Программа адаптации ребенка к условиям Дома ребенка
методическая разработка (младшая группа)
- максимально адаптировать вновь поступивших воспитанников к новым условиям
пребывания в Доме ребенка.
- организация педагогического процесса в ходе адаптации ребенка к новым условиям.
- создание и поддержка в Доме ребенка адаптивной педагогической среды ( в единстве ее санитарно – гигиенических, психогигиенических и дидактических компонентов).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
adaptatsiya_rebenka.docx | 120.18 КБ |
Предварительный просмотр:
К У ХМАО – Югра «Урайский специализированный Дом ребенка»
Составила
Лялина Л. А.
воспитатель
Программа адаптации ребенка к условиям Дома ребенка.
Цель:
- максимально адаптировать вновь поступивших воспитанников к новым условиям
пребывания в Доме ребенка.
- организация педагогического процесса в ходе адаптации ребенка к новым условиям.
- создание и поддержка в Доме ребенка адаптивной педагогической среды ( в единстве ее санитарно – гигиенических, психогигиенических и дидактических компонентов).
Пояснительная записка.
В настоящее время Дом ребенка работает в режиме психолого – педагогической реабилитации и коррекции по преодолению и профилактике незначительных отклонений в развитии детей. Деятельность всего педагогического коллектива направлена на здоровье сбережение детей, их социальное, физическое, познавательное, деятельностное и эстетическое развитие.
Администрация и специалисты Дома ребенка (врач, педагог- психолог, учителя дефектологи, воспитатели и т.д.) определила меры по развитию партнерских отношений Дома ребенка и семьи( если такая имеется).
План взаимодействий специалистов и администрации в свете поставленных задач.
Задачи | Деятельность специалистов | Деятельность руководителей |
-определение актуальной проблемы, тормозящей развитие социально – педагогической системы; ее формулировка | -анкетирование; - Диагностирование; - анализ | -выявление причин разрыва между существующим и необходимым состоянием педагогического процесса |
Формирование задач и цели работы -определение требований, представляемых к программе. Определение ресурсов, системы контроля. | -участие специалистов в подготовке программы - распределение обязанностей по реализации программы | Накопление полезной информации |
Исполнение плана программы | Контроль специалистов за своей деятельностью (самоанализ). | Контроль за исполнением программы (принятие необходимых корректирующих действий). |
Анализ достижения поставленной цели и полученных результатов. Оценка программы в целях определения его актуальности. | Участие в коллективном анализе программы ( отчет на МППК). Коллективная оценка результатов программы. | Проведение аудита. |
План работы специалистов по работе с детьми в адаптационный период с учетом особенностей детей раннего дошкольного возраста
Содержание работы с воспитанниками в соответствии с Госстандартом
Модель организации адаптационного периода детей младшего возраста (рекомендации для всех специалистов).
За ходом реализации программы предусмотрены следующие виды контроля:
- тематический и фронтальный;
- оперативный (предупредительный и эксперт – диагностика);
- итоговый (по содержанию и по времени);
- сравнительный (работа специалистов на нескольких группах);
- отчеты специалистов и воспитателей на МППК.
Уровни критерии адаптации:
Задача всех специалистов Дома ребенка – это выявления адаптивности воспитанников, т. е. совокупности всех полезных изменений организма и психики.
В ходе комплексного исследования, проведенного учеными в разных странах (Р.В. Тонковой – Ямпольской, Е. Шмидт – Кольмер, А. Атанасовой - _ Буковой. – было выведено три фазы адаптационного процесса:
- острая фаза, которая сопровождается разнообразными колебаниями в соматическом состоянии и психическом статусе, что приводит к снижению веса, частым респираторным заболеваниям, нарушением сна, снижению аппетита, регрессу в речевом развитии (длится среднем один месяц).
- Подострая фаза характеризуется адекватным поведением ребенка, то есть все сдвиги уменьшаются и регистрируются лишь по отдельным параметрам на фазе замедленного темпа развития, особенного психического, по сравнению со средними возрастными нормами (длится 3-5 месяцев);
- Фаза компенсации характеризуется убыстрением темпа развития, в результате дети к концу года преодолевают задержку темпов развития.
Уровни адаптации: физиологический, биологический, психологический, социальный.
Основные критерии адаптации ребенка к условиям Дома ребенка
- Поведенческие реакции;
- Уровень нервно психического развития;
- Заболеваемость и течение болезни;
- Главные антропометрические показатели физического развития (рост, вес).
Различают три степени тяжести прохождения адаптации:
- Легкая адаптация: ребенок активен, внешних изменений нет, сдвиги в поведении нормализуются в течении 1-2 недель;
- Средняя адаптация: в течение всего периода настроение может быть неустойчивым, может наблюдаться отсутствие аппетита, кратковременность, беспокойность сна. Этот период длиться 20-40 дней;
- Тяжелая адаптация: длиться от 2 до 6 месяцев. Ребенок болеет, теряет в весе, появляются патологические привычки: грызение ногтей, сосание пальца. Возникает стойкий энурез.
- Очень тяжелая адаптация: около полугода и более. («несадовский» ребенок).
Влияет на адаптацию тип темперамента.
При отработки системы адаптации используются следующие варианты адаптационного воздействия, зависящие от степени активности воспитанников:
- Усвоение и подчинения распорядку дня;
- Обновление развивающей среды, при которой используются нешаблонные формы и методы «привлекательности»;
- Создание устойчивых ритуалов, традиций как важных факторов ускорения приспособляемости ребенка.
Работа проводится в несколько этапов.
Этап 2. Подготовительный.
Работа с родителями (если имеются).
- Знакомство с группой;
- Ознакомления с условиями пребывания в Доме ребенка, характеристикой возрастных возможностей, показателями развития детей раннего возраста;
- Анкетирование:
- социальное;
- медицинское;
4. знакомство с особенностями адаптационного периода и факторами, от которых зависит его течение:
- состояние здоровья;
- уровень развития;
- коммуникабельность;
- сформированность предметной и игровой деятельности;
- наличие навыков самообслуживания;
- предварительное знакомство с группой.
Медико – психолого – педагогическая служба:
- прогнозирует течение адаптации по проведенному анкетированию;
- выявляет группу «риска»;
- разрабатывает рекомендации для родителей и педагогов;
- определяет длительность пребывания ребенка в адаптационном периоде.
Этап II наблюдений:
- Постепенное увеличение времени пребывания в группе;
- Наблюдение за поведением детей;
- Консультирование родителей;
- Разработка индивидуального режима для каждого ребенка;
- Оформление листов адаптации, оценка уровня нервно психического развития детей.
Этап III. Анализ и выводы
- Анализ адаптивных листов;
- Анализ индивидуальных карт развития.
- Определение степени адаптации.
- Индивидуальная работа с ребенком.
- Рекомендации родителям, педагогам, специалистам по проведению коррекционно – развивающих занятий с детьми.
- Внесение изменений в существующую модель работы.
- Дом ребенка – это второй дом для малыша;
- Специально организованная среда по предпочтению ребенка.
Медицинский блок (вставить)
Цель | Работа с детьми | Работа с родителями | Взаимосвязь с другими специалистами | Результат |
Психологический блок (вставить) | ||||
Цель | Работа с детьми | Цель | Работа с родителями | Отслеживание результата |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
Программа психодиагностики, профилактики и преодоления дизадаптации ребенка
Задачи:
- выявить причины дизадаптации и нарушения эмоционально – личностной сферы ребенка;
- оценка психоэмоционального состояния ребенка в начале периода адаптации и через месяц пребывания в Доме ребенка.
I этап: первичная диагностика
II этап : профилактическая и коррекционная работа психолога с детьми, родителями, учителями – дефектологами, воспитателями.
III этап: контрольная диагностика (повторная) через месяц нахождения ребенком Дома ребенка
Сравнение результатов по картам наблюдений (1-я и 2-я части) за детьми в начале адаптационного периода (первая неделя) и через месяц посещения ими Дома ребенка.
Психолого – педагогические параметры определения готовности поступления ребенка в Дом ребенка.
Параметры | Дополнительный вопрос к матери ребенка | Оценка в баллах |
1 | 2 | 3 |
Настроение Бодрое, уравновешенное Раздражительное, неустойчивое Подавленное | Какое из перечисленных настроений преобладает? | 3 2 1 |
Засыпание Быстрое (до 10 минут) Медленное Спокойное Неспокойное С дополнительными воздействиями Без дополнительных воздействий | Как засыпает Ваш ребенок? | 3 2 3 2 2 3 |
Продолжительность сна Соответствует возрасту Не соответствует возрасту | Какова длительность сна? | 3 1 |
Аппетит Хороший Избирательный Неустойчивый Плохой | Какой аппетит у Вашего ребенка | 4 3 2 1 |
Отношение к высаживанию на горшок Просится на горшок Не просится, но бывает сухой Не просится, ходит мокрый | 3 2 1 | |
Отрицательные привычки Есть (какие?) Нет | Сосет пустышку, палец, раскачивается и т.д. | 1 3 |
II. Нервно – психическое развитие | ||
Возраст 1г.6мес.- 1г.9мес. Понимание речи Движения Игра Навыки поведения | Выявляется методом диагностики | Соответствует возрасту – 3 балла Ниже на один эпикризный срок- 2 балла Ниже на 2-3 эпикризных срока – 1 балл |
Возраст 1г.9мес. -2г. Понимание речи Движения Игра Навыки поведения | ||
III. Личность Проявление познавательных потребностей (по наблюдениям специалистов) | ||
В повседневной жизни Проявляет познавательные потребности Проявляет недостаточно Не проявляет | 3 2 1 | |
Интересуется игрушками, предметами – дома и в новой обстановке Да Нет Иногда | 3 1 2 | |
Проявляет интерес к действиям взрослых Да Нет Не всегда | 3 1 2 | |
Любит заниматься: внимателен, актуален, усидчив Да Нет Не всегда | 3 1 2 | |
При обучении Проявляет интерес, активность Проявляет недостаточно Не проявляет | 3 2 1 | |
Инициативность в игре Проявляет инициативу по всем указанным параметрам: Умеет сам себе найти дело Да Нет Есть фаза подготовки игры Самостоятельно С помощью взрослого Проявляет элементы воображения Да Нет | 3 1 3 2 3 1 | |
Инициативность во взаимоотношениях со взрослыми Вступает в контакт по своей инициативе Сам не вступает в контакт | 3 2 | |
Инициативность во взаимоотношениях с детьми Вступает в контакт по своей инициативе Сам не вступает в контакт | 3 2 | |
Результативность деятельности Доводит начатое дело до конца Не всегда Не доводит | 3 2 1 | |
Самостоятельность в игре Умеет самостоятельно играть в отсутствие взрослого Не всегда Не играет сам | 3 2 1 | |
Социальные связи со взрослыми и детьми Легко идет на контакт со взрослыми Избирательно Трудно Легко вступает в контакт с детьми Избирательно трудно | 3 2 1 3 2 1 | |
Наличие опыта совместной деятельности со взрослыми Есть Недостаточно нет | 3 2 1 | |
Уверенность в себе Есть Не всегда нет | 3 2 1 | |
Адекватность оценке своей деятельности со взрослыми Есть Не всегда нет | 3 2 1 | |
Опыт разлуки с близкими Перенес разлуку значительно легко Тяжело | 3 2 | |
Аффективная привязанность к какому либо из взрослых Есть нет | 1 3 |
Прогноз адаптации (по среднему числу баллов):
Готов к поступлению в Дом ребенка 3-2.5;
Условно готов 2,5-2;
Не готов 1.9-1;
Карта наблюдений
Фамилия, имя ребенка, возраст______________
Дата заполнения: 1-й части___________2-й части_______________
Параметры | Характеристика | 1-я часть | 2-я часть |
1 | 2 | 3 | 4 |
1. Настроение | Бодрое, уравновешенное Раздражительное, неустойчивое Подавленное | ||
2.Длительность и характер засыпания | Спокойное, быстрое (до 10 минут) неустойчивое Неспокойное, медленное | ||
3.Длительность и характер сна | Спокойный, соответствует возрасту Неустойчивый Беспокойный не соответствует возрасту | ||
4.Аппетит | Хороший Избирательный, неустойчивый Плохой | ||
5.Навыки самообслуживания | Соответствует возрасту Не всегда Не соответствует возрасту | ||
6.Инициативность в игре | Умеет найти себе дело Не всегда нет | ||
7.Инициативность во взаимоотношениях со взрослыми | Вступает в контакт сам Не всегда Сам не вступает в контакт | ||
8.Результативность действий | Доводит начатое дело до конца Не всегда Не доводит | ||
9.Самостоятельность в игре | Умеет играть самостоятельно Не всегда Сам не играет | ||
10. Идет на контакт со взрослыми | Легко Избирательно трудно | ||
11. Идет на контакт с детьми | Легко Избирательно трудно | ||
12. реакция на отрыв от матери | Отходит от матери, проявляет интерес к окружающему Отрывается не сразу Периодически возвращается и плачет | ||
Общий балл Средний балл |
Лист адаптации
Фамилия, имя ребенка, возраст______________
Дата рождения___________ возраст _____ Дата поступления
Адаптационные дни | 1-й | 2-й | 3-й | 4-й | 8-й | 16-й | 32-й | 64-й | 128-й |
Аппетит Завтрак Обед Полдник | |||||||||
Сон: Засыпание Длительность | |||||||||
Активность В игре В речи | |||||||||
Взаимоотношения с детьми | |||||||||
Взаимоотношения со взрослыми |
Условные обозначения:
Положительно +; неустойчиво + -, болел Б, находился дома – д
Показатели нервно – психического развития проводятся по диагностике К.Л. Печера.
План работы учителя – дефектолога в адаптационный период (вставить)
Цель | Содержание | Результат |
1 | 2 | 3 |
Диагностика речевого и познавательного развития ребенка | Обследование уровня развития понимания речи, активной речи, сенсорного развития, владения элементарными математическими представлениями. | Составление индивидуального образовательного маршрута ребенка по областям: «Познавательное развитие», «Речевое развитие» |
Определение индивидуального плана коррекционной работы с ребенком на период поступления ребенка в Дом ребенка | Составление индивидуальных программ на ребенка по результатам обследования познавательного и речевого развития. ООП «Познавательное развитие» включает разделы: развитие познавательно-исследовательской деятельности, приобщение к социокультурным ценностям, формирование целостной картины мира и расширение кругозора, сенсорное развитие, формирование элементарных математических представлений, ознакомление с миром природы. ООП «Речевое развитие» включает: формирование и развитие словаря по лексическим темам, звуковой культуры речи, грамматического строя, связной речи, чтение художественной литературы. | Познавательное развитие: умение обследовать предметы, выделяя их цвет, величину, форму, формировать группы однородных предметов, различая количество предметов (один — много, больше, меньше, одинаково), использовать некоторые обобщающие понятия: игрушки, посуда, одежда, обувь, мебель и пр. Речевое развитие: расширение и активизация словаря по лексическим темам, формирование четкого звукопроизношения, правильного построения простых и распространенных предложений, умения отвечать на разнообразные вопросы взрослого, касающиеся ближайшего окружения. |
Развитие интереса к занятиям (методы и приемы) | Развитию интереса к занятиям способствуют прежде всего игровые методы. Их применение учитывает игровые интересы, способности ребенка. Использование компьютерных технологий, сюрпризных моментов, игровых персонажей также завораживают ребенка, повышают интерес к занятию. | Повышение интереса ребенка к занятиям способствует более активному и плодотворному его включению в познавательный процесс, что ведет к положительной динамике в развитии. |
Работа с родителями | Оформление «Уголка для родителей» (консультации учителя-дефектолога, памятки для родителей). Проведение консультаций по темам: «Результаты диагностического обследования ребенка», «Возрастные особенности детей», «Развитие речи и познавательных процессов детей», «Развитие мелкой моторики». | Установление более тесного сотрудничества и повышение психолого-педагогической культуры родителей в вопросах обучения, воспитания и развития детей; овладение родителями знаниями о приемах коррекционно-развивающего воздействия. |
Взаимодействие учителя – дефектолога с воспитателями и узкими специалистами | 1.Консультации воспитателей и узких специалистов по вопросам индивидуальных особенностей ребенка; по работе над расширением, уточнением и активизацией словарного запаса в разных видах деятельности в соответствии с лексическими темами периода; развитием грамматического строя и связной речи у ребенка. 2.Рекомендации по развитию познавательной сферы у ребенка в разных видах деятельности в соответствии с лексической темой периода; проведению индивидуальной коррекционной работы с ребенком. | Уменьшение периода адаптации поступившего ребенка к новым условиям; повышение эффективности коррекционно-развивающей работы с ребенком, как на занятиях, так и в режимных моментах; улучшение показателей речевого и познавательного развития ребенка. |
Работа воспитателей в адаптационный период с детьми
№ п.п. | Содержание работы | Дни недели | |||||
ПН | ВТ | СР | ЧТ | ПН | СБ-ВС | ||
1. | Рассматривание и обследование Предметы рукотворного мира, игрушки | у | |||||
2. | Альбомы, фото, иллюстрации | у | |||||
3. | Картинки, картины | у | |||||
4. | Образцы, предметы художественно- прикладного искусства | у | |||||
5. | Я и мое тело | у | |||||
1. | Беседы, рассказы О труде взрослых | у | |||||
2. | О нормах поведения общения | У, 2-я пол. | 2-я пол | 2-я пол | 2-я пол | 2-я пол | 2-я пол |
3. | О живой и неживой природе | ДП | ДП | ||||
5. | О предметах окружения | у | |||||
Чтение стихотворений, потешек | 2-я пол | у | у | ||||
1. | Наблюдения За живой природой | ДП | ДП | ||||
2. | За неживой природой | ДП | |||||
3. | Наблюдения за трудом взрослых | ДП | |||||
4. | Наблюдение за жизнью улицы. Целевая прогулка | ДП | |||||
1. | Игры Сюжетно - ролевые | 2-я пол | 2-я пол | 2-я пол | |||
Подвижные | У, ДП, 2-я пол | У, ДП, 2-я пол | У, ДП, 2-я пол | У, ДП, 2-я пол | У, ДП, 2-я пол | У, ДП, 2-я пол | |
2 | Строительные | 2-я пол | 2-я пол | ||||
3 | Диагностические | У, ДП, 2-я пол | У, ДП, 2-я пол | У, ДП, 2-я пол | У, ДП, 2-я пол | У, ДП, 2-я пол | |
4 | Экспериментирование | 2-я пол (1 раз в мес) | |||||
1 | Труд Самообслуживание | у | 1-я пол | 2-я пол | у | 2-я пол | |
2 | Хозяйственно – бытовой (поручения) | ДП | ДП | ДП, у | 1-я пол | ДП | |
Развлечения (досуг) | 1-я пол |
Условные обозначения:
У- утро
ДП- дневная прогулка
2-я половина дня;
1-я половина дня.
Ведение групповой документации
- Лист адаптации
- Табель стула
- Дневник группы
- Рабочие программы всех специалистов на каждый возраст с которым работают.
- Программа индивидуального развития ребенка (карта основных показателей развития ребенка, карта индивидуально – развивающей работы на каждого ребенка)
- Общие сведенья о детях
- Режим дня в холодный и теплый период.
- Сетка занятий
- Система закаливания детей.
Игры и упражнения для детей раннего возраста в адаптационный период
(рекомендации воспитателям).
- Игры с песком: «Слезы на песке», «Отыщи шарик», «Ныряние», «Дворник», «Отпечатки», «Тесто», «Человечки».
- « Что в кулачке?», «Угадай, в какой руке».
- Звучащие игры: «Шуршалки», «Звенелки», «Стучалки», «Телефон», «На чем играл зайка?».
- Игры с солнечным зайчиком.
- Игры с игрушкой (куклой, мишкой): «Покружимся с Мишкой», «Покормим мишку кашей», «Уложим куклу спать», «Покатаем куклу, мишку на машине».
- Игры с бумагой и карандашами: «Обведи ручку», «Укрась ручку» браслетом, часами, браслетами, «Веселое солнышко».
Игровые занятия с детьми;
- Игра «Обведу карандашом руку твою и тебе подарю».
- «Телефон- позвони маме».
- Обыгрывание ситуации с помощью конструктора и игрушек
- Групповые занятия на стимуляцию обучения, на организацию взаимодействия со сверстниками, познания себя и других:
– техника поочередного напряжения и расслабления основных мышечных групп;
- Сюжетная игра: «Гуляем в парке, бегаем по лужайке…плаваем в речке, играем с водой,
брызгаемся… лежим на песке- загораем»;
- Потешки «Сорока – ворона», «Ладушки» (снятие эмоционального напряжения),
массирование пальцев.
- танцы под веселую музыку.
Примерное консультирование воспитателей
- Процесс адаптации детей раннего возраста.
- Основные критерии адаптации.
- Формирование чувства уверенности у детей.
- Игры, направленные на сближение детей друг с другом и воспитателем.
- Игры, направленные на усвоение окружающей среды и знакомство с персоналом Дома ребенка и другими воспитанниками.
- Подбор потешек, загадок, скороговорок, стихов, игр
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПРОГРАММА ПО АДАПТАЦИИ И РАЗВИТИЮ РЕБЕНКА В УСЛОВИЯХ «ДОМА РЕБЕНКА»
Актуальность программы обуславливается тем, переход от авторитарной системы воспитания к личностно-ориентированной модели требует разработки новых педагогических принципов, методов и технологий работы...
Программа адаптации ребенка к условиям Дома ребенка.
Программа адаптации ребенка к условиям Дома ребенка....
Программа адаптации ребенка к условиям Дома ребенка.
Программа адаптации ребенка к условиям Дома ребенка....
Программа адаптации ребенка к условиям Дома ребенка.
Деятельность всего педагогического коллектива направлена на здоровье сбережение детей, их социальное, физическое, познавательное, деятельностное и эстетическое развитие....
Программа адаптации ребенка к условиям Дома ребенка.
Программа адаптации ребенка к условиям Дома ребенка....
Программа адаптации ребенка к условиям Дома ребенка
Программа адаптации ребенка к условиям Дома ребенка...
Программа адаптации ребенка к условиям Дома ребенка
Программа адаптации ребенка к условиям Дома ребенка...