Театрализованная деятельность дошкольников
статья

Татьяна Юрьевна Онофрук

Театрализованная деятельность дошкольников

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл teatralizovannaya_deyatelnost_doshkolnikov.docx25.72 КБ

Предварительный просмотр:

Театрализованная деятельность дошкольников

Собственная театрализованная деятельность является разновидностью ведущей (игровой) деятельности, а значит, оказывает влияние на развитие детей дошкольного возраста, а также в силу своей специфики обладает потенциальными возможностями для формирования  социально – коммуникативной компетенции.

 Основным содержанием социально – коммуникативной компетенции является способность ребёнка продуктивно взаимодействовать с окружающими его людьми.

Средства, с помощью которых осуществляется взаимодействие, могут быть экспрессивно – мимическими, предметно – действенными и речевыми.

Театрализованная деятельность обладает потенциальными возможностями для овладения детьми дошкольного возраста данными средствами в привлекательной для них деятельности, следовательно, этот процесс протекает эффективно.

В театрализованной деятельности происходит перенос взаимоотношений между людьми в игру, при этом ситуация общения с партнёром упрощается, так как социальный опыт отражается в художественных образах: заданный сюжет определяет состав участников, слова, которые они произносят, последовательность изображаемых ситуаций. Это облегчает детям задачу взаимодействия: имеется готовое содержание, установлены взаимоотношения участников, определены их действия, диалоги. Вместе с тем умение согласовывать замысел, распределять роли и действовать в соответствии с ними, вступать в ролевые взаимоотношения с партнёрами, учитывая их желания, интересы являются предпосылками для формирования умений социально – коммуникативной компетенции.

Также театрализованная деятельность способствует освоению речевых средств  взаимодействия. Формируется диалогическая, эмоционально насыщенная речь.

Вместе с тем, ребёнок должен суметь передать характер изображаемого персонажа, его действия в определённых условиях, что возможно только с помощью овладения средствами образной выразительности (интонации, мимики, жеста, позы и т. п.).

Театральное творчество имеет очевидные преимущества в развитии социальной перцепции, без которой невозможно осуществления продуктивного взаимодействия.

Социальная перцепция – процесс восприятия партнёрами друг друга, их взаимное познание, как основа для взаимопонимания. Перцептивная составляющая социально – коммуникативной компетенции проявляются в умении понимать эмоциональное состояние сверстника, взрослого и рассказать о нём.

Умение «считывать» эмоциональные переживания и реакции другого человека играет ведущую роль в формировании эмоционально – смысловой основы взаимодействия. Сохраняя и тренируя способность ребёнка к индивидуальному восприятию и отражению окружающего мира через осознание переживаемых чувств и ощущений, мы в процессе театрализованной деятельности подводим его к осмыслению причинно – следственной связи между чувствами и поведением, личностным поведением и качеством общения.

В психологии существует понятие эффективности общения, и мерой этой эффективности является взаимопонимание друг друга, умение понимать переживаемые чувства и отвечать такой формой поведения, которая наиболее понятна, созвучна этим чувствам.

Причем театрализованная деятельность способствует формированию данного умения и у детей, участвующих в постановке, и у детей её наблюдающих (зрителей), так как является неисчерпаемым источником развития чувств, переживаний и эмоциональных открытий ребёнка. Произведения искусства заставляют волноваться, сопереживать персонажам и событиям, поэтому театрализованная деятельность является важнейшим средством развития эмпатии – условия, необходимого для организации совместной деятельности детей.

Театральное искусство, являясь важным фактором художественного развития, оказывает большое психотерапевтическое воздействие на эмоциональную сферу ребёнка, выполняя при этом так называемую очистительную функцию (подразумевая под этим психологическое очищение, которое испытывает человек после общения с искусством).

Часто ребёнка дошкольного возраста преследует чувство неуверенности в себе, волнение, страх. Такие дети не проявляют тенденции к контактам, действуют индивидуально, не проявляют активности, пассивно следуют за инициативными детьми. Одним из направлений коррекции такого поведения может являться коллективная  театрализованная деятельность. Детям предоставляются равные возможности участия в инсценировке, независимо от способностей. При таком подходе (как отмечает Т. Н. Доронова), даже самые робкие меньше волнуются, становятся увереннее, вступают со сверстниками во взаимодействие.

 Творческая театрализованная деятельность – это совместная деятельность детей и взрослых. Результаты объединяются в концерте, спектакле, празднике. В таких общих мероприятиях каждый ребенок становится членом коллектива, объединённого одной целью. Подобная организация театрализованной деятельности создаёт условия для расширения круга общения между детьми разных групп и взрослыми, создаёт полноценную среду развития – источник формирования интерактивной составляющей социально – коммуникативной компетентности.

(Интеракция – процесс обмена между участниками взаимодействия не только информацией, но и действиями, т. е. определённая форма организации совместной деятельности).

Интерактивная сторона взаимодействия проявляется в действиях, которые предпринимают дети в отношении друг друга, а также в том, как они соотносят свои цели и организуют их достижение, т. е. достигается взаимность между участниками взаимодействия.

Таким образом, театрализованная деятельность  выполняет следующие функции:

  • Контактная функция – предполагает установление контакта как состояния обоюдной готовности к приёму и передаче сообщений и поддержания взаимосвязи в виде постоянной взаимоориентированности;
  • Информационная функция – обмен сообщениями, мнениями, замыслами, решениями;
  • Побудительная функция – стимуляция активности для направления его на выполнение определённых действий;
  • Координационная функция – взаимное ориентирование и согласование действий при организации совместной деятельности;
  • Функция понимания – адекватное восприятие и понимание смысла сообщения и взаимное понимание намерений, установок, переживаний, состояний партнёра;
  • Эмотивная функция – возбуждение в партнёре нужных эмоциональных переживаний, а также изменение с его помощью своих переживаний, состояний партнёра;
  • Функция установления отношений – осознание и фиксация своего места в системе ролевых, статусных, межличностных связей группы, в которой действует ребёнок;
  • Функция оказания влияния – изменение состояния, поведения, личностно – смысловых образований партнёра.

Естественно, что все эти функции присущи театрализованной деятельности при условии определённой технологии её организации опытным взрослым (носителем социально – коммуникативной культуры).

Концептуальную основу технологии развития театрального творчества составляют подходы режиссёра Ленинградского ТЮЗа З. Я. Корогодского, д. п. н., профессора

О. В. Дыбиной к организации театрализованной деятельности.

Система З. Я. Корогодского предусматривает переход от драматизации к импровизации как на основе истинного проявления эмоций и чувств ребёнка, при которой сохраняется смысл и атмосфера театрализованной деятельности.

О. В. Дыбина указывает на связь театрализации с игрой. Действительно, дети с огромным удовольствием играют в театрализованные игры.

В детском саду театрализованная игра принимает две формы:

- когда действующими лицами являются определённые предметы рукотворного мира: игрушки, куклы, фигурки (настольный театр: плоскостные и объёмные фигурки персонажей; фланелеграф, теневой театр, театр игрушек; бибабо, театр марионеток);

- когда дети сами в образе действующего лица в соответствующем костюме (или с использованием элементов костюма) используют взятую на себя роль.

(Содержание технологии отражено в авторской программе «Арлекино»).

Эффективной реализации технологии способствует система условий, побуждающих ребёнка к самовыражению, проявлению своего «Я».

Первая группа условий

  • Развитие представлений о разных видах театра;
  • Разнообразие атрибутов и доступность художественного оформления;
  • Овладение правилами и приёмами определённого вида театрализованной деятельности;
  • Эмоционально – положительное отношение взрослого к театрализованному творчеству ребёнка.

Вторая группа условий

  • Организация предметно – пространственной среды (материал, обстановка, атмосфера);
  • Роль взрослого (предоставление возможностей для самостоятельности, инициативы, творчества, направляющая функция);
  • Активная позиция самого ребёнка.

Тактика педагогического взаимодействия в рамках реализации технологии развития театрального творчества основывается на принципе сотрудничества в подсистемах «взрослый – ребёнок», «взрослый – дети», «ребёнок – ребёнок».

Организация взаимодействия  в подсистемах осуществляется с помощью методов:

  • Объяснительно – иллюстративные (беседа, чтение художественной литературы, рассказ взрослого, модели различных видов театра, просмотр сказок, показ иллюстраций, музыкальное сопровождение);
  • Проблемно – поисковые (вопросы проблемного характера, «спрашивайте – отвечайте»);
  • Методы активизации самостоятельной деятельности (педагогическая ситуация – выбор, конфликт, самостоятельное распределение ролей);
  • Творческие методы (упражнения, импровизации, этюды, работа с образом).

Выбор методов обоснован их направленностью на формирование перцептивной, коммуникативной и интерактивной составляющих социально – коммуникативной компетентности.

Технология развития театрального творчества, которую мы предлагаем, в отличие от типовой программы, начинает реализовываться не со средней, а с младшей группы.

В младшей и средней группе формируются предпосылки к овладению умениями социально – коммуникативной компетентности средствами театрализованной деятельности. В младшей группе ставится задача – побуждать детей передавать простые образные действия, вызвать у детей желание придумывать диалог от лица куклы. Детям даётся возможность применить свой социальный опыт в игре, таким образом, создаются предпосылки для перехода к реальному взаимодействию со сверстниками.

В средней группе технология предполагает развитие пластики, выразительности жестов и мимики, уверенности в себе, а также детей подводят к умению слушать партнёра.

В старшем дошкольном возрасте руководство развитием театрального творчества предполагает формирование всех умений, составляющих содержание социально – коммуникативной компетенции.

Этапы реализации и технологии

Предпосылки (умения социально –коммуникативной компетентности)

Деятельность взрослого

Деятельность детей

(Младший дошкольный возраст)

- умение отражать отношения между людьми в игре;

- умение передавать простые образные действия;

Умение придумывать диалог от лица куклы.

- организовывает предметно – пространственную среду;

- создаёт предпосылки для перехода к реальному взаимодействию со сверстниками;

- побуждает детей передавать простые образные действия;

- вызывает у детей желание придумывать диалог от лица куклы.

- применяют свой социальный опыт в игре с куклой.

(Средний дошкольный возраст)

- умение понимать и выражать различные эмоциональные состояния с помощью выразительных средств (пластики, жестов, мимики).

- выполняют направленную функцию;

- предлагает готовое для драматизации содержание, где установлены взаимоотношения участников, определены их действия, диалоги;

- представляет равные возможности участия в инсценировке, независимо от способностей.

- опыт в художественных образах переносят взаимоотношения между людьми в игру.

Основной (старший дошкольный возраст)

- умение понимать эмоциональное состояние сверстника, взрослого и рассказать о нём;

- умение получать необходимую информацию в общении;

- умение выслушать другого человека, с уважением относится к его мнению, интересам;

- умение вести простой диалог с взрослым и сверстниками;

- умение спокойно отстаивать своё мнение;

- умение соотносить свои желания, стремления с интересами других людей;

- умение принимать участие в коллективных делах (договариваться, уступать и т. д.);

- умение уважительно относится к другим людям;

- умение принимать и оказывать помощь;

- умение не ссориться, спокойно реагировать в конфликтных ситуациях.

- организует предметно – пространственную среду;

- подводит к осмыслению причинно – следственной связи между чувствами и поведением, личностным поведением и качеством общения;

- предоставляет возможность для самостоятельности, инициативы, творчества.

- продумывают содержание;

- согласовывают замысел;

- распределяют роли и действуют в соответствии с ними;

- вступают в ролевые взаимоотношения с партнёрами, учитывая их желания, интересы.

 

Театрализованная деятельность в детском саду организационно может пронизывать все режимные моменты,  включаться во все занятия, в совместную деятельность детей и взрослых в свободное время, осуществляться в самостоятельной деятельности детей, она способствует тому, чтобы сделать жизнь детей в группе увлекательнее, разнообразнее. Театрализованная деятельность может быть органично включена в работу различных кружков; продукты театрализованной деятельности (инсценировки, драматизации, спектакли, концерты) могут вноситься в содержание праздников и  развлечений. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Театрализованная деятельность дошкольников.

В старшей группе я уделяю большое внимание театрализованной деятельности детей, которая способствует развитию творческих способностей, формирует навыки общения. для организации этой деятельности испол...

Сообщение на педсовете на тему:"Роль воспитателя в организации музыкально-театрализованной деятельности дошкольников".

       Воспитатель – это не «урокодатель», он – постоянный эталон для детей, родителей и окружающих. Он – актер, который может перевоплощаться в любую роль. Работая в дошкольном учреждении, главное - ...

спецкурс Основы организации театрализованной деятельности дошкольников в детском саду как средства их всестороннего развития.

Основы организации  театрализованной деятельности дошкольников  в детском саду как средства их всестороннего развития. В современном обществе резко повысился социальный прес­тиж интелле...

Методическая разработка:"Мимические и пантомимические этюды в театрализованной деятельности дошкольников".

Цель:выразительное изображение отдельных эмоциональных состояний.Знакомство детей с элементами выразительных движений:мимикой,жестом,позой,той или иной походкой....

Методические рекомендации для воспитателей по проведению театрализованной деятельности дошкольников на основе русских сказок

Театрализованная игра появляется в определенный период и как бы вырастает из сюжетно-ролевой. Это происходит в тот момент, когда в более старшем возрасте дети не удовлетворяются только воспроизв...

Методические рекомендации для воспитателей по проведению театрализованной деятельности дошкольников на основе русских сказок

Театрализованная игра появляется в определенный период и как бы вырастает из сюжетно-ролевой. Это происходит в тот момент, когда в более старшем возрасте дети не удовлетворяются только воспроизв...

Создание развивающей среды – путь активизации самостоятельной театрализованной деятельности дошкольников.

Театрализованная деятельность несет в себе большие воспитательные и образовательные возможности. Она позволяет формировать опыт социальных навыков поведения, является источником развития чувств, эмоци...