План самообразования Тема: «Развитие речи младших дошкольников»
материал (младшая группа)

Побережная Надежда Александровна

План самообразования с отчетом

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл plan_samoobrazovaniya_poberezhnaya_n.a._2019-2020.docx678.31 КБ

Предварительный просмотр:

Казенное учреждение Ханты-Мансийского автономного округа - Югры

«Урайский специализированный Дом ребенка»

План

по самообразованию

Побережная Надежда Александровна

Воспитателя группы №5

Тема: «Развитие речи дошкольников»

2019-2020 учебный год

младшая

(возрастная группа)

Срок реализации:2019 – 2020г.

ПЛАН САМООБРАЗОВАНИЯ НА ТЕМУ:  

 «РАЗВИТИЕ РЕЧИ ДОШКОЛЬНИКОВ»


ЦЕЛЬ:

  • повышение своего теоретического уровня, профессионального мастерства и компетентности.

ЗАДАЧИ:

  • развитие свободного общения со взрослыми;
  • совершенствовать диалогическую форму речи;
  • развивать монологическую форму речи;
  • учить связно, последовательно и выразительно пересказывать небольшие сказки, рассказы;
  • учить (по плану и образцу) рассказывать о предмете, содержании сюжетной картины;
  • составлять рассказ по картинкам с последовательно развивающими событиями;
  • развивать умение составлять свои рассказы из личного опыта.

АКТУАЛЬНОСТЬ:

Актуальность темы состоит в том, что среди многих важных задач воспитания и обучения детей дошкольного возраста в дошкольном учреждении обучение русскому языку - одна из главных. 

Словарь дошкольника на четвёртом году жизни пополняется названиями предметов, с которыми дети сталкиваются и действуют в быту. Дети затрудняются или допускают ошибки при назывании многих предметов обихода (посуды, мебели, одежды, обуви, игрушек), транспортных средств и др. Эти ошибки вызваны неточностью, недифференцированностью восприятия и представлений ребенка. Поэтому существенное значение на данном возрастном этапе приобретают ознакомление детей с особенностями предметов и словарная работа в процессе углубления знаний о предметах. 

ПЛАН РАБОТЫ ПО ТЕМЕ НА УЧЕБНЫЙ ГОД

РАЗДЕЛ

СРОКИ

СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ

ВЫХОД

ОРГАНИЗАЦИОННО – НАКОПИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП

( первый год изучения темы )

СЕНТЯБРЬ

Бородич А.М. Методика развития речи детей.

Использование сюжетно-ролевых игр как средство развития речи детей дошкольного возраста

ОКТЯБРЬ

Леонтьев А.А. Язык,речь,речевая деятельность.

Особенности сюжетно – ролевой игры в дошкольном возрасте

Работа над развитием речи через театральную деятельность.

Инсценированние сказок: «Теремок»; «Репка».

НОЯБРЬ

Максаков А.И., Тумакова Г.А. Учите, играя

Беседа по теме «Моя семья»

Методика заучивания стихотворения с детьми

Стихи для заучивания с детьми

ДЕКАБРЬ

Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии

Работа по составлению рассказов по сюжетным картинкам

ЯНВАРЬ

Развитие речи в детском саду. Гербова В.В

«Словесные и наглядные методы развития речи дошкольников»

ФЕВРАЛЬ

Развитие речи детей дошкольного возраста: Пособие для воспитателя детского сада. Ф.А. Сохин

Наблюдение как основной метод развития речи дошкольников на прогулке

МАРТ

Развитие речи посредством сюжетных картинок. Е.И.Звягинцева

«Причины и признаки задержки речевого развития у ребёнка»

АПРЕЛЬ

Развитие речи детей. П.Л.Ушаковская

Рекомендации родителям по активизации словарного запаса ребенка.

 «Роль игры в развитии связной речи детей дошкольного возраста».

МАЙ

Полянская Т. Б. Использование метода мнемотехники в обучении рассказыванию детей дошкольного возраста

Доклад на педсовете по теме: «Влияние игры на развитие речи дошкольников»

РАЗВИТИЕ РЕЧИ

РЕЧЬ- основа психического развития дошкольников, поэтому одной из главных педагогических задач является развитие речи.

Это достаточно трудная задача, требующая целенаправленного, системного педагогического воздействия на развитие речевых

 умений и коммуникативных навыков детей. В Программе Н.Е.Веракса «От рождения до школы»

поставлены задачи по развитию речи:

Продолжать развивать речь детей: обогащать словарь, формировать умение строить предложения; добиваться правильного и четкого произнесения слов.


Отчёт

по самообразованию

на тему

«Развитие речи детей младшего дошкольного возраста»

    Возраст от 3 до 4 лет имеет особое значение для речевого развития ребенка. Дети младшего дошкольного возраста нуждаются во всестороннем развитии речи, включая обогащение и активизацию словаря, развитие грамматического строя речи, а так же связной речи.

      В учебном году мною была выбрана тема для самообразования: «Развитие речи детей младшего дошкольного возраста».

   Выбрав эту тему, поставила следующие задачи: 

  • развитие свободного общения со взрослыми;
  • совершенствовать диалогическую форму речи;
  • развивать монологическую форму речи;
  • учить связно, последовательно и выразительно пересказывать небольшие сказки, рассказы;
  • учить (по плану и образцу) рассказывать о предмете, содержании сюжетной картины;
  • составлять рассказ по картинкам с последовательно развивающими событиями;
  • развивать умение составлять свои рассказы из личного опыта.

  АКТУАЛЬНОСТЬ:

Актуальность темы состоит в том, что среди многих важных задач воспитания и обучения детей дошкольного возраста в дошкольном учреждении обучение русскому языку - одна из главных. 

Для решения поставленных задач использовала следующие методы и приёмы:

  • Наглядный методдемонстрация и иллюстрация картин, показ способов действий.
  • Словесный метод: коллективное чтение, заучивание наизусть с детьми стихов и потешек, рассказывание русских народных сказок с элементами драматизации, обыгрывание.
  • Игровой метод: игры-драматизации, игры-инсценировки, дидактические игры, настольно-печатные игры.

В своей работе использовала следующие дидактические пособия:

  • настольный театр;
  • пальчиковые игры на основе русских народных потешек и сказок;
  • кукольный театр;
  • иллюстрационный материал по сказкам;
  • иллюстрационные альбомы по сказкам и произведениям.


По данной теме изучала методическую литературу:

1 Федеральный Закон «Об образовании в РФ»

2. ФГОС дошкольного образования.

3.Примерное комплексно-тематическое планирование к программе «От рождения до школы».Младшая группа.Под ред.Н.Е.Вераксы., Т.С.Комаровой,М.А.Васильевой...

4. Гербова В.В. Развитию речи в детском саду. Младшая группа.М.: Мозаика-Синтез,2017г. Е.С.

5.Анищенкова Е.С. Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников. – АСТ, 2011г..

6. Наглядно –дидактические пособия. Гербова В.В. Развитие речи в детском саду. -М.: Мозаика-Синтез,2008г.

7.Козырева Л.М. Говорю красиво и правильно. Развитие речи у детей от рождения до 5 лет. М.,

2005.

7.Программа О. С. Ушаковой «Развитие речи».

   В результате проведённой работы  к концу года большинство детей умеют говорить не торопясь, рассказывают об увиденном, отвечают на несложные вопросы. У детей высокая речевая активность, богатый словарный запас, соответствующий их возрасту. Малыши интересуются окружающим, свободно общаются со сверстниками и взрослыми, активно пользуются формами речевого этикета (с просьбой, приветствием, прощанием).            Проявляют доброту и отзывчивость к героям произведений, к окружающим людям. Дети знают много стихов, потешек, песенок и с удовольствием их рассказывают.

   Была организована работа с дефектологом группы:

Папка-передвижка  на тему: «Причины и признаки задержки речевого развития у ребёнка»

   Рекомендации по активизации словарного запаса ребенка младшего возраста.

В течение года познакомилась с новыми инновационными технологиями через предметные издания и интернет .Создала электронную версию методической копилки с использованием ИКТ- технологий. Размещала свои работы на сайтах

Посетила открытые занятия коллег, выслушала их доклады и выступления на совещаниях и педагогических советах. Разработала перспективный план по развитию речи. Выступила с докладом «Развитие связной речи детей через театрализованную деятельность» на педагогическом совете. Прошла курсы профессиональной переподготовки.

Оформила центр речевого развития детей:

Картотека игр по речевому развитию для детей младшего дошкольного возраста.

Настольно-печатные развивающие игры: «Картинки-половинки», «Лото», «Чей малыш?», «Большие и маленькие».

Дидактические игры на развитие мелкой моторики

Картотеки потешек, сказок, рассказов для работы с детьми.

Библиотека красочных книг.

В результате изучения темы: «Развитие речи детей младшего дошкольного возраста» сделала следующие выводы: работа должна осуществляться систематически и последовательно и включаться во все этапы жизнедеятельности детей: режимные моменты (одевание, умывание, завтрак, обед и т. п.,) игры (дидактические, сюжетно – ролевые, подвижные и др., ) занятия, трудовую деятельность, экскурсии и прогулки. Словом, оно должно пронизывать весь воспитательно -образовательный процесс, обогащая опыт. Однако, следует помнить: развитие речи детей младшего дошкольного возраста должно производиться с учётом их возрастных, психофизиологических и индивидуальных особенностей.

Проводимая работа дала положительные результаты. Но на этом, я считаю, останавливаться не надо. Необходимо искать новые интересные формы взаимодействия с детьми .

В дальнейшем, чтобы работа велась планомерно необходимо:

1. Продолжать совместную работу со специалистами Дома ребенка по развитию речи детей.

2. Продолжать пополнять картотеку игр по развитию речи.

Приложение

Картотека

сюжетно-ролевых игр

(младшая группа)

ЗООПАРКC:\Users\АДМИН\AppData\Local\Microsoft\Windows\INetCacheContent.Word\109177176_ZOOPARK__43_.png

ЦЕЛЬ:расширить знания детей о диких животных, их повадках, образе жизни, питании,

воспитывать любовь, гуманное отношение к животным, расширить словарный запас детей.

Оборудование: игрушечные дикие звери, знакомые детям, клетки (из строительного материала), билеты, деньги, касса.

Ход игры: воспитатель сообщает детям, что в город приехал зоопарк, и предлагает сходить туда. Дети покупают билеты в кассе и идут в зоопарк. Там рассматривают животных, рассказывают о том, где они живут, чем питаются. В ходе игры следует обращать внимание детей на то, как надо обращаться с животными, как ухаживать за ними.

C:\Users\АДМИН\AppData\Local\Microsoft\Windows\INetCacheContent.Word\images.jpg

МАГАЗИН

ЦЕЛЬ:научить детей классифицировать предметы по общим признакам, воспитывать чувство

взаимопомощи, расширить словарный запас детей: ввести понятия «игрушки»,«мебель»,

 «продукты питания», «посуда».

Оборудование: все игрушки, изображающие товары, которые можно купить в магазине, расположенные на витрине, деньги.

Ход игры: воспитатель предлагает детям разместить в удобном месте огромный супермаркет с такими отделами, как овощной, продуктовый, молочный, булочная и прочие, куда будут ходить покупатели. Дети самостоятельно распределяют роли продавцов, кассиров, торговых работников в отделах, рассортировывают товары по отделам – продукты, рыба, хлебобулочные изделия, мясо, молоко, бытовая химия и т. д. Они приходят в супермаркет за покупками вместе со своими друзьями, выбирают товар, советуются с продавцами, расплачиваются в кассе. В ходе игры педагогу необходимо обращать внимание на взаимоотношения между продавцами и покупателями. Чем старше дети, тем больше отделов и товаров может быть в супермаркете.

У ВРАЧА

ЦЕЛЬ:  учить детей уходу за больными и пользованию медицинскими инструментами, воспитывать

 в детях внимательность, чуткость, расширять словарный запас: ввести понятия «больница»,

 «больной», «лечение», «лекарства», «температура», «стационар».

Оборудование:  куклы, игрушечные зверята, медицинские инструменты: термометр, шприц, таблетки, ложечка, вата, баночки с лекарствами, бинт, халат и чепчик для врача.

Ход игры: воспитатель предлагает поиграть, выбираются Доктор и Медсестра, остальные дети берут в руки игрушечных зверюшек и кукол, приходят в поликлинику на прием. К врачу обращаются пациенты с различными заболеваниями: у мишки болят зубы, потому что он ел много сладкого, кукла Маша прищемила дверью пальчик и т. д. Уточняем действия: Доктор осматривает больного, назначает ему лечение, а Медсестра выполняет его указания. Некоторые больные требуют стационарного лечения, их кладут в больницу. Дети старшего дошкольного возраста могут выбрать несколько разных специалистов – терапевта, окулиста, хирурга и других известных детям врачей. Попадая на прием, игрушки рассказывают, почему они попали к врачу, воспитатель обсуждает с детьми, можно ли было этого избежать, говорит, что нужно с большей заботой относиться к своему здоровью. В ходе игры дети наблюдают за тем, как врач лечит больных – делает перевязки, измеряет температуру. Воспитатель оценивает, как дети общаются между собой, напоминает о том, чтобы выздоровевшие игрушки не забывали благодарить врача за оказанную помощь.

 ПАРИКМАХЕРСКАЯ

ЦЕЛЬ: познакомить детей с профессией парикмахера, воспитывать культуру общения, расширить словарный запас детей.

Оборудование: халат для парикмахера, накидка для клиента, инструменты парикмахера – расческа, ножницы, флакончики для одеколона, лака, фен и т. д.

Ход игры: стук в дверь. В гости к детям приходит кукла Катя. Она знакомится со всеми детьми и замечает в группе зеркало. Кукла спрашивает детей, нет ли у них расчески? Ее косичка расплелась, и она хотела бы причесаться. Кукле предлагают сходить в парикмахерскую. Уточняется, что там есть несколько залов: женский, мужской, маникюрный, в них работают хорошие мастера, и они быстро приведут прическу Кати в порядок. Назначаем парикмахеров, они занимают свои рабочие места. В салон идут другие дети и куклы. Катя остается очень довольной, ей нравится ее прическа. Она благодарит детей и обещает в следующий раз прийти именно в эту парикмахерскую. В процессе игры дети узнают об обязанностях парикмахера – стрижке, бритье, укладке волос в прическу, маникюре.

СКОРАЯ ПОМОЩЬ

ЦЕЛЬ:вызвать у детей интерес к профессиям врача, медсестры; воспитывать чуткое, внимательное отношение к больному, доброту, отзывчивость, культуру общения.
Роли: врач, медсестра, водитель скорой помощи, больной.
Игровые действия: Больной звонит по телефону 03 и вызывает скорую помощь: называет ФИО, сообщает возраст, адрес, жалобы. Скорая помощь приезжает. Врач с медсестрой идут к больному. Врач осматривает больного, внимательно выслушивает его жалобы, задает вопросы, прослушивает фонендоскопом, измеряет давление, смотрит горло. Медсестра измеряет температуру, выполняет указания врача: дает лекарство, делает уколы, обрабатывает и перевязывает рану и т.д. Если больной очень плохо себя чувствует, его забирают и везут в больницу.
Предварительная работа: Экскурсия в медицинский кабинет д/с. Наблюдение за работой врача (прослушивает фонендоскопом, смотрит горло, задает вопросы). Слушание сказки К. Чуковского «Доктор Айболит» в грамзаписи. Экскурсия к детской больнице. Наблюдение за машиной скорой помощи. Чтение лит.произведений: Я. Забила «Ясочка простудилась», Э.Успенский «Играли в больницу», В. Маяковский «Кем быть?». Рассматривание медицинских инструментов (фонендоскоп, шпатель, термометр, тонометр, пинцет и др.). Дидактическая игра «Ясочка простудилась». Беседа с детьми о работе врача, медсестры. Рассматривание иллюстраций о враче, мед.сестре. Лепка «Подарок для больной Ясочки». Изготовление с детьми атрибутов к игре с привлечением родителей (халаты, шапки, рецепты, мед.карточки и т.д.)
Игровой материал: телефон, халаты, шапки, карандаш и бумага для рецептов, фонендоскоп, тонометр, градусник, вата, бинт, пинцет, ножницы, губка, шприц, мази, таблетки, порошки и т.д.

ОСОБЕННОСТИ СЮЖЕТНО – РОЛЕВОЙ ИГРЫ В ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ

1. СОБЛЮДЕНИЕ ПРАВИЛ.

Правила регламентируют действия ребенка и воспитателя и говорят, что иногда надо делать то, чего совсем не хочется. Взрослым сложно сделать то, что им не нравится, а ребенку это в сотни раз сложнее. Просто так умение действовать по правилу у ребенка не появляется. Важным этапом дошкольного развития являетсясюжетно-ролевая игра, где подчинение правилу вытекает из самой сути игры.

Осваивая в игре правила ролевого поведения, ребенок осваивает и моральные нормы, заключенные в роли. Дети осваивают мотивы и цели деятельности взрослых, их отношение к своему труду, к событиям и явлениям общественной жизни, к людям, вещам: в игре формируется положительное отношение к образу жизни людей, к поступкам, нормам и правилам поведения в обществе.

2. СОЦИАЛЬНЫЙ МОТИВ ИГР.

Социальный мотив закладывается в сюжетно-ролевой игре. Игра — это возможность для ребенка оказаться в мире взрослых, самому разобраться в системе взрослых отношений. Когда игра достигает своего пика, то ребеноку становится недостаточно заменять отношения в игре, вследствие чего зреет мотив сменить свой статус. Единственный способ, как он это может сделать, - это пойти в школу.

3. В СЮЖЕТНО-РОЛЕВОЙ ИГРЕ ИДЕТ ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ.

Игра ребенка очень богата эмоциями, часто такими, которые в жизни ему еще не доступны. Многие отечественные психологи задавались следующими вопросами: «Испытывает ли ребенок чувства или только изображает их? Какое влияние оказывают они на формирование морального облика ребенка?» А. Н. Леонтьев считает, что в самой глубине генезиса игры, в самых ее истоках имеются эмоциональные основания. Изучение детских игр подтверждает правильность этой мысли. Ребенок отличает игру от действительности, в речи дошкольников часто присутствуют такие слова: «как будто», «понарошку» и «по-правде». Но, несмотря на это, игровые переживания всегда искренни. Ребенок не притворяется: мама по-настоящему любит свою дочку-куклу, водитель серьезно озабочен тем, удастся ли спасти попавшего в аварию товарища.

Выдающийся русский психолог Л. С. Выготский также отмечал, что, хотя ребенок создает в ходе ролевой игры воображаемые ситуации, чувства, которые он при этом испытывает, самые настоящие. «Катя — мама» — говорит крошечная девочка, и, примеряя на себя новую роль, погружается в воображаемый мир. И, независимо от того, куплена ли ее «дочка» в дорогом игрушечном магазине или сшита заботливой бабушкой из Катиных же старых колготок, маленькая мама не просто повторяет застаршими манипуляции, которые положено совершать над младенцами, а испытывает настоящее чувство материнской любви к своему «ребеночку».

С усложнением игры и игрового замысла чувства детей становятся более осознанными и сложными. И фа и выявляет переживания ребенка, и формирует его чувства. Когда ребенок подражает космонавтам, он передаст свое восхищение ими, мечту стать таким же. А при этом возникают новые чувства: ответственность за порученное дело, радость и гордость, когда оно успешно выполнено. И. М. Сеченов дал физиологическое обоснование значения игры для формирования чувств, он доказал, что игровые переживания оставляют глубокий след в сознании ребенка.

Многократное повторение действий взрослых, подражание их моральным качествам влияют на образование таких же качеств у ребенка.

Из вышесказанного можно сделать вывод, что, сюжетно -ролевая игра — это школа чувств, в ней формируется эмоциональный мир малыша.

4. В ХОДЕ СЮЖЕТНО-РОЛЕВОЙ ИГРЫ ПРОИСХОДИТ РАЗВИТИЕ ИНТЕЛЛЕКТА ДОШКОЛЬНИКА.

Развитие замысла в сюжетно-ролевой игре связано с общим умственным развитием ребенка, с формированием его интересов. У детей дошкольного возраста возникает интерес к различным событиям жизни, к разным видам труда взрослых; у них появляются любимые герои книг, которым они стремятся подражать. Вследствие чего и замыслы игр становятся более стойкими, иногда на длительное время овладевают их воображением. Некоторые игры (в «моряков», «летчиков», «космонавтов») продолжаются неделями, постепенно развиваясь. Появление длительной перспективы игры говорит о новом, более высоком этапе развития игрового творчества. При этом наблюдается не повторение изо дня в день одной и той же темы, как это бывает у малышей, а постепенное развитие, обогащение задуманного сюжета. Благодаря этому мышление и воображение детей становятся целенаправленными. Продолжительное пребывание ребенка в  одной роли заставляет его глубже вникать в смысл того, что он изображает.

5. В СЮЖЕТНО-РОЛЕВОЙ ИГРЕ РАЗВИВАЕТСЯ ВООБРАЖЕНИЯ И ТВОРЧЕСТВО.

Плановость, согласованность действий в длительных сюжетно-ролевых играх сочетается с импровизацией. Дети намечают общий план, последовательность действий, а во время игры возникают новые идеи, новые образы. Так, во время многодневного «морского путешествия» то один, то другой участник игры придумывал новые интересные эпизоды: водолазы опускались на дно моря и находили сокровища, в жарких странах ловили львов и отвозили их в зоопарк, в Антарктике кормили белых медведей. Развитие игрового творчества сказывается и в том, как в содержании игры комбинируются различные впечатления

жизни. Уже в конце третьего и на четвертом году жизни детей можно наблюдать, что они объединяют в игре разные события, а иногда могут включать эпизоды из сказок, которые им показывали в кукольном театре. Для детей этого возраста важны яркие зрительные впечатления. В дальнейшем (на четвертом и пятом году жизни) у детей новые впечатления включаются в старые любимые игры. Отражение жизни в игре, повторение жизненных впечатлений в разных комбинациях — все это помогает образованию общих представлений, облегчает ребенку понимание связи между разными явлениями жизни.

Для осуществления замысла в сюжетно-ролевой игре ребенку необходимы игрушки и разные предметы, которые помогают ему действовать в соответствии со взятой на себя ролью. Если под рукой нужных игрушек нет, то дети заменяют один предмет другим, наделяя его воображаемыми признаками. Эта способность видеть в предмете несуществующие качества составляет одну из характерных особенностей детства. Чем дети старше и более развиты, тем требовательнее они относятся к предметам игры, тем больше сходства ищут с действительностью.

6. РАЗВИТИЕ РЕЧИ.

В создании образа особенно велика роль слова. Слово помогает ребенку выявить свои мысли и чувства, понять переживания партнеров, согласовать с ними свои действия. Развитие целенаправленности, способности комбинирования связано с развитием речи, со все возрастающей способностью облекать в слова свои замыслы.

Л. С. Выготский доказывал, что развитие детского воображения непосредственно связано с усвоением речи. Задержанные в своем речевом развитии дети оказываются отсталыми и в развитии воображения.

Между речью и игрой существует двусторонняя связь. С одной стороны, речь развивается и активизируется в игре, а с другой — сама игра развивается под влиянием развития речи. Ребенок словом обозначает свои действия, и этим самым осмысливает их; словом он пользуется и чтобы дополнить действия, выразить свои мысли и чувства. В старшем дошкольном возрасте иногда целые эпизоды игры создаются с помощью слова. Особенно заметна роль слова в так называемых режиссерских играх, где ребенок не берет на себя роли, как в обычной игре, а передвигает кукол и другие игрушки, говорит за них. Элемент режиссуры содержится в каждой игре с куклами. «Мама» говорит и действует и за себя, и за свою дочку-куклу.

РАЗВИТИЕ РЕЧИ ЧЕРЕЗ ТЕАТРАЛЬНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Развитие речи является одним из самых важных приобретений ребёнка в дошкольном детстве и рассматривается в современном дошкольном воспитании как общая основа воспитания и обучения детей.

Л.С.Выготский писал: “Есть все фактические и теоретические основания утверждать, что не только интеллектуальное развитие ребенка, но иформирование его характера, эмоции и личности в целом находится в непосредственной зависимости от речи”.

В процессе работы с дошкольниками особое внимание уделяется развитию у них связной речи. Средством обучения связной речи является рассказывание детей.

Работая с детьми в ДОУ, у меня возникла проблема с тем, что у них недостаточно развита речь, они с трудом рассказывают о событиях своей жизни, не могут пересказать литературные произведения, плохо запоминают стихи. Поэтому для углубленной работы выбрана тема “Развитие речи детей”, исходя из опыта изученной литературы пришла к выводу что театрализация является благоприятной средой для творческого развития детей. Поэтому в качестве мотива на исправление речевых дефектов у детей эта деятельность помогает развитию связной и грамматически правильной речи в ненавязчивой форме, подводит детей к приобщению и участию в театрализованной деятельности, обобщает и углубляет знания о театре. Расширяет словарный запас детей по данной теме, формирует познавательный интерес.

Именно поэтому чрезвычайно актуальной на сегодняшний день является проведение с детьми спектаклей в совместной деятельности, рассказывание сказок, инсценировка песен и т.д.

Таким образом, театрализованная деятельность помогает всесторонне развивать ребенка. В процессе театрализованной деятельности дошкольники приобретают не только новые знания, умения и навыки, развивают способности и творчество, но вступают в контакты с детьми из других групп, со взрослыми, что способствует развитию их речевых навыков. Расширение круга общения помогает создать полноценную среду развития, каждому ребенку найти свое, особенное место и одновременно стать полноценным членом сообщества, равноправным партнером взаимодействия.

Инсценировка сказки:

«Теремок»

ЦЕЛЬ: развитие связной речи детей.

ЗАДАЧИ:

РАЗВИВАЮЩИЕ: развитие внимания, зрительного и слухового восприятия, интонационной выразительности речи детей, умения координировать слова с движениями, развивитие творческого воображения: изображение повадок зверей, имитация движений животных – героев сказки.

ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ: воспитание интереса к русскому народному творчеству, воспитание доброжелательных взаимоотношений, дружбы, взаимопомощи.

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ: ввести в активный словарь имена прилагательные (русская народная, серая, юркая, зеленая, пушистый, злой, хитрая, рыжая, косолапый); обогатить представления детей о диких животных (отмечать характерные признаки представителей животных).

ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ РАБОТА: чтение сказки «Теремок», рассматривание персонажей-игрушек, иллюстраций к сказке.

ХОД:

Воспитатель: Сегодня, ребята, мы вместе с вами будем рассказывать и показывать знакомую сказку. Сейчас я покажу вам книгу с яркими иллюстрациями знакомых персонажей, а вы мне подскажите, как называется эта сказка? – показ.

На страничках этой книжки

Спрятались лягушка, зайка, мышка.

В теремке они живут,

Вас ребята в гости ждут.

Дети узнают и называют «Теремок». Молодцы, ребята, правильно. Все догадались. А вот, посмотрите, кто это такой неуклюжий, косолапый, любит мёд и сосёт лапу (Мишка) – правильно. Хорошо, молодцы.

А теперь сели все удобно, будем слушать и смотреть сказку (предварительно надев на головки детей шапочки персонажей).

Воспитатель: Стоит в поле теремок, теремок. Он не низок, не высок, не высок. Вот по полю, полю мышка бежит (направляет ребёнка к теремку). У двери остановилась и стучит.

Ребёнок стучит, приговаривая: пик-пик-пик, кто в тереме живёт?

Воспитатель: Никого в тереме нет, никто мышке не отвечает. Залезла мышка в теремок, стала там жить поживать, песни распевать:

Уж как по полю, полю лягушка скачет (направляет ребёнка к теремку), у двери остановилась и кричит.

Ребёнок: Ква-ква-ква. Кто в теремочке живёт?

Ребёнок: Я мышка-норушка, а ты кто?

Ребёнок: А я лягушка-квакушка.

Воспитатель: Прыгнула лягушка в теремок. Стали они жить- поживать, песни распевать.

Вот по полю, полю заинька бежит, у двери остановился и стучит (направляет ребёнка к теремку).

Ребёнок: Чук-чук-чук, кто в теремочке живёт?

Воспитатель помогает детям:

Я мышка-норушка

Я лягушка-квакушка

А ты кто?

А я зайчик-побегайчик!

Воспитатель и дети: Иди к нам жить!

И зайчик прыгнул в теремок.

Вот по полю, полю лисичка бежит, у двери остановилась и стучит: - Кто в теремочке живёт?

Воспитатель повторяет слова за детей:

А ты кто?

Ребёнок: «Я лисичка-сестричка»

Воспитатель: Иди к нам жить. Стали они жить вчетвером. Вот живут уж вчетвером. Братец волк стучится в дом.

Ребёнок: Кто в теремочке живёт?

Воспитатель обращается к детям:

Скажи Амина и т.д.

А ты кто?

Ребёнок: Я волчок-серый бочок – пустите меня в теремок.

Воспитатель: Просит вежливо впустить, негде бедному пожить. Пустили и волка.

А потом забрёл медведь и как начал реветь.

Ребёнок: Кто в теремочке живёт?

Дети с помощью воспитателя отвечают: заходи медведь, теремок у нас большой, места всем зверятам хватит.

Звери выходят из теремка играть с медведем в догонялки и приглашают ребят.

Молодцы у нас детишки,

Ловко бегали от мышки.

Рассказали сказку нам,

Всё расставив по местам.

Встали вместе в хоровод,

Вот так дружный здесь народ!

Инсценировка сказки:

«Репка»

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ:

Вызвать интерес к сказке «Репка»;
Учить играть роль персонажа сказки с помощью взрослого;
Закрепить знания о желтом и зеленом цветах;
Продолжать учить детей рисовать мелками;
Формировать у детей умение внимательно слушать;
Развивать внимание, речь, чувство ритма, мелкую моторику, координацию движений.

МАТЕРИАЛ И ОБОРУДОВАНИЕ:

Декорации для театра.

Атрибуты для инсценировки сказки: шапка, платок, передник, шапочки «Собака», «Кошка», «Мышка».

Цветные карандаши (восковые мелки) зеленые и желты.

Заготовки картинки-раскраски «Репка».

ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ РАБОТА:

Чтение русской народной сказки «Репка», рассматривание иллюстраций к сказке.

ХОД:

Воспитатель: Здравствуйте мои хорошие. Сегодня мы с вами отправимся в сказку и называется она "Репка". Это русская народная сказка.

Воспитатель демонстрирует детям картину по сказке «Репка».


Воспитатель:

Есть в деревне поворот, рядом частный огород,
Двор и домик небольшой – здесь живет старик с семьей.
Были там и ты, и я – что же это за семья?

(ответы детей)
Чтобы нам не маяться, расскажем, кто- чем занимается.

ИНСЦЕНИРОВКА СКАЗКИ «РЕПКА»

Детям надевают атрибуты (шапка, платок, передник, шапочки «Собака», «Кошка», «Мышка». Далее дети исполняют свою роль под слова сказки, которую рассказывает воспитатель.


Воспитатель: Посадил Дед репку. 

Выходит ребёнок (дед), сажает и поливает репку.
Воспитатель: Выросла репка большая- пребольшая. Стал Дед репку из земли тащить: тянет- потянет- вытянуть не может. Позвал Дед на помощь Бабку.

Выходит девочка (бабка), помогает деду.
Воспитатель: Бабка за Дедку, Дедка за репку: тянут- потянут- вытянуть не могут. Позвала Бабка Внучку.

Выходит девочка (внучка), помогает деду и бабе.

Воспитатель: Внучка за Бабку, Бабка за Дедку, Дедка за репку : тянут – потянут- вытянуть не могут. Позвала внучка Жучку.

Выходит мадьчик (жучка) и помогает остальным.

Воспитатель: Жучка за Внучку, Внучка за Бабку, Бабка за Дедку, Дедка за репку: тянут- потянут – вытянуть не могут. Позвала Жучка Кошку.

Выходит девочка (кошка) и помогает остальным.

Воспитатель: Кошка за Жучку, Жучка за Внучку, Внучка за Бабку , Бабка за Дедку, Дедка за репку: тянут- потянут- вытянуть не могут. Позвала Кошка Мышку.

Выходит мальчик (мышка) и все начинают тянуть.

Воспитатель: Мышка за Кошку, Кошка за Жучку, Жучка за Внучку, Внучка за Бабку, Бабка за Дедку, Дедка за репку: тянут- потянут- вытянули репку.

Воспитатель: Молодцы, ребята. Вы помогли сказке ожить, выразительно ее рассказали, показывали..

РИСОВАНИЕ МЕЛКАМИ«РЕПКА»

Воспитатель: А теперь давайте раскрасим репку на картинке.

Какого цвета мелок мы возьмем для того, чтобы разукрасить репку? Желтый мелок. А каким цветом закрасим листья - ботву? Зеленым.

Воспитатель:  В правой руке мы держим карандаш, левой придерживаем листочек. Карандаш  держим тремя пальчиками, зажимаем его большим и указательным пальцами и придерживаем средним. Разрисовываем репку не выходя за контуры, большими и маленькими штрихами.
После окончания, воспитатель собирает все рисунки вместе.  

ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГА (ЗАКЛЮЧЕНИЕ)

Воспитатель:  Смотрите какие у нас получились репки: красивые, сочные.

А еще какие? (ответы детей: желтые, круглые.)

Воспитатель:  Молодцы.

Беседа на тему: «Моя семья»

ЦЕЛЬ: Формирование представлений о семье и родственных отношениях, развить речь.
ЗАДАЧИ:
- учить отвечать на вопросы предложением;
- упражнять детей в подборе прилагательных и глаголов;
- упражнять в употреблении уменьшительно-ласкательной формы существительных.
- расширять представления детей о своей семье, родственных отношениях; 
- воспитывать положительные взаимоотношения в семье,чувство любви и уважения к членам своей семьи.
МАТЕРИАЛ:  фотографии детей, сотрудников группы, по возможности фотографии членов семьи детей.
ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ РАБОТА: Разучивание пальчиковых игр "Моя семья", "Кто живет в семье";
чтение и рассказывание сказок "Три медведя","Гуси-лебеди", "Волк и семеро козлят";разучивание стихотворения М.Шварца"Семья"; сюжетно-ролевые игры: "Дом", "Семья"; дидактические игры "Чьи детки","Поможем маме".

ХОД БЕСЕДЫ:

Воспитатель:
-Ребята, попробуйте отгадать загадки и вы узнаете,о чем мы сегодня будем с вами беседовать.
Кто милее всех на свете?
Кого любят очень дети? 
На вопрос отвечу прямо: —
Всех милее наша...мама.

Кто не в шутку, а всерьёз


Нас забить научит гвоздь?
Кто научит смелым быть?
С велика упав, не ныть,
И коленку расцарапав,
Не реветь? Конечно ...папа.

Кто любить не устает,
Пироги для нас печет,
Вкусные оладушки?
Это наша... бабушка.

Он трудился не от скуки,
У него в мозолях руки,
А теперь он стар и сед —
Мой родной, любимый...дед.

Без чего на белом свете
Взрослым не прожить и детям?
Кто поддержит вас, друзья?
Ваша дружная... семья.
Правильно! Мы поговорим сегодня о семье.
-Ребята, как вы думаете, что такое семья? 
Дети: Семья-это папа, мама, брат, сестренка, дедушка, бабушка.
Воспитатель: Правильно.Семья – это самое дорогое, что есть у человека. Все члены семьи любят,уважают друг друга, заботятся друг о друге.
Воспитатель: Вы сегодня принесли фотографии своей семьи из вашего семейного фотоальбома. Расскажите, кто живёт в вашей семье? Но сначала я хочу вам рассказать о моей семье,послушайте. (Выставляю фотографию на доску). На этой фотографии изображена моя семья.Моя семья маленькая.Здесь мои самые близкие родственники. Я очень люблю свою семью.
А теперь, давайте послушаем ваши рассказы о своей семье.
(Желающие дети рассказывают по фотографии о своей семье. Воспитатель хвалит ребят за интересные рассказы,при затруднении помогает наводящими вопросами,обращает внимание на то, что на всех фотографиях члены семьи веселые, улыбаются, значит любят друг друга).


Воспитатель: Молодцы,хорошие получились рассказы,но не все ребята смогли рассказать,а мне хочется услышать от всех, какая у вас семья.Предлагаю поиграть в игру,которая так и называется "Какая у вас семья?"( игра проводится с мячом).
Дети встают по кругу, в центре круга стоит воспитатель с мячом. Он бросает мяч ребенку и спрашивает:-Какая у вас семья? Ребенок, поймавший мяч, должен ответить подбирая прилагательное.
(большая, маленькая, дружная, заботливая, трудолюбивая, веселая, добрая, хорошая, строгая, здоровая, крепкая, счастлива)
Если дети затрудняются подобрать прилагательное,применяю метод прямой подсказки, например: -А если у вас в семье много людей ....большая; -А если у вас все живут дружно....дружная; -А если в семье все друг о друге заботятся...заботливая.
Воспитатель:Молодцы,вижу, замечательные у вас семьи.А еще мне хочется узнать,кто чем занят в вашей семье.Давайте поиграем в игру "Кто, что делает в нашей семье?"(игру можно проводить с мячом,можно заменить на флажок).
Воспитатель задает вопрос,например:-Что делает мама (папа, бабушка, дедушка, брат, сестра?) Дети подбирают глагол (гладит, стирает, готовит, моет посуду, ходит на работу, шьет, зарабатывает деньги,проверяет уроки,
ходит в магазин за покупками,учит уроки, ухаживает за цветами, вытирает пыль, играет, читает, мастерит ...)
Воспитатель: Спасибо ребята, я очень рада, что вы так много знаете о своей семье, о том, кто и чем любит заниматься в вашей семье.Из ваших ответов я поняла, что у вас у всех дружные семьи. Семья очень нужна каждому человеку, большому и маленькому. Очень важно, чтобы все члены семьи любили друг друга, уважали, заботились друг о друге.
Воспитатель: Ребята, давайте сейчас пройдем в нашу художественную мастерскую и каждый из вас нарисует свою семью, а вечером вы подарите свои рисунки родителям.
Дети садятся за столы и под легкую музыку создают портреты своей семьи (для закрепления материала рисование можно провести в другое время или на следующий день).

        

ПАМЯТКА

МЕТОДИКА ЗАУЧИВАНИЯ СТИХОТВОРЕНИЙ С ДЕТЬМИ

В методике развития речи особое место занимает работа, направленная на воспитание у детей любви к поэзии, ознакомление с поэтическими произведениями, развитие умений воспринимать и выразительно воспроизводить стихи.

Заучивание стихотворений – одно из средств умственного, нравственного и эстетического воспитания детей. Вопрос о заучивании детьми стихотворений должен быть связан с развитием эстетического восприятия поэзии, художественного слова. В дошкольном возрасте важно учить детей воспринимать и оценивать поэтическое произведение, воспитывать художественный вкус.

Воспринимая поэтические образы, дети получают эстетическое наслаждение. В. Г. Белинский, обращаясь к педагогам, писал: «Читайте детям стихи, пусть ухо их приучится к гармонии русского слова, сердце преисполнится чувством изящного, пусть поэзия действует на них так же, как и музыка».

Стихи действуют на ребенка силой и обаянием ритма, мелодики; детей привлекает к себе мир звуков.

В стихотворении рассматривают две стороны: содержание художественного образа и поэтическую форму (музыкальность, ритмичность). Необходимо научить ребенка понимать и воспринимать эти две стороны в их единстве.

Облегчает восприятие поэзии и процесс запоминания стихотворений любовь детей к звукам и игре с ними, к повтору, особая чувствительность к рифме.

Легче запоминаются стихи с яркими, конкретными образами, так как мышление ребенка отличается образностью. Воспринимая стихотворение, дети мысленно «рисуют» его содержание. Поэтому и хорошо запоминаются стихи, в которых налицо образность, предметность, лаконизм. Этим требованиям отвечают стихи А. Барто, С. Капутикян, С. Маршака и других.

Малыши быстро запоминают короткие стихи, в которых много глаголов, существительных, где конкретность, образность сочетаются с динамикой действия. На характер заучивания положительно влияет интерес к содержанию стихотворения. Быстрое запоминание зависит от установки на запоминание, мотивации (для чего нужно?). Это могут быть чтение стихов на утреннике; чтение маме и бабушке, чтобы их порадовать; выступить перед малышами и другие мотивы. Установка мобилизует память, внимание; ребенок старается быстрее и лучше запомнить текст.

Следует учитывать и то обстоятельство, что в непроизвольной деятельности, когда не ставится задача запомнить стихотворение, дети легко усваивают и запоминают целые страницы. В произвольной деятельности, на занятиях, когда ставится задача запомнить стихотворение, дети испытывают трудности. Установлено, что способность к произвольному запоминанию можно формировать у детей начиная с 2-3 лет. Задача воспитателя – вести детей от непроизвольного запоминания к произвольному. Необходимо, чтобы дети умели ставить цель – запомнить.

Характерной чертой памяти маленьких детей является ее механический характер. Но даже трехлетние малыши обнаруживают смысловую память, которую необходимо развивать, так как осмысленное запоминание гораздо прочнее механического. Поэтому важно довести до сознания детей смысл произведения, заранее готовить их к восприятию.

Следовательно, на запоминание и воспроизведение стихотворения оказывают влияние психологические, возрастные и индивидуальные особенности усвоения материала, а также содержание и форма поэтического текста. С другой стороны, существенное значение имеют приемы обучения заучиванию стихов и качество художественного исполнения их взрослыми.

Заучивание стихов включает в себя два связанных между собой процесса: слушание поэтического произведения и его воспроизведение, то есть чтение стихотворения наизусть. Как уже говорилось выше, воспроизведение поэтического текста зависит от того, насколько глубоко и полно ребенок поймет произведение, прочувствует его. В то же время выразительное чтение – самостоятельная, сложная художественная деятельность, в процессе которой развиваются способности ребенка.

Задача подготовить ребенка к восприятию стихотворения, прочитать стихи так, чтобы дети их почувствовали и поняли, представляет для педагога известную сложность.

Если детям предоставляется возможность самим разобраться в содержании стихотворения, они не всегда справляются с этим и часто не осознают смысл.

Более глубокому воздействию стихов на ребенка помогает предварительная подготовка к их восприятию, которая раскрыта выше (объяснение непонятных слов, рассматривание картинок, экскурсии, наблюдения в природе и др.).

ПРИ ЗАУЧИВАНИИ С ДЕТЬМИ СТИХОВ ПЕРЕД ВОСПИТАТЕЛЕМ СТОЯТ ДВЕ ЗАДАЧИ:

1.      Добиваться хорошего запоминания стихов, т.е. развивать способность к длительному удерживанию стихотворения в памяти.

2.      Учить детей читать стихи выразительно.

Выразительным называется такое чтение, которое ясно, отчетливо передает мысли и чувства, выраженные в произведении. Выразительное чтение требует дословного знания текста, потому что пропуск или изменение порядка слов нарушает художественную форму.

Обе задачи решаются одновременно. Если вначале работать над запоминанием текста, а потом над выразительностью, ребенка придется переучивать, так как он приобретет привычку читать невыразительно. С другой стороны, текст держит ребенка в плену. Поэтому на первый план выходит задача запоминания стихотворения, затем – его выразительного чтения.

Рассмотрим методические требования к заучиванию стихов.

Не рекомендуется заучивать стихи хором, так как искажается или пропадает смысл стихотворения; появляются дефекты речи, закрепляется неправильное произношение; пассивные дети при хоровом чтении остаются пассивными. Хоровое повторение текста мешает выразительности, приводит к монотонности, ненужной тягучести, искажению окончаний слов, вызывает у детей быстрое утомление от шума.

«Читая хором, – писала Е. И. Тихеева, – дети рубят, скандируют стихи, отбивают рифмы, приобретают одну и ту же манеру крикливого бессмысленного чтения, убивающего всякую индивидуальность».

Такой же точки зрения придерживалась Е. А. Флерина, полагая, что разучивать стихи надо индивидуально, в противном случае пропадает эстетическая сторона деятельности.

Поскольку для запоминания рекомендуются короткие стихи (объем памяти у детей невелик), стихотворение заучивается целиком (не по строкам и строфам), именно это обеспечивает осмысленность чтения и правильную тренировку памяти.

Не следует требовать полного запоминания стихотворения на одном занятии. Психологи отмечают, что для этого необходимо от 8 до 10 повторений, которые следует распределить в течение какого-то отрезка времени. Для лучшего за поминания рекомендуют менять форму повторения, читать по ролям, повторять стихи при подходящих обстоятельствах.

В процессе заучивания стихов следует учитывать индивидуальные особенности детей, их склонности и вкусы, отсутствие у отдельных детей интереса к поэзии. Молчаливым детям предлагаются ритмичные стихи, потешки, песенки. Застенчивым – приятно услышать свое имя в потешке, поставить себя на место действующего лица. Внимания требуют дети со слабой восприимчивостью к ритму и рифме стиха.

Необходимо создавать «атмосферу поэзии» в детском саду, когда поэтическое слово звучит на прогулке, в повседневном общении, на природе. Важно читать детям стихи, заучивать их не от случая к случаю, не только к праздникам, а систематически в течение года, развивать потребность слушать и запоминать.

Построение занятия по заучиванию стихотворения.

В начале занятия необходимо создать эмоциональный настрой, вызвать состояние, благоприятное для восприятия и запоминания поэтического произведения. Проводится небольшая беседа, связанная с темой стихотворения. По сути она аналогична беседе, которую проводят перед чтением прозаического произведения. В ходе ее используются вопросы, напоминание о событии из детской жизни, близком к содержанию текста. Настроить детей можно загадкой, картинкой, игрушкой. Старшим детям можно дать литературный портрет поэта. Заинтересовав детей и создав у них настроение, воспитатель называет жанр, автора («Я прочитаю стихотворение Сергея Александровича Есенина «Поет зима – аукает».)

После такой беседы происходит выразительное чтение стихотворения (наизусть) без установки на запоминание, чтобы не

отвлекать детей от восприятия музыкальности, напевности, красоты стихотворения. От того, насколько выразительно прочитан текст, зависит восприятие его детьми. Воспитатель не имеет права, писала Е. И. Тихеева, умалять поэтическую и воспитательную ценность произведения: «Ее речь, произношение, дикция, выразительность ее чтения должны являться той художественной оправой, от которой выигрывает в блеске самый ценный алмаз. Только в такой оправе алмазы родной поэзии должны вводиться в жизнь маленьких детей»

Заучивание стихов на разных возрастных этапах имеет свои особенности.

В младшем дошкольном возрасте для заучивания используются коротенькие потешки и стихи (А. Барто «Игрушки»; Е. Благинина «Огонек»; Д. Хармс «Кораблик» и др.). В них описываются хорошо знакомые игрушки, животные, дети. По объему это четверостишия, они понятны по содержанию, просты по композиции, ритм пляшущий, веселый, с явно выраженной рифмой. Часто есть момент игрового действия. Эти особенности стихов облегчают процесс их заучивания.

Наличие игровых моментов, небольшой объем стихов дают возможность часто повторять текст и использовать игровые приемы в процессе заучивания стихов.

Поскольку у детей младше четырех лет еще недостаточно развита способность к произвольному запоминанию, на занятиях не ставится задача запомнить стихотворение. Вместе с тем стихи заучиваются в процессе многократного чтения. Воспитатель несколько раз (5–6) повторяет текст, пользуясь разными приемами. Чтение дополняется игровыми действиями, которые совершают дети. Так, читая стихотворение Е. Благининой «Флажок», воспитатель предлагает детям походить с флажком по комнате; при чтении педагогом стихотворения А. Барто «Лошадка» дети изображают, как они едут на лошадке. В дальнейшем чтение стихов включают в другие занятия, в дидактические игры, в рассматривание игрушек, картинок.

В среднем дошкольном возрасте продолжается работа по воспитанию интереса к поэзии, желания запоминать и выразительно читать стихи, пользуясь естественными интонациями.

Заучивание стихов проводится как специальное занятие или как его часть, где ставится задача запомнить произведение. Рекомендуются более сложные по содержанию и форме стихи, увеличивается объем (Е. Благинина «Мамин день»,

«Не мешайте мне трудиться»; С. Маршак «Мяч» и др.).

Методика заучивания усложняется, вводится единая для средней и старшей групп структура занятия, рассмотренная выше. Конечно, длительность занятия, содержание и форма анализа, приемы обучения выразительному чтению на каждом возрастном этапе различаются. В средней группе, особенно в начале года, большое место занимают игровые приемы; используется наглядный материал.

Чем старше дети, тем больше надо опираться на понимание и осознанное освоение приемов запоминания и выразительного чтения. При чтении стихотворения в средней группе можно в кратком анализе обращать внимание детей на художественные образы, элементы сравнения, метафоры, эпитеты (в стихотворении Е. Серовой «Одуванчик» – образные эпитеты: одуванчик белоголовый, ветер душистый, цветок пушистый).

Надо постараться довести до ребенка понимание смысла. Когда он понимает, о чем читает стихотворение, то естественно справляется с расстановкой логических ударений. В противном случае возникает привычка выделять рифмованные слова, отчего может искажаться смысл произведения.

Стихи для заучивания

Уронили мишку на пол,

Оторвали мишке лапу.

Всё равно его не брошу

Потому что он хороший.

Идёт бычок, качается,

Вздыхает на ходу:

- Ох, доска кончается,

Сейчас я упаду!

Зайку бросила хозяйка –

Под дождём остался зайка.

Со скамейки слезть не мог,

Весь до ниточки промок.

Баиньки, баиньки,

Прибежали заиньки,

Сели на скамейку,

Попросили лейку,

Поливали огород,

Где капуста растёт

Я люблю свою лошадку,

Причешу ей шёрстку гладко,

Гребешком приглажу хвостик

И верхом поеду в гости.

Петушок, петушок,

Подари мне гребешок,

Ну пожалуйста, прошу!

Я кудряшки расчешу.

Наступает ночка,

Ты устала, дочка.

Ножки бегали с утра,

Глазкам спать давно пора.

Ждёт тебя кроватка.

Спи, дочурка, сладко!

Спать пора!

Уснул бычок,

Лёг в коробку на бочок.

Сонный мишка лёг в кровать,

Только слон не хочет спать.

Головой кивает слон,

Он слонихе шлёт поклон

Наша Таня громко плачет:

Уронила в речку мячик.

- Тише, Танечка, не плачь:

Не утонет в речке мяч.

В дверь вошло животное,

До того голодное.

Съело веник и метлу,

Съело коврик на полу,

Занавеску на окне

И картину на стене,

Со стола слизнуло справку

И опять пошло на травку.

Так устроена природа:

Нет без пчёл в природе мёда,

Без цветочков нету пчёл -

Это я давно учёл!

Лета ждать уже недолго,

Прилетай скорее пчёлка,

Дай мне с каждого цветка

Килограмма два медка

Петушки распетушились,

Но подраться не решились,

Если очень петушиться,

Можно перышек лишиться.

Если перышек лишиться,

Нечем будет петушиться.

C:\Users\Usser-14\AppData\Local\Microsoft\Windows\Temporary Internet Files\Content.Word\images.jpgC:\Users\Usser-14\AppData\Local\Microsoft\Windows\Temporary Internet Files\Content.Word\leyka4.jpg

C:\Users\Usser-14\AppData\Local\Microsoft\Windows\Temporary Internet Files\Content.Word\129210193_______________3408998.png

РАБОТА ПО СОСТАВЛЕНИЮ РАССКАЗОВ ПО СЮЖЕТНЫМ КАРТИНКАМ

 Существует множество речевых игр и занятий. Одним из таких является составление рассказа по картинкам. Это помогает пополнять словарный запас, отрабатывать грамматику и учиться придумывать и пересказывать истории. Обычно детям очень нравится рассматривать картинки, а с помощью взрослого он сможет научиться составлять рассказ и замечать детали.

КАК ПРАВИЛЬНО РАБОТАТЬ С КАРТИНКАМИ?

 1.     Если ребенок затрудняется, то взрослый может начать рассказ. Придумайте сюжет истории, дайте имена персонажам, расскажите, кто чем занимается. 
2.     Обращайте внимание на все детали: природу, животных, людей и их эмоции.
3.     Задавайте ребенку вопросы и вовлекайте его в диалог. Пусть развивает свои сюжетные линии. 
4.     Используйте все богатство языка, избегайте простого называния предметов, озвучивайте детали.

Методы и приемы развития связной речи дошкольников.

  • Наглядные:Наблюдение во время прогулок, экскурсий;

Рассматривание конкретного объекта и наблюдение за ним;

Знакомство с объектом опосредованным путем, т. е. посредством фотографий, картин, картинок, кинофильмов.

  • Словесные:Заучивание наизусть;Пересказ;

Составление различных видов рассказов;Беседы.

Прием - это элемент метода. В настоящее время методика развития речи, как и общая дидактика, не располагает устойчивой классификацией приемов. Приемы развития речи можно разделить:

  • Наглядные:

Организация наблюдения;

Демонстрация иллюстраций, картин, предмета, макета и т. д. ;

Просмотров видеофильмов.

  • Словесные:

Речевой образец;

Повтор;

Вопрос;

  • Игровые:

Дидактические игры-упражнения;

Театрализованные игры;

Сюжетно-ролевые игры;

И другие виды игр с речевым содержанием.

  • Косвенные:Подсказка;Совет;Исправление;Реплика;Замечание.


Прогулки  очень важны для расширения кругозора детей и  общения с окружающим миром. Особое значение на прогулках придается развитию речи  детей.
Развитие речи у детей тесно связано с самим развитием мозга, которое наиболее интенсивно протекает в первые четыре года жизни, и воспитанием, причем, именно последнее оказывает определяющее влияние. Сам процесс развития мозга, заложенный от природы, основополагающего значения не имеет – то есть, человек может обладать врожденными неплохими данными, но если воспитатели не создают условий для того, чтобы речевое развитие ребенка шло правильно, то интеллектуальное и эмоциональное развитие ребенка будет отставать от нормы все сильнее. 
Исследования показали, что только посредством развития речи развиваются такие важные психические процессы, как память, внимание, восприятие, воображение, логические способности.
Таким образом, роль речи в развитии ребенка огромна, и главным условием в правильном развитии речи ребенка является его общение со взрослым. Прекрасным средством развития речи маленьких детей является мир природы. Чтобы совершенствовать мысль и слово ребенка, необходимо обогащать его душу полными, верными, яркими образами природы. Умение наблюдать, вырабатываемое в процессе познания природы, рождает привычку делать выводы, воспитывает логику мысли, четкость и красоту речи, развитие мышления и речи идет как единый процесс. Познание природы будит «ребячью мысль», способствует развитию творчества и самостоятельности, учит «вдумчивее» относиться к природе.. Каждое знакомство с природой – урок развития детского ума, речи, творчества, чувства. Своей необычностью, новизной, разнообразием природа эмоционально воздействует на ребенка, вызывает его удивление, желание больше узнать, побуждает к передаче чувств и мыслей в речи.


В структуру ежедневных прогулок обязательно должно входить наблюдение, особое значение имеет наблюдение за явлениями природы, за животным или растительным миром. В каждом из видов наблюдений я решаю конкретные воспитательные и образовательные задачи. Перед каждой прогулкой я намечаю вид наблюдения, его объект, продумываю организацию.
Дети дошкольного возраста с неустойчивым вниманием, им бывает трудно сосредоточиться на наблюдении объекта или явления. Поэтому я провожу не длительные наблюдения, не более 5-7 минут, объекты для наблюдения выбираю яркие, интересные, содержательные.
В ДОУ созданы все необходимые условия для проведения прогулок.

Во время наблюдений у детей формируется умение слушать речь взрослого, развивается навык действовать по его сигналу и слову. Запоминание новых слов тренирует память малышей, их речь. Вовремя сказанное четверостишие, потешка или поговорка обостряют восприятие малыша, способствуют воссозданию ярких образов.

Наблюдение за сезонными изменениями в природе

ЦЕЛИ:формировать представления об изменениях  в природе (день стал короче, ночь длиннее); учить различать и характеризовать приметы ранней осени, узнавать их в стихотворениях; воспитывать любовь к природе.

ХОД НАБЛЮДЕНИЯ:

Воспитатель загадывает детям загадки.

Воспитатель рассказывает детям о приметах.

Воспитатель задает детям вопросы.

Наблюдение за вороной

ЦЕЛИ:расширять знания о вороне;

— воспитывать любознательность и интерес к жизни птиц, развить речь детей..

ХОД НАБЛЮДЕНИЯ:

Воспитатель задает детям вопросы.

— Как выглядит ворона?

— Чем она питается?

— Зимующая или перелетная эта птица?

— Как ворона кричит?

Ворона — крупная птица. Голова, клюв, горло, крылья, хвост и лапы у вороны черные, а все остальное серое. Ворона хитрая, ловкая и находчивая птица. Зимует и живет она рядом с человеком. Ворона обычно сидит на контейнерах для мусора и свалках, где всегда есть чем поживиться, ведь ворона — птица всеядная. Кричит она «кар-кар».

Наблюдение за солнцем

ЦЕЛЬ:закрепить знания о том, что весной солнце начинает светить ярче и чаще, поэтому становится теплее.

- В начале весны солнце поднимается выше, ослепительно светит, день удлиняется. Теперь солнышко встает рано, будит нас еще дома, а зимой, когда мы приходили в садик, было темно.

Приметы:солнце в туман садится - к дождю; багровые зори - к ветру.

Стихотворение. «СОЛНЦЕ ОТДЫХАЕТ»

Раньше всех на свете солнце встало,

А как встало - принялось за дело:

Обошло всю землю. И устало,

Отдыхать за темным лесом село.

Если вдруг найдешь его в лесу ты,

Там, где на траве туман и сырость,

Не буди: у солнца сон - минуты,

Не шуми: весь день оно трудилось.

Ю. Марцинкявичюс

Загадки:

Бродит одиноко огненное око,

Всюду, где бывает, взглядом согревает. (Солнце.)

На тарелке колобок - золотой горячий бок.

Наблюдение за состоянием погоды

ЦЕЛИ:формировать представление о природном явлении — тумане;

— учить наблюдению за сезонными явлениями;

— подмечать особенности этого явления, делать выводы.

ХОД НАБЛЮДЕНИЯ:

Осенью над лесом и болотом Туча пролетела самолетом. Пролетела туча низко-низко,

Прыгнула с нее парашютистка. А за ней сейчас же и другая, И уже летит за стаей стая.

Туман — явление природы. Стелется туман над самой землей. Кажется, будто низко-низко спустились облака и опутали землю белым густым покрывалом. А состоит туман из крохотных капелек воды. И в облаках, и на небе, и в туманах над землей эти капельки образовались из прозрачного водяного пара. Попадает он в поток холодного воздуха и начинает сгущаться, превращаться в капельки воды. Если капельки образовались высоко в небе, они стали облаками, а если низко над землей, то туманом. Бывают они во все времена года.

Воспитатель задает детям вопросы.

Какое небо во время тумана?Как вам дышится?Какой воздух — влажный или сухой?Густой ли туман?Почему вблизи туман реже, а вдали гуще?

Наблюдение за осенними работами на огороде

ЦЕЛЬ:закреплять знания о сезонных изменениях в природе.

ХОД НАБЛЮДЕНИЯ:

Дуют ветры буйные,

Ходят тучи темные,

Не видать в них света белого,

Не видать в них солнца красного.

Воспитатель задает детям вопросы.

 • Как изменились погода, природа?

• Что изменилось в огороде?

• Когда наступают холода, как вы одеваетесь?

• Как вы думаете, что будет с клубникой с наступлением холодов, замерзнет ли она?

Чтобы клубника не только не замерзла, но и не вымерзла, а летом порадовала нас спелыми ягодами, нужно засыпать клубнику опилом, а сверху накрыть грядку прозрачной пленкой.

Наблюдение за погодой

ЦЕЛИ:продолжать формировать представление о сезонном явлений — гололедице;развивать наблюдательность и речь

ХОД НАБЛЮДЕНИЯ:

На ладонь упала робко первая снежинка.

Ей, наверно, очень плохо на лесной тропинке?

Что такое за окном? Сразу в доме посветлело!

Это снег лежит ковром, самый первый, самый белый!

На заборах, на крылечке все блестит и все бело.

Нет свободного местечка — всюду снега намело.

С утра было тихо, но потом подул холодный ветер, пошел мелкий дождь. Вскоре все вокруг затянуло тонким слоем льда. Когда идешь по этому ледку, он с треском разламывается под ногами. Подо льдом часто виднеются зеленая травка, почерневшие стебли. Очень скользко. Воздух становится стылым, почти морозным. Это декабрь, а не ноябрь.

«ПРИЧИНА И ПРИЗНАКИ ЗАДЕРЖКИРЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ У РЕБЁНКА»

ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ        

Один из самых волнующих вопросов для родителей - развитие речи у ребенка. Считается, что развитие речи служит показателем и умственного развития ребенка. Это не всегда верно. И имеет, скорее, обратную тенденцию: при задержке речи у ребенка замедляются навыки общения и обучения. У большинства детей к празднованию второго дня рождения или несколькими месяцами позже происходит настоящий «взрыв» развития речи. В течение первых двух лет жизни ребенок как бы созерцает мир и накапливает информацию. К двум годам он уже готов более активно участвовать в окружающей жизни. К тому же к этому времени клетки мозга и мускулы речевого аппарата уже в достаточной мере развиты, чтобы ребенок начал выражать себя с помощью слов. Но иногда случается так, что развитие речи у ребенка запаздывает. Этому может быть несколько причин.

1
. НЕРАЗВИТЫЕ МУСКУЛЫ РТА ИЛИ СЛАБЫЙ МЫШЕЧНЫЙ ТОНУС ЛИЦА.Если ребенок предпочитает мягкую пищу твердой, часто роняет пищу изо рта во время еды, дышит ртом, говорит мало и невнятно, или у него повышенное слюноотделение – это может означать, что у ребенка недостаточно развиты мышцы рта и губ. Очень часто это происходит, когда малыша рано отнимают от груди. Мышцы рта можно укрепить несложными игровыми упражнениями:
Дуть и свистеть.Очень действенны любые упражнения, при которых надо с напряжением сводить губы вместе. Можно выдувать мыльные пузыри, а еще дуть на перышко, стараясь удержать его в воздухе. Очень полезны игрушки, в которые надо дуть – дудки, свистульки и т.д.
Сосать. Почаще предлагайте малышу пить сок через соломинку, как можно сильнее втягивая щеки. Это очень полезное упражнение.
Имитировать звуки. Малышу понравится имитировать звуки различных животных и птиц, а также предметов – поезда, машины, звонков и сирен.

2.
НЕДОСТАТОЧНАЯ КОНЦЕНТРАЦИЯ СЛУХОВОГО ВНИМАНИЯ.Такой ребенок плохо понимает длинные фразы или не слышит фоновых шумов (шумов заднего плана). Постарайтесь привлекать внимание ребенка к каждому звуку и слову. Почаще читайте вашему ребенку вслух, выбирая книги, которые ребенок хорошо знает. Иногда заменяйте в тексте знакомое слово на другое, смешное, неожиданное для ребенка и привлекайте внимание ребенка к шутке. Показывайте ребенку окружающие его вещи и называйте их. Объясняйте ребенку, что именно вы делаете в данный момент. Четко произносите слова и повторяйте фразы несколько раз.

3.
ПРОБЛЕМЫ СО СЛУХОМ. Недостаточно хороший слух может значительно замедлить умственное развитие ребенка. И если недостаточный слух диагностирован поздно, может быть упущено критическое время для стимуляции слуховых проходов, ведущих к слуховым центрам мозга. У ребенка может произойти задержка развития речи, что приведет к замедлению навыков общения и обучения. К несчастью, большинство проблем со слухом обнаруживается довольно поздно. От начала ухудшения слуха и до того времени, как вы можете заметить очевидные признаки нарушения слуха у вашего ребенка, может пройти довольно значительное время.

КОНСУЛЬТАЦИИ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ:

«Как дети учат друг друга разговаривать»

Может ли ребенок, едва научившийся говорить и с трудом понимающийокружающих, способствовать речевому развитию своего сверстника?

Оказывается, может. Наблюдения за общением детей со взрослыми идруг с другом показали, что речь ребенка, обращенная к сверстнику,-более связная, понятная, развернутая и лексически богатая. Именно в контакте со сверстником он расширяет свой словарный запас, пополняя его, например, наречиями образа действия, качественными прилагательными, личными местоимениями, чаще использует разнообразные глагольные формы (повелительное и сослагательное наклонения, модальные глаголы, причастия); строит свои первые сложные предложения.

Почему же, общаясь друг с другом, дошкольник более активно используют разнообразные речевые средства, нежели беседуя со взрослыми?

Дело в том, что ребенок является менее понятливым и чутким собеседником, чем взрослый, что, как ни странно, играет положительную роль в развитии речи детей. Общаясь со старшим, ребенок овладевает речевыми нормами, узнает новые слова и словосочетания. Однако усвоенное им таким образом нередко остается «в пассиве» и не используется в повседневной жизни. Дошкольник, имея в запасе много слов, далеко не всегда употребляет их

Потому что не чувствует в этом необходимости. Чтобы пассивные, потенциальные знания стали активными, нужна жизненнаяпотребность в них, которая возникает у ребенка тогда, кода он общается со сверстником.Разговаривая со взрослым, ребенок не прилагает особенных усилий для того, чтобы его поняли. Старший разберется даже в том случае, если речь малыша не слишком ясна и внятна. Достаточно на лицо ребенка, присмотреться к его выражению, прислушаться к интонации, вспомнить, чего он хотел вчера, и все становиться понятно.

Другое дело-сверстник. Он не будет пытаться угадать желания и настроения своего приятеля. Ему надо все четко и ясно сказать - что ты хочешь, чем не доволен, что собираешься делать, как любишь играть. А поскольку детям очень хочется общаться, они стараются точнее выражать свои намерения, мысли и желания.

Именно потребность быть услышанным, получить ответ на свой вопрос делает речь дошкольников более внятной и грамотной.

Связность произносимых слов и полнота грамматической формы высказывания - важное условие успешного общения детей. Дошкольники, плохо говорящие и не понимающие друг друга, не могут организовать интересную игру, содержательно общаться. Им становиться скучно вместе, они вынуждены играть врозь, потому, что говорить им не о чем. Исследования американских психологов показали, что опыт общения со сверстниками существенно отражается на речевом развитии детей. дошкольники, не имевшие контактов с ровесниками, испытывали значительные трудности в общении с другими детьми, несмотря на активное желание поговорить с ними. Ребята, привыкшие к обществу сверстников, были значительно разговорчивее и свободно беседовали друг с другом. Вот и получается: чтобы играть и общаться, детям нужно уметь доходчиво изъясняться.

«Для чего нужна пальчиковая гимнастика»

 Известному педагогу В.А. Сухомлинскому принадлежит высказывание: «Ум ребенка находится на кончиках его пальцев».

Движения пальцев и кистей рук ребенка имеют особое развивающее воздействие. Как вы помните, у новорожденного кисти всегда сжаты в кулачки, и если взрослый вкладывает свои указательные пальцы в ладони ребенка, тот их плотно сжимает. Малыша можно даже немного приподнять. Однако эти манипуляции ребенок совершает на рефлекторном уровне, его действия еще не достигли высокого мозгового контроля, который позволяет впоследствии сознательно выполнять движения.

Значение хватательного рефлекса состоит в способности ребенка не выпускать из рук предмет. По мере созревания мозга этот рефлекс переходит в умение хватать и отпускать. Чем чаще у ребенка действует хватательный рефлекс, тем эффективнее происходит эмоциональное и интеллектуальное развитие малыша.

Влияние мануальных (ручных) действий на развитие мозга человека было известно еще во II веке до нашей эры в Китае. Специалисты утверждали, что игры с участием рук и пальцев (типа нашей «Сороки-белобоки» и других) приводят в гармоничные отношения тело и разум, поддерживают мозговые системы в превосходном состоянии.

По насыщенности акупунктурными зонами кисть не уступает уху и стопе.       Рука имеет самое большое «представительство» в коре головного мозга, поэтому именно развитию кисти принадлежит важная роль в формировании головного мозга и становлении речи. И именно поэтому словесная речь ребенка начинается, когда движения его пальчиков достигают достаточной точности. Ручки ребенка подготавливают почву для последующего развития речи.  

         Существуют приятные и увлекательные способы помочь нашим детям и обеспечить развитие мелкой моторики, а значит, избежать множества неприятных моментов в будущей школьной жизни вашего малыша. Это пальчиковые игры. Заниматься ими с ребёнком можно с самого рождения. И лучше никогда не заканчивать.
Игры с пальчиками развивают мозг ребенка, стимулируют развитие речи, творческие способности, фантазию малыша. Простые движения помогают убрать напряжение не только с самих рук, но и расслабить мышцы всего тела. Они способны улучшить произношение многих звуков, чем лучше работают пальцы и вся кисть, тем лучше ребенок говорит.
Талантом русской педагогики созданы игры «Ладушки», «Сорока-белобока», «Коза рогатая» и другие. Их значение до сих пор недостаточно осмыслено взрослыми. Многие родители видят в них развлекательное, а не развивающее, оздоравливающее воздействия. Исследования отечественных физиологов также подтверждают связь развития рук с развитием мозга. Работы В.М. Бехтерева доказали влияние манипуляции рук на функции высшей нервной деятельности, развитие речи. Простые движения рук помогают убрать напряжение не только с самих рук, но и с губ, снимают умственную усталость. Они способны улучшить произношение многих звуков, а значит — развивать речь ребенка. Исследования М.М. Кольцовой доказали, что каждый палец руки имеет довольно обширное представительство в коре больших полушарий мозга. Развитие тонких движений пальцев рук предшествует появлению артикуляции слогов. Благодаря развитию пальцев в мозге формируется проекция «схемы человеческого тела», а речевые реакции находятся в прямой зависимости от тренированности пальцев.

Что же происходит, когда ребенок занимается пальчиковой гимнастикой?

1. Выполнение упражнений и ритмичных движений пальцами индуктивно приводит к возбуждению в речевых центрах головного мозга и резкому усилению согласованной деятельности речевых зон, что в конечном итоге, стимулирует развитие речи

2.  Игры с пальчиками создают благоприятный эмоциональный фон, развивают умение подрожать взрослому, учат вслушиваться и понимать смысл речи, повышают речевую активность ребёнка.

3. Детки учатся концентрировать своё внимание и правильно его распределять,

4.  Если ребёнок будет правильно выполнять упражнения, сопровождая их короткими стихотворными строчками, то его речь станет более чёткой, ритмичной, яркой, и усилится контроль над выполняемыми движениями.

5.  Развивается память ребенка, так как он учится запоминать определённые положения рук и последовательность движений.

6. У детей развивается воображение и фантазия. Овладев всеми упражнениями, он сможет "рассказывать руками" целые истории,

7. В результате освоении всех упражнений кисти рук и пальцы приобретают силу, хорошую подвижность и гибкость, а это в дальнейшем облегчит овладение навыком письма.

РЕКОМЕНДАЦИИ РОДИТЕЛЯМ ПО АКТИВИЗАЦИИ СЛОВАРНОГО ЗАПАСА РЕБЕНКА.

Воспитание звуковой культуры речи.

Работа по воспитанию звуковой культуры речи включает развитие артикуляционного и голосового аппарата, речевого дыхания, слухового восприятия. Для развития артикуляционного аппарата можно использовать артикуляционную гимнастику, звукоподражательные слова, голоса животных.(например, дать ребёнку музыкальные инструменты-дудочка и колокольчик, дудочка дудит «ду-ду», колокольчик звенит «динь-динь»; корова мычит и т. д.). Для развития силы голоса можно попросить ребёнка  громко помяукать (мама кошка) и тихо (котятки ).

Развитие словарного запаса.

Большое внимание в словарной работе уделяется накоплению и обогащению активного словаря на основе знаний и представлений ребёнка об окружающей жизни. Становление лексической системы русского языка происходит постепенно, так как не все дети одинаково успешно овладевают семантическими единицами и отношениями. Таким образом, ребёнку необходимо показать, что каждый предмет, его свойства и действия имеют названия. Для этого нужно научить различать предметы по существенным признакам, правильно называть их (отвечая на вопросы: «Что это? Кто это?»), видеть особенности предметов, выделять характерные признаки и качества (Какой?), а также действия, связанные с движением игрушек, животных, их состоянием, возможные действия человека

( «Что делает?Что с ним можно делать?»). Такое обучение можно провести в играх «Что это?», «Скажи какой?», «Кто что умеет делать?».

Далее от называния видимых и ярких признаков (цвета, формы, величины) можно переходить к перечислению свойств, внутренних качеств предмета, его характеристике (например « Кто больше скажет слов о яблоке?Какое оно?»).

При рассматривании разных предметов или картинок с предметами ребёнок учится сравнивать и называть слова с противоположным значением (антонимы): эта кукла большая, а та …маленькая, карандаш длинный икороткий, лента узкая и широкая, дерево высокое и низкоеволосы у куклысветлые и тёмные.

У детей 5-6 лет формируются понимание и употребление обобщающих понятий (платье, рубашка –это одежда; кукла, мяч-это игрушки; чашка, тарелка – это посуда), развивается умение сравнивать предметы (игрушки, картинки), соотносить целое и его части (поезд - окна, вагоны, колёса).

В этом возрасте дети учатся понимать семантические отношения слов разных частей речи в едином тематическом пространстве: птица летит –  рыба … плывёт; дом строят –суп …варят; мяч сделан из резины, карандаш …из дерева.

При рассматривании предметов или картинок ребёнка можно познакомить с многозначными словами: ножка стула-ножка стола – ножка у гриба; ручка у сумки –ручка у зонтика – ручка у чашки ; иголка швейная – иголка у ежа на спине – иголка у ёлки

В целом словарная работа направлена на то, чтобы подвести ребёнка к пониманию значения слова, обогатить его речь смысловым содержанием.

Формирование грамматического строя речи.

       В развитии грамматического строя речи  занимает развитие понимания и использования в речи грамматических средств и активный поиск ребёнком правильной формы слова.

     Например, в играх с предметами («Чего не стало?», «Чего нет у куклы?») дети усваивают формы родительного падежа единственного и множественного числа (не стало утят, игрушек, нет тапочек, платьярубашки).

     Использование пространственных предлогов (в, на, за, под, около) подводит ребёнка к употреблению падежных форм (в шкафу, на стуле, за диваном, под столом, около кровати). Можно поиграть с ребёнком «В прятки», что поможет освоить эти грамматические формы(игрушки прячутся в разных местах, а ребёнок находя эти места правильно называет слова с предлогами).

Играя с ребёнком в игру «Кто как голос подаёт?»(воробей чик-чирик-чирикает, утка кря-кря-крякает, лягушка ква-ква-квакает) знакомим со способами образования глаголов. А на материале названий игры на музыкальных инструментах ребёнку показывается способ образования глаголов с помощью суффиксов (на барабане-барабанят, на дудочке-дудят, на трубе - трубят, а на гитаре и гармошке играют). «Что будет делать зайчик, если возьмёт в руки  барабан? Дудочку? Трубу?» - такие вопросы подводят малыша к пониманию, что игра на музыкальных инструментах – это действие, имеющее своё название.

Различные способы образования глаголов можно  закрепить в играх «Кто что делает», «Кто больше назовёт действий?», «Что делают на музыкальных инструментах?»,  «Какие профессии ты знаешь? Что делает учитель? Строитель?». В игре «Что? Где? Когда?»  можно задавать вопросы в трёх вариантах: «Что ты делаешь в группе, зале, дома?», «Где ты  играешь, спишь, умываешься?», «Когда ты здороваешься, прощаешься, раздеваешься?». Такие игры можно проводить на улице, спрашивать о временах года, о знакомом ребёнку окружении.

В работе над синтаксисом детской речи необходимо развивать умение строить разные типы предложений – простые и сложные. Использование игровых сюжетов помогает ребёнку заканчивать предложение, начатое взрослым. Например, игра «Что умеет делать супер-кукла Даша?». Взрослый начинает: «Даша умеет …пол (подметать), цветы (поливать), посуду (мыть, вытирать)». Также можно предложить  малышу картинки, а малыш называет действия персонажей, видимые и воображаемые, т. е. перечисляет однородные члены, составляя предложение по картине.

Таким образом, взаимосвязь всех сторон речи (воспитание звуковой культуры, формирование грамматического строя, словарной работы) является предпосылкой развития связной речи.

Развивать связную речь ребёнка можно при пересказывании литературных произведений ( воспроизводить текст знакомой сказки или короткого рассказа сначала по вопросам взрослого, а затем вместе с ним (взрослый называет одно слово или фразу, а ребёнок заканчивает предложение)и, наконец самостоятельно), рассказыванию по картине, игрушке(сначала ребёнок отвечает на вопросы по содержанию картины, а затем составляет короткий рассказ вместе со взрослым, а затем самостоятельно).

Развивая связную речь ребёнка можно просить его рассказывать об интересных событиях в группе, праздниках, любимых игрушках и т. д.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка (2 младшая группа) на тему: План Самообразования тема:«Нравственное воспитание младших дошкольников через любовь к семье».

Повышение своего педагогического уровня, профессионального мастерства и компетентности. Углубление знаний через изучение методической литературы по теме самообразования....

Перспективный план по самообразованию на тему «Развитие речи младших дошкольников посредством устного народного фольклора» в I младшей группе «А» на 2019 -2020 уч.г.

Исходя из этого я выбрала тему по самообразованию «Развитие речи у младших дошкольников по средствам русского народного фольклора»...

ПЛАН РАБОТЫ ПО САМООБРАЗОВАНИЮ. ТЕМА: «Развитие речи младших дошкольников посредством пальчиковых игр»

исследования ученых доказали, что пальчиковые игры способны улучшить произношение многих звуков, а значит, развивать речь ребенка...

План самообразования тема: «Развитие речи детей младшего дошкольного возраста посредством приобщения к художественной литературе» (2020 – 2023 гг).

Тема: «Развитие  речи детей младшего дошкольного возраста посредством  приобщения к художественной литературе»(2022 – 2023  учебный год, 3-4года).Актуальность вы...

План по самообразованию. Тема: «Развитие речи старших дошкольников посредством нейрогимнастики»

План по самообразованию.Тема: «Развитие речи старших дошкольников посредством нейрогимнастики»...

План самообразования тема: «Развитие речи детей младшего дошкольного возраста посредством приобщения к художественной литературе» (2020 – 2023 гг).

План самообразования тема: «Развитие  речи детей младшего дошкольного возраста посредством  приобщения к художественной литературе»(2020 – 2023  гг)....