Педагогический проект «Весёлые пальчики» по развитию мелкой моторики в первой младшей группе.
проект (младшая группа)
«Истоки способностей и дарований
детей – на кончиках их пальцев.
Чем больше уверенности в движениях
детской руки, тем тоньше взаимодействие руки
с орудием труда, сложнее движения,
ярче творческая стихия детского разума.
А чем больше мастерства в детской руке,
тем ребенок умнее…»
В. А. Сухомлинский
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_motorika.docx | 37.41 КБ |
Предварительный просмотр:
Педагогический проект «Веселые пальчики» по развитию мелкой моторики в первой младшей группе.
Воспитатели: Брысина Н.Н.
Ерёмина Н.А.
Март 2019год.
«Истоки способностей и дарований
детей – на кончиках их пальцев.
Чем больше уверенности в движениях
детской руки, тем тоньше взаимодействие руки
с орудием труда, сложнее движения,
ярче творческая стихия детского разума.
А чем больше мастерства в детской руке,
тем ребенок умнее…»
В. А. Сухомлинский
Паспорт проекта:
Вид проекта: практический.
Продолжительность: краткосрочный (2 недели)
Участники проекта: дети 1 младшей группы, воспитатели, родители.
Проблема: у малышей слабо развита мелкая моторика пальцев рук. Поэтому большинство детей испытывают трудности в овладении навыками самообслуживания, у них не достаточно развита речь.
Начиная работу в группе детей младшего возраста, мы обратили внимание на то, что не у всех детей в достаточной мере сформированы такие важные навыки, как координация, сенсорика, ловкость. Большая группа детей быстро утомлялась. Движения детей отличались неловкостью, плохой координированностью, чрезмерной замедленностью или, напротив, импульсивностью. Большинство детей испытывали затруднения в овладении навыками самообслуживания.
Также дети испытывали сложности в продуктивной деятельности: в рисовании и лепке. Недостаточное развитие мелкой моторики проявлялось в походке, ручной деятельности, развитии речи.
Исходя из актуальности выбранной темы, нами определена проблема: выявление и создание условий для обеспечения эффективности работы по развитию мелкой моторики.
Актуальность.
Уже давно ни для кого не секрет, что развитие мелкой моторики (гибкости и точности движений пальцев рук) и тактильной чувствительности - мощный стимул развития у детей восприятия, внимания, памяти, мышления и речи. Дети, у которых лучше развиты мелкие движения рук, имеют более развитый мозг, особенно те его отделы, которые отвечают за речь. Пальцы рук наделены большим количеством рецепторов, посылающих импульсы в центральную нервную систему человека.
Дети «мыслят руками», не столько размышляют, сколько непосредственно действуют. Чем более разнообразно использует ребенок способы чувственного познания, тем полнее его восприятие, тоньше ощущения, ярче эмоции, а значит, тем отчетливее становятся его представления о мире и успешнее деятельность.
Известно и то, что в последние годы уровень речевого развития детей заметно снизился. Одной из причин тому является то, что родители меньше говорят с детьми, из-за своей занятости. Дети и сами меньше говорят, потому что больше смотрят телевизор. Они реже делают что-то своими руками, потому что современные игрушки и вещи устроены максимально удобно, но не эффективно для развития моторики (одежда и обувь с липучками вместо шнурков и пуговиц, книжки и пособия с наклейками вместо картинок для вырезания и т. д.)
Сегодня все без исключения знают, что игры с пальчиками развивают мозг ребенка, стимулируют развитие речи, творческие способности, фантазию малыша, они способны улучшить произношение многих звуков. В общем, чем лучше работают пальцы и вся кисть, тем лучше ребенок говорит.
Поэтому очень важно уже с самого раннего возраста развивать у ребёнка мелкую моторику. Но просто делать упражнения малышу будет скучно – надо обратить их в интересные и полезные игры.
Наряду с развитием мелкой моторики развиваются память, внимание, а также словарный запас малыша.
Мелкая моторика рук – это разнообразные движения пальчиками и ладонями.
Актуальность работы по развитию мелкой моторики детей раннего возраста обусловлена, и возрастными психологическими и физиологическими особенностями детей: в раннем и младшем дошкольном возрасте интенсивно развиваются структуры и функции головного мозга ребенка, что расширяет его возможности в познании окружающего мира.
Организуя разнообразную деятельность детей с предметами, игрушками и природными объектами, важно активизировать у детей сенсорные основы познания, учить малышей использовать разные органы чувств, для получения информации об окружающем мире: зрение, слух, обоняние, тактильные ощущения.
Формирование мелко моторных функций тем более важно еще и потому, что в раннем и дошкольном детстве сенсорные процессы развиваются особенно активно. С помощью упражнений, развивающих мелкую моторику, ребенок учится следить за собой и своими вещами, учится правильно застегивать пуговицы, пришивать их, шнуровать ботинки. То есть мелкая моторика рук связана еще и с формирование самостоятельности ребенка.
От того, насколько ловко ребенок научиться управлять своими пальчиками, зависит его дальнейшее развитие. Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память, внимание, речь.
Недостаток развития мелкой моторики может привести к таким последствиям для дошкольника:
- отсутствие интереса к рисованию, лепке и другим видам деятельности;
- сложности с адаптацией к образовательному процессу в школе: ребёнок хуже воспринимает новый материал, плохо читает, поэтому темп обучения ему кажется слишком быстрым и сложным;
- недостаточное развитие творческих способностей, мышления и внимания;
- неспособность ровно провести прямую линию, правильно запоминать и писать цифры или буквы;
- если попросить его нарисовать картинку, он в большинстве случаев не может правильно разместить предметы на пространстве листа, ему не хватает фантазии, нет разнообразия цветов и чёткого сюжета;
- такие дети позже начинают говорить, у многих наблюдаются дефекты речи, которые сложно поддаются корректировке даже во время занятий со специалистами.
Гипотеза: систематизированная планомерная работа будет способствовать развитию мелкой моторики.
Цель: создание условий для развития мелкой моторики и координации движений пальцев рук.
Задачи:
- Подобрать картотеку пальчиковых игр, практических заданий, настольных игр, подготовить дидактический материал.
- Разучить с детьми пальчиковые игры, ввести их в систематическую практическую деятельность детей.
- Формировать навыки предметной деятельности детей, самообслуживания.
- Развивать мелкую моторику пальцев рук у детей раннего возраста через использование разнообразных форм, методов и приемов;
- Обогатить развивающую среду пособиями по развитию мелкой моторики; привлечь родителей к изготовлению.
- Развивать эмоциональную отзывчивость;
- Развивать коммуникативные навыки.
Ожидаемый результат:
1. Разработан комплекс игровых материалов по развитию мелкой моторики руки, включающие различные виды детской деятельности.
2. Систематизирован материал по развитию мелкой моторики руки (игры, упражнения).
3. Сформированы навыки самообслуживания в соответствии с возрастными особенностями.
4. Обогащена предметно - пространственная развивающая среда по теме проекта.
5. К реализации проекта привлечено 11 семей воспитанников.
Этапы работы:
1 этап – подготовительный:
- Выбор темы, постановка целей и задач;
- Сбор литературного материала;
- Знакомство родителей с содержанием проекта;
- Анкетирование родителей по данной теме;
- Подбор материала для игр и занятий.
- Подбор картотеки пальчиковых игр;
2этап – основной:
НОД:
Ознакомление с окружающим: «Тонет – не тонет», «Знакомство с крупой».
Развитие речи: д/и «Рыбалка», д/и «Достань, что скажу», д/и «Сортируем макароны», д/и «Рисование на манке».
Художественное творчество: лепка «Рыбка», «Покормим Петушка», рисование «Волны», «Зёрнышки для Петушка».
Свободная деятельность:
- Массаж рук с помощью подручных предметов (шишки, ребристые мячики, пробки, грецкие орехи, карандаши).
- Упражнения пальчиковой гимнастики: «Семья», «Дом», «Ножки», «Яблочко», «Коза рогатая», «Ладушки», «Солнышко», «Сорока – ворона», «Лыжи», «Замочек», «Рыбка», снятие кожуры с банана.
- Проведение д/игр: «Спрячь зайца от лисы», «Воздушные шары», «Птичка в клетке», «Спрячь мышонка от кота», «Подбери блюдца к чашке», «Большие и маленькие мячики», «Бусы», «Маленькие и большие»,
«Попробуй расстегни», «Сортируем макароны», «Помоги найти маму», «Заплатки», игра с пирамидкой, с пазлами, рассматривание иллюстраций к книгам, игры с водой, игры с крупой, игры с пробками.
- Проведение п/игр: «Ловим мыльные пузыри», «Птички в гнёздышках», «Солнышко и дождик», «Воробушки и автомобиль».
Сюжетно – ролевые игры: «Варим кашу», «Моем игрушки».
Игры с прищепками: «Ёжик», «Подсолнух», «Тучка», «Солнышко», «Цветок», «Стирка», «Ёлочка», «Разложи по цвету прищепки», «Пристегни по цвету», «Рыбка».
Художественное творчество: лепка «Блинчики», «Колобок», «Оладушки», рисование «Дорисуй ёжику колючки», «Крупа», ладошками «Цветы для мамы».
Конструирование: «Корабль», «Терем – теремок», «Разноцветные башни».
Работа с родителями: консультации «Что такое мелкая моторика», «Развитие мелкой моторики рук», «Игры и упражнения для развития мелкой моторики», оформление папок – передвижек. Мастер - классы с родителями «Игры дома для развития мелкой моторики», « Как сделать игры своими руками», рассматривание и характеристика покупных игр и игр, сделанных своими руками, которыми играют дети в группе.
Продукты проектной деятельности: благодаря проекту пополнилась предметно – развивающая среда группы. Дети охотно играют в игры сделанные руками воспитателей и родителей.
Д/И «Воздушные шары», «Спрячь мышонка от кота», «Птичка в клетке», «Подбери блюдца к чашкам», «Спрячь зайца от лисы», «Прищепки», «Подбери колёса к машинам», «Заплатки», «Геометрическая матрёшка», «Сортируем макароны», игры с пробками, с крупой, с водой.
3 этап – заключительный:
Подведение итогов, вывод по теме проектной деятельности.
Показ презентации сотрудникам детского сада;
НОД «В поисках колобка».
Итоги проекта:
Используя данную систему с целью развития мелкой моторики рук детей младшего дошкольного возраста мы добилась определенных результатов. У детей прослеживается положительная динамика в развитии мелкой моторики рук. Кисти и пальцы детей приобрели хорошую подвижность, гибкость, уменьшилась скованность движений. Подавляющее большинство детей достигло высокого уровня освоения продуктивных навыков и навыков самообслуживания.
Таким образом, чтобы результат работы был эффективным необходимо использовать разнообразные приемы и методы работы по формированию тонких движений пальцев рук. Результаты своей работы мы видим в проявлении интереса детей к различным видам деятельности.
Создавая в группе необходимую развивающую среду, способствующую развитию мелкой моторики, учитывая возрастные особенности детей, получив поддержку и помощь родителей, специалистов детского сада мы смогли добиться поставленной цели. Таким образом, в результате проделанной работы пришли к заключению, что целенаправленная, систематическая и планомерная работа по развитию мелкой моторики рук у детей раннего возраста способствует формированию интеллектуальных способностей, положительно влияет на речевые зоны коры головного мозга, а самое главное – способствует сохранению физического и психического здоровья ребенка.
Поистине «таланты детей находятся на кончиках их пальцев». Так давайте же их целенаправленно развивать каждый день, проводя пальчиковую гимнастику, развивая графические навыки и делая самомассаж пальцев.
Библиография.
- Бондаренко А.К. Дидактические игры в детском саду [Текст] Кн. для воспитателя дет. сада. - 2-е изд., дораб. - М.: Просвещение, 1991. –
160с.: ил. - 500000 экз. - 15В№ - 09 - 001629 - 1.
- Ермакова И. А. Развиваем мелкую моторику у малышей. – СПб: Изд. дом «Литера», 2006. о
- Большакова С. Е. Формирование мелкой моторики рук: Игры и упражнения. – М.: ТЦ Сфера, 2006. О!
- Павлова, Л. Значение развития действий рук. [Текст]/ Л. Павлова // Дошкольное воспитание. – 2004. - №1. – С. 27-29.
- Цвынтарный В.В. Играем пальчиками – развиваем речь. – М. 2003г.
- Белая А.Е. Пальчиковые игры для развития речи дошкольников: Пособие для родителей и педагогов/ А.Е. Белая, В.И. Мирясова. – М., 200
- Кольцова М.М. Ребенок учится говорить. Пальчиковый игротренинг. – Екатеринбург, 2006.
- Савина Л.П. Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников: Пособие для родителей и педагогов. – М., 1999
- Крупенчук О.И. Развиваем мелкую моторику. – СПб., 2002.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Веселые пальчики». Педагогический проект по развитию мелкой моторики в первой младшей группе ВСЁ О ПРОЕКТЕ «Веселые пальчики»
ВСЁ О ПРОЕКТЕ «Веселые пальчики»«Истоки способностей и дарованийдетей – на кончиках их пальцев.Чем больше уверенности в движенияхдетской руки, тем тоньше взаимодействие рукис орудием труда, сложнее дв...
Перспективный план по развитию мелкой моторики в первой младшей группе
Планирование для работы с детьми 2-3 лет по развитию мелкой моторики...
«Веселые пальчики». Педагогический проект по развитию мелкой моторики в первой младшей группе
Уже давно ни для кого не секрет, что развитие мелкой моторики (гибкости и точности движений пальцев рук) и тактильной чувствительности - мощный стимул развития у детей восприятия, внимания, памяти, мы...
Педагогический проект по развитию мелкой моторики в первой младшей группе «Веселые пальчики»
В проекте, в который входит актуальность проблемы, способов решения, взаимодействия по данной теме с детьми и их родителями.Расширить знания родителей о развитии мелкой моторики и координации движений...
Проект по развитию мелкой моторики в первой младшей группе «Веселые пальчики»
Тип проекта: игровой, творческий, практический.Продолжительность проекта:4 недели.Участники проекта:дети, воспитатели, родители.Возраст детей:2 – 2,5 года. Актуальность выбранной темы:...
Проект по развитию мелкой моторики в первой младшей группе "Веселые пальчики"
Мелкая моторика – это скоординированные движения кистей рук и мелких мышц пальцев. Чтобы стимулировать развитие речи у ребенка, важно развивать мелкую моторику или движения пальцев рук. Это...
Проект по развитию мелкой моторики в первой младшей группе "Веселые пальчики"
Проектпо развитию мелкой моторикив первой младшей группе ...