Семья как важнейший институт социализации
учебно-методическое пособие
Фундаментом социализации личности можно назвать семью. Важнейшая социальная функция семьи - воспитание подрастающего поколения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
semya_kak_vazhneyshiy_institut_sotsializatsii.docx | 15.89 КБ |
Предварительный просмотр:
Семья как важнейший институт социализации. Социализирующие функции современной семьи
Фундаментом социализации личности можно назвать семью. Именно в семье человек получает первый опыт социального контакта. На ранней стадии развития ребенка семья вообще является единственным местом получения социального опыта. В процессе близких отношений с родственниками у ребенка с первых дней жизни формируется структура его личности. Семью можно рассматривать как модель и форму базового социального опыта жизни. Как социальная микроструктура, каждая семья создает свою культуру повседневной жизни. В каждой семье есть свои традиции, свои привычки, свой уклад.
Социализация в семье происходит как в результате целенаправленного процесса воспитания, так и по механизму социального учения. Важнейшая социальная функция семьи - воспитание подрастающего поколения. В свою очередь, сам процесс социального учения также идет по двум основным направлениям. С одной стороны, приобретение социального опыта идет в процесс непосредственного взаимодействия ребенка с родителями, братьями и сестрами, а с другой стороны, социализация осуществляется за счет наблюдения особенностей социального взаимодействия других членов семьи между собой.
Семья является особой персональной средой жизни и развития детей, , качество которой характеризуется рядом параметров конкретной семьи. Это следующие параметры:
- социально-культурный - уровень образованности родителей, их участие в общественной жизни;
- демографический - структура семьи
- социально - экономический - имущественные характеристики и занятость родителей на работе;
- технико - гигиенический - условия проживания, обустроенность жилища, особенности образа жизни.
Социализирующие функции современной семьи очень многосторонние и разнообразные. С той целью, чтоб более ясно представить роль в обществе и уровень ответственности семьи за будущее детей, нужно привести в пример образное сопоставление, принадлежащее В.А. Сухомлинскому: “Не воспитанный в детстве человек, моральный невежда, недоучка чаще всего похож на самолет, выпущенный в полет с поврежденным двигателем: если отремонтировать не удастся, он погибнет сам и принесет гибель людям”
Современная семья значительно отличается от семьи прошлых времен - коренным изменением в корне своих эмоциональных и психических функций. Взаимоотношения детей и родителей за последние десять лет значительно изменились, они стали более эмоциональными. Это выражается глубиной их привязанности друг к другу. Это связано с тем, что для большинства людей именно дети становятся одной из главных ценностей жизни. Но это непосредственно усложняет семейную жизнь. И на это есть свои причины. Назовем некоторые из них.
Во-первых, большое количество семей с одним ребенком и состоят из двух поколений - родителей и детей. Бабушки и дедушки, другие родственники, в основном, живут отдельно. В результате родители не могут повседневно пользоваться опытом и поддержкой своих родителей. Таким образом, исчезло разнообразие, вносимое в межличностные отношения пожилыми, братьями, сестрами, тетками, дядьями и др.
Во-вторых, при сохранении традиционного разделения „мужского” и „женского” труда первый в большинстве семей сведен к минимуму. Повысился статус женщины в связи со ставшей обычной ее руководящей ролью в семье и занятостью вне дома.
В-третьих, поскольку отношения супругов больше определяются мерой и глубиной их привязанности друг к другу, поскольку высоко повышается их уровень ожиданий по отношению друг к другу, осуществить которые многие не могут в силу традиций культуры и своих индивидуальных особенностей.
В-четвертых, сложнее и проблематичнее стали отношения детей и родителей. Дети рано приобретают высокий уровень образования, они имею возможность проводить значительную часть свободного времени вне семьи. Это время они наполняют занятиями, принятыми среди сверстников. Родительский авторитет сегодня часто не срабатывает.
Какую бы сторону развития ребенка мы ни взяли, всегда окажется, что решающую роль в его продуктивности на том либо ином возрастном шаге играет семья. Поэтому рассмотрим несколько моментов.
Во-первых, семья обеспечивает физическое и эмоциональное развитие ребенка. В младенчестве и в раннем детстве семья играет определяющую и основную роль, которая не может быть замещена другими базами социализации. В детском, младшем школьном и подростковом возрастах значение семьи остается ведущим, но уже не единственным. Затем роль этой функции снижается.
Во-вторых, семья влияет на формирование психологического пола ребенка. В первые три года жизни это воздействие определяющее, так как конкретно в семье идет необратимый процесс половой типовой формы, благодаря которой ребенок усваивает необходимые качества приписываемого ему пола: набор личностных характеристик, особенности эмоциональных реакций, различные установки, вкусы, поведенческие образцы.
В-третьих, семья играет основную роль в формировании умственного развитии ребенка, а также влияет на отношение детей, подростков и юношей к учебе и во многом определяет ее успешность. На всех этапах социализации образовательный уровень семьи, интересы ее членов сказываются на интеллектуальном развитии человека, на том, какие слои культуры он усваивает, на стремлении к продолжению образования и к самообразованию.
В-четвертых, семья имеет особое значение в овладении человеком социальными нормами. В частности, исследования показывают, что выбор супруга и характер общения в семье определены обстановкой и взаимоотношениями в родительской семье. Родители, которые сами в детстве пережили недостаток внимания или которым не удалось успешно решить в семье свои детские конфликты или проблемы, связанные с половым созреванием, как правило, не могут установить со своим ребенком тесную эмоциональную связь.
В-пятых, в семье непосредственно формируются фундаментальные ценностные направленности человека, проявляющиеся в социальных и межэтнических отношениях, а также определяющих его стиль жизни, сферы и уровень притязаний, жизненные намерения, планы и способы их осуществления.
В-шестых, семья играет большую роль в ходе социального развития человека. В связи с тем, что ее поддержка и утверждение, равнодушие или осуждение сказываются на интересах человека. Это помогает ему, или наоборот мешает искать выходы в сложных ситуациях. Адаптироваться к изменившимся условиям его жизни, устоять в меняющихся социальных условиях. Ценности и атмосфера семьи определяют и то, насколько она становится средой саморазвития и полем для самовыражения ее членов, возможные взгляды и способы того и другого.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Контрольная работа по дисциплине: «Социология» На тему: «Семья как важнейший социальный институт. Социальные нормы и девиантное поведение. Виды отклоняющегося поведения»
СодержаниеВведениеI Семья как важнейший социальный институт.Понятие социального института, его виды 2. Брак - основа семейных отношений 2.1 Формы брака...
Статья "Формирование культуры безопасности у дошкольников как важный аспект социализации: взаимодействие ДОУ и семьи.
В настоящее время большинством современных научных школ и направлений признана определяющая роль семьи и семейных отношений в формировании культуры безопасности жизнедеятельности у детей. Такие компон...
Выступление на педсовете "Семья и образовательное учреждение – два важных института социализации детей"
laquo;Лучше всего можно помочь детям, помогая их родителям» Т. Харрис Наша задача:«Помочь родителям из «зрителей» и «наблюдателей»...
3. СЕМЬЯ КАК ИНСТИТУТ СОЦИАЛИЗАЦИИ РЕБЕНКА; ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.
Семья как институт социализации ребенка; психолого-педагогические проблемы семейного воспитания детей дошкольного возраста....
Семья как институт социализации ребенка
Семья — важнейший институт социализации личности. Именно в семье человек получает первый опыт социального взаимодействия....
Семья как первичный институт социализации ребенка
Благодарю за внимание!...
Статья «Семья и детский сад - два важных института»
Статья "Семья и детский сад- два важных института"...