Статья «Я САМ! Или воспитание самостоятельности дошкольников»
статья

Федорова Светлана Олеговна

Многие родители задаются вопросом - Когда же начинать приучать ребёнка к самостоятельности? Возможно, вы слышали историю о том, как к Корнею Ивановичу Чуковскому обратилась за советом молодая мать с вопросом, когда ей надо начать воспитывать своего ребенка. Писатель поинтересовался, каков возраст ребенка. «Ему всего три месяца», — ответила женщина. «Ну что ж, вы опоздали ровно на три месяца», — ответил К. Чуковский. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_ya_sam.docx18.58 КБ

Предварительный просмотр:

«Я САМ! Или воспитание самостоятельности дошкольников»

«Вообще ребенку доставляется большое удовольствие, если он сам заметил и выяснил себе какое-то явление, и если его рассуждение оказалось действительно верным, точно так же доставляет ему наибольшее удовольствие то, что он сделал сам и достиг без указания других» П.Ф.Лесгафт

   Дошкольный возраст представляется наиболее благоприятным периодом для формирования нравственно-волевых качеств личности, в том числе основ самостоятельности.

   Самостоятельность – это способность личности планировать, осуществлять контроль над своей деятельностью на основе имеющихся знаний автономно.

   Самостоятельность ребенка не имеет ничего общего со стихийным его поведением. За самостоятельностью ребенка (любого возраста) всегда стоит руководящая роль и требования взрослого. Уровень самостоятельности детей повышается с их развитием, с возрастающими у них возможностями выполнять все более сложные физические и умственные действия.

   В развитии самостоятельности дошкольников можно выделить два основных этапа.

   Первый этап - когда малыш действует в обычных для него условиях, в которых вырабатывались основные привычки. Ребёнок действует без напоминания, побуждений и помощи со стороны взрослого (сам убирает после игры строительный материал; сам идет мыть руки, когда его зовут к столу; сам говорит «пожалуйста» и «спасибо», когда просит о чем-то или благодарит за помощь).

   На втором этапе дошкольник уже самостоятельно использует привычные способы действия в новых, необычных, но сходных ситуациях. Например, без напоминания взрослого , ребёнок , зайдя в гости, идёт мыть руки или , закончив уборку своей комнаты идёт прибирать другие.

   Каждый родитель знает, что наступает такое время, когда ребенок непременно хочет все делать сам. Однако пропасть между тем, что ребенок хочет и что он в действительности может, настолько велика, что родители зачастую просто боятся доверить ребенку выполнение какого-либо дела.

   НЕ бойтесь доверять!  Оставляйте малышу поле деятельности для самостоятельности, но постоянно контролируйте, так как безопасность ребенка должна стоять все же на первом месте.

   НЕ заставляйте! Ни в коем случае нельзя силой заставлять ребенка что-то делать. Встаньте на его позицию, попытайтесь понять, в чем дело, и помогите ему.

  НЕ ограждайте от проблем! Позволяйте ему встречаться с отрицательными последствиями своих действий (или своего бездействия).

   Очень важно, чтобы близкий человек был не только воспитателем, но и помощником, участником совместных дел. Ребенку просто необходимо сотрудничество со взрослым. Приучая ребенка к самостоятельности, родители должны учитывать все «подводные камни» на этом пути. 

  • Следуйте принципу – Лучше один раз показать правильно, чем потом переучивать! Всегда соблюдайте нужный алгоритм действий и ребёнок быстрее запомнит что и как следует делать самостоятельно.
  • Просите помощи. И совсем скоро малыш сам будет первым бежать выполнять задание.
  • С раннего возраста приучайте к выполнению домашних обязанностей. Начинайте с самых простейших – вытереть пыль, разложить по местам и с возрастом, усложняя задачу.
  • Создавайте условия. Если мы говорим о воспитании самостоятельности, то ребёнок должен находиться в безопасных условиях, в условиях развивающего обучения.
  • Повышайте самооценку и уверенность в себе. Ни в коем случае не стоит ругать ребёнка за первые неудачи. Всегда найдите слова утешения и одобрения. Не забывайте хвалить.
  • Поощряйте инициативу. Наберитесь терпения, ведь не всегда то, что ребёнок пытается сделать самостоятельно, вызывает у родителей восторг. Всегда спокойно объясняйте малышу, что он сделал не правильно. Постоянно подавляя инициативу, можно подавить её навсегда.
  • Учитесь терпению.  Следует помогать ребенку только в том случае, если он сам просит взрослого о помощи. Не нужно вмешиваться в деятельность ребенка тогда, когда он чем-то занят, если он не просит об этом. Конечно, взрослые зачастую лучше понимают, как выполнить то или иное действие, но важно дать возможность ребенку найти решение самостоятельно!

  Многим родителям присуща «гиперопека», поэтому начиная воспитывать самостоятельность у своих детей, начинайте в первую очередь с себя!

   Самостоятельность запрограммирована в любом ребенке, наступит время, она обязательно проявится сама собой. Тогда родителям нужно будет только направлять ее в нужное русло.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья на тему: «Технология воспитания у дошкольников осознанного отношения к слушанию и восприятию музыки».

Статья отражает значение слушания и восприятия музыки в ДОУ, в системе музыкально-образовательной деятельности....

Игра как средство воспитания самостоятельности дошкольника

Самостоятельность - это ценное качество, необходимое человеку в жизни.Современные психологи советуют приступить к развитию сампостоятености как можно раньше.Воспитание самостоятельности предпологаетпр...

Статья" Особенности организации трудового воспитания у дошкольников"

Особенности организации трудового воспитания у дошкольников...

Статья Воспитание самостоятельности в сюжетно-ролевых играх дошкольников.

Основной вид деятельности дошкольного возраста – игра, в  процессе которой развиваются духовные и физические силы ребенка: его внимание, память, воображение, дисциплинированность, ловкость,...

Статья "Роль сказок в воспитании младших дошкольников"

quot;Нет в мире существа, которого бы не коснулсяхоть самый крошечный луч любви, а также нетчеловека в чьей жизни нельзя было бы не найтисказку!"А.В. Гнездилов...

статья на тему "Проблемы воспитания личности дошкольника в современных условиях"

Проблемы воспитания личности дошкольника в современных условиях Современных детей называют по разному и все определения имеют под собой основу. Например: «Дети нового тысячелетия» – юные существа, об...