Консультация для педагогов «Обучение финансовой грамотности для успешной социализации детей в обществе»
консультация

Гутник Виктория Валерьевна

Консультация для педагогов «Обучение финансовой грамотности для успешной социализации детей в обществе»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_dlya_pedagogov.docx23.58 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для педагогов

«Обучение финансовой грамотности для успешной социализации детей в обществе»

Дата проведения: 23.01.2019

 «Все преимущество иметь деньги,

заключается в возможности

ими пользоваться»

Б. Франклин

Финансовое обучение и воспитание детей в детском саду - сравнительно новое направление в дошкольной педагогике. А ведь финансовая грамотность является глобальной социальной проблемой, неотделимой от ребенка с ранних лет его жизни. Финансовая грамотность – это качество человека, которое показывает степень его осведомленности в финансовых вопросах, умение зарабатывать и управлять деньгами. Например, в нашей стране не много кто знает какие права имеет потребитель финансовых услуг и как их защищать в случае нарушений. Поэтому наши дети достойны того, чтобы быть в курсе, как правильно пользоваться средствами, которые они будут зарабатывать во взрослой жизни.

Дети, так или иначе, рано включаются в финансовую жизнь семьи: сталкиваются с деньгами, рекламой, ходят с родителями в магазин, участвуют в купле-продаже, овладевая, таким образом, первыми уроками финансовой грамотности, пока еще на житейском уровне.

К современной экономической системе подрастающее поколение следует приобщать с самых ранних лет — к такому выводу пришли в Минобрнауки России. 

В сфере финансовой грамотности социализация детей начинается в дошкольном возрасте, когда ребенок едет с родителями в общественном транспорте, в места платного отдыха и развлечений. Уже к 5 годам у ребенка формируется понимание функции денег. Многие ребята имеют собственные деньги, которые зачастую заработаны в кругу семьи.

Психика ребенка с малых лет широко открыта для наполнения духовными ценностями и это должно быть не только покупка сладостей и газировки или кормление животных, но и осознание в будущем своей важной социальной роли, неразрывно связанной с денежными средствами.

Финансовая грамотность, на первый взгляд, удел взрослых, но это мнение ошибочно. Дети с легкостью осваивают компьютерные технологии на которых основываются финансовые продукты современности. 

В первую очередь, Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования ставит задачу формирования общей культуры личности детей.

Экономическая культура личности дошкольника характеризуется наличием первичных представлений об экономических категориях, интеллектуальных и нравственных качествах (бережливость, рачительность, смекалка, трудолюбие, умение планировать дела, осуждение жадности и расточительности). Без сформированных первичных экономических представлений невозможно формирование финансовой грамотности.

Знакомство дошкольников с миром экономики и финансов логически должно выстраиваться от осознания собственного опыта – к пониманию экономических, в том числе финансовых категорий; от простейших экономических категорий - «труд», «профессия», «потребность», «деньги» к более сложным финансово-экономическим явлениям («товарно-денежные отношения», «купля-продажа», «бюджет»).

В самом раннем возрасте важной основой финансовой грамотности детей становится построение ребёнком определённых личностных качеств.

Правила поведения, принятые в группе, должны быть направлены на обучение уважительному отношению к пространству и выбранным занятиям каждого ребёнка. В чужих руках материал интереснее, чем на полках, и поначалу дети тратят значительное время на попытки отобрать друг у друга игрушки. Но постепенно они уясняют, что правило работает в обе стороны: «То, что я не вмешиваюсь в работу других детей без разрешения, означает, что и меня никто не потревожит, пока я увлечён чем-то важным для себя, если только я сам не захочу играть вместе».

Хорошо, когда родители поддерживают эту линию. Ребёнка гораздо легче убедить в том, что нельзя брать чужие вещи, если у него есть его вещи, которые никому нельзя брать без его разрешения, когда у ребёнка есть возможность про какие-то предметы самому решать, хочет он ими делиться или нет. И в своё удовольствие не делиться. Только приобретя уверенность, что никто не отберёт у него любимую игрушку, ребёнок берёт на себя смелость дать её поиграть другому и испытывает от этого не страх, а радость и удовольствие совместной игры. 

В результате ребенок получает гораздо больше, чем понимание, что у вещей есть ценность и хозяин. Но в контексте финансовой грамотности, это, несомненно, базовое представление, которое должно быть у современного человека, живущего в обществе разделения труда и товарно-денежных отношений. Ребёнок в общих чертах способен уяснить эту идею к полутора-двум годам и, если жизненный опыт к тому располагает, относиться положительно к такому устройству мира вокруг.

Для детей 3-4 лет наилучший вариант обучения финансовой грамотности в игровой форме – ведение домашнего хозяйства. С 5-6 лет можно обучать предпринимательству и банковскому делу. Получается, что преподавать «финансовую грамотность вместе с ложкой» вполне реально.

Таким образом, есть все условия, чтобы обучать финансовой грамотности детей с 3-4 лет. Это позволит сделать качественный скачок в социализации детей в капиталистическом обществе, в том числе и в вопросах финансовой грамотности, на которые сможет ответить не каждый родитель.

Важно с помощью игр и практик донести до детей, что:

1.     Деньги не появляются сами собой, а зарабатываются!

 Объясняем, как люди зарабатывают деньги и каким образом заработок зависит от вида деятельности.

2.     Сначала зарабатываем – потом тратим. 

Рассказываем, что «из тумбочки можно взять только то, что в нее положили», – соответственно, чем больше зарабатываешь и разумнее тратишь, тем больше можешь купить.

3.     Стоимость товара зависит от его качества, нужности и от того, насколько сложно его произвести. 

Объясняем, что цена – это количество денег, которые надо отдать, а товар в магазине – это результат труда других людей, поэтому он стоит денег; люди  меняют свой труд на труд других людей, и в этой цепочке деньги – это посредник.

4.     Деньги любят счет. 

Формируем элементарные математические навыки.

5.     Финансы нужно планировать. 

Приучаем вести учет доходов и расходов в краткосрочном периоде.

6.     Твои деньги бывают объектом чужого интереса.

 Договариваемся о ключевых правилах финансовой безопасности и о том, к кому нужно обращаться в экстренных случаях.

7.     Не все покупается. 

Прививаем понимание того, что главные ценности – жизнь, отношения, радость близких людей – за деньги не купишь.

8.     Финансы – это интересно и увлекательно!

Занять активную позицию в развитии этого направления социализации детей – важная задача для педагогического коллектива. Педагогам предстоит учиться самим и обмениваться опытом с коллегами, обязательно вовлекать в образовательный процесс родителей.

Важно не просто изложить материал, но и провести занятия в увлекательной игровой форме. Ключом к успеху должна стать разработка увлекательных игр. Право на жизнь должно оставаться за играми, которые выйдут за пределы образовательных учреждений и смогут распространиться в социальной среде.

Базовые задачи для педагогов ДОО в области экономического воспитания детей дошкольного возраста:

  • Сформировать элементарные экономические знания
  • Привить бережное и экономное отношение детей к деньгам
  • Научить, как обращаться с деньгами: накапливать, тратить, вкладывать и т.д.
  • Развить познавательный интерес детей к вопросам финансовой грамотности и применению этих знаний на практике
  • Обучить правильно управлять своим поведением на основе первичных представлений о мире финансов
  • Определять разницу между "хочу", "могу" и "надо". 

Итак, подведем краткие итоги изложенного:

1. Финансовая грамотность населения сегодня имеет огромное значение для будущего страны и является важной составляющей в социализации и ресоциализации ее граждан.

2. Обучение финансовой грамотности целесообразно начинать с 4 лет.

3. Воспитание финансовой грамотность способствует целостному развитию личности ребенка, формированию у него адекватной системы ценностей и полной картины мира.

Очень важно вести эту работу совместно с родителями, так как пример взрослых является основополагающим. Дети должны знать, что жить надо по средствам, тратить надо меньше, чем зарабатывается.

Основу организации образовательного процесса должны составлять:

  • Игра, как ведущий вид деятельности ребенка;
  • Обеспечение двигательной активности детей;
  • Применение наглядности;
  • Создание развивающей среды;
  • Широкое использование методов, активизирующих мышление, воображение детей;
  • Закрепление понятий в деятельности;
  • Введение элементов проблемности;
  • Диалогическая форма общения;
  • Привлечение родителей к финансовому воспитанию.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для педагогов «Воспитание финансовой грамотности детей дошкольного возраста».

Формы организации воспитания финансовой грамотности у детей дошкольного возраста....

Консультация для педагогов "Основы финансовой грамотности для детей дошкольного возраста"

Современная социально-экономическая ситуация создает не совсем благоприятные условия для нравственного развития детей. Прагматическая направленность поведения стимулирует стремление детей и молодежи ...

Консультация для педагогов «Воспитание финансовой грамотности детей дошкольного возраста».

   Приобщение ребёнка к миру экономической действительности - одна из сложных и в тоже время важных проблем.     Сегодня – это предмет специальных исследований в ...

Консультации для родителей «Сюжетно-ролевая игра, как средство социализации детей в обществе»; "Художественно-эстетическое воспитание детей"; «Подготовка детей к школе».

Предлагаю вашеву вниманию консультации «Сюжетно-ролевая игра, как средство социализации детей в обществе»; "Художественно-эстетическое воспитание детей"; «Подгото...

Консультация для педагогов "Обучение финансовой грамотности детей дошкольного возраста: методы, приёмы и формы обучения»

Реализуя в ДОО рабочие Программы по формированию основ финансовой грамотности педагогам необходимо использовать формы и методы, которые позволяют детям стать активными участниками учебного процесса....

Консультация для педагогов «Воспитание финансовой грамотности детей дошкольного возраста»

Приобщение ребёнка к миру экономической действительности - одна из сложных и в тоже время важных проблем....

Консультации для педагогов «Основы финансовой грамотности детей старшего дошкольного возраста»

В условиях низкого уровня общей и экономической культуры такой бизнес может привести к моральному кризису....