Позитивная социализация детей с особенностями развития в условиях ФГОС
статья
Согласно ФГОС, содержание коррекционно-развивающей работы должно быть направлено на обеспечение коррекционной работы в психическом развитии категорий детей с ограниченными возможностями здоровья и оказание помощи детям этой категории в освоении образовательной программы детского сада.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pozitivnaya_sotsializatsiya_detey_s_osobennostyami_razvitiya_v_usloviyah_fgos.docx | 18.67 КБ |
Предварительный просмотр:
Позитивная социализация детей с особенностями развития в условиях ФГОС
Согласно Фед.Закона «Об образовании в Российской Федерации» с 2012 года одной из актуальных проблем является организация инклюзивного образования детей с ОВЗ в условиях дошкольного образования т. к. в последнее время возросло количество особенных детей с ограниченными возможностями.
Согласно ФГОС, содержание коррекционно-развивающей работы должно быть направлено на обеспечение коррекционной работы в психическом развитии категорий детей с ограниченными возможностями здоровья и оказание помощи детям этой категории в освоении образовательной программы детского сада.
Психологическое сопровождение является неотъемлемым звеном системы педагогического сопровождения этой группы детей.
В нашей образовательной организации МБДОУ «Солнышко» осуществляется работа по следующим направлениям:
Диагностическое, коррекционное-развивающее и социально-педагогическое направление:
Хотелось, более подробно остановиться на диагностическом направлении, которое предполагает классифицировать типичные трудности, возникающие у ребенка при освоении образовательной программы.
В начале каждого учебного года, все воспитатели заполняли анкету «Моя группа», в которой отвечают на вопросы: Какие дети отстают от развития? суетливы, тревожны? и т.д , далее, с родителями этих детей проводятся беседы, наблюдения за поведением детей и их деятельностью. По результатам проведенной работы выявляются дети, так называемой, «Группы риска», их количество в 12 группах составило 34 ребенка, причем они имеют несколько комплексных особенностей сочетающихся с проблемами в развитии речи. На каждого из этих детей воспитателем группы составляется матрица развития и маршрут развития. При работе с родителями этих детей им предлагается пройти ПМПК, либо в городе Майкопе, либо в Краснодаре, для того, чтобы получить четкие рекомендации от специалистов и получить статус ОВЗ, который дает много льгот и компенсаций. Таких детей у нас 17, 5 из них дети - инвалиды. Эти особенные дети имеют определенные диагнозы и обучаются по Адаптированным программам. Сегодня на нашем мероприятии вы увидели большинство этих детей.
Нарушения Опорно-Двигательного Аппарата– 1 ребенок
Умственная Отсталость – 1 ребенок
Нарушения Слуха – 1 ребенок
Задержка Психического Развития – 2 ребенка
Нарушения Речи – 11 детей
Если исходить из наших наблюдений, то Синдром Дефицита Внимания и Гиперактивность имеют 90 % этих детей, проблемы с речью 100% детей.
Гендерный состав детей с особенностями составляет 5 девочек и 12 мальчиков
Как же осуществляется образовательная деятельность?
Этому как раз и посвящено коррекционно-развивающее направление с учётом выявленных индивидуальных особенностей ребенка продолжительность, структура, объем, и содержание индивидуальной коррекционной работы могут и должны изменяться в соответствии с возможностями и способностями детей. Обязательно учитывается быстрая смена настроения ребенка, насколько ребенок может удерживать работоспособность в течение определенного промежутка времени и особенность произвольного внимания.
Скажу, что в каждой из 12 групп созданы «Журналы взаимодействия с узкими специалистами», которые заполняются педагогом – психологом и учителем - логопедом и включает в себя: план работы специалистов в данной группе, карту развития группы, матрицы развития детей из «группы риска»
Большинство используемых мною упражнений имеют познавательную направленность, и содержание их определяется наличием проблем у ребенка. Но нельзя отведенное время работать только над повышением уровня внимания или памяти. Это вызовет у ребенка отрицательный настрой, усталость и отвлекаемость. Помимо познавательных заданий в нем, как правило, присутствуют упражнения на развитие моторики, воображения и элементы сказкотерапии, пескотерапии и психогимнастики, которые так нравятся детям.
Социально-педагогическое направление предполагает изучение семейных условий воспитания и развития ребенка с ОВЗ. Родители детей с ОВЗ должны быть заинтересованы не только в усвоении образовательной программы, но и в установлении полноценного контакта ребёнка со сверстниками и социумом. Свое взаимодействие с семьей ребенка начинаю с первичной диагностики ребёнка, на этом этапе я знакомлюсь и с родителями. Важно установить доверительное отношение к специалисту, вызвать заинтересованность родителей. Мы для этого делаем все возможное, посещаем семьи дома, для того чтобы выяснить в какой обстановке и каких условиях проживают особенные дети.
Хочется так же отметить, что появилась необходимость в создании и проведении территориальных ПМПК. На основе рекомендаций, которой, в учреждении составляются план индивидуально-ориентированных мероприятий для каждого ребенка.
Конечно же, хочется видеть перспективу дальнейшей работы с детьми ОВЗ.
И такая перспектива у нас появилась. В октябре 2016 года в наше дошкольное учреждение поступило оборудование сенсорной комнаты, мы получили его благодаря Федеральной программе «Доступная среда».
Уже первый опыт использования сенсорной комнаты показал, какой мощный развивающий, лечебный, профилактический и коррекционный потенциал содержит ее оборудование.
Эффективность использования сенсорной комнаты заключается в том, что в отличие от традиционных методов педагогики в самом оборудовании сенсорной комнаты заложено разнообразие различного рода стимуляторов, применение которых создает дополнительный потенциал для развития ребенка. Мне бы хотелось, чтобы вы лично в этом убедились, и поэтому после мероприятия приглашаю посетить нашу с «Волшебную комнату».
Хотелось бы, отметить сотрудничество всех специалистов нашего учреждения учителя-логопеда, физ. инструктора, муз работника и педагогов дополнительного образования с педагогом - психологом, т.к считаю , что только тесное партнерство и объединение наших совместных усилий ведет нас к достижению положительных результатов.
Мы стремимся к еще более отлаженной системе в работе, совершенствуем преемственность в работе всеми специалистами ДОУ. Очень радостно видеть искреннее неравнодушие в глазах и действиях родителей по отношению к их особому ребенку. Делать все возможное для успешной социализации и познавательного развития ребенка. Мы пониманием проблемы и готовы меняться и продолжать накапливать опыт и знания в работе с детьми с ОВЗ. А пока дети с ограниченными возможностями здоровья в нашем учреждении приобретают элементарные навыки общения, делают первые маленькие шаги на пути социализации. Ведь жить им предстоит в социальном мире, в человеческом обществе.
Большая победа, если этот первый опыт оказывается удачным, и ребенок получает возможность развиваться наравне со своими сверстниками.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Атмосфера принятия и эмоциональной теплоты образовательного пространства как условие позитивной социализации детей с ОВЗ в контексте с ФГОС ДО
Данный материал содержит специальные условия для получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья, в том числе механизмы адаптации Программы для указанных детей, испол...
Создание условий для позитивной социализации детей первой группы раннего возраста.
Одним из требований ФГОС является успешное социально – коммуникативное развитие личности ребенка....
Доклад "Создание условий позитивной социализации детей с инвалидностью посредством реализации проекта «Вместе к успеху!» "
Создание условий позитивной социализации детей с инвалидностью посредством реализации проекта «Вместе к успеху!»...
Презентация ""Создание условий позитивной социализации детей с инвалидностью посредством реализации проекта "Вместе к успеху!""
Создание условий позитивной социализации детей с инвалидностью посредством реализации проекта «Вместе к успеху!»...
Создание условий для позитивной социализации детей раннего возраста.
Одним из требований ФГОС является успешное социально – коммуникативное развитие личности ребенка....
Коррекционно-развивающая помощь детям с особенностями развития в условиях дошкольного образовательного учреждения
Коррекционно- развивающая помощь детям с ОВЗ...
Статья "ИНФОРМАЦИОННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ МУЛЬТИПЛИКАЦИОННЫХ ФИЛЬМОВ, КАК УСЛОВИЕ ПОЗИТИВНОЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА"
Современное общество характеризуется веком информационных технологий. Общественное внимание фокусируется на качестве жизни и ее естественности; социализации, инновационном развитии и экономии ре...