«Пластилинография – как средство развития художественно - творческих способностей у детей дошкольного возраста».
материал (старшая группа)

Понизова Светлана Александровна

Введение.

Обучить творчеству нельзя, но это не значит, что нельзя воспитателю содействовать его образованию и проявлению.

Л.С. Выготский


Формирование творческой личности – одна из наиболее важных задач педагогической теории и практики на современном этапе.

Желание творить - внутренняя потребность ребенка, она возникает у него самостоятельно и отличается чрезвычайной искренностью. На занятиях с использованием нетрадиционных техник изображения дошкольниками предоставляется возможность экспериментировать. Все необычное привлекает детей, заставляет удивляться. У ребят развивается вкус к познанию нового, исследованиям. Дети задают вопросы педагогу, друг другу, обогащается и активизируется их словарный запас.

Как известно, дети часто копируют предлагаемый им образец, нетрадиционные техники изображения позволяют избежать этого, так как педагог вместо готового образца демонстрирует лишь способ действия с нетрадиционными материалами, инструментами. Это дает толчок к развитию воображения, творчества, проявлению самостоятельности, инициативы, выражению индивидуальности. Работа с нетрадиционными техниками изображения стимулируют положительную мотивацию у ребенка, вызывают радостное настроение, не утомляет.

Исследователи указывают на то, что использование нетрадиционных техник для рисования способствует ослаблению возбуждения у слишком эмоционально расторможенных детей. Так М. И. Чистякова отмечает, что нетрадиционное рисование увлекает детей, а чем сильнее ребенок увлечен, тем больше он сосредоточивается. Зона его активности сужается, уменьшается амплитуда движений. Таким образом, использование нетрадиционных техник изображения способствует интеллектуальному развитию ребенка, коррекции психических процессов и личностной сферы дошкольника.

Исследовательская деятельность выполняет терапевтическую функцию, отвлекая детей от грустных событий, обид, снимает нервное напряжение, страх, обеспечивает положительное эмоциональное состояние. Также в процессе изобразительной деятельности ребенок испытывает разные чувства – радуется созданному им красивому изображению, огорчается, если что-то не получается, стремится преодолеть трудности. У ребенка совершенствуется наблюдательность и эстетическое восприятие, художественный вкус, творческие способности, развиваются специальные умения и навыки.

Нетрадиционные техники рисования демонстрируют необычные сочетания материалов и инструментов. Несомненно, достоинством таких техник является универсальность их использования. Технология их выполнения интересна и доступна как взрослому, так и ребенку именно поэтому нетрадиционная методика очень привлекательна детям, так как они открывают большие возможности выражения собственных фантазий, желаний, самовыражению в целом.

Актуальность опыта.
Рисование имеет большое значение для всестороннего развития дошкольников, способствует эстетическому и нравственному воспитанию, расширению кругозора. Примечательно, что рисовать можно не только с помощью красок, карандашей или фломастеров, но и пластилином. Рисование пластилином – это пластилиновая живопись (пластилинография). В пластилиновой живописи пластилин используется в виде «краски», как изобразительный материал, а инструментом для работы с этим материалом служат ладошки и пальчики ребенка. Пластилинография – один из видов декоративно-прикладного искусства, редко практикующихся в дошкольном учреждении. А в пластилиновой живописи заложены колоссальные воспитательные резервы, огромные педагогические возможности, которые влияют на формирование и развитие художественно-эстетического и образно-пространственного восприятии окружающего мира детьми дошкольного возраста.

Авторы, исследующие проблему эффективной работы с пластилином и его влияние на творческие способности детей (Н.Б. Халезова, Б.Б. Косминская, Н. П. Саккулина, Т. С. Комарова и др.), отмечают наличие тесной взаимосвязи между тонкой двигательной координацией и уровнем работоспособности, степенью овладения техническими навыками и успешностью, качеством выполнения работы.

Процесс рисования пластилином в изобразительной деятельности вовлекает в работу движения рук (ладоней, пальцев), зрительное восприятие, а также развивает такие психические процессы, как внимание, память, мышление, воображение, речь (Л.А. Венгер, В.С. Мухина, Р. С. Немов и др.)

Таким образом, организация работы по созданию продуктов детского творчества в технике пластилинография позволяет решать не только практические, но и воспитательно – образовательные задачи, способствует всестороннему развитию личности ребёнка. В игровой форме дети учатся выделять в своих художественных работах главный замысел и оттенять второстепенные детали. Дошкольники получают знания, умения навыки, знакомятся с миром предметов в процессе частичного использования бросового материала. При этом расширяются возможности изобразительной деятельности детей, раскрываются методы обучения основным правилам, приёмам и средствам композиции.

В обобщённом мною опыте раскрываются специфические методы и приёмы работы в технике пластилинография, в процессе различных видов деятельности: на занятиях, в свободное время, кружковой работе. Показано влияние пластилиновой живописи на всестороннее развитие детей.


Цель и задачи решаемые в опыте.
Цель: Развивать художественно-творческие способности у детей дошкольного возраста средствами пластилинографии.
Задачи:
1. Формировать у детей устойчивый интерес к использованию в своей деятельности нетрадиционной техники работы с пластилином.

2. Учить детей находить оригинальные способы для создания художественного образа.

3. Учить детей свободно экспериментировать с художественными материалами и инструментами.

4. Развивать сенсорные способности восприятия, чувства цвета, формы, композиции.

5. Развивать мелкую моторику, координацию движений рук.

6. Воспитывать самостоятельность, аккуратность в работе.
Условия.
Современная педагогика уже не сомневается в том, что учить творчеству возможно. Вопрос, по словам И.Я. Лернера, состоит лишь в том, чтобы найти оптимальные условия для такого обучения.

Наиболее эффективно развивать у детей художественно – творческие способности можно при условии:

  • Создания эстетической предметно - развивающей среды для занятий в кружке, совместной и самостоятельной творческой деятельности детей в группах.
  • Создание базы наглядных пособий: предметные и сюжетные иллюстрации, фото, картины в технике - пластилинография, технологические карточки и таблицы.
  • Взаимодействия детского сада и семьи.
  • Организация и посещение выставок детьми и родителями.
  • Создание и оформление уголка в группе для совместной и самостоятельной изобразительной деятельности детей.
  • Оформление выставки картин в технике «Пластилинография».
  • Оформлены консультации на темы: «Все дети любят пластилин», «Пластилиновая живопись»

Педагогические средства используемые в опыте.
1.Методы и приёмы.
Решая поставленные мною цель и задачи, использую разнообразные методы и приёмы:
Общедидактические.
Наглядные методы:
Демонстрация наглядных средств.
Наглядность оживляет процесс обучения, способствует побуждению у детей интереса к технике пластилиновой графики.
Показ способов действий, способов работы, последовательности ее выполнения– этот прием раскрывает перед детьми задачу предстоящей деятельности, направляет их внимание, память, мышление. Показ должен быть четким, точным. Необходимо, чтобы дети увидели каждое движение, заметили особенности его выполнения. Каждое свое действие обозначаю словом.
На каждом занятии показываю ребенку либо способ выполнения задания, либо выполненную работу с этим заданием.
Показ образца используется в обучении анализа, в построение плана работы.
Анализ детских работ в конце занятия (стараюсь привлечь внимание детей к результатам их деятельности; помочь детям понять достижения и ошибки в изготовлении).
Практические методы:
В развитии творческих способностей ведущая деятельность детей - художественная. Она состоит при условии овладения детьми общими и самостоятельными способами художественной деятельности и направлена на получение конкретного продукта. Нельзя научить детей чему-либо, только показывая и рассказывая о технике изображения, не предлагая самим детям каких - либо действий. Ребенок овладевает опытом только тогда, когда сам участвует в практической деятельности.
На занятиях дети изготовляют исходные формы, дорабатывают их, с соблюдением пропорций, соединяют части, подбирают новые цвета и оттенки из пластилина, осваивают приём «вливания одного цвета в другой», придумывают свои, новые способы лепки, осваивают законы композиции – размещение предметов на плоскости.
Словесные методы:
Позволяют в кратчайший срок передать детям информацию, ставить перед ними учебную задачу, указывать пути ее решения. Словесные методы и приемы сочетаются с наглядными, игровыми, практическими методами, делая последние более результативными.
Это беседы, загадки, чтение стихов и сказок, вопросы к детям, объяснение последовательности выполнения работы, чтение схем.
 

 

 

Специфические методы, обусловленные
особенностями художественной деятельности.
Метод пробуждения ярких эстетических эмоций и переживаний, с целью овладения даром сопереживания на прекрасное в окружающем мире. Направлен на формирование эстетического вкуса. Эстетическое - «всё то, что оказывается способным вызвать эмоционально-чувственную реакцию, в идеале действенную, либо созерцательную» (Чиаурели В.) Это происходит в сравнении, любовании различными произведениями искусства, предметами народно – декоративного искусства, в том числе, своими результатами творчества.
Метод эстетического убеждения По мысли А.В. Бакушинского «Форма, колорит, масса и пространство, фактура должны убеждать собою непосредственно, должны быть самоценны, как чистый эстетический факт».
Формы.
Любая деятельность предполагает выбор форм работы с детьми. Форма – способ организации, установленный порядок.
Групповая – основная форма работы по развитию творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста. Группа состоит из 6-8 человек. Основанием для комплектования могут быть личные симпатии детей, общность их интересов, но ни в коем случае не совпадение в уровнях развития.
Технология проведения групповых занятий может быть разной. Главное чтобы дети сидели компактно, но на некотором расстоянии, не мешая, друг другу. Внутри подгруппы дети могут переговариваться, общаться, делиться опытом. Каждое занятие кружка содержит: тему, задачи, последовательность выполнение работы.
Выполнить композицию в технике пластилинографии непросто, поэтому над её созданием одновременно трудится несколько детей.
Этапы создания картин:

1.     Подбор эскиза.

2.     Подготовка основы. (покрытие основы скотчем, перенос эскиза на основу).

3.     Подбор материала, цвета пластилина, смешивание цвета.

4.     Создание картин начинаем с дальнего плана, постепенно приближаясь к ближнему.

5.     Лепка мелких деталей. Декорирование.

Пальчиковые игры и упражнения – форма работы выбрана для развития мелкой моторики, координации и синхронизации движения обеих рук, а также для расслабления и отдыха на занятиях.
Оформление и организация выставок – выставки работ проходят два раза в год. Любуясь результатами своей работы, дети получают эмоциональное удовлетворение. Это способствует их самовыражению, повышает их самооценку.
 

Средства.



Основными средствами, которые я использую в работе, являются:
Художественные средства:

  • Пластичный материал (разноцветный пластилин).
  • Бросовый и природный материал.
  • Дополнительные предметы для декорирования изображений (бисер, бусины, колпачки, и др.).

Наглядные средства:

·        Коллекция иллюстраций, раскрасок, репродукции картин.

·        Таблицы с технологическими карточками способов лепки.

·        Образцы работ, фотографии.

·         Интернет ресурсы – ИКТ, для получения детьми ярких впечатлений от произведений искусств и расширения знаний и впечатлений.

Технология работы.

Цель кружковой работы - развитие творческих способностей через нетрадиционную технику рисования – рисования пластилином. При достижении обозначенной цели решала следующие задачи:
 

1.     Формировать у детей изобразительные навыки;

2.     Знакомить с техникой и приемами рисования пластилином;

3.     Учить детей создавать выразительные образы посредством объема и цвета;

4.     Развивать мелкую моторику пальцев рук, подготовить руку к письму;

5.     Воспитывать усидчивость, аккуратность в работе, желание доводить начатое дело до конца.


Организация кружка проходила в несколько этапов:

  • Подготовительный. Изучение авторских подходов к пластилиновой живописи. Проведение начальной диагностики детей. Анкетирование родителей. Создание в группе предметно-развивающей среды.
  • Практический. Организация и проведения занятий. Обогащение развивающей среды в группе. Оформление выставок детских работ.
  • Итоговый. Итоговая диагностика детей. Оформление фотовыставки работы кружка. Выступление с опытом работы по данной теме перед воспитателями.


Основной формой обучения детей рисованию пластилином является занятие. Занятия проводились в игровой форме. Для эмоционального настроя на занятиях используются музыкальные произведения. Проводятся занятия-путешествия в страну «Пластилинографии». Для старших дошкольников на занятиях используется метод творческой визуализации. Дети удобно располагаются на ковре, расслабляются, закрывают глаза, слушают звуки леса, речки, шум моря. Спокойный, теплый голос воспитателя помогает представить картину природы, которую потом дети выполняют в своих работах.

Изначально почти всю информацию об окружающем ребенок получает через телесные ощущения. Именно поэтому в изобразительной деятельности, активно используются движение, танец. Такие упражнения, как «Танец цветов», «Воздушный бал», «Веселый зоопарк», «Море», не только развивают пластику, они направлены на ощущение ребенком свободы, эмоциональное самовыражение.

Значение занятий многостороннее. Здесь осуществляется систематическое и планомерное развитие каждого ребенка. Все занятия направлены на развитие у дошкольников творчества. Каждое занятие – новый шаг в познании чего-то нового и оригинального для ребенка. Структура занятий может быть гибкой и изменяться от целей и задач, но включает в себя 3 части: вводная, основная, заключительная.

Вводная часть начинается с организационного момента. Именно здесь создается эмоциональный настрой у детей и объясняется новый материал. Во вводной части используются различные приемы: чтение художественного слова, обыгрывание персонажей, подвижную или пальчиковую игру.

В основной части или практической объясняются и показываются приемы рисования пластилином. И дети самостоятельно выполняют задания, активно перерабатывая их, опираясь, на имеющийся опыт и свое отношение к изображаемому. При необходимости можно помочь советом и провести индивидуальную работу.

Работа с пластилином трудоемкая, требует усилий. В процессе ее выполнения детям необходим отдых в виде тематических физкультминуток и разминок. Физкультминутки подбираются по теме занятий. Такие занятия способствуют не только овладению детьми практическими навыками, но учат их любоваться природой, бережно к ней относиться, помогают проникнуться любовью даже к самому, маленькому, неказистому цветку. На занятиях используются музыкальные и поэтические образы, что способствует художественно-творческой активности детей. Она начинает проявляться уже в момент возникновения замысла, в процессе обсуждения будущей работы. Часто именно разговор, непосредственно предваряющий практическую деятельность, становится главной отправной точкой в рождении художественного образа.

Техника рисования пластилином проста в исполнении, не требует особых способностей, увлекает и не перегружает детей ни умственно, ни физически. Дети очень быстро усваивают новые приемы, быстро достигают хорошего качества работ и занимаются с удовольствием. Детям очень нравится смешивать цвета для получения нужного оттенка. Этот процесс особенно привлекает детей, так как они очень любят экспериментировать. Пластилин – материал волшебный и любую ошибку можно исправить. Неудачное изображение просто счищается стекой, потом снова добавляется фон. Возможность легко исправить ошибку, особенно привлекательна для детей. Необходимо, чтобы ребенок радовался полноценному творческому процессу, чтобы ему было психологически комфортно во время занятия.

Очень важна заключительная часть, в ней подводится итог занятия. Просмотр и анализ детских работ в конце занятия – важное условие развития изобразительного творчества. Художественная деятельность ребенка станет еще более успешной, если взрослые, педагоги и родители будут оценивать ее положительно, не сравнивая работы детей между собой, а отмечая индивидуальную манеру выполнения. Поэтому особое внимание уделяется обсуждению детских работ. Детям это нравится и позволяет ребенку полнее осмыслить результат своей деятельности, учит задумываться над тем, что у него не получилось. При рассматривании работ, выслушиваются все дети, которые желают высказаться по поводу своего творчества, пережитых впечатлений. Обязателен анализ рисунка ребенка в индивидуальной беседе. При этом оцениваются достижения ребенка в соответствии с его личными возможностями и в сравнении с его же прежними рисунками, обстоятельно аргументируется оценка и придается ей позитивный характер, чтобы открыть путь к исправлению ошибок. Анализ детских работ можно делать и после тихого часа. Когда дети спят, педагог ставит на картинки бабочек. После проводится беседа, почему бабочка села на эту картину?

Навыки детей в изобразительной деятельности складываются в результате систематических занятий. Так занятия кружка проводила 1 раз в неделю. Обучение детей нетрадиционной технике рисования проходило по разработанному перспективному плану. Занятия проводила с группой детей в составе 10 человек. Продолжительность непрерывной деятельности согласно возрастным требованиям.

Дети старшей группы уже обладают значительными знаниями об окружающем мире, умениями и навыками в изобразительной деятельности, имеют практический опыт работы. На этом этапе я стараюсь не мешать ребенку в создании рисунка, детям не навязываю свои варианты выполнения, а чутко и умело стараюсь способствовать творческому процессу. Во время такой деятельности всегда создается ситуация успеха для каждого ребёнка, так как именно на этих занятиях появляется больше возможности для того, чтобы подчеркнуть индивидуальность и неповторимость каждого.

Желание детей созидать будет развиваться, если они сами смогут любоваться, восторгаться своими действиями, и действиями сверстников. Но одно желание творить недостаточно. Чтобы ребенок был свободен в творчестве, ему предоставляются разнообразные изобразительные материалы, в достаточном количестве и в рабочем состоянии. Умение изображать увиденное приходит с умением видеть, анализировать образ, находить в нем главное. Процесс становления творчества ведется постепенно, с постоянной сменой изобразительного материала и техник, чтобы у ребенка была заинтересованность в продолжении занятий. В пластилиновой живописи дети получают знания, умения, навыки, знакомясь с миром предметов в процессе использования природного и бросового материала.

Опыт работы свидетельствует также, что коллективная художественная деятельность формирует положительную мотивацию к ней и углубляет интерес к творчеству. Общие усилия, направленные на решение творческой задачи, раскрывают индивидуальность, детей, корректируют межличностные отношения. Коллективная форма творчества сближает детей, у них развиваются навыки культуры общения, возникают эмоционально теплые отношения. Коллективная работа очень тщательно продумывается.

Рисование пластилином очень интересный, привлекательный для детей продуктивный вид деятельности и открывает большие возможности для выражения собственных фантазий, желаний и самовыражению в целом.

Занятия пластилиновой живописью помогли развить мелкую моторику пальцев рук. У детей выработались такие качества, как трудолюбие, усидчивость; научились самостоятельно принимать решения, свободно распоряжаться временем и пространством научились помогать друг другу. Дети стали увереннее в себе, инициативнее, общительнее с взрослым и со сверстниками, активизировался их художественный словарь. Дети ушли от стереотипных образов, работы стали ярче и разнообразнее, оригинальнее и интереснее по содержанию.

Занятия по нетрадиционной технике рисования пластилином показали, что у детей есть огромный интерес и желание, но необходимо постоянно заниматься с детьми для повышения уровня способностей, иначе способности могут погаснуть. Самым важным является постоянная работа с детьми и введение в систему дошкольного образования различных форм по развитию способностей детей, не перегружая их. Систематическое внедрение нетрадиционных техник рисования в воспитательно-образовательный процесс, позволило развить художественно творческие способности детей, сформировать интерес и стремление к содержательному общению, связанному с творческой деятельностью, создать интерес к различным техникам, материалам и желание действовать и экспериментировать с ними.
 

Результативность опыта.
Проводимая мной работа показывает, что системность и поэтапность занятий с использованием нетрадиционной техники в изобразительной деятельности «Пластилинографии», способствуют формированию прочных изобразительных навыков и развитию творческих способностей у детей дошкольного возраста.

Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста отслеживала по педагогической диагностике. Результаты педагогической деятельности показавают:

  • У детей появился повышенный интерес, творческая активность. Дети с желанием и интересом посещают кружок.
  • В работах детей преобладают новизна и оригинальность.
  • Дети свободно экспериментируют с художественными материалами и инструментами.
  • У детей хорошо развиты сенсорные способности, композиционные навыки.
  • Хорошо развита координация рук, мелкая моторика.
  • Выполняют задания самостоятельно, без помощи педагога (самостоятельно выбирают тему, умеют планировать свою работу, выбирают выразительные средства изображения, доводят начатое дело до конца).


Уровень художественно – творческих способностей

 

(Усвоение программы «Пластилинография»)
image

 


Анализ уровня развития изобразительной деятельности, процесса и продуктов детского творчества, количество участников конкурсного движения показывает, что использование нетрадиционной техники работы с пластилином дает толчок к положительной динамике в развитии творческих способностей дошкольников.

Опыт работы свидетельствует: изображение в оригинальной технике с помощью пластичных материалов позволяет ощутить незабываемые положительные эмоции. Лепка даёт удивительную возможность моделировать мир и своё представление о нём в пространственно – пластичных образах, удивляет своей непредсказуемостью, повышает сенсорную чувствительность (способствует тонкому восприятию формы, фактуры, цвета, пластики), развивает воображение, формирует умение планировать работу по реализации замысла, предвидеть результат, а самое главное - способствует развитию творческой личности.

«Пробудить, заложенное в каждом ребенке

творческое начало, научить трудиться…

Сделать первые шаги в творчестве для

радостной, счастливой и наполненной

жизни – к этому я стремлюсь

в меру своих сил и способностей».

Данный опыт может быть использован педагогами дошкольных образовательных учреждений, а так же родителями для развития своих детей.
 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Литература.


1. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. - М., 1967.

2. Григорьева Г. Г. Развитие дошкольника в изобразительной деятельности. М., 1999.

3. Давыдова Г. Н. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Часть 1, 2. – М.: «Издательство Скрипторий 2003», 2007.

4. Давыдова Г. Н. Пластилинография – 2. – М.: Издательство «Скрипторий 2003», 2008.

5. Давыдова Г. Н. Пластилинография. Анималистическая живопись – 4. – М.: Издательство «Скрипторий 2003», 2008.

6. Давыдова Г. Н. Детский дизайн. Пластилинография. – М.: Издательство «Скрипторий 2003», 2008.

7. Доронова Т. Н. Развитие детей в изобразительной деятельности. – «Детство-ПРЕСС», 2005.

8. Казакова Т. С. Рисование с детьми дошкольного возраста: нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий / под редакцией Р. Г. Казаковой. М., 2004.

9. Комарова Т. С. Детское художественное творчество. Методическое пособие для воспитателей и педагогов. М.. 2008.

10. Комарова Т. С. Обучение детей технике рисования. М., 1976.

11. Лыкова И. А. Лепим из пластилина, глины, теста. – «Олма Медиа Групп», 2009.

12.Лыкоква Л. И. программа художественного воспитания, обучения и развития детей 2-7 лет «Цветные ладошки». – М.: «Карапуз-Дидактика», 2007.
 

13. Яковлева Т. Н. Пластилиновая живопись. – «ТЦ СФЕРА», 2010.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

мастер -класс"Пластилинография как средство развития творческих способностей у детей дошкольного возраста"

Пластилинография как средство  развития творческих способностей у детей дошкольного возраста...

«Пластилинография – как средство развития творческих способностей у детей дошкольного возраста».

Дошкольное детство – это важный период в жизни ребенка. Именно в этот период идет разностороннее развитие ребенка, реализуются его потенциальные возможности и первые проявления творчества.Вот по...

Выступление на педагогическом совете с опытом работы по теме: «Пластилинография – как средство развития творческих способностей у детей дошкольного возраста».

Дошкольный возраст-  важный период в жизни ребенка. Именно в этот период идет разностороннее развитие ребенка, реализуются его потенциальные возможности и первые проявления творчества....

Пластилинография как средство развития творческих способностей у детей дошкольного возраста

Рисование пластилином – это пластилиновая живопись (пластилинография). В пластилиновой живописи пластилин используется в виде «краски», как изобразительный м...

План по самообразованию "Пластилинография как средство развития творческих способностей у детей раннего возраста"

План по самообразованию в 1 младшей группе на тему "Пластилинография как средство развития творческих способностей у детей раннего возраста"...

Педагогический опыт работы "Пластилинография как средство развития творческих способностей у детей дошкольного возраста"

Одной из образовательных областей основной образовательной программы ДОУ  в  соответствии с ФГОС ДО является «художественно-эстетическое развитие», которое предполагает не только...

Консультация для родителей "Пластилинография как средство развития творческих способностей у детей дошкольного возраста."

Консультация для родителей "Пластилинография как средство развития творческих способностей у детей дошкольного возраста."...