Здоровьесберегающие технологии
статья

Головачева Марина Геннадьевна

ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ В ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ ПРАКТИКЕ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zdorovesberegayushchie_tehnologii.docx20.58 КБ

Предварительный просмотр:

Головачева М.Г.,

Логопед СПб ГКУЗ ЦВЛ «Детская психиатрия» им С.С.Мнухина

ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ В ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ ПРАКТИКЕ.

В настоящее время медицинские работники констатируют значительное снижение числа здоровых детей, стремительный рост числа функциональных нарушений и хронических заболеваний, резкое увеличение доли патологии нервной системы, сердечно-сосудистой и пищеварительной систем, опорно-двигательного аппарата. Осуществляя педагогическую деятельность в условиях психиатрического медицинского учреждения, наблюдается рост количества детей с психическими нарушениями и нарушениями поведения.

В связи с этим, одним из важнейших направлений деятельности педагога, особенно в медицинском учреждении является сохранение здоровья детей. Для этого используются здоровьесберегающие технологии, предполагающие совокупность педагогических, психологических и медицинских воздействий, направленных на защиту и обеспечение здоровья, формирование ценного отношения к нему.

Здоровьесберегающая технология - это:

- условия обучения ребенка в учреждении (отсутствие стресса, адекватность требований, адекватность методик обучения и воспитания);

- рациональная организация учебного процесса (в соответствии с возрастными, половыми, индивидуальными особенностями и гигиеническими требованиями);

- соответствие учебной и физической нагрузки возрастным и индивидуальным возможностям ребенка;

- необходимый, достаточный и рационально организованный двигательный режим. (В.Д. Сонькин)

Здоровьесберегающие образовательные технологии обучения включают компоненты:

- оптимальный уровень трудности, вариативности методов и форм обучения;

- оптимальное сочетание двигательных и статических нагрузок;

- обучение в малых группах или индивидуально;

- максимально возможное использование принципа наглядности;

- сочетание различных форм предоставления информации;

- создание эмоционально благоприятной атмосферы;

- формирование мотивации к учебе;

- формирование у детей и их родителей знаний по вопросам здоровья.

Здоровьесберегающей технологии в образовательном процессе предполагают организацию обучения через:

- разные каналы восприятия информации (зрение, слух, ощущение) в зависимости от возрастных и индивидуальных психофизических особенностей детей, а также целей и задач занятия;

- создание здоровьесберегающего пространства;

- знание недельных зон работоспособности и планирование занятий разной степени сложности;

- знание об уровнях работоспособности детей в течение рабочего дня;

- распределение интенсивности умственной нагрузки в течение занятия и дня.

В условиях работы в медицинском учреждении использование здоровьесберегающих технологий в деятельности логопеда становятся перспективным средством коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими психические нарушения, в том числе нарушения речи. Эти методы работы принадлежат к числу эффективных средств коррекции, все чаще применяемых в специальной педагогике и помогающих достижению максимально возможных успехов в преодолении не только речевых трудностей, но и общего оздоровления детей. На фоне комплексной логопедической помощи здоровьесберегающие технологии, не требуя особых усилий, оптимизируют процесс коррекции речи детей и способствуют оздоровлению всего организма ребенка. Кроме того, альтернативные методы и приемы помогают организовывать занятия интереснее и разнообразнее.

Использование здоровьесберегающей технологии на логопедических занятиях позволяет решить несколько задач:

  • способствует повышению речевой активности;
  • развивает речевые умения и навыки;
  • снимает напряжение, восстанавливает работоспособность;
  • активизирует познавательный интерес;
  • улучшает концентрацию внимания, снижает трудности переключения с одного вида деятельности на другой.  

Для сохранения и укрепления физического здоровья ребенка на занятиях с логопедом  в условиях медицинского учреждения возможно использовать следующие оздоровительные приемы:

Для сохранения и укрепления физического здоровья ребенка, в своей работе я использую следующие оздоровительные приемы:

  1. Различные виды гимнастик: артикуляционная, дыхательная, гимнастика для глаз.

Артикуляционная гимнастика – это совокупность специальных упражнений, направленных на укрепление мышц артикуляционного аппарата, развитие силы, подвижности и дифференцированности движений органов, участвующих в речевом процессе.

Дыхательная гимнастика – упражнения, способствующие развитию речевого дыхания, формированию длительного, направленного выдоха.

Зрительная гимнастика - специальные упражнения для глаз, способствуют профилактике нарушения зрения, развитию подвижности глаз, восстановлению бинокулярного зрения, снятию утомления с глаз, расслаблению зрительной системы, положительно влияют на циркуляцию крови и внутриглазной жидкости в органе зрения, на тренировку аккомодационных мышц, укрепление глазодвигательных мышц, активизацию и восстановление зрения при косоглазии и амблиопии, а также создаётся положительный эмоциональный фон, что способствует повышению работоспособности детей и усилению их познавательной активности.

  1. Развитие мелкой моторики. Организация игр с различными материалами (крупы, вода, песок, различный бросовый и природный материал), формирование графических навыков.
  2. Логоритмика – система двигательных упражнений, в которых движения рук, ног, головы, корпуса сочетаются с произнесением речевого материала.         Развитие мелкой моторики пальцев рук.
  3. Развитие общей моторики. Физкультминутки. Они направлены на нормализацию мышечного тонуса, исправление неправильных поз, запоминание серии двигательных актов, воспитание быстроты реакции на словесные инструкции.
  4. Логопедический массаж, самомассаж,

Логопедический массаж – совокупность приемов механического, дозированного воздействия в виде трения, давления, вибрации, проводимых непосредственно на поверхности тела человека как руками, так и специальными аппаратами.

Использую в основном такие виды логопедического массажа:

дифференцированный логопедический массаж

массаж язычной мускулатуры,

массаж и самомассаж лица;

массаж и самомассаж кистей и пальцев рук;

  1. Су – джок терапия. Стимуляция высокоактивных точек соответствия всем органам и системам, расположенных на кистях рук и стопах. На коррекционных занятиях происходит стимулирование активных точек, расположенных на пальцах рук при помощи различных приспособлений (шарики, массажные мячики, колечки, грецкие орехи, колючие валики)
  2. Кинезиологическая гимнастика. Упражнения для развития межполушарного взаимодействия. Улучшают мыслительную деятельность, синхронизируют работу полушарий, способствуют улучшению запоминания, процесс письма

Использование здоровьесберегающих технологий в коррекционной работе логопеда с дошкольниками даёт положительные результаты:

- снижение уровня заболеваемости;

- повышение работоспособности, выносливости;

- развитие психических процессов;

- улучшение зрения;

- формирование двигательных умений и навыков, правильной осанки;

- развитие общей и мелкой моторики;

- повышение речевой активности;

- увеличение уровня социальной адаптации.

Таким образом, применение элементов педагогики оздоровления способствуют личностному, интеллектуальному и речевому развитию ребёнка с психическими нарушениями и нарушениями поведения.

Литература:

  1. Гаврючина Л.В. «Здоровьесберегающие технологии в ДОУ». – М.: ТЦ Сфера, 2006
  2. Мальгавко Н.В. «Здоровьесберегающие технологии в работе с детьми с ОНР» – Журнал «Логопед»,  2012- №1.
  3. Нищева Н. В. «Система коррекционной работы в логопедической группе  для детей с общим недоразвитием речи». – СПб., 2003
  4. Панфёрова И.В. «Здоровьесберегающие технологии в логопедической практике». – Журнал «Логопед», 2011 - №2.  

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Непосредственно образовательная деятельность с детьми старшей группы с ОНР. Тема "Игра - путешествие на поезде в деревню". Использование современных образовательных технологий: Технология ТРИЗ, игровые технологии и здоровьесберегающая технология.

Непосредственно образовательная деятельность с детьми старшей группы с ОНР. Направление:"Познавательно - речевое развитие". Лексическая тема: "Домашние животные" Тема: "Игра - путешествие на поезде в ...

Здоровьесберегающие технологии Виды и значение здоровьесберегающих технологий

виды и значение здоровьесберегающих технологий в ДОУ...

Мной разработан и реализуется образовательный проект «Здоровьесберегающие технологии с воспитанниками дошкольного возраста», 2015г.- 2020г. Целью проекта является сохранение и укрепление здоровья детей через здоровьесберегающие технологии.

Здоровье это ДАР- который нужно сохранять и приумножать, начиная с рождения. Дошкольный возраст является решающим звеном в формировании фундамента физического и психического здоровья человека. Очень...

Здоровьесберегающие технологии в обучении «Здоровьесберегающие технологии на музыкальных занятиях»

 Музыкально-оздоровительная работа в ДОУ- достаточно новое направление как в музыкальном, так и в физическом воспитании дошкольников.  Так я начала организовывать музыкально-оздо...

Консультация для воспитателей " «Здоровьесберегающие технологии в ДОУ» Современные здоровьесберегающие технологии"

Здоровьесберегающие технологии в дошкольном образовании - технологии, направленные на решение приоритетной задачи современного дошкольного образования - задачи сохранения, поддержания и обогащени...