней группе вносится макет русской избы с предметами крестьянского быта. Обогащаются предметы для сюжетных игр, по возможности интерьер пополняется стариной домашней утварью…
В старшей и подготовительной группе, дети начинают активно проявлять интерес к историческим событиям, традициям, особенностям народной культуры, таким как русские костюмы, праздники, игры. Они устанавливают взаимосвязи между явлениями и предметами: систематизируют, группируют, выстраивают «Ленту времени». Все это отражается в среде.
В рамках проектной деятельности детьми и взрослыми мини-музей группы пополнился элементами макета русской избы, куклами-самокрутками, альбомами (костюмы русского народа, с предметами народного быта и т.д.).
Также, регулярно обновляются выставки по народным промыслам и предметам быта. Работа в мини-музее помогает детям закрепить знания о домашней утвари и предметах быта, полученные ранее. Можно увидеть натуральные предметы, подержать в руках и рассмотреть узоры. Попробовать отправить чугунок в печку и покачать люльку с малышом. Все это дает прочувствовать ту атмосферу быта, которая современному городскому ребенку не доступна.
В образовательном процессе используем разнообразные формы организации работы с дошкольниками, как совместно со взрослым (специально организованные или спонтанные), так и самостоятельные. Большое внимание уделяем интерактивным, проблемно-поисковым, игровым формам работы с детьми.
Продумываем приёмы мотивации через вовлечение детей к созданию и преобразованию предметной среды в группе, подготовке к событиям, организации выставок и проведению экскурсий, мастер-классов для детей и родителей.
В нашем МБДОУ наряду с традиционными праздниками проводятся и мероприятия, способствующие развитию патриотических чувств: осенняя ярмарка, фольклорные праздники - Кузьминки, Масленица, поддерживаются пасхальные традиции. Помогают нам в проведении мероприятий учащиеся и педагоги фольклорного отделения Детской школы искусств № 2.
Более углубленная работа в группе ведется по ознакомлению с русским народным творчеством. Видя интерес детей, со старшей группы, мы организовали детский клуб «Народные промыслы». Одна из его задач - знакомство с различными видами декоративных росписей. Воспитанники сами могут выбрать вид росписи, которой хотели бы раскрасить деревянную заготовку. Так же самостоятельно придумывают композицию, располагают элементы узора.
Без осознанного отношения родителей к вопросам нравственно-патриотического воспитания работа не будет достаточно эффективна. Вовлекая родителей в образовательный процесс, учитывали уровень их активности, педагогической грамотности по вопросам. Перед нами стояли задачи:
- сделать помощниками тех родителей, которые проявляют интерес к нашей работе;
- заинтересовать и вовлечь в работу тех родителей, которые оказались пассивны.
На раннем и младшем возрасте родители показывают спектакли по русским народным сказкам.
Со средней группы принимают участие в проведении тематических досугов и праздников с элементами фольклорных традиций. Три раза в год проходит музыкально-литературная гостиная, которая обязательно включает в себя народные песни, игры и пляски.
«Маршрут выходного дня» стал одной из традиций нашей группы. Родители вначале выступали только в роли сопровождающих. Сейчас они сами предлагают интересные экскурсии, помогают в их подготовке и проведении.
Родители и дети участвуют в конкурсах детского и семейного творчества.
Анализируя итоги работы, мы считаем наиболее существенным результатом:
- осознание родителями их значимости в воспитании нравственно-патриотических чувств ребенка;
- живой интерес детей к истории Родины, общественным явлениям и событиям, происходящим в городе, стране;
- чувство радости, гордости за наши достижения прошлого и настоящего.
Помните, что родная культура, как и отец и мать, должна стать неотъемлемой частью души ребёнка, началом, порождающим личность.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Воспитание духовно - нравственной культуры у детей дошкольного возраста.
Нравственно - патриотическое воспитание – одно из важнейших звеньев системы воспитательной работы в ДОУ. В настоящее время эта задача актуальна и особенно трудна, т.к. в молодых семьях вопросы в...
Воспитание духовно – нравственных качеств у детей дошкольного возраста
Статья раскрывает методы и средства нравственно - патриотического воспитания детей дошкольного возраста...
Опыт работы "Воспитание духовно - нравственных ценностей у детей дошкольного возраста через проектную деятельность"
Обобщение опыта работы по экологическому воспитанию детей дошкольного возраста через проектную деятельность. Опыт содержит перспективный план кружка по изобразительной деятельности "Природа и творчест...
Воспитание духовно-нравственных качеств у детей дошкольного возраста
Статья раскрывает проблему духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения в дошкольном возрасте....
«Организация работы по направлению духовно-нравственного, патриотического воспитания детей дошкольного возраста через приобщение их к культуре народов Крыма»
Детство – время развития всех сил человека, как душевных, так и телесных; приобретения знаний об окружающем мире, образования нравственных навыков и привычек. В дошкольном возрасте п...
Формы, методы и средства воспитания духовно-нравственных ценностей у детей дошкольного возраста
Привитие духовно-нравственных ценостей у детей дошкольного возраста, различными, методами и средствами воспитания...
Духовно - нравственные проблемы воспитания детей дошкольного возраста
Нравственность является основой личности человека и является безусловным продуктом воспитания, т.к. не является врожденным качество ребенка. Недостаток нравственного воспитания подрастающего поколения...